На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Татьяна Кибишева
    При Сталине у чиновников нечего было конфисковывать, они полностью были на гос.обеспечении: все было под казённым ном...Любого интенданта...
  • николай николай
    Как при Сталине посидел в парламенте пятилетку , ай-да на 25 лет с конфискацией . Вот поэтому народ и любил Сталина ....Любого интенданта...
  • Юрий Ильинов
    Взятие Очеретино. О чем подумалось сразу после освобождения поселка что же происходит на реальном поле боя? Начнем ...Убийство в Люблин...

Хватит ли у России высокоточных ракет на всех желающих ...

Исторические напёрстки

Хватит ли у России высокоточных ракет на всех желающих ...

Хватит ли у России высокоточных ракет на всех желающих ...

Надавали опять Читатели лещей, «не выполняешь обещания». Не отвечаешь на вопрос: как там с арсеналами высокоточных ракет, хватит ли на всех желающих, не сильно велик расход в рамках Спецоперации? А то американцы заявляют: на лето ни одной не останется, особенно самых современных, типа «Калибр». Сразу отвечу по данному боеприпасу. Их производство налажено уже лет как десять, небольшой расход был в сирийской операции, плюс полигонные стрельбы.

Данные по количеству имеющегося типа вооружения, как и прочие цифры производства/убыли – государственная тайна за семью печатями. А Министерство обороны имеет понятные только ему нормативы расходования. До дна «калиберные» арсеналы не решится выскрести, учитывая напряженную международную обстановку. Памятуя о рвущихся под раздачу ясновельможных панов, потерявших берега Балтийского моря лимитрофов, прочих туристов из агентства «Дранг нах Остен».

Неприкосновенный запас, несомненно, существует. Явно немалый. А информация о применении других ракетных комплексов, например, непрофильных для сухопутья противокорабельных береговых «Бастион-П» .. наталкивает на размышления. Данные Генштаба скупы, но применение сверхзвуковых ракет П-800 «Оникс», изначально предназначенных для крейсеров и авианосцев – было точно, озвучено не раз генералом Конашенковым.

Да и жители Севастополя сообщают: нет-нет, да постреливает 15-я отдельная береговая ракетная бригада из своих «Бастионов». Модифицированными припасами, явно не по морским объектам, которые в Черном море пока отсутствуют. Решение верное, «Ониксы» дешевле «Калибров», успешно применялись в Сирии по наземным целям. В производстве более просты, их запасы наращивали с 2016-го стахановскими темпами. Так что … хватит ракет данного типа надолго, флотские всегда славились тороватостью хомяков.

Американцы попробовали обвинить китайцев, якобы они поставляют России тактические управляемые ракеты класса «воздух - земля» средней дальности Х-31, которые изготавливаются по нашей лицензии. А так же передают залежи управляемых авиабомб и ракет, поставленных в 2015-2018 годах вместе с двумя дюжинами Су-35. Москва и Пекин отмахнулись от обвинений, попросив доказать. В ответ тишина.

Тогда Пентагон организовал вброс другого рода, сообщив (в качестве первоапрельской шутки): у русских осталось 50% запасов высокоточных крылатых ракет, они не пополняются, даже танковые заводы Екатеринбурга и Челябинска простаивают из-за нехватки компонентов электроники. Ну да, простаивают. Аж в три смены, без выходных и майских праздников. Эшелоны катятся как во время ВОВ...

Небольшое расследование показало, откуда ветра дуют. Американцы взяли за основу собственные показатели расхода «Томагавков» во времена иракской кампании. Действительно расстреляв за 40 дней две трети всех арсеналов. А байки о нехватке полупроводников и печатных плат опровергаются самой Доктриной военно-промышленного комплекса России, запрещающей применять импортные компоненты для производства почти всех вооружений.

Теперь к вопросу «хватит-не-хватит». Вопрос странный, пока Россия имеет стопроцентное господство в воздухе. А кадры Министерства обороны демонстрируют: множество ударов наносится под пристальным оком беспилотников. Которые выступают целеуказателями и корректировщиками. По их данным часто прилетают не баснословно дорогие «Калибры», которых, по мнению британских ученых военных аналитиков, производится не более 120 штук в год.

Семейка КАБ…

Готов спорить на планетарные запасы кумыса, большей частью используются корректируемые авиабомбы (КАБ) разных калибров, вплоть до полуторатонных. Их способны нести все самолеты наших ВКС, включая истребители Су-57. Вещицы смертоносные, умные, точные, способны истреблять стационарные и подвижные цели. С точки зрения тактики – более эффективное средство поражения, нежели высокоточные крылатые ракеты, поскольку снабжены головкой наведения, но избавляют припас от двигателя, топливных баков, что позволяет увеличить массу взрывчатки.

Их особенность: даже наличие ПВО противника позволяет применять КАБы, которые планируют с больших высот, выводя самолет-носитель за пределы зоны поражения. По дальности полета вполне способны посоревноваться управляемыми ракетами. КАБ-250 и КАБ-1500 уже давно стоят на вооружении, но очень полюбились нашим военным в Сирии КАБ-500, эффективно хоронившие боевиков повсеместно. Даже в под прикрытием жилых кварталов, что говорить про открытые позиции.

После 2015-го, хорошенько распробовав боеприпас, началось массовое производство модификации старой советской КАБ-500Л под маркировкой КАБ-500Кр. Ее может наводить на цель самолет-носитель, или (для большей безопасности летчиков) целеуказанием разведывательно-диверсионной группы, действующей на земле. Если ДРГ надежно «подсветили» объект поражения, экипаж действует по принципу «сбросил и забыл» без риска познакомиться с ПВО противника.

КАБ-500Кр снабжен телевизионно-корреляционной головкой самонаведения, способен запоминать местонахождение цели и корректировать полет припаса до момента поражения. Есть и более навороченное «изделие» (на сленге военных) КАБ-500С с аппаратурой спутникового наведения, когда можно уничтожать цели, координаты которых хорошо известны. Вылет при любой погоде, в любое время суток, сброс … поражение с точностью до пяти метров.

Есть боеприпас КАБ-250-ЛГ-Э, специально производимый для истребителя Су-57 и других глубоко модернизированных машин. Четвертьтонная бомба используется именно на поле боя, предназначена для борьбы с легкобронированной техникой и артиллерией, полевыми складами боеприпасов, командными пунктами. Хорошо показала себя на «Азовстали», кадры попаданий потрясающие, кучные, явно использовался залп фронтовой авиации по лазерному подсвету цели с земли.

Мелькают кадры применения управляемых высокоточных боеприпасов , размещенных на ударных беспилотниках. Это малогабаритные корректируемые бомбы массой до ста килограмм. Революцию в военном деле они произвели в 2020-ом, когда азербайджанская армия в ходе боев за Нагорный Карабах буквально завалила оппонентов такими боеприпасами, дешевыми в производстве, но за счет высокой точности – небывало эффективными.

Россия пошла дальше в разработках, приняв в начале этого года на вооружение планирующую бомбовую кассету ПБК-500У «Дрель» для уничтожения живой силы противника и легкобронированной техники на больших площадях. Бомба планирует к цели, на подлете контейнер раскрывается, разбрасывая суб-боеприпасы. Некоторые «изделия» снабжены самонаводящимися электронными элементами, поражающие даже танки в самое слабое их место – тонкую броню позади башни.

Теперь к небольшому парадоксу, с которыми столкнулись все армии ведущих держав. Ударившись в массовое производство широкого ассортимента корректируемых боеприпасов после Сирии, на начало 2020 года производство стали сворачивать. Посчитав мероприятие дорогостоящим. Генералы НАТО принялись настаивать на применении добрых неуправляемых авиабомб. Талибы, после бегства американцев, чешут по сей день тыковки … что с залежами таких припасов делать, тысячи тонн навезены в страну. Дешево и сердито.

Россия оказалась снова впереди планеты всей. Военные доктрины западных стран не страдают «муками совести», позволяют применять неуправляемые свободнопадающие боеприпасы массово, ковровым бомбометанием. Мы же разработали для фронтовых бомбардировщиков Су-24 специальную прицельно-навигационную систему СВП-24 «Гефест». Благодаря новинке цели поражаются неуправляемыми бомбами точно, сравнимо с корректируемыми припасами.

Дело в бортовом компьютере, который в режиме реального времени учитывает скорость самолета, координаты, высоту полета, расстояние до цели, даже погодные условия. Принимаются данные с земли или беспилотников, мгновенно вычисляя, когда, на какой траектории полета экипаж должен осуществить сброс. Само собой, точность корректируемых авиабомб выше, но благодаря «Гефесту» на стационарные и неподвижные цели их тратить теперь не нужно.

Или сбрасывать десятки неуправляемых авиабомб, надеясь на поражение площадей. Система стала «золотой серединой» между двумя типами припасов, успешно обкатана, адаптирована для штурмовиков Су-25 и даже бомбардировщиков Ту-22М3. Что говорит о высокой эффективности «Гефеста». Нет смысла изводить миллионы рублей на высокоточные КАБы или ракеты, когда склады завалены неуправляемыми авиабомбами.

А в интересах царицы полей, пехоты, сегодня работает комплекс 2К25 со снарядом «Краснополь». Это тип высокоточного оружия поражает малоразмерные неподвижные цели первым выстрелом на расстоянии до 30 километров. Которые подсвечены с земли разведгруппами. Впервые концепция применения «Краснополя» была опробована в Афганистане, получила развитие в Чечне, окончательно оформилась в Сирии.

Для наведения «Краснополя» на цель используется переносная система управления огнём «Малахит», цель подсвечивается лазерным дальномером, данные передаются артиллерийским батареям по цифровым каналам связи. Танк или укрепленные пункты можно «захватить лучом» на расстоянии до семи километров днём, более крупные объекты – до 15 км. Когда расчет из трех человек с «Малахитом» готов, с удалённой позиции производится выстрел «Краснополем», который преодолевает 20 километров примерно за минуту.

За несколько секунд до подлёта дальномер «подсвечивает» объект, припас переходит в режим самонаведения и поражает неподвижную цель с коэффициентом 0,95. Движущуюся со скоростью 30 км/час - с вероятностью 0,7. Для гражданских объясняю: если использовать обычные артиллерийские припасы, на гарантированное подавление одного взводного опорного пункта нужно … 800 снарядов, если пользоваться таблицами стрельбы. А «Краснополей» на такую операцию требуется не больше дюжины.

Причем скорострельность обычная, восемь выстрелов в минуту на одно буксируемое орудие или САУ, а комплекс «Малахит» способен держать сразу три объекта в прицеле. Если их несколько на участке фронта … получается организовать массированный огонь. Хоть залпами. Каждый «Краснополь» летит по своему собственному лучу, система наведения разнесена по нескольким радио-частотам.

Заканчивая, хочется обратиться к гражданам, кормящихся с руки западных провокаторов. Даже носящих много больших звезд на погонах и говорящих о дефиците высокоточного оружия в наших арсеналах. Данные речи звучали еще в Сирии, о сегодняшнем дне лучше вообще молчать. Откуда дровишки берут господа …тайна великая. Как можно нести околесицу, не зная сверхсекретных данных о параметрах финансирования производителей высокоточного оружия России – загадка.

Натовцы привыкли судить по себе, штампуя вооружения не впрок (как всегда делала советская армия), а строго в рамках военных заказов. Вот и оказалось надысь … якобы бездонные запасы управляемых зенитных «Stinger» и противотанковых «Javelin» … как-то внезапно закончились. А развернуть массовое компенсирующее производство оказалось великой проблемой, делом полутора лет. Так к войнам не готовятся, господа хорошие. Особенно с равным по силе противником.

Лбы новые, а грабли старые. Помнится, фюрер на них сплясал в 1941 году, когда вермахт посчитал потенциал советской «оборонки», количество имевшихся в строю РККА танков, самолетов, орудий и минометов. Уничтожив их большую часть в первые месяцы войны, не учел главное – мобилизационный промышленный потенциал СССР. Когда во времена Сталинградской битвы, потеряв почти весь ВПК европейской части, наша страна ежемесячно начала выпускать по 1200 танков, когда как весь Третий Рейх едва успевал 500 штук в гусеницы обувать.

«Калибрами» и «Кинжалами» войны не выигрывают, всегда необходимо найти «золотую середину», комплексное и гибкое использование всего имеющегося арсенала. От неуправляемых авиабомб и корректируемых артиллерийских снарядов, до самых навороченных летающих компьютеров со смертоносной начинкой. Хватит нам всего и на всех, не сомневайтесь. Воюют не летающие болванки, а мозги и руки профессионалов. С которыми у нас полный порядок. Доклад окончен.

-

Гантраки: грузовики с пушками и пулемётами

На третий день вторжения в Ирак транспортная колонна 507-й ремонтной роты армии США попала под удар. Атака из засады была молниеносной, и колонна из 18 грузовиков была полностью разгромлена: из 33 военнослужащих, следовавших в составе конвоя, 11 погибли, 9 получили ранения, 7 попали в плен. Неудачу предопределило отсутствие на машинах конвоя брони и тяжелого вооружения...
Гантраки: грузовики с пушками и пулемётами

Единственный крупнокалиберный пулемет американцев заклинило в самом начале, а иракцы жестко напомнили о том, что «вторженцы» зря забыли вьетнамский опыт. Ветераны Вьетнама рассказывали внукам о гантраках — броневиках сопровождения колонн, но молодое поколение плохо слушало. И теперь, вжимаясь под пулями в песок среди горящих машин, платило за легкомыслие высокую цену...

Уроки прошлого

Армии отражателей коммунистической агрессии, высадившей полумиллионную группировку в Южном Вьетнаме в 1965 году, требовалось огромное количество грузовиков для снабжения. Транспортные колонны, везущие с побережья боеприпасы, горючее, продовольствие и амуницию, порой растягивались на 15 км и состояли более чем из 200 автомашин.

Bedford OYD Armadillo Mk III. Гантрак на базе «Бедфорда» серийно производился в Англии в 1940–1941 годах, было выпущено 877 таких грузовиков. Вооружение King Kong на базе грузовика M54, война во Вьетнаме– автоматическая пушка COW 37 mm gun.

Подразделения военной полиции, которые обеспечивали охрану транспортных колонн на дорогах, были слишком малочисленны, чтобы в полной мере обеспечить возложенную на них задачу. Личного состава хватало лишь на организацию немногочисленных блокпостов, между которыми вьетконговцы свободно обстреливали и подрывали американские грузовики. Осенью 1967 года коммунисты нанесли один из самых чувствительных ударов 8-й транспортной группе: одна из колонн попала в засаду и была почти полностью уничтожена. Осознав, что грузовики как были, так и остались фактически предоставлены сами себе, командование решило впредь ездить «усиленным конвоем». Усиление составили грузовики М35 с сооруженным в кузове бруствером из мешков с песком и установленными там же двумя пулеметами М60. Они не были первыми гантраками (англ. guntruck — «грузовик для перевозки оружия», или «вооруженный грузовик»), появившимися во Вьетнаме, но именно в 8-й транспортной группе их стали применять массово.

King Kong на базе грузовика M54, война во Вьетнаме. Во время вьетнамской войны сотни грузовиков сопровождения перестраивались в гантраки. Чаще всего это были армейские М54, каждый получал имя собственное и превращался в полноценную боевую единицу.

Почти сразу выяснилось, что мешки с песком хоть и защищают от пуль, однако утяжеляют машину: во влажном климате песок мгновенно впитывал воду. Поэтому, чтобы при одной и той же массе улучшить защищенность, было принято решение бронировать кузов стальными листами. В итоге уже спустя месяц после памятного нападения все гантраки 8-й транспортной группы обзавелись бронезащитой.

В новых машинах бронировался не только кузов (который представлял собой обычную железную коробку с вырезами под пулеметы), но и двери с полом кабины. Интересным вариантом была установка на грузовик корпуса от бронетранспортера М113. В этом случае помимо штатного крупнокалиберного пулемета М2НВ спереди машина получала еще два таких же по бортам.

Правомерность использования гантраков для защиты колонн сполна подтвердилась 24 ноября 1967 года, когда на автоколонну напала рота вьетконговцев. Спустя 20 минут, потеряв половину личного состава, коммунисты отступили. У американцев благодаря шквальному огню гантраков потери были намного меньше: 17 раненых солдат и 10 разбитых грузовиков.

Афганский самодельный гантрак на базе ЗИЛ-131 напоминает, скорее, «техникал», вооруженный пикап. Никакой брони нет, а в кузове – спаренная зенитная установка ЗУ-23-2 калибра 23 мм.

Вскоре у 8-й группы появились еще более мощные эрзац-бронемашины: пятитонные грузовики М51 получили бронекорпус, некоторые даже с разнесенным бронированием для защиты от гранатометчиков. Большая грузоподъемность позволила усилить вооружение: в придачу к М60 машины получили М2НВ или шестиствольные «Миниганы», способные изрешетить вьетнамский лес вместе с засадой в зелено-красные ошметки. В других подразделениях пошли еще дальше и установили в кузов зенитную установку М16 (представлявшую собой счетверенный пулемет М2НВ) и даже 40-мм автоматическую пушку М1, могущую вести огонь разрывными снарядами.

Чудеса инженерии
widget-interest

Как показывает практика, гантраки можно создавать из любых типов грузовиков: бортовых, седельных тягачей, самосвалов и даже из контейнеровозов. В 1998 году на экраны вышел фильм «Солдат» с Куртом Расселом в главной роли, где по пустошам носился гантрак на базе карьерного самосвала. Вряд ли сценарист «Солдата» изучал проекты времен Второй мировой, но факт остается фактом – в 1940 году подобную машину как раз собирались создать!
Идея, судя по всему, осенила кого-то из ВМС, поскольку базой должен был послужить колесный мегамонстр (дизельный судовой двигатель: 190 л.с., 1100 об/мин, максимальная скорость 105 км/ч, запуск от маленького бензинового двигателя), который вывозил грязь, доставаемую землечерпалкой из реки Лос-Анджелес. 
Основным оружием супергантрака должна была служить башня (9,1 м в диаметре, 5,5 м в высоту) с двумя восьмидюймовками от тяжелого крейсера, причем для обеспечения устойчивости при стрельбе грузовик оснастили четырьмя выдвигаемыми упорами. Оборонительное вооружение составляли два крупнокалиберных пулемета в бронированной кабине. Для связи имелась радиостанция и морской семафор. Экипаж 90-тонной машины должен был составлять семь человек – пять управляются с орудиями, двое сидят в кабине, водят «баттлвагон» и отстреливаются из пулеметов. 
Однако, видимо, военные все же посчитали, что грузовик полезней для своих прямых обязанностей, нежели для устрашения налогоплательщиков и врагов, поэтому рождение самого большого гантрака в истории так и не состоялось.

Американцы, наверное, догадывались, что обещанного три года ждут, поэтому на прибытие эскортных бронемашин V-100, которые в штатном режиме должны были заменить гантраки, не слишком надеялись. И совершенно правильно — до конца войны именно боевые грузовики, а не «Коммандо» сопровождали колонны днем и патрулировали пункты дислокации транспортных рот ночью.

Однако после войны заслуженных ветеранов безжалостно сдали в утиль, оставив лишь один образец в экспозиции Музея армейского транспорта в Форт-Юстисе. Бесценный боевой опыт сопровождения колонн учтен не был, поэтому нападения иракцев на грузовики вновь, как и 38 лет назад, стали для миротворцев полным сюрпризом.

Ренессанс «боевых грузовиков»

Читая сводки о десятках машин с грузами, полыхающих на дорогах Ирака, Сенат США срочно стал требовать послушания от командования сухопутных войск, которое поначалу, как ни странно, не хотело бронировать свои автомобили. Довольно быстро здравый смысл победил, и первые транши из 4,1-миллиардных ассигнований, выделенных на программу бронировки автотранспорта в Ираке, стали поступать компаниям, осуществляющим конверсию.

Однако даже тогда идея часто оказывалась в оппозиции. Так, сформированная 375-й транспортной группой резерва и 812-м транспортным батальоном сухопутных войск США специальная рота гантраков (35 «хаммеров» со специальным бронекузовом и пять грузовиков М939 с крупнокалиберными пулеметами) вскоре была расформирована командованием без объяснения причин. Возможно, этими причинами стало обвинение прессой администрации Буша в отсутствии у армии нормальных средств прикрытия колонн, а также массовое поступление в войска заводских элементов бронирования кабин грузовиков с установкой там пулеметной турели М2НВ. Последнее, впрочем, проблему решало лишь на бумаге: пулеметчик в такой турели хоть и был прикрыт щитком, однако все равно оставался очень уязвимой целью.

Lockheed AC-130 – самый знаменитый ганшип, разработанный в 1967 году для вьетнамской войны и использующися по сей день. Тяжёлое вооружение – 105-мм гаубица M102.

Почти так же дело обстоит и в российских вооруженных силах. На сегодняшний день у нас имеются образцы грузовиков с серийно бронированной кабиной (Урал-4320.31), с бронированной кабиной и кузовом (Урал-4320.10) и даже самый настоящий гантрак «Звезда-ЗУ» (Урал-4320.30 с частично бронированным кузовом и зениткой ЗУ-2 в нем). Но в первые два не заложена возможность установки многочисленного тяжелого вооружения, так нужного гантраку, а последний, имея это самое тяжелое вооружение, почему-то не имеет защиты стрелка, что сводит саму идею «боевого грузовика» на нет.

Ганшип — старший брат гантрака
widget-interest

Любопытно, что в авиации также существует свой «гантрак», причем с практически идентичным вооружением! А дело было так.
После Второй мировой, когда США все чаще и чаще принимались нести демократию в разные уголки планеты, выяснилось, что новейшая реактивная авиация по малоразмерным целям в джунглях работает плохо. Выход подсказал майор Пол Ган – использовать поршневые военно-транспортные самолеты, «грузовики» ВВС! В итоге платформой для небесных линкоров послужил ветеран Второй мировой C-47. На самолет по левому борту поставили два контейнера с шестиствольными пулеметами «Миниган», а третий торчал в проеме грузовой двери. Выйдя на цель и заложив вираж – так, чтобы в центре конуса находился враг – самолет обрушивал на нее целый ливень огня. Машину тут же окрестили «ганшипом».
К 1967 году ганшипы превратились для пехоты во Вьетнаме в такую же необходимую и обыденную вещь, как винтовка и сигареты. Однако участившиеся потери от зенитного огня заставили модернизировать «летающий гантрак»: в С-113, который пришел на смену С-47, добавили еще один «Миниган» (позже к ним добавилась еще пара шестиствольных «Вулканов») и бронировали кабину пилотов. Дальнейшая модернизация ганшипов вылилась в создание Vulcan Express – такую кличку дал своей машине экипаж транспортника C-130, вооруженного четырьмя «Миниганами» и четырьмя «Вулканами». Девятый ганшип серии получил пару 40-мм пушек «Бофорс» вместо двух «Вулканов» в хвосте, а позже и вовсе пополнился... 105-мм гаубицей!
В настоящее время американские вооруженные силы, как и в случае с гантраками, не отказываются от их летающих аналогов: АС-130U продолжают применяться в Афганистане и Ираке.

Вообще, учитывая большое количество вооруженных конфликтов во времена развала СССР (не говоря уж о войне в Афганистане), количество отечественных самопальных гантраков не уступает количеству американских поделок. В деле успели побывать практически все грузовые автомобили: ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, ГАЗ-66, МАЗ-503, КрАЗ-256, Урал-375, Урал-4320, КамАЗ-5320, КамАЗ-4310, КамАЗ-5511. Защита машины варьировалась от серийных бронеэлементов для кабины и кузова до бронежилетов, мешков с песком, труб, бревен и срубов из них, отдельных элементов (например, люков) от бронетехники... Разнообразным было и устанавливаемое вооружение: от пулеметов РПК, ДШК, КПВ, «Утес» до зенитных установок ЗУ-2 и ЗУ-23, автоматического миномета «Василек», 23-мм авиационной автоматической пушки, пусковых установок противоградовых ракет «Алазань» и, наконец, венца творения — башни от БРДМ-2 с приваренным на крыше авиационным блоком 57-мм неуправляемых ракет.

Гигант на базе тяжёлого M985 HEMTT разработан американцами специально для ведения боевых действий в Ираке. На снимке – самопально модернизированный вариант с крышей.

Блеск и нищета машин

В общем и целом можно сказать, что в ближайшее время гантрак как боевая единица сопровождения колонн с поля боя никуда не денется, учитывая все большую трансформацию войн из масштабных столкновений с применением всех родов войск в локальные конфликты. Подобный эрзац-броневик может построить любой желающий (что подтверждает опыт войн за последние несколько десятков лет в Африке и на Востоке) — потрепанный грузовичок с зениткой в кузове можно встретить практически у каждого уважающего себя партизанского отряда. К тому же, в отличие от экипажа бронетехники, которому требуется обучение, к квалификации экипажа гантрака нет никаких особых требований: в его состав может влиться любой человек, годный к военной службе. Кроме того, ремонт машины может проводиться в гражданской автомастерской, что значительно упрощает и удешевляет задачу снабжения запчастями и горюче-смазочными материалами. По сравнению с бронетехникой, гантраки дешевле в эксплуатации и потребляют меньше топлива, при этом не уступая, а иногда даже превосходя ее в огневой мощи. К тому же применение «боевых грузовиков» позволяет не отвлекать бронетехнику на охрану, что дает ей возможность решать те задачи, для которых она и предназначена.

Вооруженная машина, помимо всего прочего, уже сегодня является настоящим трансформером, к чему еще только-только приходит легкая бронетехника: грузовик можно превратить в гантрак путем установки в кузов бронемодуля, который, в свою очередь, можно выгрузить на дороге и получить таким образом блокпост.

Наличие в транспортной колонне гантраков создает дополнительные сложности нападающим: если раньше для атаки на обычные грузовики достаточно было легкого стрелкового оружия и взрывчатки, то для подавления вооруженных машин требуется тяжелое вооружение. Оно и весит больше, и боеприпасов к нему можно унести не так много — в общем, засада в этом случае не превращается в легкую прогулку с расстрелом, как в тире: гантраки запросто могут превратить в решето самого нападающего. Особенно если учесть, что современные «боевые грузовики» могут маскироваться под обычные тентованные...

Конечно, для встречного танкового боя гантрак слабоват, но для подобных вещей машина и не предназначена. Единственными крупными минусами, вытекающими из особенностей применения подобной техники, являются слабая противоминная защищенность и формирование гантраков из состава собственного подразделения, что повышает нагрузку на оставшиеся «чистые» грузовики и их водителей. Однако работы по усилению противоминной защиты грузовиков плодотворно ведутся, а проблему с личным составом можно решить, прикрепляя к транспортным подразделениям специальные охранные гантраки.

Впрочем, как будет развиваться данный тип техники, покажет время...

Картина дня

наверх