На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • николай николай
    Как при Сталине посидел в парламенте пятилетку , ай-да на 25 лет с конфискацией . Вот поэтому народ и любил Сталина ....Любого интенданта...
  • Юрий Ильинов
    Взятие Очеретино. О чем подумалось сразу после освобождения поселка что же происходит на реальном поле боя? Начнем ...Убийство в Люблин...
  • Юрий Ильинов
    Антонов заявил, что США перестали скрывать истинный смысл санкций против РФ ВАШИНГТОН, 24 апреля. /ТАСС/. Соединенные...Занимательная жиз...

Битва за Воронеж

Самсонов Александр

Битва за Воронеж

 

Красная конница в атаке. 1919 (кадр документального фильма)


Смута. 1919 год. В новом стратегическом наступлении красного Южного фронта главный удар с двух сторон наносился по Добровольческой армии, которая выдвинулась к Орлу. Ударная группировка Май-Маевского сильно выдвинулась вперёд, фланги были открыты. Красное командование планировало разгромить ударные силы Май-Маевского, разъединить Добровольческую и Донскую армии, бить их по отдельности.

Общая ситуация на фронте


Общая численность белых войск на московском направлении составляла около 100 тыс. штыков и сабель, около 300 орудий, свыше 800 пулемётов, 22 бронепоезда и 12 танков. Войска Киевской области под началом генерала Драгомирова, располагались впереди Киева и по Десне у Чернигова. Добровольческая армия генерала Май-Маевского (свыше 22 тыс. человек) занимала позиции от Чернигова к Орлу и до Дона (у Задонска). В ходе Московского похода главные силы Май-Маевского добились максимального успеха и вышли на рубеж Хутор-Михайловский, Севск, Дмитровск, ст. Еропкино, Ливны, Борки, р. Икорец. С 13 по 20 октября 1919 г. белые занимали Орёл. Донская армия генерала Сидорина (50 тыс. человек) располагалась от Задонска до устья Иловли; Кавказская армия генерала Врангеля (около 15 тыс. человек) — в районе Царицына, имея часть сил против Астрахани, на обоих берегах Волги; Отряд генерала Драценко из состава войск Северного Кавказа — против Астрахани с юга и юго-запада. 



Вооруженные силы Юга России были обескровлены и обессилены стратегическим наступлением на московском направлении. В отличие от красных, белое командование не смогло обеспечить массовую поддержку народу. Социальная база была слабой, и уже истощена прежними мобилизациями. Многие антибольшевистские силы и группы населения, после устранения прямой угрозы, были заняты внутренними сварами и конфликтами, противостояли Белому движению. Имеющиеся резервы, новые формируемые части и даже часть сил с главного фронта были отвлечены на внутренние фронты и направления. В частности, на усмирение восстания Махно и других атаманов, которые подожгли большие пространства в Новороссии и Малороссии. Часть сил Киевской области вела борьбу с петлюровцами и повстанцами. Войска Северного Кавказа были заняты борьбой с горцами, силами Северо-Кавказского эмирата и т. д. 

В начале октября 1919 г. советские армии Южного и Юго-Восточного фронта были приведены в порядок и пополнены. Южный фронт под началом Егорова насчитывал около 115 тыс. штыков и сабель, 500 орудий, свыше 1,9 тыс. пулемётов. На правом фланге располагалась 12-я красная армия — по обе стороны Днепра от Мозыря, огибая Житомир, и по Десне на Чернигов до Сосницы. Далее располагались позиции 14-й армии – от Сосницы до Кром (в районе Орла). 13-я армии занимала оборону от Кром до р. Дона (у Задонска, около Воронежа). 8-я армия располагалась между Задонском и Бобровом. На воронежском направлении также располагался 1-й конный корпус Будённого (в ноябре его развернут в 1-ю конную армию). Далее от Воронежа до Астрахани располагались войска Юго-Восточного фронта под командованием Шорина. Всего около 50 тыс. человек. 9-я армия стояла от Боброва до устья Медведицы; 10-я действовала на царицынском направлении; 11-я располагалась в районе Астрахани, имея операционные направления вверх по Волге против Царицына, на юг и на восток по Каспию против Северного Кавказа и Гурьева (уральских белоказаков).

План наступления Южного фронта


Силы красных на Южном и Юго-Восточном фронте постоянно росли. В связи с улучшением ситуации на других фронтах, в октябре – ноябре 1919 г. сюда перебросили ещё несколько дивизий. Советское командование сформировало две сильные ударные группы на орловском и воронежском направлениях. Причём на орловско-курском направлении красным удалось добиться 2,5-кратного превосходства в штыках, а на воронежско-касторненском – 10-кратного.

После неудачи августовского наступления () советское командование изменило направления главных ударов. На орловском направлении наступать должны были войска 13-й и 14-й армий: всего 10 дивизий, 2 отдельные бригады, 4 кавалерийские бригады и 2 отдельные группы (62 тыс. штыков и сабель, свыше 170 орудий и свыше 1110 пулемётов). Главную роль в наступлении должна была сыграть Ударная группа под началом командира Латышской дивизии А. А. Мартусевича, она сначала входила в состав 13-й красной армии, затем 14-й армии. В состав группы входили: Латышская стрелковая дивизия (10 полков и 40 орудий), Отдельная кавалерийская бригада Червонного казачеств (вскоре развернули в дивизию), Отдельная стрелковая бригада. Группа насчитывала около 20 тыс. бойцов, свыше 50 орудий и более 100 пулемётов. Замысел красного командования состоял в том, чтобы силами группы Мартусевича нанести удар во фланг и тыл наступающим на Москву частям 1-го армейского корпуса Кутепова (главной ударной силы Добровольческой армии, заставив белых остановить наступление, а затем окружить и уничтожить противника. Ударная группа должна была нанести удар из района Кром в направлении Курско-Орловской железной дороги. 55-й стрелковой дивизии 13-й армии поставили задачу разгромить противника, наступающего на Орёл.

Вторую ударную группу красное командование сформировало к востоку от Воронежа. В состав ударной группы входила 42-я стрелковая дивизия Паука, кавбригады 13-й армии, корпус Будённого, 12-я стрелковая дивизия Ревы 8-й армии. Группа должна была нанести удар по правому флангу московской группировки армии Деникина, разбить противника на воронежском направлении (здесь действовали 4-й Донской и 3-й Кубанский корпуса Мамонтова и Шкуро), освободить Воронеж и ударить в тыл орловской группе противника в направлении на Касторную. Также поражение белогвардейцев под Воронежем создавало условия выхода 8-й красной армии на Дон. 

Таким образом, в новом стратегическом наступлении Южного фронта главный удар с двух сторон наносился по Добровольческой армии, которая выдвинулась к Орлу. Ударная группировка Май-Маевского сильно выдвинулась вперёд, фланги были открыты. У белого командования не было сил, чтобы одновременно наступать и прочно закрепить за собой занятые территории. Поэтому красные планировали разгромить ударные силы Май-Маевского, разъединить Добровольческую и Донскую армии, бить их по отдельности. 

Планы белого командования


Белое командование имело сведения о концентрации войск противника для контрнаступления. Однако резервов для парирования этих ударом не было. Можно было только перегруппировать имеющиеся силы. Наступление орловской группы с начала опасений не вызвало. Здесь действовали сильные Дроздовская и Корниловская дивизии. Кутепов получил от генерала Май-Маевского приказ не останавливаясь наступать на Орёл и не обращать внимание на фланги. Как отмечал сам командир 1-го армейского корпуса: «Я Орёл возьму, но мой фронт выдвинется как сахарная голова. Когда Ударная группа противника перейдёт в наступление и будет бить по моим флангам, я не смогу маневрировать. И тем не менее мне приказали взять Орёл!» 

Угроза же на воронежском направлении левому флангу Донской армии считалась более серьёзной. Поэтому Деникин, не останавливая наступления на линии Брянск – Орёл – Елец, приказал Донской армии ограничиться в центре и на правом фланге обороной, и сосредоточить внимание на своем левом фланге, против Лиски и Воронежа. В состав Донской армии передали корпус генерала Шкуро, находившийся в воронежском районе.

Таким образом, реализация планов красного и белого командования привели к упорным встречным боям, которые вылились в генеральное сражение. Началась битва, которая решила исход всей кампании. 

В дальнейшем командование ВСЮР пыталось сформировать сильную ударную группировку на воронежском направлении, чтобы разбить ударную группу 8-й красной армии и корпус Будённого, что позволяло снова перехватить стратегическую инициативу, возобновить наступление. Собрать сильный ударный кулак можно было только за счёт ослабления Донской и Кавказской армий. Тут снова негативную роль сыграл факт отсутствия единства белого командования, антибольшевистских сил. Деникин требовал усилить левый фланг Донской армии за счёт ослабления центра и правого крыла. Эти требования разбились о пассивное сопротивление донского командования, которое стремилось максимально прикрыть Донскую область. Как вспоминал Деникин, на командование Донской армии «производила сильнейший нажим психология донской казачьей массы, тяготевшей к родным хатам». В итоге в ударную группу донское командование выделило только полуразвалившийся и ослабленный после рейда по красным тылам 4-й корпус генерала Мамонтова, в котором осталось 3,5 тыс. сабель. В конце ноября, после настойчивых требований деникинской Ставки, 4-й корпус получил пополнения, в ударную группу включили пластунскую бригаду и слабую кавалерийскую дивизию. Командующий Донской армией генерал Сидорин не желал ослаблять оборону Донской области. 

Схожая ситуация была и командованием Кавказской армии. В октябре 1919 г. Врангель нанёс сильные удары по южной и северной группам противника в районе Царицына. После этого командующий сообщил Ставке, что этот успех добыт «ценою полного обескровления армии и последним напряжением моральных сил тех начальников, которые еще не выбыли из строя». 29 октября штаб Деникина предложил командованию Кавказской армии выделить силы для ударной группы в центре либо начать собственную наступательную операцию на северном направлении, чтобы отвлечь силы Красной Армии и сократить фронт Донской армии, позволили ей сосредоточить внимание на своем левом крыле. Генерал Врангель ответил, что развитие операции Кавказской армии на север невозможно «при отсутствии железных дорог и необеспеченности водной коммуникации». А переброска войск на запад не изменит общей обстановки из-за малочисленности конных частей и приведёт к потере Царицына. Деникин изъял из Кавказской армии только 2-й Кубанский корпус. 



Воронежско-Касторненская операция


13 октября 1919 г. началось наступление воронежской группировки красных. Конный корпус Будённого, усиленный пехотной дивизией 8-й армии, нанёс удар по 4-му Донскому корпусу Мамонтова в районе села Московское. До 19 октября шли упорные бои, населённые пункты по несколько раз переходили из рук в руки. 19 октября кубанцы и донцы Шкуро и Мамантова нанесли удар на стыке 4-й и 6-й кавалерийских дивизий в направлении села Хреновое. Корпус Будённого частью сил перешёл к обороне и одновременно нанёс сильные контрудары по противнику с севера и юга. Белоказаки были отброшены и к югу и востоку, к Воронежу. 

23 октября будёновцы при поддержке стрелковых дивизий 8-й армии начали штурм Воронежа. 24 октября красные освободили город от войск Шкуро, которые отошли на правый берег Дона. Переправившись через Дон, Будённый с боями вышел к Нижнедевицку, угрожая Касторной и тылу 1-го армейского корпуса Добровольческой армии. Одновременно части 8-й армии развили наступление на юг, заняли станцию Лиски, и отбросили 3-й Донской корпус за Дон.

31 октября корпус Будённого был усилен резервной 11-й кавалерийской дивизией. 2 ноября донцы Мамонтова нанесли контрудар в район Клевна-Шумейка, но понеся большие потери отступили. 3 ноября 42-я стрелковая дивизия 13-й армии заняла Ливны и стала продвигаться к Касторному. 5 ноября корпус Будённого, войска 8-й и 13-й армий вышли к станции Касторная. Здесь красные встретили сильное сопротивление конницы Шкуро и Марковского полка. С 5 по 15 ноября шли бои за Касторную. 42-я стрелковая и 11-я кавалерийская дивизии наступали с севера, 12-я стрелковая и 6-я кавалерийская — с юга, 4-я кавалерийская дивизия с востока. В итоге красные взяли Касторную. К исходу 16 ноября белые понесли поражение. 19 ноября корпус Будённого был развёрнут в 1-ю Конную армию.

В это же время шли упорные встречные бои с переменным успехом и на фронте Донской армии. Казаки нанесли поражение левому флангу 8-й красной армии у Боброва и Таловой и частям 9-й советской армии на берегу Хопра. Донцы снова заняли Лиски, Таловую, Новохопёрск и Бобров. Возникла угроза того, что белые вновь займут Воронеж. Однако в итоге Донская армия отошла правым флангом за Дон и центром за Хопер, удерживаясь за этими реками и на линии Лиски — Урюпино.

Таким образом, воронежская группа продвинулась на 250 км, освободила Воронеж, нанесла тяжелое поражение основным силам белой конницы, левому флангу Донской армии и создала угрозу флангу и тылу Добровольческой армии, способствуя победе Красной Армии в Орловско-Кромском сражении.

Картина дня

наверх