Телесные наказания на Руси
На Руси бытовало множество поговорок, оправдывающих существование телесных наказаний. И битьё существовало как при деспотичном Петре Великом, так и при «царе-освободителе» Александре II. Шпицрутены, кнуты и розги прочно вошли в жизнь русского человека.
Справедливости ради следует заметить, что телесные наказания на Руси существовали не всегда. Например, в Русской Правде Ярослава Мудрого к провинившимся куда чаще применяли лишение свободы и штраф. Бить преступников начали позднее, в годы политической раздробленности...
На лбу написано
В XIII веке, после Батыева нашествия, с этой мерой уже можно было столкнуться повсюду. Кроме избиений появилось клеймение: ворам выжигали букву «В» на лице. Отсюда возникло известное выражение «на лбу написано». В Судебниках Рюриковичей и Соборном уложении Романовых существовали телесные наказания за разные виды нарушений. В ходе преобразований Петра Великого жестокие кары стали ещё более разнообразными. Через «окно в Европу» к нам пришли шпицрутены и кошки, использовавшиеся в дополнение к батогам и кнутам. Воинский устав петровской эпохи полон самых изобретательных наказаний по отношению к служивым. Хождение по деревянным кольям, обрезание ушей и вырывание ноздрей, порка батогами и кнутом — вот лишь часть этого списка. Важным моментом являлась публичность наказания — например, на площадях. Нужно это было не только для унижения преступника, но и для устрашения зрителей.
Миф о «непоротом поколении»
Важную роль в истории отмены экзекуций в Российской империи мог сыграть «Наказ» «просвещённой правительницы» Екатерины Великой. Наказание, по мнению императрицы, не должно пугать людей — куда важнее исправлять виноватых мирными способами и возвращать на путь истинный. Поэтому, подчёркивала Екатерина Вторая, следует выбирать более мягкие меры и поощрять в населении стыд и совестливость, уважение к закону. В «Наказе» императрица заикнулась об отмене телесных наказаний для всех сословий, но быстро передумала. Гуманный документ остался таковым лишь на бумаге. Правда, привилегированным сословиям везло больше. Теперь человек мог избежать битья, доказав, что является дворянином.
Крепостных помещикам всё так же разрешалось бить «строго» (от 6 до 75 ударов) и «строжайше» (от 75 до 150).
Ещё ужаснее наказывали изготовителей фальшивых денег и бунтовщиков. Участникам пугачёвского восстания вырезали ноздри и ставили клейма. При Павле телесные наказания стали ещё популярнее. Придирчивый и требовательный правитель мгновенно пресекал даже самое ничтожное непослушание. При встрече с ним все обязались покидать свои экипажи, предварительно сняв верхнюю одежду. Те, кто этого не делал, получали до 50 ударов кнутом.
Со времён Александра система наказаний стала понемногу смягчаться. Ранее в официальных постановлениях не определялось конкретное число ударов во время экзекуций. Существовало лишь два варианта — «нещадно» и «жестоко». Остальное на своё усмотрение решал исполнитель, который часто «входил во вкус» и мог избить наказуемого до полусмерти. Александр повелел убрать эти слова и количество ударов в каждом случае назначать отдельно. В то же время по-прежнему сохранялась так называемая торговая казнь — прилюдное избиение на площади. Известен случай, когда отставной рядовой надел офицерский мундир с орденами и стал разъезжать по Нижегородской губернии, Объявляя всем, что он — незаконнорожденный сын Екатерины II. Самозванца быстро арестовали, приговорили к кнуту, клеймению и ссылке.
Воспитательный процесс
Отдельное место среди телесных наказаний занимали воспитательные меры, применявшиеся к ученикам. В 1804 году, после реформы образования, Александр попытался их запретить. Император мечтал сделать все учебные заведения похожими на Царскосельский лицей (образован в 1811 году), где учились Александр Пушкин и канцлер Российской империи Александр Горчаков. В лицее за провинности не били, а пересаживали на задние парты, лишали сластей во время приёмов пищи или, в крайнем случае, помещали в карцер. Однако уже в 1820-е годы запрет на телесные наказания был отменен. Теперь учеников били за плохую успеваемость, курение табака, прогулы и неуважение к преподавателям. Самым распространённым видом наказаний для детей являлись розги, в воспитательную силу которых многие верили на протяжении всего XIX века. Даже после проведения Александром II школьной и университетской реформ, полностью отменивших телесные наказания, многие учителя старой закалки продолжали «по привычке» грозить детям не только плохой оценкой, но и битьём.
Смягчение нравов
Когда в обществе возникла потребность в отмене бесчеловечных наказаний, власть медленно двинулась навстречу народу. В 1848 году министр внутренних дел приказал, чтобы при сильных морозах битьё не проводилось, а в 1851 году вышло постановление, чтобы при экзекуции рядом с обвиняемым всегда находился врач. С воцарением Александра II развернулись дебаты относительно отмены телесных наказаний. Предлагалось сохранить плети и клейма только для ссыльных, поскольку всех остальных битьё «скорее ожесточает, чем исправляет». 17 апреля 1863 года, в день своего рождения, Александр II запретил наказывать провинившихся шпицрутенами, плетьми, кошками, прогонять их сквозь строй и клеймить.
После освобождения крепостных власть над ними перешла к сельскому обществу и волостному управлению. Волостные судьи, избираемые из числа крестьян, должны были самостоятельно решать вопрос о наказаниях. Казалось, что теперь избиения прекратятся, однако крестьяне продолжали решать все проблемы именно поркой. К тому же от экзекуций освобождались лишь те из них, кто окончил курс в уездных училищах или высших учебных заведениях, а также волостные старшины, судьи, сборщики податей и старики. Розгами наказывали за пьянство, сквернословие, воровство, неявку в суд, побои и порчу имущества. По закону порка розгами сохранялась только для мужчин, но де-факто крестьянки страдали от них ничуть не меньше.
На протяжении последних десятилетий XIX века обсуждения относительно полной отмены телесных наказаний активнее всего велись земскими деятелями. В 1889 году произошла Карийская трагедия — массовое самоубийство заключённых на каторге, связанное с жестоким обращением. Наконец, с 1893 года в Российской империи от битья были освобождены все женщины, включая тех, кто находился в ссылке. В 1900 году Николай II отменяет порку для бродяг, а спустя ещё три года — запрещает плети для ссыльнопоселенцев. В 1904 году по случаю рождения наследника, цесаревича Алексея, был обнародован Высочайший манифест, даровавший крестьянам полное освобождение от розог. Как ни странно, распоряжением императора были довольны не все. Дело в том, что в 1912 году разразились дискуссии о возвращении розог и плетей в связи с участившимися случаями хулиганства в деревне. Как бы то ни было, возвращаться к старым порядкам Николай II не стал. Что касается телесных наказаний в армии и на флоте, то ещё до выхода манифеста, 5 августа 1904 года, они были исключены из числа последствий перевода в разряд штрафных солдат и матросов, как в мирное, так и в военное время. В последнее десятилетие существования Российской империи с телесными наказаниями было практически покончено. Эта мера распространялась лишь на преступников, которые сидели в тюрьмах и повторно нарушили закон.
О.Смирнова
-ö-ö-
Коптская книга ритуальной силы
Исследователи расшифровали древнюю египетскую книгу, в которой содержатся тексты молитв и заклинаний, назвав ее «Справочник ритуальной силы». Среди прочего, книга включает заклинания для любовных приворотов, изгнания демонов и лечения «черной желтухи» – болезни, которая могла привести к летальному исходу. Пергаментному кодексу, написанному на коптском языке, примерно 1300 лет.
Мальком Чоат (Malcolm Choat) и Ян Гарднер (Iain Gardner), ученые Маккоурийского и Сиднейского университетов в предисловии к изданию «A Coptic Handbook of Ritual Power» (Brepols, 2014) написали:
Это 20-страничный пергаментный кодекс, содержащий справочник ритуальных практик. Древняя книга «начинается с серии длинных молитв, которые сменяются рисунками и «словами силы». В книге также много заклинаний, предназначенных для изгнания злых духов, излечения недугов, а также призванных принести успех в любви и коммерции.
Например, для подчинения кого-либо кодекс рекомендует прочитать магическую формулу над двумя гвоздями, а затем вбить их в дверной косяк справа и слева.
Коптский «Справочник ритуальной силы» / Фото: Ms. Effy Alexakis, copyright Macquarie University Ancient Cultures Research Centre
Ученые полагают, что кодекс может датироваться VII-VIII веками. В это время большинство египтян было христианами, и в книге есть множество упоминаний Иисуса. Некоторые молитвы, возможно, связаны с гностической группой, которую называют сифианами. Сифиане процветали в Египте в первые века нашей эры и почитали Сифа – третьего сына Адама и Евы. Одна из молитв в кодексе называется «Сиф, Сиф, Христос живой».
Кодекс начинается с упоминания божественного имени Бахтиофа, объяснение которого остается загадкой. «Благодарю тебе и взываю к тебе Бахтиофа. Ты великий, неколебимый, господин над сорока и девятью видами змей», — говорится в заклинательной книге.
«Бахтиофа – двойственная фигура, он является великой силой и правителем сил материального космоса», — поделились своим мнением Чоат и Гарднер на пресс-конференции, посвященной публикации книги.
Источники свидетельствуют о том, что церковная иерархия считала сифиан еретиками, и к VII столетию они почти полностью исчезли.
Исследователи полагают, что кодекс, содержащий смесь сифианских и ортодоксальных христианских молитв, может представлять собой переходный документ, написанный до того, как все сифианские молитвы были исключены из магических текстов. Они также отмечают, что есть и другие тексты, сходного характера, но в них меньше сифианских и больше ортодоксальных черт. По мнению исследователей, происхождение молитв и 27 заклинаний различно, однако позже они были соединены с целью создания «инструмента ритуальной силы».
Коптский кодекс магических заклинаний V-VI веков из Миланского археологического музея
Кто использовал кодекс? Однозначного ответа нет. Но это не обязательно должен был быть монах или священник. Речевые обороты заставляют предполагать, что книга написана мужчиной, но пользоваться ею могли и женщины. Профессор Мальком Чоат отметил:
Полагаю, что и за пределами клира были люди, которые использовали магические практики, однако их идентичность скрыта от нас, так как они не хотели, чтобы их называли магами.
Происхождение кодекса также остается загадкой. Университет Маккоури купил его в 1981 году у продавца древностей из Вены Майкла Факельмана, но где тот раздобыл кодекс — неизвестно. Стиль письма показывает, что книга происходит из Верхнего Египта. Возможно, она была написана в окрестностях Гермополиса. В настоящий момент кодекс хранится в Музее древних культур Университета Маккоури в Сиднее.
-ö-ö-
Худой мир лучше доброй ссоры: как американцы русских мирили
Сайентологи ополчились на «Южный парк»
Скандальный юмор нашумевшего мультсериала «Южный парк» давно уж стал объектом неодобрительных замечаний записных американских блюстителей морали. В то же время ушлые ребятки – герои мультика – стали культовыми как для большинства штатовских подростков, так и для их старших соотечественников.
Создатели одиозного мульта Мэтт Стоун (Matt Stone) и Трэй Паркер (Trey Parker) никогда не отличались ни политкорректностью, ни веротерпимостью. Под их пародийный обстрел не раз попадали звезды шоу-бизнеса, политики высшего ранга, религиозные деятели. Наверное, такое паблисити их не слишком радовало, однако нельзя отрицать и того, что, будучи слегка помятыми в сериях мультфильма, знаменитости получали и дополнительный «пиар». На том и успокаивались. Однако американские сайентологи, вооружившись знаменем с образом Тома Круза, одного из своих адептов, пошли дальше.
Камнем преткновения стала сцена из последней серии мульта, где красавчик Круз, закрывшись в шкафу с основателем сайентологии Роном Хаббардом, обсуждает с ним свои актерские способности. Бывшая жена Тома Николь Кидман и другой известный сайентолог Джон Траволта в это время безуспешно пытаются выманить его из шкафа.
Забавно, но в целом ничего особенного. Однако Круз пригрозил, что не будет участвовать в промо-кампании к блокбастеру "Миссия невыполнима-3", где сейчас снимается, если мультфильм, где высмеивается его приверженность сайентологии, увидит свет. Такие выпады стали возможны потому, что у кинокомпании Paramount, где снимается "Миссия", и у выпускающей компании "Южного парка" Comedy Central один хозяин – корпорация Viacom.
Несмотря на то, что пресс-секретарь Круза опроверг подобную информацию, заявив, что актер никогда ничего подобного не говорил, серию "Южного парка" под названием Trapped in the Closet, в которой Стоун и Паркер «покусились на святое», хозяева сериала все же сняли с телеэфира. Теперь и реклама третьей «Миссии» не будет сорвана, и собратья «суперагента Итена Ханта» по учению получили свою долю промоушена.
Масла в огонь подлил и известный соул-певец Айзек Хейс (Isaac Hayes), который на протяжении десяти лет озвучивал Шефа, неунывающего повара школьной столовой. Озвученная певцом причина его ухода из мультфильма сводилась к тому, что ему глубоко претят пародии на религию, которые позволяют себе безбашенные Стоун и Паркер. Похвально, спору нет. Однако нельзя не отметить, что обострение борьбы за свободу вероисповедания проснулось в Хейсе (также известном сайентологе) не после первой же серии, когда Христос и Санта-Клаус дрались на дуэли с использованием приемов из арсенала восточных единоборств, а когда сатира коснулась именно доктрины Хаббарда.
В итоге в нужном ключе выступили и сами Мэтт Стоун с Треем Паркером. Аниматоры выпустили публичное обращение в связи с отменой телепоказа последней серии: «Сайентология, ты, возможно, выиграла ЭТУ битву, но вечная война за планету Земля еще только началась. Твои жалкие потуги спасти род человеческий обречены на поражение!»
Несомненно, наречение «спасителями рода человеческого» польстило апологетам учения Рона Хаббарда.
Свежие комментарии