На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Славянская доктрина

6 504 подписчика

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Трамп: Если бы русские хотели, Киев давно бы лежал в руинах После переговоров российской и американской делегаций пр...Заметка о повадка...
  • Юрий Ильинов
    «Европейцам может аукнуться пособничество бандеровцам»: Захарова сообщила о завершении первого этапа переговоров в Эр...Заметка о повадка...
  • Юрий Ильинов
    Bloomberg: Россия сохранит свои военные базы в Сирии Несмотря на смену власти в Сирии, Россия сохранит свое военное ...Олени в свете фар...

Снова пешком? Китайские автомутанты в российской армии

Снова пешком? Китайские автомутанты в российской армии

Хотя что там — непонятное… Всё очень даже ясно и понятно. Нас ждут очередные изменения в автопроме, а армия, судя по всему, останется без внедорожников легкого класса. Хотя они и так присутствуют на вооружении чисто символически.

Судя по всему, затяжная полоса кризиса, в которой оказался Ульяновский автозавод, окажется в итоге финишной чертой. Предприятие работает практически на издохе, выпуск автомобилей уменьшается, объемы производства за 2024 год упали на 60%. В январе 2025 года с конвейера сошел 1 281 автомобиль.




Говорят о том, что УАЗ вообще работает в минус, выручают только поставки в армию. Но и здесь есть нюансы.

В СМИ прошла информация о том, что остановлена сборка УАЗ-452 или как там его сейчас именуют, важны не циферки, а суть. «Буханка» уходит в прошлое, простояв на конвейере практически без изменений с 1965 года, то есть 60 лет. Останется вроде бы «отверточная» сборка для желающих, но и тут есть свои моменты. Такие, что «отверточная» сборка единичных экземпляров абсолютно невыгодна. Намного проще ввозить из Китая готовые машинокомплекты и собирать из них очередные авто, сложно произносимые и столь же сложно ремонтируемые. И не очень долго живущие.

Правда, и сегодня российские машины не совсем такие российские. Двигатель ЗМЗ 409051 внутри состоит совсем не из российских комплектующих, и если раньше присутствовали изделия корейской фирмы Dong Yang Piston, то чем их заменяют сегодня, догадаться не сложно.

Ну а 5-ступенчатая механическая коробка передач BAIC, которая устанавливается на все автомобили УАЗа, просто честно китайская. Что по большому счету остается после замены двигателя, трансмиссии и проводки на импортные? Ну да, кузов и рама. И колеса. Для отечественного автомобиля, идущего на вооружение армии, честно признаем, немного.

Ладно, «Буханка», а «Патриот»?



Помню свой опыт общения с официальными представителями УАЗа в своем городе в 2015 году, когда друзья из бригады «Призрак» попросили рулевую колонку им подогнать на одну из машин, не вовремя нашедшую колесом противопехотную мину. Было очень интересно узнать, что WIN — это вообще никому не интересно, если я принесу рулевую, то под нее будет подобрана колонка. Потому что есть (на тот момент) немецкие, корейские, китайские, российские. Всего 14 видов. Так что рулевую в зубы и добро пожаловать, помогут со всей радостью и тщанием.

Сегодня, конечно, никаких немецких и корейских запчастей в российской природе не существует. Уже лучше, потому что легче.

Но чем легче и лучше в армии — вот это вопрос. И как этот момент вообще будет решаться? «Патриот» уже доказал свою небоеспособность полностью, это машина не для переднего края. И тут дело не только в абсолютно ненадежной коробке и откровенно слабом двигателе.

Как пояснил один офицер-артиллерист, купивший в моем городе «Паджеро» аж 1997 года, но в идеальном состоянии, японский внедорожник имеет огромное преимущество перед «Патриотами»:
- реально проходимец;
- V6 3,0 с его 200 и более «лошадок» позволяет уйти от коптера на прямой;
- спокойно тащит миномет, в случае коптера миномет приходится отстегивать тросом из салона;
- надежный и простой в обслуживании.

Но и это не самое важное. Самое огромное преимущество «Паджеро» перед «Патриотом» — в японской машине, созданной этой не самой крупногабаритной нацией, спокойно садится и ведет ее 120-кг кабан-минометчик в плитнике и с автоматом. Автомат шикарно задвигается слева/справа между стойкой и креслом, и в случае попадания или еще какой неприятности водитель и пассажир вываливаются из дверей во всеоружии, причем автомат идет прикладом вперед!

В «Патриот» сесть в броне можно. Если у тебя размер 46-48. У всех, кто больше, — проблемы. Ну и надежность «Патриота», ставшая притчей во языцех с самого момента появления этой машины.

Потому и скупают японские пикапы и внедорожники для своих целей участники СВО, так что уже запрещать использовать такую технику начали. Почему — непонятно, но это уже отдельный вопрос. «Хайлюкс», уже невзирая на поколение, свыкся с тем, что в кузове что-то да устанавливают, от крупнокалиберного пулемета до автоматических пушек и РСЗО. Судьба такая.






УАЗ тоже примерял на себя различные средства поражения и уничтожения.


Вопрос в том, что в кулуарах обсуждается откровенно огромное количество недостатков «Патриота», начиная с того, что в рекордно короткие сроки растягивается цепь раздатки, и заканчивая уже привычной способностью «Патриота» проржаветь и сгнить за такое время, за которое китайские машины только тускнеть начинают. Плюс абсолютно убогая разгонная динамика и скоростные качества, которые в наше время очень и очень важны.

В общем, не очень.

В итоге получается вот такая обстановочка: в январе выпустили 1281 машину. 574 штуки – это «буханка». В СВО берут, с матом, но берут, потому что альтернативы, увы, нет и не предвидится. Машина ближнего тыла, на передовой ей делать вообще нечего, дроны, как говорится, бьют влет: скорости нет, всего остального типа маневренности тоже нет. Но тихонечко перемещать личный состав и какие-то материалы «буханка» может. Особенно в условиях осенне-зимне-весенней грязи. Несмотря на общую хлипкость (спасибо китайским комплектующим) и неудобность. Машина взводного снабжения.

Но «жарко летом, холодно зимой» — да, там в Уставе про «буханку» прописано насчет тягот и лишений военной службы. А «буханка» — это вот и есть олицетворение тягот и лишений.

Да, есть же еще и «козел», он же УАЗ-469, он же импортно обозванный «Хантером».



Армия в ужасе от него отказалась еще лет 15 назад, в 2010-м, если не изменяет память. Причины всё те же, что и для «буханки», но «Хантера» приговорил «Патриот», у которого были хотя бы претензии на комфорт.

В январе этого года в Ульяновске изготовили вручную аж 14 «Хантеров», что говорит о том, что «Козлик» отпрыгал свое и покупать за полтора миллиона машину, практически не изменившуюся за 50 с лишним лет в лучшую сторону, в России никто не горит желанием. Уж если военные отказались – всё, как говорится, сливай воду.

Вообще, конечно, изменения произошли. Салон стал более «современным», руль — пластиковым, а двигатель и КПП — китайскими. Так себе в целом.

И вот вам ситуация: «Хантер» реально все, «Буханку» берут, но из-за особенностей своих машина перестала быть универсальным помощником военного, потому и с ней решили «завязать», а «Патриот»… Да будут брать, куда денутся. У нас не Китай, где больше сотни автопроизводителей, выбирать не из чего.

К сожалению, у нас со многим для армии так: берите, что дают, а не то, что вам реально нужно. Вот потому и берут сегодня военные и «Паджеро», и «Хайлюксы», и «Хайайсы». Всё, что может быстро и надежно перемещать из точки А в точку Б необходимое.

А какие вообще планы в Ульяновске?


2024 год стал годом ударного капиталистического труда, в результате чего из ворот завода вышло 35 975 машин. Сколько из них отправилось на СВО, сказать точно нельзя, но то, что все 14 700 «Буханок» всех модификаций ушли именно на Запад, так говорят на заводе. «Патриоты» ушли и в розничные сети, хотя специально заскочили к нашим дилерам – стоят машины 2023 года выпуска. И уже хорошо так тронутые ржавчиной. Ну действительно, кто это купит за 1,6 миллиона… Только Армия России.

Если применить калькулятор, то в среднем УАЗ выпускал по 3000 машин в месяц. Кроме января 2025-го, когда выпуск упал более чем вдвое. Видимо, в том числе и из-за невостребованности «Патриотов» на «гражданке». Дилеры не берут, поскольку автокредитование получило сильный удар ключевой ставкой, а за деньги такое счастье никого не привлекает.

Но нас не особенно интересуют салоны и прочие вещи, наше дело – обороноспособность страны и, соответственно, оснащение нашей армии.


«Отверточная» сборка «буханки» — это так себе идея в целом, потому что в таком случае о выпуске тысяч машин надо будет забывать. Как транспортное средство, повторюсь, УАЗ-452 (и неважно, какие там новые цифры принято писать, суть старая) лучше, чем ничего, принцип комплектации армии сохранен. Убрать «буханку» — не будет ничего. Либо гонять большие грузовики, что само по себе просто глупо.

«Патриот» будут делать, но по заводу ходит информация, что будут устанавливать китайские дизели HFC4DB21D1 от фирмы JAC, уже «отлично» зарекомендовавшей себя «Москвичом». А к двигателям будет идти 6-ступенчатая КПП. Механическая, естественно. И вишенка на тортике – мосты от JAC. И передний, и задний. Вроде бы копии мостов от «Тойоты» 70-й серии.

На УАЗе откровенно этой информацией обеспокоены, поскольку ликвидация производства неразрезных УАЗовских мостов, которые к тому же играли роль стабилизаторов поперечной остойчивости весьма неплохо, убьет литейное производство и металлообработку на заводе. Специалисты пойдут на улицу, а что делать с цехами — то собственник что-то придумает.

И здесь еще одна интересная информация. В январе (именно когда приняли решение остановить выпуск «Буханки», вот совпадение!) началась пока опять же «отверточная» сборка китайских пикапов от все того же JAC. По ходу, эта фирма решила крепко пустить корни на российской земле.

Собирать планируют JAC моделей Т6 и Т8. Локализация, естественно, нулевая, машинокомплекты приходят из Китая и просто собираются в Ульяновске.




Насколько вот эти красавчики могут заинтересовать покупателя при цене от 2,5 до 3,5 миллионов рублей, сказать сложно. Но то, что им в армии не место, — это факт.

Говоря о том же «Паджеро», была же его армейская версия? Была. Сильно отличалась? Ну, судите сами.



Разница как бы видна и ощутима. Кстати, китайские армейские внедорожники тоже очень сильно отличаются, они как вот с этого японского скопированы. Но это так, к слову.


У нас же речь идет о том, что в армии должны служить не рахитичные мальчики, а нормальные такие мужики. Не лакированные «дорожники», отдаленно похожие на джипы, а именно внедорожники, способные работать в условиях боевых действий с максимально возможной эффективностью.

Жирно хочется подчеркнуть – отечественные автомобили, с ремонтом которых не надо ждать пару месяцев, пока китайские партнеры пришлют запасные части. Хотя сегодня ожидание железок из китайских каталогов может затянуться на большее время очень даже запросто.

Но с отечественным как-то не задается. В 2020 году были внезапно свернуты все работы по бензиновому двигателю на базе 406 блока, который по проекту должен был выдавать 180-200 л.с. В 2016 году на ЗМЗ прекратили выпуск дизельного мотора ЗМЗ-514, который пытались сделать работоспособным аж с 1978 года и к 2006 году, заменив больше половины комплектующих на немецкие, добились приличного результата. Система питания Bosch Common Rail и поршни Mahle смогли обеспечить приемлемую мощность в 114 л.с. и 270 Нм крутящего момента. При «своих» наработках дизель больше 90 «лошадей» выдать не мог и не отличался надежностью.

Но увы, о ЗМЗ-514 во всех вариациях можно забыть. Он не нужен топ-менеджерам компании «Соллерс», которые выкупили контрольный пакет акций ЗМЗ и УАЗа у предыдущего владельца, Вадима Швецова. Случилось это знаменательное событие в июне 2022 года, когда на Россию посыпались санкции в связи с СВО. Швецов, как имеющий бизнес в других странах, предпочел расстаться с активом, поставляющим технику армии.

Заодно в корзину отправились все наработки по новой раме для «Патриота» с пружинной подвеской спереди и сзади.

В итоге единственное, что может предложить армии УАЗ, – это «Патриота», который представляет собой что угодно, но не отечественный автомобиль. Что «родного»? Рама, мосты и кузов. И пока еще 409-й двигатель, который, признаем, наполовину «китаец». КПП и раздаточная коробка – китайские. Электрика, электроника, подшипники, сальники, пыльники, ремни – всё китайское. Ах да, фары, сделанные на заводе «Бош» в Рязани, почти что российские. Потому на них, кстати, жалоб нет. Хорошо светят.

В перспективе 409-й мотор меняется на двигатель от JAC, мосты меняются на китайские, МКПП-5 меняется на МКПП-6 тоже китайского производства – и всё. Отечественный внедорожник для армии России, на 90% состоящий из сделанного в Китае, готов к службе на благо страны.


Хорошее импортозамещение. Более чем достойное, надо отметить.

В итоге китайская «буханка» армии не достанется, даже если и будет нужна, про «Хантер» забыли, «Патриот» превращается в ломучего и вечногниющего внедорожника китайского производства.


Однако практика СВО уже показала, что медленный и неуклюжий УАЗ-452, да еще с китайским мотором и КПП – это несколько не та техника, которую могут эффективно использовать российские военнослужащие даже для таких операций, как доставка раненых или подвоз продуктов и боеприпасов.

Что касается «Патриота», да еще и в качестве боевого автомобиля, с вооружением — простите, но в такой комплектации это смотрится просто смешно. И тут начинаешь понимать тех военнослужащих, которые за свои деньги покупают старые «Тойоты» и «Мицубиси». Им, военным, надо выполнять боевые задачи, а для этого, увы, старый японский внедорожник подходит значительно лучше китайского «Патриота». Более быстрые, удобные, а главное — надежные японские машины предоставляют возможности, которые китайцам недоступны по определению.

Конечно, сразу всё в пропасть не рухнет. Как всегда, какое-то время положение с автомобилями в армии будет держаться за счет того, что уже есть. Но рано или поздно СВО… Нет, не прекратится, оно на время затихнет. Да, как это было после «Минска-1 и 2». Здесь будет практически один в один, потому что дорожка накатанная. Утихнут боевые действия, какое-то время всё будет относительно тихо, затем генералам, как обычно, придет в голову «убрать неуставные самоделки», «Тойоты» и «Мицубиси» исчезнут и… И в случае очередного обострения выяснится, что автотехники катастрофически не хватает.

Можно долго не рассуждать на эту тему, линия поведения здесь только одна: быстрая и беспощадная национализация ЗМЗ и УАЗа. И передача под контроль государства, ибо лучше пусть всеми автоделами для армии управляет «Ростех», чем кучка анонимных ушлых топ-менеджеров, купивших акции заводов у владельца.

Иначе я вообще очень плохо представляю, как эти китайские конструкторы «Сделай сам, если очень надо» будут воевать.
наверх