Свободу талибам!
Исторические напёрстки – они такие. Вроде уверен, где шарик. Но, его там может не оказаться...…

Юридическую, конечно. Поскольку хоть голыми ручками, хоть обутыми в стальные рукавицы – этих странноватых бородачей никому не получалось заточить в темницу. Древних Империй и великих государств, колониальных концлагерей, идеологических военно-политических блоков.
Реплика, ибо новость давно ожидаемая, прошедшая яростные дискуссии. Ну вот ... свершилось. Вчера Верховный Суд РФ рассмотрел дела об исключении из списка террористических организаций исламистского движения «Талибан», ныне представляющим официальную власть в Исламском Эмирате Афганистан (с 2021-го года). Суд приостановил запрет деятельности «Талибана» на территории России, избавил автора от расстановки значка * после каждого упоминания организации в текстах. Поклон низкий, Ваши Чести!
История получилась длинная, почти в год протяжённостью. Как с подобным предложением к Верховному обратились в мае 2024-го МИД России с Министерством Юстиции. Но правового механизма, исключающего организации из списка террористических тогда не было, пришлось вносить поправки в Закон «О противодействии терроризму». Если ранее запрещённая организация «прекратила осуществление деятельности, направленной на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма согласно УК».
Угодили талибы в «чёрные списки» за блудни с признанием независимости Чеченской республики Ичкерия* (* запрещена в РФ) в 2000-ом и призывы объявить непокорной России джихад. Угомонить воинственный пыл организации удалось лишь в 2016-ом усилиями Московского Формата консультаций по Афганистану в составе Индии, Ирана, Китая, Пакистана, среднеазиатских Республик и оккупационной власти Кабула. Тогда талибы сообразили, что без нормального диалога с региональными игроками они так и будут прозябать в статусе террористов на подхвате у «Аль-Каиды*».
Буквально за год они выперли с юго-запада Афганистана самых отъявленных бармалеев «политического ислама», что сразу благотворно сказалось на заключении военно-политических соглашений с десятками племенных союзов и этническими «армиями», противостоящим американской оккупации Афганистана. А после выжгли калёным железом арабских эмиссаров с британским акцентом из колыбели народа пуштунов, федеральной земли «Зона Племён» на северо-западе Пакистана. После начался победный марш на Кабул и состоялось оглушительное бегство янки из Афганистана.

Первыми налаживать отношения с «Талибаном» начали китайцы через Правительства Казахстана, Киргизии и Узбекистана, компании Поднебесной буквально стучали копытом начать строительство газопровода ТАПИ (Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия) и вообще через среднеазиатские маршруты проникнуть к богатейшим залежам полезных ископаемых новоявленного Исламского Эмирата. Получилось не вдруг, но талибы оказались на редкость практичными и ответственными партнёрами с огромными дипломатическими способностями, они смогли «сшить на живую нитку» страну, веками раздираемую этно-религиозной враждой.
Поначалу активно мешал признанию новой власти в Кабуле (де-факто) Таджикистан, неистовый Эмомали Рахмон очень опасался вторжения талибов в земли этнических таджиков с последующим переходом государственной границы. Сегодня Душанбе дипломатический накал своей риторики снизил до нулевых показателей, что говорит о проведённой работе участниками Московского Формата консультаций по Афганистану. Либо опасениями действительно напроситься на почти мгновенный разгром своей страны, если мрачноватые бородатые мужики примут такое решение.
Непризнанная цивилизация
Если научно рассуждать, что такое «Талибан», то получится любопытная картина. Маслом. Современные малообразованные люди считают: данное религиозное военно-политическое движение возникло из ниоткуда в 1994-ом году, почти мгновенно захватило власть в Афганистане и части Пакистана. Перебив практически всех полевых командиров племенных и этнических армий, устроивших после падения режима Наджибуллы в Афганистане лютый междоусобный бардак и заповедник вседозволенности.
Поверхностное суждение. «Талибан» является органическим симбиозом древнего пуштунского имперского национализма, густо заквашенным на двухсотлетней идеологии «деобандийского течения исламского фундаментализма» (религиозно-боевая форма сопротивления британской колониальной системе в Индии). Но становым хребтом здесь является именно этническая идентичность пуштунов, непризнанной цивилизации мира. Хотя все научные показания соблюдены в данном вопросе до последней запятой.
Во-первых, язык «пушту» (самоназвание «пашто») абсолютно равнозначен древнему персидскому фарси, опережая его по архаичности и ветвистой глубине развития. Когда антропологи-лингвисты переводят величайшие произведения легендарных персов Фирдоуси, Омара Хайяма, Низами Гянджеви, Саади, Физули или Хафиза на пушту, то впадают в неприличные состояния интеллектуального наслаждения, сродни сексуальному.
Но «пушту» признан лишь «крупнейшим восточно-иранским языком», хотя куда богаче и органичнее фарси, имеет на порядок больше диалектов, наречий и говоров. При этом они понятны всем шестидесяти племенам и четырём сотням родов этноса пуштунов, образуя интуитивный «центральный диалект». На котором незнакомые друг с другом люди и начинают общение.

Второй цивилизационный маркер: у прочих «иранских народов» давным-давно утрачена родоплеменная структура, она сохранена в неизменном состоянии только у пуштунов, возраст такого небывалого устройства и организации социума колеблется в промежутке четырёх-пяти тысячелетий.
Пуштуны являются самым крупным народом мира, сохранившим такой родоплеменной строй. С жесточайшей иерархией: во главе племени стоит выборный хан из «правильного древнего рода», его наделяют публичной властью малики (главы родов-хелов). Сам род разбит на кланы и семейства, которыми руководят старейшины-спинжирай в очень преклонных годах.

Они являются высшей политической властью, собираясь по нужде на Совет Старейшин (Белобородых). Каждый из аксакалов знает дословно неписанный Кодекс Пуштунвалай, изустные правила и обычаи народа пуштунов по вопросам чести, благопристойности, организации быта и отношений.
Справка: Пуштунвали – правила жизненного уклада 50% населения Афганистана, этнических или ассимилированных «пуштунов». Они просты для прочтения, практически невозможны для осмысления и практического применения современным человеком. Всего шесть принципов. Гайрaт – чувство национальной принадлежности и личного достоинства; нанго-намyс – беспорочная даже для сплетен честь, репутация, доброе имя; имандари – непубличная набожность и глубокая порядочность; сабaт – упорство; мусавaт – общинное социальное равенство; бадaл – закон компенсации/мести.
Пуштуном может считаться только мужчина (либо вдова), доказавший собственные способности самостоятельно распоряжаться личным хозяйством (домом, семей, имуществом, землей, скотом). Бездельники, неудачники, лодыри и нищие – не пуштуны, большего позора быть не может. Стать изгоем (обычно в окоченевшем трупном состоянии по решению старейшин) можно по показаниям трусости или самосохранения, если не оказал помощь слабым (дети, женщины, старики, раненые или больные), либо не вступился за них. Кодекс запрещает убивать даже кровного врага на земле своей общины, отказывать ему в гостеприимстве или убежище. Независимо от веры.
Пуштунвали не распространяется на не-пуштунов, здесь каждый волен распоряжаться собственными личными качествами (благодетели, хитрость, коварство, сила) как угодно. Именно поэтому первые европейцы приходили в ужас от беспринципности и «дикости» местных племён:
«Они в высшей степени кровожадны, жестоки и мстительны: они не знают, что такое истина или вера, поэтому выражение «у афганца нет совести» стало поговоркой среди его соседей».

Чистая правда, не пропаганда колонизаторов. Именно поэтому британцы не смогли разгадать древний Ребус Пуштунвали, когда люди живут только в жесточайших этнических границах национальной чести, не по принципам «гуманистической совести» западных философов. Ещё более лживых, нежели самый отъявленный пройдоха пуштун. Потому британцы и умылись со своим «разделяй и властвуй» в Афганистане, не найдя нужного числа Иуд.
Даже по религиозному признаку розни, поскольку пуштуны исповедуют ислам только наполовину, принимая его прикладную часть организации быта внутри семьи. В остальном руководствуясь Кодексом Пуштунвали. Религиоведы примерно подсчитали: более половины установлений Аллаха в Коране и хадисах пуштуны не признают, если те вступают в противоречие с их устоями родоплеменного общества. Нередки случаи, когда по решению Джирги (совет старейшин одного клана/семейства, собираемый по конкретной проблеме) нормы ислама могут поставить ниже установок Пуштунвали. А соседи по долине, решившие наоборот – не имеют права судить «нарушителя».

Общественные отношения в части любой формы собственности и судебных тяжб регулируются Законами Веш, древними правилами кочевого скотоводства и экстремального земледелия. В идеологии высшей социальной справедливости, подразумевающей невозможность строить собственное благосостояние за счет обнищания или подневольного труда других.
Свою небывалую религиозную воинственность и стойкость пуштуны-талибы приобрели благодаря честной службе в рядах Пророка Мухаммеда, семьдесят выборных воинов народа привёл в Мекку легендарный полководец и правая рука основоположника ислама – Халид ибн Валид (Сайф Аллах, Меч Аллаха), по легенде – сам пуштун. История выглядит правдивой по многим показаниям позднего времени, поскольку пуштуны исповедуют крайне архаичную форму ислама, больше нигде в мире мусульман не встречающуюся.
Потому не попали под влияние политических манипуляторов времён британской колонизации северной Индии (Пакистан тогда ещё не отделился). Очень скоро «проповедники правильного ислама» умылись кровушкой в здешних горах и долинах. Были немилосердно избиваемы, а разъярённые пуштуны обратили своё оружие против еретиков-завоевателей.
Для выживания народа-цивилизации создала непонятный многим сгусток религиозного и традиционно-этнического сообщества с неизвестной внешним наблюдателям «развесовкой» приоритетов-компонентов. Например, когда пуштуны ассимилировали (пуштунизировали) некоторые народности и этносы, типа нуристанцев или дардов, то себя вели исключительно по-имперски.
Сначала заставляли принять ислам, затем включали в общую структуру народа на правах отдельного племени, третьим шагом прививали язык общения «пушту», потом создавали институт старейшин Пуштунвалай и обязательство неукоснительно следовать Законам Веша. Иногда процесс бескровной (!) ассимиляции затягивался на столетие, а решившие порезвиться на двух стульях племена (особенно в эпоху Великих Моголов) безжалостно вырезались до глубоких старцев и младенцев. Такие вот мрачноватые бородачи.

Выводы
К чему данный, пусть даже крайне поверхностный, но таки исторический экскурс. А к тому, что пуштуну (ныне талибу) невозможно приказать. Или заставить. Купить. Арендовать. Или принудить внешней силой/манипуляцией. Система родоплеменного и очень архаичного общества так устроена. Единственно реальной политической властью здесь обладают многоуровневые Советы «белобородых», хранителей Кодекса Пуштунвалай.
Людей демонстративно аскетичных, не принимающих подношения (это величайшее оскорбление), до последнего вздоха живущих только своим трудом. Купить хана или малика можно, но их решения, идущие вразрез интересам всего народа ... увы, провести нельзя. Потому Афганистан никогда не могли завоевать величайшие Империи Евразии во все века. Потому пресловутых «элит» в пуштунском обществе не существует, это коллективное сознание шестидесяти племён и четырёхсот родов. Им нельзя в принципе «диктовать непреклонную волю», хоть ты трижды Гегемон в периоде.
Можно только договориться и убедить. Последним таким великим человеком был некий Мухаммед Омар, известный как Мулла Омар, официально сформировавший движение «Талибан» в 1994-ом году. Ни одной фотографии, ни одного публичного выступления или правдоподобной биографии, одни лишь мифы и захватывающие истории. Сколько раз Первого Эмира Исламского Эмирата Вазиристан «ликвидировали» американцы – то отдельная многотомная энциклопедия, но суть в другом. Предпоследним «объединителем всего народа» считается легендарный Халид ибн Валид, полководческий Меч Аллаха.

А теперь гонг и вопрос: как вы собираетесь жить бок обок с цивилизацией численностью под 60 миллионов человек, которая исторически древнее персидской на ... пару тысячелетий примерно. Пережившей в неприкосновенности собственных традиций, суверенитета и культуры всех, кого только яйцеголовые историки могут припомнить со времён Шумера и Аккада. По самоходного овоща Джо, того ещё вавилонского Хаммурапи.
Правильный ответ – никак. Если не найти общий язык с этой чуждой современному миру цивилизацией. Не понимающей примата «международного права», инклюзивности, «прав меньшинств и женщин», достижений гуманитарного прогресса. Вообще ничего из терминологии западного мира со времён битого ими Саши Македонского. Пуштуны, ныне организованные в военно-политическую организацию «выживальщиков-талибов» (читай – полуоседлую Орду в хорошем смысле этого слова) понимают только язык благородной сдержанности, уважения к их образу жизни.
Примерно представляю, кто именно в нашем МИДе смог донести до русского Государя подобную простую формулу и настроил правильный угол зрения на проблему «террористического Талибана». Там не барышни из Смольного хаживают, это верно. А настоящая жизненная правда Начала Времён. До боли справедливая, безжалостная, фанатичная, кровавая, с «недопустимыми методами» выживания для чувствительных кисейных индивидов.
С правежом горбатых самыми негуманистическими методами. Потому безмерно рад, что в наших широтах завелись умные люди, начавшие стыковать наши цивилизации прагматизмом без поучений и навязывания своего мировоззрения. Друзьями талибам мы никогда не станем. Даже приятелями, их понимание жизни невозможно втиснуть в наше. Даже теоретически. Просто пора перестать быть врагами. Если очень-очень повезёт – станем ситуативными союзниками. Времена непростые наступают, если что ...
Свежие комментарии