С другого угла
Ивангород - почему посторонним вход запрещен?
В Ленинградской области, на правом берегу реки Нарвы, расположился маленький провинциальный городок - Ивангород. Он состоит всего из 3-4 больших улиц, населяет его около 10 тысяч человек. 2 главные достопримечательности: старинная крепость, именуемая, как и сам населенный пункт, Ивангородом, и художественный музей.
Но посетить их не так-то просто, ведь с 1993 года свободный въезд в город закрыт. Но почему же вход в Ивангород для посторонних воспрещен?
История возведения крепости
Построена крепость была в 1492 году, по приказу русского царя Ивана III. Местом для стройки выбрали Девичью гору, расположенную у реки Нарвы и рядом с Ливонской границей. К этому моменту истекал мирный договор между Русью и Ливонией, и нужно было начинать укреплять свои границы.
Изначально крепость получилась слишком маленькой, поэтому в ней не помещалось достаточное для защиты страны количество воинов. К тому же между рекой и стенами было слишком много свободного пространства, которое позволяло врагам без лишних проблем нападать на Ивангород. Поэтому крепость стали наращивать. Так, в селе появились новые башни и более высокие стены, а сама крепость стала походить на матрешку. Теперь врагам стало намного тяжелее перебираться через препятствия.

Многие башни имели свои «секретики». Например, у крепости были Колодезная и Провиантская башни, в которых хранились запасы воды и еды. При долгих боях, они давали возможность воинам не умереть с голоду или от обезвоживания. Также у некоторых башен в стенах были наклонные щели, называемые «Волчьими ямами». При налете на них, враг проваливался. Но несмотря на все «сюрпризы» крепости, попасть в город тяжело не из-за нее.
Запрет на въезд
Просто так попасть в город нельзя, но можно получить пропуск, который позволит туристу посетить 2 главные достопримечательности Ивангорода. Делается он около 10 дней, поэтому многим проще обратиться в турфирму, которая занимается групповыми экскурсиями.
Кроме пропуска человеку, решившему посетить закрытый город, понадобится и шенгенская виза. Все потому, что Ивангород находится на границе России и Эстонии. Сама граница проходит по реке Нарве. Именно поэтому городок закрытый, и попасть в него можно только по пропуску. Тем не менее Ленинградская область хочет сделать Ивангород открытым для всех российских туристов.
Почему стоит посетить Ивангород?
Крепость имеет историческую и культурную ценность. За долгие годы ее существования на нее не раз нападали враги, разрушая почти полностью. Но крепость постоянно восстанавливали. Кроме того, это было одно из первых военных строений, имевших с самого начала определенную форму.
Сейчас же в самой крепости обустроили полноценный музей. Так что прикоснуться к истории стало легче. Но есть у Ивангорода и другая, не менее интересная особенность.
Напротив Ивангорода, на стороне Эстонии, стоит еще одна крепость, именуемая Нарвой. Расстояние между двумя «защитницами» всего 130 метров, что равняется длине полета стрелы. Это самое короткое расстояние, существующее между крепостями. По этой причине они обе охраняются ЮНЕСКО.
История возведения крепости
Построена крепость была в 1492 году, по приказу русского царя Ивана III. Местом для стройки выбрали Девичью гору, расположенную у реки Нарвы и рядом с Ливонской границей. К этому моменту истекал мирный договор между Русью и Ливонией, и нужно было начинать укреплять свои границы.
Изначально крепость получилась слишком маленькой, поэтому в ней не помещалось достаточное для защиты страны количество воинов. К тому же между рекой и стенами было слишком много свободного пространства, которое позволяло врагам без лишних проблем нападать на Ивангород. Поэтому крепость стали наращивать. Так, в селе появились новые башни и более высокие стены, а сама крепость стала походить на матрешку. Теперь врагам стало намного тяжелее перебираться через препятствия.

Ивангород с высоты птичьего полета

Многие башни имели свои «секретики». Например, у крепости были Колодезная и Провиантская башни, в которых хранились запасы воды и еды. При долгих боях, они давали возможность воинам не умереть с голоду или от обезвоживания. Также у некоторых башен в стенах были наклонные щели, называемые «Волчьими ямами». При налете на них, враг проваливался. Но несмотря на все «сюрпризы» крепости, попасть в город тяжело не из-за нее.
Запрет на въезд
Просто так попасть в город нельзя, но можно получить пропуск, который позволит туристу посетить 2 главные достопримечательности Ивангорода. Делается он около 10 дней, поэтому многим проще обратиться в турфирму, которая занимается групповыми экскурсиями.
Кроме пропуска человеку, решившему посетить закрытый город, понадобится и шенгенская виза. Все потому, что Ивангород находится на границе России и Эстонии. Сама граница проходит по реке Нарве. Именно поэтому городок закрытый, и попасть в него можно только по пропуску. Тем не менее Ленинградская область хочет сделать Ивангород открытым для всех российских туристов.
Почему стоит посетить Ивангород?
Крепость имеет историческую и культурную ценность. За долгие годы ее существования на нее не раз нападали враги, разрушая почти полностью. Но крепость постоянно восстанавливали. Кроме того, это было одно из первых военных строений, имевших с самого начала определенную форму.

Русская и Эстонская крепость
Сейчас же в самой крепости обустроили полноценный музей. Так что прикоснуться к истории стало легче. Но есть у Ивангорода и другая, не менее интересная особенность.
Напротив Ивангорода, на стороне Эстонии, стоит еще одна крепость, именуемая Нарвой. Расстояние между двумя «защитницами» всего 130 метров, что равняется длине полета стрелы. Это самое короткое расстояние, существующее между крепостями. По этой причине они обе охраняются ЮНЕСКО.
ß
Сет - самый загадочный египетский бог, изображенный в виде неизвестного науке животного

Внешность древнеегипетских богов на первый взгляд кажется достаточно простой и бесхитростной: это человекоподобные существа с головами известных местных зверей: крокодила, кошки, шакала, сокола и т.д. Но ученые до сих пор не понимают какое животное изображает бога Сета...
Голова Сета немного похожа на голову собаки или шакала, однако его уши очень длинные и стоят вертикально, а челюсти не только сильно вытянуты, но также изогнуты, словно морда муравьеда. А муравьеды в Египте не просто не водятся, они обитают лишь в Центральной и Южной Америке. И у муравьеда нет таких ушей.
Никакое другое местное животное не имеет подобную голову, так что неудивительно, что дебаты о том, голову какого зверя носит на своих плечах бог Сет не замолкают на протяжении сотен лет.
Согласной древнеегипетской мифологии, Сет известен как бог бурь, беспорядка, пустынных песков, насилия, разрушения, войны и в целом хаоса. В древности Сета также звали греческим Тифоном, Тифоническим зверем или Тифонским животным.
Есть изображение этого Тифонического зверя в виде реального животного, однако и тогда его невозможно верно идентифицировать.
Из-за этого многие историки считают, что Сет имеет голову вымышленного животного, которое никогда не существовало в реальности. Однако это выглядит очень странным на фоне того, что другие египетские боги имеют головы совершенно реальных животных.
Некоторые исследователи предположили, что возможно, что животное Сета слишком стилизовано для верного узнавания или же это животное в настоящее время вымерло.
Есть версии, что голова Сета это стилизованное изображение шакала, лисы или даже гиены, но, опять же, на всех дошедших до нас изображениях Сета у него сильно изогнутая морда, а у этих животных морда прямая. И если египтяне не изгибали морду крокодила или кошки для других своих богов, то с какой стати им это делать именно для Сета?
Также у Сета весьма примечательный хвост, который часто изображают стоящим вертикально и имеющим кисточку на конце, как у льва, или с раздвоенным концом.
К слову, египетский бог Анубис имеет голову шакала и его голова с мордой и ушами является достаточно точным изображением головы реального шакала. Так что когда египтяне рисовали Сета именно с такой головой, отличной от шакальей головы Анубиса, они определенно не просто стилизовали голову шакала, а изображали именно то, что хотели.
Некоторые исследователи даже предполагали, что у Сета голова жирафа, хотя на цветных фресках голова сета всегда очень темная, часто вообще черная или темно-красная, но не желтовато-оранжевая, как у жирафа.
Многие согласны с тем, что голова Сета очень похожа на собаку породы борзая, которые очень древние, но уши у борзых совсем другие, да и эта порода совсем не подходит для бога ярости и войны.
Другие теории предполагают, что у Сета голова осла, какой-то неизвестной дикой собаки, свиньи или даже окапи (родственник жирафа).
Одна из самых спорных теорий была высказана неким уфологом, который считает, что Сет изображен в своем истинном облике инопланетного пришельца, коим и являлись все древнеегипетские боги изначально, до того, как стали героями мифов.
Голова Сета немного похожа на голову собаки или шакала, однако его уши очень длинные и стоят вертикально, а челюсти не только сильно вытянуты, но также изогнуты, словно морда муравьеда. А муравьеды в Египте не просто не водятся, они обитают лишь в Центральной и Южной Америке. И у муравьеда нет таких ушей.
Никакое другое местное животное не имеет подобную голову, так что неудивительно, что дебаты о том, голову какого зверя носит на своих плечах бог Сет не замолкают на протяжении сотен лет.

Согласной древнеегипетской мифологии, Сет известен как бог бурь, беспорядка, пустынных песков, насилия, разрушения, войны и в целом хаоса. В древности Сета также звали греческим Тифоном, Тифоническим зверем или Тифонским животным.
Есть изображение этого Тифонического зверя в виде реального животного, однако и тогда его невозможно верно идентифицировать.

Из-за этого многие историки считают, что Сет имеет голову вымышленного животного, которое никогда не существовало в реальности. Однако это выглядит очень странным на фоне того, что другие египетские боги имеют головы совершенно реальных животных.
Некоторые исследователи предположили, что возможно, что животное Сета слишком стилизовано для верного узнавания или же это животное в настоящее время вымерло.

Есть версии, что голова Сета это стилизованное изображение шакала, лисы или даже гиены, но, опять же, на всех дошедших до нас изображениях Сета у него сильно изогнутая морда, а у этих животных морда прямая. И если египтяне не изгибали морду крокодила или кошки для других своих богов, то с какой стати им это делать именно для Сета?

Также у Сета весьма примечательный хвост, который часто изображают стоящим вертикально и имеющим кисточку на конце, как у льва, или с раздвоенным концом.
К слову, египетский бог Анубис имеет голову шакала и его голова с мордой и ушами является достаточно точным изображением головы реального шакала. Так что когда египтяне рисовали Сета именно с такой головой, отличной от шакальей головы Анубиса, они определенно не просто стилизовали голову шакала, а изображали именно то, что хотели.

Некоторые исследователи даже предполагали, что у Сета голова жирафа, хотя на цветных фресках голова сета всегда очень темная, часто вообще черная или темно-красная, но не желтовато-оранжевая, как у жирафа.
Многие согласны с тем, что голова Сета очень похожа на собаку породы борзая, которые очень древние, но уши у борзых совсем другие, да и эта порода совсем не подходит для бога ярости и войны.

Другие теории предполагают, что у Сета голова осла, какой-то неизвестной дикой собаки, свиньи или даже окапи (родственник жирафа).
Одна из самых спорных теорий была высказана неким уфологом, который считает, что Сет изображен в своем истинном облике инопланетного пришельца, коим и являлись все древнеегипетские боги изначально, до того, как стали героями мифов.
ß
О тонких и толстых

Есть мир живых, и есть мир мёртвых – Иное Место, обитель богов и предков. Иное Место не «нематериально», оно просто иное – до такой степени, что до него невозможно обычными средствами достучаться. Чтобы попасть туда, как правило, требуется умереть – лишиться всего, чем ты был в этом мире, только так ты сможешь родиться снова кем-то ещё. Но есть и исключения, о которых ниже.
Одна из догм герметизма гласит «Что вверху, то и внизу».
Это такой радикальный закон подобия: всё во вселенной устроено одинаковым образом, так что каждая вещь – модель всей вселенной в миниатюре.
Человек – тоже не исключение: это совершенный микрокосм, в котором есть свои аналоги любым небесным силам и телам. Ну, или по крайней мере, он может таким микрокросмом стать, и к этой цели следует стремиться.
Проблема с этой догмой в том, что она не выведена из опыта, а является порождением некоторой умственной лености. Есть одна схема, и если ты её выучил, ты можешь по ней разложить что угодно, хоть человека, хоть весь мир в целом.
Однако она настолько укоренилась в нашем сознании, что кажется вполне логичной: природа человека и природа мира обязаны совпадать. Поэтому любые представления о космосе мы автоматически распространяем на человека, а представления о человеке – на космос.
Если реален только материальный мир, то и человек тоже всецело материален – и наоборот.
Если у человека есть физическое тело и информационное сознание, то и во вселенной есть «планы» материи и информации.
Если есть плотный физический мир и тонкий энергетический, то и у человека есть плотное физическое тело и тонкое энергетическое.
Если у реальности семь планов различной природы, то и у человека семь тел, по одному для каждого из планов.
Посмертие мы представляем примерно так – физическое тело отваливается, а все остальные части человеческого существа продолжают некоторым образом существовать без него. В этом едины христиане, эзотерики и спириты, при всём несходстве в остальных элементах учения.
Как иначе-то?
А иначе, на самом-то деле, можно ещё много как.
Вспомним религию мекео, о которой мы говорили в прошлый раз. Космос там делится на мир живых, мир мёртвых и пространство сновидений, которое их одновременно соединяет и разделяет. У человека тоже три составляющих – видимый облик, невидимая сущность и «я», которое их соединяет.
Логично – для нас – предположить, что каждая часть человека соотносится со своим миром: облик принадлежит миру живых, сущность – миру мёртвых, «я» – пространству сновидений.
Это настолько самоочевидно, что об этом написал даже исследователь, у которого я прочитал о верованиях мекео – при том, что буквально через пару страниц он же сам засвидетельствовал, что на самом деле для мекео всё выглядит совершенно иначе.
Пока человек жив, он состоит из облика, сущности и «я» – и все они принадлежат этому миру. Когда человек умирает, сущность распадается и вытекает, а без неё и облик тоже перестаёт существовать. А сам человек – то есть его «я» – отправляется в мир мёртвых и становится одним из предков – «мостом» между мирами. Там он получает новую сущность, принадлежащую миру мёртвых и лишённую облика. Отныне он может как-то взаимодействовать с живыми только через пространство сновидений.
Колдовство влияет на вещи через их сущность, а чтобы получить власть над сущностью, колдун должен «заснуть наяву», соединив явь и сновидение. Но эта власть распространяется только на живых – с теми, кто уже ушёл в царство мёртвых, колдун ничего не в силах сделать. Наоборот, это они дают ему силу.
Если вы откроете в википедии статью «Душа в Древнем Египте», вы увидите там список, отдалённо напоминающий классификацию животных в китайской энциклопедии Коркиса-Боркиса. Неужели египтяне действительно верили, что в каждом из нас живёт вот такой зоопарк?
Нет, всё гораздо проще – и весьма похоже на метафизику мекео.
У человека есть Ба. Это его «я», и именно оно отправляется в мир мёртвых после смерти. Ба есть и у богов, только у них оно бессмертное, а вот у человека нет – чтобы его сохранить, нужно приложить дополнительные усилия.
У человека есть Ка. Это его сущность, жизненная сила, дыхание. После смерти тела Ка остаётся в мире живых и постепенно тает. Но его существование можно продлить, сохранив тело в виде мумии. На случай, если мумия испортится, в гробницы богачей ставили ещё резервную копию – изваяние умершего в натуральную величину. Так Ка не останется бездомным и сможет жить ещё долгие века.
У богов тоже есть Ка. Вернее, Хе-Ка – активная, творческая сила, способная творить чудеса. Этим же словом называются и чары жрецов и колдунов.
А ещё в списке значится Акху. Буквально переводят как «дух». Это ещё какая-то третья составляющая? Нет. Акху – это форма, в которую перерождается человек в царстве мёртвых. Здесь он был человеком (ремет), а там становится духом (акху).
По логике, беречь и сохранять Ка умершего нужно лишь до тех пор, пока его Ба не преодолеет весь путь до загробного царства, пройдёт все должные испытания и станет полноценным Акху. Но это опять же наша логика, а египтяне вполне могли полагать иначе.
Так что традиционное мировоззрение весьма далеко отстоит от герметического «что вверху, то и внизу» и примитивного дуализма «тело-сознание». Иногда оно оказывается похожим, как ни странно… на физику Аристотеля с её природами, ипостасями и энергиями.
Есть мир живых, и есть мир мёртвых – Иное Место, обитель богов и предков. Иное Место не «нематериально», оно просто иное – до такой степени, что до него невозможно обычными средствами достучаться. Чтобы попасть туда, как правило, требуется умереть – лишиться всего, чем ты был в этом мире, только так ты сможешь родиться снова кем-то ещё. Но есть и исключения, о которых ниже.
Иных Мест может быть и несколько – вернее, единое Иное Место разделено на несколько доменов, в каждом властвует свой хозяин. Так что и посмертие может оказаться очень разным, смотря по тому, кто заберёт тебя к себе.
В мире живых у всего есть видимая и невидимая сторона. Есть там и полностью невидимые создания и силы. Они вполне живы и разумны. Более того, невидимая сторона живого существа может обладать собственной волей и памятью. В некоторых традициях считается, что душа человека способна странствовать без его ведома, и знает много всего, о чём сам человек ни сном ни духом.
А ещё есть пограничное пространство, реальность волшебства. Впрочем, его можно с тем же успехом называть не пространством, а состоянием. То, что в нём находится, пребывает ни там и ни тут, причастно всем мирам одновременно. Там видимое перестаёт отличаться от невидимого, живое от мёртвого, воображаемое от реального. Это единственный способ взаимодействовать с Иным Местом и невидимым миром, и за этим туда приходят колдуны и шаманы.
У этого пространства-состояния тоже есть свои аборигены, которые живут в нём непрерывно, а не являются время от времени, как люди или боги. Они разделяют его изменчивую, неопределённую природу. О них даже невозможно сказать, что у них есть тело и душа – все их «компоненты» существуют через дефис и являются одним целым.
Такой демон (джинн, тролль, эльф, чёрт) может легко переходить из видимого мира в пространство сновидений и обратно. Он способен вселиться в человека, помрачив его разум, или вполне физически сожрать его или выпить кровь, и для этого ему не приходится никак меняться, становясь более или менее материальным.
Зато у него, по некоторым традициям, нет бессмертной души – если он умер, то это насовсем. И это тоже связано с его природой: будучи промежуточным, он не в силах пересечь границу ни мира людей, ни Иного Места. Впрочем, иногда для него есть выход – он может особыми хитрыми способами сделаться человеком, и тогда бессмертная душа у него «отрастёт».
А вот людям, чтобы оказаться в ином мире, не всегда даже требуется умирать. Томас-Рифмач прямо в теле попал в страну фей, расположенную между адом и раем. В христианской традиции по меньшей мере пять человек были в теле вознесены в рай. Да и в конце времён, по той же традиции, праведники окажутся в Царстве Небесном не бестелесными духами, а в обновлённых бессмертных телах.
Шаман после посвящения получает новый облик и новую сущность в промежуточном мире. Это его дух-помощник, но в то же время и он сам. Две природы, одна ипостась, как сказали бы римские богословы – хотя они, конечно, скорее бы удавились, чем сказали такое о шамане. После этого шаман уже не может умереть, как все люди – даже после смерти человеческого тела он остаётся жить в виде духа.
В верованиях о невидимом мире и Ином Месте переплетаются реальный мистический опыт, метафоры мифа, страхи и надежды тех, кто эти верования разделял. Отличить, где одно, а где другое, не всегда возможно.
Пытаться вогнать всё это богатство в рамки простой схемы – грубая ошибка. Даже то, что я сейчас здесь изложил – изрядное упрощение, в действительности всё сложнее, и в разных традициях картины сильно различаются. Меня извиняет лишь то, что я и не пытаюсь выдать вот это всё за исчерпывающее и последовательное представление.
Одна из догм герметизма гласит «Что вверху, то и внизу».
Это такой радикальный закон подобия: всё во вселенной устроено одинаковым образом, так что каждая вещь – модель всей вселенной в миниатюре.
Человек – тоже не исключение: это совершенный микрокосм, в котором есть свои аналоги любым небесным силам и телам. Ну, или по крайней мере, он может таким микрокросмом стать, и к этой цели следует стремиться.
Проблема с этой догмой в том, что она не выведена из опыта, а является порождением некоторой умственной лености. Есть одна схема, и если ты её выучил, ты можешь по ней разложить что угодно, хоть человека, хоть весь мир в целом.
Однако она настолько укоренилась в нашем сознании, что кажется вполне логичной: природа человека и природа мира обязаны совпадать. Поэтому любые представления о космосе мы автоматически распространяем на человека, а представления о человеке – на космос.
Если реален только материальный мир, то и человек тоже всецело материален – и наоборот.
Если у человека есть физическое тело и информационное сознание, то и во вселенной есть «планы» материи и информации.
Если есть плотный физический мир и тонкий энергетический, то и у человека есть плотное физическое тело и тонкое энергетическое.
Если у реальности семь планов различной природы, то и у человека семь тел, по одному для каждого из планов.
Посмертие мы представляем примерно так – физическое тело отваливается, а все остальные части человеческого существа продолжают некоторым образом существовать без него. В этом едины христиане, эзотерики и спириты, при всём несходстве в остальных элементах учения.
Как иначе-то?
А иначе, на самом-то деле, можно ещё много как.
Вспомним религию мекео, о которой мы говорили в прошлый раз. Космос там делится на мир живых, мир мёртвых и пространство сновидений, которое их одновременно соединяет и разделяет. У человека тоже три составляющих – видимый облик, невидимая сущность и «я», которое их соединяет.
Логично – для нас – предположить, что каждая часть человека соотносится со своим миром: облик принадлежит миру живых, сущность – миру мёртвых, «я» – пространству сновидений.
Это настолько самоочевидно, что об этом написал даже исследователь, у которого я прочитал о верованиях мекео – при том, что буквально через пару страниц он же сам засвидетельствовал, что на самом деле для мекео всё выглядит совершенно иначе.
Пока человек жив, он состоит из облика, сущности и «я» – и все они принадлежат этому миру. Когда человек умирает, сущность распадается и вытекает, а без неё и облик тоже перестаёт существовать. А сам человек – то есть его «я» – отправляется в мир мёртвых и становится одним из предков – «мостом» между мирами. Там он получает новую сущность, принадлежащую миру мёртвых и лишённую облика. Отныне он может как-то взаимодействовать с живыми только через пространство сновидений.
Колдовство влияет на вещи через их сущность, а чтобы получить власть над сущностью, колдун должен «заснуть наяву», соединив явь и сновидение. Но эта власть распространяется только на живых – с теми, кто уже ушёл в царство мёртвых, колдун ничего не в силах сделать. Наоборот, это они дают ему силу.
Если вы откроете в википедии статью «Душа в Древнем Египте», вы увидите там список, отдалённо напоминающий классификацию животных в китайской энциклопедии Коркиса-Боркиса. Неужели египтяне действительно верили, что в каждом из нас живёт вот такой зоопарк?
Нет, всё гораздо проще – и весьма похоже на метафизику мекео.
У человека есть Ба. Это его «я», и именно оно отправляется в мир мёртвых после смерти. Ба есть и у богов, только у них оно бессмертное, а вот у человека нет – чтобы его сохранить, нужно приложить дополнительные усилия.
У человека есть Ка. Это его сущность, жизненная сила, дыхание. После смерти тела Ка остаётся в мире живых и постепенно тает. Но его существование можно продлить, сохранив тело в виде мумии. На случай, если мумия испортится, в гробницы богачей ставили ещё резервную копию – изваяние умершего в натуральную величину. Так Ка не останется бездомным и сможет жить ещё долгие века.
У богов тоже есть Ка. Вернее, Хе-Ка – активная, творческая сила, способная творить чудеса. Этим же словом называются и чары жрецов и колдунов.
А ещё в списке значится Акху. Буквально переводят как «дух». Это ещё какая-то третья составляющая? Нет. Акху – это форма, в которую перерождается человек в царстве мёртвых. Здесь он был человеком (ремет), а там становится духом (акху).
По логике, беречь и сохранять Ка умершего нужно лишь до тех пор, пока его Ба не преодолеет весь путь до загробного царства, пройдёт все должные испытания и станет полноценным Акху. Но это опять же наша логика, а египтяне вполне могли полагать иначе.
Так что традиционное мировоззрение весьма далеко отстоит от герметического «что вверху, то и внизу» и примитивного дуализма «тело-сознание». Иногда оно оказывается похожим, как ни странно… на физику Аристотеля с её природами, ипостасями и энергиями.
Есть мир живых, и есть мир мёртвых – Иное Место, обитель богов и предков. Иное Место не «нематериально», оно просто иное – до такой степени, что до него невозможно обычными средствами достучаться. Чтобы попасть туда, как правило, требуется умереть – лишиться всего, чем ты был в этом мире, только так ты сможешь родиться снова кем-то ещё. Но есть и исключения, о которых ниже.
Иных Мест может быть и несколько – вернее, единое Иное Место разделено на несколько доменов, в каждом властвует свой хозяин. Так что и посмертие может оказаться очень разным, смотря по тому, кто заберёт тебя к себе.
В мире живых у всего есть видимая и невидимая сторона. Есть там и полностью невидимые создания и силы. Они вполне живы и разумны. Более того, невидимая сторона живого существа может обладать собственной волей и памятью. В некоторых традициях считается, что душа человека способна странствовать без его ведома, и знает много всего, о чём сам человек ни сном ни духом.
А ещё есть пограничное пространство, реальность волшебства. Впрочем, его можно с тем же успехом называть не пространством, а состоянием. То, что в нём находится, пребывает ни там и ни тут, причастно всем мирам одновременно. Там видимое перестаёт отличаться от невидимого, живое от мёртвого, воображаемое от реального. Это единственный способ взаимодействовать с Иным Местом и невидимым миром, и за этим туда приходят колдуны и шаманы.
У этого пространства-состояния тоже есть свои аборигены, которые живут в нём непрерывно, а не являются время от времени, как люди или боги. Они разделяют его изменчивую, неопределённую природу. О них даже невозможно сказать, что у них есть тело и душа – все их «компоненты» существуют через дефис и являются одним целым.
Такой демон (джинн, тролль, эльф, чёрт) может легко переходить из видимого мира в пространство сновидений и обратно. Он способен вселиться в человека, помрачив его разум, или вполне физически сожрать его или выпить кровь, и для этого ему не приходится никак меняться, становясь более или менее материальным.
Зато у него, по некоторым традициям, нет бессмертной души – если он умер, то это насовсем. И это тоже связано с его природой: будучи промежуточным, он не в силах пересечь границу ни мира людей, ни Иного Места. Впрочем, иногда для него есть выход – он может особыми хитрыми способами сделаться человеком, и тогда бессмертная душа у него «отрастёт».
А вот людям, чтобы оказаться в ином мире, не всегда даже требуется умирать. Томас-Рифмач прямо в теле попал в страну фей, расположенную между адом и раем. В христианской традиции по меньшей мере пять человек были в теле вознесены в рай. Да и в конце времён, по той же традиции, праведники окажутся в Царстве Небесном не бестелесными духами, а в обновлённых бессмертных телах.
Шаман после посвящения получает новый облик и новую сущность в промежуточном мире. Это его дух-помощник, но в то же время и он сам. Две природы, одна ипостась, как сказали бы римские богословы – хотя они, конечно, скорее бы удавились, чем сказали такое о шамане. После этого шаман уже не может умереть, как все люди – даже после смерти человеческого тела он остаётся жить в виде духа.
В верованиях о невидимом мире и Ином Месте переплетаются реальный мистический опыт, метафоры мифа, страхи и надежды тех, кто эти верования разделял. Отличить, где одно, а где другое, не всегда возможно.
Пытаться вогнать всё это богатство в рамки простой схемы – грубая ошибка. Даже то, что я сейчас здесь изложил – изрядное упрощение, в действительности всё сложнее, и в разных традициях картины сильно различаются. Меня извиняет лишь то, что я и не пытаюсь выдать вот это всё за исчерпывающее и последовательное представление.
Свежие комментарии