Подсказки от истоков. Марксисты-коммунисты говорят
Вот она – та «гигантская мелкобуржуазная волна», о которой в апреле-мае 1917 года напишет Ленин. В серых шинелях и с винтовками в руках
Довольно жить законом,
данным Адамом и Евой.
Клячу историю загоним.
Левой!
Левой!
Левой!
Левый марш. В. Маяковский
данным Адамом и Евой.
Клячу историю загоним.
Левой!
Левой!
Левой!
Левый марш. В. Маяковский
Это наша страна, это наша история. Итак, наши вожди продолжают высказываться о том, что было, что они видели и что считали нужным донести до других. Ну а мы позволим себе давать по их же высказываниям отдельные ремарки с учётом того, что мы знаем сегодня, и чего они не знали тогда. Ну а начать, думается, надо вот с этого:
«Россия сейчас кипит. Миллионы и десятки миллионов, политически спавшие десять лет, политически забитые ужасным гнетом царизма и каторжной работой на помещиков и фабрикантов, проснулись и потянулись к политике. А кто такие эти миллионы и десятки миллионов? Большей частью мелкие хозяйчики, мелкие буржуа, люди, стоящие посредине между капиталистами и наемными рабочими. Россия наиболее мелкобуржуазная страна из всех европейских стран.
Гигантская мелкобуржуазная волна захлестнула всё, подавила сознательный пролетариат не только своей численностью, но и идейно, т. е. заразила, захватила очень широкие круги рабочих мелкобуржуазными взглядами на политику.»
Гигантская мелкобуржуазная волна захлестнула всё, подавила сознательный пролетариат не только своей численностью, но и идейно, т. е. заразила, захватила очень широкие круги рабочих мелкобуржуазными взглядами на политику.»
(ПСС В. И. Ленина. 5-е издание | 31 том. Стр. 155. Задачи пролетариата в нашей революции»).
Написано это было 10 (23) апреля 1917 г.; послесловие – 28 мая (10 июня) 1917 г., а напечатано в сентябре 1917 г. в Петрограде отдельной брошюрой издательством «Прибой». Говоря простым языком, «деревня попёрла» в города. И В. И. Ленин это видел и указал на последствие подобной «миграции» – заражение широких масс рабочих мелкобуржуазными взглядами на политику. Но только ли этим была страшна эта волна? Может быть, Ленин чего-то не увидел ещё или не захотел увидеть и сказать об этом? Что это может быть?
А вот что – патриархальность общественного сознания! Со всеми вытекающими из этого последствиями весьма и весьма негативного толка. Причём нужно напомнить, что и происходило-то всё это в крестьянской стране, в которой на 1917 г. подавляющее большинство населения страны составляли именно крестьяне: их было порядка 82 %, рабочих было только 6 %, а дворян – и вовсе 1,5 %. Причём и эти 6 % были не вполне рабочими по своему сознанию. Многие были выходцами из села в первом поколении, многие родились в городе, но имели прямых родственников в деревне. Рабочих третьего поколения, родившихся в городе и не имевших к деревне никакого отношения, было сравнительно мало. В. И. Ленин не мог не знать этого. Не мог он не знать и отношения к крестьянской, мелкобуржуазной массе со стороны основоположников марксизма К. Маркса и Ф. Энгельса. Они не были против участия её в революции. Более того, считали его обязательным. Но вот на менталитет крестьянской массы внимание они не обращали. По-видимому, это было связано с тем, что в то время «теория поколений» ещё не существовала (появилась лишь в 1991 году), а чего нет, то нельзя и учитывать. Кстати, они живо интересовались событиями в России и даже написали:
«…может ли русская община – эта, правда, сильно уже разрушенная форма первобытного общего владения землей – непосредственно перейти в высшую, коммунистическую форму общего владения? Или, напротив, она должна пережить сначала тот же процесс разложения, который присущ историческому развитию Запада? Единственно возможный в настоящее время ответ на этот вопрос заключается в следующем. Если русская революция послужит сигналом пролетарской революции на Западе, так что обе они дополнят друг друга, то современная русская общинная собственность на землю может явиться исходным пунктом коммунистического развития.»
(К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. Т. 19. Стр. 305. «Предисловие ко второму русскому изданию «Манифеста Коммунистической партии»).
Но при этом об особенностях самосознания крестьянской массы речь у них не шла. Видимо, не было у них знакомых выходцев из российской деревни в первом-втором поколениях…
Между тем, не вдаваясь в подробности самой этой теории, следует сказать, что выводы из неё имеют первостепенное значение для описания любого общества в то или иное время. Дело в том, что представители одного поколения одной исторической эпохи сталкиваются с одинаковыми ключевыми историческими событиями и социальными веяниями, они разделяют определённые общие убеждения и модели поведения. Причём люди, родившиеся на стыке поколений (±3-5 лет от условной границы между ними), оказываются «пограничной» группе, которая обладает характеристиками как своего поколения, так и предыдущего. То есть российское крестьянство 1917 года было более монолитно, более социально устойчиво, нежели российский пролетариат, которому наши вожди приписывали качество передового класса, и который, по сути дела, находился лишь на стадии своего формирования как класса!
Хочется спросить, на что рассчитывали Ленин и большевики, зная о том, что представляет собой их страна? На какую «социалистическую революцию»? С таким-то ничтожным пролетариатом и массивом патриархального крестьянского сознания 82 % крестьянской массы? В любом случае, когда власть буквально упала им в руки, они не могли этим не воспользоваться, ну а дальше им пришлось уже действовать по обстоятельствам. То есть не столько как революционерам, грезившим о мировой революции, сколько как государственникам, имевшим на руках отставшую и ослабленную страной войну, в которой они, тем не менее, начали строить социализм, вернее – начали проводить её модернизацию, пользуясь для этого принципами марксистской теории. А нужна она была в первую очередь для ведения как оборонительных, так и революционных войн, о чём говорилось в предыдущей статье, и тут уже с модернизацией медлить было никак нельзя.
Поэтому неудивительно, что уже XIV съездом РКП(б) был взят курс на индустриализацию страны и укрепление её обороноспособности. Тогда же РКП(б) переименовали в ВКП(б). Выступая с докладом с трибуны съезда, И. В. Сталин сказал много интересного. Впрочем, ему слово:
«…в капиталистических странах господствует частный капитал, там ошибки отдельных капиталистических трестов, синдикатов, тех или других групп капиталистов исправляются стихией рынка. Слишком много произведено, – будет кризис, но потом, после кризиса, хозяйство придет в норму. Слишком увлеклись ввозом и получили пассивный торговый баланс, – вексельный курс качнется, получится инфляция, сократится импорт, повысится экспорт. Все это в порядке кризисов. Ни одна сколько-нибудь крупная ошибка и сколько-нибудь крупное перепроизводство или серьезный отрыв производства от всей суммы спроса не обходится в странах капиталистических без того, чтобы промахи, ошибки и отрывы не исправлялись в порядке того пли иного кризиса. Так живут в странах капитализма. Но мы так жить не можем. Там мы видим кризисы хозяйственные, торговые, финансовые, задевающие отдельные группы капиталистов. У нас – другое дело. Каждая серьезная заминка в торговле, в производстве, каждый серьезный просчет в нашем хозяйстве кончается не тем или иным отдельным кризисом, а бьет по всему народному хозяйству. Каждый кризис, будь то торговый, финансовый, промышленный, может превратиться у нас в общий кризис, бьющий по всему государству. Поэтому от нас требуется особая осмотрительность и прозорливость при строительстве. Поэтому мы здесь должны руководить хозяйством в плановом порядке так, чтобы просчетов было меньше, чтобы наше руководство хозяйством было архипрозорливым, архипредусмотрительным, архибезошибочным. Но так как, товарищи, мы, к сожалению, не отличаемся ни особой прозорливостью, ни особой предусмотрительностью, ни особыми способностями безошибочного руководства хозяйством, так как мы всего только учимся строить, то у нас ошибки бывают и будут еще впредь.»
Как понимать им сказанное? А вот как: капитализм жизнеспособен сам по себе. Социализм в России был жизнеспособен только при «архипрозорливом, архипредусмотрительном, архибезошибочном» руководстве. Исправление таких ошибок также должно осуществляться методом «ручного управления». И, в принципе, с этим можно было смириться, если бы у руля нашего государства всегда стояли талантливые люди, типа… того же Сталина. Потому что при всех его личных недостатках, ума у него никто не отрицал. Но всё дело в том, что такие люди редкость. И ещё реже они попадают на самый верх политического Олимпа. И что будет, если наверх попадёт посредственность или даже просто «обыкновенный человек»? Да он попросту не справится с «ручным управлением» экономикой, а люди винить в этом будут сам строй, и они будут правы!
Иосиф Сталин (в центре) и Никита Хрущёв (внизу слева) с делегатами XIV съезда Российской Коммунистической партии (большевиков). Тот, кто приблизил к власти полную посредственность, и тот, кто низверг приблизившего человека с пьедестала. Отблагодарил, называется? Или это просто усталость от работы под началом человека, интеллекту которого не мог не завидовать? Кто знает…
Вот этот пассаж мне понравился:
«На предприятиях, например, Форда, работающих исправно, может быть, и меньше воровства, но все-таки они работают на Форда, на капиталиста, а наши предприятия, где иногда бывает воровство и где не всегда складно идут дела, все же работают на пролетариат.»
То есть сами же хозяева страны у себя и воровали? И преодолеть это позорное явление наш социализм не смог ни в 1925, ни в 1945, ни в 1985 году…
О том, насколько Сталин трезво мыслил в 1925 году, говорят вот эти его слова:
«И все же наш строй в целом нельзя еще назвать ни капиталистическим, ни социалистическим. Наш строй в целом есть переходный от капитализма к социализму, – где все еще преобладает, в смысле объема продукции, частновладельческое крестьянское производство, но где доля социалистической промышленности растет непрерывно.
...потребность в дополнительной; квалифицированной рабочей силе во всей промышленности на 1925/26 год равняется цифре 433 тыс. человек, а мы можем дать только четвертую часть этой потребности.
Вот цифры: на 1 апреля 1924 года, если считать всех рабочих, во всех видах промышленности, считая и мелкую, считая сезонных рабочих, считая сельскохозяйственных рабочих, по данным Наркомтруда, у нас было 5500 тыс. рабочих, из них 1 млн батраков и 760 тыс. безработных. На 1 октября 1925 года рабочих было уже 7 млн с лишком, из них 1200 тыс. батраков и 715 тыс. безработных. Рост рабочего класса несомненный.»
...потребность в дополнительной; квалифицированной рабочей силе во всей промышленности на 1925/26 год равняется цифре 433 тыс. человек, а мы можем дать только четвертую часть этой потребности.
Вот цифры: на 1 апреля 1924 года, если считать всех рабочих, во всех видах промышленности, считая и мелкую, считая сезонных рабочих, считая сельскохозяйственных рабочих, по данным Наркомтруда, у нас было 5500 тыс. рабочих, из них 1 млн батраков и 760 тыс. безработных. На 1 октября 1925 года рабочих было уже 7 млн с лишком, из них 1200 тыс. батраков и 715 тыс. безработных. Рост рабочего класса несомненный.»
И – комментарий к последней фразе. Чему радоваться-то было? Новой мелкобуржуазной волне, в ходе которой часть деревенских жителей поменяла крестьянские лапти на городские башмаки? Откуда этот «несомненный рост»? Или у нас рабочие размножались тогда почкованием? То есть в стране продолжалась генерация патриархального менталитета. Но никто из партийных боссов, включая и самого И. В. Сталина, никакого внимания на рост именно этой составляющей ментальности нового общества в СССР не обращали.
Свежие комментарии