На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Славянская доктрина

6 457 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    «Все мощно». Генерал ВСУ раскрыл, как Зеленского опозорили в Харькове МОСКВА, 18 мая — РИА Новости. Президент Украины...Он шёл на Одессу,...
  • Юрий Ильинов
    Когда и как ветераны спецоперации смогут стать новой элитой России Эксперт Сивков прокомментировал идею Путина о сме...Английский правдо...
  • Юрий Ильинов
    Военный эксперт задал неудобные вопросы по поводу обороны Крыма Соединенные Штаты в рамках анонсированного пакета по...«Отвратительно тр...

Дары земли: история земледелия от плуга до трактора

www.techinsider

 

Дары земли: история земледелия от плуга до трактора

Как только люди научились пользоваться щедрыми ресурсами земли и перешли от собирательства к земледелию, история человечества разделилась на «до» и «после». Вместе с экспертами компании John Deere разбираемся, как происходило развитие сельскохозяйственной техники с начала времен и до наших дней.

Камнем и деревом

С древнейших времен люди занимались охотой и собирательством. На это уходило много времени и энергии – фактически наши предки проводили большую часть жизни в поисках пропитания. Да и количество ресурсов на каждом участке земли было ограничено, поэтому поселения не могли разрастись и все время «переезжали».

До неолитической революции – так называют зарождение сельского хозяйство – популяция людей на планете была ограничена количеством пищи, которую можно было найти. Поэтому на протяжении долгого времени на Земле могло жить не более 6-10 миллионов человек. К моменту появления Римской Империи 2000 лет назад это число выросло в 25 раз, а сейчас на Земле проживает более 7,5 млрд человек.

Все изменилось с окончанием ледникового периода более 11 000 лет назад. Климат стал мягче, а у людей к тому моменту появились каменные орудия труда. Постепенно приспособления совершенствовались, и в конце 4 тысячелетия до н.э. появился прототип сохи, а еще тысячу лет спустя началась история деревянного плуга. Для сбора урожая использовали серп и цеп.

Неолитическая революция протекала сразу в нескольких регионах, которые стали родиной многих современных сельскохозяйственных культур: из Эфиопии пришел кофе, из Индии – огурцы, из Китая – яблоки. Особые достижения принадлежали шумерам, которые изобрели особую борону для разрыхления почвы.

Высокой технологичностью древние технологии не отличались. Наши предки занимались подсечно-огневым земледелием: срезали с деревьев кору, а затем сжигали. На месте бывших лесов засевали землю, а угли и пепел использовали в качестве удобрения.

По античному образцу

Огромную роль в развитии сельского хозяйства сыграли древние греки. Они использовали бронзовые серпы, мотыги, сапки, трезубые вилы и рала – орудия, которые только рыхлили поверхность земли, не переворачивая ее. Чуть позже появился примитивный плуг, который пахари тянули с помощью упряжки волов. Плуг переворачивал землю, чтобы солнце ее прогрело и выжгло корни сорняков. После пахоты комья земли разбивали кувалдой или дубиной.

Даже Аристотель в своих знаменитых трактатах писал на тему сельского хозяйства. В «Естественной истории» и других работах философа встречаются попытки классификации растений и советы по возделыванию.

По окончании сезона дождей посевы окапывали, выпалывали сорняки. Созревший урожай жали железными серпами и увозили на ток, или гумно – расчищенный для молотьбы участок земли. В ходе молотьбы семена и плоды отделяли от колосьев, початков и стручков. Часто для этого использовали животных, гоняя их по кругу и бросая им под ноги то, что еще не вытоптано. Затем зерно очищали и отправляли на хранение в специальные ямы.

Греческие технологии переняли и усовершенствовали древние римляне. Для вспашки использовались орудия, знакомые еще грекам, но сама система была гораздо сложнее. Обычно один и тот же участок вспахивали по 3-4 раза, а в некоторых регионах и по 8-9 раз. Мотыгой землю также обрабатывали по несколько раз: в январе-феврале, в начале марта и в мае.

В латинском языке даже существовали особые термины для обозначения каждой вспашки: proscindere — пахать в первый раз, поднимать землю; iterare — перепахивать; tertiare — пахать в третий раз; lirare — пахать в четвертый раз, чтобы произвести покров семян.

Способы жатвы были различными. Иногда стебель вырывался с корнем – при этом земля сильно истощалась. Чаще использовали серпы, срезая урожай наполовину или под корень. Был и более прогрессивный способ: с помощью инструмента, похожего на гребень, срезались одни колосья. В ряде регионов даже существовали машины на основе этого орудия. Бык толкал впереди себя большой короб с зубьями, которые срывали колосья, и те падали в короб.  

Для молотьбы часто использовали простую палку, выбивавшую зерно из колосьев. Но существовали более совершенные методы, например выколачивание зерна прогоном волов по колосьям на гумне.

Забытое знание

С началом эпохи средневековья развитие науки и сельского хозяйства застопорилось. Новые разработки долгое время не появлялись, а античные знания в большинстве своем были утеряны. Кроме того, в 536 году на Европу в результате извержений вулканов обрушилось глобальное похолодание, которое продлилось более ста лет. Атмосфера наполнилась вулканической пылью, а температура упала. Результатом стали неурожаи и голод.

Серьезные перемены к лучшему начались в XI-XIII веках. Возобновилось развитие сельскохозяйственной техники: получает распространение тяжелый плуг с железным отвалом, появляется новый тип железного топора, внедрение подков и новой сбруи позволяет в несколько раз эффективнее использовать лошадиную силу.

В XIII-XIV веках, в эпоху наивысшего сельскохозяйственного подъема, в целом удалось достичь античного уровня хозяйства. При этом обрабатывались более обширные территории, которые требовали большего объема работы, так что отчасти средневековым земледельцам удалось превзойти своих предшественников.

Переход к двигателям

С окончанием средневековья произошло возрождение сельского хозяйства. Деревянные орудия заменялись железными, но их применение по-прежнему основывалось на ручном труде с использованием тяги животных.

Начали появляться новинки, например, в начале XVIII века в Англии изобрели рядовые сеялки, а чуть позже – ложечные сеялки, которые после усовершенствования в 1790 году работали без изменений до XX века. Примерно в это же время были разработаны жатвенная машина и механическая молотилка, ставшая предшественницей комбайна.

Попытки изобрести уборочный комбайн начались в 30-е годы XIX века. Машины срезали колосья, связывали их в снопы, а позже – еще и молотили зерно. Однако устройства были громоздкими, и для их передвижения требовалось не менее десяти лошадей. Проблема была решена во второй половине XIX века с появлением парового двигателя. Первое время комбайн перемещался с помощью отдельного трактора, но позже машины удалось оснастить собственным двигателем.

Благодаря появлению двигателей удалось в целом сократить применение живой тягловой силы. Например, в Голландии в 1862 году уже активно использовали паровые плуги с двусторонними лемехами (острыми наконечниками), а в ряде других стран обычный плуг прикрепляли к паровому трактору. 

Другим крупным изобретением того времени наравне с комбайном стал паровой трактор, разработанный в середине XIX века. В 1901 году появились первые тракторы с двигателями внутреннего сгорания, но они были слишком тяжелыми, большими и часто ломались. Все эти недостатки удалось устранить к 1907 году, когда тракторы получили широкое распространение. К машинам также подключали вспомогательные механизмы, такие как косилки, молотилки и мельницы.

Тракторы на гусеничном ходу начали производиться в 1912 году, но еще в 1817 году русский инженер Василий Гурьев предложил идею «сухопутного парохода». По его плану машина должна была поднимать 50 десятин (чуть больше 50 гектаров) крепкой почвы в день и заменить 300 лошадей.

Паровой трактор
Паровой трактор

Высокие технологии

Если раньше при развитии земледелия акцент делался на улучшении технологий, сейчас речь идет прежде всего об экологичном производстве. Другими словами, важно максимально эффективно использовать почву, оказывая на нее минимальное воздействие.

Современные машины развиваются именно в этом направлении. Например, почвообрабатывающая техника John Deere создает наиболее благоприятные условия для прорастания семян и позволяет добиться оптимальной урожайности. Другие типы машин также нацелены на максимально эффективное производство. Тракторы представляют собой универсальные машины, которые помогают пахать, поливать, перевозить грузы и выполнять другие виды работ. Сидение оператора может быть оснащено массажной функцией, а кабина – акустической системой Harman/Kardon. Стоимость трактора в такой комплектации может доходить до 700 000 $. Комбайны создаются с учетом сразу нескольких показателей: энергоэффективности, комфорта, надежности, проходимости и не только. 

В индустрии сельского хозяйства широко используются современные технологии. Машины оснащаются дисплеями и датчиками, которые помогают контролировать выполнение работ. Так, датчики передают данные в режиме реального времени, что позволяет оперативно принимать важные решения. В машинах также устанавливаются системы спутникового ведения, которыми можно управлять и в ручном, и в автоматическом режиме.

На помощь фермерам приходят различные приложения. Например, в сельскохозяйственном портале John Deere Operations Center собирается важная агротехническая информация и сведения о машине. За счет этого специалисту проще принимать взвешенные решения. Приложение также помогает планировать такие операции, как обработка почвы, посев, внесение удобрений и уборка урожая. Здесь же можно отследить местонахождение и состояние машин, узнать, какие работы завершены и сколько урожая собрано.

С каждым днем сельскохозяйственные технологии только совершенствуются, а возможности людей растут. Можно сказать, что мы живем в эпоху второй зеленой революции и в ближайшем будущем станем свидетелями появления еще более впечатляющих устройств.

Почему задние колеса тракторов больше передних

Мы давно привыкли, что у тракторов, как правило, задние колёса гораздо больше передних и не задумываемся о причинах этой конструктивной особенности. Но всё же это было придумано явно не просто так, верно?
Александр Пономарёв
Почему задние колеса тракторов больше передних
Вряд ли вы не замечали, насколько велика разница в диаметре передних и задних колёс у трактора. Пришло время узнать, почему

Ещё в самом раннем детстве, когда приходило время заучивать, как выглядит и называется различная специальная техника, мы осваивали, что у трактора четыре колеса, причем разного размера. Но редко кто из старших родственников или воспитателей объяснял, как так получилось, что его передние колёса меньше задних.

Почему у трактора разные колеса

Ни у каких других транспортных средств нет столь же заметной разницы в размерах передних и задних колёс – кроме, пожалуй, дрэгстеров. Дело в том, что тракторам нужны большие шины с мощными грунтозацепами на ведущих колёсах, чтобы они могли уверенно передвигаться по земле, грязи, полям, в снегу и на других поверхностях. Передние колёса сделаны маленькими и лёгкими для того, чтобы облегчить водителю управление даже в грязи и снегу – иначе управлять трактором было бы практически невозможно.

Если задние колёса трактора всё равно кажутся слишком большими по отношению к передним, то следует вспомнить о том, что увеличить пятно контакта шины с грунтом можно не только путём увеличения её ширин, но и внешнего диаметра (вспомним о дрэгстерах). Вдобавок таким образом заодно увеличивается и дорожный просвет под ведущими колёсами, чтобы мост был как можно выше над землёй, улучшая проходимость. Наконец, едва ли не самое главное – крутящий момент на колёсах.

Большие колеса трактора являются не только главным плюсом в проходимости и главным минусом в безопасности, но они также защищают от опрокидывания (только в том случае, когда тракторист четко следует правилам инструкции по управлению тракторами)
Большие колеса трактора являются не только главным плюсом в проходимости и главным минусом в безопасности, но они также защищают от опрокидывания (только в том случае, когда тракторист четко следует правилам инструкции по управлению тракторами)

Чем больше колесо, тем плавнее трактор будет передвигаться при воздействии на него тяги. Таким образом водитель избежит пробуксовки и сможет медленнее трогаться с места. Правда, есть в такой компоновке и очевидные минусы: из-за высокого крутящего момента и специфической развесовки тракторы склонны к опрокидыванию вокруг задней оси. Поэтому особое внимание следует уделять и расположению сцепного устройства для перевозки прицепа и другого оборудования.

Но почему задние колеса трактора настолько больше передних?

Есть несколько причин:

  • Пятно контакта

Улучшить сцепление шины с грунтом можно не только за счет увеличения ее ширины. Аналогично работает и увеличение внешнего диаметра шины. Этого можно достичь либо увеличением диаметра колеса, либо увеличением высоты покрышки. Это еще одно объяснение, почему колеса на многих тракторах такие большие.

  • Дорожный просвет выше, и это очень важно для трактора

Он как раз достигается за счёт использования на тракторах колес большего диаметра, позволяющих преодолевать не только целину после дождя, но даже не очень топкие болота, пески, бурелом и другие виды бездорожья. А еще мосты универсальных, пропашных машин должны располагаться над землёй так высоко, чтобы не повреждать растения, над которыми проезжает трактор.

Лишь благодаря большим задним колесам трактора рабочая зона, которая находится под задней осью, позволяет производить крепеж в различных точках. И главное — позволяет сделать это безопасно, при этом не жертвуя проходимостью трактора
Лишь благодаря большим задним колесам трактора рабочая зона, которая находится под задней осью, позволяет производить крепеж в различных точках. И главное — позволяет сделать это безопасно, при этом не жертвуя проходимостью трактора
  • В большие колеса можно залить балласт

Не менее важна для сцепления на влажных и скользких грунтах возможность нагружать колеса балластом. Обычно для этого через специальную воронку в огромные шины трактора вливают воду, десятки и десятки литров. Этот балласт позволяет снизить возможность буксования на десятки процентов.

  • Крутящий момент

Ещё один большой плюс — это то, что крутящий момент с такими большими колесами будет более плавным. Если бы задние колеса трактора были маленькими (с малым радиусом), то аналогичные обороты мотора заставили бы вращаться их быстрее, чем если бы такое же количество крутящего момента было приложено к большим, более тяжелым колёсам. Благодаря этому усилие на колёсах становится более управляемым, повышается проходимость.

Кроме того, максимальный крутящий момент обычно создается двигателем на более высоких оборотах, чем на холостом ходу. Небольшое увеличение крутящего момента для колёс с небольшим диаметром значительно увеличит скорость их вращения по сравнению с колесами большего диаметра, что также приведет к пробуксовке шин или рывкам при буксировке.

ß

Мини-погрузчики: кругом — марш!

Мини-погрузчики – многофункциональные машины с бортовым поворотом. Управление приводом по принципу «как в танке» позволяет им разворачиваться в границах собственных габаритов. Благодаря компактным размерам, малому радиусу поворота и достаточно большой грузоподъемности эта техника сегодня широко используется на строительных объектах, в коммунальном и сельском хозяйстве.
Мини-погрузчики: кругом — марш!

На рынке спецтехники мини-погрузчики появились во второй половине XX века и популярность их продолжает расти по сей день. Особенно они эффективны в ограниченных пространствах, недоступных для крупногабаритных машин. Им поручают погрузочно-разгрузочные работы на узких улицах, в складах, цехах, фермах, зернохранилищах и даже на палубах кораблей. В СССР «юркие силачи» стали завозиться с 1977 года для перемещения грузов в речных и морских портах. В наше время производство мини-погрузчиков налажено и в России. Их, например, изготавливают во Владимирской области на «Ковровском электромеханическом заводе».

Современные мини-погрузчики, как правило, рассчитаны на подъем до одной тонны груза. Их оборудуют дизельными двигателями с повышенным моторесурсом. Гидросистемы позволяют осуществлять бесступенчатую регулировку скорости движения и максимально использовать крутящий момент двигателей, оптимально распределяя их мощность между приводом и рабочим оборудованием.

Нажми и смотри

Для приведения погрузчика в движение используются два героторных гидромотора хода – по одному с каждого борта. При этом силовые агрегаты способны функционировать в режиме противовращения, в результате чего машина может совершать круговые развороты практически на «одной точке». Передача вращения на колеса производится при помощи предварительно натянутых роликовых цепей со звездочками в герметичном картере цепной передачи. Управление машиной и навесным оборудованием выполняется джойстиками. Возможно совмещение рабочих функций. Регулировка газа осуществляется педалью или рычагом.

Вход в кабину производится спереди – еще одна особенность мини-погрузчиков. Для этого на ковше предусмотрена противоскользящая накладка. Рабочее место оператора разработано с учетом требований эргономики. Оно обеспечивает удобное и безопасное управление всеми функциями машины и контроль за основными показателями непосредственно из кабины. Для обеспечения полного доступа к моторному отсеку кабина легко откидывается вперед при помощи ручного гидравлического насоса и гидроцилиндра подъема.

Мы уже привыкли видеть мини-погрузчики, вооруженные вместительными ковшами. Однако их возможности значительно шире. Особенно когда под рукой есть специальное быстросъемное оборудование. В арсенале владельцев этих машин десятки видов сменных рабочих органов – механических, гидромеханических, землеройных, грузоподъемных, уборочных, для бетонных и сельскохозяйственных работ.

ß

Мал, да удал: мини-экскаватор в строительном бизнесе

В нашей стране все чаще к обслуживанию дорожной инфраструктуры привлекают мини-экскаваторы. Этот вид спецтехники особенно востребован в землеройных работах малого объема, на участках, недоступных крупногабаритным машинам. По своей сути данные землекопы представляют собой уменьшенную копию гусеничных экскаваторов. Однако, в отличие от старших братьев, они имеют резиновые гусеницы и короткую поворотную платформу.
Бизон ДСТ

Главное достоинство мини-экскаваторов – малый размер, простота в управлении и экономичность. В стесненных условиях они порой являются единственной альтернативой ручному труду и в последнее время все больше заменяют человека с лопатой.

Мини-экскаваторы могут работать на оживленных улицах и автомобильных магистралях без прекращения движения транспорта. Поэтому их используют для установки дорожных знаков и опор освещения, прокладки кабелей и труб, благоустройства придорожных или дворовых территорий. Возможности техники значительно расширяет большой набор сменного оборудования (ковши разных размеров, гидромолоты, грейферы, буровые штанги и т.д.). Благодаря резиновым гусеницам малогабаритные машины не повреждают асфальтовое покрытие, имеют высокую проходимость, хорошую устойчивость и низкое давление на грунт.

Нажми и смотри

Сегодня на рынке мини-экскаваторов России можно встретить машины порядка дюжины крупнейших производителей. Все они оборудованы джойстиковым управлением, рабочими органами, кабиной с панорамным обзором, бульдозерным отвалом для расчистки территории, обратной лопатой, мощным силовым агрегатом и гидросистемой. Под давлением конкуренции каждый производитель старается получить преимущества за счет расширения модельного ряда, совершенствования технических характеристик и улучшения условий труда. В результате постоянной модернизации некоторые машины поражают своими возможностями и универсальностью применения.

Такая спецтехника в целом отличается многофункциональностью и неприхотливостью, надежностью и стабильностью в работе. Она очень быстро выполняет технологические операции и имеет минимальную стоимость владения. Значительная роль в управлении машинами отведена электронике. Все узлы и агрегаты находятся под непрерывным контролем, поэтому даже в самых тяжелых условиях они функционируют без сбоев.

Компактные экскаваторы очень маневренны. Они имеют нулевой радиус поворота и независимый поворот стрелы – это позволяет работать в ограниченном пространстве. Кроме того, машины оснащаются ковшами и стрелами, изготовленными из износостойкой стали для эффективного сопротивления при копании в тяжелых грунтах. Для комфортной работы оператора технику оборудуют безопасной кабиной с хорошей обзорностью. Эргономичное рабочее место, кондиционер и амортизированное сиденье защищают от усталости в течение длительного времени. 

Первый мини-экскаватор был произведен в Японии в 1971 году. Резиновые гусеницы на спецтехнику стали устанавливать с 1979 года. А в 1994 году начался серийный выпуск машин с нулевым радиусом разворота поворотной платформы. За сравнительно небольшой срок мини-экскаваторы заняли прочные позиции в линейке строительной техники.

В мире эти машины производят несколько сотен компаний. В России рынок мини-экскаваторов еще молодой, но быстрорастущий. На увеличение его емкости оказывают влияние большое количество инфраструктурных проектов и широкий спектр задач на строительных площадках. За рубежом примерно третья часть строительных работ выполняется вручную. В России этот показатель гораздо выше.

Сегодня мини-экскаваторы уже перестали быть экзотикой. Их использование позволяет механизировать значительную часть ручного труда, сокращает сроки сдачи объектов, ведет к уменьшению производственных затрат и росту рентабельности строительного бизнеса. А значит, спрос на мини-экскаваторы в нашей стране будет только увеличиваться.

ß

Не растряси: как настроить подвеску на мотовездеходе

Мотовездеходы с посадкой бок-о-бок (side-by-side vehicle, SSV) во внедорожную жизнь России впервые влились в конце 2000-х и, в принципе, не создавали какого-то большого ажиотажа. Через несколько лет, когда канадская компания BRP представила свой самый популярный мотовездеход Can-Am Maverick X3, «кибитки» (как их для удобства произношения стали называть в нашей стране) буквально заполонили все возможные гонки. Несмотря на их предназначение, российские владельцы стали заезжать на них в грязь, болото и в другие буераки, где даже грибы не растут. Но на скоростных гонках лучше всего все-таки использовать SSV.
Не растряси: как настроить подвеску на мотовездеходе

Если посмотреть список участников на крупных соревнованиях по ралли-рейдам в мире, то класс SSV является одним из самых многочисленных и популярных. К примеру, на Dakar 2021 было заявлено 498 участников, из них 101 мотоцикл, 64 автомобиля, 61 мотовездеход, 16 квадроциклов и 44 грузовика. С учетом того, что в том или ином виде класс SSV на Dakar существует только 7 лет, это отличный показатель. 

Там, где скорость, часто прыжки, колея и внезапные опасности высока вероятность «разложиться». Один из простых и универсальных способов подготовить мотовездеход к таким испытаниям, это правильно настроить подвеску. Сделать, кстати, это можно самостоятельно. 

Can-AmXRace

Первый шаг: Делаем клиренс загруженной (с экипажем) техникой 36-37 см

В качестве примера используется популярная модель Can-AmMaverick X3 XRS/XRC 2016-2019 гг.

Отметим сразу главное: не существует как единой настройки, которая позволит одинаково комфортно эксплуатировать технику в различных условиях, так и идеального амортизатора. При выборе стандартной настройки амортизаторов на Can-Am Maverick X3 XRS/XRC специалисты компании BRP явно вдохновлялись дюнными гонками. Предлагаем рассмотреть, что мы можем сделать со стандартными амортизаторами на стандартных пружинах для наших российских дорог.

Сначала термины

LS – медленное сжатие (шлицевая отвёртка, 4 оборота), крены техники, раскачивание, точность управления.

HS — быстрое сжатие (ключ на 17, 4 ¼ оборота), резкие удары, пробой, прыжки.

R — отбой, скорость расправление амортизатора. 24 клика.

Мы рекомендуем

Передний амортизатор

LS – затянуть. Закручиваем до упора и возвращаем 1 оборот спереди.

HS – откручиваем до упора и затягиваем на 1 оборот спереди.

Отбой спереди закручиваем до упора и откручиваем на 15 кликов.

Задний амортизатор

LS – затянуть. Закручиваем до упора и возвращаем на 1,5 оборота сзади.

HS – Откручиваем до упора и затягиваем на 0,5 оборота сзади.

Отбой сзади закручиваем до упора и откручиваем на 10 кликов. Отбой на задний оси делам туже, чтобы при подбросах машину не крутило мордой вниз.

Амортизатор имеет мягкую байпассную зону на малых ходах, поэтому ЗАКРУЧЕННОЕ LS даст больше контроля на руле, и поможет бороться с кренами.Если вам хочется больше комфорта, то полностью открутите HS.

Can-AmXRace

Важные моменты 

  • Клиренс мотовездехода при полной загрузке должен быть 36-37 см на колесах диаметром 30 дюймов, иначе вы попадёте в жесткую зону байпасса.
  • При регулировке HS ключом на 17 внутренняя настройка под отвертку не сбивается несмотря на то, что двигается вместе с гайкой на 17.
  • Будьте осторожны с регулировкой отбоя в крайних положениях, винтик регулировки легко провернуть и сломать.
  • Если на технике большой преднатяг пружин, обязательно компенсируйте это регулировкой отбоя. Помните: регулировка отбоя влияет и на отбой, и на сжатие!
Can-AmXRace

Второй шаг: выставить правильное положение кроссоверов

На что влияет положение кроссоверов? Если у вас впереди только ровная прямая дорога, и вы не планируете с неё сворачивать, то можно пропустить всё, что написано ниже. Кроссоверами мы заставляем машину поворачивать так, как мы хотим. Их положение определяет, в какой момент работа системы из двух пружин переходит в работу только одной пружины, реализуя прогрессию в жёсткости.

Если проще, мы можем регулировать, в какой момент сжатия увеличить жесткость пружины. До соприкосновения муфты с гайками, система из двух пружин имеет меньшую жесткость, чем жесткость любой из пружин по отдельности. В момент, когда муфта уперлась в гайки кроссоверов, верхняя пружина уже не участвует в системе. Сопротивление сжатию оказывает только одна нижняя пружина, которая всегда будет жестче, чем система из двух пружин.

Вес машины, который давит на каждое из колес, не равномерен во время езды. Если, например, подставить под каждое колесо на неподвижной машине весы, то увидите, условно, по 250 кг на каждом переднем и по 300 кг на каждом заднем колесе. При торможении же смещение веса идет на перед, разгружая зад, но ускорении всё происходит с точностью до наоборот, а в повороте, соответственно, перемещение веса идёт между сторонами. Кроссоверы и управляют этим перемещением веса.

Чтобы лучше понять этот принцип, предлагаем провести пару пробных заездов, где мы можем подвигать кроссоверы. Для начала выставим кроссоверы в рекомендованное положение. Здесь мнение BRP И FOX немного расходятся, мы же рекомендуем попробовать настроить их по своим ощущениям. Нажимаем на газ – машина «приседает» на заднюю ось, разгоняемся и тормозим – машина приседает на переднюю ось. Можно повторить это несколько раз и запомнить свои ощущения. Теперь опускаем кроссоверы на всех амортизаторах на 30 мм. Это очень большой шаг, но он позволит нам лучше почувствовать разницу. Теперь машина будет меньше приседать как при разгоне, так и при торможении. Покатались несколько раз, поняли, запомнили ощущения. Если ничего не поняли – опустите еще на 20 мм и повторите. А теперь начинаем вдумчиво настраивать кроссоверы под себя и трассу.

Can-AmXRace

Шаг три: регулировка

Перед

Эта настройка играет на более точный вход в поворот. Если кроссоверы расположены слишком низко (а именно так мы оставили их после предыдущего эксперимента), то передняя ось не будет ехать за поворотом руля на торможении и входе в поворот, а будет стараться выехать наружу. Торможение будет не таким эффективным – передние колеса будут «поскальзываться» очень рано. Обращаем внимание на этот момент, двигаем вверх уже не по 20-30, а по 10мм и находим положение, когда на торможении машина хорошо поворачивает. Если кроссоверы слишком высоко, машина будет сильно проваливаться на передние колеса. Опускаем до тех пор, пока не почувствуем ухудшение поворачиваемости. Лучшей рекомендацией для новичка будет найти самое низкое положение, при котором поднимая кроссовер вы не чувствуете улучшение управляемости.

Зад

Если в первом эксперименте мы наблюдали за положением машины, когда нога была на педали тормоза, то теперь сфокусируемся на поведении, когда нажата педаль газа. Здесь все работает по тому же принципу. Если кроссоверы установлены слишком низко – машина на выходе из поворота с ускорением будет мало приседать на заднюю ось и, соответственно, терять сцепление под задними колесами, в результате из каждого поворота будет выходить боком. Если вам нравится дрифт – эта настройка для вас; если требуется скоростное прохождение поворота, то здесь точности руления не будет, а динамика разгона упадет. Если кроссоверы стоят слишком высоко – машина будет приседать на заднюю ось слишком сильно. Да, будет отличный зацеп, но передние колеса покажут плохое сцепление, и на ускорении из поворота машина будет стараться подрулить немного наружу. Не будет скольжения и на задней оси, а, значит, шанс перевернуться на выходе из поворота возрастает. Совет новичку тот же, что и по передней оси – найти самое низкое положение, при котором управляемость на выходе из поворота устраивает. Вы можете контролировать скольжение задней оси, при этом у вас сохранится хорошая динамика разгона.

Общие правила: чем лучше сцепление, тем ниже можно опускать кроссовер. Чем хуже – тем выше он должен быть. Если после дождя вы не попадаете ни в один поворот – попробуйте поднять кроссоверы.

Ну и раз уж мы подняли тему переноса веса в динамике, не думайте, что тут работают только кроссоверы. Низкоскоростное сжатие и отбой тоже имеют большую роль в этом процессе, но это отдельная история.

Can-AmXRace

Важные моменты

FOX рекомендует ставить кроссовер на уровне 63.5 мм /139.7 мм спереди и сзади от гайки преднатяга соответственно.

BRP рекомендует ставить 78.6 мм/58.6 мм спереди и сзади соответственно.

Управление мотовездеходом – это особенный уровень водительского мастерства и удовольствия. И отдельное испытание для опорно-двигательного аппарата. Правильно настроенная подвеска «сгладит» небольшие и средние препятствия. И, возвращаясь к главному, подарит тебе самые незабываемые впечатления. 
 

Материал подготовлен совместно с компанией GoTune, у которой есть классный аккаунт в Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации): 

Картина дня

наверх