На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Славянская доктрина

6 457 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Когда и как ветераны спецоперации смогут стать новой элитой России Эксперт Сивков прокомментировал идею Путина о сме...Английский правдо...
  • Юрий Ильинов
    Военный эксперт задал неудобные вопросы по поводу обороны Крыма Соединенные Штаты в рамках анонсированного пакета по...«Отвратительно тр...
  • Юрий Ильинов
    Это все знают: смертная казнь. Увы, взяточники там не кончаются.Разбор завалов в ...

Электрический заряд. Дело тазера живёт и процветает

Вячеслав Шпаковский

 

Электрический заряд. Дело тазера живёт и процветает

История создания тазера. Не знаю, кому как, а мне не очень нравятся американские «жизненные» кинофильмы, где хорошие люди иногда имеют «недобрые лица», а плохие – напротив, «красавчики». Не нравится, что на одного белого актера обязательно приходится актер негр, причем если актер второго плана белый, то герой негр, и наоборот. А уж трущобная их речь попросту раздражает – все эти «братан», «чуваки»… Я и здесь-то наслушался «ихние», «с нём», «знат», «читат», а уж слышать это в исполнении представителей другой этнической принадлежности и совсем не хочется. То ли дело старый добрый кинофильм «Унесенные ветром» или «Река без возврата», или сериал 50-ых годов про адвоката Перри Мейсона. Там все так, как… ну, скажем так, как мне нравится. Но вот в одном из таких «реалистичных» кинофильмов послышалась мне фраза: «Не тайзери меня, братан!», причем обращенная чернокожим обитателем трущоб к белому полицейскому. «Канадский волк тебе братан!» — ответил бы я ему на месте этого копа, но в эпоху поголовной толерантности этого, конечно, не произошло. Все, что произошло дальше, мне тоже не понравилось, но зато мне понравилось оружие, которое этот коп держал в руках, – тазер. И конечно, многим о нем сегодня все известно. Но… может быть попробовать о нем рассказать еще раз, опираясь на информацию от американской компании-производителе тазеров?



Полицейский США с тазером


«А горохострельное тоже сдавать?»


А было так, что 1969 году бывший работник НАСА Джек Кавер подумал, что, наверное, не стоит грозить огнестрельным оружием человеку, которого при задержании требуется остановить. А вот он не остановится и что тогда делать? Стрелять в него? А если вина его мала – тогда как? Словом, ему захотелось создавать такое оружие, которое бы было достаточно портативным, и при этом могло бы обездвижить человека, не нанося ему при этом серьезных травм. Работал он пять лет и в 1974 году такое устройство изготовил и не только изготовил, но и сумел получить на него патент. Новому оружию Кавер дал название тазер (в честь героя своего любимого фантастического романа Томаса Свифта, стрелявшего там из электрической винтовки). Но патента ему показалось мало. И он начал производство своих тазеров.

Правда ему тут же пришлось столкнуться с юридическим крючкотворством. Поскольку в его модели картриджи с электродами приводились в действие с помощью пороха, правительство приравняло тазер к огнестрельному оружию, выпуск которого организовать даже в Штатах совсем не так просто. Однако Кавер оказался человеком упрямым и придумал замену для пороха. Новый образец стал пневматическим! Более того, в 1994 году в тазер было добавлено устройство, с помощью которого можно было идентифицировать его место применения. Решение было простым, но эффективным: в момент выстрела вместе с вылетающими электродами выбрасывались еще и маркированные конфетти, так что полиции не составило бы труда определить стрелявшего.

В 1999 году в продажу поступила модель, которая кроме удара током вызывала у пораженного еще и нейромышечные сокращения. В дальнейшем совершенствование тазеров шло по пути увеличения их боекомплекта, а так никаких других новаций на них не появилось.

«Он выстрелил раз, он выстрелил два…»


Тазер устроен таким образом, что при каждом выстреле по противнику может выстреливаться от 1 до 3 картриджей. Сам картридж состоит из пары крошечных стреловидных элементов, напоминающих гарпуны, к котором прикреплены тонкие медные провода, идущие к собственно тазеру. Выстрелы происходят, как и в любом пневматическом оружии: от запаса сжатого газа (в данном случае это азот).


А вот так он стреляет!


Стреловидные элементы впиваются в одежду противника так, что их очень трудно оторвать, а по тянущимся от них проводам поступает электрический ток. Запаса медной проволоки хватает на расстояние в 11 метров. В городских условиях это совсем не мало. Можно было бы дальность увеличить, но тогда «убойная сила» их тоже возрастет, так что степень повреждений будет больше. Вот почему увеличивать ее и не стремятся!

Поражающим фактором действия тазера является электрический заряд, который передается цели как раз по этим проводам и посылает импульс в мозг. Ну, а тот после этого в свою очередь посылает импульсы во все мышцы на теле противника, они вызывают их нервное сокращение, которое-то его мгновенно и обездвиживает.

Сегодня тазеры активно применяются американской полицией при задержании нарушителей общественного порядка. Пара выстрелов из тазера и самый крепкий и буйный афроамериканец становится покорным и перестает сопротивляться. Все это носит положительный характер и куда более приемлемы при задержании правонарушителей и преступников, чем стрельба по ним из кольтов 45-ого калибра. Однако, несмотря на это целый ряд специальных организаций старается ограничить или даже полностью исключить использование тазеров.

Но есть и те, кто выступает против…


Например, в США существует организация, собирающая все случаи избыточного и опасного для людей воздействия тазеров на потерпевших. Уже собрано более 34 000 таких примеров. Планируется со всем этим обратиться в Верховный суд, чтобы добиться полного запрета такого оружия. Причем, очень сложно доказать избыточность их воздействия, потому как, безусловно, человек, подвергшийся воздействию тазера, оценивает его крайне субъективно. Многие страны, например, Аргентина, Гонконг и Швеция – вообще не признают тазер, и считают его разновидностью огнестрельного. Тазеры в них находятся под запретом и не могут применяться против граждан ни под каким видом.

Аналогичный запрет на приобретение тазеров, равно как и на их ввоз и применение, существует и у нас в РФ. Причем этот запрет существует уже с 1996 года.

Первые шаги на рынке


Понятно, что самому Каверу в одиночку было бы трудно развернуть производство тазеров, но в 1991 году нашлись два американца, Рик и Том Смит, которые создали компанию AIR TASER, Inc., и уже совместно разработали устройство на сжатом азоте. После почти полного банкротства и продажи других продуктов, таких как противоугонная система на основе электрошока для автомобилей, известная как «Auto Taser», компания, позднее переименованная в TASER International, в 1999 году наконец-то представила свой образец TASER M26. Имея в 2001 году дефицит в 6,8 млн. долларов, TASER International сумела увеличить объем продаж, применив оригинальный маркетинговый ход: предложила платить сотрудникам полиции, чтобы они обучали других, как пользоваться их продукцией. Подобный подход оказался эффективным, и дефицит превратился в профицит, достигнув 24,5 млн. долларов США чистого объема продаж к 2003 году и почти 68 млн. долларов США в 2004 году. Уже в мае 2001 года компания начала выпуск акций и участвовать в торгах на бирже под биржевым символом TASR. Досталось и конкурентам…

Патентные иски со стороны TASER International привели к закрытию таких конкурирующих фирм, как Stinger Systems, так и ее компании-преемника, Karbon Arms. Интересно, что несмотря на всю критику и порядочное количество смертей, связанных с использованием тазеров, компания сумела сохранить свое доминирующее положение на рынке и сохраняет его и по сей день.

Сдвиг в сторону камер


Однако рынок есть рынок. Его законы суровы и нужно все время выпускать что-то новое. В 2005 году TASER International начала выпуск дополнительных аксессуаров для своих тазеров, и, в частности, камеры, которая активируется после снятия его с предохранителя, и снимает все происходящее перед стрелком. К октябрю 2010 года было продано не менее 45 000 камер TASER, что стало своеобразным рекордом.

Генеральный директор TASER Рик Смит объясняет этот успех тем, что таким образом, удалось обеспечить «революционный сбор, хранение и цифровых доказательств для правоохранительных органов». В 2009 году, после того как прокурор Дэниел Шу реабилитировал офицера полиции Форт-Смита Брэндона Дэвиса на основе записей камеры компании, а сами Дэвис и Шу свои отзывы о новом продукте изложили в прессе, производство камер резко пошло в гору. К тому же эти камеры можно было прикреплять к чему угодно, что для полицейских, которых очень часто обвиняли в чрезмерном применении насилия, оказалось поистине палочкой-выручалочкой.

Ценность продукта определяет рынок!


В апреле 2013 года Департамент полиции Риальто обнародовал результаты 12-месячного исследования использования новых камер Axon Flex. Исследование показало, что жалобы, поданные против офицеров, сократились на 88%, а количество случаев применения силы со стороны офицеров сократилось почти на 60%.

TASER открыл офис в Сиэтле в 2013 году, и международный офис в Амстердаме, Нидерланды, в мае 2014 года. В июне 2015 года компания объявила о создании нового подразделения в Сиэтле, известного как Axon, которое будет охватывать технологические предприятия компании, включая производство телекамер. 5 апреля 2017 года TASER объявил о своем переименовании в Axon, что связано с расширением его бизнеса. А в мае 2018 года Axon купил еще одну фирму-конкурента VieVu за 4,6 млн долларов наличными и 2,5 млн долларов за обыкновенные акции… Так что дело тазера живет и процветает! В рекламном проспекте компании написано, что их «умное оборудование» спасло жизни 140000 человек. Тогда это действительно здорово. Даже в том случае, если эта цифра преувеличена вдвое!

Немецкие убийцы

Немецкие убийцы



…бой был неизбежен. В 19:28 сигнальщики спустили голландский флаг, и на гафеле взметнулась черная свастика. В тот же миг замаскированные пушки «Корморана» открыли огонь по противнику. Смертельно раненный «Сидней» успел всадить в бандита всего восемь снарядов и, объятый пламенем от носа до кормы, растаял на горизонте.

После боя фашисты долго хвалились, как их гражданское судно за считанные минуты разделалось с боевым кораблём. Вот только сюжет у этой сказки более прозаичен. “Корморан” был настоящей плавучей цитаделью, с подготовленной командой и безумным количеством вооружения на борту. Такой корсар ничуть не уступал по огневой мощи и большинству характеристик военным кораблям. А иначе как бы он смог потопить австралийский крейсер?

Главный калибр торгового судна составляли шесть 150-мм морских пушек 15 cm SK L/45, которые, как и на остальных рейдерах, были тщательно скрыты за металлическими листами нарочито высоких фальшбортов.

Для сравнения: любой эсминец той эпохи нес четыре-пять универсальных орудий гораздо меньшего калибра (114...130 мм). Так кто из них боевой корабль?

О системе управления огнем до сих пор известно немного. Имеются сведения о том, что стандартным для всех рейдеров было наличие 3-метрового дальномера в надстройке. “Корморан”, помимо него, располагал еще двумя артиллерийскими дальномерами с базой 1,25 метра.

Даже с учетом не самого эффективного расположения части артиллерии в казематах, при котором на один борт могли стрелять не более 4-х орудий, огневая мощь “Корморана” была достаточна, чтобы драться “лицом к лицу” с любым легким крейсером постройки 1930-х гг. (где понятие “легкости” определялась не размерами корабля, а ограничением главного калибра в шесть дюймов).

Стоит заметить, что в случае битвы крейсерам союзников пришлось бы первыми идти на сближение, при этом рейдер также находился бы вне зоны обстрела части башен ГК. А искусственные ограничения при постройке крейсеров 30-х гг. привели к тому, что их броня совершенно не держала шестидюймовые снаряды. Они были такими же “картонными”, как и “мирный” сухогруз. Для точной идентификации которого требовались долгие часы, в то время как рейдер был готов в любой момент открыть огонь по противнику.

Смертельно опасный “незнакомец”!

В носовой части, открытая всем ветрам, стояла замаскированная универсальная установка калибра 75 мм.

Рядом, повсюду, были расставлены зенитные автоматы. Ничего необычного. Зенитное вооружение типичного крейсера или эсминца начального периода ВМВ. Пять 20 мм “Флак 30” с темпом стрельбы 450 выстр./мин., подкрепленные двумя 37-мм скорострельными противотанковыми PaK36 (по стечению обстоятельств, установленными взамен 37-мм автоматических зениток). Запланированный изначально радар из-за поломок пришлось также оставить на берегу.


Схема размещения оружия на "Корморане"


Пока гремели залпы артиллерийских орудий, к цели неслась новая порция смерти, раздвигая скользким корпусом толщу морской воды. Шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм (два двухтрубных на верхней палубе и два подводных, в кормовой части рейдера) с боезапасом 24 торпеды.

Это еще не все. В арсенал “Корморана” также входили 360 якорных мин типа EMC и 30 магнитных мин TMB.

Два гидросамолета “Арадо-196” для ведения разведки в океане и скоростной катер типа LS-3 “Метеорит” для проведения торпедных атак и скрытной постановки минных заграждений у входа во вражеские порты.

Экипаж — 397 отчаянных головорезов (в 10 раз больше, чем на обычном сухогрузе!) и командир Дитмерс, девизом которого было “Нет безвыходных ситуаций — есть люди, которые их решают”.

Вот такой весёлый “торгаш”.



Торговцы смертью

«Сражение показало, с каким мастерством неприятельские суда изменяют свой внешний вид и с какой дилеммой приходится сталкиваться капитану крейсера, пытающегося его разоблачить. Опасность, которой подвергается крейсер, подходя к такому кораблю слишком близко и с направления, удобного для орудийной и торпедной стрельбы, очевидна — рейдер всегда обладает тактическим преимуществом неожиданности», — вспоминал кэптэн Роскилл, командир крейсера “Корнуолл”, которому при большом везении удалось вычислить и уничтожить аналогичный рейдер “Пингвин”. При этом крейсер в какой-то момент сам оказался на волоске от гибели: один из шестидюймовых снарядов “Пингвина” перебил ему рулевое управление.

Из показаний советских офицеров на борту рейдера “Комет”:

«Германский пароход „Комет“ — команда из 200 человек (на самом деле — 270), труба переделанная, борта двойные, командный мостик бронированный. Имеет прекрасно оборудованную радиостанцию, круглые сутки, не снимая наушников, сидят 6 радистов. Седьмой человек из радистов не слушает сам, он имеет чин офицера. Мощность передатчика обеспечивает прямую радиосвязь с Берлином».

В августе 1940 года рейдер “Комет” (оперативный код Кригсмарине HKS-7, в сообщениях британской разведки “Рейдер B”) был тайно проведен прямо в тыл англосаксам Северным морским путём. В пути корсар был успешно замаскирован под советский “Семён Дежнёв”, а после прорыва в Тихий океан, на какое-то время прикинулся японским “Манийо-Мару”.



«…фотографировали непрерывно берега, фотографировали все объекты, которые только встречали на своем пути. Фотографировали острова, мимо которых проходили, около которых стояли, фотографировали мыс Челюскина, фотографировали ледоколы, под проводкой которых шли. При малейшей возможности делали промеры глубин; высаживались на берег и фотографировали, фотографировали, фотографировали... радиослужба рейдера практиковалась в перехвате и обработке радиопереговоров между кораблями и ледоколами ЭОН».

Не случайно за тот поход командир рейдера капитан цуз зее Эйссен был представлен к званию контр-адмирала. Полученные данные о навигационных условиях на трассе Севморпути были позднее использованы экипажами немецких подлодок и при прорыве “Шарнхорста” в Карское море (операция “Ход конём”, 1943 г.).

Замаскированные пушки, фальшивые борта и грузовые стрелы. Стяги всех государств мира. Катера и авиация.

Тот австралийский крейсер был обречен с самого начала. Даже если бы его командир оказался чуть опытнее и осторожнее, даже если бы он не приближался на милю к досматриваемому судну, исход боя все равно выглядел однозначным образом. Возможно, изменилась бы лишь очередность гибели — первым тонул “Корморан” со всем экипажем, который все равно успевал нанести смертельные раны “Сиднею”.

Вышеупомянутый крейсер “Корнуолл” имел хотя бы калибр 203 мм, был крупнее и покрепче “австралийца”. Несчастный же HMAS Sydney (9 тыс. тонн, 8 х 152 мм) оставался вообще без всяких шансов на выживание при встрече с мирным германским “торгашом”.



Отставание в скорости от крейсеров и эсминцев искупалось колоссальной дальностью плавания, недостижимой для боевых кораблей, с их мощными и “прожорливыми” ГЭУ. Благодаря экономичной дизель-электрической установке, “Корморан” был способен обогнуть Земной шар. При том 18 узлов — не так уж и мало, с учетом того, что военные корабли редко развивали на практике выше 20...25 узлов. На полном ходу резко возрастает расход топлива и быстро “убивается” ресурс.

...“Корморан”, “Тор”, легендарный “Атлантис”, ставший самым результативным надводным кораблем Кригсмарине (за 622 дня рейдерства им было потоплено 22 судна, общим тоннажем 144 000 брутто-регистровых тонн). А погиб глупо — патрульный самолет крейсера “Девоншир” появился над ним в момент заправки рейдером немецкой подлодки. В тот же миг британцам открылись все карты. Тяжелый крейсер немедля уничтожил “мирного торговца”, растерзав "Атлантис" из своих восьмидюймовых орудий. Увы, такая удача случилась лишь однажды. Упомянутые "Тор" и "Комет" натворили бед и, избежав всякого возмездия, благополучно вернулись в Германию.


Они умели всё. Рука взаимопомощи в 10 000 миль от родных берегов — "Корморан" снабжает подлодку


Исключительно грозные и универсальные боевые единицы. “Призраки океанов”. Вечные странники-одиночки, убивавшие любого , кто встречался на их пути.

Способные до неузнаваемости изменять свой облик и сражаться в любой из климатических зон. С любым возможным снаряжением, от саней и лыж до тропической униформы и безделушек для обитателей островов Тихого океана. С мощным вооружением, связью, всем необходимым для активных боевых действий, ведения коварных “радиоигр” и скрытной разведки.

И Атлантика, и Тихий, и Индийский океаны впитали в себя отражения панического радиосигнала "QQQ", который торопливо выбивала рука радиста в радиорубке, разносимой огнём рейдера. Они впитали в себя это кровью и плотью, мёртвыми корпусами сотен судов, ставших жертвами неизвестных судов. Приходящих “ниоткуда” и уходящих в “никуда”.

Картина дня

наверх