Уничтожить, нельзя продать. США избавляются от продуктов питания
Гримасы капитализма
Процедура уничтожения продовольствия не является американской идеей. Когда развитые страны избавили своё население от голода, излишки еды нередко уничтожали. Естественно, это вызывало резонанс в обществе. В России, как известно, поток возмущения не помешал за последние четыре года уничтожить более 32 тысяч тонн санкционных продовольственных товаров животного и растительного происхождения. Данные шаги, на первый взгляд варварские, имеют серьезное экономическое обоснование.
Во-первых, это делается потому, что «не положено»: на законодательном уровне санкционные продукты запрещены в России. Во-вторых, государство заботится о стабильности внутреннего рынка: незаконно ввезенные товары могут снизить цены на аналогичные продукты, а это уже угроза занятости населения и уровня их доходов. Даже французы не прочь иногда уничтожить изысканные деликатесы собственного производства, протестуя против ввоза иностранных аналогов.
Ситуация очень походит на рынок энергоресурсов с существующим картельным сговором ведущих нефтепроизводителей. В обоих случаях сокращение предложения ведет к повышению стоимости товара. Причем под нож идут не только продовольственные товары. Так, в апреле 2014 года бельгийцы уничтожили 1,5 тонны контрабандной слоновой кости в качестве протеста против браконьеров. И, естественно, серьезно подняли цены на этот товар на черном рынке. В Сингапуре регулярно уничтожается на таможнях кожа варанов и питонов. Индонезия пять лет назад прославилась уничтожением нескольких десятков тысяч медицинских препаратов и косметических средств.
Второй причиной уничтожения контрабандного, или, как в случае с Россией, санкционного товара, может стать несоответствие нормативам санитарно-эпидемиологического надзора. Подпольно ввезенное мясо, молочные продукты или, к примеру, консервы вполне могут стать причиной массовых отравлений, а порой и вспышек инфекционных заболеваний.
К списку причин отказа большинства стран от раздачи малоимущим продуктов, подлежащих уничтожению, можно приписать коррупцию. Оказывается, гораздо проще вывалить сотни килограммов браконьерской икры, чем предоставить местным чиновникам право распределять продукты. Кто даст гарантию, что в дальнейшем это не станет частью теневого бизнеса?

Одними из первых в истории решились на уничтожение продуктов питания чиновники США времен Великой депрессии. При этом в одной части штата люди стояли в очереди за бесплатным обедом, а в другой фермеры выливали тонны молока в землю. Это, кстати, было законодательно урегулировано: в Соединенных Штатах с 1933 года правительство закупало у фермеров мясо и овощи для последующего уничтожения. Также всячески поощрялось сокращение посевных площадей. Программа помощи фермерам (Agricultural Adjustment Act) – так называлась соответствующая инициатива Франклина Рузвельта, направленная на смягчение последствий кризиса перепроизводства. Зерно, к примеру, могли просто вывезти в океан и сбросить в воду. При этом даже на пунктах утилизации продуктов полуголодным американцам не разрешалось пополнить скудные запасы еды. Джон Стейнбек в романе «Гроздья гнева» пишет:
«Это преступление, которому нет имени. Это горе, которое не измерить никакими слезами. Это поражение, которое повергает в прах все наши успехи. Плодородная земля, прямые ряды деревьев, крепкие стволы и сочные фрукты. А дети, умирающие от пеллагры, должны умереть, потому что апельсины не приносят прибыли. И следователи должны выдавать справки: смерть в результате недоедания, потому что пища должна гнить, потому что её гноят намеренно. Люди приходят с сетями вылавливать картофель из реки, но охрана гонит их прочь; они приезжают в дребезжащих автомобилях за выброшенными апельсинами, но керосин уже сделал свое дело. И они стоят в оцепенении и смотрят на проплывающий мимо картофель, слышат визг свиней, которых режут и засыпают известью в канавах, смотрят на апельсинные горы, по которым съезжают вниз оползни зловонной жижи; и в глазах людей поражение; в глазах голодных зреет гнев…»
В те времена жесткие экономические интересы взяли верх над гуманизмом – в 1933 году правительство закупило сразу 6 млн. свиней для уничтожения. В результате голод Великой депрессии действительно стал великим и унес несколько миллионов жизней. При этом у населения практически не было наличности, за которую они могли элементарно приобрести себе еду. В итоге упали закупочные цены, и фермеры уже без подсказки со стороны правительства самостоятельно выливали молоко в канаву. Сейчас в мире правит бал коронавирус и, похоже, что смутные времена 30-х годов прошлого столетия возвращаются в США.
Призрак Великой депрессии
Американская жизнь замерла и пока даже примерных сроков восстановления прежней активности не видно. Если раньше оптимизмом хоть как-то заряжали выражения типа: «Карантин не на всегда – он когда-нибудь пройдет», то сейчас все больше голосов за то, что впереди у всех новая жизнь с фанатичным соблюдение норм гигиены. Для американцев, похоже, к новой реальности добавляется призрак Великой депрессии. Как известно, чем более высокоразвитой является страна, тем меньший процент граждан питается в домашних условиях. Просто потому, что гораздо проще зайти в кафе, ресторан, забегаловку и пополнить баланс углеводов, жиров и белков, чем готовить дома. Да и вторые половинки в семьях высокоразвитых стран чаще работают, и у них просто нет времени на кухню. В США же с их традиционным гигантским потреблением фастфуда это процесс был возведен в квадрат. И вот все: общественное питание закрыли, школы и университеты со столовыми также на карантине, а мощнейшее сельское хозяйство продолжает насыщать страну продуктами. В общей сложности потребление упало почти в два раза. Инерция такова, что избыток мяса, молока, овощей и фруктов приходится уничтожать. Сейчас каждый день в США выливают на поля, в канализацию или просто в ближайшие канавы без малого 14 млн. литров молока! Если в ближайшее время коронавирус не отступит и правительство не ослабит карантин, фермеры угрожают сокращением поголовья крупного рогатого скота. А это уже долгосрочные кризисные явления, которые и после пандемии будут ощутимы не один год. Привыкшие к комфортной жизни американские обыватели могут не понять серьезного скачка цен на молочные продукты и мясо. С овощами и фруктами ситуация также складывается не лучшим образом – многие производители вынуждены «возвращать земле» сотни тонн урожая культурных растений.

При этом пандемия наносит сельскому хозяйству США еще один удар – заражены сотрудники многих ферм и перерабатывающих предприятий. Так, ушел на карантин завод Tyson Foods, крупнейший в штате Айова производитель мясной продукции. В день этот гигант перерабатывал 19,5 тыс. голов свиней. На конец апреля порядка 15% всех мясоперерабатывающих предприятий отрасли в США по разным причинам остановили свою работу. В условиях снижения спроса и, соответственно, снижения прибыли, фермерам невыгодно откармливать свиней дальше, надеясь на улучшение ситуации, и тысячи голов животных идут на убой. Американский конвейер потребления настолько зависел от аппетитов населения, что не были предусмотрены мощности для консервации продукции. Не хватает ни холодильных установок (многие из них вообще переоборудовали для хранения трупов жертв COVID-19), ни производственных мощностей для производства продукции длительного хранения. Но даже и в этих случаях хранение сельхозпродукции будет стоит немалых денег. В США уже были прецеденты, когда производители были вынуждены доплачивать клиенту за реализацию товара, лишь бы освободить хранилища. Вспомним ситуацию с отрицательной стоимостью нефти. Проблема еще и в том, что американцам сложно предложить свою продукцию на экспорт – стоимость рабочей силы в США немаленькая и страны третьего мира, которые и сейчас не отказались бы от продовольствия, просто не могут себе этого позволить. Поэтому фермерская продукция идет в утиль.

Надо сказать, что правительство Трампа все-таки отреагировало и выделило порядка 3 млрд. долларов на закупку излишков продукции у фермеров. Решение, конечно, не в духе Франклина Рузвельта, но никто сейчас из политиков не хочет столкнуться с десятками, а то и сотнями тысяч безработных после окончания пандемии. В дальнейшем выкупленную продукцию планируется перераспределить между нуждающимися в стране. Правда, вот опоздали с мерами на полтора месяца: процесс уничтожения (а, соответственно, сокращение работников) в самом разгаре. Безусловно, Трамп, отойдя от кризиса, начнет накачивать своих сельхозпроизводителей миллиардами долларов, надеясь на скорое восстановление хозяйства. Но деньги вряд ли помогут быстро восстановить племенное поголовье коров и свиней, тем более что в соседних странах и Европе ситуация также развивается по негативному сценарию. Россия, к примеру, останавливает экспорт пшеницы, а канадские фермеры по примеру южных соседей также принялись массово сливать молоко в навозные кучи и забивать скот. В будущем покупать свежее поголовье будет негде, и страна неизбежно столкнется с подорожанием продуктов, а, вероятно, и с их острой нехваткой.
Призрак Великой депрессии пришел, похоже, и в Европу. Так, во Франции, Италии и Испании по причине серьезного снижения спроса виноделы планируют перегнать свою продукцию в спирт, который, в свою очередь, станет основой для дезинфицирующих санитайзеров. При этом главной причиной снижения спроса производители, как и в США, называют закрытые на многие недели рестораны, бары и кафе. Несмотря на то, что европейцы стали больше пить алкоголя в домашних условиях, общий тренд снижения потребления (на 30%) заставляет виноделов задуматься о ликвидации запасов продукции. В самом оптимистичном варианте вино пойдет на упомянутые санитайзеры. Новые времена – новые продовольственные тренды.
...
...
...
Время для лжи. Фальшивые причины пандемии

Паника и слухи – двигатели инфекции
1831 год. Санкт-Петербург в самом эпицентре эпидемии холеры, пришедшей с востока. Никто не знает истинных причин этого смертельного опасного заболевания, царская семья покинула столицу, войска окружили город — в общем, петербуржцы находятся в состоянии хронического шока. В атмосфере неизвестности и близкой смерти рождаются самые безумные теории заговора. Распространенным слухом было организованное поляками массовое отравление населения и что никакой холеры на самом деле нет. Еще во Владимире майор Гейкинг доносил начальнику 2-го округа Корпуса жандармов о том, что
«с недавнего времени… распространилась общая молва, будто холеру везде производят люди злонамеренные, подкупленные поляками, французами и турками, кои отравляя колодцы и съестные припасы, производят смертность под видом холеры. От чего в народе усилилась недоверчивость к лечению медиков, кои самые, кажется, подают к сему повод беспрерывными своими спорами о прилипчивости и неприлипчивости холеры».
Досталось в это смутное время и врачам. Лекари, по мнению толпы, в больницы увозили абсолютно здоровых людей, а уже в госпиталях травили несчастных и заживо хоронили. Самые активные и отчаявшиеся горожане сколотились в банды, обыскивали случайных прохожих на предмет наличия склянок, пузырьков и прочих атрибутов отравителя. Естественно, в случае обнаружения искомого подозреваемого в лучшем случае ждало избиение, а в худшем – смерть. «Спасали» больных, отбивая их из медицинских карет. В итоге обезумевшая толпа на пике бесчинства ворвалась в холерный госпиталь, перебила врачей, покалечила младший медперсонал и разгромила все медицинское имущество.
Николай I во время холерного бунта на Сенной площади.
Современник тех событий, некто Гагаев, пишет (орфография и пунктуация сохранена):
«Спешу милой друг вас уведомить на счет Санкт-Петербургского горестного происшествия для царя нашего. Константин Павлович помре, еще беда сего месяца 21 и 22 числа, какой был бунт в Питере, какого не бывало никогда, народ черной осердился на лекарей, морят людей и говорят, что холера, разбил три больницы, лекарей, фельдшеров, частных приставов, 5 карет побросали в каналы; армия стояла 24 числа в ружьях на Сенной площади, у Спаса иподъяческой части, в рожественской части пехота, кавалерии, артиллерии все просили слезно, мужиков губернатор, Генералы, полицмейстер унимали, и сам Государь приехал 23 числа, как у церкви Спаса на Сенной на коленки со слезами горько заплакал, возгласил веруете ли в Бога и Царя, вся закричали веруем, готовы все пасть с оружием на поле брани, а не погибать от рук докторов, кои живых людей в гробы кладут, какое было слезное рыдание, что делается в России, теперь сделать приказал Государь городову больницу, казны велел дать 320.000 рублей и всякого звания народа должен быть чиновник выбран поверять больных какой болезней и пять сот тысяч жителей будь-то не должно мереть; попы уже не хоронят, и все лекаря в рогатках как скот валят в ямы, чтобы звания не было холеры; это видно Польша подкупила докторов так морить; ходят кругом крестным ходом кажней церкви; народ мрет скоропостижно, ужасно валится, где с воды, где с квасу, где с чаю, а где с водки; 25 числа у Глазова кабака была баталия народная; били лекарей и частных, где все войска собирались, немцов, поляков, французов всех вон из Питера, ловят и на гауптвахту сажают, в квасы мышьяк кидают, за это ни одного чтобы не было».
Хотя со времен холерной эпидемии прошло почти двести лет, вера населения царской России в теории заговора очень сходна с нынешним состоянием общественного сознания. И современных гагаевых, сеющих слухи во всемирной сети о причинах и последствиях коронавирусной пандемии, стало в разы больше. Причин доверия конспирологическим гипотезам несколько. Прежде всего это чувство неопределенности и неуверенность в завтрашнем дне. Если даже ученые до конца не могут определиться со всеми нюансами происхождения и эволюции коронавируса, то что говорить о простых обывателях? Врожденный скептицизм многих, помноженный на слабое критическое мышление, делает своё черное дело. Второй важной причиной веры людей в коронавирусный бред становится вечная надежда на чудо, которая, как известно, умирает последней. Именно отсюда слухи про целительные свойства чеснока, меда с лимонной кислотой, имбиря и способность бананов переносить на себе (или даже в себе) вирусы SARS-CoV-2. Теперь, вооружившись такой «панацеей», гражданин может и карантинные мероприятия не соблюдать – у него теперь есть инструмент контроля сложившийся критической ситуации.
Кстати, сложившееся общественное мнение, касающееся всесильности современной науки, создало еще один прецедент для распространения фейков и слухов. Теперь достаточно смонтировать на псевдодокументе реквизиты некого реального или даже выдуманного научного института, и все – часть аудитории восторженно примет информацию. Это прием очень часто используется на телеканалах, когда с экрана вещает никому не известный доктор наук, а то и академик, поддакивающий ключевой гипотезе эфира. При этом случаются и более опасные казусы, когда высокопоставленные функционеры от науки намеренно лгут. Так, например, автор книги «Осторожно! Биологическая опасность» Канатжан Алибеков недвусмысленно намекает на использование советскими войсками под Сталинградом биологического оружия. Все помнят про вспышку туляремии у немцев? Так вот, доктор биологических наук, микробиолог с мировым именем, утверждает, что это дело рук советских специалистов. Типичная политизированная псевдонаука.
Справедливости ради стоит сказать, за рубежом ситуация с такой терпимостью к псевдонауке не лучше, чем у нас. Так, в 80-х годах прошлого столетия во Европе был известен Вильжюифский список, состоящий из множества распространенных пищевых добавок, якобы взывающих рак. В этой мистификации самым главным канцерогеном была объявлена лимонная кислота, о чем достоверно сообщали якобы врачи-исследователи из клиники в городе Вильжюифе. Естественно, медицинское сообщество никакого отношения к этому не имело, но вот последствия в Европе ощущались еще 10-15 лет. Это вынуждало врачей снова и снова опровергать откровенный фейк, всплывающий в наивном сознании европейцев. И сейчас врачам и исследователям постоянно приходится отвлекаться от своих непосредственных обязанностей, чтобы разубедить нас в очередном бреде.
Хит-парад фейков и слухов
XXI век – эпоха мессенджеров и социальных сетей. Информация в пару секунд копируется, распространяется среди миллионов пользователей, далее это вызывает эмоциональную волну, остановить которую непросто. В марте петербурженка Полина Головушкина, живущая и работающая в Италии, в сети «ВКонтакте» выложила тенденциозный текст. Обращение к россиянам проникнуто гипертрофированными описаниями ужаса в Италии, а заканчивается очень мило (орфография и пунктуация сохранена):
«Я не призываю паниковать, но умоляю вас: свои привычки нужно изменить сейчас, т. к. через пару недель будет поздно. Не выходите из дома, не принимайте гостей, родственников, не ходите на работу, школу, университет. (Это конечно в основном зависит от государства, но все же..) Носите маски, мойте руки. Дорожите своими близкими. Выходите из дома редко, и по крайней необходимости. Тренажеры, книги, фильмы вам в помощь».
Только в социальной сети этот опус собрал почти 6 млн. просмотров, а растиражирован по различным мессенджерам был, пожалуй, на всё население России. О ней даже патриарх Кирилл упомянул в проповеди! Аргументы Полины типа «спасайтесь, пока не поздно» и «я сама здесь и все знаю» оставили неизгладимое впечатление на психике россиян. К слову, у автора поста в собственности агентство по организации свадеб в Италии, что, безусловно, сыграет определенную положительную роль, когда вся история уляжется.

Настоящим фейком стали пресловутые сети 5G, которые по мнению многих конспирологов, являются истинной причиной такого стремительного развития коронавирусной инфекции. Несколько дней назад история докатилась и до России – в Северной Осетии сожгли первую вышку 5G. До этого уничтожали вышки в Великобритании и Нидерландах. В густом винегрете конспирологии 5G намешано «чипирование» людей «умной пылью», коронавирус, Билл Гейтс, Виктория Боня со своим инстаграмом и еще куча всего такого заговорщицкого.
На втором месте после всевозможных историй с коронавирусом стоят вопросы противостояния Китая с Соединенными Штатами. Собственно, Поднебесная здесь больше в роли обороняющейся стороны – основные нападки летят со стороны Трампа. Президент США обвиняет китайских ученых то ли в халатности, то ли в злом умысле при создании смертоносного вируса и грозит тяжелыми последствиями для всей страны. В ответ звучат обвинения в американском биологическом заговоре с целью разрушить экономику Китая. Обе точки зрения пытаются безуспешно купировать всевозможные ученые разных мастей, при этом забывая, что у самих нет особых доказательств природного происхождения SARS-CoV-2. Масла в огонь подливают некие ученые-лауреаты, выкрикивающие с места предположения, что «всё-таки, чисто теоретически, с большими допущениями коронавирус мог быть создан руками человека». И маховик фейковых новостей запускается с новой силой.
Правительства разных стран с запозданием открывают антифейковые сайты, ужесточают наказания за ложь о коронавирусе, но люди все равно при виде очередного сообщения на телефоне идут открывать окна и двери балконов. Ведь скоро прилетит вертолет с дезинфекцией и подарит избавление.
Свежие комментарии