На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Славянская доктрина

6 454 подписчика

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Да. Аналогично, толпы мексиканцев в США, причём с возможностью влиять на выбор президента. А в хранилищах Ватикана, н...Халифат Германия ...
  • Виктор Горшков
    Европа 21-го века это не Европа 20-го века. Она очень быстро деградирует и мусульмане тут не виноваты,они только след...Халифат Германия ...
  • Виктор Молотков
    Хорошая статья Юрий. И комментарий твой, тоже. По моему тема раскрыта в статье довольно ёмко и чётко. Хотя конечно, т...Студенческие прот...

«Старшие братья»: 127-мм и 155-мм боеприпасы потенциального противника

Евгений Федоров

 

«Старшие братья»: 127-мм и 155-мм боеприпасы потенциального противника


Снаряд M982 Excalibur


Сухопутные и морские Excalibur


Военные конфликты последних десятилетий показали необходимость в системах высокоточного оружия, способного наносить кинжальные удары по точечным объектам. Особенно это становится актуальным в связи с широким распространением коммуникационных средств. В XX веке можно было ради уничтожения группы боевиков несколькими массированными ударами стереть с лица целое поселение, как это делали, к примеру, во Вьетнаме. Сейчас такой фокус вряд ли пройдет: насыщенность средствами видео- и фотофиксации настолько высока, что уже через пару часов весь мир будет знать о подобных фактах. Поэтому высокоточное оружие становится одним из способов не потерять лицо перед мировой общественностью.

Кроме этого, управляемые снаряды позволяют очень оперативно реагировать на внезапные угрозы: GPS-наведение позволяет отказаться от корректировщика огня, а также быстро перевести огонь даже без изменения углов наведения орудия.

К сожалению, в России, несмотря на наличие снарядов «Сантиметр», «Китолов» и «Краснополь», наблюдается значительное отставание в области разработки дальнобойных высокоточных артиллерийских снарядов большого калибра. Основным сдерживающим фактором является отсутствие отечественной бортовой виброудароустойчивой аппаратуры спутниковой навигации.


Гаубица М777. Одно из орудий, способных вести огонь Excalibur

Одним из самых известных образцов иностранных артиллерийских управляемых снарядов малого рассеивания является американский Excalibur (и его многочисленные модификации). О нем первый заместитель управляющего директора Тульского конструкторского бюро приборостроения им. академика А. Г. Шипунова Н. И. Хохлов, отвечая на вопрос журналистов о вызывающих уважением иностранных аналогах, сказал:

«Самый продвинутый снаряд, наверное, Excalibur».

Впервые наиболее успешно управляемые снаряды американцы применили в 2007 году в Ираке в ходе операции «Остриё стрелы», когда отработали по врагу сразу 70 боеприпасами. Круговое вероятное отклонение в 92% случаев не превысило 4 метра. В 2012 году в Афганистане морские пехотинцы с передовой оперативной базы Zeebrugge в посёлке Каджаки из гаубицы М777 ударили по группе талибов, находящихся на удалении в рекордные 36 км. Собственно, эти успехи и побудили Пентагон увеличить закупки «умных» снарядов – в общей сложности американцы выстрелили такими Excalibur уже более 1400 раз. Первое время каждый снаряд Министерство обороны покупало за неимоверные 100-150 тыс. долларов при себестоимости всего в 40 тыс. Здесь нет коррупционной составляющей, просто разработчики из Ratheon и Bofors потратили порядка миллиарда на создание снаряда и хотели побыстрее отбить деньги. Один из вариантов Excalibur под индексом 1b является базовым вариантом по созданию 127-мм управляемого снаряда Excalibur N5 (Naval 5-inch) для морских 5-дюймовых артиллерийских орудий армий стран НАТО.


Excalibur N5

70% всей начинки «морского Excalibur» унифицировано с вариантом 1b. Excalibur N5 может выстреливаться как из 5-дюймовых пушек компании BAE Systems, так и из 127-мм систем итальянской компании OTO Melara. Впервые 127-мм снаряд Excalibur был продемонстрирован на выставке Euronaval-2014 в Париже. Excalibur N5 имеет три режима подрыва: неконтактный (воздушный), контактный, контактный с задержкой подрыва для проникновения за преграды, в том числе в бункеры.


Испытания Excalibur N5. Обратите внимание, что для усиления поражающего эффекта снаряд падает на цель практически отвесно

Старший менеджер по коммерческому развитию проекта Excalibur Пол Дэниэлс (Paul Daniels) объяснил ситуацию с наведением боеприпаса на движущиеся цели:

«Современные системы управления артиллерийским огнем военно-морских судов имеют возможность учитывать определяемую с помощью радиолокаторов скорость и направление движения судна-цели и рассчитать предполагаемую точку встречи снаряда с ним. Таким образом, снаряд, управляемый с помощью системы GPS, имеет базовую возможность перехватывать движущиеся суда, особенно больших размеров, которые не могут быстро менять курс и маневрировать».

Кроме этого, дрон-вертолет MQ-8B Fire Scout, который сейчас используется в ВМС США может выполнять роль лазерного целеуказателя для 127-мм Excalibur на движущуюся цель.

Однако высокая стоимость каждого выстрела снарядами такого типа заставляет искать новые варианты повышения точности ведения артиллерийского огня – не всегда можно найти достойную цель для снаряда ценой в элитный автомобиль.

Подсчитали – прослезились


Одним из приемов повышения точности стали боеприпасы с системой коррекции траектории полета. Например, можно в нужный момент увеличить аэродинамическое сопротивление снаряда или мины, тем самым «подправив» его полет в нужное направление. Одним из самых бюджетных вариантов стали устройства с тормозными щитками от французской Nexter для 155-мм снарядов SPACIDO. Корректировка полета осуществляется с помощью артиллерийской радиобаллистической станции и позволяет на дальности 15-18 км уменьшить круговое вероятное отклонение в несколько раз. Работа таких устройств коррекции заключается в следующем: снаряд летит по баллистической траектории с прогнозируемым перелетом по отношению к цели, артиллерийская радиобаллистическая станция измеряет начальную скорость снаряда и ее изменение на траектории во время полета снаряда; далее информация обрабатывается баллистическим вычислителем, который транслирует на снаряд требуемое время раскрытия тормозных устройств. Система апробирована и готова к серийному производству.


Система коррекции траектории с тормозными щитками: а – SPACIDO; б – ECF; 1 – тормозное устройство; 2 – радиоприемный блок; 3 – устройство взведения

По подсчетам производителя, стоимость одного выстрела с корректором SPACIDO поднимается до 7,8 тыс. долларов. Аналогичной разработкой (пока в стадии прототипа) является система ECF для 155-мм снарядов от британской BAE Systems и шведской VCSM, отличающаяся от французской идеи принципом наведения по GPS. Стоимость такого выстрела составляет 9 тыс. долларов, а круговое вероятное отклонение составляет порядка 25 метров.

Вторым приемом повышения точности стандартных артиллерийский боеприпасов стали системы коррекции траектории с жестким креплением рулей, получающим команды от GPS. Принцип реализован, в частности, в устройстве XM1156 от фирмы ATK для 155-мм снарядов M107, М549А1 и М795. Круговое вероятное отклонение таких корректируемых осколочно-фугасных снарядов не превышает 50 метров при любой дальности. Перед пуском координаты цели и траектория полета программируются и передаются в бортовые системы с помощью переносного программатора. После выхода снаряда из ствола активизируется батарея электропитания и приемник системы GPS сразу начинает принимать спутниковые сигналы. В течение первой секунды полета происходит раскрутка снаряда по крену, а также определение его координат. Далее, в случае отклонения снаряда от расчетной траектории, на основании постоянно обновляемых навигационных данных электронная аппаратура носового блока наведения рассчитывает поправки коррекции траектории для блока рулей управления.


ХМ1156: 1 – система GPS; 2 – рулевой механизм; 3 – подшипниковый узел развязки; 4 – индукционное кольцо; 5 – устройство взведения

Под воздействием набегающего потока воздуха в полете кольцо с жестко закрепленными рулями управления свободно вращается в направлении, противоположном вращению снаряда. Частота вращения кольца меньше частоты вращения снаряда. Установленные под разными углами рули при вращении кольца за полный оборот создают одинаковые возмущающие воздействия на всех направлениях, перпендикулярных продольной оси снаряда, и не оказывают влияния на баллистическую траекторию полета. В расчетный момент устройство стопорения останавливает вращение кольца при нахождении рулей под определенным углом по крену, что обеспечивает корректировку траектории в нужном направлении. Далее, после разблокировки кольца вновь начинается его свободное вращение, противоположное вращению снаряда, до следующего момента, когда необходимо будет скорректировать траекторию. Естественно, что такой вариант хоть и является менее точным, но позволяет, по сравнению с Excalibur, экономить около 85 тыс. долларов на каждый выстрел. Но и это еще не все. В Израиле и ЮАР считают, что упоминаемые выше системы неудовлетворительно справляются с бешеным вращением снаряда порядка 250-300 об/мин, что негативном сказывается на точности коррекции. И действительно, Excalibur для нормальной работы в полете вообще не вращается, хотя используется в нарезном оружии. В конструкции предусмотрен обтюратор в виде подшипника скольжения, который при движении по нарезам ствола практически не передает момент вращения снаряду. Именно поэтому израильская фирма BAE Systems Rokar International Ltd создала сложный узел коррекции полета на основе четырех аэродинамических рулей. Узел достаточно хитрый: два руля отвечают за вращение узла коррекции в направлении, противоположном вращению снаряда, а два корректируют направление полета. Такая «автономность» во вращении возможна за счет узла развязки с основной часть снаряда. Системе, основанной на GPS, дали имя Silver Bullet, и она позволяет уменьшить круговое вероятное отклонение на дальности 20 км до 5-7 метров, однако и стоимость каждого выстрела составляет немалые 20 тыс. долларов. Вот уж поистине «серебряные снаряды». Южноафриканская фирма Denel создала аналогичную «умную» насадку на 155-мм снаряд, но итоговая стоимость выстрела еще больше – 25 тыс. долларов.

А теперь давайте познакомимся с подсчетами затрат вышеуказанных 155-мм боеприпасов на уничтожение гипотетической установки РСЗО. Материалы по этой теме приведены в одном из выпусков издания «Известия ТулГУ. Технические науки» за 2019 год. Так вот, если РСЗО располагается на удалении в 8 км, то для его гарантированного поражения снарядов с тормозными щитками SPACIDO потребуется около 45 штук, в то время как управляемых Excalibur Block 1b нужно всего 8 экземпляров. Сейчас в разработке находится перспективный Excalibur Block S с лазерной полуактивной головкой самонаведения, который, как ожидается, сможет поразить такую цель в среднем 1,2 снаряда. Примечательно, что ключевыми преимуществами систем XM1156 и Silver Bullet является независимость расхода боеприпасов от дальности цели. Если РСЗО располагается на удалении от 8 до 25 км, то XM1156 потребуется 65-67 снарядов, а Silver Bullet — 8-9. При этом «Серебряные пули» по эффективности фактически сравнялись с Excalibur Block 1b (при том, что в 5 раз дешевле): у израильских снарядов аналогичный расход на указанных дальностях до цели. Плюсом всех Excalibur является увеличенная до 48 км дальность стрельбы за счет донного газогенератора. Кстати, тормозные щитки SPACIDO на 155-мм снарядах не особенно эффективны на дальностях 15-25 км – в этом случае требуется на уничтожение РСЗО от 65 до 173 снарядов. То есть теоретически на ликвидацию системы залпового огня может потребоваться миллион долларов и более. Это, конечно, если не учитывать, что артиллерийские позиции, ведущие такой интенсивный огонь, будут обнаружены контрбатарейными системами и уничтожены.

ЗИЛ-157: эпоха расцвета и стагнации


ЗИЛ-4311 — слегка облагороженный "Захар"


Годы застоя


Фактически вся производственная жизнь «Захара» делилась на три периода: первый — с 1958 по 1961 год, второй продолжился до 1978 года, третий, заключительный, — до 1992 года.

В первозданном виде это была машина, способная на грунтовке брать на борт до 2,5 тонны груза, при этом на дорогах с твердым покрытием этот показатель увеличивался до 4,5 тонны. «Колун» был способен также тащить за собой прицеп массой до 3,6 тонны. Мотор на грузовике монтировали от предшественника ЗИС-151, только с новой алюминиевой головкой блока и усовершенствованным карбюратором. Это позволили поднять мощность до 104 л. с. при контрольном расходе топлива в 42 л на 100 км. Расход бензина был меньше, чем у более тяжелого ЗИС-151, но по причине сокращенного запаса топлива на борту запас ходе упал до 510 км.

Несмотря на то, что Гран-при в Брюсселе ЗИЛ-157 получил как грузовик для сельского хозяйства, основным потребителем в первые годы была Советская Армия. Одним из вариантов военного исполнения был машина с индексом Г, оснащенная экранированным оборудованием. Также армия получала шасси ЗИЛ-157Е, подготовленное для монтажа спецоборудования и надстроек. Были варианты с дополнительной коробкой отбора мощности, предназначенные для работы надстроек. Также в производственной гамме присутствовал и седельный тягач ЗИЛ-157В, который мог тащить полуприцепы до 11 тонн. Интересно, что все седельные тягачи на базе «Колуна» в обязательном порядке комплектовались лебедками самовытаскивания – это была страховка на случай увязания тяжеленного состава в грязи. ЗИЛ-157В и его поздние модификации под индексами КВ и КДВ были, по сути, штучным товаром – выпуск ограничивался 300 экземплярами в год.

ЗИЛ-157: эпоха расцвета и стагнации
Седельный тягач ЗИЛ-157КВ

Кроме этого, как уже упоминалось в первой части рассказа, на агрегатах «Захара» собирали амфибию ЗИЛ-485А и БТР-152В1. Реклама, которую грузовик получил в 1958 году в Брюсселе, привлекла внимание зарубежных заказчиков и на конвейере появились экспортные модификации ЗИЛа – для стран с умеренным климатом (вариант 157Э), с жарким (157Ю без «печки» и предпускового подогревателя) и влажным тропическим (157Т с герметичной проводкой).


Через пару лет после запуска машины в серию на 38 Опытном заводе на базе «Захара» создали колесный эвакуационный тягач легкий (КЭТ-Л), основным профилем работы которого было вытаскивание застрявших, опрокинутых или затонувших машин, транспортировка поврежденных машин полупогрузкой. Эвакуатор так и остался в разряде опытных.


Легкий колесный эвакуационный тягач, мод. ТК4: 1 – кислородный баллон емкостью 40 л; 2 – кронштейн крепления кислородного баллона; 3 – погрузочное устройство; 4 – седельное устройство; 5 – откидная винтовая опора в походном положении; 6 – люк вспомогательной лебедки; 7 – ящик для бидонов; 8 – кассета для анкеров; 9 – основная лебедка; 10 и 11 – сошники (упоры)







ЗИЛ-165 — один из опытных предшественников ЗИЛ-157












Пожарные машины на базе ЗИЛ-157 в различном исполнении

Также на базе 157-го ЗИЛа появилась пожарная машина ПМЗ-27, разработанная в городе Прилуки Черниговкой области. Если внимательно посмотреть на фотографии машины, то можно увидеть задние двери второго ряда оригинальной конструкции. До этого на пожарные машины просто устанавливались штатные передние двери. Естественно, такая конструкция оказалась очень живучей и перекочевала на ЗИЛ-131 и ЗИЛ-130. На базе пожарной ПМЗ-27 были разработаны вариант для жарких стран, а также первый в СССР аэродромный вариант с литерой А, отличающийся лафетным стволом на крыше. Он позволял начать тушение самолета еще до остановки машины. В ПМЗ-27 были предусмотрены емкости под 2150 литров воды и 80 литров пенообразователя, а кабина вмещала 7 человек личного состава. После небольшой модернизации пожарную машину на базе ЗИЛ-157 в начале 70-х годов сняли с производства, заменив более совершенной 131-й машиной.















"Колун" на испытаниях и в серийных вариантах

Как ни странно, но первая модернизация настигла машину уже на третьем году конвейерной жизни. Сейчас даже иностранные автопроизводители не всегда выдерживают такую периодичность обновления – а тут ЗИЛ в середине XX века. Это было связано с появлением машин 130 и 131 семейств, которые поделились с «Захаром» частью своих агрегатов. Машина второго поколения получила имя ЗИЛ-157К, а также однодисковое сцепление, синхронизаторы на все передачи переднего хода (за исключением первой), ручной барабанный тормоз и амортизаторы на передней подвеске. Это была последняя версия «Захара», выпускающаяся на столичном заводе. С 1977 года (по одной из версий с 1982 года) производством занялся Уральский автомоторный завод в городе Новоуральске. Машина стала называться ЗИЛ-157КД, обрела новый мотор с поршневой от ЗИЛ-130 (110 л. с.) и усиленную ходовую от младшего 131-го брата.




















ЗИЛ-157 на испытаниях и в серийных вариантах
Теперь «Колун» мог брать на борт 5 тонн в случае использования на твердых дорогах и 3 тонны на бездорожье. Этот вариант во многом стал самым гражданским среди всех модификаций ЗИЛ-157, так как в армии устаревший грузовик уже не был популярным и машины шли преимущественно в сельское хозяйство. Конструкторский штаб каждый год добавлял «Захару» какие-то нововведения, но назвать их серьезными нельзя. К примеру, в 1981 году были введены фары ФГ1-ЕВ с неразборными оптическими элементами ФГ140 и лампами А-12-45+40 с европейским асимметричным светораспределением ближнего света, а также вместо звукового сигнала С44 устанавливался С311-01. Но вот гидроусилитель в конструкции так и не появился.






ЗИЛ-4311

Примечательно, что вместо поверхностной модернизации заводчане предлагали сделать полноценный фейслифтинг под индексом 4311. «Захар» 2.0 должен был получить новые крылья со встроенными фарами и грузов с увеличенными бортами, больше приспособленными для перевозки сельхозпродукции. Но новая кабина не оправдала ожиданий, так как принципиально не изменилась во вместимости и эргономике, и ЗИЛ-4311 остался в единственном экземпляре.

100 вариантов исполнения


Первоначально ЗИЛ-157 перенял все военные профессии, которые были у предшественника ЗИС-151, но с годами специализация расширилась до 100 с лишним вариантов использования. Машина активно работала в странах Варшавского договора, а также в нескольких десятках дружественных стран, что и объяснило такую широкую военную специализацию. Настоящей армейской классикой стал бортовой «Захар», способный перевозить до 18 человек личного состава, а также буксировать артиллерийские системы. Вторыми по распространенности стали различные кунги, изготавливаемые номерными заводами Министерства обороны. Из них заслуживает отдельного упоминания экспериментальный раздвижной кузов КР-157 переменного объема для размещения командного пункта или столовой. Кузов разработали в 1963 году, но в серийном воплощении подобная техника появилась много лет спустя уже на ЗИЛ-131.

Первые два поколения ЗИЛ-157 стали отличной базой для различных средств связи и управления, в том числе и потому, что грузовик для своего времени хорошо совмещал грузоподъемность и высокую мобильность. Например, на «Захар» с 1977 года устанавливали в кузове КУНГ-2 ультракоротковолновый радиопеленгатор Р-363.


Ультракоротковолновый радиопеленгатор Р-363.

Следующей стезей ЗИЛ-157 стали полевые ремонтные мастерские, первой из которых стала ВАРЭМ (войсковая автомобильная ремонтно-эксплуатационная мастерская). Кстати, первые экземпляры опытных мастерских появились на 38 Опытном заводе в Бронницах за десять лет до появления серийного «Захара» и монтировались на лендлизовских Studebaker US6. Позже появились более совершенные варианты ПАРМ, МТО-АТ и АПРИМ (автономная подвижная ремонтная инженерная мастерская).


ВАРЭМ


МТО-АТ


Обмывочно-нейтрализационная машина 8Т311

Вода, солярка, бензин, масло и керосин стали важными грузами для множества автоцистерн и заправщиков на базе ЗИЛ-157, которые выпускались буквально по всему Советскому Союзу. А самым экзотичным наполнителем цистерн был воздух в модели ВЗ-20-350, предназначавшейся для заправки бортовых пневмосистем самолетов.


Радиостанция Р-140

«Захар» появился в армии в эпоху зарождения ракетной техники страны, поэтому взял на себя массу функций обеспечения столь сложного вооружения. Начиная от заправщиков ракетным окислителем типа 8Г17М и заканчивая техникой 8Н215 и 8Н216 для перевозки и проверки кабельного оборудования. Многие кузова просто снимались с устаревших ЗИС-151 и монтировались на новенькие шасси ЗИЛ-157. Также шасси использовались для транспортировки и перезаряжания ракет как противовоздушной обороны, так и оперативного-тактического назначения, в частности, 9К72 «Эльбрус». Естественно, тяжелые и габаритные ракеты монтировались на седельные тягачи ЗИЛ-157В и КВ.

Самыми грозными модификациями ЗИЛ-157 стали системы залпового огня БМ-13НМ (модернизированная «Катюша») калибром 132 мм, БМ-14М калибром 140,3 мм и БМ-24 калибром 240,9 мм.





БМ-13НМ

Кроме всего вышеописанного, платформа ЗИЛ-157 использовалась в интересах войск химической защиты, также в качестве базы для различных эвакуаторов и мостовых парков. А самым, пожалуй, редким вариантом исполнения «Захара» стала подвижная рекомпрессионная станция ПРС-В, служившая в советском флоте и понтонных парках. В кузове были барокамера, аппаратура для заправки баллонов и средства для восстановления здоровья водолазов. Самыми мощными «Захарами» были, бесспорно, шнекороторные снегоочистители с расположенными на грузовой платформе силовыми установками, приводящими одновременно и колеса, и массивный шнек. Одним из таких стал Д-470 или ШРС-А со 130-сильным мотором У2Д6-С2.


Шнекороторный снегоочиститель ШРС-А (Д-470)

В конце коснемся парочки интересных экспериментальных машин на базе «Колуна». Первая из них — это ЗИЛ-157Р от 1957 года, у которого все три ведущие оси были равномерно распределены по длине машины. Это позволяло, по задумке конструкторов, улучшить проходимость за счет лучшего распределения веса. 157Р имел варианты как с арочными шинами, так и с обычными с увеличенным диаметром. При этом задний мост был управляемым и поворачивался в противофазу переднему. Это позволяло при повороте/развороте не пахать несколько колей, а ограничиться одной. Наработки зиловцев по этой машине легли в основу дальнейших экспериментов по экстремально всепролазной технике.




ЗИЛ-157Р

Второй интересный экземпляр датируется 1982 годом и представляет собой гибрид из кабин ЗИЛ-130 и -131 машин с ходовой «Захара». Здесь инженеры из Новоуральска пытались решить проблему неудобной к тому времени и тесной кабины «Захара», но направление оказалось тупиковым; несколько машин ЗИЛ-157КДМ так и остались экспериментальными.








ЗИЛ-157КДМ в различных вариантах

Последние 10-15 лет выпуска ЗИЛ-157 был уже откровенно устаревшей машиной, от которой отказались вооруженные силы, и лишь отсутствие внятной конкуренции заставляло гражданские структуры закупать заслуженного «проходимца». В общей сложности было собрано 797.934 машины. Этот ЗИЛ оставил неизгладимый след в автомобильной и военной истории страны.

Картина дня

наверх