А ведь с половцами Русь не только воевала: из истории русско-половецких отношений
Прежде всего стоит вспомнить, что появление этого племени на русской территории летописные источники относят к 1055 году. Тогда все обошлось: переяславский князь Всеволод Ярославович и половецкий хан Богуш разошлись мирно, похлопав друг друга по плечам и даже обменявшись «сувенирами».
Проблемы с пришельцами начались немного позднее и очень быстро приняли нешуточный масштаб – сперва поражение от них потерпел все тот же Всеволод, а его княжество стало объектом разграбления, а уже в 1068 году половецкие орды разбили объединенное войско сыновей Ярослава Мудрого на реке Альте.
Именно после этого трагического события степняки, попросту говоря, обнаглели до предела и принялись ходить на русские земли за добычей и полоном регулярно. Как правило, эти набеги проходили вполне успешно: воинами половцы были весьма неплохими, да и поди уследи за кочевниками, как ветер приносящимися из степи и в ней же растворяющимися с награбленным.

Более того, после смерти Ярослава Мудрого, с началом охватившей Русь чередой княжеских междоусобиц половцы начали играть роль наемных отрядов, которые те или иные претенденты на власть из числя Ярославичей и их родни привлекали в ряды своего войска. Сомнительную славу первенства в этом деле приписывают Олегу Святославичу, решившему, пока его дядья Изяслав, Святослав и Всеволод делят княжества, урвать и себе кусок власти. Позднее это превратилось в нормальную и чуть ли не общепринятую практику – именно с военной помощью половцев родственнички изгнали из Мурома Изяслава Владимировича, а из Чернигова – Владимира Мономаха.
Именно этот князь впоследствии и стал тем, кто сумел дать укорот зарвавшимся и слишком уж вошедшим во вкус более чем своеобразного участия в русской политике кочевникам. Как правило, расплатой за привлечение их к военным действиям было право на предание огню и мечу захваченных городов, да и к нашим землям половецкие ханы уже присматривались с вполне конкретным интересом — на предмет расселения на них. Конец подобным планам и вообще вольготным набегам на Русь положили предпринятые по инициативе Мономаха объединенные действия князей, перешедших от пассивных попыток отбивать налеты к активной обороне. То есть к походам в половецкие степи и боям против противника на кочевничьих стоянках.
Когда такие экспедиции предпринимались организованно и продуманно, они неизменно увенчивались успехом. Чем заканчивались попытки единоличной самодеятельности, повествует известное всем нам «Слово о полку Игореве». Впрочем, описываемые в этом произведении события относятся ко временам намного более поздним, когда оттесненные Владимиром кочевники после его смерти приободрились и снова принялись терзать Русь своими набегами. Не помогало даже то, что к этому времени многие ее княжеские роды связывали с половцами кровные узы — два сына Мономаха были женаты на степных «принцессах», дочерях и внучках ханов. Имелись и другие подобные прецеденты.
Известны в истории и случаи, когда половцы выступали союзниками русских князей не во внутренних «разборках», а при отражении внешней агрессии. Самым ярким среди них можно считать битву на реке Вагра в окрестностях Перемышля, в которой дружинники внука Ярослава Мудрого Давида Игоревича плечом к плечу с воинами половецкого хана Боняка разгромили многократно превосходившую их рать венгерского короля Кальмана І Книжника. При этом было проявлены неплохая смекалка и слаженность разных отрядов: полсотни половцев, осыпая стрелами венгров, довели их до такого бешенства, что те бросились преследовать противника очертя голову, стоило тому начать заранее спланированное «отступление». В конечном итоге этот маневр привел королевских воинов в засаду, притаившуюся в узком ущелье, где численное превосходство не играло уже никакой роли. Потери венгерского «экспедиционного корпуса» в битве, вылившейся в массовое бегство и побоище, были ужасны и надолго отбили охоту ходить на Русь.
По мнению многих исследователей, именно сложившийся к XIII веку достаточно тесный военно-политический союз половцев и некоторых русских князей привел последних на берега Калки, в битву при которой они, до сего дня не сталкивавшиеся с движущимися с Востока монгольскими завоевателями, вступили, чтобы поддержать своих половецких соратников и родственников. Кое-кто в силу этого даже пытается возлагать на половцев вину за последовавшее за этим вражеское нашествие. Достаточно сомнительно: вряд ли орды Батыя обошли бы стороной богатейшие земли Руси, лежавшие у них на пути. Впрочем, это уже совсем другая история. Главное, что русский народ противостояние с Золотой Ордой пережил. А вот половецкий — нет… Хотя половецкая ассимиляция - тоже отдельный вопрос.
А.Харалужный
öäöäö
Расшифровка космических знаков (часть 10)
25 июля 2010 года в Алтон Барнес (Уилтшир, Англия) была обнаружена пиктограмма (рис. 1), в строении которой виден расщеплённый с одной стороны «глаз мудрости», центр его сместился в противоположную сторону. Полукруглое ожерелье из кругов обозначает цикл развития цивилизации. От «глаза» протянулась прямая цепь, сложенная одинаковым элементом — символом человеческой души. Расшифровка получилась такая:
На новом цикле развития человечества духовность (духовное ядро) должна стать ведущей и направляющей силой для каждой человеческой души.

Рисунок 1
Если присмотреться к центральной части, то можно увидеть прямую цепочку из одинаковых элементов, вытянутую в одном направлении. На духовную устремлённость показывают повторяемые символы разумного существа со смещённым ядром в одну сторону. Куда притягиваются духовные ядра души? В том месте виден трезубец (Ψ) — греческая буква «Пси», обозначающая новый ориентир развития человечества в будущем — это энергетическое парапсихологическое развитие индивидуума.
На рисунке 2 в центре виден символ человеческой души, совмещённый с «глазом мудрости», который не дорисован полностью, в том месте имеется веерное расщепление истины. Всё это расположено в центре равностороннего треугольника, обозначающего триединство главных сил эволюции души: силы духа, силы знаний и силы любви.

Рисунок 2
Из центра души протягивается линия вверх, идущая через фильтр или дверь, на линии располагается ядро души (духовная основа), движущееся по линии. Перед движущимся ядром души раскрываются входы в три энергетические сферы пространств. Так упрощённо показано открытие новых измерений для дальнейшего развития души. Расшифровка такая:
Любому устремлённому и гармонично настроенному духу (или душе с расширенным мировосприятием) открываются двери в новые измерения — это духовный эволюционный прорыв.
Пиктограмма на рисунке 3 была расшифрована не сразу, потребовалось некоторое время. Спираль эволюции здесь нарисована необычная — её средняя часть обнажена, то есть отсутствует непрерывная цепь кругов в этом месте (круги цепочкой обозначают смену поколений цивилизации, набор опыта).

Рисунок 3
Спираль упёрлась в Т-образную развилку. Путь налево возвращает на старый виток спирали, путь направо показывает выход на новый виток эволюции. Расшифровка получилась следующая:
Человеческая цивилизация находится на развилке пути. Возможны два варианта пути эволюции людей — ничего не делать для саморазвития, вернуться назад и повторить пройденный путь заново или выбрать переход на новый уровень (в более высокие измерения), для чего необходимо приложить усилия по энергетическому саморазвитию и осуществить квантовый переход. Перед этим выбором душа каждого человека пройдёт небольшую коррекцию. В исключительных случаях возможен ускоренный переход по кратчайшему пути, минуя этот выбор.
Рисунок 4 имеет сходную тематику, если сравнивать с содержанием предыдущих пиктограмм. Что мы здесь видим? Внешняя цепочка кругов замкнута в кольцо, словно ожерелье. Круги малых размеров обрамлены миниатюрными точками (духовностью), круги среднего и большого размера обрамлены тоже точками побольше, то есть многие поколения имели духовно содержательное развитие. Обратите внимание, что ожерелье кругов нарисовано так, что создаётся не плоское, а объёмное изображение.

Рисунок 4
Одна сторона цепочки выглядит погружённой вниз, другая — приподнятой вверх, причём приподнята духовно содержащая сторона. В центре рисунка изображена Земля в двух позициях – там где она была (нижнее положение) и там, куда она переходит (верхнее положение). Две позиции соединены временной осью. Получилась расшифовка:
Очередной цикл развития цивилизации человечества на вашей планете завершается, грядут большие перемены, после некоторой коррекции произойдёт переход планеты в более высокие системы измерений. Бездуховный этап должен остаться в прошлом, духовные накопления человечества немалые, и они дадут возможность планете перейти на более высокий уровень.
В центральной части пиктограммы на рисунке 5 изображена почти замкнутая цепочка кругов, обозначающих старый цикл развития, который скоро замкнётся. Внешняя цепочка — это новый цикл эволюции. Виден символ человеческой души, находящейся внутри старого цикла. С новым циклом её соединяет канал связи, по которому ей необходимо будет осуществить этот переход.

Рисунок 5
Данный переход для каждой души будет означать уверенный шаг вперёд — в светлое будущее, в прямом смысле. Термин «светлое будущее» не подразумевает иронию или двусмыслие, поскольку более высокой уровень развития всегда увеличивает количество энергии, повышает частоты существования и увеличивает количество света в буквальном смысле. Расшифровка следующая:
Человеческая душа завершает очередной цикл развития на Земле и выполнит переход — скачёк на новый уровень развития, затем для неё начнётся новый цикл развития.
Рисунок 6 имеет сходную с предыдущими пиктограммами тематику. В центре рисунка видно массивное тело — так условно показана Земля, вокруг неё раскручиваются три эволюционные спирали, которые принадлежат трём человеческим расам.

Рисунок 6
Раса в данном случае — это понятие временных интервалов развития цивилизации и никак не связано с генотипами людей. Временной путь здесь указан незамкнутыми линиями окружностей, точнее спиралями, и толщина их поэтапно меняется. Расшифровка такая:
На Земле эволюционировали и прошли свои этапы три основные расы или девять подрас.
Эти расы руководствовались мудростью самых продвинутых членов общества (виден «глаз мудрости» во главе каждой расы). Одинаковые ромбики в хвостовой и головной частях каждого витка показывают на законченность прохождения расами своих эволюционных этапов.

Рисунок 7
Рисунок 7 несложный по исполнению. Внутри толстого кольца имеется древний символ — «глаз мудрости», обозначающий Единую Истину или Космическую мудрость. Очень толстое кольцо обозначает замкнутость структуры внутри себя и большую ограниченность развития души в земных условиях. Расшифровка:
Человеческая мудрость заперта сознанием и не может себя проявить (мощное внешнее ограничение реализации духовности).

Рисунок 8
В треугольнике на рисунке 8 в верхней части изображён «глаз мудрости». Но присмотритесь внимательно — «глаз мудрости» как будто расплавился и деформировался. Вместо круглого зрачка в «глазе» — изометрическая проекция куба. Треугольник на 2/3 заполнен другим цветом, словно тёмная вода в колбе. Расшифровка такая:
Мудрость на Земле сейчас искажается в угоду плотно-физическому миру, в деяниях землян в данное время преобладают недуховные накопления.
На рисунке 9 видны шесть «глаз мудрости», они соединяются краями в едином центре пиктограммы. У каждого «глаза» нарисован необычный зрачёк — чёрно-белый, раскрашен в два разных цвета (дуальное зрение). По периметру изображена большая цепь кругов – это наше общество.

Рисунок 9
Большинство кругов небольшого размера, но некоторые имеют размеры заметно превышающие другие круги. Это центры культур народов и религиозные центры. «Глаза» ориентированы на эти культурные центры. Расшифровка:
Сколько людей, столько и мнений, но истина одна. Необходимо объединение разных культур в единую цивилизацию с одним вероисповеданием.
На Земле много существует религий и вер, много народных культур, они мыслят дуально, то есть видят мир в чёрно-белых красках. Дуальное мышление разъединяет людей. Они в итоге должны когда-то объединиться, несмотря на сомнения и колебания, так как все духовные учения (религии) оказались на поверку интерпретацией одного и того же, поскольку Всевышний един и неделим. Центры «глаз мудрости» на полпути к единению соединяются волнистыми кривыми линиями — на этом пути объединения будут сомнения и колебания.
Пиктограмма на рисунке 10 является одним из древнейших космических и эзотерических символов, который использовался в культурах многих народов Земли. Его изображения присутствуют на древних храмах в Индии, Тибете, на Ближнем Востоке, использовался в символиках народов древней Руси. Символ встречается с 8 тысяч лет до нашей эры и обозначает вечную жизнь, движение всего сущего во времени, бесконечное преобразование. Иногда этим знаком обозначают цикл развития цивилизации, во многих культурах — это культ Солнца, поскольку с Солнцем связана вся жизнь на планете.

Рисунок 10
Присутствие точек в общем рисунке обозначает, что движение (эволюция) всегда имеет духовные составляющие. Греки называли этот символ «гаммадион», так как видели в нём комбинацию четырёх букв «гамма» (Γ), которые соединены вместе в одной центральной точке. В данном случае «Г» обозначает действие или работу, приложенную в разных направлениях, но в единой упряжке. Почему эти знания утеряны современной технократической цивилизацией? Получается, что древние народы были более духовно продвинутые, чем современные поколения — они знали про основной закон вселенной.
äöäöä
Александр Македонский — величайший полководец в истории или счастливчик судьбы?

Историк Ян Уортингтон об одной из самых значительных фигур античного мира, личной жизни Александра и македонских традициях распития алкоголя
Александр Македонский — одна из немногих античных личностей, к которым мы обращаемся в современном культурном контексте. Деятельность Александра во многом напоминает некоторые эпизоды новейшей истории западных стран. Например, его кампании в Афганистане и Ираке очень похожи на вмешательства Запада в эти регионы, которые имели место на протяжении последних десятилетий. Александр был лидером народов с разной историей и культурой. Порой его правление оказывалось неудачным, потому что он не понимал местных обычаев и верований. На современном этапе можно извлечь множество уроков из того, как Александр пытался навести мосты между Западом и Востоком. Эти уроки могут быть использованы создателями современных политических стратегий в разных мультикультурных регионах.
«Величие» Александра
Мы не знаем, кто и когда впервые назвал Александра Великим. Вероятно, это было не при его жизни. Историки считают, что впервые его назвали Великим в римской комедии I века до нашей эры. В этой комедии фигурировало имя Magnum (латинское слово, означающее ‘великий’). В какой-то момент между его смертью в 323 году до нашей эры и I веком до нашей эры его начали расценивать как Великого. Скорее всего, римляне назвали его так потому, что оценивали величие правителей в количестве трупов: победоносный римский полководец должен был убить 5000 врагов, прежде чем его награждали триумфом ― торжественным шествием по улицам Рима среди восторженной толпы. Александр хладнокровно зарезал сотни тысяч местных жителей во время своих походов, а в Афганистане и Индии он порой уничтожал целые племена и устраивал настоящие геноциды. Если бы Александр жил сегодня, его бы отправили под трибунал за военные преступления, но в Античности его военные победы, стратегический гений и высокое число убитых среди врагов привлекали римлян.
Александр был незаурядным правителем. Некоторые из его подданных поклонялись ему как божеству. Он умер молодым ― в 33 года, но многое успел сделать. Однако величие связывали именно с его военной карьерой. Александр был гением военной стратегии и тактики. Куда бы он ни шел, он всегда встречал более многочисленную армию, чем его собственная, но всегда побеждал. Александр был царем и совмещал в себе функции полководца, политика, государственного деятеля, дипломата и народного лидера. Но если рассматривать Александра как полный «набор» ролей, можно обнаружить довольно серьезные провалы в их исполнении.
Воспитание Александра
Самым важным человеком в жизни Александра был его отец, Филипп II Македонский. Филипп был лучшим царем, чем Александр, с точки зрения того, что он сделал для своего царства. В отличие от Александра, он остался типичным македонским воином вплоть до самой смерти. Филипп не завоевал такую огромную империю, какую завоевал Александр, но как царь он выполнял свои обязанности перед народом лучше, чем Александр. Некоторые античные авторы признавали это.
Когда Филипп взошел на престол в 359 году, Македония была отсталой страной с социальной и культурной точки зрения. У нее не было экономики, постоянной тренированной армии, и в целом она лежала в руинах. Филипп все изменил. За 23 года правления он создал подготовленную устрашающую армию, которую затем Александр повел в Азию. Это была лучшая армия до римской в античном мире. Филипп II провел экономическую реформу, которая сделала Македонию процветающим царством, а затем начал расширять границы и со временем овладел всей Грецией. Именно Филипп решил вторгнуться в Персидскую империю после захвата Греции. Летом 336 года до нашей эры он был готов начать вторжение в Грецию, но за несколько дней до этого был убит. Таким образом, план по вторжению в Персидскую империю не принадлежал Александру ― он унаследовал его от отца и, чтобы превзойти его, решил пойти дальше, чем Филипп мог себе представить. То, что Филипп оставил очень стабильное и процветающее царство и мощную армию, позволило Александру достичь всего того, чего он достиг.
У Александра был незаурядный интеллект. В возрасте 6 или 7 лет он мог играть на лире, вести беседы со взрослыми на разные темы. Он прочитал всю греческую литературу, Гомер был его кумиром. Когда Александру было 14–16 лет, его учил Аристотель. Но величайшее влияние на Александра оказал не Аристотель, а его отец, Филипп. Большую часть жизни Александр хотел подражать ему, а когда он вырос и насладился собственными военными успехами, захотел превзойти Филиппа. Александр хотел стать Ахиллесом IV века до нашей эры.
Первые шаги в политике
Когда Александру было 16 лет, Филипп сделал его регентом Македонии, а сам ушел в поход на Византий. В это время Александр выступил на северное племя на реке Стримон и победил его. Когда ему было 18, Филипп сделал его командующим правым крылом в битве при Херонее в 338 году до нашей эры. На кону этой битвы стояла свобода Греции. Это одна из важнейших битв в истории. Филипп в ней победил греков, а Александр сыграл при этом важную роль: он помог уничтожить левый фланг противника, в том числе Священный отряд из Фив. В 18 лет Александр уже сражался в нескольких битвах и явно был подготовлен как наследник македонского престола. Он был готов вторгнуться в Персию и создать себе военную репутацию, но Филипп решил, что ему нужно остаться, чтобы управлять Македонией и Грецией.
С этого момента произошла радикальная перемена в отношениях между Александром и его отцом: начиная с этого момента можно проследить ухудшение отношений между Филиппом и Александром. Александр начал действовать за спиной Филиппа. Он говорил друзьям: «Пока отец жив, я не сделаю ничего великого». В 336 году до нашей эры Филиппа убили, и вполне возможно, что Александр и его мать, Олимпиада, были причастны к этому убийству. После смерти Филиппа Александр стал царем и начал готовить вторжение в Персидскую империю. Он хотел затмить отца. Историки считают, что Филипп не собирался захватывать всю Персидскую империю. Возможно, он собирался только присоединить к себе Малую Азию, тогда как Александру с самого начала было ясно, что он пойдет дальше, чем отец, и добьется больших успехов.
Стратегия завоеваний
У Александра никогда не было окончательного плана действий, хотя он жизненно необходим для любой стратегии. У стратегии по определению есть цель: когда вы вторгаетесь куда-то, вы должны знать, где остановиться, и если вы доходите до этого момента, значит, вы добились своего. Александр никогда не знал, где остановиться. Он вторгся в Персию, чтобы отомстить за страдания греков во время Персидских войн, и к 330 году до нашей эры, спустя всего четыре года после похода длиной во много тысяч миль, Александр покончил с империей, которая существовала веками. В 330 году до нашей эры он стал называть себя царем Азии.
После завоевания Персии армия Александра собиралась вернуться домой, но Александр уговорил воинов выступить на Бактрию и Согдиану (нынешний Афганистан). Это стало новой фазой вторжения. Теперь это была война Александра, а не месть за греков, как это было в случае с Персией. В следующие три года произошли самые ожесточенные битвы из всех, в которых когда-либо участвовали македонцы. Бактрия и Согдиана были взяты, и тогда Александр вторгся в Индию. Но на реке Гидасп, которая протекает на равнине Пенджаб, армия Александра взбунтовалась. Воины считали, что достаточно навоевались и должны повернуть обратно. Этот бунт был символом недоверия к Александру как к полководцу, военачальнику и царю.
Вероятно, Александр хотел достичь Ганга. Он много говорил о народах, которые там жили, и о том, какова эта страна. Но не исключено, что, если бы он добрался до Ганга, он бы решил идти дальше. Только бунт войск заставил его повернуть домой. Когда Александр повернул назад, армия подумала, что наконец-то возвращается в Грецию, но он начал говорить о вторжении на Аравийский полуостров и продумывать план вторжения. Он прибыл в Вавилон в 323 году до нашей эры и планировал затем вторгнуться на юг, на Аравийский полуостров. Но 12 июня 323 года до нашей эры, накануне вторжения, Александр умер. Есть мнение, что если бы он выжил и завоевал Аравийский полуостров, то он бы повернул на Западное Средиземноморье и Карфаген. Когда дело касалось земельных завоеваний, Александр не мог остановиться.
Царь Азии
Когда армия продвигалась на восток, не только Александр, но и некоторые из его военачальников начали носить персидские наряды, использовать парфюм, добавлять пахучие масла в ванны и так далее. Македонцы не привыкли к такой роскоши: они были простыми деревенскими жителями, привыкшими к крестьянской еде и деревенскому вину, часто носили одну и ту же одежду несколько дней. У них не было никакой величественности, которую мы привыкли ассоциировать с персидским двором. После битвы при Иссе в 333 году до нашей эры Александр вошел в шатер великого царя Дария на поле боя и увидел его роскошь: ложи, золотые и серебряные блюда на столах и тонкие покрывала. Тогда он сказал: «Так вот что значит быть царем!»
Кроме того, Александр сделал персидский наряд частью своей повседневной одежды и преподносил себя соответствующе. Он сочетал македонские и персидские наряды и вызвал недовольство обоих народов. Его людям это не нравилось, потому что они видели, что эти «варварские» наряды стали частью его «униформы», а персам казалось, что он делает недостаточно, потому что по-прежнему носит элементы македонской одежды и доспехи.
Александр искренне боролся с дилеммой, с которой столкнулся: до него не было ни одного македонского царя, который также был бы царем Персии. У него не было примера, которому он мог бы следовать, на основе которого он мог бы выстроить свое правление или понять, как подавать себя, так что каждый день он сталкивался с этой новизной. Он взял себе новый титул ― царь Азии, начал комбинировать македонскую и персидскую одежду, чтобы попытаться понравиться людям и на Западе, и на Востоке. Он не мог называть себя великим царем Персии, так как у него не было связи с Ахурамаздой, зороастрийским богом света, тогда как у царской семьи Ахеменидов она была. Александр был завоевателем: он правил не по праву крови, а по праву завоевания.
Чтобы примирить людей со своим правлением, он стал приглашать персов на государственные посты и в армию, пытался выглядеть правителем, который объединяет Восток и Запад. Александр не был идеалистом, он не хотел объединить все народы ― он был прагматиком и сосредотачивался на том, чтобы сохранить свое положение.
Влияние культуры на Александра
В молодости Александр прочел большую часть греческой литературы. В особенности его интересовала поэзия Гомера и античная философия. Когда он отправился в Азию, он взял с собой философов, ученых и писателей-историков, чтобы беседовать с ними и обсуждать свои мысли. Он также брал с собой книги, и мы знаем, что, когда он прочитал все, он отправил в Грецию просьбу выслать ему еще книг. Он истинно ценил литературу и изящные искусства, покровительствовал придворным живописцам, которые написали несколько картин и портретов с ним. Александр отдавал должное культуре тех мест, в которых сражался, и мог быть очарован их искусством. Когда он прибыл в Вавилон, он немедленно разместил штаб во дворце Навуходоносора, потому что там были вавилонские висячие сады. Он вошел в Вавилон через ворота Иштар, потому что читал о них и с нетерпением ждал возможности их увидеть. Пройти через них в качестве завоевателя было важно и символично.
Личная жизнь
В детстве Александра не интересовали девочки. Эта сторона его жизни волновала его родителей: сохранились истории о том, что Филипп и Олимпиада нанимали проституток для своего сына, когда ему было 14–18 лет, но он отказывался от них. Считается, что он потерял девственность с женщиной по имени Барсина, с которой он был знаком, когда был маленьким. Но это было только после битвы при Иссе в 333 году до нашей эры, когда один из главнокомандующих привел Барсину к нему. Александру тогда было 23 года. Судя по всему, после этого случая у него было множество любовных похождений. Александр и Барсина так и не поженились, но жили вместе. В 327 году до нашей эры Барсина родила сына по имени Геракл. В тот же год Александр женился на Роксане Бактрийской.
У Александра было несколько гомосексуальных отношений, самое известное из которых ― с его другом Гефестионом, которого он знал с детства. Гефестион и Александр были очень близки. Гефестион умер примерно за год до смерти Александра. Александр был убит горем и чувствовал огромную пустоту в своей жизни. Есть много мнений, но история о том, что Гефестион и Александр были любовниками, скорее всего, правдива. Важно, что в те времена у греков не было таких слов, как «гомосексуалист», «лесбиянка» или «бисексуальность». Но если применить их к античному обществу, то все оказались бы бисексуальными. Армия Александра совершенно нормально относилась к тому, что одну ночь он проводил с женой, Роксаной, а следующую — с Гефестионом.
Скорее всего, некоторые рассказы о его похождениях выдуманы, так как он был царем Македонии, который достиг статуса сверхчеловека при жизни благодаря своим завоеваниям и битвам, а история часто рисует таких людей более великими, чем они были на самом деле. Однажды Фалестра, царица амазонок, встретилась с Александром, и они провели две недели, беспрерывно занимаясь сексом. Амазонки были глубокоуважаемым племенем воительниц, славящихся силой и воинским мастерством, и ими правила королева. Возможно, машина пропаганды Александра выдумала историю про него и Фалестру, чтобы выставить его в лучшем свете. Количество пропаганды, связанной с Александром, таково, что трудно добраться до настоящего Александра, скрытого за легендами.
Смерть Александра Македонского
Александр умер за несколько месяцев до того, как ему исполнилось 33 года. Есть много конспирологических объяснений смерти Александра, но, скорее всего, он умер от естественных причин. Александр получил тяжелое ранение в Индии при штурме города маллов. Его поразили стрелой в грудь, а когда врач выдернул ее, из раны с кровью выходил воздух. Это вполне похоже на пробитое легкое. Александру понадобилось несколько недель, чтобы прийти в себя, и он был так слаб, что его пришлось нести в лагерь. Он также получил и другие ранения во время кампании, но так и не оставил свой суровый образ жизни и затяжные попойки.
Александр много пил, хотя и не был алкоголиком. Македонцы время от времени устраивали попойки, которые могли длиться несколько дней. В 324 году до нашей эры был знаменитый пир, на котором Александр принял участие в конкурсе на то, кто больше выпьет. Около дюжины человек погибли из-за чрезмерного употребления алкоголя. Македонцы пили чистое вино, тогда как греки разводили его водой. Александр пил на пирах, но никогда не был пьян, когда шел в битву или составлял план сражения. Когда приходило время пира, он пил без остановки, но потом он трезвел и шел дальше.
После всех ранений, которые Александр получил в битвах, он не изменил образ жизни, и его тело просто отказало. Историки думают, что у него был алкогольный панкреатит. Однажды вечером, после того как он напился на пиру и уже шел в постель, один из его друзей сказал: «Еще по одной!» Александр вернулся, и ему дали кувшин с двенадцатью квартами вина (это, скорее всего, преувеличение). Он выпил весь кувшин, упал на землю, его тело начало дергаться в судорогах, он впал в полукоматозное состояние, лишился возможности говорить, а несколько дней спустя умер, так и не вернув себе речь. Эти симптомы очень похожи на алкогольный панкреатит.
Наследие Александра
Александр не оставил после себя законного наследника: его жена Роксана была беременна, когда он умер. Только спустя несколько недель она родила сына, который впоследствии стал Александром IV. Когда Александр умер, все командование Вавилона ― его главнокомандующие, телохранители, командиры и сатрапы ― собралось, чтобы решить, что делать. Это был конституционный кризис: у Александра не было наследников. Главнокомандующие решили, что до того момента, как Роксана родит ребенка, царем будет единокровный брат Александра, Филипп Арридей. Когда родился Александр IV, он тоже стал царем. Сложилась дуалистическая монархия. Высшее командование разделило империю между собой.
Пердикка, заместитель главнокомандующего армией, получил контроль над Вавилоном, который должен был стать новой столицей империи, а остальные разделили другие земли. Птолемей забрал Египет, где основал династию Птолемеев. Эти люди были очень амбициозны, ненавидели друг друга, чего, скорее всего, Александр добивался сознательно: он разделял своих военачальников, чтобы они не объединились и не попытались его свергнуть. Всего через год после его смерти его сподвижники, которых теперь мы называем диадохи («преемники»), начали череду войн друг против друга, и эта война продолжалась 40 лет. Каждый из них пытался оторвать от империи кусок побольше. Во время этих войн они использовали македонских царей Филиппа III и Александра IV как заложников и в итоге убили. Спустя три-четыре десятилетия сформировались большие царства эллинистического мира.
Александр был и хорош, и плох. Он был плох в том смысле, что его наследием оказался конец Македонской империи, на создание которой Филипп и Александр потратили столько сил. Также после него на Средиземноморье и Грецию обрушились катастрофические сорокалетние войны, устроенные его преемниками. Александр не женился раньше, и у него не было сына, который мог бы стать наследником. Он был царем, а основная задача царя ― это не только защищать свою страну, но и иметь наследника. Он женился на Роксане слишком поздно, и это привело к хаосу и кровопролитию.
Хорошая сторона его правления в том, что он открыл Восток для Запада так, как никто до него. В результате установились торговые и культурные контакты и сообщение между Грецией и Средиземноморьем, Египтом, Сирией, Бактрией на востоке. Завоевания Александра дали грекам понять, что они были частью большего мира, чем одно только Средиземноморье.
Свежие комментарии