Кучно пошло: восставшие призраки старой войны
Исторические напёрстки – они такие. Вроде уверен, где шарик. Но, его там может не оказаться...…

Во вторник террористы «Кашмирского Сопротивления» расстреляли 26 туристов в городе Пахалгам (индийский штат Джамму и Кашмир). Премьер-министр Нарендра Моди прерывает визит в Саудовскую Аравию и мчится на родину, проводит экстренное совещание Комитета по безопасности Кабинета министров. Ему докладывают: теракт проведён с использованием «трансграничных связей», то есть — замешаны спецслужбы Пакистана, не смирившиеся с успешно проведёнными на данной Территории Союза (юридический статус штата Джама и Кашмир) выборами.
Комитет Безопасности предложил премьер-министру подписать «пять сдерживающих пунктов» в ответ на враждебные действий Пакистана:
- договор «О водах Инда» 1960-го года немедленно приостановить до полного отказа Исламабада от поддержки трансграничного терроризма;
- контрольно-пропускной пункт Аттари закрыть, всем находящимся в Индии пакистанцам предписать вернуться домой до 1 мая 2025-го года;
- визы Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК, упрощённый механизм пересечения индийско-пакистанской границы жителями пограничных провинций в Гималаях) аннулируются, их обладатели должны покинуть Индию в течение ближайших 48-ми часов;
- советники по вопросам обороны, военно-морские и военно-воздушные советники Пакистанской верховной комиссии в Нью-Дели объявлены персонами нон грата, обязаны уехать до конца недели. Индия зеркально отзывает своих советников по указанным направлениям деятельности, сами должности упраздняются, рабочие комиссии распускаются.
Дальше события понеслись вскачь. Министерству обороны Индии приказано «подготовить военный ответ с возможными ударами по местам расположения боевиков на территории Пакистана». Исламабад приводит в полную боеготовность Вооружённые Силы, пресса вопит... одним словом, всё как обычно в том Болливуде. На деле ситуация не столь драматична. Пока. Инд ещё несёт свои изумрудные воды в Пакистан, посольства работают, отозваны только сотрудники-атташе военных бюро, пограничные переходы усиливают лёгкой бронетехникой. Таких «кризисов» тут по пять штук на год.
Не паникуем. Пока
Что-то серьёзное может завариться только после закрытия воздушного пространства между государствами, как было последний раз в 2019-м году. Тогда бармалеи «Джаиш-и-Мохаммед» (14 февраля 2019-го) уничтожили в городе Пулвам (штат Джамму и Кашмир) ситуационный штаб Центрального резервного полицейского управления Индии, погибло 40 правоохранителей. Индия дюжину дней требовала от Пакистана выдать организаторов теракта, потом нанесла авиаудары по безлюдным холмам-лесам неподалёку от Балакота в провинции Хайбер-Пахтунхва (мол, по лагерям подготовки).

Пакистанцы ответили 27-го февраля, в небе завязался воздушный бой, был сбит индийский МиГ-21 «Бизон», дружественным огнём поражён тоже индийский вертолёт Ми-17. Бомбардировки безлюдных холмов Балакота продолжались три дня, по всей границе гремели малые миномёты и стрелкотня, пакистанцы заявили о двух погибших военных и трёх мирных жителях, индийцы — о дюжине своих раненых пограничниках. Потешная война была, одним словом.
Хотя внешне Нью-Дели демонстрировал серьёзный настрой продолжить конфликт, были закрыты воздушное пространство и железнодорожное/ автомобильное сообщение между странами, в Джаму и Кашмир потянулись армейские соединения. Исламабад пошёл на попятную, арестовал полсотни боевиков по представлению индийской стороны, пообещав мариновать их в зиндане. Стороны на высшем уровне (премьеры Имран Хан и Нарендра Моди) 22 марта 2019-го неожиданно для всех переговорили по телефону, после отдали приказы развести войска и «совместно бороться с терроризмом».

А четыре года спустя бывший Госсекретарь США Майк Помпео рассказал на презентации своей книги «Никогда не отступай ни на дюйм: сражаясь за Америку, которую я люблю» (не читайте, редкая похабень, — авт.), как его ведомство предотвратило ядерную войну между Индией и Пакистаном. История полуправдивая, но факты подготовки пакистанцев к развёртыванию оперативно-тактических комплексов с крылатыми припасами «Абдали» действительно были. И несколько провинций полностью перекрывались, что происходит только в случае манёвра ядерными силами.
И напряжённые переговоры Майка Помпео в «квадрате» Нью-Дели–Исламабад–Ханой–Вашингтон в течение двух суток 27-28 февраля тоже были. Находясь во Вьетнаме на Саммите по урегулированию корейского конфликта, Госсекретарь по телефону «челночил» между столицами и министерствами обороны трёх стран, дабы остановить подготовку Пакистана–Индии к обмену тактическими ядерными ударами. Если с индийцами вопрос деэскалации решили быстро, то с пакистанской военщиной проблема оказалась на порядок сложнее. Ибо применение ЯО не находится в компетенции Правительства, за него отвечает потаённый Совет Генералов «SPD Force».
Специального «Подразделения стратегических Планов», занимающегося стратегическим планированием, ядерным командованием и связью. Такой Генштаб в Генштабе, неподотчётный никому. Вообще. Никак.

В Пакистане находятся около 170-180 военных объектов и баз, где хранятся ядрёные боезаряды, они постоянно перевозятся, потому невозможно установить реальное распределение ударного потенциала. А значит — нанести превентивный обезоруживающий удар (он в индийской военной Доктрине не прописан, если что). Кто может отдать приказ на применение — тоже неизвестно, известны лишь пороговые условия использования: прямое нападение Индии; военное поражение Армии; невыносимые условия экономической, энергетической, ресурсной (вода) блокады; успешные попытки внутренней дестабилизации или в случае масштабных терактов.
Нехорошая интрига
Что друг на друга нацелили Индия с Пакистаном в штуках... известно лишь примерно, государства не входят в Клуб ядерных держав, потому не отчитываются о своих боевых арсеналах. Индийцы обладают примерно сотней боеголовок (чисто ядерные или бустированные ядерные) мощностью 20-50 килотонн. Вполне вероятно, не так давно появились заряды эквивалентом в 200-500 килотонн. По всем признакам, пакистанская ядерная программа опережает индийскую, в арсенале могут находиться до 170-180 боезарядов с мощностью от одной килотонны до 300-500 килотонн.

В военной Доктрине «страны чистых» предусмотрено ведение военных/боевых действий на уровне соединений/подразделений с применением ядерного оружия, что полностью оправдано. Вести конвенциональную войну с Индией или Ираном пакистанская армия неспособна из-за разности мобилизационных потенциалов и текущей численности Вооружённых Сил, потому ставка сделана на опережающее развитие Ядерных. Главным средством доставки у сторон являются разнообразные баллистические ракеты наземного базирования малой и средней дальности, есть информация о наличии стратегических крылатых ракет. Дальности этих поделий — от 150 и до трёх тысяч километров, пусковые представлены мобильными комплексами. В основном.
У Пакистана чуть получше дела с арсеналом баллистических ракет малой и средней дальности, основа и главная ударная сила — полные копии китайских моделей под названием «Ghauri» (дальности 1500-2500 км). Запускаются с мобильных ПУ, так и со стационарных. Есть и новые поделия, твердотопливные баллистические ракеты семейства «Shaheen», сколько их, каких модификаций — точно неизвестно, но БРСД «Shaheen-II» с дальностью до 2000 км на вооружении появилась ещё в 2018-м, она считается самой опасной ракетой средней дальности. Маневрирующей, летящей по спутниковой навигации с активным радарным наведением на завершающей части траектории.

Другой опасный гостинец — дозвуковая низколетящая крылатая ракета «Babur», повторяющая характеристики и «философию» американского «Томагавка» с дальностью полёта около 800 километров. Оснащена инерциальной системой наведения, TERCOM (полёт по картам местности), комбинированными системами спутникового наведения GPS. А для ближнего боя имеется неуправляемая тактическая ракета «Hatf-IA/B» с ядерными зарядами переменной мощности и дальностью под 100 км. Ходят слухи... даже артиллерийско-миномётные боеприпасы имеются.
Индия половину своих ядерных боезарядов размещает на пятидесяти самолётах (две эскадрильи истребителей-бомбардировщиков «Mirage 2000H» и две эскадрильи штурмовиков «Jaguar IS/IB»), они сбрасывают неуправляемые припасы высотным методом. Пакистан может противопоставить 36 сертифицированных под несение ЯО истребителей-бомбардировщиков JF-17 и 18 многоцелевых истребителей F-16 C/D Block 52.

Сколько к ним прикручено небольших ядрёных бомб для тактики низковысотного «броскового бомбометания», точно неизвестно, но ВВС Пакистана недавно обзавелись и малозаметными низколетящими крылатыми ракетами «Ra’ad» с дальностью до 350 км. Имеющими спецчасть.
Также Индия несказанно гордится своими двумя атомным подводным ракетоносцами типа «Арихант», способными выпустить дюжину баллистических ракет малой дальности K-15 «Sagarika» (или новейшие баллистические «Агни-3») на расстояние до 700-от километров, ещё две субмарины находятся в стадии достройки. У Пакистана с данным вопросом пока тишина, Ядерная Триада не получается. Но работы по оснащению дизель-электрических подлодок ракетами «Бабур-III» (400 км дальности) ведутся, хотя пуски из торпедных аппаратов в полупогружённом состоянии крена — тот ещё геморрой.

Применение ЯО со стороны Индии строго регламентировано на российский манер (до недавнего времени), никакого первого или обезоруживающего удара. Оружие предназначено исключительно для сдерживания, применяется в ответ на массированное ядерное нападение, конфликт конвенциональными средствами (даже в случае возможного проигрыша) не подразумевает его использования. Санкцию на применение выдаёт исключительно Кабинет Комитета Безопасности правительства и премьер-министр.
Пакистан своей Доктрины применения ЯО не имеет, руководствуясь достаточно расплывчатыми показаниями преодоления «рубежей угрозы национальной безопасности». Американские товарищи Исламабада долго выкручивали руки своим загадочным партнёрам, получив лишь «порядок действий при возникновении ядерной угрозы». Четыре пункта:
- официальное предупреждение противника о возможности применения против него ядерного оружия;
- демонстрационный подрыв тактического ядерного заряда на военном полигоне с оповещением Совбеза ООН;
- применение ЯО против войск агрессора или мятежников, угрожающих самому существованию Пакистана;
- применение ЯО против военной инфраструктуры противника вне густонаселённых районов с гражданским населением.
Выводы
Лучшие военные мозги давным-давно побулькивают, пытаясь построить математические модели настоящей войны между Индией и Пакистаном. Тема для отдельной пространной статьи, и если сегодняшний кризис начнёт шириться — доложусь. Пока же сделаю свою (безответственную, конечно) ставку на применение ядерных арсеналов. Исламабад здесь смотрится предпочтительнее по нескольким показаниям. Первый: ядрён-батоны Страны Чистых более современные, производятся числом до 20 штук в год. Декларативно — в целях модернизации. Индийцы здесь отстают... в пять раз.

Второе. Число боезарядов тоже на стороне Пакистана, мобильные и стационарные ПУ (места развёртывания) представляют из себя неприступные горные крепости, защищённые не только дарами Матушки-Природы, но и внушительными позиционными районами ПВО/ПРО.
Третье. Тактика применения ядерных боезарядов более гибкая и решительная у пакистанцев, они изначально строили архитектуру обороны страны из расчёта неспособности долго вести пограничные сражения с превосходящими силами противника конвенциональными вооружениями. А пластичная стратегия «преодоления рубежей угроз» является банальной схемой «применим первыми исходя из настроения» Совета Генералов «SPD Force».
Пока индийцы, истово помолившись сотням божеств и демонов, будут чесать под тюрбанами над своей Доктриной «не применяем вообще, или отвечаем полноценно на массированный удар (какой в штуках?)» ... пакистанцы передушат в горных теснинах пограничья несколько корпусных групп ВС новоявленного Бхарата. Превосходя потенциального врага во всех носителях ЯО. Баллистических ракетах малой и средней дальности, авиационных носителях, крылатых ракетах и тактических боеприпасах на поля боя.
Постскриптум
Теперь пара слов о политике момента. Вице-президент США DJ Вэнс, уморив Папу Римского Франциска (неуклюжая шутка), тут же появляется в Индии. Принимаем на помпезном уровне небывалом, словно Повелитель Вселенной. Говорит много опасных для Китая слов, предлагая цветущему от похвал брахману Моди заключить исключительный экономический союз. И теракт случается буквально после официальных мероприятий, в самом начале семейных туристических покатушек высокопоставленного янки.

Теперь не сколько Исламабад поставлен в интересную позу, больше тревоги сейчас бурлит в Пекине. Поскольку Поднебесная вколотила в пакистанское благополучие и устойчивость политического режима... примерно $200 млрд. только прямых инвестиций, помогла с программой ядерного вооружения и производства ракетных носителей, кирпич за кирпичом строя мощный бастион-форпост на континентальной границе Южной Азии. Защищая страховочный маршрут Великого Пояса-Пути, суперпроект Китайско-Пакистанский экономического Коридора с конечной точкой порта Гвадар.

Там беспошлинная торговлишка, символические налоги, свободная экономическая зона и выход на европейские рынки (с Африкой). Поговаривают, в следующем году даже военно-морская база НОАК может появиться с возможностью принимать флотилии ханьских подлодок. Потому попытки Мировой Жабы устроить нечто опасное в Тайваньском или Малаккском проливах автоматически растягивают общий ТВД. На непосильную для контроля Гегемона протяжённость и глубину. Вот и думай о «совпадениях» после произошедшего, складывая события последних месяцев.
Имея в анамнезе скорое пробуждение от летаргического сна проекта БРИКС, как единственного действенного инструмента обуздания оранжевого слона в посудной лавке мировой торговли. Очень уж кстати для Дональда начинает закручиваться новая спираль противостояния Китай-Пакистан-Индия. А тема выхода Нью-Дели из Договора «О водах Инда» 1960-го — вообще за гранью, он никогда после не являлся инструментом давления на Пакистан.

Без «Вод Инда» в Стране Чистых станет грязно. Сухо до полной засухи и гибели сельского хозяйства. Кстати, манипуляции с водой входят в «угрозы», после возникновения которых пакистанцы способны применить ЯО. Но торопиться не будем, обе стороны прекрасно осведомлены о результатах математического моделирования их полноценного конфликта. С гибелью не менее 50-ти миллионов человек. Надеюсь, ума руководству стран хватит вновь созвониться напрямую, уладить проблему миром. Без трибун с болельщиками.
Свежие комментарии