На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Славянская доктрина

6 454 подписчика

Свежие комментарии

  • brigadier21 Snytsarienko
    Интересная статья  - автору моё почтение:) Конечно, по себе других не судят, я и не буду, но про себя скажу. Ещё на п...Он шёл не спеша, ...
  • Eduard
    Заметьте:"Украина не их часть,это абсолютно посторонняя страна,но Запад делает вид,что они чуть ли не Пригород Парижа...Эмик опять что-то...
  • Eduard
    Проститутка "Эмануэль"!Эмик опять что-то...

О неимпериалистических амбиций сегодняшней Росси (ч.1)

Открытое письмо Петра Винцукевича Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу

Ваше Святейшество!

Для того, чтобы Вы лучше поняли меня, – пользуюсь русским языком. Прежде всего разрешите представиться: я – православный христианин, бывший политзаключенный сталинских концлагерей. В середине 90-х годов – ректор Волынской духовной семинарии Киевского Патриархата.
Да! Мы с Вами в некотором роде, однокашники, а именно: я имел честь учиться там, где учились и Вы, – в Ленинградской духовной академии. К сожалению, меня вскоре отчислили, поскольку я как бывший политзаключенный не имел права на прописку в больших городах. Однако мне все-таки удалось закончить академию со степенью кандидата богословских наук в другом месте – в Катакомбной Церкви Патриарха Тихона. Говорят, Вы тоже претерпели какое-то там преследование, хотя это не помешало Вам сделать блестящую и быструю карьеру. Простите меня за то, что я назвал Вас своим однокашником. Поверьте, я напомнил о нашем пребывании в одной школе не для того, чтобы искупаться в лучах Вашей славы, а только для того, чтобы вы знали, что историю Церкви, христианскую философию и каноническое право знаю не хуже Вас, так что разговор будет серьезный. Конечно, Вы не обязаны вступать в полемику с каким-то там бывшим зэком, но Вы можете поручить это дело, скажем, своему митрополиту на Волыни, Нифонту, дабы он возразил мне, на что я очень надеюсь.
Ваше Святейшество! В своих проповедях в Одессе, Днепропетровске и Киеве Вы много говорили о единстве наших народов, каноничности и покаянии, поэтому позвольте разделить нашу проблему на три аспекта: исторический, канонический и этический.
Начнем с истории. Весь смысл Ваших доводов сводился к следующему: поскольку мы, украинцы и русские, единый народ, то претензии Украины на получение статуса Поместной Церкви не имеют смысла. Скажу сразу, тезис о единстве наших народов лишен научных оснований. Наши народы никогда не были этнически едины, мы оказались оккупированными более сильным в военном отношении соседом и пребывали в ненавистной нам империи триста лет. Довод о добровольном воссоединении – сказка, ибо московской стороной сразу же нарушались все условия этого военного договора: было уничтожено местное самоуправление, гетманщина, казацкое войско, а затем пошло-поехало: запрет печатать книги на родном языке, полное подавление национальной культуры и, наконец, грубое и вероломное уничтожение независимости самой древней восточнославянской митрополии. Такова цена так называемого воссоединения.
А было ли кровное родство наших народов? Посмотрите на карту Восточной Европы IX-X вв. – там четко обозначены славянские племена, жившие на территории современной Украины и Белоруссии: поляне, древляне, дреговичи, радимичи, кривичи, полочане, волыняне, а далее на восток и север обитали угро-финские племена с совершенно другой речью и культурой: чудь, весь, меря, черемисы, мордва, пермь, ям и т. п. На это указывает и Нестор-летописец («Повесть временных лет», 25.6). Эти племена никакого родственного отношения к славянам не имели. Слаборазвитые в социальном плане, не имеющие собственного самоуправления, они вынуждены были пригласить варягов, дабы те управляли ими («придите и правьте нами»). Киевская же Русь не имела нужды в такой помощи, потому что к этому времени стала настолько высокоразвитой и сильной европейской державой, что угрожала даже Византии. Это потом князь Олег, вероломно убив князей Аскольда и Дира, захватил Киев. Однако Ваш митрополит Агафангел утверждает: «Киевская Русь всегда была с Великой Россией. Киев без Великой России в отдельности от нее невозможен ни в коем случае». Смешно, правда? Что это? Полное невежество или неудержимая украинофобия, как у Лужкова и Затулина? Думаю, что и то и другое. Глупость всегда идет рядом с ненавистью и чванством. Да не было тогда Великой России, вообще не было никакой России, была Киевская Русь и ее жители – русичи.
Но давайте посмотрим на эту ситуацию с другой стороны: если мы единый народ, если мы ваш народ, то зачем же вы уничтожали этот народ миллионами, разрушали нашу самобытную культуру, гноили в казематах наших патриотов, морили голодом, всячески унижали и продолжаете унижать? Спросите сейчас в русской глубинке, как они относятся к Украине и украинцам, – непременно услышите: «У, хохлы, бандеры». Я слышал это не раз. Статистика свидетельствует, что 60 % граждан России отрицательно относятся к Украине. Один герой Достоевского выразился так: «Я сделал этому человеку зло, поэтому и ненавижу его», вот и вы ненавидите нас потому, что сделали нам много зла.
Однако продолжим наш экскурс в историю. Только значительно позже, ввиду особых исторических условий (междоусобные брани и нашествие татаро-монголов) славяне стали проникать на восток и север – так вливалась славянская кровь в жилы перечисленных выше угро-финских племен. После разгрома Киева татаро-монголами центр тяжести социально-политической жизни переместился на более безопасный север, и началась эпоха постепенного возвышения Москвы. Итак, Ваш народ получил из Киевской Руси славянскую кровь, христианскую веру и просвещение. Не мне Вам рассказывать о том, кто первые просветители вашей земли, первые митрополиты и епископы. Назову только некоторых: Московский митрополит Петр (родом из Волыни), Иосаф Белгородский, Иннокентий Иркутский, Стефан Яворский, Феофан Прокопович; даже Ломоносов получил образование в Киеве. Да, Киев – мать городов русских. А как вы относились к этой своей матери? Вы разоряли ее и унижали с первого дня, как только набрались силы. Приведу только один пример: сын Юрия Долгорукого (основателя Москвы) в 1169 г. на второй неделе Великого поста полностью сжег и разорил Киев, вырезал половину киевлян. Историк Костомаров пишет, что не было пощады ни старым, ни малым, ни церквям, ни монастырям; из города вывезли всё, что только можно: иконы, ризы, колокола; вывезли и знаменитую икону Вышгородской Божьей Матери, которая теперь почему-то стала вашей и называется Владимирской. Так вы поступали всегда – брали то, что хотели. Князя Андрея Боголюбского, этого разбойника, вы причислили к лику святых только потому, что он молился. В 1569 году Иван Грозный буквально залил кровью свободолюбивый Новгород, а потом долго молился. Да и в самом деле, почему бы вам не канонизировать Ивана Грозного, Петра І и Сталина, они ведь тоже очень много сделали для могущества России. Вы скажете, что многое построили в Киеве за время вашего господства. Да, вы многое строили нашими руками; нашими руками основан и Санкт-Петербург – там под гранитными плитами лежат кости многих тысяч казаков. Нашими руками вы и теперь качаете нефть в Тюмени и многое другое делается у вас трудолюбивыми руками украинцев. Но хватит об истории; как говорят, «история не в том, что мы носили, а в том, как нас пускали нагишом». Исходя из украинского опыта – так оно и есть.
Теперь обратимся ко второму аспекту – каноническому. В самом деле, трудно понять логику московских духовных отцов.
Почему, например, Польская Православная Церковь, насчитывающая всего лишь около двухсот тысяч прихожан, получила автокефалию, а почти пятидесятимиллионный народ, живущий в независимом государстве, обладающий колоссальной самобытной культурой, лишен этого права? Почему? Говорят, Украинская Православная Церковь не имеет на то согласия матери-церкви, то есть Московского Патриархата.
Подождите, мы только что говорили о том, что именно Киевская митрополия – самая древняя на Руси – была духовной матерью всех восточноевропейских славян. Как же это произошло, как дочь вдруг стала матерью, а ее мать – рабыней? Как это произошло, знают все, знаете и Вы, Ваше Святейшество, знают и много раз купленные вами восточные патриархи, стыдливо опускающие глаза, видя эту вопиющую несправедливость. А произошло беззаконие просто по принципу: купи – продам.
После так называемого воссоединения (1654 г.) московские вельможи не удовлетворились захватом светской власти в Украине, им нужна была душа народа. А где душа? В Церкви. Поэтому царское правительство и Патриарх (к тому времени Московская Церковь уже получила своего Патриарха, между прочим, тоже сомнительным путем) подняли вопрос о подчинении Киевской митрополии Москве. В 1686 году в Константинополь направилась московская делегация во главе с Никитой Алексеевым с целью вырвать согласие восточных Патриархов на ликвидацию независимости Киевской митрополии. Подкупленный богатыми дарами, Константинопольский Патриарх Дионисий пошел на эту сделку, и хотя впоследствии за это был лишен сана, но несправедливое решение осталось в силе. Теперь мы спрашиваем: упразднение независимой Киевской митрополии было актом правовым, законным, каноничным или нет? Молчите? Как просто и легко московская дочь купила себе материнское право, и с тех пор не отпускает на свободу свою поруганную и обездоленную мать-рабыню.
Но все это дела давно минувших дней. Ну а теперь имеет ли Украина право как отдельное, независимое государство на свою поместную Церковь? Да, имеет полное каноническое право, а Москва не имеет никаких законных оснований удерживать ее при себе, если не считать чисто политических соображений кремлевских политиков, и вы, Ваше Святейшество, работаете в унисон с ними. Поэтому творите Вы не дело Божие, а дело царское.
Напоминаю, каноническое право – совокупность церковно-правовых норм, утвержденных Апостольскими правилами, постановлениями Вселенских соборов, которые регулируют жизнь Церкви. Так, 34-е апостольское правило гласит, что каждый народ должен иметь своего первоиерарха, а это значит, что данное правило признает за каждым отдельным народом право на собственную независимую Церковь. 17-е правило IV Вселенского собора и 38-е правило VI Вселенского собора утверждают, что каноническим основанием для независимости той или иной Церкви является административно-территориальный раздел, то есть когда народ получает независимое государство. Даю это правило дословно на церковнославянском языке и по сборнику, изданному в Москве в 1876 году: «Аще царскою властию, вновь устроен, или впредь устроен будет град: то гражданским и земским распределениям да следует и распределение церковных дел» (38 пр. VI Вселенского собора).
Спрашивается, что еще надо?! Правило будто специально написано для независимой Украины. Но для Москвы законы не писаны; они знают одно: хохлы вечно должны быть под ее рукой.
Да и вообще, совершенны ли эти канонические правила? Вы хорошо знаете, что многие из них устарели, потеряли смысл, и даже те, которые могут регулировать внутреннюю жизнь Церкви, никем не исполняются. Но это уже совсем другой разговор. Каноны – дело рук человеческих, они писалась с учетом определенной политической ситуации. Например, 7-е правило І Вселенского собора предусматривает первенство чести за епископом Иерусалимским. По-видимому, так оно и должно быть, потому что в Иерусалиме пострадал и воскрес Господь наш Иисус Христос, из этого города начала распространяться евангельская благая весть, здесь состоялся первый Апостольский собор. Но уже 3-е правило ІІ Вселенского собора отдает первенство чести епископу Константинопольскому. Почему? Очень просто – изменилась политическая обстановка в мире: Иерусалим пришел в упадок, а Византия возвысилась. Может быть, Константинопольского епископа назначил Вселенским Господь, и тот кому-то может дать автокефалию, а кому-то не дать? Но тут, как мы знаем, иногда решают вопрос богатые дары, а по-нашему – взятка. Вы-то хорошо знаете, сколько ваша патриархия выкладывает ему «на лапу» (извините за грубое слово), чтобы он проводил вашу политику. Но он и вас 141 год не признавал каноническими. Спрашивается, это было справедливо или нет? Не слишком ли мы кланяемся восточным патриархам? Ведь в нашем Киевском православии больше епископов, чем у Вселенского Патриарха приходов.

Картина дня

наверх