«Высокоточка»: для отечественной БМП-1 создавался газотурбинный двигатель
В конце 60-х годов ЦК КПСС постановил начать работы по созданию газотурбинного двигателя для боевых машин пехоты (БМП-1).
Новый ГТД-Т3 должен был стать для машин основным, маршевым, двигателем. Главной причиной для выбора именно газотурбинного типа стало желание обеспечить беспрецедентную надежность и быстроту запуска двигателя при крайне низких температурах.
Такой уровень готовности существенно отличался от возможностей традиционных дизельных двигателей, используемых на тот момент.У ГТД было сразу несколько преимуществ перед дизельным двигателем. Во-первых, быстрый запуск – на подготовку и надежный старт «холодного» двигателя требовалось меньше времени, даже при низких температурах до -50°C. Во-вторых, лучшая способность двигателя к продолжению работы, даже если БМП упрется в препятствие или застрянет в глубокой грязи или в сугробе снега. У ГТД ниже уровень демаскирующих шумов, и он более компактный.
Однако создание подобного двигателя представляло серьезную техническую задачу, требовавшую тщательной проработки. Реальная сборка двигателя началась лишь в 1970 году на специально созданном для этого Специальном конструкторском бюро «Турбина». А уже через 3 года ГТД был направлен на ходовые испытания в составе БМП. При испытаниях на полигоне сотрудники СКБ «Турбина» также продолжали доработки двигателя. В конце 1975 года документация и БМП-1 были переданы на Курганмашзавод, и дальнейшие ходовые испытания проводились уже на полигоне КМЗ.
Одним из наиболее серьезных вызовов при испытаниях ГТД оказалась высокая концентрация пыли, которая возникает при передвижении бронетехники.
Пылевые испытания двигателя проводились в пустыне Каракумы в Средней Азии.Межведомственные испытания БМП-1 с газотурбинным и с дизельным двигателями проходили на полигоне КМЗ зимой, когда там лежал глубокий снег. Динамические характеристики ГТД показали лучший результат, БМП с ним буквально летела, «как глиссер по воде». Конечно, члены комиссии не могли этого не одобрить и испытания подтвердили заявленные характеристики.
Но переход к массовому производству столкнулся с серьезными препятствиями – заводских мощностей молодого тогда СКБ «Турбина» не хватало для полноценного выпуска двигателей. В то же время, традиционное производство поршневых моторов было уже налажено. В результате было принято решение отказаться от серийного производства.
Однако весь наработанный опыт не пропал даром – было решено начать разработку компактного вспомогательного газотурбинного двигателя, который бы обеспечивал электроэнергией системы боевых машин при неработающем ходовом двигателе. Годы исследований и инженерных изысканий легли в основу нового изделия и стали ценнейшим вкладом в отечественное оборонное машиностроение. Сегодня конструкторские и технические решения тех, первых, разработок продолжают жить в многочисленных газотурбинных энергоагрегатах, созданных специалистами «Турбины», прошедшими школу разработки ГТД-Т3.
Свежие комментарии