На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Татьяна Кибишева
    При Сталине у чиновников нечего было конфисковывать, они полностью были на гос.обеспечении: все было под казённым ном...Любого интенданта...
  • николай николай
    Как при Сталине посидел в парламенте пятилетку , ай-да на 25 лет с конфискацией . Вот поэтому народ и любил Сталина ....Любого интенданта...
  • Юрий Ильинов
    Взятие Очеретино. О чем подумалось сразу после освобождения поселка что же происходит на реальном поле боя? Начнем ...Убийство в Люблин...

Оружие Победы: спор винтокрылых лошадок Спецоперации завершён…

Исторические напёрстки
Оружие Победы: спор винтокрылых лошадок Спецоперации завершён…

Для мальчиков, наверное, статья. Хотя дамы на канале в милитаризме не уступают, активно интересуются подобными материалами, если доступным языком изложены. Итак, поступил вопрос от «Дениса К.»: «Автор, почему Ка-52, а не Ми-28, ведь последний хотели сделать основным боевым вертолётом …». Поскольку, имею возможность получать информацию из первых рук, постараюсь максимально подробно растолковать … немного некорректную постановку вопроса. В свете последних событий.

«Ночной охотник»

Сегодня в небе Спецоперации присутствуют Ка-52 «Аллигатор» и Ми-28Н «Ночной охотник». С конца мая машины действуют в почти идеальных условиях: украинские ВВС почили в бозе, а средства ПВО катастрофически ослаблены в полосе соприкосновения. Единственным соперником ударных вертолётов являются переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК) и малокалиберная зенитная артиллерия (МЗА).

Ми-28 является недооценённой машиной, его считали слишком древним, ведь работы над проектом велись с конца 70-ых годов. Рождался вертолёт в муках недофинансирования 80-90-ых, лишь в 2007 году было предоставлено на испытания готовое изделие. С претензией работать круглосуточно, ведь Армия требовала (после Чеченских кампаний) боевые машины, способные выполнять задачи ночью, в сложных метеоусловиях и отрыве от аэродромов и баз снабжения, используя ГСМ и боеприпасы полевых частей. Таким было Техническое Задание.

Гиви Джанджгава, генеральный конструктор Раменского приборостроительного конструкторского бюро пошёл дальше, отказался рассматривать для полётов рекомендуемые очки ночного видения, тепловизоры, ночные камеры и локаторы для маловысотного полета. Просто начал разрабатывать единую систему навигационных и прицельных комплексов. В интересах всей боевой авиации России, для армейской – в том числе. В порядке частной инициативы.

На выходе получились три бортовых центральных компьютера, семь периферийных вычислительных машин с открытой архитектурой и широкими возможностями дальнейшей модернизации. Так «Ночной Охотник» полностью оправдал своё название, получив инерциальную систему определения координат в любой эволюции полёта. Сопряженную с оптическими камерами, инфракрасными датчиками, бортовым локатором и архивом цифровых карт поля боя.

Пилот стал видеть 3D модель окружающей местности на одном из бортовых дисплеев, в метрах над землёй огибать рельефы в ручном и автоматическом режимах, бортовая радиолокационная станция «Арбалет» замечала даже отдельно стоящие деревья, столбы ЛЭП с проводами. А людей и технику засекала отдельная инфракрасная камера, помещая фигурки на экран, делая боевой вылет более безопасным.

В итоге получилось простое и эффективное пилотирование на малых и сверхмалых высотах, в условиях ограниченной видимости, непогоды и ночью. Подкреплён «Арбалет» обзорно-прицельной станцией «Ротор», тоже выводящей на 3D-карту собственные данные поиска и распознавания целей. Уникальность общей системы в том, что РЛС «Арбалета» является надвтулочной, работает с малых высот, позволяя Ми-28Н выглядывать из-за укрытий (лесопосадки, холмики, строения), получать информацию о целях, делать пуск ракет и снова «прыгать в окоп».

«Ночной Охотник» является крайне живучей машиной, двигатели разнесены по бортам, вывести их из строя одним попаданием невозможно, а дотянуть домой на оставшемся не представляется проблемой. В случае поражения второй двигатель автоматически включается на максимальный режим работы, что позволяет продолжить выполнение боевого захода. Сам фюзеляж хорошо бронирован, стекла кабины прекрасно укреплены, вывести членов экипажа прямым попаданием снаряда из зенитки невозможно, они отделены друг от друга бронеплитой.

Чтобы не надеяться на броню, «Ночной Охотник» неплохо защищён комплексами противоракетной борьбы: датчиками предупреждения об облучении вертолета радиолокационными станциями и лазерными целеуказателями, постановщиками помех против всех известных ракет ПЗРК, стандартными батареями для отстрела патронов УВ-26.

А супостату винтокрылый ударный вертолёт несёт на борту пушку 2А42 калибром 30-мм, управляемое ракетное вооружение: ПТРК «Атака-В» и противовоздушный «Стрелец» с «Иглами», запускаемых на дистанции до 6 километров по принципу «выстрелил – забыл» днем и ночью. Летчики говорят, скоро начнут монтировать новые ПТУР «Атака-Д», с дальностью до 8 километров. Неуправляемый ракетный комплекс Ми-28Н представлен классическими НАРами калибром 57-мм, 80-мм, 122-мм. Пробовали подвешивать пушечные контейнеры ГШ-23 по 250 снарядов каждая, но результаты оказались не очень впечатляющими против укреплений.

Проверялось это в рамках Спецоперации. Пришли к выводу: для нынешнего типа позиционных боёв куда полезнее действовать звеном из четырёх вертолётов, за один вылет выпускать полтысячи 57-мм неуправляемых припасов по укрепленным позициям, обнуляя целый ротный опорный пункт. Тем более, «Ночные Охотники» недавно получили аппаратуру связи для работы в группе, начали обмениваться информацией о выявленных целях, распределять их между машинами.

«Аллигатор»

К-52 стал логичным продолжением ударного Ка-50 «Черная Акула», проекта хорошего, но переставшего отвечать требованиям современного поля боя, один лётчик просто не успевал (на том уровне развития электроники) вести поиск целей, выполнять боевые задачи и пилотировать. Перед ОКБ Камова никто ТЗ не ставил на двухместную машину, генеральный конструктор Михеев принимал решение сам: разработать разведывательно-управляющий вертолет на базе «Акулы». Чтобы две машины могли летать группой. Один ведёт разведку, наводит и координирует, второй – наносит удар всей мощью.

К-50 (иллюстрация из открытых источников)

Первые прототипы «Аллигатора» получили новую двухместную кабину, несколько незначительных изменений, на 85% сохранили идентичность К-50. Основные изменения были внутри, касались электронной начинки и систем выживания. Пилоты осваивали опасные для жизни катапультируемые кресла, которые при активации спасательной системы давали сигнал на отстрел лопастей. Так себе получилось, говорят.

Системы управления стали дублирующими, машиной мог управлять пилот и штурман-оператор. Само собой, произошло снижение летных характеристик, машину перегрузили, но проблему решили новым двигателем большей мощности и перепланированием носовой части машины, чтобы довести аэродинамику Ка-52 до уровня Ка-50.

Машина понравилась Министерству обороны, но была поставлена более амбициозная задача: за счёт более современной авионики и электроники сделать «Аллигатор» самодостаточной боевой машиной, способной пойти в серийное производство. Задачу выполнили, оснастив К-52 прицельно-пилотажно-навигационным комплексом «Аргумент-2000» из восьми взаимосвязанных компонентов:

  • бортовая цифровая вычислительная машина «Багет-53»;
  • пилотажно-навигационный комплекс;
  • круглосуточная обзорно-пилотажная система;
  • круглосуточная поисково-прицельная система;
  • радиолокационный комплекс «Арбалет»;
  • бортовой комплекс связи;
  • бортовой комплекс обороны «Витебск»;
  • новая авионика с нашлемными системами целеуказания/индикации;

Чтобы не грузить характеристиками каждого компонента «Аргумент-2000», обобщу возможности «Аллигатора». Вертолёт способен «видеть» и сопровождать 20 целей, танк заметит на 12 километрах, воздушные объекты с 15-ти, выпущенный по нему «Стингер» - на 5-ти. Автоматика предупреждает на сверхмалых высотах о всех препятствиях в любое время суток, отображаясь на нашлемных дисплеях. Одним поворотом головы пилоты способны зафиксировать цели, датчики положения немедленно передадут информацию в головные части управляемых ракет.

Машина оснащена тепловизором, камерами с широким и узким углами зрения, лазерным дальномером и датчиками облучения лазером. Бортовая вычислительная машина данные разных источников проецирует в виде реалистичного изображения на дисплеи приборной панели и нашлемные пилотов. Система защиты полностью автоматическая, активирует применение помех, отстреливает отражатели или тепловые ловушки.

Но этого оказалось недостаточно, «Аллигаторы» по-прежнему уязвимы для ПЗРК, если работают на малых высотах, а противник находится близко. Анализ повреждений подбитых во время Спецоперации машин говорит: 300 килограмм брони выполняют свою функцию отлично, Ка-52 «держит удар» одиночного «Стингера», способен сесть или уйти. Но иногда поражаем в очень уязвимые места, особенно винты.

Вооружение «Аллигатора» - стандартная 30-мм пушка, которая имеется на вооружении наземных частей (БМП-2, БТР-82А, БТР-82АТ), способных поделиться стволами и БК в полевых условиях. В случае боевых вылетов за «ленточку» в поисках колонн бронетехники или снабжения, вертолетам добавляют на внешние узлы еще две пушки в контейнерных установках. Питание селективное, выбором боеприпасов заведует оператор. Есть управляемые ракеты семейства «Атака» и противовоздушные «Иглы». Классика жанра тоже есть, НАРы калибром 57-мм и 80-мм.

Таков облик основного ударного представителя армейской авиации России, круглосуточный и круглогодичный вертолет непосредственной поддержки войск. Способный «обслужить» абсолютно все цели, хорошо защищенный, оснащенный передовыми средствами обнаружения и целеуказания. Если подавлены средства «больших ПВО» и авиация противника, становится королём воздуха и поля боя. Крепкий «середняк» вертолётных миров. Не самый быстрый, оснащенный или вооруженный, цель стояла другая – универсализм и гармоничный баланс всех показателей.

Больше «Ночных Охотников»!

Теперь к сути вопроса Читателя. Получилось так, что Министерство обороны на протяжении дюжины лет раскорячилось между двумя великолепными ударными вертолетами, приняв на вооружение оба, Ми-28Н «Ночной Охотник» и Ка-52 «Аллигатор». Можно ударяться в конспирологию, сложность производства, стоимость аппаратов. Нет, эти факторы второстепенны. Машины изначально были разные, несравнимые по летно-техническим характеристикам. Выяснять ... кто круче, бесполезно. Тем более, двигатели там климовские ВК-2500, полностью идентичные.

Ка-52 имеет преимущество на больших высотах, может забраться на полкилометра выше, нежели «Охотник». Только полю боя, наземным войскам, данный аргумент безразличен, более полезна огневая мощь, точность и маневренность. В которой у Ми-28Н преимущество, машина более проста в управлении. «Охотник» демонстрирует большую устойчивость в кольцевых вихревых потоках, хотя не любит бокового ветра с правого борта при взлётах и посадках, зависаниях.

Ка-52 очень строгая в пилотировании машина, аварийная в неопытных руках. Как ни бились конструкторы, не смогли устранить главный изъян: при резких маневрах уклонения происходит перехлест лопастей, вертолёт валится с неба, экипажи не успевают покинуть кабину. Другая уязвимость «Камовых» заключается в соосной схеме расположения винтов. С точки зрения аэродинамики – прекрасная вещь, но при повреждении хотя бы одной лопасти … выводит машины из строя с аварией, чаще катастрофой. «Охотники» здесь имеют неоспоримое преимущество.

Как не был старомоден и дорог Ми-28Н, как не притормаживали его в производстве, но военные не могли отказаться от потрясающей живучести ударного вертолёта. Что ожидаемо, ведь «папой» Ми-28 был легендарный Ми-24. Способный даже с оторванной лопастью винта в Афгане и Чечне возвращался на базу, обслуживаться захолустным автосервисом. Да и бронирование на «Ночном Охотнике» всегда было солиднее. Пусть и снижало маневренность на скоростях, где «Аллигатор» явный фаворит.

Летчики соглашаются: «Камовы» имеют более удобную схему расположения членов экипажа бок о бок, что позволяет лучше взаимодействовать в бою при хаосе в каналах связи, Ми-28Н пилот с оператором сидят друг за другом. Что является преимуществом с другой стороны, конструкция кабины такова – экипаж получает куда как лучший круговой обзор, способны прикрывать коллег во время захода на цели.

Недостаток бронирования и обзора К-52 компенсирует автоматикой комплекса защиты «Витебск», тот замечает пуски ракет, самостоятельно решает: какие именно помехи поставить или ловушки отстреливать. Такие вот «плюсы» и «минусы» касаются всего, вплоть до систем вооружения. Взять ту же пушку 2А42 калибром 30-мм, одинаковую для обеих машин.

На «Ночном охотнике» она размещена в носовой части, вращается на 220 градусов влево и вправо. Но вот боекомплект откровенно маловат, всего 250 снарядов. У «Аллигатора» пушка расположена вблизи центра масс, стреляет намного точнее, но наведение ограничено: по вертикали 12 градусов верх-низ, вправо - 30 градусов. Хочешь левее вести огонь, доворачивай машину. Но боекомплект зато солидный, 460 снарядов.

Ракетное вооружение одинаковое, но «Аллигатор» на шести подвесках несёт две тонны вооружений, четыре же узла «Охотника» - на четыреста килограмм меньше. Не принципиально, устаревшие ПТУР «Атака» с дальностью пуска до шести километров заменяют сегодня на более дальнобойные, почти догоняющие ПТУР «Вихрь» на Ка-52 с их 10 километрами. Но, как показала Спецоперация, «Атаки» более эффективны из-за своего радиокомандного наведения. А «Вихри» с полетом по лазерному лучу часто становятся жертвой средств противодействия, дымовых завес и погодных явлений.

Главное преимущество «Аллигатора», тут без всяких споров, в прицельно-пилотажно-навигационном комплексе «Аргумент-2000», более компактном, современном и для экипажа удобном по визуализации обстановки. Но опять надоевшее «но». «Камовы» смотрят очень хорошо только вперёд (РЛС «Арбалет» расположена в носовой части), а «Охотники» крутят головой на все 360 градусов, умеют затаиться в засадах, выглядывать из «окопов», запуская ракеты без риска получить ответ.

Как обычно, только реальная боевая работа расставила все точки над «ё» в спорах поклонников и противников «Аллигаторов» и «Охотников». Как оказалось, машины работают не в тех задачах, которые им прописали в концепциях изначально. Чаще всего они начали появляться в небе Спецоперации … парами. Ми-28Н выполняет роль разведывательно-управляющего (хотя таким задумывался Ка-52) наводчика, лишь потом становясь ударным вертолётом.

За счёт великолепных систем обзора/обнаружения, бронирования и живучести, большого угла обстрела без смены курса, «Охотник» вскрывает имеющуюся систему ПВО и прочие цели, подавляет часть из них, по остальным отрабатывает в связке с малошумным снайпером «Аллигатором», имеющим более мощное высокоточное вооружение против бронированной техники. Сама война решила спор, как оказалось, вертолеты практически равны.

Слабости одного типа машин компенсируется сильной стороной характеристик другого, преимуществ в сухом остатке не осталось. Так будет ещё долго, пока в серию массово не пойдёт новый Ка-60, выполняющий функции именно разведывательно-командного вертолета. Но даже тогда «связка» Ми-28Н и Ка-52 останутся эффективной сбалансированной парой. Даже станут еще более мощной, поскольку «Охотники» избавят от аппаратуры поиска и информационного обмена, добавят более дальнобойное ракетное вооружение.

Заказ на новые серии «Ночных Охотников» уже давно сформирован, с 2019-го на предприятиях их собирают в одинаковых количествах. Военной тайны не открою, но с 2023-го года серийные Ми-28НМ будут поступать в опережающем темпе, их наконец распробовали. С усиленной броней, модернизированными РЛС и более мощными двигателями. А появление новых учебных программ лётных упражнений по боевому слаживанию этих боевых машин говорят сами за себя: якобы устаревший Ми-28Н вышел на предназначенную тропу Великой Охоты.

Картина дня

наверх