На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Татьяна Кибишева
    При Сталине у чиновников нечего было конфисковывать, они полностью были на гос.обеспечении: все было под казённым ном...Любого интенданта...
  • николай николай
    Как при Сталине посидел в парламенте пятилетку , ай-да на 25 лет с конфискацией . Вот поэтому народ и любил Сталина ....Любого интенданта...
  • Юрий Ильинов
    Взятие Очеретино. О чем подумалось сразу после освобождения поселка что же происходит на реальном поле боя? Начнем ...Убийство в Люблин...

Тайна «Гобелена из Байё». Разговор о последствиях

Вячеслав Шпаковский

Тайна «Гобелена из Байё». Разговор о последствиях
Плита над тем местом, где был убит король Гарольд… 



«И Гида рыдает: «О, горе! убит
Отец мой, норманном сраженный!
В плену его веси, и взяты на щит
Саксонские девы и жены!»
«Три побоища» Алексей Толстой


Раритеты истории. С тех пор, как Арнольд Тойнби написал свою впечатляющую статью «Если бы Александр не умер тогда...», историки не перестают задумываться о последствиях тех или иных событий: а что если бы дело пошло не так, как оно пошло? Сегодня это называется «альтернативной историей», и, хотя сама по себе история «бы» не знает, подумать о том, что могло бы быть… никто не запрещает. И вот что интересно, некоторые события при этом оказываются более значимы, чем другие. И разным оказывается их влияние на людей! Вот, например, всё тот же гобелен. Что на нём мы видим, даже не зная о событиях, на нём изображённых? А мы видим детали вышивки, и длина её и сложность изготовления неизменно будут нас поражать. Ведь на нём изображено 626 человеческих фигур, 190 лошадей, 35 собак, 37 деревьев, 32 корабля, 33 здания, и… 93 пениса, которые впервые сосчитал профессор Гарнетт из Оксфорда. Зачем он это сделал? Нет ли тут… «чего-то такого»? А нет – это вполне имеет смысл, ведь 88 из них – принадлежат жеребцам. Причём раньше их было больше (и сами они были больше!), но в викторианскую эпоху их число и размеры поубавились. Между тем это лишний раз доказывает в общем-то известный факт того, что рыцарям средневековья ездить на кобылах было неприлично, и в конном войске использовали только жеребцов!


Карта событий 1066 года


А ещё гобелен рассказывает нам историю мужчин: ведь из 626 человеческих фигур только 3 на основном полотне и 2 на его бордюрах являются женскими. Интересно, что комментарии на вышивке содержат имена лишь пятнадцати человек. Значит, это главные герои гобелена? Наверное, если среди них мы видим Эдуарда Исповедника, Гарольда Уэссекского и герцога Вильяма Нормандского. Но… почему-то рядом с коронованными особами мы видим карлика Турольда, судя по изображению, простого конюха, английскую леди Эльфиву, которая состояла в любовной связи со священником, и двух норманнских рыцарей Вадарда и Виталя. И, спрашивается, за что эти люди разделили честь быть изображёнными рядом с королями, герцогами, графами, епископами, что они такого великого сделали в 1066 году?


Аббатство Битвы. Французский памятник Гарольду. 


История гобелена сообщает нам о событиях «с точки зрения норманнов», о чём говорится и в путеводителях, и в самых разных популярных изданиях. Но в них не объясняется, почему эти люди удостоились комментария на гобелене, причём были названы их имена. И вот что интересно ещё: очевидно, что мастера вышивальщики, работая под началом завоевателей, вышили гобелен, который не должен был их разочаровать. Но при глубоком рассмотрении получается, что он рассказывает нам иную версию событий 1066 года. Вряд ли в то время можно было эту иную версию записать. Но то, о чём нельзя было написать, вышивальщики показали тайно и очень искусно.

Вне всякого сомнения, на гобелене изображена победа Завоевателя, и сам факт его победы отрицать невозможно. Но вот как она была достигнута – это вопрос, как и вопрос, а причём тут карлик Турольд, простой конюх?


Именно Вильгельм Завоеватель воздвиг на месте битвы вот это самое аббатство и велел монахам молиться Господу за души всех убиенных. Потом… потом оно превратилось вот в такие руины.
А ещё создатели гобелена явно ищут объяснения причин, приведших к завоеванию Англии норманнами, и потому обращаются... к Ветхому Завету. И делают вывод, что оно стало божьим наказанием за грехи. Но и норманны ведь тоже провозгласили, что победили с божьей помощью. Здесь так много хитросплетений, что полностью их смысл мы, скорее всего, никогда не раскроем. Но кое-что можно узнать, просто внимательно разглядывая гобелен.

Например, что вышивальщики поддерживали графа Евстахия II Булонского, который боролся с нормандцами за гегемонию в Северной Франции. Возможно, на английский трон он тоже претендовал. Графа Булонского ошибочно называют «норманном», но он не был таким уж ревностным сторонником герцога Вильгельма, как может показаться. Во всяком случае, его роль на гобелене очень даже значима. Причём лишь трое из норманнов на нём имеют именные подписи: епископ Одо из Байё, сам герцог Вильгельм (что естественно) и... граф Евстахий (или Юстас) из Булони. Но именно граф Евстахий держит в руке папское знамя, а вовсе не возглавлявший армию Вильгельм Завоеватель! И выходит, что и папа и Бог на его стороне, не так ли?! То есть можно считать, что гобелен – это ещё и хитро зашифрованный памятник о реально произошедших событиях. Вот только найти правду на гобелене совсем нелегко и всегда остаётся место для сомнений.


Стены аббатства на месте битвы.
А вот в чём сомнений нет, так это в том, что последствия битвы при Гастингсе мы все ощущаем до сих пор. И что это одно из самых судьбоносных (локальных) событий в истории человечества. Вообще-то таких событий всего… три, хотя важных на самом деле очень много. Первое – это крещение Руси при князе Владимире, заложившее дуалистическое начало нашему современному миру по линии Запад – Восток, второе – битва при Гастингсе, изменившая культурную и политическую парадигму Европы, и третье – битва 1600 года при Сэкигахаре, положившая начало сначала самоизоляции Японии, а затем её стремительному подъёму и военной, а затем и экономической экспансии.


А вот так выглядят подземелья аббатства.
Что касается Англии, то поражение, которое нанесли ей нормандцы, можно считать одним из самых жестоких и сокрушительных за всю историю человечества. Но пришельцы составляли и малую часть общего населения страны, где на тот момент проживало 1,5-2 млн человек. Зато они заняли все ключевые позиции во власти, и таким образом всю англо-саксонскую аристократию заменила франкоязычная. Богатство в виде трофеев войны поступило в казну завоевателей. А затем произошло и вовсе уже нечто из ряда вон выходящее: к 1086 году король Вильгельм зафиксировал все земельные владения своего государства в «Книге Страшного Суда», и, соответственно, обложил их налогом. И, кстати, выяснилось, что уже тогда четверть всей Англии досталась лишь одиннадцати его самым ближайшим приверженцам, а среди 200 аристократов, которые владели ещё одной четвертью, лишь четверо принадлежали к англичанам. И наследники всех этих родов и сегодня существуют в Англии, вот ведь что интересно. И влияние их на политику и экономику страны огромно, как и тогда!


Ну а в самом Байё рисунки из гобелена встречаются буквально на каждом шагу!


Чтобы усилить свою власть в завоёванной стране, именно норманны начали возводить замки (сначала деревянные, а после из камня) на всей территории Англии. Причём расстояние между ними выдерживалось на уровне 25 километров, чтобы конница, идущая на помощь осаждённому замку, могла бы добраться до замка, сохранив силы! Вот почему между британскими городками и посёлками столь небольшое расстояние – это наследия завоевания. Конечно, время внесло в это свои коррективы, но основная дистанция сохраняется и поныне.

До самого 1066 года в Англии было мало замков. Зато после квадратные крепости на насыпных холмах стали запоминающейся чертой английского рельефа. Интересно, что из-за гибели короля Гарольда сопротивление в стране было спорадическим и в итоге совершенно безрезультатным. Крепости отняли у саксов надежду на успешное восстание, но захватчики сумели покорить и саму душу народа, выстроив великолепные церкви и соборы в нехарактерном для страны континентальном стиле. Вот она – божья воля, против который ты ничто, и лучшее напоминание о той военной силе, что создала все эти монументальные и прекрасные творения.

Хотя покоряли британцев не только обликом монументальных соборов, но и вопиющей жестокостью. Времена тогда были жестокими сами по себе и жесткость никого особенно не удивляла. Однако особую жестокость в характере Вильгельма Завоевателя отмечали и многие хронисты. И, кстати, именно она сделала это завоевание Англии реально возможным. А ещё это был человек с железной волей. Если он думал, что прав, то не обращал никакого внимания на невинные жертвы – пример, знакомый нам и по Новейшей истории. И ведь Вильгельм не только завоевал Англию, но и подавил восстание на севере страны в 1069 и 1070 годах, и покарал все слои тамошнего общества с жестокостью, чрезвычайной даже для того времени.


«Деяния английских королей» Вильгельма Малмсберийского, где сообщается об основании Аббатства Битвы


Армия была разделена на небольшие карательные отряды, воины которых занимались тем, что сжигали урожай, крестьян убивали, и уничтожали орудия труда. Тогда погибли тысячи людей. Хронист Самсон Дархемский писал, что трупы невинно убиенных гнили на улицах и в домах, а те, кто выжил, должны были есть лошадей, собак и кошек или продаваться в рабство. От Дархема до Йорка все деревни были разорены и заброшены. Одерик Виталис, монах англо-норманнского происхождения, спустя 50 лет (срок для того времени огромный!) с горечью писал о «беспомощных детях, молодых людях, только начавших свой путь, дряхлых стариках», которые погибли в ходе этой карательной операции на севере.

Так что события 1066 года очень глубоко повлияли на всё дальнейшее развитие как британской, так и общеевропейской истории. Англия перестала быть государством скандинавского мира и вступила в тесную связь с процветающей Францией. Англией столетиями управляла франкоязычная элита, интересы которой лежали по обе стороны от Ла-Манша. Англия втянулась и в региональные и династические интриги континентальной Европы. А потом, когда вместе со смертью короля Стефана в 1154 году норманнская династия прервалась, на смену ей пришла уже чисто французская династия Генриха Плантагенета, являвшегося правнуком Завоевателя. И не будь 1066 года, не было бы и Столетней войны, ставшей следствием длительных и очень запутанных англо-французских отношений, возникших как раз из-за победы Вильгельма Норманнского в битве при Гастингсе в 1066 году.


Сегодня в Байё регулярно проходит фестиваль Средневековья, на котором проводится реконструкция битвы 1066 года!


Интересно, что англо-саксонская система управления нормандцам понравилась и они её сохранили: в частности, оставили англо-саксонские графства в качестве административной единицы, причём они и сегодня сохраняются всё в тех же самых границах. Зато в одно мгновение староанглийский язык сделался языком плебеев, и на нём почти что перестали писать, хотя до этого в Англии были созданы такие эпические произведения, как англо-саксонские поэмы «Беовульф» и «Сражение при Малдоне». Но влияние этой литературы сохранилось! Ряд исследователей считают, что первое произведение на французском языке «Песнь о Роланде» написали не где-нибудь, а в покорённой Англии. Ведь самая ранняя копия «Песни о Роланде» была записана именно в Англии и в XII веке!

Ещё Вальтер Скотт в своём романе «Айвенго» заметил, что последствия социального и языкового барьера тех давних лет всё ещё звучат и в современном английском. Многие домашние и дикие животные продолжают называться старыми английскими терминами: sheep - овца, cow - корова, ох - бык, deer - олень, но вот блюда, которые готовили из них для дворян, получили уже французские названия: mattock - баранина, beef - говядина, beacon - бекон, venison - оленина, real - телятина. И только лишь в 1362 году французский язык перестал быть языком английского парламента. Даже в XVII веке английские адвокаты в стенах суда всё ещё пользовались французским языком.


А у самых стен собора проходит ярмарка!


Сами норманны перед собой цель искоренения английского языка не ставили. Вильгельм Завоеватель даже пытался его выучить, но нашёл слишком уж трудным и сдался. Но из-за подавляющего большинства англоговорящих жителей и войн с Францией французский язык в Англии из разговорной речи со временем исчез, и уже к XV веку именно английский сделался главным языком Великобритании, но обогатился тысячами новых французских слов. Так что если бы сражение при Гастингсе выиграл бы Гарольд, то язык сегодняшних англичан был бы совсем не похож на тот, на котором они говорят сейчас.


На которой чем только не торгуют!


А ещё те же соборы в Англии строились на деньги, конфискованные у местной аристократии, а её земли, раздававшиеся норманнам, такие местечки, как Квинчи, Монбре, Мормемар, Ла Померас, Секьювиль и Вер, дали название и знаменитым аристократическим семьям Британии: Де Квинси, Мобрай, Мортимер, Померой, Саквил, Де Вере.


Очень интересная книга, посвящённая тайнам гобелена


Так что события, которые мы видим сегодня на гобелене из Байё, столь сильно повлияли на историю Англии, что их отголоски доносятся до нас до сих пор. А ещё норманнское вторжение 1066 года стало последним случаем в истории Англии, её завоевало другое государство. Ни Филиппу II Испанскому в 80-е годы XV века, ни Наполеону в начале XVIII века, ни Адольфу Гитлеру в 40-х годах XX века, как бы они ни старались, так и не удалось повторить того, что нормандский герцог Вильгельм Завоеватель сделал в 1066 году!

Картина дня

наверх