На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Славянская доктрина

6 457 подписчиков

Свежие комментарии

  • Boris Max
    Народ... ну зачем вы покойника постоянно поминаете?  Снаряды совсем не при делах.... вы хоть прочтите кто деньги воро...Разбор завалов в ...
  • Владимир Козлов
    С конфискацией имущества в пользу участников СВО. Хотя бы таким образом пополнить нужными для бойцов боеприпасами,  б...Разбор завалов в ...
  • Махамбет Толеугазин
    ...  ворюг клеймить калёным железом и в Магадан, на причале онучи под сибирским  солнышком  будут сушить ...Разбор завалов в ...

Будущее человечества за эмпатией. Часть 1

Дмитрий Раевский

Будущее человечества за эмпатией. Часть 1



По моему опыту, только эмпатия способна вывести человека на новый уровень развития, более высокий виток эволюции.
Эта тема пользуется неизменным интересом. Я ее постоянно с кем-то обсуждаю – офф-лайн или он-лайн.

Вот смотрите: в ЖЖ выбирают друзей - читают и ждут от внутреннего контролёра своего - "моё или не моё? " не анализируют, а ждут что зацепит. Это тоже эмпатия в чистом виде, мир ощущений. Я думаю, что развитие этой способности и даст нам новый виток человеческого развития, и уже скоро люди с непрокачанной эмпатией не смогут социализироваться нормально, потому что они примитивны и никому не интересны.

Уже сейчас топ-управленцы живут в таком огромном потоке информации, что анализировать умом просто не успевают и поэтому они научились "считывать" людей и события чисто эмпатически.

Пару месяцев назад я поднял тему об эмпатии и написал о ней короткую заметку «Об эмпатии. Стоит ли ее развивать?».


Вопрос: А какими способами, интересно, ее можно развивать?

Ответ: Для начала надо понять, что развивать её надо. Это главнее всего.

Критерием, что ты понял, будет возникновение внутри особого желания, мотивации. Это универсальный «механизм» для развития любой способности: для начала нужно понять, что развивать что-то нужно и полезно. И понять – зачем. Глубоко и искренне.

Если будет гипермотивация, то начнутся поиски, и они не остановятся, а значит найдёшь. Я так поступал в своё время.

Во-вторых, как я понял, эмпатическая способность - это развитие как бы органа в мозгу, интенсивирование работы некого мозгового центра. И его можно тренировать так же, как, например, вестибулярный аппарат или музыкальный слух. Реально, этот орган эмпатии поддаётся тренировке.

Ну и в-третьих, когда начинаешь понимать, как им пользоваться, то начинаешь применять всюду и везде, осваиваешь мир в новых красках.

А затем только находишь тренинги - как его тренировать. В такой последовательности.

Если же действовать наоборот и начать с тренингов, то надолго тебя не хватит, и эмпатия не разовьётся.
Потому что растёт только то что растишь 24 часа в сутки, 365 дней в году. Постоянство важнее тренингов.
Но тренинги конечно же существуют и развивают её быстро.

Вопрос: Что делать, если эмпатия мешает жить? Ведь, бывает, и рядом с человеком, страдающим диареей, не усидишь: ты «считаешь» его симптомы и поздравления с развитием эмпатии будешь принимать… сами понимаете где)

Ответ: Существует много видов эмпатии.
История развития понятия "эмпатия" хорошо рассмотрена в этой статье

Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии

Автор: Басова Александра Георгиевна

В настоящее время в психологии отсутствует общепринятое представление об эмпатии. Среди исследователей наблюдаются значительные расхождения в трактовках и интерпретациях этого понятия. Поэтому возникает необходимость анализа и систематизации существующих подходов к определению эмпатии, описанию ее структуры и механизмов формирования.

В современном толковом словаре русского языка [4] приводится следующее определение эмпатии:

1. Способность входить в чужое эмоциональное состояние, сопереживать.

2. Интеллектуальная идентификация собственных чувств с чувствами и мыслями другого человека.

Традиционно проблемы, связанные с понятием эмпатии, были объектом изучения философских дисциплин – этики и эстетики. Термином «эмпатия» Э. Титченер перевел немецкое слово «Einfuhlung» – «вчувствоваться в...», которым в эстетике описывался процесс понимания произведений искусства, объектов природы, склонность наблюдателя к отождествлению себя с наблюдаемым предметом, являющимся причиной переживания прекрасного.

В этике близким к термину эмпатия было понятие симпатии А. Смита, Г. Спенсера, А. Шопенгауэра, М. Шелера, которое трактовалась как понимание, отзывчивость и эмоциональное соучастие.

В психологической литературе понятие «эмпатия» получило распространение в начале 50-х годов XX в. Первоначальный смысл термина был буквальным, он означал процесс вчувствования, т. е. эмоционального проникновения в состояние другого [3].

Концепций сугубо эмоционального понимания эмпатии в настоящее время немного. Эти концепции трактуют эмпатию как опосредованный ответ на воспринятое эмоциональное состояние другого человека. Вместе с тем, некоторые авторы отмечают, что возможны случаи контрастной эмпатии, при которой эмоции наблюдателя и эмоции наблюдаемого имеют разную природу. Например, удовлетворение, причиной которого может быть чужое страдание, также будет классифицироваться как явление эмпатии.

Другие исследователи исходят из когнитивного понимания эмпатии, которое контрастирует с рассмотренным выше эмоциональным подходом. Они определяют эмпатию с точки зрения понимания другого человека, принятия роли, интерпретации поведения.

Современные исследователи чаще всего объединяют в своих определениях эмпатии ее когнитивный и аффективный аспекты. Так, R. Kestenbaum, E. Farber и L. Sroufe рассматривают эмпатию как «эмоциональный и поведенческий ответ на эмоциональное состояние другого человека, который подобен эмоциональному тону этого человека и основан на его обстоятельствах, больше, чем на своих собственных» [11].

Виды эмпатии. R. Dymond исследовала, в основном, способность людей воспринимать друг друга, предсказывать ответы в определенной ситуации. Такая способность принять роль другого и предсказать его мысли, чувства, действия получила название предиктивной эмпатии [8].

Т. П. Гаврилова выделяет два вида эмпатии: сочувствие и сопереживание. Сопереживание – это переживание субъектом тех же чувств, которые испытывает другой, через отождествление с ним, а сочувствие – переживание субъектом по поводу чувств другого, иных, отличных чувств.

Примером сопереживания может служить переживание учеником волнения отвечающего на экзамене товарища во время ожидания своей очереди. Ребенок может сочувствовать старому человеку, испытывать к нему чувство жалости, хотя его переживания непосредственно не являются для него близкими.

При сочувствии субъект переживает без соотнесения с собой, в то время как при сопереживании субъект переживает чувства другого как бы за себя, поскольку они имели место в прошлом опыте субъекта, или если они связаны с предвосхищением им подобной возможности для себя, особенно в ближайшем будущем [2].

М. А. Пономарева предлагает рассматривать кратковременную и долговременную эмпатию. Кратковременная – рассчитана на ограниченный контакт с другими людьми в общении, в процессе которого человек встает на позицию другого. Долговременная эмпатия протекает в течение длительного времени и требует более тесного общения с другим человеком. Возможна дифференцировка на адекватную и неадекватную эмпатию. В этом случае, последняя проявляется как радость при неблагополучии другого, а эмоциональный отклик на эмоциональное состояние другого идет с противоположным знаком [5].

G. Vitaglione вводит понятие эмпатического гнева – эмоционального состояния, опосредованного эмоциональной реакцией жертвы, при котором наблюдатель испытывает гнев по отношению к агрессору [12].

Некоторые исследователи выделяют ситуационную (ее проявление зависит от ситуации) и диспозициональную эмпатию (черта эмпатии, которая проявляется в широком диапазоне ситуаций) [9].

Структура эмпатии. Первоначально эмпатия трактовалась исключительно как эмоциональный процесс и, следовательно, содержала в себе лишь один компонент – аффективный. В этом случае эмпатия – эмоциональное переживание в ответ на эмоциональное состояние другого человека.

Следует отметить, что хотя рассмотрение эмпатии N. Eisenberg фокусируется исключительно на аффективном компоненте, она также отмечает роль когнитивных процессов в эмпатическом реагировании: «иногда эмпатия – это переживание, опосредованное открытым проявлением эмоций другим человеком. Но кроме этого, если наблюдатель видит другого человека в ситуации, которая вероятно должна вызывать печаль (например, смерть любимого человека), он также должен испытывать печаль, даже если другой человек ее открыто не проявляет. В этом случае оценивается поступающая информация о возможном влиянии данной ситуации, или происходит процесс мысленной попытки поставить себя на место другого, и это вызывает эмпатию. Таким образом, эмпатическое переживание может быть относительно автоматическим (хотя обязано включать, по крайней мере, дифференциацию «я-другой») или базирующимся на когнитивных процессах обработки информации, относящейся к эмоциональному состоянию другого человека [9].

Другие исследователи выделяют в эмпатии только когнитивный компонент. Определение этого компонента может включать принятие роли другого, интерпретацию поведения, идентификацию эмоционального состояния.

Одной из первых, кто соединил в своей модели когнитивный и аффективный компоненты, была N. Feshach. По ее мнению, именно когнитивный компонент является предпосылкой возникновения эмпатии. Другими словами, способность распознавать эмоции другого человека и принять точку зрения другого – необходимое, но недостаточное условие для эмпатии. В отличие от большинства теорий других исследователей, ее теория является трехкомпонентной. На когнитивном уровне эмпатия зависит от способности идентифицировать эмоциональные состояния других. Человек должен быть в состоянии различать эти эмоциональные состояния, отделять одно состояние от другого. Второй когнитивный фактор, от которого зависит эмпатия, это способность принять роль другого, что отражает более высокий уровень развития когнитивных способностей. N. Feshach определяет этот фактор как способность видеть ситуацию таким же образом, как ее видит другой человек, который непосредственно находится в этой ситуации. Эмоциональное реагирование – третий компонент, то есть переживание тех же эмоций, что и другой человек. При этом автор считает, что все три компонента обязаны присутствовать в эмпатийном реагировании. Таким образом, N. Feshach как бы разделяет когнитивный аспект эмпатии еще на два компонента, в то время как другие исследователи ограничиваются только принятием роли [10].

Позже и другие авторы стали предлагать свои многокомпонентные подходы к рассмотрению эмпатии. Так, M. Davis определяет эмпатию как конструкт, включающий аффективный и когнитивный компоненты. Когнитивный компонент отражает способность к пониманию перспективы другого человека и к идентификации с ним, тогда как эмоциональный компонент характеризуется тенденцией к переживанию чувств беспокойства и сочувствия к другому человеку [7].

Относительно недавно и преимущественно в постсоветской психологии появилась тенденция рассматривать эмпатию как системное образование, включающее в себя аффективный, когнитивный и конативный (действенный) компонент [1; 5; 6].

Например, Л. П. Стрелкова полагает, что полный эмпатийный процесс представляет собой трехзвеньевую цепочку: сопереживание, сочувствие и внутреннее содействие, которое может привести к реальной помощи.

Сопереживание, основой которого выступает идентификация, является эмоциональным откликом на переживания другого. Проявление сочувствия предполагает когнитивную ориентацию в ситуации, которая, в свою очередь, актуализирует различные формы содействия, сначала внутреннего, а затем, при определенных условиях, и внешнего [6].

Л. П. Выговская предлагает рассматривать эмпатию как целостное явление, в котором можно выделить три взаимодействующих компонента: когнитивный (мыслительные операции, фиктическое знание об объекте или другом лице); аффективный (эмоциональные реакции на некоторый объект или лицо, эмоции, чувства, переживания); конативный (моторные реакции, поведенческое намерение человека по отношению к лицу или объекту отношения, действия, поступки). Она отмечает, что эмпатия может развиваться как в сторону асоциального поведения, так и в сторону просоциального поведения.

Звеньями эмпатийного процесса являются восприятие другого, сопереживание, сочувствие, внутреннее содействие, реальное содействие. В каждом звене процесса происходит автономное функционирование компонентов (когнитивного, аффективного, конативного) или их сочетание при доминировании одного из них. Каждое предыдущее звено обусловливает функционирование последующего [1].

М. А. Пономарева рассматривает эмпатию как системное образование, которое включает в себя когнитивный (понимание эмоционального состояния другого человека), эмоциональный (сопереживание или сочувствие, которые испытывает субъект к другому лицу), конативный (активная помощь объекту эмпатии) компоненты. Таким образом, полный эмпатический процесс включает в себя сопереживание, сочувствие и содействие [5].

Литература:

1. Выговская, Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи : автореф. дис. … канд. псих. наук : 19.00.07 / Л.П. Выговская ; НИИ психологии. – Киев, 1991. – 20 с.

2. Гаврилова, Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. – 1974. – №5. – С. 107–114.

3. Гиппенрейтер, Ю.Б. Феномен конгруэнтной эмпатии / Ю.Б. Гиппенрейтер [и др.] // Вопросы психологии. – 1993. – №4. – С. 61–73.

4. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка / Т. Ф. Ефремова. – М. : Астрель, 2006. – 973 с.

5. Пономарева, М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография / М.А. Пономарева. – Минск : Бестпринт, 2006. – 76 с.

6. Стрелкова, Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Л.П. Стрелкова ; АПН СССР, НИИ дошк. воспитания. – М., 1987. – 24 с.

7. Davis, M. Empathy: a social psychological approach / M. Davis. – Boulder : Westview Press, 1996. – 44 p.

8. Dymond, R. A scale for measurement of empathic skill / R. Dymond // Journal of Consulting Psychology. – 1949. – Vol. 14. – P. 127–133.

9. Eisenberg, N. The development of empathy-related responding / N. Eisenberg // Nebraska symposium on motivation. – 1997. – Vol. 45. – P. 73–117.

10. Feshbach, N. Empathy training: a field study in affective education / N. Feshbach. – New York : Praeger, 1979. – 36 p.

11. Kestenbaum, R. Individual differences in empathy among preschoolers: relation to attachment history / R. Kestenbaum [et al.] // New Directions for Child Development. – 1989. – Vol. 44. – P. 51–64.

12. Vitaglione, G. Assessing a new dimension of empathy: empathic anger as a predictor of helping and punishing desires / G. Vitaglione, M. Barnett // Motivation and Emotion. – 2003. – Vol. 27, №4. – P. 301–325.


Обратите внимание на виды эмпатии.
То, о чём я говорю, - это когнитивная составляющая.
Что такое "когнитивный" вы можете узнать здесь

Когнитивная психология

Когнитивная психология (лат. cognitio «знание») — раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческой психики. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. Многие положения когнитивной психологии лежат в основе современной психолингвистики. Выводы когнитивной психологии широко используются в других разделах психологии, в частности социальной психологии, психологии личности, психологии образования.

Когнитивная психология на современном этапе развития во многом основывается на проведении аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и познавательными процессами у человека. Так были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти (Р. Аткинсон). Но важно помнить, что основы когнитивной психологии (учение гештальт-психологии Коффки, Келлера и Вертгеймера; работы культурно-исторического направления (Выготский, Лурия, работы Пиаже) проводились до создания кибернетики и появления сложных вычислительно-информационных машин.

Наибольшее распространение получила концепция, представляющая психику в виде устройства с фиксированной способностью к преобразованию сигналов. Главная роль в этой концепции отводится внутренним когнитивным схемам и активности организма в процессе познания. Когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом её пропускной способности.

В качестве базовой метафоры когнитивной психологии используется компьютерная метафора, уподобляющая функционирование человеческого мозга функционированию компьютерного процессора. Представители когнитивной психологии: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер, Саймон Герберт, Аллен Ньюэлл, Карл Прибрам, Роберт Солсо, Джордж Сперлинг, Борис Величковский.

История

11 сентября 1956 года в Массачусеттском технологическом институте собралась специальная группа Института электрической и электронной инженерии, занимающаяся информационной теорией. Считается, что эта встреча положила начало когнитивной революции в психологии. Среди присутствующих были Джордж Миллер, Герберт Саймон, Ньюэлл Аллен, Ноам Хомски, Дэвид Грин и Джон Свитс.

22 августа 1966 года была опубликована книга Джерома Брунера «Изучение когнитивного развития» (англ. «Studies in Cognitive Growth»). Для написания этой книги в Центре когнитивных исследований при Гарвардском Университете объединились 11 соавторов.

Связь когнитивной психологии и нейробиологии

Существует точка зрения, согласно которой когнитивная психология и нейробиология в настоящее время развиваются параллельно, активно взаимодействуя друг с другом, но со временем когнитивная психология будет полностью редуцирована к нейробиологии. Ряд учёных и философов на основании теоретических и исторических аргументов подвергает сомнению подобную возможность редукции когнитивной психологии к нейробиологии. При этом часть из них, отстаивая теоретический и практический приоритет когнитивной психологии, утверждает, что достижения нейробиологии полностью иррелевантны по отношению к когнитивным моделям психики.



То, о чём вы говорите, - это больше отождествление. Такой эффект наблюдается, когда, например, студент начинает читать учебник "пропедевтика внутренних болезней" и находит все эти болезни у себя, встречая утро на горшке со страшной диареей.
Но если когнитивная составляющая эмпатии – это, скорее, следствие прогресса, развития человека. То составляющая «отождествление» — это, скорее, особенность нервной системы, вернее отсутствие контроля со стороны человека за реакциями нервной системы.

Так, например, существуют разные виды реакций на стресс: кто-то стресс заедает, у кого-то медвежья болезнь, кто-то начинает заикаться при волнении. Это лечится усилением контроля за эмоциями и реакциями, и такие реакции — это болезненность, дисфункции, и это надо лечить. И, скорее всего, это относится не к эмпатии, а к неврозам. Невроз и эмпатия - это разные процессы.

Вопрос: Что такое невроз в отличие от эмпатии?

Ответ: Существует как бы шкала, где на одном конце - очень стабильная нервная система. Обладателей такой нервной системы называют ещё толстокожими. А на другом конце шкалы очень нервозные люди, остро реагирующие на любое происшествие вокруг. Они бывают ещё раздражительными.

Так вот, в психотерапии считается, что стабильное состояние — это отсутствие расстройств нервной системы. А невротическое состояние — это почва для различных нервных расстройств. Невротика легко вывести из себя. Его даже не надо выводить - он сам может выйти из себя по любому поводу. То есть, невротическое состояние — это уже патология. В последнее время считается, что нервные заболевания заразны. И подлежат им люди, имеющие предрасположенность. Это значит, что если нервозный человек пообщается с сумасшедшим, то у невротика значительно повышается шанс сойти с ума.

Эмпатия же - это нечто совершенно иное.
Эмпатия может быть и у очень стабильных людей. Их эмпатия – это, скорее, обострение внимания, следствие тренировок, чем расстройство.

Очень классный пример тренировки эмпатии из практики ОМОНа. Я описывал этот метод недавно в статье о психологии войны.

В зале спиной ко входу стоит боец с берушами в ушах.
В зал заходит человек и приближается к бойцу. Боец должен напрячь именно эмпатию, чтобы в отсутствии видимых признаков опознать присутствие другого человека. И чем раньше он это опознает, тем лучше.
В итоге, человек только заглядывает в зал, а боец уже говорит, что на него смотрят.
Затем тренировки утончаются: боец должен сказать, вооружён ли тот человек, что на него смотрит, или нет и если вооружён, то чем. Этот человек идёт справа по залу или слева. Возраст этого человека, его характер и даже намерения. Это всё рассказывает боец, стоящий спиной ко входу с закрытыми глазами и берушами в ушах. Так вот к концу первого года обучения подавляющее большинство бойцов почти не ошибаются.
Я принимал участие в тренировках бойцов на психологическую устойчивость).

А вообще я считаю, что активная тренируемая эмпатия - это будущее человечества. На мой взгляд, Никола Тесла в своём разуме испытывал свои еще несозданные двигатели тем самым органом восприятия, из которого эмпатия возникает как способность. Двигаясь в этом направлении, можно очень многого добиться. Человек может научиться заменять собой самые сложные и точные приборы. Чувствительность человеческой парасимпатической нервной системы такова, что может даже реагировать на взрывы сверхновых в далеком космосе, если эту нервную систему настроить особым образом).

Картина дня

наверх