На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Славянская доктрина

6 454 подписчика

Свежие комментарии

  • Борис Выдрин
    Иными словами, компании Володина следует обсудить и принять закон, аннулирующий все документы Ельцинской братии о раз...Как решить пробле...
  • Юрий Ильинов
    не надо бить головы.Как решить пробле...
  • tsan tsan
    Зачем так много слов ? Чтобы решить проблему с мигрантами, надо просто соблюдать дух и букву миграционного законодате...Как решить пробле...

Рыцари и рыцарство трёх веков. Часть 9. Германские эффигии

Вячеслав Шпаковский

 

Рыцари и рыцарство трёх веков. Часть 9. Германские эффигии

48
 
Хвала и мужу и жене,
Когда они живут в любви.
Их душу с телом наравне
На каждый час, господь, благослови!

И в полном счастье пусть их жизнь пройдет.
Сомненья нет, блажен и тот,
Кто добродетель чтит в себе,
Как в той, кого избрал одну,
И кто на радость взял жену,
Подругу в жизни и судьбе.
(Вальтер фон дер Фогельвейде, перевод Вильгельма Левика.)


В советском историческом кинофильме «Черная стрела» (1985 г.) по роману Р. Стивенсона есть трогательная сцена, которой, кстати, нет в самом романе: менестрель исполняет песню для жениха и невесты, лорда Грея и Джоанны Седли: «Хвала и мужу и жене…» Хотя кроме музыки и стихов в кадре практически ничего не происходит, впечатление эта сцена производит очень сильное. Написана она на стихи немецкого миннезингера XIII века Вальтера фон дер Фогельвейде «Желаний и томлений дни...» и очень характерна для рыцарской поэзии тех лет. Показательно, что очень многие рыцарские эффигии парные. На них изображены оба супруга. То есть слова «быть вместе в жизни и смерти, в болезни и во здравии…», которые католический священник произносил во время таинства бракосочетания, для многих были совсем не пустыми и в своих завещаниях они указывали создать эффигию не только самому себе, но и своей супруге. Или наоборот, супруга после кончины рыцаря-мужа хотела быть увековеченной в скульптуре, лежащей рядом с ним. 

Благодаря этому мы многое знаем не только о мужских, но и женских нарядах того времени, хотя нас в данном случае и интересуют именно первые. Причем не английские, не французские и не испанские эффигии, с которые мы знакомились довольно часто, а с эффигиями германскими. И не просто германскими (отчасти мы их тоже рассматривали в некоторых «рыцарских статьях» на «ВО»), а эффигиях периода 1050 – 1350 гг.

В предшествующем материале уже отмечалась некоторая «отсталость» германского рыцарства от английского и французского. Но вот эффигии, причем сразу парные, в Германии появились даже раньше, чем в Англии и Франции. А затем они распространились очень широко и стали обязательным атрибутом погребения любого представителя знати. Поэтому и сохранилось их немало. Важно и то, что в отличие от Франции в Германии их никто особо не уничтожал, хотя многие эффигии серьезно пострадали и были уничтожены в годы Второй мировой войны. Многие эффигии в Германии украшали соборы, в частности, такими были эффигии Эккехарда (Экхарда) II — маркграфа Мейсена и графа Хутици с 1032 года, и маркграфа Саксонской Восточной марки с 1034 года, в 1038 году ставшего единоличным правителем Мейсена, и его жены Уты Балленштедтской. Их изваяния находятся в Наумбургском соборе в центре немецкого городка Наумбург (земля Саксония-Анхальт) и, как считают искусствоведы и историки, являются едва ли не самым запоминающимся образцом искусства раннего Средневековья.


Ута и Эккерхард (крупно).

Рыцари и рыцарство трёх веков. Часть 9. Германские эффигии

Ута и Эккерхард. Скульптуры в Наумбургском соборе. Обратите внимание на очень типичный меч, на который опирается Эккерхард, и совсем небольшой треугольный щит, совсем не характерный для этого времени. Дело в том, что он умер 14 января 1046 года, а его супруга – 23 октября… этого же года!

К числу ранних эффигий относится и знаменитая скульптура Св. Мориса в соборе Святой Екатерины и Святого Мориса в Магдебурге. Причем самое интересное, что чернокожим и с негроидными чертами лица этот святой изображается… только в Германии! История же его такова: в 287 г. н.э. император Максимиан (ок. 250 — ок. 310 г. н.э.) приказал фиванскому легиону римских солдат-христиан в Египте во главе с Морисом отправиться в Агаунум, ныне современный Сен-Морис-ан-Вале в Швейцарии. То, что император приказал сделать там легиону Мориса, оспаривается: они должны были либо участвовать в языческих обрядах, либо преследовать и убивать местных христиан.

Будучи верным христианином, Морис отказался подчиняться приказам императора. В ответ легион был наказан децимацией, причем одни легионеры должны были убивать других. Сделать это отказались все и тогда по приказу императора казнили весь легион. Самые ранние письменные отчеты об этом инциденте появились почти 150 лет спустя, когда Церковь объявила Мориса святым за неповиновение императорским приказам. Позже Морис стал покровителем Священной Римской империи, и в Ватикане был установлен алтарь, посвященный его памяти.


До середины XIII века Св. Мориса изображали белокожим воином, одетым в доспехи соответствующей эпохи. Но после реконструкции Магдебургского собора в 1240–1250 годах, когда он был поврежден огнем, он вдруг превратился в африканца. Почему неизвестный художник намеренно изменил расовую принадлежность Мориса, неизвестно. Возможно, что, поскольку он и его люди были из Фив в Верхнем Египте возле Нубии, их посчитали «эфиопами», которые, как считали в средневековом европейском мире, жили на африканском континенте, а все «эфиопы» это… негры! Безотносительно причины, данное изменение стало первым художественным изображением черного африканца в средневековой Европе. Интересно, что «негром» он является только в Германии. В церквях Швейцарии, Франции и Италии его изображают белым.


Интересно, что Св. Морис показан в многослойных кольчужных доспехах, причем кольчужный наголовник носит отдельно от хауберга и он у него снабжен нагрудником. Поверх кольчуги на нем надето не сюрко, а нечто вроде накидки с подбоем из металлических пластин на наличие которых указывают головки заклепок. Кольчужные рукавицы приплетены к рукавам.


Эффигия Генриха Младшего, ум. 1298 г. Собор Магдебурга, Германия. Обратите внимание, что у него типичный гербовый щит, но на его эллетах прямоугольной формы нет гербовых изображений, что совершенно не соответствует их предназначению!


Плоскостное надгробное изображение на плите. Перед нами Графен фон Лейхтенберг, ум. 1300 г. Собор Бадена, Германия. Как видите, этого рыцаря вполне устраивали чисто кольчужные доспехи, поверх которых он носил сюрко с многочисленными вшитыми клиньями по подолу.


Бертольд V фон Заринген, ум. 1218 г. Эффигия изготовлена в 1354 г. (Городской музей Фрайбург-в-Брайсгау, Германия) Очень характерное для германских рыцарей того времени вооружение: отстегивающийся наносник-бреташ, цепи, идущие к мечу, кинжалу и шлему, плиссированная «юбка» и выпуклые наколенники поверх кольчужных шоссов.


Генрих Байер фон Боппард, ум. 1355 г. (Музей Боде художественный музей в составе ансамбля Музейного острова в Берлине). На усопшем полностью кольчужные доспехи, причем с широкими рукавами и сюрко, тоже с широкими рукавами. Очень хорошо видна мечевая перевязь и кинжал базилард. 


Йоханн II фон Казенелнбоден, ум. 1357 г. Аббатство Эбермах, Германия. Явно богатый был рыцарь и следил за модой. На нем шлем-бацинет с забралом на верхней петле (ранний вариант крепления забрала на рыцарских шлемах), а дня копейного удара полностью закрытый «большой шлем» с большим крылом – «гребнем», на котором также был изображен и его герб. Торс изящно облегает кольчуга и поверх нее короткий джупон, на котором всего две функциональные цепи – одна к рукоятке кинжала и одна – с «пуговицей» служит для крепления «большого шлема» у него за спиной. Наколенники и наголенники уже цельнометаллические, но сабатоны все еще кольчужные. Богатый пояс и отделка джупона и доспехов говорят о том, что он не чуждался украшательства.


А вот наконец и одна из парных эффигий: Гударда д'Эстабля с супругой, 1340 г. Аббатство де Марсили, Йонна, Бургундия, Франция. Как видите, его доспехи очень похожи на немецкие образцы, вернее – немецкие образцы похожи на его доспехи. Уже появились цельнокованные наголенники, а вот сабатоны — еще кольчужные.


Скульптура «Спящий воин» ок. 1340-1345 гг. «Воины у Гроба Господня», Музей Нотр-Дам, Страсбург, Франция. На нем шлем бацинет с отстегивающейся бармицей, «большой шлем», временно заброшенный за спину. Торс по-прежнему защищает кольчуга, однако уже появились металлические выпуклые наплечники и наколенники. Перчатки –латные, с наклепанными на кожу пластинками. Щит – круглый. Видимо для действий в качестве пехотинца.


Еще один «спящий» и, видимо, рангом пониже первого, либо беднее. Выше колен только стеганые панталоны, шлем – «железная шляпа» («шапель-де-фер») с крестообразным усилением купола, кольчуга с короткими и широкими рукавами. В качестве оружия массивный фелчен (фальшион). Интересно, что на левой руке, под щитом наруч у него трубчатый, а вот на правой – явно из полос толстой подошвенной кожи. Почему-то на два одинаковых средств у него не хватило…

Вот такие они, эффигии Священной Римской империи, и, вы видите, как о многом сегодня они нам рассказали…


П.С. А вот эта фотография появилась здесь не случайно. Просто целый ряд завсегдатаев ВО в своих комментариях предлагали помещать вместе со статьями еще и фото авторов тех или иных материалов… «за работой». Ну что ж – вот первая такая фотография. Увидите вот такого человека в одном из соборов Европы в этом году, не сомневайтесь – это автор «рыцарских статей» занят поисками эффигий!
 
 

Рыцари и рыцарство трёх веков. Часть 8. Рыцари Священной Римской империи

34
 
Кто хочет жизнь сберечь свою, 
Святого не берет креста. 
Готов я умереть в бою, 
В бою за господа Христа. 

Всем тем, чья совесть нечиста, 
Кто прячется в своем краю, 
Закрыты райские врата, 
А нас встречает бог в раю. 
(Фридрих фон Хаузен. Перевод В. Микушевича.)


Для нас Священная Римская империя – это всегда Германия. А если Германия, то это немцы. А раз немцы, то крестоносцы, а крестоносцы – это мы знаем еще из кинофильма «Александр Невский», только тем и занимались, что воевали с Новгородом и Псковом. На самом деле это очень упрощенная трактовка исторической ситуации. Прежде всего потому, что империя эта никогда не была единой ни по этническому, ни по социальным признакам. Вот вера, вера была единой для всех, и только она до времени и сплачивала это государственное объединение. А в XII–XIII вв. в него входили сразу четыре государства: королевство Германия, королевство Богемия и Моравия, королевство Бургундия, или Арль, и королевство Италия, включая и Папскую область. Создал ее в 962 году германский король Оттон I Великий, однако с самого начала это было децентрализованное государственное образование, и даже власть императора в нем была не наследственной, а выборной! Правда, к 1134 году в составе Священной Римской империи было три королевства: Германия, Италия и Бургундия. Лишь с 1135 года в нее вошло еще и королевство Чехия, юридический статус которого был, однако, урегулирован лишь в 1212 году).

Рыцари и рыцарство трёх веков. Часть 8. Рыцари Священной Римской империи

Семь курфюрстов выбирают императором Генриха VII Люксембургского. Слева направо: архиепископы Кёльна, Майнца и Трира, герцоги Пфальца и Саксонии, маркграф Бранденбурга, король Богемии. (Рисунок на пергаменте 1341 года; сегодня в государственном главном федеральном государственном архиве в Кобленце, Германия).

Сама Германия возникла из королевства Людовика Немецкого, созданного Каролингскими договорами в Вердене (843) и Мерсене (870). Оно состояло из современной западной Германии, Нидерландов, восточной Бельгии, Люксембурга и значительной части северо-восточной Франции. На восточной границе к 1100 году в Империю вошли Марки или Марши Биллунгов, Нордмарк и Тюрингия в восточной Германии, и Марш Австрии. На юге Королевство Германия включало восточную Швейцарию, значительную часть современной Австрии и большую часть Словении.


Изображение императора Фридриха II из его книги «De arte venandi cum avibus» («Об искусстве охоты с птицами»), конец XIII века. (Библиотека Ватикана, Рим). Пожалуй, самый просвещенный и необычный монарх Европы своего времени. Отрицал божественность стигматов на ладонях, поскольку считал, что Христа не могли прибить к кресту таким образом, а должны были забить гвозди в запястья!

Эти границы долгие годы оставались в основном неизменными, за исключением присоединения Померании, Польской Силезии и, временно, некоторых балтийских регионов, которыми правили тевтонские рыцари в XIII веке. Однако уже с середины XII века значение власти Императора как короля Германии резко снизилось, а местный сепаратизм, напротив – укрепился. Это, в свою очередь, имело глубокие политические и военные последствия. Поэтому, нам, например, придется выделить Италию в отдельный регион и рассматривать то, что в ее землях имело отношение к рыцарству, отдельно от процессов в северных территориях.


Германские рыцари 1200 г. Рис. Грэхема Тюрнера.

Прежде всего, особенностью «германских вооруженных сил» эпохи Средневековья, вернее – изучаемого времени, стало наличие в них больших, но часто плохо обученных и недостаточно вооруженных контингентов пехоты, чего не было уже ни в Англии, ни во Франции. То есть крестьянство в ряде земель Германии еще долгое время играло определенную роль на полях сражений, причем многие такие воины-крестьяне были крепостными, но при этом служили в кавалерии. Поскольку власть императора-короля ослабела, свои военные обязательства феодальная элита исполняла не слишком охотно. Скажем так – даже менее охотно, чем феодальная элита Франции и Англии. Поэтому так же, как и в Англии, и во Франции, все это время шел процесс повышения роли наемников, а само наемничество стало играть важную роль в уже конце XII и начале ХIII веков. Много наемников Империи поставляли Брабант, Нидерланды, соседняя Фландрия и, конечно же, Генуя, поставлявшая контингенты арбалетчиков. Причем большая часть таких «военных людей» принадлежала к пехоте. Пехотинцы, вооруженные копьями, крючковыми пиками и другими видами колющего и рубящего древкового оружия пехоты, с большой эффективностью использовались даже в начале XIII века. Причем, появление у германских рыцарей пластинчатой брони у всадников, возможно, было частичным ответом на угрозу именно от такой пехоты, особенно от арбалетчиков.



Рыцари и пехотинцы Священной Римской империи 1216 -1226 гг. Рис. Грэхема Тюрнера.

То есть удивительно, но «сельские ополченцы» в Германии просуществовали много дольше, чем в той же соседней Франции, хотя сохранявшуюся роль пехоты следует связывать прежде всего с ростом немецких городов, ставших главными источниками людей и денег в Империи. Городские ополченцы вскоре стали намного лучше вооружены, на что указывает возросшая эффективность тех же фламандских городских ополчений, успешно сражавшихся с французскими королевскими войсками в XIV веке (три победы и три поражения из шести крупных сражений между 1302 и 1382 годами). Кроме того, раннее использование артиллерии в Германии было напрямую связано с такими городами, как Мец, Аахен, Девентер, Зоест, Франкфурт-на-Майне и Кельн, а также городами соседней французской Фландрии. Все самые ранние ссылки указывают на применение огнестрельного оружия в Рейнской области и бассейне реки Маас. Единственное исключение – это Штирия на крайнем юго-востоке немецкого королевства. Хотя есть и еще более ранние, но очень смутные ссылки на получение огнестрельного оружия через границу Италии, хотя и она, конечно, все это время находилась в пределах Империи.


Миниатюра из манускрипта «Генеалогия королей Англии до Эдуарда I 1275-1300» (Бодлеанская библиотека, Оксфорд) На этой иллюстрации привлекает внимание разнообразие доспехов и оружия, участвующих в конной схватке, а также различных боевых приемов. Одинаковыми у всех являются лишь налатные сюрко, кресельные седла и попоны на лошадях, хотя последние имеются и не у всех.

То есть социальное развитие различных областей Германии напрямую отражалось на развитии в них военного дела. Так, например, поскольку ее западные регионы были сильно урбанизированы, в них важное значение приобрели городские ополчения и набранные магистратами отряды наемников. Районы, где развивалось земледелие, имели традиционную феодальную структуру «армии» — феодальная конница и сопровождавшая ее челядь, и небольшие контингенты крестьян, наиболее пригодных к воинской службе. В швейцарских горах, на фризских островах, в болотах Дитмаршен или среди восточных поселений на реке Везер также главную роль продолжало играть ополчение. Но здесь главной причиной являлась их социальная и экономическая изоляция. Появление конных арбалетчиков в некоторых частях южной Германии, возможно, было связано с влиянием Восточной Европы, Венгрии или Балкан, поскольку именно оттуда сюда приходили всадники, которые умели сражаться не только сугубо рыцарским оружием, но и стрелять из лука прямо с коня. 


Впечатляющий воин начала XIV в. в «железной шляпе», щитках-наголенниках и с тесаком-фелченом (фальшионом) в руке. Миниатюра из манускрипта «Сокращенные божественные истории), 1300 -1310 гг., Амьен, Франция. (Музей и библиотека Пирпонта Моргана, Нью-Йорк)

Что касается Богемии и Моравии, то обе эти области в начале XI века находились под властью Польши, но затем вошли в состав Священной Римской империи. Оба эти региона никогда не играли главенствующей роли в судьбах империи, хотя регулярно поставляли контингенты воинов ее монархам.


Подобную защиту для головы 1300 – 1350 гг. носили очень многие воины Западной Европы. «Историческая Библия», 1300-1350 гг. (Национальная библиотека Франции, Париж)

Богемия находилась под сильным, почти подавляющим, немецким военным влиянием на протяжении всего Средневековья. Причем особенно это проявлялось в отношении ее кавалерийской элиты, использовавшей всаднические и конские доспехи, очень похожие на германские. Однако, в основном вооружение рыцарской конницы богемских феодалов всегда было более старомодным по сравнению с тем, что наблюдалось в соседних немецких провинциях вплоть до XIV века. Интересно, что лук в этих землях не был столь же популярен, как и арбалет, а огнестрельное оружие также попало в Чехию с некоторым опозданием. Во всяком случае оно не упомянуто ни в одном из сохранившихся до нашего времени документах вплоть до начала XV века, пусть даже сохранившиеся в чешских музеях артефакты и датируются XIV веком.


Очень показательная техника куширования копья. «Псалтирь королевы Марии», 1310-1320 гг. (Британская библиотека, Лондон)

Королевство Арль, которое также известно, как Королевство Бургундия, было создано в X веке из Бургундии и Прованса, которые, в свою очередь, стали итогом подписанного в 843 году Верденского договора. К концу XI века королевство, состоящее из того, что сейчас является западной Швейцарией, Францией к востоку от Роны и Сонs, а также нескольких районов к западу от этих рек, вошло в состав Империи. В течение XIII и первой половины XIV веков большая часть южной части королевства была постепенно поглощена Францией. И у Бургундии, похоже, не было каких-то отличительных военных особенностей, за исключением сохранения массы крестьянской пехоты в швейцарских горах. Что касается феодального нобилитета, то он находился под сильным французским, немецким и итальянским влиянием.


«Убиение Фомы Аквинского». Миниатюра из «Псалтири Латтрелла», 1320-1340 гг. (Британская библиотека, Лондон)

Как и в других западных частях Империи, а также и в Италии, феодальные войска здесь должны были получать плату, если их посылали за пределы их собственных владений. Как и везде, здесь все больше и больше полагались на наемников, и тех же арбалетчиков, например, набирали в Италии, а пехотинцев – в Испании. Конные арбалетчики, появившиеся в XIII веке, предположительно были оплачиваемыми профессионалами. В то же время наличие арбалетов не были зафиксировано среди швейцарцев вплоть до начала XIII века. Но потом это оружие стало очень популярным среди жителей практически всех швейцарских кантонов.


«Рыцари Священной римской империи в походе». Иллюстрация из «Ли Фет де Ромен» («Послание к Римлянам»), Италия, Неаполь. 1324-133 гг. (Национальная библиотека Франции, Париж) 

Горное крестьянство современной Швейцарии, живущее в немецком герцогстве Швабия и на севере бургундского королевства, позднее дало одних из самых эффективных и знаменитых арбалетчиков эпохи позднего Средневековья. Многие швейцарцы служили наемниками в северной Италии уже в XIII веке, где они познакомились с самой передовой по тому времени тактикой пехоты. А потом они удивили всю Европу сначала успешной защитой своей горной родины от рыцарской кавалерии, а затем превратившись в самую эффективную наемную пехоту XIV века. Причем интересно, что в начале XIV столетия они полагались прежде всего на алебарды, и лишь в середине или конце XIV века дополнили из длинными копьями.

Использованная литература:
1.Nicolle, D. Arms and Armour of the Crusading Era, 1050 – 1350. UK. L.: Greenhill Books. Vol.1.
2.Oakeshott, E. The Archaeology of Weapons. Arms and Armour from Prehistory to the Age of Chivalry. L.: The Boydell Press, 1999. 
3.Edge, D., Paddock, J. M. Arms and armour of the medieval knight. An illustrated history of Weaponry in middle ages. Avenel, New Jersey, 1996.
4.Benjamin, A. German Knighthood 1050-1300. (Oxford University Press Academic Monograph Reprints), 1999.
5.Gravet, C. German Medieval Armies 1000-1300. London: Osprey (Men-at-Arms №310),1997.
6.Verbruggen, J. F. The Art of Warfare in Western Europe during the Middle Ages from the Eight Century to 1340. Amsterdam – N. Y. Oxford, 1977.

Продолжение следует…

Картина дня

наверх