История эпитета «Рашка» и как нормальный человек на него реагирует…

Вы когда-нибудь жили в Рашке? Ну… или бывали в ней? Кто-то бросится насадить автора такого грязного оскорбительного намёка на патриотичные, очень аутентичные вилы, но поспешу успокоить — речь пойдёт о настоящем средневековом государстве под названием Рашка.
А попутно разберёмся, почему «Рашкой» презрительно дразнят страну Россию .... (кто именно - решайте сами, авторский вариант оказался неприемлемым для цензоров Дзена, удален собственноручно) ... Которые придумали специальный и мерзкий персонаж для Тырнета (на обложке), «квадратный ватник Рашка».
Первое сербское государство
было образовано 8 сентября 1331 года, называлось Рашка (на тогдашней межгосударственной латыни — Rasciae, Rassa, Rassia, Raxia, Rascia). Возглавил его легендарный великий правитель, Стефан Урош IV Душан из Немановичей (1308-1355 гг.), король Сербии, ставший царём сербо-греческого царства в 1345 году, как только провозгласил сербскую архиепископию — патриархией.
Сербы называли это государство в обиходе по старинке — Raška, Raska zemlja, в русской литературе встречалось кириллическое написание «Расия», в дореволюционных исторических изданиях — «Рассия». Даже была фантастическая версия: предки русских пришли с Балкан на Восточно-Европейскую равнину, эпитет «Русь / Рашка» могли принести с собой.
Согласно политическим и географическим рассуждениям византийского императора Константина Багрянородного, после переселения сербов на Балканы «область Рашка» располагалась между реками Сава, Врбас и Ибар. Позднее сместилась несколько юго-восточнее, до X века была частью первого Сербского княжества под собственным именем. А после его распада и гибели Часлава Клонимировича (933-960 гг.) — часть «Рашки» оказалась в составе Византии.
Исторически корректным говорить так. Рашка — это государственное сербское территориально-административное образование (жуп), которое было юридически оформлено с 1077 года. К середине XII века идёт его усиление, в 1168 году верховным жупаном Рашки стал Стефан Неманя, основатель династии Неманичей.

В 1190 году Византийская империя признала независимость Сербии, в 1217 году сын Стефана Немани — Стефан Первовенчанный был коронован королём сербов. На том настоящая история Рашки закончена, государство стало называться Королевство Сербия (Краљевина Србија), ставшее в 1346 году царством. Но католики упорно называли его «Рашкой», а болгары использовали эпитет до самого XV века, если говорили вообще о Сербии…
Сегодня Рашка — один из округов Сербии (300 тыс. населения, площадью 4 тысячи кв.км), названный в честь древнего государства со столицей в Кралево. Но сохранилась и община с главным городом Рашка. В нём проживает около шести тысяч, а вся община насчитывает не более 25 тысяч человек. После окончательного раздела Югославии в 2003 году часть Рашки (Санджака) вошла в состав Черногории.

Если будете в сербской Рашке, сразу признавайтесь, что из России. Вас крепко обнимут и напоят до бессознанки ракией. Потому что здесь уверены: термины Рашка и Сербия, так же как рашанин / рассиянин /россиянин и серб — это исторические синонимы.
Совок из Рашки…
Кем мы только не были в истории… скифами, тартарами, Ордой, грязными московитами, «жандармами Европы», тюрьмой народов, большевистским концлагерем, сегодня — Мордором назначены. Русская заграница всегда помогала внутренней оппозиции как-нибудь обозвать собственную страну пообиднее.
А с начала Миллениума всё чаще замелькало словечко «Рашка», которое очень полюбила «золотая молодёжь», с курортов мира обожая блеснуть интеллектом и воткнуть в английское «Раша» (Russia) ещё одну буковку, с определённым негативным контекстом: «Везде хорошо, только не в Рашке». А с ростом политической напряженности, интернет-творцы стали лепить мемы, карикатуры и демотиваторы самого мерзкого содержания.
На самом деле, эпитет довольно старый, впервые зазвучал в эмигрантской среде 1990-х. Во всяком случае, его в Питере точно фиксировали тогда. А популярным стало на рубеже тысячелетий. Сначала звучало презрительно, сегодня больше нейтрально, поскольку телепрограмма «Наша Раша» Светлакова и Галустяна сделала англоязычное название России милым, по-доброму смешным.
То есть, историзмом слово обладает, явно будет включено в словари. Но потеряло негативный политический заряд, его просто «заболтали», как говорят лингвисты. Хотя придумано было с той же целью, как и «совок», которое вряд ли очистится от отрицательного прочтения и звучания.
Сейчас понятен путь положительного перерождения «Рашки». Уже абсолютно все знают, что Россия — Russia (Раша). А русификация идёт по давним чертежам «партнерского слова». Типа Алёша — Алёшка, Серёжа — Серёжка, берёза — берёзка, дочь — дочка.
Это внутри «Рашки» так работает, но не в среде наших диссидентствующих соотечественников за рубежом, внутренних агрессивных либералов. Ни один бложек «критики путинизма» не обходится без резко отрицательного контекста слова.

Психологи объясняют ситуацию просто. Некоторым уехавшим из России людям (или мечтающих ее покинуть) крайне важно верить — ничего хорошего на родине они не оставили. Говорить «Россия» или «русский» — себя любимого не уважать, слова на генетическом уровне восприятия дышат ностальгией, великой литературой и традициями предков.
А вот слово «Рашка» и «совок»… самое то, чтобы пузыриться ненавистью или злобой, агрессией и раздражением.... (дальше фрагмент текста удален автором, который учел претензии цензоров Дзена)... а Путин и любить свою страну — это плохо. Бедные, несчастные люди. Пожалеем их...
Рашка и Раша… это демоны.
В Средневековье была написана одна книга, называлась «История брата Раша», даже напечатана в Лондоне Эдвардом Алди. В ней рассказана поучительная история, как Князь Тьмы нашёл один скатившийся в грешную разудалую жизнь монастырь с распутными монахами и назначил демону Рашу задание — захватить там власть.
Тот явился в аббатство наниматься на службу, был принят приором и назначен поварёнком. Потом кучей хитроумных манёвров сам стал настоятелем монастыря. Произведение было на Западе очень популярным, неоднократно переиздавалось, считается обязательным для изучения в университетах англосаксов по обе стороны Атлантики по курсу «Средневековая литература».
Эрудицией и знаниями о «демоне Раше» блеснул ныне покойный Уоррен Кристофер, госсекретарь США первого срока Клинтона, когда на одной из сессий НАТО категорически отказался рассматривать возможность вступления России в Североатлантический блок (представляете, времена были!). Он заявил с высокой трибуны:
«Этот демон Раша пришёл, чтобы потворствовать националистическим и сепаратистским тенденциям, разрушать единство альянса изнутри».
Так что теперь понятно, откуда в англосаксонской политической элите столь прочны ассоциации России с «демоном».
Хотя... скорее всего, просто рубились в Госдепартаменте середины и конца 90-х в древнюю компьютерную игрушку «Герои меча и магии» (первый релиз вышел в 1995-м). Там главный злобный Босс — демон по имени Рашка. Судя по ... (данный фрагмент текста тоже лично удален автором, поскольку не прошел цензурное сито Дзена) ... — в это поверю скорее, чем в университетские воспоминания из средневековой литературы.
-
Думаете, легко было жить польскому шляхтичу в XVII веке?

Многие подумают: я бы в шляхтичи пошёл, не житуха — малина. Ни забот, ни хлопот, только успевай из хлопов берёзовый сок давить, да девок портить. В перерывах вечных войн Речи Посполитой с магометанами, европцами, московитами да запорожскими чубатыми разбойниками.
Увы…судьба польского и литовского шляхтича была стиснута строгими традициями, регламентами, предрассудками и вечной нищетой. Если он, конечно, не из семейств знатных магнатов, не устроился на тепленькие (очень немногочисленные) места и наемную военную службу.
Образ жизни.
Во-первых, шляхтичем нужно ещё умудриться стать. Об этом должны побеспокоиться предки, отличившись исключительно на ратном поприще. Можно спасти крупного вельможу, князя, короля на поле брани или охоте. Нарубить кучу врагов в сече, захватить вражье знамя или военноначальника, первым взлететь на крепостную стену.
Или же… просто придумать себе герб и родословную, что чаще всего бывало. Главное помнить: шляхта — это потомки диких сарматов, поэтому вести необходимо себя подобно дикому и необузданному скифу с придуманной генеалогией.
Шляхтичу зазорно уметь читать и писать, достаточно выучить пару дюжин латинских крылатых поговорок, да несколько куртуазных любезностей на французском для паненок. Нужно иметь хорошую саблю, если повезло — горячего жеребца под дорогим седлом. Щеголять пусть и драных сапогах, но обязательно в расшитом жупане и кунтуше, подбитом лисьим, куньим или даже собольим мехами.
Самое главное для безземельного шляхтича в мирное время — прибиться к «партии», компании какого-нибудь крупного и богатого магната. Ясновельможный пан с длинной родословной просто обязан содержать при своём дворе толпу бездельников-шляхтичей, его жена — ещё большую стаю приживалок-паненок.
Главные аристократические семьи Речи Посполитой: Вишневецкие, Потоцкие, Замойские, Чарторыйские, Радзивиллы, Сапеги, Бранницкие и ещё с дюжину других… могли содержать до нескольких тысяч безземельных шляхтичей. Не трудно догадаться, этих дармоедов поил и кормил вбитый в полное ничтожество крестьянин-хлоп. Как писал польский хронист Шимон Старовольский (1588-1656 гг.):
«Крестьяне в Польше, мучаются, как в чистилище, в тo время, когда господа их блаженствуют, как в раю».
Отрабатывать милость ясновельможного магната нужно, крича на Сеймах и сеймиках за его интересы, выбирать приглянувшегося королька, выходить в походы в составе его хорунжий и гусарий, лжесвидетельствовать на судах в пользу благодетеля. В перерывах между войнами стараться напомнить «кормильцу» о себе постоянными драками, дуэлями, скандалами, буйством, обжорством и пьянством.

Уметь пировать сутки напролёт, одним махом опрокидывая в себя особые «кулявки» (бокалы без ножки), наполненные то огненной старкой, то заграничными винами или волынскими медами. Уйти с пирушки без кровавой драки или на своих двоих спать — невместно.
Самое страшное для безземельного шляхтича на содержании, если в его угол припожалуют гости шумною толпой. Нужно занимать денег, демонстрировать широту души, мотовство и роскошь. Брать в аренду серебряную и вызолоченную посуду, заказывать наёмным поварихам не менее дюжины смены блюд, для особых гостей припасти бочонок иноземного вина, нанять музыкантов и проституток.
Обязательно наказать слугам: грязные и сальные тарелки вытирать (чтобы все видели!) хозяйским рукавом единственного парадного кунтуша, шитого золотом по бесценному бархату… Конечно же, в долг нанять экипаж «шестерню с кочем, где внутри все шёлковое с серебряными украшениями», развозить утром невменяемых выпивох по домам.
Глядя на шляхту, ей подражала вся страна. Забыв времена, когда королевских кровей Пясты и Ягеллоны не чурались носить овчины и шубы из волчьих шкур, каждый горожанин или служка, кучер или семинарист старался покрыть себе тулуп разноцветной дорогой материей. Обязательно скривиться на трактирщика, предложившего местное ягодное вино или мёд. Потребовать непременно венгерское…
«Все деньги ясновельможного пана и до последнего ремесленника идут на заморские вина, на сахарные сласти, на пирожные и паштеты. А на выкуп пленных и на охранение отечества у нас денег нет. От сенатора до семинариста все пропивают своё состояние, потом входят в неоплатные долги. Никто не хочет жить трудом, всяк норовит захватить чужое». (Стравольский)
Обязательные знания.
Шляхтич должен знать и постоянно демонстрировать — король… это никто. А право свободного запрета («либерум вето») на любом Сейме можно использовать даже без повода и объяснений. За малую мзду или по указанию магната «своей партии» десятилетиями волокитить любые законы и предложения центральной власти, устраивать «рокоши» и полную анархию, приглашать на правление хоть неведому зверушку заморскую, лишь бы не трогал панскую демократию.

Это вам не лапотная самодержавная Московия с её 1% аристократов во всём населении, Речь Посполитая на сотню «хлопов» имеет аж 10 гордых панов. Своих крепостных можно судить и казнить без оглядки, никому не давая отчёта. Даже выйти на большую дорогу, ограбить и убить любого «хлопа».
Чтобы осудить шляхтича, нужны неимоверные усилия и условия, которые складываются крайне редко, особенно в коронных землях. Иезуит Скарга с огромным удивлением докладывал в Ватикан:
«Владелец или королевский староста не только отнимает у бедного хлопа всё, что он зарабатывает, но и убивает его самого, когда захочет и как захочет, и никто не скажет ему за это дурного слова».
Всегда и везде шляхтич должен требовать соблюдения своих неотъемлемых прав. Даже нанявшись простым жолнером в армию, забывать про веру и отечество, в том числе и на своей территории. Королевское жалование необходимо пропивать немедленно, чтобы наутро кричать на гетмана: даёшь «зимние квартиры», даёшь жалование не враз, а по четвертям каждую неделю.
Во время похода по коронным землям (у магнатов не забалуешь, прибьют немедленно за мародёрство) нужно обязательно составлять Конфедерации с требованиями на дополнительный кошт и выплаты, лучшие квартиры и более сытный котёл. Обязательно собрать с «хлопов» королевские доходы и налоги, даже если они не раз выплачены.
«На войну ли идут жолнеры — обдирают бедных людей; с войны возвращаются — то же самое; одна хоругвь придёт в село, грабить его, за ней другая, третья, и нет такого села, где бы не перебывало тридцать, сорок хоругвей. Люди плачут, кричат, разбегаются».
Шляхтич должен быть католиком или униатом, всячески выискивать крамолу в своей среде. Тех немногих «литвинов» аристократического происхождения, которые остались верны православию, не согласились с Брестской унией 1596 года.
Унию выдумали для схизматика-хлопа, простого народа, а настоящий шляхтич должен с уважением поминать имя Папы Римского всуе. При первом удобном случае грабить земли тех панов, кто потворствует православным, везде насаждать свою веру.

Если есть земля…
Вот тут начинаются главные проблемы шляхтича. Если он мелкий землевладелец, коих было большинство в Речи Посполитой. Уже не прибьёшься в приживалки к магнату, невместно. Надолго не покинешь свой хутор или поместье, алчные соседи немедля деревеньку разорят, отберут, хлопов ограбят. Нужно постоянно быть дома, всячески увиливая от военной службы. Без пана собственность растащат. Как выживать?
Для начала нужно вспомнить свои привилегии, потолковать с чиновниками, которые ознакомят со всеми местными сеймовыми постановлениями. Сколько дней барщины в неделю положены пану от здешних хлопов, как юридически чисто оформлять продажу или дарения крепостных. Какие кары и наказания практикуют в воеводстве. Главное — как увильнуть от налогов.
Это важный момент, поскольку объём панщины разнится в зависимости от региона. Самая страшная кабала для хлопа — это запад Украины, тут пять дней в неделю работали на шляхтича. Более-менее вольготное житье было в коронных землях и у магнатов Волыни или в Поднепровье. Там работали на пана 1-2 дня в неделю, но больше отдавали продуктов и денег.
Общегосударственный Сейм каждый год утверждал обязательный налог на одно домашнее хозяйство — «дым». Традиционно это было 15 грошей, или половина злотого. Если начиналась или велась война — размер налога увеличивали вдвое и втрое. А после победы Богдана Хмельницкого в Зборовской битве на Волыни собрали даже 4-кратный налог.

Много или мало эти 15 денежек значили для крестьянина? Трудно сказать, поскольку грош в разные годы содержал от 0,3 до 0,6 грамма серебра. Но покупательная способность всегда вращалась вокруг понятных товаров. Например, бочка моркови или воз ржи стоили 2 гроша, откормленный гусь — 5 грошей, поросёнок — 7 грошей. А главная кормилица крестьянина — дойная корова — аж 10 злотых (300 грошей).
Но это королевские деньги, шляхтич к ним отношения не имеет. Его задача только собрать, подымный налог отвезти в казну. Здесь можно схитрить и подкупить в воеводстве чиновника, снизить число «дымов» в поместье. Обычно (со ста дворов) шляхтичи утаивали треть. Но это капля в море, какие-то пять сотен грошей. Да ещё с рвачом-фискалом поделиться нужно!
Само собой, необходимо нагрузить крестьянина собственными налогами и поборами. Грань тут тонкая, как бы не разорить хлопов. Держишь вола — плати 10 грошей в год. Овёс повёз на продажу, вынь да положь на каждую меру полгрошика, за каждую курицу ещё 4-5 грошей. Не забудь про десятину со всего: хлебную, медовую, восковую, баранью, козью, свиную и даже рыбную. Хоть натурой, хоть по ярмарочной цене деньгами.
И работать должны побольше хлопы. Всю неделю желательно, воскресенье — это Господу положи (лично проверить нужно благочестие подданных!), а в субботу… на себя трудись. Не забудь отбывать тележную повинность (2 телеги со двора для панских перевозок) раз в год. Вот такая жизнь крестьянская была.
Хлоп — хитрое существо, деньги не любит на виду держать, если где грошик заработает — обязательно спрячет. Поэтому вздыхает шляхтич и не знает, что делать с этими возами ржи и овса, древесиной, мёдом, воском, шкурами, курями да гусями, шерстью, льном, вяленым мясом и рыбой, сырами и маслом.

Собирать эту натуру, самому подаваться в торговцы? Невместно, да и Статут 1588 года запрещает шляхте (под угрозой потери дворянства!) «ремеслом или кабаком жить и локтями мерить». Нанимать управляющего? Если «дымов» мало — нерентабельно. Но есть выход, под названием…
«Польский жид».
Это жутковатая придумка иезуитов, самый страшный инструмент подавления православного хлопа. Всего-то нужно съездить к местному католическому прелату и пошептаться. Это в куртуазных Европах от иудеев нос воротят, а здесь в хозяйстве сгодились. Через недельку приедет милый улыбчивый «жид» с бумагами на аренду местной развалюхи-церквухи и всего имения.
Приколотит гербовую бумагу на ворота храма, что с сего дня будут взиматься пошлины за крещение младенцев («дудки»), за венчание («поемщина»), за погребение и вообще любое богослужение, вплоть до исповеди. Это уже серьёзные деньги, «дудки» стоят 20 злотых, несколько лет мог хлоп собирать такие деньжищи, а его младенец оставался некрещёным.
Молодая пара невенчанной жила год-три. Это преступление, кстати. «Жид- арендатор», при полном одобрении пана, мог взять в залог имущество крестьянина. Распоряжаться безотчётно судьбами детей и жены «преступника противу христианской веры». А право арендатора имения… позволяло устанавливать самую страшную кабалу.
«Жид» получал от владельца право судить крестьян, брать с них денежные пени, казнить смертью за побег. Даже униаты приходили в ужас от такого святотатства: как можно «заблудших схизматиков», но всё-таки христиан — отдавать на полную волю иудеев!

Но обще-польские Сеймы всегда отклоняли требования малороссийских казаков и даже униатских епископов. Ведь как удобно шляхтичу, когда чужими руками выколачивают огромные деньги там, где буйному пану даже не поблажится! Как копят годами хлопы злотые на крещения, венчания, отходные и причащения. Здорово, когда панский староста живёт душа в душу с жидом-подстаростой или арендатором.
Каждый год придумывают что-то свеженькое, раскапывают в решениях и постановлениях сеймиков новые источники дохода. Имеет шляхтич право на монопольную собственность мельниц, бань, прудов, ремесёл и скотобоен? Конечно.
А на «пропинацию», исключительное право шляхтича производить алкоголь? О, это вообще золотое дно, если обязать хлопов его выкупать. Закон такой: сколько пан выгнал, столько крепостные должны приобрести. Оно, конечно, опасно. Споишь народишко, кто работать будет?
Но право «пропинации» тоже возьмёт в аренду жид-корчмарь, авансом 200 злотых отсыплет за год. За пруды панские ещё по сотне, да за дорогу и мельницу с постоялым двором, за грибы и ягоды с хлопов грошей спросит, за дрова и соль, сено и мелкую рыбёшку из ставка, колодезную воду и топор железный в хозяйстве. Несть числа предпринимательским идеям жида-арендатора, всё для пана!
Но народ под арендатором часто бунтует, униатские священники ещё свою волынку тянут, жалуются постоянно. Тогда можно службой заняться. Занести королевскому кастеляну или воеводе мзды, стать сельским старостой в коронных землях, либо где управляющим. Тут раздолье полное, процент с прибыли большой, преференции для развития ремесёл, торговли, строительства.

Если сумел аккуратно и вовремя собрать арендную плату с хлопов да кварту на королевские гусарии — строй собственную купеческую или ремесленную цеховую корпорацию, организуй беспошлинно ярмарки, копай пруды да ставь таможни. Но без высочайшей протекции королевским старостой не стать, там обычно родственники самых главных магнатов сидят.
Можно по судебной стезе пойти шляхтичу, купить себе должность межевого «подкомория», подмаслив личной преданностью крупного магната. Если трудолюбив и активен, внимателен, образован и дотошен — золотое дно. Общественная казна платит немалое жалование раз в год, за каждый межевой знак 24 гроша положено. Пошлины немалые за судебные тяжбы, премии и взятки от выигравшей стороны рекой льются.
Главное — хорошо знать систему и перечень штрафов, их со времён Ягеллонов аж три сотни Сеймами принято. Да местными сеймиками не меньше. Никто не оспорит, подкормий — первая и последняя судебная инстанция. Одно плохо, ссориться с магнатом или богатой шляхтой в твоих подотчётных землях заказано. Нужно всерьёз делиться злотыми, иначе улетишь с хлебного места после первого же сеймика.
Если молод и горяч шляхтич, ступай на самую почётную службу в Речи Посполитой — военную. Конечно же, в кавалерию магнатерий и королевских гусарий. Только в мирное время рядовым можно 200-300 злотых за год получать. А война с грабежом и гарантированным местом для добытого барахла в обозе — это вообще божье благословление.

Если с хорунжим договорился и занимаешься вербовкой новобранцев — вот тебе ещё по 30 злотых за каждую голову. Но лучше отличиться на поле боя, это пропуск в высшее сословие, выгодный брак, офицерские и гражданские должности с собственной казной и постоянные «дарения» земли с хлопами от короля.
Но и минус один — необходимость иметь хорошего коня, доспехи, оружие, обязательно содержать оруженосцев и челядь. Риск тоже велик на войне. На жалование («артикуловий жолд») такие расходы не потянуть, магнаты и монарх подолгу служивым деньги задерживают, могут вообще «простить». Ну и куда несчастному шляхтичу деться? Только на хутор ехать, хлопов досуха выжимать…
-
Буддизм — самая миролюбивая религия? Очень ошибаетесь…

Началась эта любопытная история с некоего Сиддхартха Гаутама (VI-V века до н. э.), который был сыном князя из рода Шакья, правившего на юге нынешнего Непала. Будущий основатель мировой религии, в поисках вселенской гармонии перепробовав множество религиозных учений и практик, достиг нирваны и стал Буддой.
Сформулировал основополагающий постулат буддизма: страдание неотделимо от жизни, его причина в желаниях. Устранишь все желания — исчезнет само страдание. Внешним признаком следования такой доктрине стал запрет на причинение вреда живым существам. Но дьявол, как водится, скрыт в деталях.
История одного обмана.
Буддизм, вне всякого сомнения, — главный соперник монотеистических верований, в котором нет идеи бога. Как хотите называйте: Единого Личного Бога-Творца. Нет и близко даже Мирового Брахмана или Вселенского Духа. А что есть? Лишь поток частиц, которые под воздействием психизма (психической энергии) творят благо для всемирной буддийской общины.
В Тибет буддизм пришёл в VII веке, по преданию миссионерами были непальская и китайская принцессы, жёны тибетского царя Сронцзангамбо. В IX веке он проник из дворцов в народ уже в форме ламаизма, придуманного Падмасамбхавой, адептом тантрического буддизма. А теперь пойдут простые и понятные слова…
Верования народов Тибета в то время находились в стадии шаманизма. Культы вращались вокруг почитания и общения с духами. Поскольку климат суровый, а жизнь трудная — именно в Тибете обитали самые злые и страшные потусторонние субстанции. Как и прочие народы, тибетцы должны были рано или поздно сформулировать идею Единого Божества, встать на рельсы духовной эволюции монотеизма…
Не срослось, к ним пожаловали буддийские проповедники с заявлением — Бога нет! Кто у вас тут, духи? Да, эти существуют. Как философские формы бытия, если их последовательно, постоянно мыслить и передавать свою энергию. Потому что любой буддист знает: на проповеди Будды слетались даже боги. Но Единый Бог не пришёл, значит — его не существует. Так шаманские культы сплелись с буддийской философией.

Но интеллектуальная игра была проиграна вчистую буддистами. Индийский миссионер и философ Шантиракшита был наголову разгромлен в богословском диспуте языческими жрецами религии «бон», несолоно хлебавши вернулся в Индию, запросил подкреплений в лице Падмасамбхава, легендарного мага-тантриста. Где бессильна философия, должны победить чудеса.
Наш волшебник Падмасамбхава прибыл в Тибет с подготовленной армией проповедников, начал возводить монастырь Самье. Сразу поползли слухи, что злые демоны Тибета воспротивились стройке, но в оккультной незримой битве были повержены индийским магом. Он обратил их в слуг, заставил таскать огромные камни.
Более того, когда демоны достроили храм, с ними был заключён долгосрочный договор: если хотите освободиться когда-нибудь в отдалённой перспективе — защищайте буддийское правоверие. Партия была разыграна великолепно, никаких основ религии не сотрясла, поскольку тантризм утверждал — нерационально уклоняться от общения с тёмными духами, используйте в своих целях. Любая энергия, даже дрянная, сгодится в оккультном хозяйстве.
Так народы Тибета были изящно обмануты. Опираясь на предание «о пленённых духах», заискивая перед жестокими и кровожадными гениями потустороннего мира — тантризм стал главенствующим народным культом. В буддийских монастырях Монголии и Тибета ежедневное утреннее служение начинается с принесения кровавой жертвы…
«хранителю веры Чжамсарану и другим лютым божествам и гениям, божественным палачам и смертоносцам врагов веры и добродетели».
Как должен настроиться на эту молитву хувараки (послушник буддийского монастыря, гладко выбритый ученик ламы в красном одеянии)? Должен созерцать гневное божество-демона Джамсарана в безграничном бушующем море из человеческой и лошадиной крови. В середине этих волн — увидеть четырёхугольную медную гору, на вершине которой лежат человеческий и конский трупы, восседает сам Джамсарана.
«Лицо у него красное; в правой руке, испускающей пламя, он держит медный меч, упираясь им в небо; этим мечом он посекает жизнь нарушивших обеты. В левой руке он держит сердце и почки врагов веры; под левой мышкой прижал он кожаное красное знамя. Рот страшно открыт, четыре острых клыка обнажены; имеет три глаза и страшно гневный вид. Он коронован пятью человеческими черепами. Стоит он среди пламенеющего огня премудрости».

С трудом представляю пользу для головного мозга и душевного равновесия от такого ежедневного упражнения. А если вы почитаете молитву-призыв во время этого утреннего ритуала, впадёте в депрессию. Лично не уверен, что статья не схлопочет от Дзена предупреждение, если её цитировать полностью. Это вам не «весёлые картинки» кругов Ада Данте, чтиво куда забористее.
В этом аспекте куда безопаснее христианство, где воинственные архангелы с Михаилом, архистратигом небесных Сил — антропоморфны, не таскают диадемы из отрубленных голов. У них из пасти не свисает окровавленный ливер врагов Христа. Хотя подобные физиологические детали — символы борьбы духовной, но ведь были и прямые практики…
Религия жертвоприношений.
Да-да, в тибетской «Шамбале» вплоть до ХХ века существовали человеческие жертвоприношения, как и у северных буддистов. В августе 1912-го года, после боя в китайской крепости Кобдо монголы захватили 35 китайских торговцев, над которыми исполнили древний тантристский ритуал «освящения знамён».
«Проворно донага раздели жертвы. Руки и ноги им заломили за спину, голову откинули назад, привязывая косицу к связанным рукам и ногам… Вперёд вышел Джа-лама, взял в левую руку короткий серпообразный жертвенный нож.
Мгновенно левой рукой вонзив нож в грудь, Джа-лама вырвал правой всё трепещущее сердце. Хлынувшей кровью хайлар-монголы написали на полотнище «формулы заклинаний».

Жертвы приносились Махакалу — древнему демону, который самостоятельно не способен достичь нирваны. Его победил маг Падмасамбхава, тот обречён:
«вечно сражаться с теми, кто препятствует распространению буддизма, причиняет зло людям или мешает им совершать священные обряды».
Все Далай-ламы с детства связаны с этим демоном через чёрных воронов. Обязаны устанавливать «прямой контакт» во время медитаций, постоянно разговаривать с «защитником буддизма». Это считается высшим уровнем внутреннего развития. Мало того, Далай-лама обязан развивать в себе «гордость этого божества, оказывать влияние на события, происходящие в мире».
Кто такой Джа-лама, который совершал ритуал «освящения знамён» в 1912-м? Строго следующий древним практикам тантризма бывший буддийский монах. Он постоянно призывал использовать «гневные божества» для защиты веры и вспомнить древние ритуалы, тайные обряды, которые он не придумывал, а дотошно изучал в Лхасе (бывшей столице независимого Тибета).
То, что Джа-лама творил в Монголии с 1891-го года и до момента декапитации в 1923-м… не вакханалия сумасшедшего извращенца или маньяка. Одобряемые многими буддийскими монахами спасительные практики жертвоприношения, которые «доступны лишь тем немногим, кто овладел обетами алмазной колесницы Ваджры».
Строго по древним правилам, Джа-лама держал в юрте «тулум» — кожу, содранную с пленного киргиза без разрезов, мешком, искусно просоленную и просушенную. То был не боевой трофей, а молитвенная принадлежность.
«Есть обязательные моления лам при строительстве монастырей, когда требуется расстелить на полу перед собой «кожу Мангуса», воплощения зла; сегодня за неимением человеческой - расстилают кусок белой ткани, символизирующей «тулум» Мангуса».
«Тулум» Джа-ламы — это такой духовный защитник, строго по буддийским чертежам. Помните, кого ламаисты считают покровителем своей священной столицы — Лхасы? Богиню Лхамо, которая всегда изображается скачущей по морю крови на муле, на которого накинута жуткая попона — «тулум» из кожи её сына, который был убит матушкой за измену «жёлтой вере».

Не буду подробно останавливаться на древних «эзотерических обрядах» сподвижников Джа-ламы в 1920-е годы с поеданием сердец русских и китайцев, мусульман и христиан, которые попадали в плен. Как освящались настоящей жертвенной человеческой кровью алые революционные полотнища монгольских отрядов, командиры-людоеды потом награждались орденами Красного Знамени…
Речь идёт не о варварских эксцессах, это древняя традиция. Не одобряемая буддизмом, конечно. Такое неправильное «эзотерическое прочтение» учения Будды, говорят… Очень интересное прочтение, когда северном буддизме до сих пор в обиходе:
«храмовые духовые инструменты из человеческих костей и из этого же материала изготовленные зерна ламских чёток… Габала изготавливалась из черепа девственника, умершего естественной смертью и не убившего ни одного живого существа. В неё наливалась кровь жертвенных животных для призыва грозных демонов-защитников».
Вот вам самая мирная религия. Конечно, тут же напишут в комментариях: это выдумка или неправильное понимание метафор. Ага, именно неправильное толкование, когда одним щелчком пальца любого высокообразованного ламы его можно превратить в практику человеческих жертвоприношений во «спасение веры». А обычные верующие воспринимают это совершенно спокойно, без удивления.
Знаете почему? Так построена система медитаций, почти не отличимая от колдовских практик и жертвоприношений ещё добиблейских времён. Где нет духовного и нравственного разрыва, поскольку образы… жутковатые.
По сей день буддизмом практикуются (даже в Тибете) ритуалы проклятия «начу», когда страшные заговоры должны отравить питьевую воду недруга или убить его благодаря молитвенному обряду «закапывания в землю имени».

Буддист не сорвёт травинку, не хлопнет комарика или таракана? Ошибаетесь. В религии скрыты самые древние и жуткие верования Великой Степи, они никуда не делись. Плотно обернуты в философию и демагогию о демонологии. Но когда остро становится вопрос «спасения человека», ему могут (из милосердия) вырвать сердце. Тем самым «карма» убитого становится лучше, грешник не натворит ещё больше заблуждений и ошибок.
Это такая доктрина. Заложена в буддийский канон вообще-то. Логика такая: жизнь злой личности, полную греха и заблуждений, — необходимо прерывать, чтобы дать ей возможность быстрее возродиться. Именно поэтому пленены страшные демоны, защитники и тантрические божества, обязанные любыми способами защищать учение Шакьямуни. Как главная богиня Лхамо:
«Она явившись во сне Палдже Дордже в своем гневном образе, повелела убить грешного цэнпо во имя исполнения долга по защите буддизма».
Для барона Унгерна и Джа-ламы не было неестественным убивать людей, носить оружие, лить реки крови. Они не вступали в противоречие с буддизмом.
«Эта истина («Щади всё живое») для тех, кто стремится к совершенству, но не для совершенных. Совершенный знает, что какой-то человек может погубить тысячу себе подобных и причинить бедствие народу, такого человека он может убить, спасти тысячу и избавить от бедствия остальных. Убийством очистит душу грешника, приняв его грехи на себя».
Это слова Джа-ламы, которому поклонялись, благодарили за мудрость последователи буддизма течения «чёрной веры». Вся Монголия раскололась а начале ХХ века, когда три сотни лам «жёлтой веры» монастыря Улангом выступили против его древних практик.
И что? Всухую проиграли диспуты другим монахам и ламам из нескольких монастырей из Хобда, сторонникам «очищения веры». Они чудесно обосновали необходимость тех преступлений, которые творили барон Унгерн, Джа-лама, их монголы-добровольцы.

Не запятнала себя кровью…
Так кажется любят говорить «богословы», которые утверждают: буддисты — единственные верующие, которые за две с половиной тысячи лет никогда не были причиной кровопролития, не насаждали свои взгляды огнём и мечом. Проверяем.
Можно закопаться в малоизвестные исторические факты, но возьмём эпизод «триумфа буддизма» в 1258-м году, когда монгольский хан Хубилай созвал Собор, чтобы выбрать религию для Империи Чингисхана. Там не было никаких диспутов, вечно пьяный внук Потрясателя Вселенной потребовал от даосистов и буддистов показать, на что способны их боги. Не сходя с места, так сказать. Представитель Будды:
«посмотрел на императора долгим взором и простёр перед собой руки. В ту же минуту золотой кубок императора оторвался от стола и поплыл к губам властелина. Сделав глоток, император почувствовал сладостный вкус напитка. Император произнёс: «Твой бог станет и моим богом; ему будут молиться все мои подданные. Но расскажи, какой ты веры?» — «Учение мудрейшего Будды — моя вера».

То есть, снова победила магия буддистов. А результатом Собора было осуждение даосистов, их книги были сожжены, последователей учения ловили и обращали в рабство. А сами «миролюбивые буддисты» за всю историю религии воевали ничуть не меньше, чем христиане и магометане. Очень ярким примером служит страшная резня единоверцев (на протяжении трёх веков) между Бирмой с Сиамом (Мьянма и Таиланд).
Самый жуткий эпизод. В апреле 1767-го года армия бирманского правителя Синбьюшина после длительной осады взяла штурмом сиамскую столицу Аюттхаю (город-миллионник, на секундочку). Мегаполис братского в вере народа полностью обезлюдел после массовых убийств и увода в рабство 200 тысяч сиамцев. Город старательно сожгли вместе со всеми буддийскими храмами и пагодами.
А ведь король Синбьюшин был весьма религиозен: совершил большое паломничество по святыням вдоль реки Иравади, восстановил и расширил главную святыню Бирмы, пагоду Шведагон.

Можно вспомнить знаменитых шаолиньских монахов, которые за немалую мзду с кем только не воевали, даже португальцев резали. А VI веке махаянский вариант буддизма пришёл из Кореи на Японские острова, где очень органично сплёлся с местной народной религией синто. Сегодня большинство японцев практикует те и другие ритуалы, ничуть не смущаясь.
Буддизм и толкование «божественного насилия» создали самурайский кодекс поведения «Бусидо», буддийские монастыри не чурались готовить собственные отряды монахов-воинов (сохэй), даже создавать целые армии. Резались промеж себя, на стороне крупных кланов, постоянно враждовали с землевладельцами. Обители стремительно богатели, а чтобы не прибегать к услугам наёмников… мирный буддизм разрешил готовить собственных головорезов.
Больше всех прогремела в истории армия монастыря Энряку-дзи неподалёку от Киото. Почти два века «мирные буддисты» воевали с монастырём Кофукудзи, чтобы контролировать доходы обителей двух самых крупных провинций. В 1571-м году «объединитель Японии» самурай Ода Набунага взял штурмом это гнездо бузотёров, сжёг его дотла, перебив не то 10, не то 20 тысяч буддистов.
«Боевая магия» буддистами Японии тоже практиковалась, ритуалы совершались с оговорками: «ради блага живых существ» и «ради блага общины». Так оправдывались любые войны страны Восходящего Солнца. Особо преуспели тут представители тантрической школы Сингон, сегодняшние покровители «якудза».

Они взяли в плен «генералиссимуса демонов Атаваки», обратили его в буддизм, до 1945-го года колдовали во славу японского меча и милитаризма. А камикадзе брали с собой в самолёты изображения будд и бодхисатв.
Выводы…
Теперь о колыбели и священном лоне буддизма — Тибете. Сегодня Далай-лама лауреат Нобелевской премии мира, говорит всякие правильные мудрости, осуждает нападки буддистов на мусульман в Индии и Мьянме, учит всю планету миролюбию. История его родного Тибета преподносится, как редкий случай отказа большого и воинственного народа от насилия ради всяких хороших идеалов. Только вот история региона… не согласна с красивыми словами.
Тибетцы всегда были крайне жёстоким народом, чья воинственность порой превосходила соседей: уйгуров, монголов, китайцев, индийцев или иранцев. Китайские Хроники VII века пестрят паническими сообщениями о кровавых поклонениях богу войны Янди. Несмотря на принятие буддизма, территория независимого государства Тибет постоянно расширялась именно жестокими войнами до середины IX века.

Уходя далеко за пределы Нагорья, кровавая экспансия новообращённых «мирных буддистов» отметилась на территории нынешнего Непала, части Индии и Китая, даже Ферганскую долину Средней Азии пытались контролировать. В начале Х века веках буддизм в Тибете угас вместе с империей, повинны в развале которой якобы мирные монахи, убившие бездетного императора Лангдарму (803-842 гг.), что привело к страшной гражданской войне.
Он видите ли, начал симпатизировать традиционной религии бон. Запрещал буддистам проповедовать, за что и поплатился жизнью строго в доктрине «спасения веры народа жизнью одного грешника». А во времена хана Хубилая и его империи Юань тибетцы стали распространять тантрический буддизм с жертвоприношениями повсеместно, создав в 1642-м году собственное теократическое государство с Далай-ламой во главе.
Миролюбие Тибета наступило во времена покровительства со стороны правившей Китаем маньчжурской династии Цин. Отказ от ведения войн — не сколько под влиянием учения Будды, а благодаря сцепке ряда случайных событий и опасения физического уничтожения внешними врагами.
Самодостаточность и удачное географическое положение привело к доктрине физической и духовной самоизоляции целого народа, переросшей потом в легенды о просветлённом состоянии ума «самых мирных верующих» на Земле.
Но как показали события в Мьянме в 2015-м… порох в пороховницах ещё остался, буддийские монахи с самодельными копьями устраивали то ещё средневековье. Никакая религия не может быть мирной, если попадает в плохие руки. В ней всегда найдётся доктрина ненавидеть и убивать неверных.
Свежие комментарии