Популярная наука
Что писали казаки турецкому султану
Все мы помним эту картину Ильи Репина «Запорожцы». Или, как ее называют в народе, «Казаки пишут письмо турецкому султану». Но что реально писали? Судя по выражению их лиц, пишут они явно не аналитическо-экономический трактат. Мне стало интересно и я решил разобраться в этой истории.
Для начала уточню, что само письмо не найдено - есть лишь его копии. Поэтому было ли само ответное письмо или нет - окончательно не доказано. Но это и не имеет значения. Даже как легенда, эта история передает атмосферу тех времен и дух вольного запорожского казачества...
Итак, сама история произошла в XVII веке. Турецкий султан Мехмед IV подчинил себе правобережную Украину и отправил письмо в Запорожскую Сечь. Требование было простым – подчиниться султану и стать его вассалами. Половина письма султана была посвящена его великим статусам - владыка мира, непобедимый воин, наместник Бога на Земли и т д.
Интересно, что стиль письма намекает на то, что Мехмед хотел иметь казаков своими добрыми вассалами. Обычно он сулил страшные кары в случае неподчинения. Казаков же он старался не провоцировать на агрессию. Но спровоцировал их на юмор своим хвастовством.

Возможно, если бы султан писал практичным языком, казаки бы и согласились с его требованиями. В том, чтобы стать вассалом в феодальную эпоху, не было ничего зазорного. Ты получал покровительство и военную помощь самой мощной, на тот момент, империи. Ранее гетман правобережной Украины Петр Дорошенко принял власть султана.
Но запорожцы свободолюбивы по характеру, а излишний пафос султана их просто рассмешил.
И они написали ответное письмо. Этот момент и запечатлен в известной картине.
Что же написали казаки турецкому султану? К сожалению, оригинала письма не сохранилось, есть лишь поздние варианты текста письма. Их несколько, но все они написаны вполне в духе запорожских казаков.
Я буду ориентироваться на текст из журнала «Русская старина» за 1872 год, который основан на документах историка Николая Костомарова.
В ответном письме казаки обратились к султану «Шайтан турецкий и самого Люцифера секретарь».
Казаки выразили сомнение в том, что султан - непобедимый рыцарь. Ибо, по версии запорожцев, султан не смог бы обнаженной филейной частью противостоять обычному ежу.
Далее, все царские титулы казаки переиначили на свой лад.
«Вавилонский ты повар, Македонский колесник, Иерусалимский пивовар, Большого и Малого Египта свинопас, Армянский ворюга». Ну структуру вы поняли. Авторы просто брали каждый регион, где правил султан, и вместо слова «владыка» добавляли одно из ругательств. «Не годен ты и свиней христианских пасти » , - резюмируют запорожцы.

Подписано письмо атаманом Иваном Сирко. Кстати, это легендарный атаман - участвовал в восстании Богдана Хмельницкого, был ярым защитником православия. Турки его очень боялись и прозвали «русским шайтаном».
А что было дальше? В 1672—1681 шла русско-турецкая война. На стороне Османской империи выступило и вассальное ему Крымское ханство. Войну мы проиграли, но разгромного поражения не потерпели и удалось сохранить левобережную Украину.
Ну а Илья Репин подошел к вопросу, как настоящий профессионал. Писал картину он 10 лет. Для этого ездил в Запорожье, общался с людьми. Изучил в деталях историю и костюмы той эпохи. Нашел несколько характерных типажей, которых написал с натуры.
Полный текст письма казаков турецкому султану без цензуры вы можете прочесть ниже:
Ответ Запорожцев Магомету IV
Запорожские казаки турецкому султану!
Ты, султан, чёрт турецкий, и проклятого чёрта брат и товарищ, самого Люцифера секретарь. Какой ты к чёрту рыцарь, когда голой жопой ежа не убьёшь. Чёрт ты, высрана твоя морда. Не будешь ты, сукин ты сын, сынов христианских под собой иметь, твоего войска мы не боимся, землёй и водой будем биться с тобой, распроёб твою мать.
Вавилонский ты повар, Македонский колесник, Иерусалимский пивовар, Александрийский козолуп, Большого и Малого Египта свинопас, Армянский ворюга, Татарский сагайдак, Каменецкий палач, всего света и подсвета дурак, самого аспида внук и нашего хуя крюк. Свиная ты морда, кобылиная срака, мясницкая собака, некрещённый лоб, ну и мать твою ёб.
Вот так тебе запорожцы ответили, плюгавому. Не будешь ты даже свиней у христиан пасти. Этим кончаем, поскольку числа не знаем и календаря не имеем, месяц в небе, год в книге, а день такой у нас, какой и у вас, за это поцелуй в сраку нас!
Подписали: Кошевой атаман Иван Сирко со всем лагерем Запорожским
=0=0=
Сокровища Ордена нищих рыцарей
Скользящие призраки тамплиеров — гордых и бесстрашных рыцарей Храма всплывают в водах истории. Некогда великие и мудрые, они навсегда оставили целый ворох загадок о том, как жили и почему ушли с видимых горизонтов вселенной. Никто теперь не знает, какими они были на самом деле – грешными или святыми. История скрывает факты, предлагая многочисленные версии из жизни некогда могущественного ордена, сокровища которого до сих пор не найдены.
Девять рыцарей некогда поклялись верой и правдой служить Христу и отреклись от всех своих титулов. Именно им суждено было стать основателями самого таинственного ордена Средневековья. Совершая подвиги на территории Иерусалима, будущие тамплиеры попали в поле зрения иерусалимского короля Балдуина II.
Король и его рыцари были поражены преданностью служения, которой обладали эти девятеро. Увидев, что у рыцарей ничего нет, в 1118 году Балдуин Второй распорядился разместить нищенствующих рыцарей близ Храма Господня, в резиденции бывшей мечети Аль-Акса, возведенной, согласно легендам, на территории Храма царя Соломона, а Патриарх Иерусалимский сделал тамплиеров Хранителями Святого Гроба Господня.
Новое пристанище рыцарей определило их название – Орден бедных рыцарей Иисуса из Храма Соломона – Pauperurum Commilitonum Christi Templique Solamoniaci. В более сокращенной версии название звучит как Орден Храма, а его обитатели известны истории как храмовники или тамплиеры.
«Не нам, Господи, не нам, но имени твоему дай славу…», – строка из Священного писания украшала черно-белый флаг Ордена. С самого начала тамплиеры действительно отличались строгим нравом и аскетичным отношением к собственным страстям и желаниям.

Вступая в орден рыцари отрекались даже от родственников, носили простую одежду, ели хлеб и воду, не имели права владеть ни золотом, ни серебром. Орден требовал смирения, и потому каждый тамплиер должен был отречься от мирской жизни и дать обет безбрачия. Белый плащ с алым мальтийским крестом прикрывал рубище монаха Ордена.
Во имя бога рыцари Храма охраняли дороги, по которым ходили паломники и боролись с исламом, участвуя в крестовых походах. Римский папа, патриархи Константинополя и Иерусалима обязали всех монархов доверить тамплиерам контроль чистоты и содержания золота и серебра в монетах.
Со временем Орден Храма разрастался и начинал становиться крайне влиятельным. Тамплиеры были неистовыми воинами, не знающими страха смерти. Безжалостно уничтожая врагов Христа, рыцари Ордена Храма снискали себе уважение не только в Иерусалиме, но и далеко за его пределами. С этого момента началась новая история Ордена. Рыцари начали участвовать в политических переделах. За крестовые походы им жаловали земли, поместья и золото из французской казны.
Некогда бедный орден превратился в богатейшую тайную организацию, способную угрожать любому государству Европы. В казну ордена попадало и состояние вступавших в орден братьев, ведь тамплиерам ничего не было нужно из мирских благодатей. Есть свидетельства, что даже их основная деятельность – охрана путей со временем стала приносить им немалые средства. Неподкупные служители ордена не брали податей, они просто грабили проходящие мимо караваны.
Кстати, именно они, хорошо знавшие цену сокровищ, но не проявлявшие к ним личного интереса, смогли организовать первую совершенную банковскую систему с банковскими чеками и векселями. Любой купец, ведший караван через пути, охраняемые тамплиерами, мог сдать деньги на хранение в одном командорстве и получить их в другом по заемному письму. Доходы тамплиеров непрерывно росли, а их прозвали «люди серебра». Впоследствии возникли версии, что тамплиеры смогли добраться до Америки и добывать серебро из рудников Перу и Мексики. Конечно, такие богатства не могли не вызвать зависти и злобы у конкурентов.

А тем временем, августейшие персоны Англии и Франции не скупились на милости. Людовик VII, к примеру, освободил тамплиеров от налогов и передал Ордену здание в Ла-Рошели. А Филипп II Август настолько доверял Ордену Храма, что поручил ему охрану всей казны Франции. Короли замаливали грехи золотом, жертвуя его благочестивым рыцарям. К середине XII века тамплиеры владели сотнями замков в Святой Земле и многими землями на территории Австрии, Англии, Венгрии, Германии, Испании, Италии, Португалии, Фландрии, Франции и Шотландии.
Тамплиерам доверяли всё, что имело гриф секретности. Они владели самыми страшными тайнами королей, занимались доставкой корреспонденции по всей территории католического мира. В итоге, эти тайны обернулись против тамплиеров. Наступил момент, когда тамплиеры стали слишком сильны и богаты, их необходимо было уничтожить. Первым за это дело взялся король Франции Филипп Красивый. Согласно его указу по всей Франции было арестовано три десятка тамплиеров, в том числе и последний магистр Ордена – Жак де Моле.

Прием Жака де Моле в орден храмовников, 1265 / Франсуа-Мариус Гране
Мартовским утром 1314 года в Соборе Парижской Богоматери собрались судьи, их возглавлял безжалостный Гийом де Ногарэ и епископ Санский. Лучи солнца пронзали золотистые митры на епископских посохах и кардинальских одеяниях. Поистине безумная игра красок напыщенного судилища и четверо обвиняемых в предательстве Христа. Перед судом предстали руководители Ордена Храма – великий магистр Жак де Моле, генеральный визитатор Юг де Пайрандо, приор Нормандии Жоффруа де Шарне и командор Аквитании Жоффруа де Гонвилль. Четверо измученных семилетним заключением стариков в грязных лохмотьях.

Жак де Моле
Приговор не заставил себя долго ждать, рыцарям Храма предъявили обвинения в поклонении Сатане, богохульстве, содомском грехе. Инквизиторы наперебой рассказывали фантастические истории, опираясь на так называемых свидетелей. Тамплиеров обвиняли в том, что они отрекались от Христа, плевали на распятие во время посвящения в братство, оскверняли храм колдовством и поклонялись голове демона Бафомета, а также другим говорящим головам давно умерших людей.
Самым невероятным обвинением было свидетельство очевидцев, согласно которому в заседаниях Ордена Храма участвовал сам Сатана в виде черного кота, умеющего на человеческом языке излагать свои мысли. Далее шли жареные младенцы, прелюбодейства с мыслимой и немыслимой флорой и фауной средневековой Франции, братская «любовь». Причем в каждом из пунктов обвинения, находились свидетели, якобы случайно становившиеся очевидцами всех этих деяний.

Климент V допрашивает тамплиеров
Нетрудно догадаться, что тамплиеров ждала казнь, и им уже ничто не могло помочь. Но тамплиеры, презиравшие смерть, не сдавались. Первым тишину нарушил громовой голос великого магистра Жака де Моле:
Протестую! Протестую против несправедливого приговора и утверждаю, что все преступления, приписываемые нам, вымышлены от начала до конца! Я виновен лишь в одном: что не устоял против ваших посулов, угроз и пыток. Утверждаю перед лицом Господа Бога, который внемлет нам, что Орден, чьим Великим магистром я являюсь, ни в чем не повинен.

Климент V
Магистра поддержал приор Нормандии Жоффруа де Шарне: «Мы рыцари Христа! Устав наш святой, справедливый и христианский…». Возгласы тамплиеров только добавили гнева на лицах судей и ярости в сердце короля Филиппа Красивого. Семь лет он стремился уничтожить Орден Храма, безжалостно вырезая тамплиеров по всей Франции, и вот теперь наступил момент поставить в этом деле точку. Филиппа Красивого, который был должен Ордену немалые деньги, мало интересовали догматы тамплиеров и их вера, взгляд августейшего был устремлен на несметные сокровища. Короля манил призрачный блеск золота, но больше всего он боялся могущества Ордена. Филипп с радостью осквернял белый плащ воинствующих монахов, выворачивая его наизнанку.

Филипп IV Красивый
Суд объявил приговор: Жака де Моле и Жоффруа де Шарне ждала смерть через сожжение, казнь назначили на 18 марта. Они были заживо сожжены в Париже, на Еврейском острове – как раз напротив королевского дворца, между королевским садом и церковью августинских монахов – замком Тампль (Tour du Temple). Филипп Красивый наблюдал казнь из окон дворцовой галереи. Гуго де Перо и Жоффруа де Гонвиль уготовили не менее ужасную судьбу — они навсегда сгинули в застенках инквизиции. Судьба еще раз нарисовала своей рукой историческое знамение, сейчас над местом гибели великих тамплиеров стоит мост с горящими красными огнями. Ночью они отражают свой свет в Сене, напоминая о давно забытых историях Ордена Храма.
Под покровом ночи сержанты Филиппа Красивого отвезли магистра и его верного товарища Жоффруа де Шарне на остров. Среди свидетелей казни находился поэт и историк Годфруа Парижский. Летописец засвидетельствовал спокойствие и достоинство, с которым умирали тамплиеры. Они шли на костер с вдохновенными лицами и верой в Христа. Перед казнью Жак де Моле добровольно разделся. Перед тем как его привязали к столбу, магистр попросил разрешение встать на колени и в последний раз произнести молитву. Помолившись, Жак де Моле обратился к палачам и попросил привязать его к столбу так, чтобы видеть Собор Парижской Богоматери. Его желание немедленно удовлетворили.
Когда пламя охватило магистра, Жак де Моле протянул руку в сторону королевского дворца и воскликнул: «Папа Климент! Король! Гийом де Ногарэ! Не пройдет и года, как я призову вас на Суд Божий! Проклинаю вас! Проклятие на ваш род до тринадцатого колена!»
Волею судьбы проклятье сбылось. Климент умер через месяц после казни магистра. Согласно преданию, в церковь, где лежало тело папы, подготовленное к погребению, ночью во время грозы попала молния. Начался пожар и останки папы почти полностью сгорели. Сразу после Климента V в страшных муках скончался палач Гийом де Ногарэ. Вслед за ним этот мир оставил король Филипп, отличавшийся превосходным здоровьем. Все виновники гибели Ордена Храма ушли в мир иной под тяжестью великих грехов. Но на этом история проклятья не закончилась. По прошествии нескольких лет скончались наследники Филиппа Красивого – три сына и один внук.
Проклятие тамплиеров плавно перекинулось на всю Францию. После смерти великого магистра Франция вошла в эпоху кровавых войн, длившихся более ста лет. Как и обещал Жак де Моле, весь королевский род до тринадцатого колена полностью вымер. История проклятия закончилась в 1789 году. Судьба сыграла одну из самых превосходных шуток. Спустя пять столетий после казни магистра Жака де Моле случилась крайне интересная история, ставшая апогеем древнего проклятия.
В 1793 году парижские революционеры приговорили к высшей мере короля Франции Людовика XVI. Король был арестован и заточен в том самом замке Тампль, где некогда правил бал могущественный клан тамплиеров. Утром Людовика XVI посадили в повозку. Наверное, он успел бросить последний взгляд на замок Тампль и о чем-то подумать. Дальше его ждала гильотина, плетеная корзина и сотни зевак, жаждущих крови. Рассказывают, что когда опустился нож гильотины и голова Людовика XVI упала в корзину, из толпы зевак вышел человек, взобрался на эшафот и окропив кровью короля правую руку воскликнул: «Жак де Моле, ты отомщен!».

Казнь Людовика XVI
Тайны Ордена Храма до сих пор не дают покоя многим исследователям. С одной стороны, тамплиеры были искусными воинами-монахами, с другой – обладателями тайных знаний и реликвий. Прежде всего, это касается Священного Грааля и Туринской плащаницы. Масло в огонь этой истории подливают десятки признаний тамплиеров, полученных святой инквизицией.
Под пытками тамплиеры рассказывали о некой голове демона Бафомета, благодаря которой тамплиеры получали тайные знания. Имя этого демона является искаженным обозначением арабского слова bufihimat, что в переводе означает «отец мудрости», то есть Бог. Существуют свидетельства, что под головой Бафомета, подразумевалось изображение головы Христа на Туринской плащанице или отрубленная голова Иоанна Крестителя.
Гибель Ордена Храма окружена многими загадками и домыслами, которые вряд ли кто способен разрешить. Смерть Ордена так же загадочна, как и его появление. История о том, как девять бедных рыцарей удостоились внимания короля и стали хранителями Гроба Господня слишком сомнительна, чтобы в нее можно было безоговорочно поверить. Существует версия, согласно которой нищенствующие рыцари были шпионами более древнего и могущественного Ордена. И пришли они в Святую Землю вовсе не для того, чтобы бороться с исламом и защищать христиан – они искали тайные знания и реликвии.
В конце жизни Ордена Храма тамплиеры обладали священным Граалем и Туринской плащаницей, а также несметными богатствами, из-за которых Орден и погиб. Когда Филипп вошел в замок Тампле, чтобы завладеть сокровищами, братья не препятствовали ему, потому как не могли поднять оружие против христианина, но казна замка была пуста, не было даже священных сосудов. Богатства тамплиеров никому не достались. Они растворились вместе с орденом в дымке истории, навсегда оставив надежду искателям кладов и приключений.
=0=0=
Последняя великая битва Римской Империи
За долгие века своего существования Рим накопил огромный опыт по укрощению даже самых диких и грозных варварских племён. Подкуп вождей или всей племенной верхушки целиком, почётные звания и должности для самых активных и воинственных — и вот уже дикари постепенно становятся сперва союзниками, а потом уже и частью очередной римской провинции. А если всё это не сработает, то у каждого сильного варварского народа есть немало врагов, которые спят и видят, как бы поделить их земли, а сам народ вырезать или продать в рабство тем же римлянам. Почему бы не подкинуть им оружие, толковых командиров, припасы и всё прочее, что нужно для войны?
Вот только с гуннами в V в. н.э. всё это не сработало. На то имелось много причин. Гунны были кочевниками, они строили собственную степную империю. Всех своих потенциальных врагов они разбили и подчинили. Подкупить их тоже не получалось — гунны сами брали всё, что хотели. Уже фактически отделившейся от Рима Восточной Империи со столицей в Византии пришлось платить гуннам сперва откупные, а потом и дань, лишь бы грозные степные всадники не трогали их земли.

Кроме того, гунны хорошо знали, что такое Рим. Ещё при Мундзуке, отце Аттилы, римский полководец Стилихон (вандал по происхождению) привлекал гуннов в качестве союзников для разгрома вождя готов Радагайса. Император Гонорий заподозрил Стилихона в заговоре и казнил его. После чего другой готский вождь, Аларих, потребовал при заключении мирного договора с римлянами обмена заложниками, на всякий случай. От римлян в почётные заложники отправился молодой Флавий Аэций, который до того жил у гуннов в том же качестве. Именно тогда впервые встретились двое юношей из разных народов — Аэций и Аттила, которым через несколько десятилетий предстоит возглавить армии, сошедшиеся в смертельной битве.

Аэций провёл несколько лет у гуннов и готов, женился на дочери знатного гота Карпилиона, так что к началу войны с гуннами он представлял, с кем ему предстоит иметь дело. А родство с готской аристократией помогло ему заключить союз с Теодорихом, королём вестготов. Армия Аттилы к тому времени захватила почти всю Галлию и непосредственно угрожала итальянским землям Рима. На сей раз Аттила шёл не за данью. В его войско входило множество самых разных народов. И если кочевники хотели всего лишь ограбить Рим, то переселенцы из оседлых племён желали захватить плодородные долины Италии, чтобы самим поселиться в этих землях.

Хуже всего было то, что сам Рим к тому времени сильно ослаб. Империя уже потеряла Британию, африканские колонии, Аквитанию, часть Иберии (современная Испания), на Балканах возникла автономная Византийская империя, отнюдь не стремившаяся помогать бывшей метрополии. Поражение в битве с гуннами стало бы концом римского государства, Аэций прекрасно это понимал. В таком же положении был и его союзник Теодорих, ведь гунны уже подчинили остготов. В случае разгрома соединённых войск готов и римлян, вестготам грозила та же участь.

15 июня 451 г. н.э. две огромные армии непримиримых врагов встретились в 200 км к востоку от Орлеана на обширной равнине, которую называли Каталаунские поля. Аэций писал, что под его командованием были «франки, сарматы, арморицианы, литицианы, бургундионы, саксоны, рипариолы, брионы — бывшие римские воины, а тогда находившиеся уже в числе вспомогательных войск, и многие другие как из Кельтики, так и из Германии». Под командованием Аттилы было не менее пёстрое сборище. На стороне гуннов сражалось также немало остготов, вынужденных скрестить оружие со своими западными сородичами. Точное число участников этой грандиозной битвы неизвестно, по оценкам современных историков оно могло достигать 300 тысяч человек.

Началом сражения можно считать столкновение авангардов, которое случилось ночью, перед тем, как на поле вышли основные силы сторон. Уже в этой стычке погибло порядка 15 тыс. человек. Утром войска выстроились в боевые порядки, но поскольку с каждой стороны участвовали армии весьма пёстрого состава, то с началом битвы каждый отряд стал подчиняться приказам лишь своего вождя или командира, так что сражение превратилось в хаос. Теодорих погиб в бою, Аэцию с трудом удалось прорубиться в безопасный тыл. Всего в тот день погибло примерно 165 тысяч воинов, то есть больше половины всех участников сражения. Хотя явной победы никто не одержал, у гуннов уже не оставалось сил для продолжения экспансии, и Аттила увёл остатки своих войск из Галлии.
=0=0=
Латвия не переносит русский дух
В Латвии под правительственным надзором проводится кампания по дальнейшему сокращению российских образовательных учреждений. Своеобразным переломным моментом в этой истории можно считать 2004 год, когда начался перевод школ нацменьшинств, в том числе русских, на латышский язык обучения.
Это решение привело к серьезному общественному резонансу, в основном среди русскоязычного населения страны. Т.н. штаб защиты русских школ неоднократно устраивал манифестации и акции протеста против чересчур прямолинейной политики латвийских властей.
При этом неоднократно подчеркивалось, что акции протеста направлены не против изучения латышского языка, а на защиту права учиться на родном языке.
На этой неделе в столице Латвии прошла конференция "Проблемы и перспективы реформирования школьного образования", на которой присутствовали педагоги со всей республики: из Риги, Даугавпилса, Резекне, Юрмалы, Вентспилса, Олайне, Лиепаи, Елгавы и других городов.
Участники конференции пришли к выводу, что цели образовательной реформы по переводу школ национальных меньшинств на латышский язык крайне сомнительны, а ассимиляция, или “натурализация” национальных меньшинств остается на крайне низком уровне.
По официальным данным в Латвии сегодня существует около 11% школ, которые работают по программам национальных меньшинств, т.е. где обучение проводится на государственном языке. В более чем 60% школ действует смешанный тип обучения – на двух языках, и, наконец, в 27% школ обучение проводится на родном языке учащихся.
Большинство русскоязычного населения (больше 40% от общего населения республики) по-прежнему выступает за сохранение, по крайней мере, двуязычных школ, в то время как количество русских образовательных учреждений продолжает таять.
Так, стало известно, что Департамент Рижской думы по образованию, делам молодежи и спорту намерен в прямом смысле слова пересчитать учащихся начальных классов русских школ, чтобы установить их реальное количество. Столь абсурдная проверка, которая опять же бросает тень на латышские власти, будет проводиться под предлогом обнаруженных “некрасивых историй”. Их смысл, по словам латышских чиновников, заключается в искусственном наращивании списков учащихся русских школ.
"Я не думаю, что таких приписанных детей насчитывается несколько сотен, но допускаю, что несколько десятков есть. Может оказаться, что пойманный на мошенничестве директор (русской школы) был не единственным таким мошенником", – сообщила представитель департамента по образованию Латвии Модра Янсоне.
Из последних “достижений” Риги стоит также отметить проект поправок, направленных на существенное ужесточение процедуры натурализации. Ограничения вводятся в основном для выпускников русских школ, т.е. уникальной своем роде категории населения - неграждан Латвийской республики.
Свежие комментарии