На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Славянская доктрина

6 534 подписчика

Свежие комментарии

Дело Совета Федерации, дело «Газпрома» или дело нас всех?

Александр Ставер

Дело Совета Федерации, дело «Газпрома» или дело нас всех?

Очень часто, работая с каким-либо материалом, натыкаешься на схемы, которые сложно понять без консультации со специалистами. Есть понимание, что происходит что-то, но что это, не ясно. Нет четкой картинки алгоритма действий фигурантов.





Так произошло со статьей о задержании сенатора Рауфа Арашукова. Простое объяснение СКР не связалось с теми задержаниями, которые происходили буквально в одно время с описываемым. Убийца и несколько высокопоставленных руководителей региональных подразделений «Газпрома».

А где искать специалистов, если не в «Газпроме»? Благо есть у кого спросить, все-таки в Сибири людей, связанных с газом и нефтью, несколько больше, чем в любой части страны.

Благодаря консультации специалиста из соседней Тюменской области многое прояснилось, а на многое открылись глаза. Мой собеседник (да, повезло) был с инспекционными проверками в том районе. Правда, не там, где сегодня аресты идут пачками, а в Кабардино-Балкарии.

Но хрен, если честно, редьки не слаще, судя по его словам.

Дело в том, что общеизвестное название «Газпром» включает в себя несколько организаций с совершенно разными задачами. Думаю, читатели, которые просматривали список задержанных менеджеров этой компании, обратили на это внимание.

Итак, в структуре «Газпрома» существуют структурные подразделения «Газпром газораспределение» и «Газпром межрегионгаз».

Соответственно, «Газпром газораспределение» занимается транспортировкой газа. А «Газпром межрегионгаз» — предприятие по продаже и (самое главное) учету этого самого газа.
Проще говоря, «Межрегионгаз» контролирует все продажи газа населению, предприятиям и организациям определенного региона.

Несколько лет назад «Газпром» обратил внимание на то, что огромные объемы газа, транспортируемые через Кавказ, на Ставропольский край и Астраханскую область, исчезают из трубы. На входе в республику или область одна цифра, а на выходе другая, значительно меньшая.

При этом местные отделения «Межрегионгаза» исправно докладывают о том, что газа потребляется совсем мало. И цифры потребления согласно приборам учета и цифра, которую выдают счетчики на выходе из региона, не совпадают на несколько порядков.

Была предпринята попытка «выбросить десант» в проблемные регионы. Перспективные специалисты были направлены на работу в регион. Попытка с треском провалилась. «Десантники» быстро были перекуплены местными газовыми королями, и ситуация вернулась в первоначальное положение.

Три года назад руководство «Газпрома» создало систему, которая действует и сегодня. Теперь «десант» выбрасывают на короткое время, чтобы сращивания с местными преступниками не происходило. И направляют людей из разных регионов страны. Приехали, поработали 2-3 недели. Проверили все, и назад. Кстати, именно из таких командировок познания моих консультантов.

Правда, результат таких проверок ровно такой же, как в первом случае. Клановая система организации общества способствует тому, что семьи контролируют целые отрасли. В частности, на предприятиях «Газпрома» хозяйствуют всего несколько семей.


Одни работают в «Газораспределении», другие в «Межрегионгазе». Третьи, как в случае с Арашуковым-отцом, в центральном аппарате. Таким образом, семья контролирует всю цепочку.



В таком «разделении труда» есть определенный смысл. Проверяющие приезжают и уезжают. Каждая новая проверка вынуждена начинать работу с нуля. Те, кто уже был в курсе событий в данном регионе, проверяют других.

Даже тогда, когда проверяющие что-то нароют, можно всегда включить дурака. Мы этого не знали, нам не говорили, спасибо, что открыли глаза... В конце концов, можно просто саботировать проверку. Когда все нити в руках, марионетками легко управлять.

Вспомнилось. Год-полтора назад телеканал «Россия 24» рассказывал об огромном прорыве в агропромышленном комплексе Ставропольского края. Теплицы длиной в километры. Круглогодичные урожаи. Но главное, теплицы отапливались. Чем бы вы думали? Газом!

Сейчас вот возник вопрос: а кто оплачивал это чудо агронауки? Но это так, собственные мысли в свете открывшихся схем кражи. Может, там действительно все в порядке со счетами за газ... Обвинять без доказательств кого-либо нельзя, но неспроста аресты идут в том числе и в Ставропольском крае.

Как же происходит кража газа?

Представьте себе трубопровод. Не магистральный, там давление большое, а региональный. Именно по нему транспортируется газ по региону. И именно из него можно воровать газ. Для этого достаточно сделать врезку, и всё.

Правда, существует одно неудобство. То самое давление в трубе. Давление, которое не позволит просто так разрезать трубу и установить врезки.

Нет, конечно существует оборудование, с помощью которого можно врезаться в действующую трубу. Но стоит оно огромных денег и покупать его надо за валюту. И руки к нему нужны. Правда, к сожалению, все это в «Газораспределении» имеется. И руки, и аппараты.

Но можно действовать по старинке. Газ просто перекрывается, и врезка делается специалистами уже по чистой трубе. А дальше отвод из пластиковых труб, которые стоят сущие копейки, и всё, проводи газ в любое место. И главное, платить не надо. Уважаемые люди вообще не должны платить за какой-то газ.

Но это только начало. Продолжение не менее интересно.

Многие читатели пользуются газом дома или на работе. В жизни каждого пользователя обязательно были моменты проверок газовой плиты, бойлера и прочего оборудования сотрудниками подразделений "Межрегионгаза".

Помните двух-трех женщин среднего возраста с мыльным раствором и помазком для бритья, которые мазали мыльным раствором стыки труб, зажигали плиту, осматривали приборы учета?

А знаете, почему контролерами работают женщины? Дело в том, что должность контролера — одна из самых низших в «Газпроме». Зарплата, в зависимости от региона, — 15-20 тысяч рублей. Среди контролеров даже свой «карьерный рост» есть.

Самые низшие те, кто работает с частным сектором. Зарплата та же, а труб и приборов много. Затем идут те, кому доверяют работу в многоэтажных домах. Ну, и высшая каста контролеров — те, кто проверяет организации и предприятия. Тут и на лапу может прилипнуть... иногда.

Я не случайно напомнил читателям о такой прозаической, но важной работе. Дело в том, что один из собеседников рассказал о своей поездке в Кабардино-Балкарию. Точнее, о контролерах в этой республике. Что подтвердили и другие участники разговора.

Кабардино-балкарские контролеры — только мужчины. Причем не юнцы, а люди достаточно взрослые, от 35 и старше, работают на полставки. 4 часа в день. 8 человек вместо 4-х. При этом иметь автомобиль стоимостью менее миллиона для контролера — позор. Учитесь жить, называется. При зарплате 8-10 тысяч рублей покупать машины за миллион и содержать семью – вот что достойно настоящего мужчины!

Именно эта категория помогает скрываться пользователям ворованного газа. За соответствующую мзду, естественно. Проще говоря, в регионах сложилось такое положение, когда криминал захватил трубопроводы и беззастенчиво ворует без оглядки на законы и реальных хозяев газа.

Схема воровства проста и эффективна. На входе в регион мы имеем (цифры приведу просто для наглядности, для примера) счетчики показывают миллион кубометров. На выходе уже 500 тысяч. Регион, согласно показаниям счетчиков, использовал 200 тысяч.

На законный вопрос о 300 потерянных тысячах кубометров глава «Газпром газораспределения» возмущенно показывает документы. Всё в порядке у меня! Спрашивайте у директора «Газпром межрегионгаза». Но тот тоже достает документы с замерами и показаниями счетчиков.

Всё! Никто ничего не крал! Документы в порядке. А цифры, которые показали счетчики на границах, вернее всего, не правильные. Какая-то неисправность в приборах учета.

Возникает вопрос о врезках. Неужели специалисты «Газпрома» не могут их найти? Они же специалисты!

Да, специалисты. Только врезки делают тоже специалисты. Местные. А искать будут приезжие, незнакомые, как говорится, со спецификой региона. Да и газопровод проходит по горам. В местах, часто недоступных для не местного жителя. Или даже опасных. А использование пластиковых труб не требует от вора необходимости закапывать их глубоко.

Очень не хочется, чтобы у читателей сложилось мнение, что воруют только в кавказских республиках. Преступность не имеет национальности. Я специально перечислю регионы, о которых говорили мои собеседники. Уверен, что и в других регионах возможны такие же кражи.

Кабардино-Балкария, Чечня, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Ставропольский край, Астраханская область.

Сегодня озвучена сумма потерь «Газпрома» в 30 миллиардов рублей. После разговора с моими собеседниками у меня зародилось сомнение в этой цифре. Как вершина айсберга. Как недавний скандал в Чечне, когда «мы не потребляли, платить не будем», а на деле? А на деле вышла просто попытка обмана.



Видимо, воровство газа в регионе Кавказа достигло таких масштабов, что в «Газпроме» решили бить прямо по головам. Независимо от уважаемости и должности воров.

Самое интересное, что в других регионах (мой Омск, их Тюмень и Новосибирск) такого беспредела почему-то не наблюдается.

Мадуро уверен, что республика преодолеет кризис

Несмотря на давление со стороны США и ультиматумы европейских стран президент Венесуэлы Николас Мадуро уверен в своих силах и в силах вооруженных сил страны.





Венесуэльский лидер заверил своих соотечественников в том, что страна преодолеет возникший кризис и не станет жертвой иностранной интервенции, государственного переворота или вооруженного конфликта.

Это заявление Николас Мадуро сделал во время видеообращения к нации, которое транслировалось на его странице в соцсети Твитттер.
По мнению президента, народ Венесуэлы победит «следуя пути мира и справедливости, мира и суверенитета, мира и независимости, мира и равенства».

При этом венесуэльский лидер отметил, что приоритетом властей страны является защита территориальной целостности и суверенитета страны, а подготовка вооруженных сил республики находится на высоком уровне.

Без изменений остались и планы правительства страны об увеличении формирований народного ополчения, численность личного состава которых будет доведена до двух миллионов человек.

В завершение нужно сказать, что законно избранная власть вправе решать, каким именно образом защищать суверенитет страны и, поэтому, любое действие Мадуро и его правительства в рамках конституции, будут легитимными, чтобы там ни говорила оппозиция и ее хозяева в Вашингтоне.

Каким быть новому ледокольному флоту России

На развитие Северного морского пути в ближайшие пять лет потребуется почти 1 трлн. рублей (905,6 млрд. руб.) – такую цифру приводит Росморречфлот в своем плане-графике реализации федерального проекта «Северный морской путь» (СМП) на 2019-2024 гг. Деньги пойдут на модернизацию базы техобслуживания, создание систем связи, строительство портов и других объектов инфраструктуры. Но главным ключом к освоению Арктики должен стать новый российский ледокольный флот.

Обеспечить 80 млн. тонн грузопотока

Стержневая цель документа – уже к 2024 году обеспечить грузопоток по СМП в 81,9 млн. т (76,7 млн. т из них – вывоз полезных ископаемых), для достижения чего нужно реализовать целый ряд проектов, координируемых разными структурами.

Росморречфлот будет отвечать за строительство многофункциональных аварийно-спасательных, гидрографических и лоцмейстерских судов, а также терминала СПГ и газового конденсата «Утренний» в Сабетте в рамках проекта НОВАТЭКа «Арктик СПГ - 2». Кроме того, госструктура должна создать глобальную морскую систему связи для СМП при бедствии и модернизировать базу техобслуживания флота Морспасслужбы. Все это обойдется в 226,5 млрд. руб., из которых 40,5 млрд. должны быть профинансировано из внебюджетных источников.

Также план-график предусматривает строительство комплекса по перегрузке СПГ в Мурманской области и на Камчатке (оба – НОВАТЭК), терминала в бухте Север для отгрузки пайяхской нефти («Нефтегазхолдинг»), а также угольного терминала «Чайка» в порту Диксон на 10 млн. тонн («Востокуголь»). Кроме того, в план-график включен проект Северного широтного хода (соединение Северной и Свердловской железных дорог и их выход к СМП) стоимостью 235,9 млрд. руб., из которых на бюджет приходится 12,7 млрд.

Северный широтный ход обещает стать драйвером экономического развития Евразии

Но главную ношу в реализации государственной политики и стратегии развития российской СМП должен взять на себя Росатом. «Нам необходимо обеспечить постоянно действующую морскую трассу, которая может эксплуатироваться круглогодично, непрерывно. Это грандиозная задача, для решения которой в первую очередь потребуется значительное количество ледоколов, построенных по новым технологиям», – считает председатель совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации РФ Вячеслав Штыров.

Большая часть ледоколов подлежит списанию…

Сегодня Россия – это безусловный мировой лидер по ледокольному флоту, который насчитывает свыше 30 дизель-электрических и 6 атомных ледоколов. Из них в акватории СМП на конец прошлого года действовало 8 судов: 4 атомных и столько же дизель-электрических. Для сравнения, Канада обладает 17 дизель-электрическими ледоколами, из которых в рабочем состоянии находятся только 4. У Швеции и Финляндии их насчитывается по 7, у Дании – 4, у США – 3, у Норвегии, Китая, Южной Кореи и Германии – по одному. Технологиями строительства атомных ледоколов, которые имеют большую мощность и автономность, не обладает никто, кроме РФ. К тому же многие иностранные судна уже выработали свой ресурс. Впрочем, отечественный флот тоже стремительно устаревает.

«Три из четырех действующих [на СМП] атомохода потребуют вывода из эксплуатации в период с 2020 по 2022 год. Большая часть дизель-электрических ледоколов “Росморпорта” подлежит списанию к 2017-2019 гг.», – говорит В. Штыров. В ближайшую пятилетку Росатом должен продлить ресурс реакторных установок атомных ледоколов «Ямал», «Таймыр» и «Вайгач», а также срок эксплуатации ядерных установок судов атомно-технологического обеспечения «Имандра» и «Лотта».

Ледокол «50 лет Победы»

Что касается неатомных кораблей, то, кроме сданного в эксплуатацию для нужд ВМФ «Ильи Муромца» (сверхманевренный дизель-электрический ледокол, обладающий принципиально новой энергетической установкой) и заложенного в декабре 2018-го «Евпатия Коловрата», уже в мае «Газпромнефть» должна получить от Выборгского судостроительного завода новенький гражданский ледокол «Обь». «Мы – единственная верфь в России, которая за последние шесть лет сдала пять ледоколов», – говорит начальник отдела маркетинга Никита Ворошилов и добавляет, что портфель заказов завода полон. В планах «Росморпорта» построить еще два дизель-электрических ледокола мощностью 18 МВт и общей стоимостью свыше 14 млрд. руб. для портов Дальнего Востока и Северо-Запада, но будут ли проекты реализованы на практике – пока неясно.

К тому же не всегда обновление флота проходит гладко, о чем свидетельствует история строительства самого мощного дизель-электрического ледокола в мире «Виктор Черномырдин» проектной стоимостью 7,94 млрд. руб. Заложив судно 10 октября 2012 года, его планировали сдать еще в 2015 году, но в итоге он не готов до сих пор. Сроки были сорваны из-за проблем с технической документацией, в надстройке ледокола обнаружили перевес в 2,5 тыс. т, что меняло все параметры его эксплуатации, в первую очередь осадку. Проект переделали, но дата сдачи неоднократно переносилась, последний из них – весна 2019 года.

Даже один «Лидер» решит многие проблемы

Но даже если все дизель-электрические ледоколы будут построены в срок, этого все же мало. Грузопоток по СМП постоянно растет и к 2024 году должен достигнуть цифры в 80 млн. т (9,9 млн. т в 2017 году), и для обеспечения нормального функционирования российской арктической трассы необходимо выходить на качественно другой уровень ледовых проводок. По оценке генерального директора Росатома Алексея Лихачева, до 2030 года для надежной и своевременной навигации по СМП необходимо 10 атомных ледоколов общей стоимостью 0,5 трлн. руб.

В рамках плана-графика Росморречфлота на Росатом возложено строительство трех атомных ледоколов ЛК-60Я (проект 22220): «Арктика», «Сибирь», «Урал», которые заменят советское поколение атомных ледоколов (проект 10520 и проект 10580). Это суда нового типа, обладающие способностью переменной осадки, что дает возможность работать как на глубокой воде, так и на мелководье в руслах сибирских рек, с уникальной системой электрического движения (генерирует, накапливает и максимально эффективно расходует электроэнергию).

Проект ледокола «Арктика»

«Подобной техники в стране ранее не производилось. На серию атомных ледоколов проекта 22220 планировалось ставить системы электродвижения фирм Converteam и электротехнику ABB и Siеmens. Но из-за санкций нам пришлось разрабатывать все самостоятельно», – говорит исполнительный директор Крыловского научного центра Михаил Загородников. В ближайшем будущем российские верфи заложат еще два таких судна. И не только…

«Генеральная концепция заключается в том, что к 2035 году ледокольный флот должен включать 5 универсальных атомных ледоколов мощностью 60 МВт, 3 ледокола “Лидер”, 4 ледокола на газомоторном топливе мощностью до 40 МВт, 1 ледокол “50 лет Победы”, чей ресурс будет исчерпан к 2039 году», – объясняет начальник управления по развитию СМП и прибрежных территорий Росатома Максим Кулинко.

Наиболее мощный и инновационный ледокол «Лидер» будет стоить 98,6 млрд. руб. при сроке строительства в 7 лет. Корабль обеспечит небывалую проходимость во льдах, прокладывая канал шириной 50 метров для транспортных судов массой свыше 100 тыс. тонн со скоростью 10 узлов, тогда как «обычные ледоколы серии ЛК-60 двигаются не быстрее двух узлов и способны проломить канал не шире 36 метров», – объясняет гендиректор ЦКБ «Айсберг» Александр Рыжков. Судно будет обслуживать наиболее сложный восточный сектор СПГ и значительно повысит скорость, а значит, и коммерческую привлекательность маршрута. «Ситуация такова, что даже один “Лидер” уже решил бы многие проблемы», – говорит кандидат физико-математических наук Виктор Боярский.

Последней составляющей современного арктического флота России должны стать четыре ледокола мощностью 40 МВт на сжиженном природном газе (СПГ). Соглашение о строительстве и эксплуатации таких кораблей на Восточном экономическом форуме подписали НОВАТЭК и Росатом. Близость ресурсной базы и высокая эффективность работы таких кораблей позволит в перспективе заменить ими дизель-электрические ледоколы.

«Мы только выиграем, если переведем судоходство в Арктике на СПГ. Возможно, заводы по сжижению газа появятся по всему СМП. Если очень скромная его часть пойдет на бункеровку, а не на экспорт, то мы решим массу экологических проблем: снизим риск нефтеразливов, выбросы в атмосферу многих загрязняющих веществ и сажи. Даже северный завоз может газифицироваться», – подчеркивает руководитель программы по экологической политике ТЭК WWF РФ Алексей Книжников.

Рекомендуем
Популярное
наверх