На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Славянская доктрина

6 459 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Удар ВСУ по РФ оружием США приведет к непредсказуемым последствиям – Focus Удары украинских формирований по территори...Над Ираном пролет...
  • Юрий Ильинов
    «Все мощно». Генерал ВСУ раскрыл, как Зеленского опозорили в Харькове МОСКВА, 18 мая — РИА Новости. Президент Украины...Он шёл на Одессу,...
  • Юрий Ильинов
    Когда и как ветераны спецоперации смогут стать новой элитой России Эксперт Сивков прокомментировал идею Путина о сме...Английский правдо...

Морские истории. Смертельная оплеуха от Люфтваффе

Роман Скоморохов

Морские истории. Смертельная оплеуха от Люфтваффе


Май 1942 года был на редкость кровавым месяцем. В Коралловом море сошлись американцы и японцы, под Харьковом Вермахт нанес тяжелое поражение Красной Армии, в Африке Роммель шел на Тобрук, Манштейн захватывал Крым.


Но наша история разворачивалась несколько в стороне от этих событий, между Европой и Африкой, в акватории Средиземного моря.

История интересна тем, что в ней Люфтваффе опробовала новую тактику, которую затем весьма успешно начала применять на других фронтах, в частности, против советского Черноморского флота. И применять весьма успешно.



Но началось все в Средиземном море, где части Люфтваффе помогали итальянцам бороться с британским флотом.

1942 год в Средиземноморье проходил под флагом противостояния британского и итальянского флота. Британцы провожали конвои ни Крит и Мальту, а итальянцы в Северную Африку. И, естественно, обе стороны пытались помешать друг другу в осуществлении конвойных операций.


Вообще перехват конвоя противника – это то, чем занимались в ту войну почти все участвовавшие стороны. Дело весьма несложное, если нормально поставлена разведка и главное – очень благодарное, поскольку даже один-два потопленных транспорта из десяти способны весьма затруднить действия войскам, которым они предназначены.

И одно дело, если эти потери в составе, скажем, североатлантических конвоев, шедших в СССР. Помощь союзников была очень и очень важна, но в нашей стране работали заводы и фабрики, производившие все необходимое для фронта. А вот, скажем, Роммелю и его корпусу «Африка» можно было рассчитывать только на то, что будет доставлено по морю.

Отсюда перехват конвоев, идущих в Бенгази (база итальянского флота в Ливии) или Александрию (база британского флота в Египте) стал очень важной задачей, которой и немцы, и итальянцы, и британцы уделяли внимание по полной программе.

Так произошло и в описываемом сегодня случае.

Британские службы радиоперехвата (а работать эти джентльмены умели, факт) ранним утром 10 мая 1942 года перехватили и очень оперативно дешифровали несколько итальянских радиограмм. Из полученной информации следовало, что итальянский транспортный конвой вышел из Таранто в Бенгази.


От Таранто до Бенгази чуть менее тысячи километров по прямой. От Александрии до Бенгази – чуть больше, примерно 1100 км. Конечно, транспорты идут медленнее, чем боевые корабли, потому для уверенного перехвата конвоя британское командование решило отправить четыре быстроходных эсминца, которые должны были перехватить конвой на приличном удалении от Бенгази, чтобы не попасть под удар кораблей итальянского флота, находившихся в порту.

Перехват планировалось осуществить ранним утром 12 мая, находясь на безопасном расстоянии от Бриндизи. И в соответствии с разработанными планами, около 20 часов вечера 10 мая из гавани Александрии вышли 4 эсминца: «Джарвис», «Шакал», «Киплинг» и «Лайвли».


Эсминец "Джарвис"

 


Эсминец "Киплинг"

 


Эсминец "Шакал"

 


Эсминец "Лайвли"


Командовал соединением капитан первого ранга Полланд, державший флаг на «Джарвисе». Эсминцы должны были иметь собственное воздушное прикрытие из дальних тяжелых истребителей «Бофайтер», работавших с египетских аэродромов.

Чем хороши все планы? Тем, что кажутся осуществимыми. Чем плохи? Тем, что в них вмешиваются другие стороны.

11 мая около 11 часов утра эсминцы были замечены экипажем немецкого разведчика Ju-88. Причем, немецкий самолет с кораблей замечен не был. Сигнальщики расслабились, а может, немцы держались вне пределов обнаружения. Эсминцы продолжили идти прежним курсом в боевом построении.


В 13.35 прилетел еще один разведчик, но его на эсминцах уже увидели. В 14.45, корабли совершили разворот и легли на обратный курс. В соответствии с планом Полланд должен был действовать именно так: при обнаружении воздушной разведкой противника корабли прекращали выполнение миссии и разворачивались.

Однако у Люфтваффе на этот счет было свое мнение.

Дело в том, что когда на эсминцах обнаружили «Юнкерс» и начали разворот, было уже поздно. Немцы успели подтвердить курс британских кораблей и вызвать ударные группы. Эсминцы еще шли в сторону Бенгази, а с аэродромов Крита уже поднимались в воздух немецкие бомбардировщики.

Первая группа состояла из 8 «Юнкерсов» Ju-88, каждый из которых нес 2 бомбы по 500 кг и 2 по 250 кг. Максимальная боевая комплектация на такой дальности.


Как получилось, что три «Бофайтера» не смогли оказать сопротивления восьми «Юнкерсам», несколько непонятно. Но британские пилоты оказались не на высоте (или наоборот, слишком на высоте), и «Юнкерсы» атаковали эсминцы.


Корабли шли 30-узловым ходом и естественно, пробовали уклоняться от атак самолетов, ведя при этом огонь из всех орудий. Это не имело должного эффекта, огонь не помешал атаке и первым под ударом оказался «Лайвли», который шел крайним слева в построении ромбом.

Вообще-то «Лайвли» считался эсминцем ПВО. Дело в том, что из-за нехватки стандартных для эсминцев орудий калибром 120-мм, которых на «Лайвли» должно быть установлено шесть, эсминец вооружили восемью орудиями 102-мм в четырех башнях.

Кроме того, эсминец был вооружен счетверенной установкой автоматических пушек «Виккерса» калибром 40-мм, двумя 20-мм зенитными автоматами «Эрликон» и двумя счетверенными установками пулеметов «Виккерс» калибром 12,7-мм.

Для эсминца вооружение было более чем серьезное, но расчеты оказались не на высоте. Ни один немецкий самолет не был сбит.

В 16:40 самолёт под командованием обер-фельдфебеля Отто Лойперта сбросил все четыре бомбы, причем, у него это получилось крайне эффектно: одна бомба попала позади башни «В» и взорвалась на уровне нижней палубы корабля. Две бомбы разорвались рядом с бортом в районе башни «А». В носовой части прогремел сильный взрыв и через 3,5 минуты эсминец затонул.

Командир группы бомбардировщиков капитан Хельбиг сообщил, что налет был безуспешным, но наблюдавший за боем экипаж разведчика сообщил на базу о потоплении эсминца.

Следом за немцами прилетели итальянцы, шесть бомбардировщиков CANT Z.1007b из состава сил, базировавшихся в Барки, в Ливии.


Итальянцы не попали в корабли ни одной бомбой, но с удовольствием рапортовали о потоплении «Лайвли» прямыми попаданиями 100-кг бомб.

Остальные эсминцы группы подобрали уцелевших моряков и продолжили отход в сторону Александрии.

В 18.10 эсминцы догнала вторая группа бомбардировщиков из 13 «Юнкерсов», вылетевших с аэродрома в Греции. «Бофайтеры» прикрытия, израсходовав горючее, ушли на базу, поэтому немцы отбомбились, не встретив истребителей. Британцы снова открыли огонь и начали уклоняться. Разошлись миром, ни одна бомба не попала в корабли, все самолеты вернулись на аэродром.

Через 2 часа подошла третья группа немцев, под командованием все того же Хельбига. 10 «Юнкерсов» с Крита атаковали эсминцы с высоты 500 метров, зайдя со стороны солнца. «Бофайтеры» снова проморгали атаку немцев и снова оказались бесполезны.

«Киплинг», атакованный самим Хельбигом, получил одну бомбу 500 кг в машинное отделение и такая же взорвалась около левого борта. От страшных взрывов сорвало обшивку и выбросило за борт торпедный аппарат. Машинное и котельное отделения были затоплены и через 10 минут корабль затонул.

Почти одновременно бомбы одного из самолётов настигли «Шакал». Две рядом с бортами и одна в палубу в районе машинного отделения. Оба котельных и машинное отделение оказались затоплены, эсминец лишился электроэнергии и хода. Плюс начался пожар в топливной цистерне.

Флагман группы «Джарвис» после того, как подобрал из воды членов экипажа «Киплинга», попытался взять «Шакала» на буксир. Это получилось, но уже ночью пожары на корабле вышли из-под контроля и корабль окончательно пришлось оставить.

В 4.50 «Шакал» был добит торпедой, а «Джарвис» в одиночестве пошел в Александрию. И пришел, доставив на борту 630 человек спасенных с других кораблей. Потери британского флота в этой провальной операции составили 111 человек погибшими.

Какие здесь можно было сделать выводы?

1. «Бофайтер» как истребитель прикрытия оказался не так хорош, как хотелось бы. Обладающий впечатляющими ЛТХ и вооружением, из-за особенностей пилотирования был не очень пригоден для маневренного боя с пикирующими бомбардировщиками, уступавшими ему в скорости очень немного. Кроме того, бросалась в глаза явно недостаточная подготовка экипажей плюс небольшое (2 раза по 3 самолета) прикрытие.

Связь между кораблями и самолетами прикрытия была отвратительной.

2. Недостаточная боевая подготовка экипажей эсминцев. Три волны немецких бомбардировщиков – это всего 31 самолет. 62 бомбы 500 кг и столько же весом 250 кг. Результат – три потопленных корабля.

На этих кораблях находился весьма впечатляющий набор вооружения:
- 18 орудий 120-мм;
- 8 орудий 102-мм;
- 16 стволов зенитных автоматов 40-мм;
- 2 зенитных автомата 20-мм;
- 32 пулемета 12,7-мм.

И все немецкие самолеты благополучно вернулись на свои аэродромы. Это говорит только о том, что расчеты стреляли, очень мягко говоря, позорно. Да и маневрирование кораблей в сочетании со скоростью не имело особого успеха.

3. Немцы как всегда обеспечили себе владение информацией. Разведчики, вцепившись в группу кораблей, не отпускали ее ни на час, имея полную картину того, где находятся британские эсминцы.

4. Немецкие пилоты имели просто прекрасную подготовку, что и продемонстрировали на деле. Плюс великолепное взаимодействие разведчиков и ударных самолетов.

И самое неприятное: итальянский конвой в составе транспортов «Больсена», «Орса» и «Менес», эскортируемые эсминцами «Саэтта» и «Фольгоре» благополучно прибыл в Бенгази в 11:30 13 мая.

Британцы сделали все. что от них зависело: была усилена боевая подготовка расчетов ПВО, к выполнению боевых задач в Средиземном море привлекли корабли из эскадры в Индийском океане

Немцы тоже учли моменты, проявленные в ходе этой операции. Была уменьшена рекомендованная высота сброса бомб что при горизонтальном полете, что при пикировании. Это не было большим риском для хорошо подготовленных экипажей, но обеспечивало прекрасную точность бомбометания.

Помните историю с потоплением немецкой авиацией у побережья Крыма трех советских эсминцев 7 октября 1943 года? Весьма похожий сценарий. Печальный факт, что командир советского корабля занялся откровенной глупостью с отловом и расстрелом немецких летчиков, чем очень облегчил Люфтваффе выполнение задания по потоплению его кораблей. Но действия немецких экипажей были очень похожи с теми, что мы наблюдали годом раньше в Средиземном море.

Впрочем, это уже совсем другая история.

Картина дня

наверх