На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • ММ
    Слова автора, да Путину в уши! Только не позволит никто этого сделать! Ибо повышение НДС это с народа, а коррупционны...Коррупционный рес...
  • Юрий Ильинов
    Трамп потерял подлодку для "устрашения русских". И это не шутка Президент США Дональд Трамп снова решил поиграть в с...Западные OSINT-ан...
  • Юрий Ильинов
    Война США и России неизбежна: о последствиях передачи «Томагавков» Украине На фоне угрожающих предупреждений, Дмитри...Главные новости 1...

Military Watch Magazine: Русскому «АВАКСу» в серии отказано, пусть вслепую воюют

Military Watch Magazine: Русскому «АВАКСу» в серии отказано, пусть вслепую воюют

Самолет ДРЛОиУ А-50 останется штучным, про А-100 вообще пора забыть

На фото: российский самолет радиолокационного дозора и наведения А-100

На фото: российский самолет радиолокационного дозора и наведения А-100 

Российская государственная Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) отложила срочную программу возобновления серийного производства модернизированного варианта бортового комплекса дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-50.

Генеральный конструктор и заместитель генерального директора корпорации Сергей Коротков в недавнем интервью рассказал подробности о будущем программы. «На данном этапе решения о серийном производстве А-50 нет», — заявил он, добавив, что окончательное решение будет принято только после завершения текущих опытно-конструкторских работ.

Он пояснил, что многие бортовые системы самолета все еще находятся на стадии испытаний, а планы производства отложены до тех пор, пока они не будут соответствовать требуемым характеристикам.

Читайте также

Олег Смирнов: Запчастей для иностранных самолётов Россия не получит

Олег Смирнов: Запчастей для иностранных самолётов Россия не получитМассовое производство Ту-214 можно наладить быстро, нужна политическая воля

Российский парк самолетов ДРЛОиУ остается гораздо более ограниченным по своим возможностям, чем у Китая и США, поскольку не только гораздо меньше систем находится на вооружении, но и разнообразие эксплуатационных систем и их возможностей также гораздо более ограничены.

Хотя преемник А-50, обозначенный как А-100, совершил свой первый полет в ноябре 2017 года, а затем совершил первый полет с использованием своего нового набора датчиков в феврале 2022 года, программа продолжает сталкиваться со значительными задержками, вызванными главным образом недостатками в российской электронной промышленности.

Самолет должен был обеспечить превосходную надежность, большую помехозащищенность, гораздо большую дальность обнаружения и более высокий уровень автоматизации, чем его предшественник, поскольку и он, и А-50 базировались на том же планере Ил-78.

Многие из технологий, разработанных для А-100, были использованы для модернизации советских самолетов А-50 до стандарта А-50У, что значительно улучшило ситуационную осведомленность и увеличило дальность обнаружения целей размером с истребитель с 400 км до более чем 700 км.

Возможности А-50У прошли широкие боевые испытания на Украине, хотя украинские и западные источники утверждали, что две из этих уникальных машин были уничтожены.

Системы ДРЛО считаются весьма ценным средством повышения эффективности воздушных операций и не только обеспечивают более высокую ситуационную осведомлённость командования, но и обеспечивают управление и контроль, а также способны наводить ракеты, запускаемые как истребителями, так и средствами ПВО, на цели.

Читайте также
Олег Смирнов: Российским двигателям не дают ходу чиновники

Олег Смирнов: Российским двигателям не дают ходу чиновникиНа пути возрождения авиапрома встало государство, накопившее миллиардные долги перед ОДК

Непрерывная радиолокационная подсветка целей позволяет использовать их для наведения, не активируя приёмники радиолокационных сигналов предупреждения о нападении.

Эффективность А-50У для наведения ракет была продемонстрирована на украинском театре военных действий, где он активно использовался для наведения зенитных ракет 40Н6 системы С-400 и ракет Р-37М, запускаемых истребителями Су-35, дальность которых составляет 400 километров.

Хотя российские перехватчики МиГ-31БМ оснащены мощными радарами, сопоставимыми с радарами более лёгких самолётов ДРЛОиУ, и не нуждаются в такой поддержке, радары других систем, таких как С-400 и Су-35, недостаточны для наведения на цели на более дальних дистанциях, что делает поддержку со стороны систем ДРЛОиУ, таких как А-50У, жизненно важной.

Высказывались предположения, что одной из причин задержек в доработке бортовых систем А-50 стала необходимость учесть опыт боевых действий на Украине при планировании корректировок.

Узбекистан в поисках оптимальной системы региональной безопасности

На фоне успешно завершившихся в Белоруссии совместных с Россией стратегических учений «Запад-2025», на которых присутствовали военные из 23 стран, включая даже наблюдателей из трех членов НАТО – Венгрии, США и Турции, в узбекском информационном пространстве возобновились разговоры на предмет восстановления Ташкентом своего членства в ОДКБ, приостановленного им в 2012 году.

Подчеркнём, что именно в Узбекистане был заложен основательный фундамент ОДКБ: в мае 1992 года там подписали Договор o коллективной безопасности стран СНГ, впоследствии названный Ташкентским. В него первоначально вошли шесть государств – Армения, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Главными целями данной организации стали укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов. И хотя на сегодняшний день Ташкент не входит в ОДКБ, он всё равно предпочитает активно сотрудничать с организацией и её членами по ряду ключевых направлений.

Например, у Узбекистана заключены важные действующие двусторонние соглашения с Россией – Договор об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве (1992 г.), Договор о дальнейшем углублении всестороннего сотрудничества в военной и военно-технической областях (1999 г.), Договор о стратегическом партнерстве (2004 г.), Договор о союзнических отношениях (2005 г.), Договор о развитии военно-технического сотрудничества (2017 г.), Декларация о всеобъемлющем стратегическом партнерстве (2022 г.) и т. д. По оценке местных специалистов, Ташкент получает самую современную военную технику из Москвы, сотни курсантов из Узбекистана обучаются в военно­-учебных заведениях России и т. п.

Очень тесные отношения Узбекистан связывают и с другим не менее важным членом ОДКБ Казахстаном. Между странами действуют такие документы, как Договор о вечной дружбе (1998 г.), Договор о стратегическом партнерстве (2013 г.), межправительственное Соглашение о сотрудничестве в военно-технической сфере (2018 г.), Договор о союзнических отношениях (2022 г.).

Всестороннее сотрудничество охватывает и узбекско-кыргызстанские отношения, базирующиеся на Договоре о вечной дружбе (1997 г.), Договоре о сотрудничестве в военной и военно-технической областях (2000), Декларации о всеобъемлющем стратегическом партнерстве (2023 г.).

В свою очередь, узбекско-таджикское взаимодействие зиждется на Договоре о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве (1993 г.), Договоре о вечной дружбе (2000 г.), Договоре о стратегическом партнёрстве (2018 г.), Договоре о союзнических отношениях (2024 г.).

Ташкент также плотно сотрудничает еще с одним ведущим членом ОДКБ Беларусью, основной чего являются Декларация об укреплении дружбы и сотрудничества (1994 г.), Договор о сотрудничестве в военной сфере (2018 г.), Меморандум о сотрудничестве Академии Вооружённых сил Узбекистана и Военно-технического института Национальной гвардии Узбекистана с Военной академией Республики Беларусь (2018 г.).

В итоге по факту получается, что государства – участники данной организации стали ключевыми стратегическими партнёрами и союзниками Узбекистана, что, по мнению ряда ведущих экспертов, позволяет надеяться на возврат Ташкентом статуса полноценного члена ОДКБ.

Правда, как показали блестяще проведенные белорусско-российские учения «Запад-2025» (с участием более чем 6 тыс. человек), европейские страны, отреагировавшие на них истерией и необоснованными обвинениями в якобы их агрессивности и подготовке к вооруженному конфликту, а затем тут же начавшимися учениями Iron Defender («Железный защитник») с участием стран НАТО, явно не готовы к такому повороту событий и будут стараться сделать всё возможное, чтобы навязать Узбекистану свои кабальные условия.

Глава Европейского совета Антониу Кошта с большим нетерпением ждёт встречи с узбекистанским президентом Шавкатом Мирзиёевым, намеченной на 24 октября, во время которой у них будет возможность продолжить обмен мнениями по случаю подписания Соглашения о расширенном партнёрстве и сотрудничестве между Европейским союзом и Узбекистаном.

Исходя из официальной информации, новый документ создаст полноценный механизм для углубления торгово-экономического сотрудничества, взаимодействия в области инвестиций, услуг и защиты интеллектуальной собственности. Он также направлен на упрощение торговых процедур, гармонизацию технических регламентов и ускорение таможенного оформления, что станет важным шагом на пути интеграции Узбекистана в глобальные процессы.

Как полагают некоторые местные дипломатические сотрудники, Ташкент, следуя принципам многовекторности, неизменно выступает за равноправное и уважительное сотрудничество со всеми партнёрами – как на Востоке, так и на Западе – на основе принципов международного права, невмешательства и взаимной выгоды. В связи с этим Узбекистан не разделяет взгляды, предполагающие конфронтационные подходы, и считает, что любые вызовы современности должны решаться через диалог, а не конфронтацию. Собственно, поэтому руководство не рассматривает международные отношения как игру с нулевой суммой и не принимает участия в военно-политических блоках, а основным приоритетом для него является обеспечение устойчивого развития, стабильности и процветания Центральной Азии.

По мнению дипломатов, в обозначенных выше целях Ташкент продолжит укреплять партнерские связи с государствами разных регионов мира, избегая втягивания в геополитические противостояния.

Отсюда можно сделать вывод, что на данном этапе Узбекистан, настойчиво затягиваемый в европейскую «петлю» со всеми вытекающими негативными для государства последствиями, совсем не спешит с возвращением в ряды ОДКБ. Тем более что Москва, в отличие от коллективного Запада, ничего агрессивно не навязывает и открыто заявляет, что не ставит руководство страны перед геополитическим выбором. А двусторонний формат отношений с Россией в сфере военно-технического сотрудничества, включающий, в том числе, закупку вертолётов, самолётов, бронетехники, различных видов вооружения, а также создание предприятий по модернизации и ремонту бронетехники на территории Узбекистана, Ташкент вполне устраивает.

Тем не менее, по оценке авторитетных местных аналитиков, возвращение Ташкента в ОДКБ значительно усилило бы его возможности в сфере безопасности, особенно в условиях роста реально существующих угроз – международного терроризма и экстремизма, наркотрафика, незаконного оборота оружия и других. В частности, по словам старшего научного сотрудника Института государства и права Академии наук Узбекистана Равшана Назарова, сейчас наибольшую угрозу государствам Центральной Азии, в том числе и Узбекистану, представляет усиливающийся потенциал филиала запрещённой в России международной террористической организации «Исламское государство» – террористический «Вилаят Хорасан», угнездившийся на территории соседнего Афганистана, численность боевиков которой уже возросла до 6 тысяч подготовленных террористов.

Исламистский фактор в дестабилизации обстановки в Центральной Азии

В этом контексте главы МИД стран – членов ОДКБ уже неоднократно заявляли о целесообразности подключения Узбекистана и Туркменистана к деятельности организации на афганском направлении, выразив при этом обеспокоенность ухудшением ситуации с безопасностью в Афганистане.

И хотя в Узбекистане «трезво и спокойно оценивают ситуацию», а также знают прекрасно о существовании «спящих» террористических и экстремистских ячеек, даже склоняющиеся к многовекторности политологи вовсю трубят по поводу того, что «если это будет большое сильное и скоординированное движение извне нескольких тысяч, то тогда может понадобиться помощь».

Как показали стратегические учения «Запад-2025» и сентябрьский саммит ШОС, в рамках ОДКБ есть мощные силы, которые способны такую помощь оказать.

наверх