На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Славянская доктрина

6 457 подписчиков

Свежие комментарии

Связь между древним народом Сибири и славянами: Археология о городах, культуре и величии Сибири.

lsvsx


8. Сибирская археология и этнография

Настоящая глава написана для ознакомления не искушённого в археологии читателя со сведениями о сибирской археологии. Чтобы было видно, что не на пустом месте в Сибири возникали государства и империи, и что археология подтверждает былое величие и могущество насельников Сибири.  

В Сибири с глубокой древности, с каменного века проживали люди. Археология выделяет несколько этапов в истории человека на территории Сибири, приведём их хронологию в следующей редакции:

1. Нижний палеолит: более 2 млн. лет назад. Формирование на территории Евросибири человеческой европеоидной расы (Деринг-Юрях, Улалинка).

2. Верхний палеолит: Мальтинская культура (от Урала до Ангары), 35 тыс. лет назад, близкородственна (идентична) культурам Восточной Европы (Днепро-Донской, Волжской, Костенки, Мезин), Афонтовская культура, Красный Яр и др.

3. Мезолит, неолит: 15 - 5 тыс. до н.э.: Вехнеобская, Томская, Бирюса, Усть-Белая.

4. Энеолит: IV тыс. до н.э. - Афанасьевская культура, близкородственная (идентичная) древнеямной культуре Поволжья и Причерноморья - формирование индоевропейской общности на территории Евросибири. Миграции европеоидов на юг и запад.

5. Раннебронзовый век, III-II тыс. до н.э.: Самусьская, Андроновская культуры. Формирование арийской общности и миграции на юг, восток и запад.

6. Бронзовый век, II тыс. до н.э.: Карасукская культура. Экспансия «карасукских» племён на запад. Самусьско-сеймино-турбинский феномен экспансии сибирского воинства на запад.

7. Эпоха раннего железа, с I тыс. до н.э. - I тыс. н.э.: Тагарская, Кулайская, Саргатская, Усть-Пролуйская, Таштыкская культуры. Западные миграции сибирских племён отразились в истории пришествием в Европу скифов, сарматов и позднее гуннов.

Сибирские саргатцы, кулайцы и тагаро-таштыкцы - это скифо-арийские племена и их родственники. С кулайской культуры и начнём краткий обзор сибирской археологии. Кулайская культура (V век до н.э. - V век н.э.) - с этой культурой следует ассоциировать существование на территории Сибири Серики-Сербики (средневековые города Серпонов, Грустина). Более древние города Серики по сведениям античных авторов именовались (повторимся): Sera (Серпонов?) - столица, Damna, Piada, Asmirae, Tharrhana, Issedon Serica, Aspacara, Drosache, Paliana, Abragana, Thogara, Daxata, Orosana, Ottorocorrha, Solana, Sera Metropolis. Как видите, городов в Серики-Сибири было не мало. Все они оставили после себя памятники. Одни из них скрыты под существующими городами, вторые заброшены и ждут ещё своего открытия, третьи уже открыты и занесены в список археологических памятников древности.

Город Серпонов (смотри рисунки ниже) сегодня раско¬пан, и предметы из его святилища находятся в краеведческом музее города Томска. Святилище города Серпонова известно археологам под именем Саровского культового места (село Большая Саровка). Рядом со святилищем несколько раньше было обнаружено и городище, - сам город Серпонов, на берегу обского притока р. Саровки. Название городища и культового места по сохранившемуся населённому пункту Б. Саровка, что в 38 км южнее города Колпашева. Время и людская память сохранили древнюю сербскую топонимику. Это явное свидетельство непрерывности проживания в Сибири славян. Саровка - это без огласовки срв, srv=srb. Сербская топонимика, мы уже об этом упоминали, разбросана по всей Сибири, Уралу, Центральной России и Европе: В Томской области, на¬пример, населённые пункты: Саровка, Сураново, Сурово; на Урале и в России: Се¬ров, Саров, Сарское. У боснийцев (сербов) столица называется Сараево (ранее именовалась Саров). Здесь мы видим перенос названия Саров с Оби на Волгу и далее на Балканы - это трассировка движения сербов.

Исходный пункт исхода сербов из Серики – это Саров(ка) на реке Саровка. Это город Серпонов средневековых карт.

Следующий пункт миграции - город Саров на реке Саровке на землях эрзян (arsa?) в Поволжье.

Далее, город Ростов Великий – Сарское городище на реке Сара (близ озера Неро).

Конечный пункт переселения сибирских народов (сербов) с берегов речки Саровки – город Саров, сегодня, - Сараево, столица Боснии.

Город Саров-Серпонов (Саровское городище) сегодня разрушен размываемым берегом реки, сохранилась часть укреплённого когда-то города (фортификационный ров, вал). Культовое место, давшее при раскопках порядка 70 предметов культа (кулайская металлопластика) было разрушено пахотой участка, но располагаясь в глубине от берега, и не пострадало от размыва (см. рис. 8.2).

Ниже, на рис. 8.1 приведены и образцы кулайской ме- талопластики и родственной ей скифо-сибирской (сакской).

Сюжеты на артефактах идентичны, а вот техника исполнения различна. Кулайская (таёжная) пластика проигрывает своей родственной тагаро-таштыкской (лесостепной).

Но следует сказать, что различия керамики, металлических изделий, сюжетов для творчества не являются определяющи¬ми при установлении родства этносов, для этого следует употреблять другие характеристики: краниологические показа¬тели, общий культурный уровень, язык. В связи с этим, всегда удивляло очень существенное различие в археологии средневековых славянских племён - вятичей, кривичей, полян, севе¬рян, древлян, волынян.

Скифо-сибирский мир


Кулайская культура

Рис. 8.1. Металлопластика Сибири.

Как будто это очень далёкие племена различных этносов и территорий. Но ведь это были этнически близкие племена единого государства. Очень показательны в этом плане женские украшения - подвески.

Потому имеющиеся различия в археологии кулайцев, тагарцев и более поздних скифов и славян нельзя принимать за определяющие характеристики при установлении этнической принадлежности создателей артефактов. Тем более, что мы указывали выше на идентичность женских украшений угро-финнов и славян. Эту загадку ещё предстоит решить.

Рис. 8.2. Саровское городище и культовое место (выделено чёрным).
Из книги Я.А.Яковлева Саровское культовое городище.

Но вернёмся к археологии Сибири, и, конкретней, к ар¬хеологии Томского Приобья. К сегодняшнему дню на этой тер¬ритории нам известно уже более двух тысяч археологических памятников. Предлагаем читателям познакомиться только с некоторыми из них. Надеемся, что этот краткий обзор позволит составить представление о Приобье, как о древней¬шей исторической области в мировой истории.



Рис. 8.3. Город Серпонов (Саровка) на разновременных картах:
карта Н.Сансона,1653 г, ниже – современная карта.

Мы кратко говорили уже об основных этапах археологи¬ческой истории Сибири, теперь же более подробно коснёмся этих периодов. Древнейший период истории человека в Том¬ском Приобье представлен следующими памятниками: палео¬литической стоянкой в Лагерном саду в Томске, Могочинской палеолитической стоянкой, Северской (Парусинской) палеоли¬тической стоянкой (ранее 20 тыс. до н. э., кроманьонцы), па-леолитическими памятниками в бассейне реки Чулым (Арышевский карьер, Омутная, ранее 100 тыс. лет до н. э., мустьерский период, неандертальцы).

Открытие древнейших памятников каменного века на территории Западной Сибири было сенсацией в мировой ис¬торической науке. В России и в Европе до конца XIX века ни¬кто и представить не мог о возможности заселения Сибири кроманьонцами, а до середины ХХ века (1955, Зырянский рай¬он), когда были открыты памятники Причулымья, в археологии ещё не был однозначно решен вопрос о первоначальном заселении Северной Евразии неандертальцами.

Сегодня на территории Сибири (на Алтае) открыты памятники куда более древние. Улалинка (Горно-Алтайск) имеет дату, по некоторым оценкам, более 2,0 млн. лет, самые скромные оценки - 800-1000 тыс. лет. Диринг-Юрях в Якутии – 1,5-2,0 млн. лет.

Рис. 8.4. Самусьский медведь, IV тыс.до н.э.

Хочется отметить значение находок, обнаруженных в Северске (близ Томска, Парусинка). В скоплении бивней мамонтов, на одном из них бы¬ли изображены мамонт, двугорбый верблюд, благородный олень, люди. Кроме того, здесь же были нанесены изображения солярных символов (свастики). Находки, датируемые 20 тысячелетием до нашей эры, выполненные в «многообразном» стиле очень редки в мировой практике, на территории Томской области они присутствуют. Эти памятники имеют общемировое значение.

Неолит - последний период каменной эпохи, продолжи¬тельность этого периода определяется с начала производства глиняной посуды и до появления металлических изделий. Неолит Западной Сибири датируется VII - III тыс. до н. э.

Памятниками неолита Томской области являются Самусьский могильник, материалы раскопок в верховьях Кети, Нарымского Приобья. В этот период жителями Сибири была изобретена и освоена технология производства керамики (глиняной посуды); посуда использовалась для приготовления пищи на огне и для хранения припасов. Керамические изделия украшались простым ещё тогда орнаментом - ямочками и геометрическими фигурами из прямых и волнистых линий, нанесённых твердым предметом по сырой глине.

К периоду неолита относится изобретение ткачества и прядения. Сырьем для производства тканей являлась шерсть и волокна крапивы и конопли. В последующем, шелковица (?).

Необходимо обратить внимание на то, что в этот период всё чаще появляются следы религиозной обрядности, духовных практик (начало в каменном веке). Эти следы можно проследить в орнаментации керамических изделий и в традиции трупосожжения. Так в Самусьском неолитическом могильнике были обнаружены сожжённые человеческие кости, обсыпанные охрой. Этот обряд был широко распространен по всей Евразии.

Замечательным памятником культуры всего человечест¬ва является неолитическая находка из Самусьского могильни¬ка - каменная фигурка медведя, выполненная древним скульптором с большим искусством. На земле крайне мало та¬ких уникальных памятников искусства. Подчеркнём, что это было время небытия ещё и Шумера и Египта.

Погребения самусьских литейщиков, отмеченные наличием большого числа бронзовых художественных отли¬вок, идентичны погребениям турбинской культуры (Приуралье, р. Кама, Пермь Великая). В Прикамье горнорудное и бронзо-литейное производство находилось на такой же стадии развития. Самусьские и турбинские бронзовые предметы имеют поразительное сходство с вещами из Бородинского клада (Одесская обл.), Сейминского могильника (Нижняя Ока) и многих других памятников. Этот удивительный факт свидетельствует о существовании уже в бронзовом веке единой самусьско- турбино-сейминской общности на огромной территории Вос¬точной Европы и Западной Сибири - на территории всей Евросибири. Учёные не признают факта существования общности и трактуют находки сеймино-турбинского типа, как кратко¬временное явление, как эпизод героического путешествия сибиряков в Европу. Но необходимо бы учитывать и последующие связи сибирских культур с уральскими и восточноевропейскими культурами.

На удивительном феномене самусьско-турбино-сейминских бронзовых отливок следует остановиться подроб¬ней, поскольку эти факты касаются наших изысканий. Вот что пишут об этом специалисты. «Сейминско-турбинские могильники, яркие памятники середины 2-го тысячелетия до н.э., принадлежат выходцам из Сибири, стремительная миграция которых в Восточную Европу способствовала прогрессу мест¬ной металлургии. Основными сеймино-турбинскими могильниками являются Сейма (Горьковская область, близ города Саров!), Турбино (Пермь, Зыряне-серяне), Ростовка (Омск, Серика), отстоящие друг от друга на 2000-4000 км; в большин¬стве случаев кости погребенных отсутствуют (в остальных за-фиксированы ингумация и кремация). Главной характеристикой культуры служит бронзовое оружие (важнейшие категории - наконечники копья, нож-кинжал); известны также долота, то¬поры, тесла, кремневые и костяные наконечники стрел, нефритовые украшения и т. д. Культура существовала 100-200 лет, хронология её до сих пор является спорной. Используя различные линии синхронизации, ученые датируют сейминско-турбинские древности в пределах 17-13 вв.

В публикациях последних лет о сеймино-турбинском феномене стала исчезать информация о самусьских находках, как о принадлежащих к этой же группе артефактов. Почему, интересно? Они перестали быть одного стиля или памятник Самусь закрыли (настолько яркая и самобытная это культура).

Нас в феномене Самусь-Сеймино-Турбинских памятников привлекает тот факт, что в эпоху бронзы (II тыс. до н.э.) на территории Евросибири существовала связь между теми центрами, которые спустя тысячелетие стали центрами развития древней славянской культуры. Сейма - это приток Оки, рядом в Оку впадают реки Угра и Упа (смотри Обь, Уфа). Турбино - это район Перми, Великой Перми, район славянской культуры болгар, зырян-серян. Самусь - посёлок на Томи (близ города Томска), а Томское Приобье - это древнейший культурный центр, извест¬ный по памятникам каменного века, неолита, энеолита, брон¬зы, и по памятникам кулайской лесной цивилизации (Саровка- Серпонов). Более то¬го, археологам должна быть известна связь памятников Ку¬лайской археологической культуры и культур Приуралья и Та-тарстана эпохи сарматов (предгуннское время). Это культуры Азелинская, Пьяноборская из которых выросла, как считается, Именьковская культура славян. Хотя, вероятно, что она пришлая культура.

Примечательно, что в Сибири была сформирована новая культурная общность - Андроновская (по названию села Андроново у г. Ачинска). Как и предыдущая Самусьская культура, Андроновская общность имела огромную территорию распространения; границы «андроновской империи» находились от Енисея, Алтая на востоке до Южного Поволжья и Урала на за¬паде, от границы тайги (в то время северней р. Васюган) на севере до Тянь-Шаня, Памира и Амударьи на юге.

Рис. 8.5. Приобье: бер-кут, медведь-дух (шелоб).

Эта культурная общность известна, как древняя индоарийская цивилизация, давшая начало впоследствии всем империям арийского круга, Индийской цивилизации, многим современным народам Европы и России.

Предки андроновцев одомашнили лошадь (VI тыс. до н. э.), а андроновские племена оседлали лошадей и запрягли в боевые колесницы. Именно это и определило боевую мощь арийских племен, завоевавших верхом на лошадях и в колесницах половину древнего мира. Именно из районов Урала и Западной Сибири начинали своё завоевательное движение арийские племена на юг: в Иран, Индию и на Ближний Восток.

В культуре андроновцев-сибиряков сохранялось знание об Арктике, о великом потопе, о «доисторической истории» человечества.

К концу бронзового века население, проживавшее на территории Сибири, достигло значительной степени культурного развития. Однако в последние века до границы эпох существенно изменились и природные условия. Увлажнение климата привело к активному заболачиванию бассейнов Кети, Васюгана, Тыма. Стали исчезать пастбища, с обжитых мест вместе со своими стадами лошадей уходили люди. Это и был процесс движения скифов и сарматов из Сибири за Урал и на юг. Те, кто оставался, приспосабливался к жизни в таёжных районах Западной Сибири. Бронзовый век Сибири завершался в условиях экологического кризиса, как отмечают учёные.

Эпоха раннего железа (V в. до н.э. - V век н.э.) в лесной зоне Приобья называется кулайской эпохой, о ней мы уже говорили. С кулайской культурой связан исход гуннов из Приобья и нераскрытая тайна, разбросанных по всей Сибири кладов времён исхода. На обширной территории Сибири археологи вот уже более 100 лет находят ритуальные захоронения оружия, предметов культа и быта. Разгадкой тайны этих кладов, видимо, является прощание с родной землёй и магическое действо, направленное на возвращение потомков на земли своих предков. Магия возымело действие, и славяне вернулись на родину своих предков. Но, что вероятней, это обусловлено климатической цикличностью.

Таким образом, археология Сибири свидетельствует о существовании здесь с древнейших времён мощного культурного очага европейских народов. Отсюда распространялся свет цивилизации и культуры. В гунно-сарматское время под воздействием экологического кризиса праславяне (сербы, болгары) вынуждены были уйти из Сибири в Европу, существенно потеснив германцев и кельтов, и разрушив Римскую империю.

Возможно, в этом кроется тайна необъяснимой неприязни германцев и других западноевропейских народов к славянам: не могут они простить притеснения и выселения с родных земель, которое происходило в эпоху переселения народов. А то, что пишут о германцах, как о первоистоке движения в эпоху переселений, то это пишут сами германцы и романцы, которых и потеснили славяне. Потому и политика «дранг нах остен» - приоритетная политика Западной Европы, стран НАТО.

 

Картина дня

наверх