На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Татьяна Кибишева
    При Сталине у чиновников нечего было конфисковывать, они полностью были на гос.обеспечении: все было под казённым ном...Любого интенданта...
  • николай николай
    Как при Сталине посидел в парламенте пятилетку , ай-да на 25 лет с конфискацией . Вот поэтому народ и любил Сталина ....Любого интенданта...
  • Юрий Ильинов
    Взятие Очеретино. О чем подумалось сразу после освобождения поселка что же происходит на реальном поле боя? Начнем ...Убийство в Люблин...

Опаснее Anonymous: 10 крупнейших хакерских атак, которые оставили след в истории

www.techinsider

 

Опаснее Anonymous: 10 крупнейших хакерских атак, которые оставили след в истории

В популярной культуре хакеры зачастую выглядят героями, обладателями продвинутого оборудования и специалистами по борьбе с системой. На деле же многие хакерские атаки обманчиво просты и не приводят ни к чему, кроме вреда для обычных пользователей. Какие же из них можно назвать самыми крупными?
Джонатан Джеймс прославился как хакер-вундеркинд, в 15 лет умудрившийся взломать сервер НАСА и получить доступ к жизнеобеспечению МКС (это произошло в 1999 году). Это вызвало серьезную панику и пересмотр систем цифровой защиты. Джеймс избежал полноценного срока как несовершеннолетний, но в 24 года погиб при невыясненных до конца обстоятельствах.
Атака на компанию Adobe Systems в 2013 году считается одним из самых масштабных похищений персональной информации, хотя большая её часть оказалась несущественна. Были затронуты данные 150 миллионов человек, включая номера 3 миллионов кредитных крат.
В 2014 году сайт Mt. Gox пострадал от масштабной кражи биткойнов. Хакеры получили доступ к 400 аккаунтам пользователей, изъяв пароли из базы данных. В результате оказались похищены биткойны на сумму в 470 миллионов долларов, что привело к закрытию сайта и существенному снижению стоимости виртуальной валюты.
В июне 2015 года на Офис персонального менеджмента при правительстве США была совершена атака китайских хакеров. Украденная информация, включая номера социального страхования, принадлежала примерно 20 миллионам человек – госслужащим и их семьям.
В 2007 году Эстония подверглась одной из мощнейших хакерских атак в истории человечества. Сайты правительства, президента, премьер-министра, новостные и иные ресурсы рухнули на две недели. Встала вся банковская система, никто не мог совершить электронный перевод денег.
В феврале 2015 года медицинская страховая компания Anthem в результате взлома потеряла данные более чем 80 миллионов клиентов. Предположительно, хакерская атака была направлена из Китая. В данных содержались номера социальной страховки и личная информация.
Stuxnet – один из самых знаменитых компьютерных вирусов, использующийся для шпионажа и диверсий различных предприятий. Предположительно, был разработан совместно США и Израилем для противодействия ядерной программе Ирана.
Гэри Маккиннон – шотландский хакер, обвинённый в «крупнейшем взломе военных компьютеров за всю историю». Его атака на армейские организации США привела к отключению более двух тысяч компьютеров и потере ценной информации. Сам Маккиннон заявил, что пытался добыть доказательства о существовании НЛО и разработке антигравитации.
В 2014 году уже хорошо известные китайские хакеры смогли взломать цифровую оборону военных баз данных США и украсть чертежи более 20 новейших оружейных систем. Этот эпизод являлся одним из самых ярких в бесконечном хакерском противостоянии двух стран.
С 17 по 19 апреля 2011 года группой хакеров LulzSec был произведён взлом интернет-сервиса PlayStation Network, в результате которого они получили доступ к информации более 77 миллионов пользователей, включая десятки тысяч номеров кредитных карт. Во время расследования PlayStation закрыла доступ к своей сети на месяц.

Хотя изредка хакеры действуют ради развлечения или действительно выступают против правительства, основная цель их атак — похищение персональных данных и паролей к кредитным картам в огромных масштабах. Средства защиты от взлома совершенствуются год от года, но рано или поздно происходит новый прорыв.

ß

TAG Heuer представляет оплату онлайн криптовалютой

TAG Heuer заявляет о своем выходе на рынок криптовалют, позволяя покупателям в Штатах приобретать часы бренда в различных криптовалютах
TAG Heuer представляет оплату онлайн криптовалютой

Швейцарская люксовая часовая мануфактура TAG Heuer, стоящая у истоков e-commerce роскошных механических часов и запуске smart-часов в далеком 2015 году, делает еще один важный шаг в цифровом мире, представляя новую и перспективную платежную систему в американской версии сайта бренда – криптовалюту.

Уже сегодня клиенты TAG Heuer в Соединенных Штатах могут приобретать за криптовалюту знаковые модели часов и аксессуаров бренда без минимальной суммы расходов и до $10 000 за транзакцию. При поддержке крупнейшего поставщика платежных систем BitPay, TAG Heuer принимает к оплате в общей сложности 12 криптовалют, включая Bitcoin (BTC), Bitcoin Cash (BCH), Dogecoin (DOGE), Ethereum (ETH), Litecoin (LTC), Shiba Inu (SHIB) и другие, а также 5 стейблкоинов с привязкой к доллару США.

Число покупателей, регулярно использующих или зарабатывающих цифровые валюты, растет с каждым днем, поэтому бренд TAG Heuer намерен стать ключевым игроком в неизбежной трансформации рынка он-лайн и розничной торговли. Этот проект знаменует собой первый шаг в рамках долгосрочной стратегии для Web3, которая позволит TAG Heuer стать уверенным участником в технологиях блокчейна, NFT и многого другого.

«Мы пристально следим за развитием криптовалюты еще с тех пор, как Биткойн впервые начал применяться. Мы были уверены, что TAG Heuer как передовой бренд часов с новаторским духом примет технологию, многообещающую и глобально интегрированную в будущем, несмотря на влекущие за собой изменения в часовой отрасли и не только». — объясняет Фредерик Арно, генеральный директор TAG Heuer.

«Мы, как бренд продуктов роскоши, должны были убедиться, что наш вход в эко-систему Web3 будет соответствовать нашим стандартам качества. Погружение в новый для нас финансовый мир стал возможен благодаря слаженной командной работе и при поддержке BitPay. Новая система криптоплатежей — только начало многих интересных проектов TAG Heuer во вселенной Web3».

«Мы рады, когда мировые бренды, такие как TAG Heuer, инвестируют в криптопространство и обращаются за поддержкой в BitPay для адаптации своих цифровых платформ к новым способам электронной коммерции. С нетерпением ждем положительных результатов новой платежной системы как для клиентов TAG Heuer, так и для бренда, и мы будем продолжать поддерживать и помогать реализовывать их видение по мере развития технологий и спроса», — заявил Стивен Пэйр, соучредитель и генеральный директор BitPay.

Путь клиента в эпоху Web3

Интеграция пилотного проекта в американскую версию сайта TAG Heuer обеспечивает бесперебойную работу для клиентов, желающих совершить покупку с помощью своего криптокошелька. В процессе оформления заказов он-лайн, клиентам необходимо выбрать «BitPay» среди доступных способов оплаты. Затем покупатель будут перенаправлен для выбора предпочтительного криптокошелька или биржи и криптовалюты, прежде чем приступить к оплате. Курсы валют на момент совершения сделки гарантируются в течение 15 минут.

Когда платеж будет завершен, клиенты будут перенаправлены обратно на www.tagheuer.com и получат электронное письмо с подтверждением заказа от TAG Heuer, а также подтверждение транзакции от Bit Pay, как только блокчейн официально подтвердит платеж.

Для клиентов TAG Heuer благодаря провайдеру BitPay в настоящее время доступны 12 криптовалют: Bitcoin (BTC), Bitcoin Cash (BCH), Dogecoin (DOGE), Ethereum (ETH), лайткойн (LTC), шиба-ину (SHIB), Wrapped Bitcoin (WBTC) и 5 стейблкоинов с привязкой к доллару США (BUSD, DAI, GUSD, USDC и USDP).

И более чем 100 криптокошельков и бирж, включая BitPay, Coinbase, Exodus Wallet, Ledger Wallet, Trust Wallet, Electrum Wallet, Blockchain Wallet, Metamask, Crypto.com, Gemini Wallet, Kraken, Binance, BRD Wallet и другие. Список принимаемых валют и кошельков может быть изменен BitPay.

О системе BitPay

BitPay — крупнейший в мире поставщик платежных услуг в биткойнах и криптовалютах. Компания основана в 2011 году и является одной из старейших криптовалютных компаний. Являясь пионером в области обработки платежей в блокчейне, миссия компании состоит в том, чтобы изменить способы отправки, получения и хранения денег для компаний и физических лиц. Бизнес-решения компании устраняют мошеннические риски по возвратным платежам, снижают стоимость обработки платежей и, среди прочих услуг, позволяют осуществлять безграничные платежи в криптовалюте. 

ß

Манкала: африканская игра, которая покорила мир

Все логические игры так или иначе связаны с арифметикой. Карточная распасовка, темпы в шашках, вилки в рэндзю, территория в го – всё требует постоянного подсчета. Но есть игра, где счет не тактика и не часть стратегии – она вся, от начала до конца, является прикладной математикой. Имя ей – манкала.
Манкала: африканская игра, которая покорила мир

Манкала (искаженное суахили арабское naqala — «перемещение») — не игра, а целое семейство игр, в которых камешки раскладывают по лункам. Она появилась около 5000 лет назад, скорее всего, на востоке Африки — выбитые в камнях лунки найдены в Сирии, Египте, Судане, вдоль караванных путей. Ее любят кочевники — тут не нужны доска и фишки, достаточно выкопать в земле ямки, а для игры годятся любые мелкие вещи: камни, семена, ракушки. Игры такого типа распространены неоднородно, они почти неизвестны в Европе и Америке, очень популярны на Востоке, но основной их вотчиной был и остается Черный континент.

Али-гули-мане (Южная Индия, штат Карнатака)
Али-гули-мане (Южная Индия, штат Карнатака)

Правильный посев

Итак, манкала. Вместо клеток на доске — ряды лунок с камешками. Каждый ход называется «посевом»: за один посев игрок не двигает фишки, как в привычных играх, а берет из одной лунки сразу все камни и по одному раскладывает их по другим — в определенном порядке, который зависит от правил конкретной игры. Со стороны посев кажется шаманством: матерые игроки раскидывают камни в таком пулеметном темпе, что несведущий наблюдатель едва способен отследить, где заканчивается один ход и начинается другой. Однако манкала — игра с полной информацией, случайностей в ней нет. Ее можно просчитать, и потому игроки в манкалу — отличные математики. Даже если сидят в набедренных повязках в бедном районе какой-нибудь Нджамены.

Поскольку камни одинаковы, они здесь не фишки, но маркеры. От их количества в лунке зависит, можно ли сделать оттуда ход, произвести взятие или иные действия. Условия выигрыша бывают разные: собрать больше камней, лишить противника хода, добиться нужной позиции... При этом камни можно брать только из определенных, «своих» лунок — то есть игровая доска так или иначе поделена пополам.

Бао (Африка, Кения, о. Ламу)
Бао (Африка, Кения, о. Ламу)

Число рядов, лунок и камней могут различаться, способы посева тоже, но цель всегда одна: рассчитать всё так, чтобы последний камень попал в нужную лунку — и в случае успеха «прибрать» ее содержимое. Тот соперник, в чьих лунках не будет хватать камней для следующего хода, проигрывает. Есть даже специальный термин «голод»: это ситуация, когда в лунках одного из игроков камней нет вообще.

В простейшей версии манкалы — скажем, детской айо-айо из Нигерии, в каждой из лунок изначально лежит по четыре камня. Вы берете из любой своей лунки все камни и по одному раскладываете их в последующие лунки, свои и чужие, против часовой стрелки, исключая «амбары», общие для обоих игроков большие лунки, где можно накапливать камни без опасности их потерять. Если последний камень упал в непустую лунку, вы «загребаете» ее содержимое и продолжаете ходить — до тех пор, пока последний камень очередного посева не упадет в пустую лунку, дальше — переход хода. Как только в любой лунке после вашего «вброса» оказывается четыре камня, вы забираете их себе. Проигрывает тот, кому нечем ходить — то есть ни в одной из лунок на его половине не остается камней. Проще не бывает. А вот сложнее — пожалуйста. 

Тысяча манкал

Манкалы бывают разными: упомянутая айо-айо из Нигерии, абаво из Ганы, эфиопская аньиволи, индийская палланкужи, вьетнамская о-ан-кван и т. д. Правда, несмотря на огромное разнообразие имен, большинство местных, порой весьма витиеватых названий манкалы переводятся на русский как «игра», «доска», «камешки» или «лунки» (иногда — в различных сочетаниях).Один из самых распространенных типов доски для манкалы — два ряда по шесть лунок в каждом, на такой доске можно играть в несколько десятков разных игр.

В Африке манкала — важная часть культуры. В Уганде омвесо — королевская церемония, масаи верят, что энкешуи придумал первый человек, в Гане оваре — элемент боевой подготовки, а сомалийцы уверены, что боги создали дерево бондук лишь затем, чтобы оно давало семена для игры в габату. Даже похороны не обходились без манкалы: люди развлекали дух умершего, причем, если в деревне было две доски, выбирали ту, которую покойный недолюбливал, чтобы дух его не скучал, но и не хотел присоединиться к игре. Ночью доски выставляли за порог, чтобы духи тоже могли сыграть. Запрещалось продолжать игру после заката — считалось, если в сумерках за игрой услышишь крик шакала, быть беде: снять проклятие можно, только спустившись к ручью и омыв по очереди каждый камешек, а их около пятидесяти. На фото: Габата или cелус (Эфиопия).

Зачастую в одном племени существуют две разновидности игры: в одну играют мужчины, в другую — женщины и дети. Переход с детской версии на взрослую служит инициацией: взрослая игра сложнее, требует смекалки, точного расчета и не прощает ошибок. При этом, помимо математической, манкала несет в себе историческую символику. Например, детские манкалы наследуют правила из процесса собирательства, которое с давних пор было женским и детским занятием. А, скажем, африканское племя ануак именует лунки на доске «домами», а камни — «игрушечными детьми». Каждый посев отображает визит в соседнюю деревню, в результате которого количество «детей» в каждом «доме» увеличивается. По достижении определенного количества все они уходят в «общинный дом». Если же игрок застал необходимое количество «детей» в последнем «доме» посева, он сразу «уводит» их с собой.

В разных странах мира манкала входит в систему традиционных или религиозных обрядов и правил. Например, в Сулавеси (Индонезия) разрешено играть в манкалу только в период траура после смерти любимого человека, в любое другое время на игру наложено табу. А в Брунее манкала считается придворной игрой: в нее принято играть во дворце султана в ночь перед важными церемониями.

Посевы и всходы

В десятках разновидностей игры есть определенные общие факторы, которые позволяют называть манкалой даже непохожие внешне игры. В частности, у каждого хода-посева всегда есть три характеристики: кратность, направление и точка начала.

Кратность определяет момент окончания хода. Например, посев называется разовым, если с падением из руки последнего камня — независимо от того, куда он упал — ход останавливается, а очередь переходит к сопернику. Если же посев длится до момента, когда последний камень падает именно в заданную лунку — пустую или как-то оговоренную правилами, — он называется цикличным.

Направление определяет, куда посеют камни. Односторонний посев идет в одном направлении, реверсивный может несколько раз поменять его на противоположное (здесь могут сыграть роль взятие, особые лунки и другие факторы). Бывает и кросс-посев, когда первый игрок волен выбрать любое направление, а противник должен сеять ему навстречу.

Начинаться посев может либо в лунке, соседней со стартовой, либо с определенного места — особой лунки, либо с той, где закончил посев противник.

Исторические традиции
Области проживания народов в Африке не совпадают с границами государств, и нередка ситуация, когда разные племена играют в одну игру, но знают ее под разными именами, и обратная — в стране бытуют два-три вида манкалы с одним названием. Доски фантастически многообразны, различия в правилах значительны, и по манере игры африканец легко отличает соплеменника от чужака. Эти традиции очень живучи. В начале XXI века этнологи сравнили правила, по которым играют в манкалу на западном африканском побережье и в странах Карибского бассейна, и установили историческую родину потомков рабов. В прошлом работорговцы покупали свой товар у разных племен. Чтобы рабы не понимали друг друга и не могли сговориться, плантаторы вытравливали воспоминания о родной культуре, вере и обычаях. Правда, они не слишком заостряли внимание на танцах, музыке и играх. И, например, большинство чернокожих жителей Барбадоса оказались родом из Ганы: правила игры по обе стороны Атлантики оказались идентичны. На фото: Оваре (Гана).

На деле вариантов много больше. Даже условия взятия могут различаться. Например, в «счетных» играх имеет значение количество камней в последней лунке посева или их четность, в «позиционных» камни забирают из лунки напротив или рядом с той, где кончился посев.

Короли и пахари

Выше мы рассмотрели простейший вариант манкалы. Теперь более сложный, «взрослый» пример на такой же доске — оваре из Ганы. Здесь с падением из руки последнего камня посев заканчивается. Судите сами, насколько более витиеватые правила во взрослой манкале: если ход закончился на стороне противника, а в лунке, куда упал последний камень посева, стало два или три камня — игрок захватывает их, при этом на своей стороне камни не захватываются. Если произошел захват, а в предыдущей по ходу движения лунке тоже стало два или три камня, они также захватываются. Причем серию таких взятий прерывают только лунка с иным количеством камней и край доски. Игрок не должен «голодать», и если на его половине кончились камни, противник обязан «подкормить» его — подбросить следующим ходом на его сторону хотя бы камень. В обеих играх захват 25 камней приносит выигрыш, при счете 24:24 засчитывается ничья.

Существуют манкалы, где свод правил, изложенный письменно, займет два десятка страниц. Другое дело, что племена, испокон веков играющие в ту или иную разновидность, впитывают правила с молоком матери. Им не нужно читать или считать, чтобы играть лучше любого компьютера. В Африке вообще принято играть в манкалу в бешеном темпе, так что игроки находятся в постоянном напряжении. На раздумье перед каждым ходом дается не больше трех секунд (в Гане даже есть присказка: «Ходи быстрей, а то термиты доску съедят»). На официальных турнирах по игре омвесо в Уганде, если игрок медлит, судья начинает считать вслух: «раз, два...» — и если на счет «три» ход еще не сделан, игроку засчитывается поражение.

Кстати, игра оваре получила свое имя от короля Катакие Опоку Варе I, который имел привычку сводить за игрой склочных супругов, дабы те учились понимать друг друга (а женатого человека в Гане до сих пор называют «варри»). У нее гибкая тактика, каждый ход полностью меняет ситуацию на доске. Многое решает позиционная борьба, связки и выигрыш лишнего темпа — хода, который не подставит свои камни под взятие и не отправит их на сторону противника.

Есть много родственных оваре игр — с другим количеством лунок и камней, посевом и условиями взятия. В воали (Кот-д'Ивуар) разрешен захват на любой стороне доски, в алемунгуле (Судан) направление посева зависит от лунки, из которой сделан ход, в сонго (Габон, Камерун) есть лунка, где запрещен захват. Такие развлечения взрослых мужчин были частью социальных институтов племени, за ними обсуждали события дня, решали споры, устанавливали законы, оговаривали условия брака, а перед походом воины садились играть, проверяя свою реакцию. Подростки не только учились думать, но и закаляли характер: при игре было принято подначивать соперника — петь, хохмить, греметь камнями и притворно страдать при их потере.

Рыбаки и чабаны

В Азии манкала тоже распространена очень широко, хотя ее азиатских разновидностей меньше, чем африканских. Любопытно, что в большинстве стран Африки манкала считается мужским занятием (женщинам порой вообще запрещено играть), в Азии в нее играют девочки — считается, что игра учит вести домашнее хозяйство и планировать семейный бюджет.

Самая большая по размерам (хотя и не самая сложная) манкала — мефува, игра племени шона из Зимбабве. Четырехрядная доска с 21 лункой в ряду может достигать нескольких метров в длину; чтобы сделать ход, игроки вынуждены перемещаться вдоль нее на корточках. А самой маленькой считается игра берберов из Марокко под названием «урар к’кюз имруйен» (на берберском — «игра с четырьмя лунками»). На каждой стороне доски в ней всего две лунки. И это единственная известная манкала, где камни захватывают только на своей стороне доски. 

В каждом регионе манкала носит какие-то характерные для быта проживающей там народности черты. Например, индонезийцы — народ рыбаков, а сеть не всегда приносит богатый улов, обычно — рыбку-другую. Такова и местная манкала дакон: доски для нее делают в виде лодочки, рыбки, дракона и играют раковинами каури.

А вот во всей огромной Центральной Азии есть лишь одна местная разновидность манкалы — тогыз кумалак («Девять шариков»). В Казахстане, Киргизии, горном Алтае и Монголии она считается национальной спортивной дисциплиной. Накопительные лунки в ней называются не «амбарами», а «казанами», хотя это скорее отсылка к казахскому названию октября, чем к известному кухонному котлу. Чуть дальше, в Татарстане и Башкортостане, уже нет никаких следов манкалы, ни в летописях, ни в археологических находках. Очевидно, где-то здесь — в районе исторической Булгарии и Хазарского каганата — и прервалось шествие манкалы с Востока на Запад.

В играх перемещения — память о переходе человека от собирательства к охоте, скотоводству и земледелию, древние гадательные ритуалы и счетные доски. Каждый народ видит в них что-то свое: охотники загоняют дичь, кочевники пасут скот, земледельцы сеют и жнут, рыбаки ловят рыбу, а воины захватывают пленников. Во многих странах эти игры имеют государственную поддержку, там проводятся турниры, игроки серьезно изучают тактику и стратегию, психологи рекомендуют их для развития у детей внимательности, счетных навыков и мелкой моторики. В том же Казахстане тогыз кумалак входит в спартакиаду школьников.

Истерзанный войнами и грабительской колонизацией Черный континент постепенно пробуждается. История, искусство и культура Африки с каждым годом вызывают в мире все больший интерес. И если сейчас уже понятно, что XXI век будет веком Азии, можно думать, что XXII станет веком Африки. И неизвестно еще, во что будут играть наши внуки и правнуки, когда отправятся к другим планетам. Думаю, манкале найдется место в кают-компании звездного корабля.

Картина дня

наверх