Почему мы не увидим «Томагавков» в нашем небе

Вот пришло время и на наших страничках поговорить про «Томагавки», которые дружище Дональд обещал своей «Володимере». Знаете, кому-то может показаться, что мы так отстали от всех, но вообще в июле мы разобрали этого «Топора» по его дюймовым гайкам, а потом… А потом тут не всё так однозначно.
В Сети уже почти неделю жарко обсуждают сами «Топоры», обсуждают возможность их передачи Киеву, способы нейтрализации. Причем господа «эксперты» всерьез рисуют окружности на картах, обсуждая районы, которые могут оказаться «под прицелом». Без улыбок и абсолютно всерьез.

А что, собственно, передадут и как это будут запускать? Давайте сперва пробежимся галопом по «Топорам», а потом реально попробуем понять, что вообще США могут передать Украине.
Воздушное базирование

Да, своими глазами читал на нескольких российских ресурсах на полном серьезе выданные размышлизмы о том, что переданные Киеву F-16 можно доработать для несения «Томагавков». Дескать, «Топор» можно адаптировать для F-16, «Сокол» по грузоподъемности должен утащить.
Тут одна проблема: F-16 не в курсе, кому он такое задолжал. А в целом с носителями получилось более чем забавно. Первенец воздушного базирования, AGM-109 TALCM (Tomahawk Air-Launched Cruise Missile), в серию не пошел, проиграл другой ракете, AGM-86 ALCM, которая в серию тоже не пошла. А носителями для этих шестиметровых монстров, что первого, что второго, предназначались В-52 и В-2. И ни о каких там F-15-F-16 речь даже не заходила.
В чем проблема? Тащит же МиГ-31 изделие 9-А-7660 «Кинжал»?

Летает старикан с семиметровой дурой весом под три тонны, а чем американцы хуже? Тем более что «Томагавк» вдвое легче? Всё так, но разница в одном — в двигателях. Взлёт МиГ-31К с «Кинжалом» обеспечивают два двигателя по 15 500 кгс на форсаже. А что там у воробышка F-16? 12 900 кгс? Все всё поняли? 31 000 против 13 000. Занавес. И да, развесовку тоже никто не отменял. В общем, не годен F-16 для того, чтобы таскать длинное и тяжёлое. Точнее, очень длинное и тяжёлое.

Дальше у нас было второе пришествие воздушного «Томагавка», AGM-109К MRASM (Medium-Range Air-to-Surface Missile). Это был проект переделки флотского «Томагавка» в воздушный, но результаты не заинтересовали никого ни в ВВС, ни в КМП США. В итоге все работы, начатые в 1980-м году, были свернуты и закрыты в 1984-м.
Даже если бы в авральном порядке в США изобразили бы что-то из этих разработок в металле, очень сомнительно, что ради этого ВВС США будут готовы расстаться в пользу ВСУ одним из своих драгоценных В-2, которых у них всего 19 штук. Про В-52 просто молчим, да и экипажи в эти самолеты пришлось бы сажать американские, что выглядит бредом.
Итак, на воздушные «Томагавки» в Киеве рассчитывать не могут по причине их полного отсутствия. Тема закрыта.
Комплексы наземного базирования

Да, были такие. И множественное число неспроста. Сперва были комплексы BGM-109G Gryphon. Комплекс сделали на двухосном полуприцепе с тягачом MAN AG с колёсной формулой 8 × 8. Одна пусковая несла 4 ракеты, в батарее было 4 пусковых. То есть одна батарея – 16 «Томагавков». Батареи объединялись в «крылья» (аналог наших дивизий), в одном «крыле» насчитывалось 28 батарей. Основное большинство таких «Томагавков» было развернуто в Европе в 1982–1988 годах, вместе с баллистическими ракетами «Першинг-2».
Однако в 1987 году произошло такое знаковое событие, как ДРСМД, недавно ушедший в историю, и вот в рамках этого договора «Першинги» (1 и 2) и «Томагавки» пошли под нож.
Можно, конечно, пофантазировать на тему того, что «не всё порезали», но стоит просто напомнить, что уничтожение наших ракет жестко контролировали американцы, а американских — советские специалисты.

Так что «Грифоны» точно ушли в историю, а «Топоры» были уничтожены. Но, скажете вы, а кто запретит возобновить при необходимости выпуск? Соглашусь, никто не запретит, а даже разрешит и денег отвалит. Если при необходимости.
Именно так и появился мобильный ракетный комплекс Typhon/MRC (Mid-Range Capability). «Тифон» (да, уточнял – «Тифон» и «Тайфун» пишутся и произносятся одинаково, но в нашем случае «Тифон» – такая же мифическая зверушка, как и грифон, что намекает на некую преемственность) – это новинка, с момента выхода и развала Америкой ДРСМД это первое, что сообразили в США в этом виде вооружений.

Но «Тифон» отличается от «Грифона», это просто взяли ПУ Mark.41 и поместили в транспортный контейнер. Надо же было сделать быстро, поэтому американцы не стали оригинальничать, а взяли морскую пусковую и морскую же крылатую ракету.

Вообще всё это планировалось под SM-6, новейшую ракету-перехватчик, но если в пусковую можно засунуть старый и испытанный «Топор» — а почему нет?
Но вот тут небольшая проблема: «Тифоны» только-только начали производить, и на данный момент их сделали всего два комплекса. Комплекс состоит из четырех пусковых и центра управления. То есть не миниатюра в сравнении с «Грифоном».
Но первый комплекс уже уплыл и развернут на Филиппинах в рамках программы по ракетному сдерживанию Китая, и сомнительно, что США уберут оттуда столь дорогую и полезную игрушку.
Второй комплекс пока проходит обкатку, но на него уже претендуют Германия и Япония. Но комплекс будет готов к отправке в 2026 году, в Европу-то комплекс доставят, но это только половина дела. Еще больше времени займет обучение тех, кто будет управлять комплексом, а в случае с украинским персоналом — еще и обслуживать ракеты. В целом, как с F-16: что-то получится, а что-то нет. Но кто даст гонять комплекс ремонтировать в Европу, вот вопрос…
Кроме того, учитывая, как наши научились обнаруживать и отправлять в утиль более мелкие по размерам «Пэтриоты» и «Хаймарсы»…
В любом случае 2026 год как год готовности второго комплекса, да время на обучение расчетов… Быстро дано обещание, но вот его исполнение может и затянуться года этак до 2027-го.

Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов и геополитику. То, что второй комплекс запросили немцы, — это ни о чем, государство-терпилу отодвинут на третий план, и комплекс Бундесверу не достанется, но вот второй (а точнее — первый) претендент, Япония, — это сложнее. И пусть в Висбадене уже организован штаб ракетной бригады, в которой будут состоять «Тифоны» (а кроме них еще должны быть расчеты ЗРК и ATAKAMS), переиграть все не составит труда.
Сегодня Азиатско-Тихоокеанский регион – это болевая точка для США. Именно сюда направлены все военно-политические взоры, и именно там США собираются вести войну. И именно там союзники США – Япония, Южная Корея и Тайвань – явно проигрывают ракетное противостояние Китаю и Северной Корее. Первый развернутый на Филиппинах комплекс – это точка давления именно на Китай, второй, который будет размещен в Японии, позволит японцам чувствовать себя спокойнее перед тем, что время от времени летит от Ким Чен Ына в их сторону.
В целом, американцам намного более интересно осваивать миллиарды, бряцая оружием в сторону Китая. И это безболезненнее, чем воевать с Россией. Уже сожжено достаточно «Абрамсов» и потеряно «Соколов», чтобы можно было сделать такие выводы.
Так что очень сомнительно, что второй комплекс «Тифона» достанется Киеву. А когда будет третий — это вообще дело дальнее.
Да и в целом «Тифон» — он не для войны на Украине. Комплексы получились просто огромными и, что греха таить, очень медленными с сомнительной проходимостью из-за очень большой их массы. Это логично, ведь трейлер, на который установили целую секцию от морской пусковой установки Mk.41 с механизмами подъема, — ну, на кораблях места всегда было прилично в этом плане.

А никаких других сухопутных носителей «Томагавков» пока не существует, как нет никаких свидетельств того, что в этом направлении ведутся конструкторские работы.
Впрочем, можно упомянуть… Нет, не оружие, но попытку его создать. Система Long Range Fire (LRF) рассматривалась как некая альтернатива «Тифону» для Корпуса морской пехоты США.

Это внедорожник, да еще и дистанционно управляемый, вооружённый одним морским же пусковым контейнером для «Томагавка» или SM-6. Вот эта идея была бы реально интереснее, особенно из-за того, что ей можно было управлять на расстоянии, но… Большой вес пускового контейнера всё испортил, и внедорожнику просто не хватало проходимости на минимальном уровне.
В итоге программу LRF свернули именно по причине того, что пусковая была зачастую не в состоянии двигаться по несильно пересечённой местности.
Так что на идее наземных пусковых установок для «Томагавков», которые могут оказаться в распоряжении ВСУ, мы тоже аккуратно поставим крест.
И что у нас остается? А остается только то, на чем «Топор» показал себя оружием: корабли.

Но здесь возникают сомнения в том, что это вообще возможно. Нет, будь у США такие корабли-носители, типа наших МРК-корветов, было бы проще: можно было подарить такой кораблик Украине, и дело в шляпе! И это был бы действительно неплохой ход. Но вот проблема: «Томагавки» размещаются только на больших кораблях. Эсминцы, крейсера, подводные лодки.
Так что «подгон по дружбе» даже самого старого «Арли Берка» очень сомнителен. Да и обучение экипажа займет очень много времени, а с кадрами в ВМС ВСУ большая проблема. Ну а то, что Трамп такого подарка не сделает, а даже если и сделает, например, продав европейцам, чтобы те передали Киеву, это очень дорого.

Передача Киеву «Томагавков» морского базирования, установленных в носители, маловероятна по целому ряду причин, как и пуск «Топоров» по целям в России в интересах Украины с носителей США. Это, сами понимаете, прямое объявление войны, а на такой шаг всем идти рано. Но и других вариантов применения «Томагавка» просто не существует, по крайней мере пока.
Вполне вероятно, что Трамп в своей обычной манере в очередной раз блефовал, пытаясь «отправить две подводные лодки» в сторону России. Но реально «Томагавк» сегодня не то оружие, которым можно напугать кого-то на нашей стороне. Скорее, дать повод любителям «горячего» и не более того.
Если быть совсем объективным, то у США есть намного более эффективное оружие, чем старая крылатая ракета. Например, AGM-158 JASSM-ER, крылатая ракета воздушного базирования, которая имеет очень приличный потенциал, но которую, увы, США никому не предлагают.
Свежие комментарии