Специальная военная операция кардинально изменила тактику применения танков

Экипаж танка не просто функциональная группа – это семья. От слаженности и взаимопонимания её членов зависит общий успех и выживание.
Гул дизельных двигателей, лязг гусениц, скупые команды – полигон в прифронтовой полосе в Запорожской области живёт своей суровой жизнью.
Танк Т-72Б3 срывается с исходной позиции. Пыль сухим вихрем взмывает из-под его гусениц, скрывая на мгновение стальную махину. Внутри, в тесном, пропитанном запахом солярки и металла пространстве, – три сердца, бьющиеся в одном ритме. Командир Александр, наводчик-оператор Виталий, механик-водитель Дмитрий. Позывной у всех троих и у самого танка один – «Двадцатый». Вместе они – экипаж боевой машины отдельного танкового батальона прославленной Новороссийской гвардейской горной десантной дивизии, воюющей в составе группировки войск «Днепр».Специальная военная операция кардинально изменила тактику применения танков. Эпоха лобовых атак осталась в прошлом. Сегодня танк – это высокоточная мобильная, кочующая огневая точка, снайпер, бьющий с закрытых позиций, или стальной кулак, прошибающий укрепления врага. Бронетехника остаётся главной ударной силой Сухопутных войск. И её эффективность напрямую зависит от профессионализма экипажей. «Двадцатый» – прямое тому подтверждение.
Крещение огнём
Их боевой путь начался в первые, самые сложные, месяцы специальной военной операции. Батальон, в котором служит экипаж, принял боевое крещение в боях под Николаевом, обороняя позиции наших войск в освобождённом Херсоне.
Именно там танкисты учились выживать и побеждать в условиях ожесточённого противостояния.– Тогда, в начале СВО, обстановка была совершенно иной, – вспоминает командир танка гвардии сержант Александр, уроженец Краснодарского края. – Беспилотников в воздухе было на порядок меньше – это факт. Но зато враг не жалел технику и живую силу, постоянно атакуя наши позиции. Бросал на нас всё: и свои танки, и пехоту с ПТУР. Работали в самых разных режимах: и прямой наводкой в открытом бою, и с закрытых огневых позиций как артиллерия.
Экипаж «Двадцатого» не раз попадал под обстрел. Несколько раз машина получала повреждения, но всегда оставалась в строю. Тогда Александр был механиком-водителем. Именно он выводил танк из-под огня, маневрировал под прицелом противника. Его хладнокровие и мастерство не остались незамеченными: командование доверило ему должность командира машины.
– Поначалу, признаюсь, было волнительно, – делится Александр. – В условиях реального боя всё ощущается иначе, чем на полигоне. Но очень быстро адреналин первоначальное чувство страха замещает на ярость и кристальную ясность ума. Потому что иначе бой не выиграть. В танковых дуэлях побеждает тот, кто хладнокровнее, у кого воля сильнее. Мы понимаем, что страна нуждается в защитниках. Время выбрало нас, как наших дедов и прадедов в годы Великой Отечественной.
Сегодня тактика применения танков изменилась – это ювелирная работа. Получают координаты цели от армейской разведки или дронов-корректировщиков, скрытно выдвигаются на заранее подготовленную позицию, производят несколько точных выстрелов и немедленно убывают на новое место, не дожидаясь ответного огня артиллерии или налёта вражеских «птиц».
Три против четырёх: преимущества русской брони
Александр с гордостью и глубоким знанием рассказывает о своей боевой машине – модернизированном Т-72Б3М. Для него это не просто железо, а их общий дом и главный козырь в бою.
– Не могу не провести сравнение с западными аналогами, – говорит командир танка. – Возьмём, к примеру, американский Abrams. Самая лёгкая его модификация весит на целых восемь тонн больше нашего танка! А двигатель у нашего – 1130 лошадиных сил! Большая мощность и меньшая масса даёт нам колоссальное преимущество в подвижности. Мы проходим там, где тяжёлая техника НАТО просто вязнет или буксует.
Одно из ключевых преимуществ российского танкостроения – скорострельность. «У нас в экипаже три человека. У них – четыре. Почему? Потому что у них просто нет автомата заряжания! Четвёртый член экипажа – это заряжающий. И он вручную заряжает орудие в три раза дольше, чем автомат на Т-72», – продолжает Александр.
Но главное в современной войне – это способность к адаптации. Массовое применение беспилотников заставило искать новые решения. И они были найдены, в том числе силами самих военных.
– Одно из важнейших достижений последнего времени – это невероятно эффективная механическая защита из стальных тросов, сконструированная и внедрённая у нас в батальоне, – с энтузиазмом рассказывает Александр. – Она создаёт своего рода противокумулятивный экран. Недавно при выполнении боевой задачи на ореховском направлении один из наших танков выдержал буквально десятки ударов FPV-дронов. Машина осталась невредимой и, что самое главное, продолжила бой. Это ли не лучшее доказательство живучести?
Точность огня современного российского танка поражает. «Максимальная дальность стрельбы – до 12 километров, – поясняет наводчик-оператор гвардии ефрейтор Виталий. – Работая с закрытой огневой позиции, при должной подготовке расчёта и наличии качественных разведданных можно поразить точечную, малоразмерную цель – буквально попасть в дверь блиндажа. Однажды нам поставили такую задачу: пехота противника засела в многоэтажном доме, превратив его в крепость. Мы методично, этаж за этажом, складывали эту коробку, подавляя огневые точки. Работали как высокоточный инструмент».
Одна судьба, одна семья
Экипаж танка не просто функциональная группа. Это семья. От слаженности и взаимопонимания каждого её члена зависит общий успех и выживание.
Наводчик-оператор Виталий, призванный с Дальнего Востока, остался служить по контракту после службы по призыву в Новороссийском соединении ВДВ. Свой орден Мужества он получил за первый же серьёзный бой в окрестностях Херсона. Тогда их танк в паре с другой машиной был вынужден вступить в схватку с превосходящими силами противника.
– Ситуация была критическая, – скупо, без лишних деталей, вспоминает Виталий. – Применили старую, ещё дедовскую тактику танковой карусели: пока один танк отходил на перезарядку, второй вёл прицельный огонь, прикрывая его. Затем менялись. Плотность огня была запредельная. В нашу машину тоже попадали, но броня выдержала, и мы выстояли, не отступили.
Военная отвага, видимо, у него в крови. Два его двоюродных брата также воюют в зоне СВО на других направлениях. Один удостоен ордена Мужества, другой – медали «За отвагу». Сам Виталий, несмотря на боевую работу, находит время и силы для учёбы – заочно получает образование на юридическом факультете. Его цель – стать офицером, а в дальнейшем поступить в военную академию. Танковое дело, по его словам, – это его призвание.
Механик-водитель гвардии ефрейтор Дмитрий из Тверской области мобилизованный. Когда в 2022 году была объявлена частичная мобилизация, он не стал прятаться. Сразу пришёл в военкомат, собрал вещи и отправился выполнять свой мужской долг.
– Я считаю, что на Русской земле нет и не может быть места никаким проявлениям нацизма, – говорит Дмитрий. – И наша задача здесь – ликвидировать эту чуму раз и навсегда.
Дома его ждут родители и невеста, которые, безусловно, беспокоятся, но очень гордятся своим героем.
– Экипаж – это одна семья, – уверен Дмитрий. – Мы доверяем друг другу жизнь. Это не просто слова – мы прошли вместе через многое.
Будущее – за адаптивностью и волей
Современная война, казалось бы, поставила под сомнение будущее танков – дешёвые дроны против многомиллионных машин. Многие специалисты были уверены, что баланс сил изменился навсегда. Но российские танкисты доказали: техника без экипажа ничто, а угрозы можно нейтрализовать умением и смекалкой.
Экипаж «Двадцатого» уверен: танки останутся востребованными на поле боя. Они станут ещё технологичнее, ещё защищённее, но их главная сила не в броне, а в людях.
Сейчас они на полигоне отрабатывают свои действия до идеала. Те самые танковые карусели, что спасли им жизнь под Херсоном. Те самые манёвры, что позволяют уходить от ответного огня. Их боевая дружба, их взаимопонимание – это и есть та сила, что делает «Двадцатого» грозой для врага на поле боя.
ОБТ M1 «Абрамс». Часть II: версия М1Е3

Как указано в первой части статьи к настоящему времени используются три версии основного боевого танка (ОБТ) М1 «Абрамс». Что же ждет эту модель дальше?
М1 «Абрамс» версии E3
Хотя американские военные признают необходимость дальнейшего совершенствования «Абрамсов», они пришли к выводу, что нынешняя конструкция исчерпала свой потенциал. Дополнительные модификации уже технически невозможны, в первую очередь из-за чрезмерного веса. M1A2 SEPv3 весит 66,8 тонны (в зависимости от конфигурации и дополнительной защиты или оборудования) по сравнению с 54 тоннами у оригинального M1 и 64,6 тоннами у M1A2 SEPv2.
Разработчики рассмотрели несколько вариантов, включая модернизацию существующих танков до стандарта SEPv4. Однако армия США выбрали более рискованный, но потенциально более выгодный путь: разработку совершенно нового варианта.
В сентябре 2023 года разработка программы M1A2 SEPv4 была прекращена и было объявила, что вместо этого будет разрабатываться версия M1E3. Литера «E» означает «Инженерный», что указывает на относительно глубокие структурные изменения. Вполне вероятно, что окончательная серийная версия поступит на вооружение как M1A3. Основными приоритетами программы являются повышение мобильности и улучшение защищенности экипажа. Проект будет включать в себя отдельные функции M1A2 SEPv4 (пакет усовершенствования системы «Абрамс» версии 4) и соответствовать новейшим стандартам модульной архитектуры открытых систем (MOSA).
Концепция M1E3 возникла во многом из-за тупиковой ситуации, сложившейся с программой SEPv4, которая, согласно первоначальным планам, планировалась к приему на вооружение армии США в 2025 году. Весной 2024 года армия США заключила с компанией General Dynamics Land Systems (GDLS) контракт на определение требований и разработку предварительного проекта M1E3.
Компания GDLS является естественным выбором для руководства работами не только как давний производитель «Абрамса», но и как компания, разработавшая концепцию «Абрамс X». Представленный в 2022 году «Абрамс X» оснащён беспилотной башней, сокращённым экипажем из трёх человек вместо четырёх, гибридной дизель-электрической силовой установкой, новой 120-мм пушкой XM360 с автоматом заряжания и дистанционно управляемой боевой установкой Kongsberg Protector RS6, вооружённой 30-мм автоматической пушкой XM914.
Abrams X на выставке AUSA 2022 — взгляд на возможную серию эволюционных разработок семейства «Абрамс» с использованием доступных технологий. Если M1E3 будет во многом похож на «Абрамс Х», его вес может быть снижен примерно до 59 тонн, что близко к целевой массе, к которой стремится армия США. Танк может быть оснащён более лёгкими гусеницами, возможно, из композитной резины, а также гидропневматической подвеской, в которой используется азот под высоким давлением и встроенный масляный амортизатор, размещённые внутри опорной плиты. Это позволяет снизить вес и занимаемое пространство. Ожидается, что нынешнюю газовую турбину Honeywell AGT1500 заменят гибридным силовым агрегатом, что потенциально снизит расход топлива вдвое. Такая эффективность облегчит логистическую нагрузку и позволит уменьшить объём корпуса за счёт сокращения вместимости топливных баков. Меньший вес также облегчит преодоление мостов и быстрое развёртывание на нескольких театрах военных действий, что считается важным фактором в случае потенциальной войны или даже ограниченного конфликта с Китаем или Россией.
Ещё одной важной задачей является улучшение защищенности экипажа. Хотя конкретные детали не разглашаются, официальные лица США признали, что они извлекают уроки из продолжающегося конфликта на Украине. Ожидается, что новая броня обеспечит лучшую защиту от бронебойных подкалиберных снарядов с отделяющимся поддоном (APFSDS) и боеприпасов, поражающих сверху. Предполагается, что танк будет полностью интегрирован с системой активной защиты. Текущая версия SEPv3 оснащена системой активной защиты Trophy, которая повысила живучесть машины, но также увеличила её вес.
М1 «Абрамс» версии Х. Концепт Судя по текущему направлению развития, новый «Абрамс», скорее всего, получит новую основную пушку в сочетании с дистанционно управляемым боевым модулем. Пушку намечается установить в модернизированной, более лёгкой башне. Разработчики рассматривают как беспилотную конфигурацию башни, так и башню с экипажем из трёх человек. Ожидается, что танк будет оснащён автоматом заряжания и модернизированными силовыми установками. Считается, что компактный автомат заряжания был протестирован в башне демонстрационного образца «Абрамс X». Автомат заряжания разработан еще в 1990-х годах компанией Western Design Howden (ныне Parker Meggitt Defense) для M1A1 и M1A2, но он так и не был установлен ни на один из действующих вариантов «Абрамса».
Новый «Абрамс» будет оснащён самыми современными цифровыми системами и построен на основе модульной архитектуры. Как и «Абрамс X», он, скорее всего, будет оснащён различными датчиками и камерами в соответствии с концепцией «прозрачной брони», позволяющей экипажу видеть за пределами корпуса танка через экраны или очки дополненной реальности. Также планируется, что в M1 «Абрамс» версии E3 будут использоваться определённые системы искусственного интеллекта и он сможет работать в связке с беспилотными системами в рамках концепции «человек — машина» (MUM-T). Это могут быть как наземные транспортные средства, так и воздушные платформы, например разведывательные беспилотники или барражирующие боеприпасы.
Судя по опыту войны в Украине, ожидается, что новый «Абрамс» будет лучше оснащён для борьбы с БПЛА. Помимо улучшенной живучести, обеспечиваемой более глубокой интеграцией систем РЭБ и активной защиты, ожидается, что экипаж сможет бороться с небольшими дронами, в том числе с помощью дистанционно управляемого боевого модуля. В этом контексте примечательно, что в июле 2025 года армия США выпустила новые инструкции для экипажей по борьбе с вражескими БПЛА с помощью основного 120-мм орудия и картечных снарядов M1028, которые разбрасывают осколки на большой площади.
Обновлённое руководство ATP 3-20.15 для танковых взводов с новой тактикой противодействия БПЛА. Программа M1 «Абрамс» версии E3 направлена на то, чтобы обеспечить армию США необходимой бронетехникой вплоть до 2040-х годов. Предполагалось, что начальная эксплуатационная готовность будет достигнута в начале 2030-х годов. Однако руководство МО США стремится сократить эти сроки. В своем интервью военным СМИ, опубликованном в апреле 2025 года, главный технический специалист армии доктор Алекс Миллер (Alex Miller) заявил, что военные намерены выпустить первый модернизированный танк в течение 24–30 месяцев. Контракт будет заключён с компанией General Dynamics Land Systems, которая займётся закупкой комплектующих и системной интеграцией.
Вариант M1E3 планируется принять на вооружение вместе с будущей боевой машиной пехоты армии США XM30. Однако это лишь предварительное предположение, поскольку программа XM30 всё ещё находится на ранней стадии. США ещё не выбрали конструкцию для замены устаревающей БМП M2 Bradley. В настоящее время в конкурсе участвуют компании American Rheinmetall Vehicles и General Dynamics Land Systems. XM30 считается одним из главных приоритетов модернизации сухопутных сил. Он является частью более масштабных усилий, направленных не только на модернизацию войск, но и на унификацию оборудования, используемого бронетанковыми и механизированными подразделениями.

Свежие комментарии