На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Татьяна Кибишева
    При Сталине у чиновников нечего было конфисковывать, они полностью были на гос.обеспечении: все было под казённым ном...Любого интенданта...
  • николай николай
    Как при Сталине посидел в парламенте пятилетку , ай-да на 25 лет с конфискацией . Вот поэтому народ и любил Сталина ....Любого интенданта...
  • Юрий Ильинов
    Взятие Очеретино. О чем подумалось сразу после освобождения поселка что же происходит на реальном поле боя? Начнем ...Убийство в Люблин...

Тактическое ядерное оружие: что-то часто упоминать стали…

Исторические напёрстки

Тактическое ядерное оружие: что-то часто упоминать стали…

Тактическое ядерное оружие: что-то часто упоминать стали…

Хороший вопрос Читателя получил, отвечу на женское беспокойство. Поставлена задача: «а может случиться ядерная война между Россией и НАТО, но чтобы … не весь мир в труху?». Ответ – конечно, может. И «не в труху» тоже, к тому всё идёт. Тема актуальная, стороны еще с 2018-го года вежливо друг друга предупредили о готовности применить тактическое ядерное оружие (ТЯО). Начали, как не трудно догадаться, не мы.

Проведя инвентаризацию протухших ядерных арсеналов, которые не проходили модернизацию с 1992-го года, Америка от официальных лиц Пентагона запустили в оборот термин «ядерное оружие пониженной мощности», горько сетуя: ой, как же хочется, люди добрые из Конгресса, дайте «для сдерживания растущей агрессивности России на международной арене». Чтобы проверить реакцию Москвы, вопрос вынесли на женевскую Конференции по разоружению, прошедшую 28 февраля 2018 года. Россия ответила, глава МИД Сергей Лавров послушал-послушал, и закончил недосказанности западных партнеров:

«Всем должно быть понятно, что тем самым военные США готовят вооружённые силы стран Европы к применению тактического ядерного оружия против России»

Обычное дело.

Мир может сколько угодно охать, рассуждать о недопустимости любого ядерного оружия: радиационное загрязнение, моральная ответственность, прочие благоглупости. Хотя было произведено немало ядерных взрывов низкой мощности, экология их не заметила, совесть испытателей не очерствела. А у военных людей к вопросу применения малых «ядрён-батонов» ровное отношение, рассматриваемый и сотни раз отработанный на учениях аспект ведения общевойскового боя, служилые подтвердят.

Уставы и нормативы буднично сообщают: в случае наличия в полосе наступления бригадной долговременной линии обороны – «проломить» ее полагается тремя тактическими ядерными ударами. Ключевое слово – «полагается». После этого танковые и механизированные подразделения уходят в прорыв, а батальоны противохимической и противорадиационной защиты (РХБЗ) приступают к дегазации, дезактивации и обеззараживанию техники, ключевой инфраструктуры захваченных территорий.

Военные (после Карибского кризиса) потребовали себе маломощные, не стратегического назначения ядерные заряды поля боя. Получили их в самой разнообразной номенклатуре. Негласным ограничением применения ТЯО являются периферийные конфликты низкой интенсивности: Вьетнам, Ирак, Афганистан, Сирия. Когда можно проламывать оборону противника обычными вооружениями, не оправдываться перед обществом за бесчеловечность и кровожадность.

Но когда рассматривался вопрос прямого столкновения стран Варшавского Договора и НАТО, правила гласили: линии обороны полагается преодолевать с помощью маломощных ядерных припасов, не терять время на долгие артиллерийские дуэли. Бронетехника проектировалась под соответствующие задачи, личный состав тренировался в костюмах радиационной и химической защиты, ядерные боеприпасы получили даже стволы бригадного калибра (152-155 мм), системы залпового огня, оперативно-тактические и крылатые ракеты, авиационные бомбы. Даже 120-мм минометы думали использовать.

Четыре гектара выжженной земли, 152-мм ядерный снаряд

Шло время, великие державы устроили гонку вооружений, появилась концепция «глобальной победы», которая достигается физическим уничтожением противостоящего государства, не выходя на поле боя в традиционном смысле слова. Ядерные боеголовки стратегического назначения становились все тяжелее, мощнее, смертоноснее. Их возможное применение вызывало ужас даже у циников в погонах. Тактическое оружие ушло в тень, его использование стали рассматривать с осторожностью, а с 70-ых годов пошли процессы разоружения.

Прошли десятилетия, ядерное оружие потеряло ореол ужасающей угрозы в коллективном мышлении. Стало некой абстракцией, фигурой речи, сомнительным по убедительности аргументом даже в публичной политике. Вирус легкомысленного отношения поразил военных Запада, они вновь стали рассматривать тактическое ядерное оружие – приемлемым, эффективным. А конфликт с его применением возможным. Поскольку оно преодолевает извечную проблему «позиционного тупика» поля боя.

В Первую мировую окопное сидение и артиллерийское взаимное истребление пытались преодолеть танками и химическими отравляющими веществами, во вторую – тактическими новациями глубоких механизированных прорывов, тотальными бомбардировками. Но позиционный тупик не был преодолен, поскольку армия большой державы с мобилизационным ресурсом способна превратить сотни квадратных километров в сплошной укрепрайон за очень короткое время. Преодолеть его - потерять огромное число материальных средств и личный состав.

Чтобы вновь упереться в укрепрайон, столкнуться с резервами, опять начать неадекватное и неприемлемое по расходам топтание на месте. Никакая экономика такой войны не выдержит, даже в среднесрочной перспективе, слишком дорого обходятся технически грамотные специалисты и современное вооружение. Поэтому, проблема стратегического перехвата инициативы на поле боя вновь вернулась к концепции применения тактического ядерного оружия.

залп Искандер-М (иллюстрация из открытых источников)

Одолеть Россию.

Что происходит с Америкой, уже понятно. Гегемон дряхлеет, здоровается с тенями ушедшей эпохи, в одиночку не способен противостоять России. Теперь каждый союзник ценен, пусть даже лимитроф с полицейским взводом вместо армии. Участившиеся саммиты НАТО тому яркое подтверждение, раньше они раз в несколько лет проходили. Во времена «холодной войны», на минуточку, в парадигме реальной ядерной угрозы. Сегодня наступило время гибридного противостояния, которое будет подразумевать череду локальных войн с высокой, но кратковременной интенсивностью боевых действий.

Цель понятна, физическое уничтожение противника как такового. Соблюдая железные правила: России не должна рассматривать такие войны смертельной стратегической угрозой, не станет применять соответствующие аргументы в ядерном исполнении. Второй пункт: боевые действия должны разворачиваться у российских границ, то есть – в Европе. Третье, - общество должно быть приучено к мысли, что тактическое ядерное оружие будет применено, но глобальным конфликтом и планетарной радиационной свалкой такая война не закончится. Потому что ... США категорически против применения своего арсенала.

Вот о чём сказал Сергей Лавров в Женеве, правильно истолковав «заходы» американцев о ТЯО в Европе. Неважно, проиграет Россия или победит в Третьей мировой, она не должна коснуться Нового Света никоим образом. Да, Вашингтон пожертвует даже своими солдатами, парочкой флотов, но поле боя не должно появиться в Западном полушарии. А восстановлением Европы можно будет заняться позже, придумать очередной «план Маршалла», реализовать его возродившейся индустриальной мощью Америки. Которая опять баснословно разбогатеет на далёкой войне.

Первый шаг сделан, Россию назначили «агрессором», мобилизовали всех сателлитов и союзников. Понятен личный состав, который будет брошен в бой. Как закончатся украинцы, на их место встанут прибалты, поляки, румыны или финны. Никто спрашивать не будет, так решено. Силы быстрого реагирования стран НАТО в Европе увеличатся с 70 тысяч – до 300-от, будут вплотную придвинуты к нашим границам. Чтобы понимать, это фактически миллионная армия, если приплюсовать всех обозных из служб поддержки, снабжения и прочего обеспечения.

Что будет дальше, тоже понятно. Повод для первого удара любой из сторон всегда найдется. Оперативно-тактические комплексы с крылатыми ракетами есть у всех, на радаре не поймёшь, какой именно заряд она несёт. Не заглянешь под брюхо каждого летящего самолета, чтобы понять – какую именно бомбу волочёт. Или РСЗО выпустило припас в ядерном исполнении. В любом случае, даже массированным применением обычных вооружений можно спровоцировать ответный удар средствами ТЯО.

Дальнейшая задача США будет заключаться в информационной истерике, призывами остановить безумие, демонстративное закрытие на замок собственных стратегических ядерных сил, призывы к миру и переговорам. При наращивании применения именно тактических ядерных ударов по линии фронта. Такой план, циничный и беспощадный, в духе англосаксов.

Сможет ли Альянс так победить Россию? Нет, поскольку неизвестна та «красная черта», после пересечения которой наш Главнокомандующий прикажет (согласно Доктрине) применить стратегические арсеналы. Способны мы перейти в контратаку и нанести «западным партнерам» поражение на поле боя? Вполне, но без широкого применения ТЯО дело викторией не завершить. А потом придется думать на берегу Ла-Манша или в Берлине, что делать с развалинами Европы, сотнями миллионов населения. Которое необходимо какое-то время содержать.

В любом случае, виновниками окажутся русские, даже для китайцев и прочих азиатов, которые потеряют огромные рынки сбыта, американский и европейский. Поскольку Вашингтон будет разворачивать собственную индустриализацию и экономику, собирая сливки с конфликта, преодолевая Великую Депрессию 2.0., придумывая правила нового мироустройства.

Опять «мультики»?

Ну вот, жути вроде нагнал. Хотя это обычная, реально рассматриваемая доктрина. Которая появилась в головах мудрецов Пентагона не сегодня или 24 февраля 2022-го года. После «крымской весны» НАТО поступательно разыгрывает подобный сценарий на учениях, вооружается, ведет информационную подготовку населения к неизбежной «агрессии русских». Про Украину вообще не вспоминайте, это даже не полноценная увертюра. Прошедший саммит НАТО подтвердил, послушайте речи тамошних «ястребов», прочитайте принятую резолюцию.

А теперь, о чём не скажут, не напишут, но любому военному будет понятно: обычными вооружениями русских опрокинуть или остановить не получится, противостояние придет в состояние «позиционного тупика». Поэтому, применять ТЯО придется, сама конфигурация натовских группировок у наших границах об этом говорит. Размазаны тонким слоем на огромных площадях. Вскоре будут полноценно развернуты из батальонных тактических групп – в бригады, но этого недостаточно, чтобы противостоять равным по численности частям русской Армии.

А теперь вспоминаем выступление Владимира Путина о выдающихся достижениях в области модернизации «ядерного щита» России. Да, заменяются стратегические межконтинентальные ракеты, но главный упор сделан на скором появлении сверхдальней (супер-континентальной) крылатой ракеты с ядерным боезарядом, что интересно – ядерной силовой установкой. Второй ее козырь – она несёт именно тактический заряд, неуязвима для систем ПВО и ПРО стран НАТО. Имя ей – «Буревестник».

Как и над прочими «мультиками Путина», западные эксперты посмеялись, объяснили: современный уровень технологий не позволяет создать такую крылатую ракету с ядерным двигателем. Необходим очень компактный реактор. Но вскоре тональность опровержений стала другой, когда американский физик Джефф Терри обобщил открытые разработки России в атомной сфере, огорчил Пентагон: русские уже в 2014-ом году имели возможность строить мини-реакторы с полезной мощностью в 766 кВт.

Ракета 9М730 Буревестник  (иллюстрация из открытых источников)

А нехитрые инженерные расчеты показали, данный агрегат прекрасно помещается в новую крылатую ракету, напоминающую располневшую Х-101. В 2018 году Министерство обороны РФ показало видео испытаний «Буревестника». Ракету запустили с применением наземной установки, она имела характерную угловатую форму носовой части Х-101, но по размерам была явно больше, что неудивительно, реактор-с.

Летом 2020-го года Пентагон уже паниковал, специальный представитель президента США по контролю над вооружениями Маршал Биллингсли потребовал от России прекратить испытания, назвал «Буревестник» - летающим Чернобылем, которому не место в современном мире. А через месяц его поддержал руководитель британской военной разведки генерал Джим Хокенхалл. С грустью констатируя: ракета может неограниченное время находиться в воздухе, наносить неотразимые удары в любой точке планеты. «Мультики» закончились, грянула сильная буря.

Выводы.

Риторика Запада последний месяц напоминает декабрьскую прошлого года, начала этого. «Агрессия России», ратуйте люди добрые. НАТО прямо заявило: Альянс намерен побеждать злого Путина на поле боя. Понятно, что силами украинцев сие чудо не организовать, хоть завали всеми арсеналами планеты. Вся сегодняшняя мобилизация, провокации Литвы и Норвегии, наращивание группировок в Румынии и Польше, появление в раскладах Финляндии и Швеции – признаки грядущего столкновения.

Не та ситуация экономически, чтобы в три раза увеличивать группировки НАТО, позволять здоровенным лбам харчи проедать, да пятизначные зарплаты получать. Но перед провокаторами Третьей мировой маячит великая проблема, по каким именно «центрам принятия решений» прилетит ответ в первую очередь? Поскольку, даже в рамках «европейской войны, с ограниченным применением тактических ядерных боезарядов» Россия спокойно этими припасами достаёт до территории США. Перехватить их возможности нет, как быть?

Думать… Несколько раз желательно, прежде чем провоцировать. Надежда Америки отсидеться за атлантической лужей – напрасна, это можно понять по речам нашего Главнокомандующего, который регулярно заостряет внимание: главный поджигатель новой войны – Вашингтон. А попытка смоделировать глобальный конфликт в любой форме, не приводящей к применению стратегического ядерного оружия – провальна. Тактические заряды примените? Ответим зеркально, такими же. Только океаны здесь не преграда, «Буревестникам» не помеха.

Концепция «ограниченной ядерной войны» для США, без риска для США – подверглась русской ревизии, дальность нового ТЯО позволяет дотянуться до Америки. Насколько вероятен сценарий? Не знаю, но пока американцы маниакально повышают ставки, испытывают терпение Путина. Они готовы на всё, кроме появления «ядерного оружия пониженной мощности» у себя дома. Будет очень интересно посмотреть, как из ловушки эскалации уползать начнут, с какими воинственными криками. Русские не хотят войны, но к ней готовы. И куда лучше противника.

-

О дивный новый школьный мир: как метавселенные изменят образование

Примерно месяц назад друг показал мне VR-приложение, над которым работает в составе интернациональной команды. Двадцать минут я занималась очисткой клеточных каналов, налаживала работу митохондрий растительной клетки и разбиралась с тем, почему энергообмен клетки не работает так, как должно. Моя сфера деятельности далека от биологии, тем не менее, теперь я могу вспомнить органеллы клетки спросонья. Сложно забыть, как выглядит клеточный центр, после того, как тебе удалось буквально оказаться внутри него.
Образовательная платформа для детей ISMART
О дивный новый школьный мир: как метавселенные изменят образование

О том, как изменится образование в метавселенной, рассказывает Кира Белова, эксперт платформы онлайн-образования для детей iSMART.

Что такое метавселенная?

В рамках этой статьи мы рассматриваем метаверс, или метавселенные как многопользовательские виртуальные пространства, основанные на слиянии разных технологий, таких как виртуальная и дополненная реальность.

Термин «метавселенная» был введён писателем-фантастом Нилом Стивенсоном в романе 1992 года «Снежная катастрофа». Использовался он для описания виртуального 3D-мира в условиях ядерной катастрофы.

Метавселенная — это взаимосвязанная сеть социальных, иммерсионных и развлекательных платформ, образующая единую систему. Грубо говоря, довольно скоро сделанную в «художественной» метавселенной скульптуру, пользователь сможет унести с собой во вселенную «рабочую» и поставить там на стол, чтобы поразить коллег. Если вы читали книгу Сергея Лукьяненко «Лабиринт отражений», то уже примерно знаете, как это всё будет устроено.

Как будет выглядеть школа в метавселенной?

Спойлер: скорее всего, никак. Нас ждёт принципиально иная система образования.

Когда речь заходит о школе в метавселенной, мы по инерции представляем класс. Да, в нём сидят аватары, а за нарисованными окнами фантастический пейзаж. Да, учитель может физически находиться на другом континенте, но всё-таки представляется класс, некая лекция. Послушали урок, выполнили упражнения, переходим к следующей теме, до встречи онлайн, дорогие аватары. Между тем, скорее всего обучение изменится почти до неузнаваемости.

Интересно, что буддистские практики и современные учёные во многом сходятся во взглядах на усвоение знаний. Узнать информацию — только часть процесса. Всего этапов три: узнать информацию, осмыслить её и применить на практике. Для читателя не расположенного к изучению буддизма у Максима Дорофеева, автора бестселлера «Путь Джедая» есть отличное видео на эту тему.

Если с получением знания всё довольно просто, интернет подарил нам возможность учиться чему угодно, осмысление тоже вопрос решаемый, то с применением знаний на практике возникают проблемы.

Приложение Froggipedia позволяет студентам медицинских вузов провести вскрытие виртуальной лягушки. Знания те же, лягушки в безопасности.

Довольно сложно применить на практике философскую концепцию или биологическую закономерность... Пока речь не идёт о метавселенной. Попасть внутрь клетки или в самый центр физической реакции, посмотреть, что произойдёт если уравнение воплотить в жизнь? Увидеть деление атома, найти яйцо динозавра, запустить процесс рождения вселенной?

Индивидуальная образовательная траектория

Сейчас технологии ИИ задействованы в построении образовательных траекторий. Образовательная платформа для младших школьников iSmart сама выстраивает индивидуальный подход к обучению для юных пользователей, на основе их успехов и результатов тестирования. Сервис «Диагности» помогает выявить пробелы в знаниях и плохо усвоенные темы, чтобы ребёнок взаимодействовал с платформой максимально эффективно.

 

Нейросети анализируют успехи ученика, время, затраченное на решение тестов, отмечают паузы и делают выводы о том, закреплена ли тема. В метавселенной эта технология получит мощное развитие, поскольку количество собираемых данных несоизмеримо возрастёт. Кто-то лучше запомнит историю вoйны Алой и Белой розы, вступив в бой на стороне англичан, кто-то предпочтёт формулировать мирное соглашение, а кто-то налаживать поставки товаров в оккупированную зону. В не таком уж далёком мире будущего система сама подберёт идеальный вариант, чтобы увлечь студента образовательным процессом.

К примеру, вы выбираете область знаний и образовательная платформа, наполняет вашу «повседневную жизнь» специально подобранной «рутиной», игра требует применения знаний из специальной области, вы чаще встречаете людей со схожими интересами, система будет требовать от вас усвоения и применения знаний, но не ультимативно. 

Высокая эффективность образования

Согласно исследованию, учащиеся, обученные с помощью виртуальной реальности, применяя знания на практике, действовали на 40% лучше, чем при обучении в классе, и на 35% лучше, чем при онлайн-обучении. Эксперты считают, что дело в том, что мозг не способен отделить прожитое в метавселенной от реальности, поэтому игровой опыт глубоко влияет на пользователя. Учитывая практически бесконечные возможности виртуального мира, легко предсказать, что обучение станет намного более эффективным.

Стирание граней между предметными областями

Когда обучение интегрировано в виртуальную жизнь и представляет собой непрерывный процесс, при этом необходимости строго следовать учебной программе нет —  стираются грани между предметными областями. Если в Средние века можно было посвятить всю свою жизнь химии и ничему больше, то в XXI веке с таким подходом успеха добиться намного сложнее, особенно когда речь идёт об области гуманитарного знания. Любая теория становится применима на практике, у обучающегося естественным образом возникает интерес к смежным областям, а также появляется возможность его удовлетворить.

Социализация

Принято считать, что онлайн-образование, в отличие от «традиционного» школьного, не даёт ребёнку возможностей для социализации. Метавселенные потенциально могут обеспечить равновесие, компенсирующее негативные последствия цифровизации. Люди сейчас проводят много времени за компьютером, и в дальнейшем процент «экранного» времени будет только расти, однако и качество общения вырастет. Технологии виртуальной и дополненной реальности стирают грани между реальным и виртуальным общением.

Социальная платформа Somnium Space вместе с разработчиком тактильных технологий TESLASUIT анонсировали разработку костюма, имитирующего физические ощущения и выполняющего функцию полного трекинга тела. Он позволит почувствовать прикосновение другого пользователя, текстуру виртуальной поверхности и даже капли дождя на коже.

Метавселенная может обеспечить высокий уровень социализации в процессе обучения даже с учётом ограничений здоровья у учеников или глобальных периодов пандемий.

Оценка фактических знаний

  • С помощью приложения VirtualSpeech и очков виртуальной реальности можно улучшить свои навыки публичных выступлений и потренироваться в общении с аудиторией.

    Сертификат о прохождении курса означает, что вы прослушали нужное количество лекций и справились с практическими заданиями, но уровень оценки ваших знаний остаётся приблизительным. Если речь идёт о школе, то каждый из нас может вспомнить одноклассника-хорошиста, который на самом деле хорош был только в списывании. Люди учатся по-разному: кто-то схватывает на лету, кто-то зубрит, но в итоге имеет значение только то, как усвоены знания и может ли человек, не задумываясь, применять их на практике. Оценить уровень знаний в метавселенной будет проще, и оценка эта будет точнее, поскольку в условиях виртуального мира, можно смоделировать любые ситуации.

    Прямо сейчас с помощью виртуальной реальности обучают врачей, пилотов, полицейских и строителей.

Мысль о том, что школьное и высшее образование может быть не стандартизированным, часто кажется обывателю крамольной. Школа — это не только место, где дети получают знания, но и общественный институт, прививающий ребёнку полезные, с точки зрения государства, качества. Пока вопрос о том, ждут ли нас государственные образовательные метавселенные, остается открытым.

Картина дня

наверх