ЛЕНИНГРАД - ПЕТРОГРАД - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ-...?
Закончите логическую цепочку.
"Ха"!!! - Скажет 99,999% образованных граждан - "Пётр-забодай его комар-Первый, заложил град в устье Невы и нарёк его Санкт-Петербургом, это же каждый школьник знает, а избранным специалистам известно, что сам Пётр называл город: - "Мой вертоград"!

"Ха"!!! - Скажет 99,999% образованных граждан - "Пётр-забодай его комар-Первый, заложил град в устье Невы и нарёк его Санкт-Петербургом, это же каждый школьник знает, а избранным специалистам известно, что сам Пётр называл город: - "Мой вертоград"!


Не... ну есть конечно одна чудачка sandra_rimskaya, которая выдумала какой то там "Ксикрик" на реке "Новогор", но это же не серьёзно. Один из критериев научности знания не допускает признание факта таковым, если он получен из одного единственного источника. Вот если бы существовали и другие факты, хотя бы газетные заметки допетровской эпохи с упоминанием этого самого "Ксикрика", обёртки от карамели "Ксикрик", или былины, предания...
Всё это так, но мозгу не прикажешь, и он вне зависимости от моего настроения, продолжает искать ответы на вопрос о том, откуда же Сандра могла взять эту версию с прежним названием Петербурга?
Один из методов познания - проникновение в суть названия. В названии всегда заложен смысл, который позволяет узнать очень многое. Какоё же смысл в слове "ксикрик" для русского уха? Да никакого, кроме того, что когдато в русском алфавите существовала буква "КСИ", которая ныне неиспользуется нигде, кроме как в церковнославянском.
Ага... Тут придётся вспомнить, что такая же буква есть и в греческом альпабете:

Что то она напоминает, не находите? Вспомнилась мне одна из "аегельских" азбук:

Лингвисты сами находятся в жутком замешательстве от этой абракадабры, наверное потому и отнесли эти знаки к сказочной анжельской письменности, однако наши учёные, доказали, что это и есть один из вариантов начертания рун Макоши:

Итак... Буква "ИЕ", она же цифра "1", наверняка не случайно совпадают с греческой и русской буквами "КСИ". Судя по всему, она имела важное значение, раз первая по списку. Кроме того, приставка "ИЕ" присутствовала в словах, котрым определено главенствующее значение. ИЕрархия, ИЕромонах (старший солдат монах), и т.д.
Почему "ИЕ"? Да потому, что ранее в русском языке гласные буквы зачастую были дифтонговыми. Именно благодаря этому обстоятельству, вероятно, возникло разночтение6 - как правильно говорить, "Русь" или "Рось"? Второй буквой в названии племени была буква "ОУКЪ", которая читалась как "ОУ".

Отсюда и два варианта названия всей страны:
- РОССИЯ и
- РУСИЯ
Так где же мы ещё видели эту главную букву "ИЕ", с позывным "КСИ"?

Ну конечно, куда уж тут без финикийцев. Вся прогрессивная Европа ломала голову, для чего же у них в хозяйстве фломастеры, но вот пришли умные финикийцы из деберей Африки, и научили всех писать. Ну не в смысле писать, а рисовать символы.
Представьте необитаемый остров. На острове примитивное племя, использующее в качестве орудий обломки костей, заточенные палки и булыжники. Вдруг штормом прибило к их баунти лодку, а в лодке.... И ножи, и топоры, и ножовки, кирки, лопаты, и всё такое интересное. То-то праздник будет у людоедов! Боги им послали подарок!
Очевидно и письменность для европейцев была таким же подарком. Впрочем не важно, финикийцы поугорали над европеями, или дети Макоши, но так или иначе, подарок состоялся. И общность букв древних азбук говорит о существовании некогда, единой протокультуры.
И тут самое время поискать древние письмена, где "ИЕ" использовалась. Это, самое интересное...

Это великий хан Тартарии Тимур, он же Тамерлан. На царской шапке, не крест, как у более поздних руководителей, а именно "КСИ", которая "ИЕ".

А на маковках дохристианских храмов Роуси - одного из субъектов Тартарской Федерации, красовалась снова она-же, "ИЕ".
Мало того, эта "буковка" и по сей день украшает купола некоторых церквей. Около года назад, мне присылали фото церквушки в небольшом городке на западной Украине, там на куполе именно такой символ! К сожалению, отыскать это фото мне сейчас не удалось, слишком много накопилось, неразобранного материала. Просто поверьте на слово.
По всему получается, что какая то связь между первой частью слова КСИкрик, и загадочным символом, именуемым в Европе "папский крест", вполне может существовать. А что же со второй частью слова "криик"?
Ничего другого, кроме английского слова на ум не приходит.

Но насколько мне известно, у этого названия есть и другие значения. В Австралии многие реки носят составные названия, например Крокодйл крик, что значит крокодилья река. Кроме того "Крик", это и ерик, и протока, и пересохшее русло. Кстати, есть мнение, что скандинавское имя Эрик, не что иное, как прозвище, которым нарекали мальчишек, родившихся в лодке, плывущей по реке.
А "река", рядом с "КСИ", это уже кажется не простым совпадением, если речь идёт о городе на берегу реки. Петербург же называют "городом на Неве"! Сандра говорит, что река называлсь "Новогор". Неважно точно она озвучила, или закралась ошибка, какая то, но неизменно одно - река эта НОВая. Так почему тогда НЕва, а не НОва?
Да потому, что как не крути, а речь идёт именно о НОВОЙ реке. На старых еврокартах река называется NEWUS. Как по английски новый? Правильно, NEW!! А Князя Александра Ярославовича как прозвали? Правильно, NEWский. Кто-то ещё сомневается в том, что английский язык вторичен по отношению к русскому?
За что, только прозвали, неясно. Говорят, что шведов разбил на Неве... Но во первых, Швеции тогда и в помине не существовало, а во вторых. битва была на Ижоре, а не на Неве. Знать у прозвища-то иная история, и иное толкование, смысл. Не всё мы знаем, о том, почему Невского даже христиане считают совим святым.
Так я размышлял, сравнивал, сопоставлял, искал связи, в общем занимался мозговой деятельностью, которую вряд ли можно считать продуктивной, однако и бесполезной её тоже не назовёшь никак. Но теперь, наверное, пришло время прекратить все поиски, потому что недавно случилось нечто...
В одной далёкой стране у меня есть друг, с котрым я общаюсь по скайпу. Не часто, но каждый раз происходят дивные дела. Вот одно из чудес, которе произвело на меня неизгладимое впечатление. Это было то, ради чего археолог годами просеивает прах земной. Изо дня в день кости, черепки, мусор всяческий, и вдруг.. Раз! Золотое ожерелье! Вот примерно то же самое я испытал, когда друг рассказывал о своей новой знакомой, которая приехала из Германии.
Сто-процентная фрау, ни слова не знающая по русски, слыхом не слыхавшая о том, кто такая Сандра Римская, рассказывая о своей семье, поведала и о своих родителях. Оказывается, два года назад её папа скончался в возрасте за девяносто. Но ему не всегда было девяносто. А когда он был молодым офицером, партия послала его под командованием Вильгельма Риттера фон Лееба завоёвывать Ленинград...
Друзья! Сядте, если стоите... Наберите в лёгкие воздуха.... Готовы?
Фрау обмолвилась, что её папа, вспоминая своё посещение России, никогда не называл Ленинград Лениградом. И Петроградом он его не называл. Даже Петербургом не называл, как было принято тогда у немцев. Он говорил, что все его друзья, и он вслед за ними называли город на Неве, не иначе как
КСИКРИК
Занавес!
Вот он тот момент истины, когда мир переворачивается. Немолодая бюргерша никак не могла знать этого слова из других источников, а это значит, что был ещё как минимум один человек на Земле, знавший, что Ленинград, на самом деле, назывался Ксикриком.
Ну что? Продолжате считать, что Сандра "великая сказочница"?
ß
ПОСЛЕДНИЕ 1000 ЛЕТ
Статья Михаила Волка.
Главная "христианская" святыня Киева:

Главная "христианская" святыня Киева:

ЗМИЕВЫ ВАЛЫ. НАКОНЕЧНИК РУССКОГО КОПЬЯ
Оригинал взят у cycyron в Змиевы валы. Наконечник русского копья
Оригинал взят у psyont в Змиевы валы. Кто и против кого строил.
Оригинал взят у astlena в Змиевы валы. Кто и против кого строил.
Оригинал взят у yar46 в Змиевы валы. Кто и против кого строил.
Оригинал взят у bortnikk в Змиевы валы. Наконечник русского копья.
Многовековая угроза татарских набегов настолько въелась в русского человека, что сильно мешает верно воспринимать русское прошлое, когда этих татар ещё и в помине не было.
А Византия то с Русью воевала ещё до Рюрика!
Оригинал взят у psyont в Змиевы валы. Кто и против кого строил.
Оригинал взят у astlena в Змиевы валы. Кто и против кого строил.
Оригинал взят у yar46 в Змиевы валы. Кто и против кого строил.
Оригинал взят у bortnikk в Змиевы валы. Наконечник русского копья.
Многовековая угроза татарских набегов настолько въелась в русского человека, что сильно мешает верно воспринимать русское прошлое, когда этих татар ещё и в помине не было.
А Византия то с Русью воевала ещё до Рюрика!
Происхождение и назначение Змиевых валов продолжает оставаться предметом бурных научных и сетевых обсуждений.
Основных версий две:
1. Римские укрепления, построенные императором Траяном.
2. Русские укрепления, построенные для защиты от кочевников – хазар, печенегов и половцев, которые наваливались на Киевскую Русь.
Другие версии не рассматриваются вообще.
Хотя, чего проще то? Обведи укрепления по краям, поставь стрелки поперёк валов и стен, и по совокупности стрелок увидишь, откуда ворог пёр нахрапом.
Ни стенку, ни вал никто просто так делать не станет – они строятся строго поперёк направления удара. Небольшие отклонения могут быть из-за складок местности – река, лес, болото, горная гряда.

Некоторые линии смотрят на запад, некоторые – на юго-запад, некоторые – на юг. Но утверждать, что линию Зигфрида немцы строили для защиты от нападения со стороны Швейцарии почему-то никому не приходит в голову.
Смотрим на линию Маннергейма:

Возле Ладоги часть укреплений смотрит аж на юго-запад. Но никому в голову не приходит утверждать, что Маннергейм свою линию строил для защиты от нападения поляков!
Но почему историкам ничто не мешает размышлять именно так в отношении Змиевых валов?!
При этом Змиевы валы на карте показываются на очень маленьком отрезке, без привязки к более большой карте.
Достаточно я наговорил – смотрим на карту.
Вот обычная карта, которую приводят везде и всюду:

Как видно, укрепления прекрасно увязаны с руслами рек – естественных преград. И закрывают Киев с юго-запада, юга, и юго-востока.
То есть римского императора оставляем в покое – укрепления строили русские князья.
Что остаётся - для защиты от кочевников, то есть печенегов, половцев или хазар?
А вот тут давайте немножечко вглядимся в карту.
Чем больше линий обороны, тем более жирную стрелочку я поставлю.
Смотрим на карту вновь:

Поясню.
На крысах проводили следующий опыт: клали кусок сыра и ставили между сыром и крысиной норой узкие воротца, через которые крыса пролезть не могла, но которые свободно могла обойти. Ни одна крыса не обошла воротца, чтобы взять кусок сыра сразу и полностью. Только по кратчайшему пути от норы до куска, отщипывая по кусочку.
Собственно, набег должен осуществляться таким же образом – по кратчайшему пути налетели и по нему же быстро смотались обратно. Любая лишняя верста – это потери. Потери на кормёжку себя, своих лошадей, захваченных пленников. Любой крюк – это открытые фланги, это возможность для погони перехватить на полпути и отбить своих. Вплоть до полного перекрытия пути к родным кочевьям.
Но те, кто утверждают, что Змиевы валы строились от кочевников, предлагают этим кочевникам заходить с юга. В то время как вся восточная сторона от Киева открыта почти полностью – там всего один ряд укреплений. Зачем заходить с юга, открывать бока, а потом тащиться в пресловутое Дикое поле, в котором спокон века оседали все эти кочевые племена, когда от этого Дикого поля на Киев прямая дорога? Там же лесов и тысячу лет назад не было!
Переходим на большую карту с наложением рисунка с валами:

Или кочевья печенегов и половцев располагались к югу от Киева?
Но тогда что мешало этим ребятам, однажды уперевшись в стены укреплений, откочевать в другую сторону и навалиться с почти открытой восточной степной стороны? Тем более со стороны той же Хазарии?
Ничто не мешало. Если валы строились от кочевников, то тогда бы Киев был опоясан рядами укреплений со стороны степей. Но восточная сторона, открытая Дикому полю, укреплена слабо. В отличие от множества валов, прикрывающих Киев с юга и юго-запада, с восточной стороны валы присутствуют только ради того, чтобы предотвратить прямой бросок набега и заставить делать столь невыгодные крюки. Поэтому кочевая угроза явно не была основной, раз ей уделялось столь мало внимания.
Раз кочевники – второстепенная угроза, то тогда кто – основная?
Очевидно же!
Та самая, с которой постоянно воевали киевские князья – Византия.
Если забываем про кочевников и вспоминаем, кому Олег Вещий приколотил щит на ворота столицы («чтобы помнили»), то всё становится на свои места:
1. Направление основного удара перекрыто несколькими рядами (Курская дуга, линия Зигфрида – примерам несть числа)..
2. По мере удаления от направления основного удара количество укреплений уменьшается. И это оправдано – противник растягивается вдоль укреплений и постоянно открыт для вылазок. Когда дойдёт до слабого места, то будет измотан. И даже если прорвёт рубеж, то до Киева ему ещё тащиться и тащиться – есть множество возможностей, как изрядно насолить, так и стянуть войска к «мати городов русских» и устроить «приятную» встречу.
Не забываем, что Змиевый вал - это не только стена, но это ещё и… Дорога!
Да! Пока византийские лошадки месят копытами степную грязь, киевские дружинники спокойно катаются по настилу прямо по стене, закрытые частоколом от вражеских глаз. Можно перебрасывать значительные силы в любую сторону – на место они прилетят свеженькие, даже не надышавшись степной пыли.
Забрались византийцы на вал в одном месте?
За ним ждёт ещё одна такая стена. А справа и слева от прорыва просто закрываются проходы в сторожевых башнях – наступай, пробуй!
Переваливают через вал – оказываются «мешке». Впереди – второй ряд валов, справа и слева – такие же валы, сзади – только что преодолённый ров. Из пространства, которое можно захватить, все уже давно смотались. А чтобы выйти на Киев, нужно брать ещё один рубеж, потом ещё один…
И там тоже, кроме вооружённых и готовых к бою дружинников, никого уже нет. А в Киеве уже ждут дорогих «гостей» - смолу варят. Как без угощения-то?
И потом все взятые большой кровью укрепления равно придётся бросить, если цель – захватить рабов и имущество. Закрепляться, тянуть припасы из Болгарии по открытой степи, зимовать в конце концов, имея перед носом серьёзного противника, который может подтянуть силы из тыла? Тяжковато!
Поэтому Киев с его укреплениями был как кость в горле у Византии – он начисто перекрывал возможность любого похода на север.
А судя по тому, как рьяно возводились укрепления, то желающих «прогуляться» в этом направлении хватало с избытком.
И именно этому положил конец Вещий Олег, сказав своё «Се буди мати градомъ русьским». То есть не «матерью городов русских», а опорой русских укреплений – Змиевых валов.
Теперь о том, как строились эти укрепления.

Как известно из раскопок, валы представляют собой деревянные срубы, заполненные землёй и обсыпанные ею со всех сторон. Объёмы земли – миллионы кубов.
Воображение рисует множество невольников, согнанных со всех подвластных руси краёв, пашущих над этими укреплениями. Счетоводы уже считали количество кубов, количество лопат, количество людей и так далее.
Можно конечно представить, что численность населения в прилегающих к Киеву областях была в несколько миллионов человек, как сейчас, то сразу эти миллионы кубов земли становятся вполне выполнимой задачей.
Либо полагаем, что у каждого работника имелся в наличии трактор или экскаватор.
Шутка? Да нет. Если всё-таки взглянуть на всё это глазами сельского жителя, то трактор мощностью в одну лошадиную силу имелся у каждого строителя Змиевых валов.
Выбрасывайте из головы все эти картинки с мужичками с топорами в руках, сидящих на частоколе, или что-то поднимающих в башни – все тяжести поднимала ЛОШАДЬ. С её же помощью наверняка обтёсывали брёвна, ставили их в ряды частокола и укладывали в клети. Никто там пупок не надрывал – верёвка из прочнейшей русской пеньки и требуемое количество лошадок.
Точно также никто не махал деревянной лопатой с железным наконечником с утра до вечера, углубляя ров и насыпая валы. Землю просто пропахивали. Потом рыхлый слой снимался каким-нибудь черпаком (ковшом, скребком или ещё чем-нибудь подобным – таких устройств пруд-пруди), и лошадка спокойно тащила его по помосту и опрокидывала в клеть.
Ручками придавали валам уже окончательный «товарный» вид.
Кто всем этим занимался?
Во-первых, щедро оплачиваемые плотники, с намётанным глазом и твёрдой рукой.
Во-вторых, обычные дружинники. Как известно, чтобы воин был готов к бою, его надобно нагружать. И если дружинник может лить пот во время учебных схваток, укрепляя мускулы, то как быть с лошадьми? Можно, конечно, по степи гонять до пены из рта. А можно умеренно использовать на тяжёлой работе. Силовая подготовка в чистом виде. Даёт столь необходимый боевому коню взрыв мышц.
В-третьих, селяне близлежащих сёл, которых всё это касалось напрямую.
Древесину же сплавляли по рекам с севера. Как доставляли до места стройки?
Опять же – пеньковая верёвка, коняшка и вскачь. Заодно вся кора об землю или снег стешется вместе со всякой гнилью и заразой.
Наши предки были очень расчётливыми людьми. Помните об этом!
Но даже с учётом возможной многочисленности населения и использования лошадей и волов, сделанное потрясает!
Представьте себе ожесточённость противостояния между двумя державами, потребовавшего таких затрат с русской стороны…
А теперь о самом главном. Первые валы возводились задолго до Рюрика и Олега. Увязанность валов в единую ловчую сеть для Византийского вторжения не оставляет сомнений в существовании мощного единого государства на просторах Русской равнины, способного оградить себя от непрошенных гостей во всех смыслах этого слова. И Киев был всего лишь наконечником направленного на юг закалённого русского копья. Нравится это кому-то или нет.
Развитое государство существовало здесь, на Русской равнине, задолго до Рюрика. Поэтому говорить о каком-то «принесении государства Рюриком» или, тем более, варягами, может только необразованный человек. Да ещё и страдающий слепотой ко всему прочему.
Почему потребовалось прятать Византию в качестве основного злейшего врага?
Одна причина имеется.
Получается, что в разгар противоборства киевский князь Владимир принял идеологию врага и заставил принять её своих подданных...
ß
ТРОПОЮ ТАЙНЫНОТ АТАНА. ЧАСТЬ 8
ТРОПОЮ ТАЙНЫНОТ АТАНА. Часть 8
"Не пытайся нахрапом понять смысл услышанного, ибо почти всё, сказанное человеком, есть ложь. Подожди, пока будет окончен разговор. И откинув слова, войди в их смысл, образ, внутреннюю суть. Только так тебе откроется Истина. Только так ты сможешь увидеть то, что сокрыто от остальных нагромождением звуков и слов...".Хранитель Полуострова, 1991 год.

Тундра. Опять тундра. И снова под нашими болотниками кочкарник. Мы с самого раннего утра корячимся по тундряку, направляясь в верховья Эпповеема, туда, где пасутся олени бригады Каковича. Старик всё-таки увязался с нами, и теперь чешет впереди, резво перебирая кривыми ногами, посмотрев на которые, люди придумали колесо. При этом старый то и дело начинает причитать, что ноги у него совсем не те, и что ходок он стал непутёвый с тех самых пор, как его ноги переехал трактор. И ходить то он совсем разучился, а ведь раньше не ходил, а бегал... И всё в таком духе. Он причитает, а мы чуть не материмся, пытаясь догнать "разучившегося ходить" старика! Как же он бегал раньше-то, со здоровыми, не сломанными ногами??? И можно ли было за ним тогда вообще угнаться, если сейчас мы изо всех сил напрягаясь, бежим за ним, но никак не можем его догнать! Ну, Какович! Ну, инвалид, туды его за ногу! Облегчение в нашей гонке приносят видимые издалека дымы стойбища. Неужели дошли? Минут через 30-40 мы уже сидим в палатке за низеньким столиком и... едим, конечно! А что еще делать людям, которые только что прошли пять часов по кочковатой тундре?
МАСТЕР
Он не играет, он - Творит. Мастерство подразумевает знание истинной природы вещей и человеческих душ. Ему известны природные законы, он понимает сущность и характеры Стихий. Он умеет разговаривать и договариваться с Ними. Камень и Древо, Ветер и Вода, Воск и Железо, Огонь и Земля внимают ему, помогают и слушают его, воспринимают на равных...
Вторая половина летнего дня. Солнце уже начало свой путь к линии горизонта. Тихо. Но комаров еще нет, они появятся попозже. Мы вольно расположились у палатки, в руках у нас железные кружки с чаем. Перед глазами - бескрайняя тундра, где-то вдалеке синеет остров Третий, там же море облизывает своим солёным и мокрым языком бухту Горного Кузнеца. А вот левее, почти на горизонте... Что это там?
- Какович, скажи, что там за сопочка виднеется очень странной формы? На котёл перевёрнутый похожа...
- Где? А-а! Эта! "Кушали двое"...
- Что - кушали двое?
- Ну, сопка так называется. Кушали Двое!
- Не понимаю...
- Да что там понимать? Давным давно это было! Мне эту историю рассказал отец, ему - мой дед, а деду - наш прадед... Собрались люди отовсюду возле этой сопки: торговать, меняться, новости рассказывать...
- А, так там место торга было?
- Да. Молчи и слушай! Так вот... Решили устроить праздник. Много оленей забили. Женщины мясо варят, а меж костров ходит один парень из чужаков, откуда-то с запада приехал, ходит, и похваляется: "Я вот это съем! И это съем! И вот это всё тоже съем!"
Ну, наши послушали его и давай меж собой совещаться: надо кого-то выставить против чужака. Кто примет участие в состязании? Встаёт Пойтыле и говорит: "Я пойду!" Пошёл к реке, дикого лука набрал много. Вначале стали чай пить, юколой закусывать. Юколы съели много. Мешок. Много чайников чая выпили... Пять или шесть... Сели оленя кушать. Олень вареный: рёбрышки отдельно, голова отдельно, ноги, огузок... Чужак рисуется, хватает куски побольше, проглатывает их почти не жуя. А Пойтыле ест-ест, да луком заедает. Съели оленя, рёбра и кости рядом с каждым лежащие посчитали - поровну!
Женщины котёл с оленьим бульоном принесли. Парни кружками черпают и пьют. Три. Шесть. Девять. Чужак синеть начал, воздух ртом хватать... А Пойтыле схватил котел за ручки и принялся пить бульон прямо из котла! Все остатки и выпил. И ровно встал, голову запрокинул и рот открыл, чтобы всё съеденное назад не вышло. И его победителем объявили. А чужак разозлился, схватил котел, да как швырнёт его за речку. Так он там перевёрнутый и остался. Во-о-он, видишь, далеко его видать. Чужак этот от последнего усилия там и помер. А место это, сопочку эту, на котел похожую, так с тех пор и зовут: Кушали Двое!

Братья Паковичи хохочут, слушая эту историю. Она им известна еще с детских лет, но заставляет их смеяться моя реакция на услышанное. Я остолбеневаю. Мне внезапно открывается чистый, сокрытый от постороннего ума исторический смысл этой легенды. Какович серьёзно смотрит на меня, не обращая внимания на хохочущих и дурачащихся парней. Он уже не тот инвалидный старик с поломанными ногами и жалостливым ворчанием. Он - ВИДИТ. Он понимает, что я - ЗНАЮ, о чём идёт речь в этой "сказке для дураков". Как же, как же... Чужак с запада. Мешок юколы. Пять и шесть чайников. Разобранный по костякам олень. Три, шесть, девять железных кружек... И перевёрнутый котёл, улетевший за речку... Пойтыле... Пойтылъо (копьё, человек копья) - самоназвание береговых жителей Полуострова.
Во второй половине 18 века была предпринята очередная попытка подчинить жителей Итканы царской короне и покрестить их всех в христанство. На Полуостров был отправлен священик-миссионер, дабы обратить дикий прибрежный народ в светлую веру христову. Но ему доходчиво объяснили, что такого бога никто на Полуострове не знает, и поклоняться ему не будут. А когда миссионер стал угрожать карами небесными, и приставать с крещением к женщинам и детям, его зашили в мешок и тихо отправили к рыбам.
Весть об убийстве миссионера дошла до уезда и была собрана карательная экспедиция количеством 29 человек. Казачий отряд был хорошо вооружён и намерен был "огнём и мечом" если не насадить новую веру, так хотя бы отомстить за "божьего человека". Отряд ушёл на Полуостров. Назад не вернулся никто. Все следы карательного отряда были навечно утеряны. Но, как оказалось, не все. Отголоски этого события были зашифрованы в легенде, привязанной к конкретному топониму. История для Посвящённых прошла через века и поведала о том, как в сражении против племени Пойтылъо погибали сразу по несколько человек бойцы из карательного казачьего отряда, пришедшего с запада... А по количеству костей из туши оленя можно прикинуть число погибших в сражении коряков Полуострова... Вот вам и сказочка-легендочка... Потому и формула правды была проговорена в самом начале. Видящий да поймёт!
Я дивлюсь. И мне внезапно открывается скрытый смысл еще нескольких абсурдных, на первый взгляд, преданий и легенд, рассказанных мне ранее стариками-чавчувенами в зимней тундре. В них не нужно слушать слова, а сразу надо улавливать скрытый смысл. Это далеко не каждому под силу. Тот, кто поймает на лету птицу потаённого знания, будет достоин уважения со стороны рассказчика. Именно так они всегда определяли, кто перед ними сидит: свой или чужой? А мы, чванливые белые люди, смеялись над их примитивными, лишёнными здравого смысла, историями и сказками... И просто не проходили древние тесты...

Спирея.
Позже я нашел место последней зимовки этого карательного отряда. В глубоком распадке прямо в один из обрывов были врыты несколько землянок. Их постройка, расположение, наличие внутри деревянных стен из плавниковых брёвен, посаженных на шип - всё говорило о том, что это крохотное поселение было построено не чавчувенами, не итканцами, а чужими для местных земель людьми, к тому же - абсолютно не знающими всех секретов выживания на Полуострове. Несчастные люди, в фанатичной самонадеяности своей не понявшие и не освоившие простого урока: к людям Полуострова нужно было приходить не с оружием, не с "крестом и мечом", а с открытыми ладонями и сердцами. И по прошествии нескольких веков мы, их потомки, быть может услышали бы совсем другие легенды с принципиально иным скрытым (или, наоборот, открытым) смыслом...
Ранний вечер. Чьи то ловкие руки выносят из палатки и ставят перед нами низенький столик, тут же покрывающийся скатерочкой, кружками, сахарницей, баночками с вареньями. Я всматриваюсь в эти женские руки и вдруг замечаю, что на всех пальцах отсутствуют первые фаланги. Поднимаю глаза и по едва уловимым чертам лица определяю принадлежность девушки к омолонским корякам. Да, точно! Она из рода Тынавьи! Ни с кем больше не спутаешь этот характерный разрез глаз, этот овал лица.
- Твой отец ведь Тынавьи? Да? Как тебя занесло с Омолона на Полуостров?
- Я после техникума. На ветспециалиста училась. Вот, прислали сюда. У отца в стаде уже есть веттехник. А у Каковича не было никого...
- Что с руками?
Девушка застенчиво прячет обезображенные руки за спину и скромно улыбается... Она в свои 17 лет совершила практически подвиг. Работала на отёле в маточном стаде. И вдруг в апреле пришёл антициклон. Температура резко понизилась. Ударил мороз. Новорожденные оленята должны были погибнуть. Но не погибли. Молоденькая практикантка-ветспециалист таскала их охапками в жарко натопленную палатку, где отогревала, отпаивала теплым молоком (сгущенка, разведенная в кипятке), потом вытаскивала к матерям-важенкам, хватала новую партию замерзающих телят, опять тащила в палатку. Она спасла почти всё новорождённое поголовье, но отморозила себе пальцы рук. По тундровым критериям - не самая большая потеря... Маленькая героическая девушка искренне удивляется: какой там подвиг?! Оленят надо было спасать!
Мне очень хочется, чтобы у маленькой и отважной девушки из чавчувенского рода Тынавьи всё было хорошо в жизни. Я мысленно посылаю ей благословение от Хранителя здешних земель. Он должен понять. Она достойная дочь своего народа. Она нуждается в Твоей поддержке, Хранитель! Помоги ей! Пусть ей сопутствует удача!

Кедровка.
На следующий день, ранним утром маленький трактор ДТ везет меня с Паковичами в устье Эпповеема, откуда мы собираемся совершить стремительный марш-бросок в сторону мыса Пупырь. Там, по рассказам Каковича сохранилось брошенное древнее поселение итканцев, на котором просто необходимо побывать мне. После вчерашней истории с осознанием скрытого смысла древней легенды, Какович совершенно по-иному смотрит на меня и разговаривает со мной. Словно адепт древней, скрытой от людей Традиции, встретил и опознал другого такого же адепта. И теперь торопится как можно быстрее передать ему Знания и известную только ему Информацию...
Я понимаю, что с того дня могу рассчитывать практически на любую поддержку и помощь со стороны этого мудрого старика. Потому что прошёл испытание. Потому что показал, что свой. Это ощущение очень сложно передать. Далеко не каждому человеку возможно будет понять, что это такое: когда совершенно посторонний и даже чужой для тебя человек готов сделать для тебя ВСЁ или почти всё без каких либо ответных обязательств. Просто от всей глубины своей чистой и доброй души...
Трактор довозит нас до устья, переезжает на правую сторону и поднимется на прибрежный увал. Тракторист - пожилой немногословный русский дядька - машет рукой, показывая направление нашего маршрута, глушит двигатель и удобно устраивается покемарить. Мы понимаем эти телодвижения так, что он собирается ждать нашего возвращения. Быстро просовываем руки в лямки рюкзаков и почти бегом двигаемся в сторону полуострова, торчащего километрах в трёх. Нам нужно успеть пробежать это расстояние, пока идёт отлив. В нашем распоряжении примерно часа три, может быть четыре. Вода очень медленно отходит во время отлива, обнажая морское дно примерно километра на три. Но как только начинется прилив, море просто стремительно заливает своё привычное ложе, и горе тому, кто зазевался и не успел вовремя от него убежать!

Куропатка горняшка.
Мыс Пупырь - полукруглая бородавка на теле Полуострова, торчащая в сторону Камчатки. С неё, собственно, Камчатка уже и видна невооружённым глазом, хотя до нее добрых километров сто! Паковичи убегают на старое поселение, действительно хорошо сохранившееся, в поисках каких то полезных вещей. А я, заметив узенькую, натоптанную тропку, ведущую на вершину высокой скалы, стоящей словно страж на охране маленькой бухточки, иду по ней. Подъём занимает минут пятнадцать и вот передо мной - огромный морской простор с голубеющими вдалеке Камчатскими горами и вулканами. Я вижу наблюдательную площадку, откуда береговые коряки смотрели за морем и подходом к берегу морзверя, и удобно усаживаюсь на ней.
Долго, очень долго смотрю на белые барашки волн, бегущие в паре километров от берега. Слушаю посвист ветра. Крики чаек вдалеке. И тут меня опять накрывает. Как тогда, на озере. Потрясающее чувство единого целого с морем, горами вдалеке, чайками, этой травой вокруг меня, камнями, на которых я сижу. Это всё - часть меня, а я - их часть. И я понимаю еще одну важную вещь: они все живые! Просто каждый живой по-своему...
Вот для чего Какович хотел, чтобы я поднялся на эту скалу. Это еще одна проверка. Еще один тест. Инициация...

Спустя три часа меня оставляют на брошенной геологической базе на левом берегу устья Эпповеема. Трактор тарахтит обратно в бригаду, нагруженный всякой утварью (богато жили камчатские геологи) и целой бочкой сухого молока, обнаруженной тут же. Приглядываю себе жилище и выбираю для этих целей камеральную избушку из лиственничных стволов. В ней сухо, целая крыша, окна затянуты толстым полиэтиленом, а в углу стоит вполне себе приличная печь. Что еще надо одинокому скитальцу? Я расстилаю палатку и одеяло на нарах, сколоченных из стланниковых жердей, выставляю на подобный стол нехитрую свою посуду и свечу. Разжигаю печь. У меня есть дом...
Свежие комментарии