Неразлучим с рубашкою стальною,
Испытанной кольчугой боевой,
Сплетенною даудовой рукою.
Арабский поэт Абу-т-Тайиб ибн аль-Хусейн аль-Джуфи (915-965гг.)
Рыцари и рыцарство трёх веков. Последний раз материал о воинах указанного периода был опубликован на «ВО» 22.

Воины Северной Африки и Судана – христиане…
Христиане или копты Египта, вероятно, составляли большинство населения этой страны на протяжении большей части средневековья и, вполне возможно, что их набирали в качестве моряков для службы в египетском флоте. Древняя римская и византийская провинция Африки, которая в основном состояла из современного Туниса плюс большая часть северной Ливии и Алжира, попала в VII веке под власть мусульман-арабов и стала их провинцией Ифрикия. Христианское сельское население здесь сохранилось, но сокращалось вплоть до XI столетия, а в городах христианское население сохранялось и впоследствии. Новообращенные христиане были зарегистрированы в тунисской армии еще в середине XII века. Так что процесс замены одной веры другой занял здесь несколько столетий.
К югу от Египта, в Нубии и северном Судане, христианские королевства сохраняли свою независимость в течение многих веков в основном потому, что их более могущественные исламские соседи не предпринимали серьезных попыток их покорить. Самыми крупными христианскими государствами здесь были Нобатия, в современной Суданской Нубии; Мукуррия в районе Донголы — царство «черных ноба» (нуба); и Мероэ, причем средневековые источники называли Мероэ – Алва или Алоа в районе современного Хартума. Дальше на юг и восток лежало христианское королевство Аксум, которое впоследствии стало известно как Эфиопия, и по сей день остается христианским. В IX веке Нубия и Алоа были объединены, но в XIII-ом в связи с упадком Нубии она вновь обрела независимость. А вот Мукуррия была завоевана мамлюками Египта в начале XIV века.
«Большой лук» по-африкански
Интересно, что на всем протяжении эпохи Древнего мира и Средних веков «нубийцы», в состав которых входили тогда почти все жители христианского Судана, были известны как лучники, тогда как южное королевство Айва славилось своими лошадьми. Таковыми были и войска, состоявшие из нубийцев или суданцев на службе Салах ад-Дина (Саладина) и упоминались как лучники в XV веке. Большинство письменных источников указывают, что нубийские луки не были составными, а были простыми, делались из древесины акации и были сродни тем, которые использовались и в Древнем Египте. При этом их луки имели большие размеры и плетеную из травы тетиву. Интересно, что жители Южного Судана до сих пор носят на большом пальце кольцо и очень может быть, что это своеобразная память по утраченной суданской традиции стрельбы из лука.
Христианские нубийские королевства контролировали большую часть территории от Нила до Красного моря, где жили различные языческие и мусульманские кочевые племена. Среди последних были биджа-бежа, которые сражались на верблюдах, вооруженные кожаными щитами и копьями. В полупустынных и степных районах на западе жили номинально христианские народы, в том числе племя ахади, находившееся под сюзеренитетом королевства Алва. Подобно языческим племенам к югу от Сахары, и расположенным дальше на западе, ахади использовали большие кожаные щиты, копья и мечи местного производства и носили стеганые мягкие доспехи.
Что касается Эфиопии, то со временем она стала явно более «африканской», но даже в XIV веке христиане центральной Эфиопии все еще описывались как сражавшиеся большими луками, мечами и копьями, в то время как эфиопы-мусульмане на юго-востоке страны описывались как легкая конница, обходившаяся без стремян. Примерно в то же время другие мусульманские эфиопы описывались современниками как лучники.
По образцу исламских армий…
Проникновение ислама в Африку коренным образом изменило военное дело ее многих народов. Например, в государстве Канем-Борну, лежавшего по берегам озера Чад, его правитель Хуме (1085—1097) принял ислам во второй половине XI века, призвал к своему двору многих мусульманских ученых, а его сын не только дважды совершил паломничество в Мекку, но и создал конное войско, состоявшее сначала из арабских воинов, а затем из рабов, по образцу гуламов. Считается, что оно насчитывало 30 тысяч человек (скорее всего цифра эта преувеличена средневековыми авторами – В.Ш.). Это были всадники на лошадях, одетых в стеганые доспехи с копьями и щитами, то есть по сути – самая настоящая рыцарская конница.
Сравнимую степень исламского военного влияния, хотя и на этот раз со стороны Северной Африки, можно было увидеть в некоторых районах Западной Африки, особенно в исламском султанате Мали XIV века. Здесь лучники и копейщики, как пешие, так и конные, составили основу армии. Все точно так же, как и собственно у арабов.

Египет про Фатимидах и Айюбидах
Что касается Египта и его географических границ в эпоху крестовых походов, то установить, что здесь происходило, в это время значительно проще, чем в большинстве других регионов, завоеванных мусульманами. С середины X века до 1171 года страной управляли халифы из династии Фатимидов. К середине XI века Фатимиды контролировали Египет, Сирию и большую часть Ливии и требовали сюзеренитета над Тунисом, Сицилией и Мальтой. К концу века, тем не менее, их североафриканские владения вряд ли простирались дальше восточной части Ливии, в то время как в Сирии сократились до нескольких прибрежных городов, которые впоследствии у них один за другим отбили крестоносцы после нескольких лет упорной борьбы.
В 1171 году Фатимидов заменила суннитская династия Айюбидов, первым из которых был Салах ад-Дин (Саладин). Несмотря на то, что их власть распространялась в Африке на большую частью Ливии и на юг до Йемена, их основные интересы лежали в северо-восточном направлении. Здесь они столкнулись с государствами-крестоносцами в Палестине и Сирии, хотя им и удалось распространить свою власть вплоть до нынешней границы Ирана, в том числе в значительной части нынешней юго-восточной Турции. Однако в 1250 году в Египте и в части Сирии в результате военного переворота их заменили мамлюки, хотя айюбидские князья продолжали править некоторыми азиатскими провинциями после этого события в течение нескольких десятилетий.

А затем мамлюки столкнулись с монгольским вторжением в Сирию. Монголы были отброшены только после отчаянного сражения при Айн-Джалуте, когда 3 сентября 1260 года их войско под командованием султана Кутуза и эмира Бейбарса встретилось с монгольским корпусом из армии Хулагу под командованием Китбука-нойона. Монголы тогда были разгромлены, а Китбука убит. Новая граница была установлена вдоль Евфрата. Это оставило территорию современного Ирака под контролем Великого хана, а мамлюки получили Хиджаз со священными городами всех мусульман, а также недавно завоеванную христианскую Нубию и северный Судан.

Армия Фатимидов
Армия Фатимидов с X-го по середину XI-го веков состояла в основном из пехоты, поддерживаемой относительно небольшим количеством достаточно легковооруженной конницы. Стрельба из лука была в руках пехоты, а копья использовались как конницей, так и пехотой. Многие пехотинцы передвигались на верблюдах, что делала фатимидскую армию достаточно подвижной. Но вот что касается тяжелого вооружения, то с этим у них были проблемы. Хотя известно, что у них были свои элитные части из наемников, в частности турецкой конницы гуламов, конных лучников и черных африканских рабов. Местные силы в фатимидской Сирии, по-видимому, состояли в основном из городских ополченцев, служивших за плату бедуинов и любых доступных для найма войск восточного происхождения.

В конце XI и начале XII-го веков власть оказалась в руках визиря Фатимидов Бадра аль-Джамалта и его сына аль-Афдаля, под руководством которых была проведена целая серия военных реформ. Доля профессиональных наемников и войск из рабов была увеличена. Вполне возможно, что они также увеличили количество всадников и обрядили элитные подразделения в доспехи. Тем не менее, джамалидские фатимиды по-прежнему опирались на традиционных пехотных лучников и вооруженную мечом и копьем конницу, использующих изощренную, но уже устаревшую тактику, которая существовала при мусульманских ранних халифах.
Армия Фатимидов оставалась многонациональной, между различными этническими группами то и дело вспыхивали стычки.

Армия Айюбидов
Военные изменения, которые произошли в результате прихода к власти Айюбидов, вполне возможно, были преувеличены. Салах ад-Дин опирался прежде всего на элитные части конницы, созданные еще во времена более поздней армии Фатимидов. Только в самом конце периода Айюбидов были предприняты усилия для создания унитарной армии с элитными подразделениями мамлюков, находившихся под непосредственным контролем султана.
Вербовка в армию при айюбидах отличалась тем, что первоначально они полагались главным образом на курдов или туркменов, а затем все больше на мамлюков турецкого происхождения. Арабы играли второстепенную роль, а иранцы — еще меньшую, в то время как армяне, берберы и чернокожие вскоре после захвата власти Саладином исчезли из его армии очень быстро.
Мамлюкский султанат Египта и Сирии был военным государством, созданным в значительной степени на благо армии. И эта армия была, вероятно, наиболее эффективной из всех, что были созданы в средневековье в Северной Африке и Передней Азии, и стала той моделью, на основе которой впоследствии была создана еще более эффективная османская армия. Его организация была сложной и даже «современной» в некоторых отношениях, с высоким уровнем дисциплины. Большая часть мамлюков в армии Айюбидов происходила из рабов… из южной России или западных степей. Их покупали, потом соответственным образом готовили и тренировали. Значительное количество монгольских беженцев также поступило на службу к Айюбидам, что позволило им получить бесценный опыт ведения войны против монголов и их приспешников. В войсках Айюбидов было и много курдов, однако они были в основном размещены в Сирии и по сравнению с рабами-мамлюками были не столь… популярны.
«Тяжело в ученье, легко в походе!»
Одной из самых замечательных особенностей армии мамлюков была продуманная система тренировок личного состава, основанная на опыте Византии. Мамлюки уделяли большое внимание стрельбе из лука, фехтованию и упражнениям с копьем, а также совершенствованию искусства верховой езды, известного как фурусийя. Регулярно проводились конные игры с копьем и кольцом, конное поло, скачки, всадники в обязательно порядке учились стрелять из лука с коня.
В отличие от османов, мамлюки также относительно быстро осознали выгоды от огнестрельного оружияи рано начали его применять. Некоторые виды пушек упоминаются в 1342 и 1352 годах, хотя первые неоспоримые упоминания датируются серединой 1360-х годов. Скорее всего это была легкая артиллерия и, возможно, примитивные виды ручного огнестрельного оружия.
P. S. Позднее на месте Канем-Борну (а названо это государство так потому, что сначала было Канем, а затем Борну) возник султанат Багирми (Бегхарми) и там тоже была конница в стеганках и с очень странными копьями. Хотя и не на всех рисунках они такие. О данном же изображении сообщается, что оно сделано по описанию Диксона Денема, побывавшего в Багирми в 1823 г.

Использованная литература
1. Nicolle, D. The Military Technology of Classical Islam (Ph.D.thesis, Edinburgh University, 1982).
2. Nicolle, D. Yarmyk 630 AD. The muslim conguest of Syria. L.: Osprey (Campaign series № 31), 1994.
3. Nicolle, D. The Armies of Islam 7th – 11th centuries. L.: Osprey (Men-at-arms series № 125). 1982.
4. Nicolle, D. Armies of the Caliphates 862 – 1098. L.: Osprey (Men-at-arms series №320), 1998.
5. Nicolle D. Saracen Faris 1050-1250 AD. L.: Osprey (Warrior series № 10), 1994.
6. Heath, I. Armies of the Middle Age. Volume 1,2 Worthing, Sussex. Flexiprint ltd. 1984.
7. Nicolle, D. Arms and Armour of the Crusading Era, 1050 – 1350. UK. L.: Greenhill Books. Vol. 2.
8. Шпаковский, В.О. Рыцари Востока. М.: Поматур, 2002.
Свежие комментарии