На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Славянская доктрина

6 449 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Zeit: Шольц считает, что у России нет оснований ссылаться на труды Канта БЕРЛИН, 23 апреля. /ТАСС/. Канцлер ФРГ Олаф ...Деда Байден: своб...
  • Юрий Ильинов
    Была ли страна, после предательства Горбачёва и Ельцина? Что толку искать, кто вывозил? Было бесхозное, вот и спёрли....Переговоров не бу...
  • Алекс Архипов
    Без лоха жизнь плоха. Осталось выяснить, деньги из страны вывозили лохи или изменники?Переговоров не бу...

Мамлюки: доспехи и оружие

Вячеслав Шпаковский

В железных кольчугах и с медными шлемами на головах.
Первая книга Маккавейская 6:35



Воины Евразии. Как и у западноевропейских рыцарей, военное искусство мамлюков было искусством всадников, о чем говорит само его название: фурусийя, от арабского слова «фарь» – конь. На итальянском лошадь это «каваль» – отсюда кавалерия и кавалеры, на французском – «шеваль», и отсюда – «шевалье», на испанском – «кабаль», и отсюда – «кабальеро»! Да и в Германии слово «риттер» буквально означало всадника. То есть данное терминологическое сходство лишь подчеркивает схожий характер ведения военных действий египетскими мамлюками и рыцарями Западной Европы. Хотя имелись и определенные различия. Если рыцари никогда не стреляли из лука сидя на коне верхом, то для мамлюков типичным способом ведения боя была именно такая стрельба. А еще мамлюков от рыцарей отличала высокая дисциплина, внушавшаяся им с самого начала их обучения. Рыцарская молодежь Европы воспитывалась иначе и с дисциплиной у рыцарей всегда были большие проблемы!



Мамлюки: доспехи и оружие

 

Мамлюки в битве при Хирокитии 7 июля 1426 года на острове Кипр. Рис. Питера Денниса



Люди, развитые самым всесторонним образом!


В фурусийю входили стрельба из лука, фехтование, упражнения с копьем и другими видами оружия, борьба и верховая езда. Нужно было также знать основы анатомии лошади и родословные самых породистых лошадей. Помимо стрельбы из лука с коня (чем они собственно и отличались от рыцарей Запада), мамлюков обучали владению арбалетом, как в конном, так и в пешем строю. Популярным, как и в Европе, средством овладения всадническим искусством была охота с хищными птицами и… опять-таки с луком и арбалетом. А еще всякий мамлюк должен был уметь плавать и играть в нарды и шахматы!


Индийский тюрбанный шлем XVII века. Изготовлен в Декане, Бишапуре. Шлем имеет форму тюрбана из ткани. На стальной табличке, заклепанной сверху, написано по-арабски: «Нет такого героя, как Али, и нет такого меча, как Зульфикар». Имеются ввиду зять и двоюродный брат Пророка Мухаммеда и меч Пророка, который он подарил Али. Высота 30.5 см; диаметр 27.9 см; вес 1760.5 г. Как и в Европе на Востоке был очень развит «интернационализм» вооружений. Оружие покупалось и продавалось иногда за тысячи километров от места выработки (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

 

Вот эта пластина с гравированной надписью



Вооружение воинам под стать.


У нас еще будет материал в рамках заявленной темы, касающийся воинов Ближнего Востока, поэтому о вооружении мамлюков до 1350 года здесь смысла рассказывать нет, об этом еще будет. А вот о вооружении воинов-мамлюков XV века следует сказать, что оно сформировалось на основе опыта предыдущих веков и состояло из подбитого ватой боевой кафтана (хавтана), шившегося как в виде халата, так и в виде короткой рубашки. На него надевалась кольчуга и ламеллярный доспех — джавшан, нечто вроде пластинчатого корсета. Голову простого воина неплохо защищал обыкновенный тюрбан, но богатые мамлюки вне всякого сомнения предпочитали ему металлические шлемы (обычно тюрбанного типа) с наносниками и кольчужными бармицами. В том же XV веке раздельные доспехи постепенно были вытеснены кольчужно-пластинчатыми доспехами с осевым разрезом и застежками на груди. Кольчугу в этих доспехах, получивших на Руси название юшман, на груди и на спине дополняли ряды прямоугольных пластин, очень удобных для украшения их гравировкой и инкрустацией. Руки закрывали трубчатые наручи, ноги до колен – пластинчатые или кольчужные набедренники с металлическими коленными «чашечками» и треугольными кольчужными напусками, свисавшими с них вниз на голень.

 

Турецкий шлем-шишак из Стамбула, ок. 1560 г.



Считается, что это один из двух шлемов (второй находится в Венской оружейной палате), сделанный около 1560 года для великого визиря османского султана Сулеймана Великолепного (правил в 1520–66). Оба шлема предположительно были сделаны в одной из имперских мастерских, возможно, в Стамбуле. Хотя этот шлем является несомненно боевым, судя по его прекрасной отделке и украшениям, он мог быть создан как часть парадной брони и как символ высокого звания его владельца. Высота 27.8 см; вес 2580 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

 

Этот же шлем, вид сзади



Основным средством поражения противника, в отличие от рыцарей Европы, у мамлюков являлся лук, а не копье. Но они имели копья (обычно с древками из бамбука), прямые мечи, восточные сабли и булавы; а также арбалеты, применявшиеся при осадах и во время боев на море. В походе воины-мамлюки обычно имели всего одну лошадь, но зато одного или пару верблюдов для транспортировки снаряжения. Единообразная униформа отсутствовала, но многие носили одежду красного или желтого цвета. Большинство мамлюкских знамен тоже имели желтый цвет, поскольку такого же цвета были и знамена прежней Айюбидской династии. Знаками отличия военачальников служили пояса, богато украшенные драгоценными камнями, оправленными в золото и серебро. Впрочем, украшались не только пояса, но и доспехи и оружие. Тюрбанные шлемы воронились, покрывались позолотой и серебрением, на них методом гравировки и инкрустации (насечки) наносились тексты на арабском языке: славословия Аллаху, суры из Корана, а также пожелания победы своему хозяину. Такие же надписи делались и на больших пластинах юшманов, и находились мастера, что даже на кольцах байдан (кольчуг из широких расплющенных колец) умудрялись помещать имя Аллаха и пророка его Мухаммеда! 

 

Юшман конца XV – XVI века, возможно турецкий, Стамбул. Длина 81,3 см, вес 10,07 кг (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)



 

Пластина юшмана с арабской надписью





 

Зерцальный доспех, Турция, XV-XVI вв. Размеры 38.1 x 45.08 см. Происходит из арсенала в Стамбуле находившегося в церкви Св. Ирины на территории дворца Топкапы (Музей искусств округа Лос-Анджелес)



Тактика для соответствующего боевого состава


Поскольку мамлюки были конным войском, то главным в их тактике было маневрирование. Ложным отступлением они стремились расстроить ряды противника и неожиданно ударить по нему с фланга. Но была у них и пехота. Более дисциплинированная и обученная, по сравнению с европейской. Хотя мамлюки и редко использовали пехоту в сражении в поле, обычно полагаясь в этом случае на кавалерию. Главной задачей перед боем было выбрать наиболее удобное расположение, причем с расчетом, чтобы позади находился холм или холмы, чтобы затруднить атаку неприятеля с тыла. Построение войск было традиционным: центр и два фланговых отряда. Малочисленного противника мамлюки стремились окружить. А вот превосходящие силы полководцы мамлюков старались прежде всего измотать частыми атаками, а затем вклиниться массой всадников там, где у них обнаруживалась слабина. Конница мамлюков могла стоя на месте засыпать противника градом стрел, а затем обратиться в притворное бегство, рассчитывая, что преследователи на раненных конях станут отставить при скачке и таким образом численность неприятельского войска сократится еще до рукопашной схватки. Имелись специальные трактаты относительно того, как стрелять и куда прицеливаться. Указывалось, например, что если враг неподалеку, то сначала необходимо извлечь меч из ножен и привесить его себе на запястье. Стрелять из лука можно было по нему только после этого, а выпустив все стрелы, немедля атаковать деморализованного таким обстрелом противника!

 

Рукоять сабли, XVIII – XIX вв. Рукоять – Индия. Клинок –Турция или Иран. Украшения: жадеит, изумруды, бриллианты, жемчуг, золото, серебро (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)



 

Эта же сабля. Общий вид. Общая длина 99.8 см; длина клинка 83.7 см; длина ножен 88 см. Общий вес 1129 г.; вес клинка 1023 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)



 

Турецкая сабля XVIII века. Клинок – Иран. Рукоять – Индия. Рукоять из жадеита, клинок – инкрустация золотом. Длина 93 см; длина клинка 77.7 см; вес 935,5 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)



Служить за землю, как и везде!


Армия мамлюков состояла из трех формирований, не считая рекрутов и вспомогательные части. Это – личная гвардия султана, отряды эмиров и свободные наемники халка. Эмирские мамлюки были подготовлены хуже, чем султанские, поскольку в элитных школах они не обучались. После смерти эмира они обычно переходили в отряды других эмиров или становились воинами халка. За службу офицеры мамлюков получали икта – земельные участки с крестьянами. Однако султан мог пожаловать им в награду и «доходные места». Например, это мог быть… мост, за проезд через который взималась плата, мельница или городской рынок. От уплаты налогов они освобождались, но в случае войны должны были привести султану отряд вооруженных людей. Икта выдавались в условное владение и не могли быть переданы потомкам по наследству. При Айюбидах достаточно престижными были и отряды свободных граждан халка, хотя постепенно их высокий статус сильно упал, а боеспособность понизилась. Интересно, что к XIV веку в отряды халка, как и в современный «Иностранный легион», мог записаться любой желающий, однако для этого нужны были деньги, поскольку вступавший платил командиру денежный взнос.

 

Бронзовый дирхем конца XIII века. (Музей искусств округа Лос-Анджелес)



О численности и о деньгах…


Уже во второй половине XIII века благодаря реформам султана Бейбарса египетская армия численно значительно возросла. Сообщается, что она включала в себя до 40 000 воинов, из которых 4 000 были мамлюками. В начале XIV века численность армии мамлюков достигала уже 24 000 конников, из которых 12 400 принадлежали к отрядам эмиров. В провинции квартировали 13 000 мамлюков и еще 9 000 халка. Эмиры-сотники имели под своим командованием отряды из 1 000 воинов и собственный отряд телохранителей в 100 воинов. Затем шли эмиры, командовавшие сотней воинов, и эмиры-десятники.


Конские доспехи мамлюков:
(la) Конский доспех конца XIII или начала XIV века, состоящий из трех покрытых тканью чешуйчатых элементов, покрывающих тыл, переднюю часть и шею животного. К ним пришиты круглые геральдические медальоны из аппликацированной ткани. Голова лошади защищена железным шаффроном, состоящим из трех навесных элементов, покрытых тисненой кожей, прикрепленной к железным пластинам декоративной шнуровкой.
(1 b) Деталь угла конской брони из чешуи с удаленным декоративным наружным слоем ткани, так что показаны только самые нижние три ряда клепаных бронзовых чешуек.
(lc) Внутренняя часть угла выложенной из чешуи лошадиной брони, показывающая основную кожаную конструкционную основу, большие медные заклепки, фиксирующие кромочную полосу, головки трех из четырех заклепок, удерживающих каждую полосу. 
(л.д.) Демонстрация метода соединения листов доспехов лошади под шеей животного.
(2a) Ламинированный кожаный доспех XIV века, состоящий из пяти основных элементов, покрывающих круп, бока, переднюю часть и шею, а также покрытый тканью трехслойный стальной шаффрон для головы животного. 
(2б) Схематическое расположение основных элементов доспехов лошади и составляющих их деталей. Красный квадрат указывает область, подробно показанную на рис. 2c и 2d.
(2c) Внешний вид указанного верхнего угла нагрудной брони с ремешками, поддерживающими горизонтальные ламинированные кожаные пластинки.
(2d) Внутренняя часть указанного верхнего угла нагрудного доспеха, показывающая слой стеганой ткани для поддержки этой самой верхней части доспеха лошади.
(3a-3c) Декорированные стальные шаффроны XIV века.
(Рис. Питера Денниса)


Седло и сбруя
(1) Реконструкция седла конца XIII или начала XIV века из Цитадели Дамаска. Луки седла покрыты тисненой и полированной, но не окрашенной кожей. Задняя лука выполнена пологой для удобства всадника, когда ему приходится стрелять из лука назад.
(2а) Реконструкция украшенного седла конца XIII или начала XIV века из Цитадели Дамаска. На передней и задней луках круглые расписные медальоны с изображением «Льва Бейбарса».
(2б) Вид на седло сзади.
(3a и 3b) Фронтальная и боковая реконструкция из дерева и слоновой кости или кости стремени XIV века.
(4а) Украшенная уздечка XV века.
(4b) Украшение уздечки крупным планом. На кожаные ремешки приклепаны позолоченные и тисненые декоративные медные пластины.
(Рис. Питера Денниса)

Желая укрепить лояльность своих войск, Бейбарс значительным образом увеличил жалование своим мамлюкам. Кроме ежемесячных выплат, им раз в полгода или год выплачивалась сумма на покупку одежды и снаряжения, ежедневно оплачивали их мясной рацион, а раз в две недели выдавали деньги на корм коню. Кроме доходов с пожалованных участков, мамлюкским офицерам перед походом султан делал подарки, и такие же подарки делал при восшествии на трон всякий новый султан. В начале XV века жалование простого воина составляло три динара в месяц, а жалование офицера — семь динаров. Некоторые эмиры cта всадников получали доход с икта в размере 200000 динаров, эмиры сорока всадников – до 30000 динаров, эмиров десятка – около 7000 динаров.

Использованная литература:
1. Эсбридж, Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю. М.: Центрполиграф, 2016.
2. Сhristie, N. Muslims and Crusaders: Christianity‘s Wars in the Middle East, 1095 – 1382, from the Islamic Sources. New York: Routledge, 2014.
3. Rabie, H. The training of the Mamluk Faris / War, Technology and Society in the Middle East. Ed. V.J. Parry, M.E. Yapp. London, 1975.
4. Nicolle, D. Mamluk ‘Askary’ 1250 – 1517. UK. Oxford: Osprey Publishing (Warrior №173), 2014.

 

http://novejshaaj.mybb.ru/viewtopic.php?id=1126#p54698

Картина дня

наверх