На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Славянская доктрина

6 454 подписчика

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Уже фильтруют, уже высылают. Например, нелегалы ринулись в Херсонскую область, их и там достают. Кстати, и в Европе ф...Нотная тетрадь Та...
  • Татьяна Маштакова
    ТМ Как всё сложно : готовы ли наши спец службы к аналогичной работе, которую проделали силовики Китая. Разве есть хот...Нотная тетрадь Та...
  • Юрий Ильинов
    «Коварные планы гибридной войны»: как Запад планирует победить ядерную Россию Доктор военных наук Сивков раскрыл пла..."Парк Победа" : В...

Аргументы в пользу того, что Второзаконие писал не Моисей

Запретные Темы Истории

Аргументы в пользу того, что Второзаконие писал не Моисей

 

Книга Элле Гаддебарим (Второзаконие)

Состав книги:

  • Главы 1-3. Войны Моисея.
  • Глава 3:18-29. Назначение Иисуса Навина преемником Моисея.
  • Главы 4-9. Моральные заповеди.
  • Главы 10-11. Смерть Аарона, переход власти к его сыну Елеазару. Продолжение заповедей.
  • Главы 12-13. Заповеди и законы.
  • Главы 14-28. Законы.
  • Главы 29-30. Заповеди.
  • Глава 31. Постановление Моисея о публичном чтении законов каждые 7 лет.
  • Глава 32. Песнь Моисея о необходимости поклонения одному Яхве. Заповеди.
  • Главы 33-34. Благословления Моисея коленам Израилевым и описание смерти пророка.

Книга Элле Гаддебарим по содержанию своему является сводом религиозных, юридических и общественных норм поведения. Эти нормы во многом повторяют аналогичные, данные в предыдущих частях Пятикнижия, расширяя или уточняя их трактовки. Вводятся также и новые законы.

Судя по единому стилю, почти вся Элле Гаддебарим (главы 4-30 и 32-34) написана одним автором. Излагаемые им законы и моральные заповеди позволяют отнести этого автора к народу левитов.

Книга довольно однородна по стилю своего изложения и не содержит прерывающих повествование левитских вставок.

Даже наоборот начальный (гл. 1-3) и срединный (гл. 31) фрагменты книги (вставки, выделяющиеся по стилю повествования), в противоположность книгам Исход, Левит и Числа, относятся не к левитам, а к самому Моисею!

Содержание книги дает основание считать Второзаконие относительно поздним добавлением к Торе. Пожалуй, одним из первых такую версию выдвинул иудейский теолог XII века Абрахам ибн Эзра, записавший свои соображения из предосторожности в зашифрованном виде.

Комментарий Абрахама ибн Эзры к Второзаконию:

“За Иорданом” и т.д. и если ты поймешь тайну двенадцати, также: “И написал Моисей это учение”, “А ханаанеи тогда были в Стране”, “На горе Яхве явится”, также “Вот его ложе, железное ложе” ты постигнешь истину.

Несколькими столетиями позднее выдающимся еврейским философом Бенедиктом (Барухом) Спинозой (1632-1677) была сделана расшифровка комментариев ибн Эзры. По мнению Спинозы, ибн Эзра хотел показать, что Элле Гаддебарим не могла быть написана лично Моисеем, как принято было считать, согласно традиции.

Расшифровка Баруха Спинозы:

За Иорданом” – означает, что рассказчик находился с палестинской стороны Иордана, между тем Моисей никогда этой реки не переходил.

Выражение “и если ты поймешь тайну двенадцати” указывает на то, что все заповеди и законы Моисея по упоминанию книги были выбиты на 12 камнях жертвенника. Объем же Элле Гаддебарим настолько велик, что потребует много больше камней.

И написал Моисей это учение” могло быть сказано об авторе третьим лицом, но не самим Моисеем. В иудейской традиции не принято говорить о себе в третьем лице.

Слова “А ханаанеи тогда были в стране” могли быть сказаны рассказчиком тогда, когда в настоящем времени их уже в Иудее не было. Между тем ханаанеи жили в Иудее несколько столетий после смерти Моисея, о чем повествуют книги Царств.

На горе Яхве явится”, по мнению Спинозы, представляет собой ошибку ибн Эзры, который в этом выражении рассматривал как единое понятие “гору Яхве”. Под горой Яхве ибн Эзра, видимо, понимал гору Сион, не называвшуюся так во времена Моисея.

Упоминание “Вот его ложе, железное ложе” относятся к знаменитому железному ложу Ога, царя Васанского царства. Это ложе после победы Иисуса Навина над царем Огом было взято иудеями как военный трофей. То есть это событие, равно как и упоминание о нем, относятся к значительно более позднему времени, уже после смерти Моисея.

Алаверды:

Еще одним указанием на наиболее позднее происхождение Второзакония из всех книг Пятикнижия можно считать следующую цитату: 

“Повели сынам Израилевым, чтоб они из уделов владения своего дали левитам города для жительства, и поля при городах со всех сторон дайте левитам” [Втор. 35:2].

 

В предыдущих книгах неоднократно указывается, что левиты были безземельными кочевниками среди оседлых евреев. Получить города они могли только при обретении солидного общественного статуса. К тому же, сделать это в сильном процветающем государстве без явного социального конфликта с другими племенами было бы довольно трудно.

Такое действие, скорее всего, могло бы иметь место после возвращения евреев из вавилонского плена, когда Иудея только начинала восстанавливаться.

Изображение взято с сайта: https://americaskeswick.org/wp-content/uploads/2018/05/Moses.jpg

Картина дня

наверх