На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Славянская доктрина

6 527 подписчиков

Свежие комментарии

  • Геннадий Свешников
    На сегодня очень печально, Израиль всё же начал атаку на ядерные объекты Ирана и есть серьёзные потери у Тегерана и э...Последний раунд И...
  • Юрий Ильинов
    Старый американский сериал. Война страшна, но и Мир не менее опасен.  Много философии. Добро и Зло, Родители и Дети. ...В защиту последне...
  • Геннадий Свешников
    Помню Зоро, освобождавших хохлушек от гайдуков,а может панове от мадьяр,или гуцул из Карпаты,однако все они падали ни...В защиту последне...

Сингапур готовится помогать США

Дмитрий Верхотуров

 

Сингапур готовится помогать США


F-15SG ВВС Сингапура


В начале января 2020 года Сингапур получил одобрение на приобретение в США дюжины самолетов F-35B вместе с запасными двигателями и частями, электроникой, оборудованием, тренажерами и другой необходимой техникой. Стоимость контракта составит 2,75 млрд.
долларов.

В общем, довольно проходная новость, на первый взгляд, тем более что сингапурские представители не делали на этом особенного акцента. Министр обороны Сингапура Нг Энг Хен подчеркнул, что новейшие самолеты предназначены для постепенной замены истребителей F-16 C/D, которых в ВВС Сингапура ныне 60 единиц.

Вроде бы и немного этих самолетов. 12 единиц — это половина эскадрильи ВВС Сингапура по количеству; вероятно, самолеты этого типа будут сведены в отдельную эскадрилью. Но все же что-то в этой новости есть. Сингапуру мало что угрожает, чтобы вот так брать и вооружаться.

Сингапур — это маленький, но хорошо вооруженный остров


Сингапур и так неплохо вооружен, неплохо для такого маленького островного государства. В армии насчитывается 72 тысячи человек. ВВС Сингапура — это 319 самолетов и вертолетов различных типов и 14,8 тыс. человек персонала, размещенного на четырех крупных авиабазах. Основу ударной мощи сингапурской авиации теперь составляют 40 F-15SG и 60 F-16 C/D.


Схема авиабаз Сингапура

Есть еще один фактор, который серьезно увеличивает военный потенциал Сингапура. Он состоит в тесных союзнических отношениях с США и их союзниками. Сингапур, в частности, входит в военное соглашение Five Power Defense Arrangement вместе с Великобританией, Австралией, Новой Зеландией и Малайзией.
Сингапур оказывает поддержку США в регионе. Американские самолеты могут посещать авиабазу Paya Lebar, а военные корабли могут заходить в военно-морскую базу Sembawang. Проводятся совместные военные учения. Например, в октябре 2019 года американские и сингапурские военные корабли потопили списанный американский фрегат USS Ford (FFG-54). То есть две страны готовятся воевать вместе, и это обстоятельство делает Сингапур де-факто частью американской коалиции в западной части Тихого океана. США к этому относятся серьезно, раз активно участвуют в вооружении ВВС Сингапура новейшими самолетами.

Контроль Малаккского пролива


Это неудивительно, поскольку речь идет о стратегических интересах. Сингапур расположен у восточного выхода из Малаккского пролива — важнейшей судоходной магистрали в Юго-Восточной Азии, по которой идет главный морской грузопоток из Азии в Европу и Африку. В год проливом проходят около 50 тысяч торговых судов. Судоходный фарватер проходит вдоль южного берега острова, и Сингапур контролирует воздушное пространство над ним.


Судоходство по Малаккскому проливу

Потому маленький остров имеет огромное значение в вероятной морской блокаде Китая. В случае крупного американо-китайского конфликта Сингапур, конечно, выступит на стороне США и сможет ввести запрет на проход китайских судов по Малаккскому проливу, что создаст серьезные и трудноразрешимые проблемы для Китая.

Китай же ничего с этим поделать не сможет. Он не имеет таких новейших самолетов, чтобы противостоять новейшей сингапурской авиации, и не имеет возможностей создать свое численное превосходство в воздухе в районе Малаккского пролива (пролив за пределами боевого радиуса китайских самолетов, базирующихся на береговых аэродромах). Теоретически, если бы Китай имел бы три полноценных авианосца, он мог бы попытаться обеспечить проход своих судов проливом. Но у авианосного китайского флота в случае конфликта будет много других, не менее важных задач. Так что Малаккский пролив будет закрыт, и Китай вскрыть его военной силой не сможет. Это факт очень большой стратегической важности.

Помощь США в конфликте с Китаем


Но одним контролем пролива дело не ограничивается. ВВС Сингапура явно готовятся воевать далеко от родных аэродромов. На авиабазе Paya Lebar базируются все сорок А-15SG из состава 142-й и 149-й эскадрилий и здесь же базируются пять воздушных топливозаправщиков КС-130В из состава 122-й эскадрильи. На авиабазе Changi East базируется 20 самолетов F-16D 145-й эскадрильи и четыре воздушных топливозаправщика A330 MRTT 112-й эскадрильи. По существу, это воздушные соединения, в которых истребителям приданы самолеты-заправщики. С дозаправкой в воздухе самолеты ВВС Сингапура могут действовать почти во всей акватории Южно-Китайского моря.

И куда же могут направиться сингапурские истребители с заправщиками? Единственный район за пределами боевого радиуса сингапурских самолетов без дозаправки в воздухе, где в принципе можно ожидать боевых действий, — это спорные острова Спратли в Южно-Китайском море, около 1500 км к северо-востоку от Сингапура.

Интересно то, что Сингапур приобретает самолеты с вертикальным взлетом и посадкой, хотя не имеет особых проблем с базированием своей авиации на наземных аэродромах. Удаленных островов, где требовалось бы присутствие авиации и где трудно было бы построить полноценный аэродром, у Сингапура тоже нет. В США, Великобритании и Японии F-35B предназначаются для базирования на авианесущих кораблях: авианосцах, больших десантных кораблях или на вертолетоносцах, как в Японии. Однако в сингапурском военно-морском флоте таких кораблей нет и, вероятно, не предвидится.

Отсюда можно заключить следующее. Предполагается, что сингапурские F-35B могут действовать при поддержке авианесущих кораблей США или Японии. Например, американские корабли типа Wasp или аналогичные им японские корабли типа Izumo могут обеспечивать действия этих самолетов.

Так что приобретение Сингапуром новейших самолетов, в сущности, представляет собой усиление союзных американцам сил в Южно-Китайском море на случай обострения обстановки, схватки за спорные острова, демонстрации силы и тому подобных силовых акций. Для обороны острова F-35B явно избыточны; у Сингапура нет близких противников, которые могли бы бросить ему вызов. Отношения с Индонезией дружественные и партнерские, отношения с Вьетнамом также преследуют цели развития стратегического партнерства. Недавняя полемика по поводу вторжения Вьетнама в Кампучию в 1979 году, в которой премьер-министр Сингапура Ли Сянлун обвинял Вьетнам, не повлияла на отношения двух стран и не могла быть причиной для закупки вооружений. Остается только вариант помощи США в возможном конфликте с Китаем.

Помощь может быть весьма действенной. В сочетании с авианесущими кораблями союзников сингапурские F-35B вообще могут оказаться в самых неожиданных местах вроде Тайваня или Окинавы и могут действовать в составе смешанных соединений.

Поскольку самолеты требуют развертывания наземного обслуживания, покупка этих самолетов Сингапуром создает принципиальную возможность для F-35 союзников (США, Великобритании, Австралии, Японии) базироваться и обслуживаться на сингапурских авиабазах. Особенно для Великобритании, обладающей 15 самолетами F-35B. Эта возможность снижает зависимость авиации США и их союзников от дозаправки в воздухе и облегчает ведение вероятных боевых действий.

Британское господство в воздухе. Важнейшие преимущества BAE Systems Tempest


BAE Systems Tempest


Об этом проекте самолета уже многое писали, в особенности после того, как BAE Systems показала на авиасалоне в Фарнборо макет своей разработки. О нем высказывалось много разных мнений, вплоть до того, что это показуха и чуть ли не блеф. Казалось бы, что еще можно сказать по этому поводу?

Меня в теме британской разработки BAE Systems Tempest больше всего интересовало то, почему британские конструкторы пришли именно к таким решениям и что они им дают в тактико-техническом смысле.

Воздушный командный пункт


Если британцы, очень ценящие традиции, в чем-то ломают традиции, значит, в этом что-то есть. Речь идет о виртуальном кокпите, когда в кабине самолета не устанавливаются привычные нам многочисленные приборы, панели кнопок и переключатели, а вся полетная и тактическая информация выводится на цифровой шлем.

Столь радикальный шаг как принципиальный отказ от того, чтобы дать пилоту возможность контролировать самолет напрямую, без участия компьютера, и вообще, чтобы дать возможность «пофигурять», на мой взгляд, преследует вполне определенную цель. Пилот уже не должен быть пилотом в собственном смысле и держаться за ручку, он должен оставить пилотирование самолета компьютеру, а сам сосредоточиться на тактической обстановке и на управлении боем.

Это многокомпонентный концепт. Сам Tempest имеет возможность беспилотного управления. Самолет, судя по заявлениям разработчиков, должен иметь возможность управлять другими беспилотными аппаратами. Пилот не имеет под рукой привычных приборов контроля и управления и на все смотрит через цифровой шлем, на который выводится вся тактическая информация. В рамках такой концепции пилот — уже не пилот, а командир, и его задача состоит в управлении воздушным боем целой эскадрильи беспилотных или пилотируемых самолетов.

Британское господство в воздухе. Важнейшие преимущества BAE Systems Tempest
Общеизвестная визуализация стратегии применения самолета новой концепции. Картинка сделана умышленно плохо, чтобы замаскировать центральную роль BAE Systems Tempest как воздушного командного пункта, управляющего действиями других самолетов, в том числе и предшествующих типов


В общем, виртуальный кокпит делает из BAE Systems Tempest, по сути дела, воздушный командный пункт.

Британское командование, выдвинувшее подобную идею, положенную в основу заказа на разработку самолета, очевидно, посчитало, что управлять воздушным боем лучше всего непосредственно в воздухе, конечно, имея поддержку всех разведывательных средств и непрерывное поступление разнообразной информации. Эскадрилья ударных летательных аппаратов или перехватчиков может столкнуться с быстро меняющейся ситуацией, когда требуется видоизменить тактику, перестроиться, перенацелить самолеты с одних целей на другие, ударить по появившемуся противнику или же просто вовремя свернуться и удрать. Динамику боя трудно почувствовать на удаленном наземном командном центре даже со всеми средствами визуализации. Для решения подобных вопросов нужен человек, принимающий решения непосредственно в воздухе. Чтобы он мог принимать тактические решения быстро и эффективно, самолет ему нужен особый.

Отсюда и вытекает, что командира нужно освободить от пилотирования самолета, и ему всякие приборы, кнопки и тумблеры просто не нужны. Они не должны его отвлекать от прямых обязанностей и порождать соблазн «пофигурять».

Господство в скорости


Уже один только виртуальный кокпит наводит на мысль, что британцы создают нечто особенное, необычное. И это не разработка для того, чтобы нагнать уровень американского самолетостроения. Если бы у Великобритании была бы острая нужда создать собственный самолет передового уровня, то BAE Systems могла бы довольно быстро разработать аналог F-22 или F-35 (BAE Systems участвовала в разработке этого типа) на основе своих комплектующих и узлов, или же просто можно было бы развернуть в Великобритании частично локализованное производство.

BAE Systems Tempest обнаруживает явное влияние американского опыта, что видно хотя бы в аэродинамической схеме, очень схожей с F-22. Но идеи, внесенные британцами, точно не американские. Они и показывают, насколько глубоко был изменен концепт нового самолета по сравнению с уже выполненными разработками.

Настоящая изюминка проекта — двигатели. Rolls-Royce обещает сделать такие двигатели, которые смогли бы разогнать этот самолет весом примерно как F-22 (29,2 тонны нормального взлетного веса) до скорости 4 или даже 5 Маха. Для этого двигатель должен быть примерно втрое мощнее, чем Pratt&Whitney F119-PW-100.

Здесь нужно поставить вопрос: как они этого собрались достичь? Разумеется, Rolls-Royce высказывается об этом проекте очень туманно и неопределенно, намекая на некие особо продвинутые технологии. Но я думаю, что в основании любой сложной технической системы лежит простая принципиальная идея, и такую идею они выработали и приняли.

Что бы это могло быть? Вряд ли это классический турбореактивный двигатель. Маловероятно, что они добились такой степени сжатия воздуха, чтобы хватило для развития такой тяги, при которой самолет полетел со скоростью 4 Маха. Воздух — не самый удачный окислитель. Тут выход другой: применить схему жидкостного реактивного двигателя с подачей окислителя, например, жидкого кислорода. Это сразу дает нужный эффект. Pratt&Whitney F119-PW-100 имеет тягу на форсаже 156 кН, а древняя «керосинка» РД-108 дает на уровне моря тягу 745,3 кН. Вот что такое концентрированный окислитель.


РД-108 — ракетный двигатель гагаринской эпохи

Таким образом, если турбореактивный двигатель сконструировать так, чтобы, кроме воздуха, в камеру сгорания можно было подавать также окислитель, например, жидкий кислород или тетраоксид азота, то можно резко увеличить тягу двигателя до тех пределов, когда самолет разгоняется до 4-5 Маха.

Я думаю, что это именно окислитель, поскольку британцы отказались от турбопрямоточных двигателей, которыми были оснащен SR-71. Подача окислителя позволяет гибко варьировать рост мощности двигателя, что весьма важно для выполнения скоростных маневров, а также перейти в разгон в любой стадии полета и почти с любой начальной скорости. SR-71, чтобы выйти на прямоточный режим двигателей, требовалось достичь скорости 1,6 Маха.

Конечно, перед Rolls-Royce стоит непростая техническая задача комбинирования турбореактивного и ракетного двигателей на основе первого. Им нужно добиться не только того, чтобы двигатель в принципе мог работать на двух режимах и при этом выдерживал требуемые эксплуатационные характеристики, но и чтобы он работал абсолютно надежно и легко переходил из режима в режим. У фирмы есть репутация, позволяющая говорить, что с этой задачей она справится.


У него скорее ракетный дизайн, чем самолетный. Обратите внимание на сравнительно небольшие воздухозаборники

Что это дает? Это дает прежде всего неуязвимость самолета от большинства типов ракет земля-воздух и воздух-воздух, которые имеют скорость 4-4,5 Маха. BAE Systems Tempest от них может попросту оторваться или уклониться. Даже перспективными ракетами, например, к комплексу С-500, со скоростью 5 Маха его достать будет не столь просто. Самолеты четвертого поколения не смогут его ни догнать, ни поразить ракетой.

Высокая скорость делает BAE Systems Tempest отличным истребителем. На скорости 5 Маха другой самолет, летящий на скорости 1,8-2,2 Маха, — все равно что неподвижная мишень. BAE Systems Tempest может с ним сблизиться и ударить почти в упор, наверняка без шансов увернуться. На такой скорости британский истребитель может сбить супостата сброшенной чугунной болванкой; однако, вероятнее всего, будут разработаны еще и гиперзвуковые ракеты воздух-воздух.

Пара эскадрилий таких перехватчиков довольно легко сможет уничтожить весьма большой воздушный флот противника, состоящий из самолетов поколения 4 и 4+, и достичь полного господства в воздухе, а потом утюжить землю роями беспилотников.

Безусловно, проект будет не из легких. Британским конструкторам и их партнерам придется разрешить множество технических задач. Но если у них это получится, если они через 10-12 лет получат самолет с заявленными характеристиками, фактически Великобритания сможет рассчитывать на то, чтобы добиться господства в воздухе.
наверх