На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Славянская доктрина

6 449 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Защитный "купол" рухнул: "Красуха" слепит американские ДРЛО Западные специалисты признали, что их попытки создать над...Современное поле ...
  • Юрий Ильинов
    Zeit: Шольц считает, что у России нет оснований ссылаться на труды Канта БЕРЛИН, 23 апреля. /ТАСС/. Канцлер ФРГ Олаф ...Деда Байден: своб...
  • Юрий Ильинов
    Была ли страна, после предательства Горбачёва и Ельцина? Что толку искать, кто вывозил? Было бесхозное, вот и спёрли....Переговоров не бу...

Августовское контрнаступление Южного фронта

Самсонов Александр

Смута. 1919 год. 100 лет назад, в августе 1919 года, началось Августовское контрнаступление Южного фронта. Красная Армия попыталась разгромить главную группировку армии Деникина и освободить нижнее течение Дона. Главный удар из районов севернее Новохопёрска и Камышина в общем направлении на Ростов-на-Дону наносила Особая группа Шорина, вспомогательный удар из района Лиски на Купянск – ударная группа Селивачёва.

Августовское контрнаступление Южного фронта


«Красный» бронепоезд имени Ленина в Донбассе. 1919 год



Ситуация на фронте


К началу июля 1919 года белогвардейские Вооруженные силы Юга России во главе с Деникиным нанесли тяжелое поражение красному Южному фронту. Белые захватили большую часть Донецкого бассейна, Крым, Харьков, Донскую область и Царицын, развивали наступление далее на север и в Малороссии. 3 июля 1919 г. Деникин издал Московскую директиву, где конечной целью было взятие Москвы. Кавказская армия Врангеля наступала на саратовском направлении; Донская армия Сидорина – нанести удар на воронежском направлении; Добровольческая армия Май-Маевского – на курском направлении, и часть сил – на запад. 

Однако в июле 1919 г. Белая армия не смогла добиться заметных успехов. Это было связано с рядом факторов. Военные историки отмечают слабый мобилизационный потенциал ВСЮР, сравнительно небольшую численность белых, которым приходилось контролировать огромный регион, растянутые коммуникации и протяженный фронт; распыление сил, когда белогвардейцы наступали по трём направлениям; разногласия внутри белого командования – у Деникина, Врангеля и командования Донской армии было своё видение развития наступления; большевики по-прежнему контролировали самые населенные и промышленно развитые губернии центра России, смогли мобилизовать страны на отпор белым – «Все на борьбу с Деникиным!»; красные смогли чрезвычайными мерами быстро восстановить боеспособность Южного фронта, перебросили подкрепления из центральной России и Восточного фронта, где армия Колчака потерпела тяжелое поражение и уже не представляла большой угрозы. 

На 15 июля Южный фронт под командованием Егорьева насчитывал около 160 тыс. штыков и сабель, 541 орудие, затем его численность была доведена до 180 тыс. человек и около 900 орудий. Кроме того, десятки тысяч бойцов были в укрепленных районах и запасных частях. Белые армии ВСЮР насчитывали около 115 – 120 тыс. челок и 300 – 350 орудий. 

Сил и средств для развития первого успеха у Белой армии не хватило. Первый энтузиазм стал затухать, стали выходить наружу многочисленные внутренние противоречия и разногласия. Сопротивление Красной Армии значительно усилилось, надежды на внутреннюю слабость режима большевиков и окончательный развал красного Южного фронта не оправдались. Большевики и красные командиры быстро учились, перетянули на свою сторону многих царских генералов и офицеров. Красная Армия становилась настоящей регулярной армией, продолжавшей традиции русской армии. 

Поэтому в июле темпы наступления армии Деникина значительно упали. С редины июля красный Южный фронт пытался контратаковать. Эти попытки не привели к успеху, но приостановили наступление деникинцев. 28 июля Кавказская армия Врангеля взяла Камышин и продвинулась севернее. Донская армия Сидорина не только не смогла продвинуться вперёд, но в ходе упорных боев, которые шли с переменным успехом, была оттеснена, потеряла Лиски и Балашов, отошла за Дон. В итоге попытки наступления Кавказской и Донской армий захлебнулись. 

Только на западе, в Малороссии белые добились заметных успехов. 31 июля белые взяли Полтаву, на юго-западе – разбили красных в Северной Таврии и западнее Екатеринослава. Продолжая наступление, белые 11 августа вышли на рубеж Гадяч – Кременчуг – Знаменка – Елизаветград. Обнаружив довольно низкую боеспособность западных войск Южного фронта (12-й и 14-й красных армий), Деникин скорректировал стратегию. Не отменяя прежних задач Московской директивы, 12 августа была издана новая директива. Деникин приказывал Добровольческой армии Май-Маевского удержать район Знаменки, а 3-му армейскому корпусу генерала Шиллинга при поддержке белого Черноморского флота овладеть Херсоном, Николаевом и Одессой. Формируется группа Бредова для наступления на Киев. Успех наступления на запад позволял создать общий антибольшевистский фронт с Польшей. 18 августа армия Деникина прорвала красный фронт в Новороссии. 12-я красная армия была наголову разгромлена. 23 – 24 августа белые взяли Одессу, 31 августа – Киев. 


Добровольцы, вступающие во взятый город. Источник: https://ru.wikipedia.org

Подготовка контрнаступления Южного фронта


В начале августа 1919 г. красные остановили наступление Белой армии на север. После этого Красная Армия стала готовить контрнаступление. Сначала главнокомандующий Вацетис предлагал нанести главный удар на харьковском направлении силами 14-й, 13-й и 8-й армий. Вспомогательный удар между Волгой и Доном должны были нанести 9-я и 10-я армии. Позицию Вацетиса поддерживал Троцкий. Командующий Южным фронтом Владимир Егорьев (бывший царский генерал) предлагал нанести главный удар из района Новохопёрск — Камышин в направлении на нижний Хопёр и нижний Дон. А на харьковском направлении только вести оборону. 

Новый главком Каменев, сменивший Вацетиса, предложил нанести главный удар на левом фланге Южного фронта в направлении на нижнее течение Дона. Такое решение было связано с расположением войск, для удара на Харьков нужно было проводить дополнительную перегруппировку сил. Этот замысел был одобрен ЦК партии большевиков, несмотря на возражения Троцкого.

Таким образом, общий замысел операции заключался в наступлении войск левого фланга Южного фронта из района севернее Новохопёрска и Камышина на Новочеркасск и Ростов-на-Дону. Для этого 23 июля на донском направлении была сформирована Особая группа под началом Шорина. Василий Шорин был опытным командиром – бывший полковник царской армии, командующий 2-й армии на Восточном фронте Северной группой Восточного фронта, руководил проведением Пермской и Екатеринбургской операцией по разгрому колчаковцев. В состав его группы включили 9-ю и 10-я армии, конный корпус Буденного, Пензенский, Саратовский и Тамбовский укрепленные районы, резервные части, с 12 августа – Волжско-Каспийскую флотилию. Особая группа Шорина насчитывала сначала около 45 тыс. штыков и сабель при 200 орудиях, затем её численность выросла до свыше 80 тыс. человек, более 300 орудий и 22 корабля. 

Вспомогательный удар из района Лиски на Купянск должна была нанести ударная группа Селивачёва. Владимир Селивачёв также был опытным командиром – участник войны с Японией и Германией, царский генерал — командовал бригадой, дивизией, корпусом и 7-й армией (во время Июньского наступления 1917 г.). В декабре 1918 года призван в Красную Армию, в августе 1919 г. – помощник командующего Южным фронтом. В состав группы Селивачёва включили 8-ю армию, две дивизии 13-й армии, Воронежский укрепленный район. Ударная группа насчитывала около 45 тыс. штыков и сабель, около 250 орудий. 14-я красная армия должна была поддержать наступление группы Селивачёва, нанести удар на Лозовую. 



Начало наступления Южного фронта намечалось на начало августа, однако к этому времени не успели завершить подготовку операции – переброску пополнений, резервов, вооружения и припасов. На направлении главного удара не успели сосредоточить мощный ударный кулак. 



Рейд Мамонтова


Белое командование обнаружило подготовку красных к контрнаступлению. Белые решили нанести упреждающий удар с целью сорвать готовящееся наступление противника, облегчить наступление Донской армии и вызвать восстание крестьян в тылу большевиков. 10 августа 1919 г. 4-й Донской конный корпус (9 тыс. человек) под началом Мамонтова (Мамантов) форсировал реку Хопёр в районе станицы Добринской и нанес удар в стык 9-й и 8-й красной армий. Белоказаки прорвали фронт и вышли в тыл противнику, начали движение на Тамбов. Казаки громили тыловые подразделения, гарнизоны, разгоняли мобилизованных крестьян, нарушали связь, разрушали железные дороги, станции, склады Южного фронта. В красном тылу началась паника. Управление Южном фронтом временно и частично было нарушено. 

Белоказаки 18 августа без боя взяли Тамбов, местный гарнизон разбежался или присоединился к 4-му корпусу. Затем белые взяли Козлов, Лебедянь, Елец и Воронеж. Из местных добровольцев и пленных сформировали пехотную дивизию. Для борьбы с корпусом Мамонтова красному командованию пришлось создать группу Лашевича (свыше 20 тыс. человек, бронепоезда, авиация), отвлечь с фронта и тыла значительные силы, включая несколько стрелковых дивизий и конный корпус Буденного. В итоге Донской корпус по приказу Деникина 19 сентября вернулся к своим. 

Конный рейд Мамантова ослабил ударную мощь Южного фронта, который в это время пытался разгромить основную группировку ВСЮР. Часть сил красного фронта было отвлечено на борьбу с белоказаками, тылы были частично разрушены и дезорганизованы. С другой стороны, рейд казачьего корпуса не выполнил основной задачи – крестьянство в тылу Южного фронта не восстало. Более того, действия казаков отталкивали крестьян и горожан центральной части России от Белого движения. Они действовали как грабители и мародеры, как на чужой территории. Не зря белое командование – Деникин и Врангель, было раздражено действиями донских казаков. Корпус Мамонтова явно избегал боя, при это не забывал грабить всё подряд, включая даже церкви. Казачьи полки возвращались на Дон с огромной добычей как с похода на вражеские земли – со стадами племенного скота и различным добром. Не удивительно, что Врангель считал такой поход преступным и требовал отстранения Мамонтова от командования. 

На левом фланге Белая армия с целью срыва наступления Южного фронта нанесла ещё один удар. 12 августа 1-й армейский корпус генерала Кутепова нанес удар по правому крылу 13-й красной армии. Белые наступали на курском и рыльском направлениях. Эта операция нарушила связь 13-й и 14-й красных армий. 


Командир 4-го кавалерийского корпуса Донской армии, генерал-лейтенант К. К. Мамонтов 

Контрнаступление Красной Армии


14 августа 1919 г. перешла в наступление Особая группа Шорина. Её поддерживали корабли Волжской флотилии. Войска 10-й армии под началом Клюева и корпус Будённого вели наступление на царицынском направлении. 9-я армия под командованием Степина наступала на Усть-Хопёрскую. 22 августа красные отбили Камышин. В конце августа конный корпус Будённого нанес поражение белоказакам в районе станицы Островская и совместно с 10-й армией нанёс сильный удар по войскам противника у станицы Серебряково-Зеленовская. В начале сентября Красная Армия вышла к Царицыну. За город шли ожесточенные бои. Сил 28-й и 38-й дивизий, и десантного отряда моряков Кожанова оказалось недостаточно, чтобы с ходу взять хорошо укрепленный город. Так, корпус Будённого решили вывести в тыл для борьбы с белоказаками Мамонтова. 9 сентября белые перешли в контрнаступление и потеснили части 10-й красной армии. К 11 сентября ситуация на царицынском направлении стабилизировалась. 

Наступление красной 9-й армии развивалось медленно, белые оказывали сильное сопротивление. Только к 21 августа в сражении наступил перелом и красные стали теснить Донскую армию к рекам Хопёр и Дон. 12 сентября красные войска форсировали Хопёр и продвинулись на 150 – 180 км, но дальнейшее наступление развития не получило. 

Группа Селивачёва начала наступление 15 августа, нанеся удар в стык Донской армии и правого крыла Добровольческой армии. За десять дней боев красные заняли район Купянска. Однако белые сосредоточили на флангах группы Селивачёва крупные силы и 26 августа нанесли сильные контрудары. На правом фланге Добровольческой армии, из района Белгорода на Корочу, Новый Оскол нанесли удар 1-й армейский корпус Кутепова и 3-й Кубанский конный корпус Шкуро. На левом фланге Донской армии, из района Карпенков, Красное, Самотеевка на Бирюч атаковали 8-я Пластунская и 2-я Донская дивизии. Белые пытались окружить и уничтожить группу Селивачёва. С тяжелыми боями 3 сентября красные начали отступление и понеся тяжелые потери смогли избежать «котла» и полного уничтожения. 12 сентября группа Селивачёва сдерживала противника на подступах к Воронежу. 17 сентября Селивачёв, которого подозревали в предательстве, внезапно умер (или был убит). 

Таким образом, контрнаступление Южного фронта не привело к разгрому основных сил армии Деникина и отказу белых от похода на Москву. В сентябре ВСЮР продолжили наступление на московском направлении. Это связано с нехваткой сил, особенно кавалерии в ударных группах Шорина и Селивачёва. Красные смогли прорвать фронт противника и выйти на оперативный простор. Однако у них не было сильных подвижных соединений, чтобы пройтись по тылам врага, дезорганизовать белых и стратегических резервов для развития первого успеха. Часть войск была отведена в тыл на борьбу с казаками Мамонтова. Кроме того, наступление двух групп Южного фронта велось самостоятельно, без связи друг с другом. Это позволило противнику вести с ними борьбу по отдельности. Тем не менее, наступление Красной Армии задержало движение белогвардейцев на север.


Советский военачальник Василий Иванович Шорин

http://novejshaaj.mybb.ru/viewtopic.php?id=1205#p54822

Картина дня

наверх