На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Славянская доктрина

6 454 подписчика

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Уже фильтруют, уже высылают. Например, нелегалы ринулись в Херсонскую область, их и там достают. Кстати, и в Европе ф...Нотная тетрадь Та...
  • Татьяна Маштакова
    ТМ Как всё сложно : готовы ли наши спец службы к аналогичной работе, которую проделали силовики Китая. Разве есть хот...Нотная тетрадь Та...
  • Юрий Ильинов
    «Коварные планы гибридной войны»: как Запад планирует победить ядерную Россию Доктор военных наук Сивков раскрыл пла..."Парк Победа" : В...

Преданная революция

 

Говоря о том, что 1917 год был Катастрофой, полностью уничтожившей нашу культуру и большую часть образованного слоя, носителя этой самой культуры, неизбежно начинаешь слышать в ответ: «Да, вы знаете, вы правы. Прежняя Россия была до основания сожжена большевизмом, поэтому мы потеряли ее навсегда. Не стоит даже пытаться восстановить настоящих, дореволюционных русских, надо смириться с тем, что мы — безнациональные постсоветские общечеловеки, отмечать Великую Победу, требовать честных выборов и надеяться, что однажды за хорошее поведение нас примут в Евросоюз на правах бедного полусумасшедшего родственника. Коммунистический эксперимент действительно убил Россию, дореволюционная Россия для нас все равно, что Древняя Греция для нынешней Греции, давайте уже успокоимся с этими вашими раскопками дореволюционной идентичности и заживем как молодая второсортная восточноевропейская страна».
Вы знаете, парадоксальным образом точка зрения о нашей ненациональности, о нашей постнациональности глубоко… национальна. Практически теми же словами русский образованный класс рассуждал в начале XIX века. Петровская модернизация полностью оторвала высшие слои общества от народа, лишив русскую аристократию даже намеков на национальность. Доходило до того, что люди на французском говорили лучше, чем на русском, и порой элементарно не могли объясниться с подведомственными крестьянами. В некотором роде, это было даже круче большевистского переворота — мы по крайней мере сохранили общий с дореволюционной Россией язык, и если нас забросить в начало XX века, мы с нашими предками сможем объясниться. Если же забросить русского дворянина XVIII века в век XVI, то он, скорее всего, даже не сможет у тогдашних русских попросить воды напиться. Полный инопланетянин!
Ситуация разрыва с прошлым, колоссального разрыва, делающего невозможным даже базовую коммуникацию с предками, типична для нашей культуры. Как типична и ситуация преодоления разрыва — до определенного момента европеизированную аристократию ее космополитичность устраивала, но затем стало понятно, что «многонационалы» в Европе никому не нужны, что человек без национальной идентичности ВСЕГДА будет парией, обреченным жить в облаке чужих смыслов, быть покорным чужой национальной воле.
Это осознание особенно ярко проявилось в «Философических письмах» Чаадаева, боевого офицера, фронтовика, участника Бородинской битвы, который написал о том, что Россия пуста, что Россия ничего не дала миру, что Россия не имеет собственной формы, собственного содержания, довольствуясь лишь заимствованным. Чаадаева принято считать либералом, который «против кровавого царизьма», но на самом деле это националист, спросивший: «Простите, а где собственно моя национальность?»
«Письма» вызвали страшный скандал, но они послужили толчком к национализации интеллектуалов, к превращению интеллигентов в национальных интеллигентов, в судорожные поиски (а иногда и выдумывание на ходу) уникального, неповторимого лица России, того, что Россия дала миру. Западники и славянофилы, Толстой и Достоевский, Чайковский и Стравинский, Билибин и Васнецов — все они отдаленные последствия реакции интеллектуальных элит на яростный крик «Где! Моя! Национальность!»
Излишне говорить, что если бы не Чаадаев, аналогичный труд в той или иной форме написал бы кто-нибудь другой, поскольку достигшее определенной стадии развития общество не может не начать задаваться вопросами о своей идентичности, вопросами возвращения (а, чаще всего, изобретения) традиции. Тогда, в XIX веке, традицию искали в народе, пересобирая примитивный народный фольклор в высокую национальную культуру. Прекрасный пример здесь Гоголь, силой своего воображения создавший сказочную Украину «вечеров на хуторе близ Диканьки», которая с течением времени в сознании большинства подменила собой Украину реальную. Причем Гоголю было реально тяжело-волшебные приключения из жизни народа он писал в Петербурге, откуда до ближайшего народа целый день ехать. Но ничего, справился — куда ты денешься, если осознающее себя общество предъявляет запрос на ясную национальную самоидентификацию.

 Преданная революция

http://novejshaaj.mybb.ru/viewtopic.php?id=843

Картина дня

наверх