"Я бы сравнил его с Циолковским, чья сумасшедшая фантазия, впоследствии всегда подтверждалась математическими расчетами…
В первый раз Михаила Задорнова я увидел в Кремлёвском дворце съездов в 1981 году. На концерте для участников военного Парада на Красной площади он читал Маяковского. То, что это был «тот самый Задорнов» я понял спустя много лет, когда среди бумаг наткнулся на программку того концерта.
В ней – Задорнов шёл после Кобзона, Эдиты Пьехи и Юрия Гуляева... В зале сидели маршалы, генералы, герои-десантники и мы, суворовцы... Я однажды рассказал об этом Михаилу Николаевичу, а он мне в ответ – рассказал, как после того концерта их возили на Центральный Командный пункт ракетных войск стратегического назначения смотреть на «ядерную кнопку».Поначалу я думал, что Задорнов – это сценическое имя... Задорнов был настолько задорен, задирист и запределен в искрометности своего таланта, что лучшего псевдонима, пожалуй, было бы не найти. Видимо, осознавая безальтернативность происходящего, Судьба отдала ему этот бренд – даром…
Задорнова принято считать сатириком. Это, конечно, ошибка. Сатирик – это Петросян, Хазанов… Задорнов был – мыслителем. Мысли его были смешными только на первый взгляд… А ещё – он любил Родину. Той самой «несистемной» любовью, которая обрекает владельца – на космическое одиночество среди множества «профессиональных любителей»... И правда – для либеральной общественности Задорнов был «слишком анти-американским»... Для больно умных из министерства наук – слишком «антинаучным»... Что же касается правящей элиты, она его сразу записала в категорию «кабы чего не ляпнул», а мы знаем, оттуда – не возвращаются… Поэтому перед теми, кто самоутверждался травлей, он был страшно беззащитен…
…Не могу сказать, что мы были друзьями, но каждая наша встреча «по делу» выливалась в какое-то бесконечное придумывание новых проектов, совместных выступлений, фильмов, экспедиций... Мы конструировали идеи, концепции и новые направления – с легкостью, которая доступна только профессиональным строителям замков на песке... К реализации мы всегда готовы были приступать немедленно, вот только Мир! – Он был все время к этому не готов!
«Вы же знаете, Михаил Николаевич – такой фантазёр…» – звонили мне на следующий день. – «Он забыл, что у него концерты»… Так, очередная безумная идея – откладывалась до нашей следующей встречи. Михаил Николаевич был в надежных руках.
Последний раз мы встретились с ним в Новосибирске. Совершенно случайно. Мы говорили – о Рюрике и о Родине… О добрых волшебницах и злых колдуньях... О непознанных законах Вселенной и об Аркаиме, в который мы должны поехать немедленно... О кораблях и – капусте...
…А когда куранты над барной стойкой пробили полночь, я оглянулся и, вдруг увидел, что весь ресторан… все посетители, забыв про еду… официанты с полотенцами на рукавах… повара, уборщицы и даже случайно забредшие на огонек прохожие – стояли аккуратно по стеночкам, застыв в немом молчании и – слушали…
– Михаил Николаевич, мне кажется, сейчас Вы дали бесплатный трёхчасовой концерт, – сказал я ему... Он оглянулся, и шепотом смущенно спросил у меня: мы что, так громко орали?... Это была наша последняя встреча...
На днях Михаилу Задорнову исполнилось бы 72 года.
– Он никогда на употреблял спиртного…
– Он почти все свои заработки раздавал нуждающимся…
А еще, у него была фантастическая жена… Каждый раз она слушала мужа не мигая, как будто это была божественная проповедь… А потом, если он вдруг терял мысль, мягко напоминала: «Миша, ты забыл сказать вот это…»
Однажды Михаил Задорнов, в ответ на обвинения в анти-научности ответил:
ЛЕГЕНДАМ Я ДОВЕРЯЮ БОЛЬШЕ ЧЕМ ИСТОРИИ!
ЛЕГЕНДЫ – ПРЕУВЕЛИЧИВАЮТ, НО НИКОГДА НЕ ВРУТ!
Эта горькая истина мне кажется – очень важной, для понимания мира, в которым мы – живем.
А вам?"
автор: Игорь Прокопенко
Свежие комментарии