Печи сибиряков-старожилов Верхнего Приобья: конструктивные особенности и семантика.
http://www.zaimka.ru/culture/maynich6.shtml
Печи сибиряков-старожилов Верхнего Приобья: конструктивные особенности и семантика.
Майничева А. Ю.
В интерьере традиционного жилища русского старожильческого населения Верхнего Приобья в конце XIX — первой трети XX вв.
Местоположение печи в доме. В избе старожилы устанавливали одну печь, предназначенную и для обогрева, и для приготовления пищи, — хлебную, которую располагали в углу избы, слева или справа от входа. Это не исключало установки дополнительных печей, но их использовали только для обогрева. Устье («чело», «цело», «са/я/ло») хлебной печи было обращено к противоположной входу стене и освещалось боковым окном. Печь стояла почти вплотную к боковой стене. Между ними оставалось 20–30 см , где хранили кухонную утварь — ухваты, клюку (кочергу), помело (веник из сосновых лап) и т.п. Между печью и торцевой стеной, над входом, устраивались деревянные полати. Подобную планировку можно отнести к северо-среднерусской. В крестовых домах и пятистенках с прирубом печь располагалась так, чтобы можно было отапливать либо все помещения, либо несколько из них. В этом случае делали печь с подтопком или камельком. Изба старожилов делилась на различные части, имевшие свои названия и семантическую нагруженность, связанную с назначением и стоявшим там оборудованием. Значимость пространства избы возрастала от входа к противоположной стене, где находился «передний угол» с иконами и столом. Самым малопочетным местом была часть избы около входа, располагавшееся между койкой и печью, — «под порог». Говорили: «Что, девка, под порогом сидишь, проходи». Правила вежливости заставляли пришедших в дом останавливаться у входа и ждать приглашения пройти дальше. Пространство между печью и стеной, где располагался «передний угол», старожилы называли «куть». Оно традиционно принадлежало женщине и предназначалось, в основном, для приготовления пищи и шитья. Там стоял «ящик» с вещами хозяйки — сундук с приданым, взятым из дома родителей. Возле печи был вход в подполье — «голбец». К печи со стороны входной двери примыкала небольшая лавочка, называвшаяся «голбчик».
Установка печи. Важным этапом в строительстве дома было возведение печи. Иногда печь приходилось ставить не только, когда строился новый дом, а несколько раз перекладывать, если она чем-то не устраивала хозяев или прогорала. Но с глинобитной печью такой неприятности не случалось. Глинобитные или «битые» печи надежнее кирпичных, лучше держат тепло, не отсыревают, с течением времени лишь набирают прочность, превращаясь в единый фигурный кирпич, который разломать трудно даже ломом. Глину («землю») на печь брали недалеко от деревни, а иногда, если глинистые слои подходили близко к поверхности земли, то и в своем голбчике. Использовали обыкновенную красную глину, пластичную, но не жирную. Старожилы битье печи приурочивали к полнолунию, чтобы впоследствии она не трескалась и не отсыревала.
Обычно возводили так называемые русские печи в с дымоходом — «белые». Печей без дымоходов — «черных» в начале XX в. старожилы не ставили. В отличие от них, если судить по воспоминаниям Р. Вороновой, рукопись которой хранится в архиве Мошковского р-на Новосибирской обл., еще к началу колхозного движения, т.е. к 1930-м годам, некоторые переселенцы жили "в избах из толстых бревен с маленькими, высоко поднятыми над землей окошечками, вместо стекол были вставлены животные пузыри. Ребятишки всю долгую зиму жались на полатях. Печи топились «по-черному» и когда становилось нечем дышать, открывали дверь на улицу в сорокоградусный мороз".
Нужно отметить, что печи по-черному были широко распространены в Сибири в XVII — XVIII вв. даже среди знати. Например, такая печь стояла даже в личных покоях тобольского архиепископа Киприана. [3] Печь без дымохода, сделанная по «всем правилам», и сейчас ценится чалдонами, только они предпочитают устраивать ее в бане. По их мнению, она обладает многими положительными свойствами — жаркостью, большей, по сравнению с белыми печами, экономичностью в расходе дров. Сибиряки отмечают целительные, «обеззараживающие» свойства черных печей.
Печи делали за один день техникой битья мастер с подмастерьем или хозяин с «помочью». Работать приходилось очень быстро, чтобы глина не пересохла. Кое-где, например, в сузунских деревнях, печь била хозяйка, приглашая соседок и родственниц «в помочь», стариков, чтобы помогли советом. Все деревянные детали печи делались хозяином или кем-нибудь из родственников-мужчин. Если печь делал приглашенный мастер, то всю работу он выполнял сам, подмастерье или хозяева ему помогали. На первом этапе работы бревенчатый сруб, печное основание, подводили до уровня пола или несколько ниже. На сруб клали половинки бревен небольшого диаметра или толстые плахи, позже — металлический лист. На него насыпали слой глины. Ставили печной столб, делали перевязку. Затем до определенной высоты возводили из бруса или плах опечек так, чтобы удобно было бить глину. Накладывали слой за слоем толщиной 5–10 см, которые били, уплотняя, большими деревянными молотками-чекмарями или пестиками. Работа распределялась так, что один человек бил, другой «прибивал», то есть ровно утрамбовывал легкими движениями. Заостренным концом деревянного молотка в каждом слое делались углубления — велось пазование, затем накладывали новый слой и били округлым концом молотка, что было необходимо для большего уплотнения. Опечек поднимали до нужной высоты. Иногда устанавливались боковые деревянные части, которые назывались «задороги». Между слоями глины насыпали немного соли, чтобы слои лучше «сливались», и печь была крепче. На удобной для хозяйки высоте (каждая печь делалась индивидуально «под хозяйку», ведь ей приходилось работать около печи ежедневно по несколько часов), формовали шесток и под печи (гладкую горизонтальную площадку с небольшим уклоном к устью печи), набивая глину в опалубку, которую в дальнейшем разбирали.
Вятские мастера, приходившие с артельным промыслом в Сибирь, определяли размеры печи так. Прежде всего усаживали хозяйку дома на табурет. Расстояние от верхней пуговки на воротнике хозяйки до сиденья табуретки давало высоту свода внутренней части печи, которая, однако, не должна была превышать 60 см. Устье печи должно было быть на 10 см шире плеч хозяйки, а высота его равна их ширине. Шесток в глубину должен быть равен размеру от локтя до кончиков вытянутых пальцев. Высота печи делалась равной росту хозяйки плюс два спичечных коробка.
марина родионова
Добавлено: 20 июля 09, 17:41
Старые
Старые темы.
Ваши комментарии оставляйте здесь.
http://s30662109275.mirtesen.ru/blog/43219278442#comments
Идол из уральских болот старше Ноева ковчега
Туловище идола со всех сторон покрыто резным геометрическим орнаментом. Помимо него на широких плоскостях фигуры вырезаны лица — личины. На рисунке Толмачева таких личин пять: три на лицевой стороне и две — на оборотной. Во время монтажа экспозиции «Шигирская кладовая» в августе 2003 года на оборотной плоскости тулова идола была выявлена еще одна личина, не отмеченная хранителем музея. Каждая личина венчает отдельную фигуру. Всего на идоле, вместе с изображениями утраченной части, выделяется семь персонажей: верхнее двустороннее изображение с объемной головой и по три фигуры на лицевой и оборотной плоскостях. Все фигуры сугубо индивидуальны. Часть из них является изображениями, выполненными в «скелетном» или «рентгеновском» стиле, когда обозначаются отдельные элементы скелета. Внутри очертания обозначено два коротких отрезка - "пятна". По мнению ученых, пятна могли обозначать либо внутренние органы существ, либо душу.
Среди изображений исследователи выделяют персонажи, связанные с Верхним (небесным) и Нижним (подводным или подземным) мирами. Фигуры воплощают женское и мужское начало, мир растений и мир животных. Очевидно, что элементы геометрического орнамента идола имели определенный смысл.
«Истукан олицетворяет сразу несколько духов, - считает Светлана Савченко, старший научный сотрудник музея, - в нем закодирована история этих людей, строение окружающего их мира и еще многое, о чем мы можем лишь догадываться. Любопытно, что такого рода скульптуры обычно вкапывались в землю. Но Шигирский по всем признакам просто стоял. Он вполне мог опираться на свои скрещенные ноги»."
http://s30662109275.mirtesen.ru/blog/43917151164#comments
Это моя Земля!
юлия Руденко 19 дек 08, 19:19
Лепота!!!!!! Радостно, восхитительно!!!! Вот такой землю и надо возрождать после того,что человечество с ней сделало.
http://s30662109275.mirtesen.ru/blog/43235958056#comments
Славянская Здрава
Набрел я на видео с семинара, а там....
суровые славянские мужики:
обсуждают схему славянских чакр:
http://s30662109275.mirtesen.ru/blog/43630115130#comments
Еще раз о Гиперборее
"Но, как оказалось, Зодиак придумали гиперборейцы, жившие давным-давно на Северо-Востоке современной Европы. И служил он им для... географической привязки местности!
Когда места древних святилищ, найденных в районах Кольского полуострова, Белого моря и Северо-Востока европейской части России, учёными из МНОД «Северная Традиция» были соединены условными линиями, на географической карте Севера европейской части России проявилось... Созвездие Орион."
После этого учёные:
- вспомнили:
- свидетельства эллина Гесихия ("Aithria") о том, что: "Гиперборейцы почитают небесный свод";
- что потомки атлантов - древнейшие египтяне считали, что загробный мир находится на небе, и что души умерших праведников вселяются в незаходящие северные созвездия;
- что имя покровителя Дуата у египтян - "Осирис" означало "многоглазый";
- что Бог Осирис у египтян соотносился с созвездием "Орион", Исида - с созвездием "Большой Пёс", а Нефтида - "Малый Пёс";
- что у древних русов "души пращуров светят звёздами из Ира", а другое имя небесного Ирия-РАЯ на Севере России - БЕЛОВОДЬЕ.
- обратили внимание на то, что:
- контуры Ладожского озера явно напоминают контуры большой собаки,
- группа заливов, расположенных на Юго-Востоке Ботнического залива Балтийского моря, явно напоминают контуры собаки маленькой,
- то есть на географической карте получилось, что рядом географическим "Орионом" - Осирисом расположены два "географических созвездия": Исида - "Большой Пёс" и Нефтида - "Малый Пёс", то есть в полном соответствии с древнеегипетскими представлениями и древними звёздными Зодиаками.
Когда главные звёзды, соответствующие "глазам" 5-ти созвездий, расположенных рядом с Орионом (в Белом море - Беловодье), были соединены с артефактом "Оком Кузовского архипелага", получился известный древнеегипетский иероглиф, обозначающий Дуат - Страну Блаженных:
http://s30662109275.mirtesen.ru/blog/43564357835#comments
Люди без Родины или вперёд в Россию
Вот собрались мы назад в Россию вернуться Называется - переселение № 2. Надоело жить в золотой клеке, душа просится на волю.
На сегодня нас более10 семей, готовых строить, и уже строящих поселение "Благодать" на юге Воронежской обл. Желающие присоедениться могут связаться с нами так-же наhttp://www.vinloza.narod.ru/ Поселение основывается на месте вымиравшего хутора Атамановка, Россошанского р-на Воронежской обл. Все подробности на http://www.vinloza.narod.ru/ или здесьhttp://www.anastasia.ru/forums/topic...0_asc_315.html
http://s30662109275.mirtesen.ru/blog/43598962575#comments
Обратная сторона западной цивилизации
здесь этот ролик можно посмотреть без задержки звука http://www.medvedya.net/d...
http://s30662109275.mirtesen.ru/blog/43818340815#comments
Американское шоу
http://s30662109275.mirtesen.ru/blog/43119727288#comments
Прояснение смысла
Сайт Вашкевича:
http://nnvashkev i ch.narod.ru/
(удаляйте в адресах пробелы, иначе адреса не сработают)
Ещё видео на тему "Разгерметиз ация знаний" смотрите здесь:
http://www.tvoist roi.ru/tstv.htm (концептуальное телевиденье)
Коды РА
Является фактом, что любое русское слово или выражение (идиома), не имеющее мотивации в русском языке, объясняется через арабский язык, его корни. Арабские немотивированные слова и выражения объясняются через русский язык. Все немотивированные слова и выражения других языков в конечном счете восходят к русскому языку или арабскому. И это независимо ни от истории, ни от географии.
При этом нет исключений, этимологии получаются лаконичные, в коридоре аксиоматичности. Так, сорока по-арабски означает “воровк а”, при том, что никакая птица этим словом в арабском не обозначается. Таким образом, о заимствованиях говорить не приходится.
В ходе поисков этимологических решений выяснилось, что не народы придумывают себе язык, а язык формирует народы и не только, а всю систему под названием Органическая Жизнь. Оказалось, что слова, которые мы используем для общения, являются в то же время элементами программ, по которым происходит эволюция Жизни от органелл растительных клеток до человеческих сообществ и которые управляют поведением любого биологического объекта, а также и процессами, в том числе физиологическими, социальными и даже стихийными.
В силу действия словесных программ, периодический закон химических элементов, открытый Д. И. Менделеевым, распространяется далеко за пределы химии и охватывает даже этносы, которые распределяются по лингво-этнической таблице подобно химическим элементам, так что имеют место корреляции между первыми и вторыми.
В частности русский этнос соответствует водороду, а арабский; гелию. Это соответствие прослеживается по номерам, месту в таблице, взаимной структуре и функции. Русский и арабский языки образуют единую лингвистическую систему, которая является ядром всех языков, и подобно Солнцу, состоящему из водорода и гелия, и дающему физический свет, образует “солнце семантическое& #8221;, дающее нефизический свет, позволяющий различать вещи духовного мира и раскрывать все тайны Мироздания.
12 комментариев
Почему завуалировано?
Сверху большими буквами написано: Славянская..
ваша славянская а точнее русская доктрина изначально протеворечит сама себе.в росии нет славян есть слегка ославяненная мордва,чуваши,татары и т.д.
Ирина Зуева - ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ СЛАВЯН - http://mirtesen.ru/groups/30668851382/blog/43782696250
Да!
В каждом человеке живёт фанатик.
Ты первый начал, возвышая этого американца, которого упорно называешь индийцем.
Не ты ли говорил, что мой славянский ум не может понять великого человека?
Не знаю чей ум у тебя, но ты не видишь явных проходимцев, которые сюда едут, "капусту рубить".
Николай - Кто есть Русские? - http://mirtesen.ru/groups/30668851382/blog/43577487844
Юра Ильинов – Станет ли русский народ вновь единым? -http://mirtesen.ru/groups/30668851382/blog/43064672612
Юра, давай не будем продолжать этот глупый разговор о нацизме?! С людьми (любыми) нужно поступать по-человечески (если не можешь как-то лучше).
Согласись, ты поступаешь просто ПОДЛО хотя бы по отношению ко мне! Ты тоставил нас в нераные условия и пишешь гадости изподтишка. Всё, что мне от тебя надо - это публичное извинение в "Доктрине" и удаление твоих последних лживых комментариев - и я забуду о тебе навсегда.
Нет!
Перед пособником американцев извиняться не собираюсь.
А ты согласен извиниться, что славян за людей не считаешь?
Мой опыт в секте Шри Чинмой - Алексий
http://www.k-istine.ru/sects/sri_chinmoy/sri_chinmoy_aleksei...
Свежие комментарии