На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Гарий Щерба
    Ну вот и  ЛАДУШКИ ....!!!! 👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍Приговор европейс...
  • Юрий Ильинов
    Харрис: Если бы Трамп был президентом, Путин бы уже находился в Киеве В ходе дебатов Трампа и Харрис была затронута ...Приговор европейс...
  • Юрий Ильинов
    «Расстаться с западным миром». В США рассказали об исходе конфликта на Украине Дэвис: победа РФ в украинском конфлик...Приговор европейс...

Каменные крепости древних иберов: хронология исторической драмы

Вячеслав Шпаковский


Пуич-де-Кастельет: вид на раскопки

 

«…твердую крепость в развалины…»
Книга пророка Исайи 25:2



Замки и крепости. Многим читателям «ВО» понравился материал «Замки и древние поселения Льорета», однако при этом они обратили внимание на тот факт, что об укреплениях-то древних иберов в нем было не очень много, а ведь это очень интересная тема.

Многим хотелось узнать о том, что современная наука говорит об иберах и более подробно об укрепленных поселениях, найденных археологами в районе городка Льорет-де-Мар. Что ж, сегодня мы выполняем их пожелание.




Террагона: всюду, куда только приходили римляне, они сооружали вот такие постройки…

 

Расцвет иберийской цивилизации


Начнем с того, что есть различные гипотезы относительно того, кто такие иберы. По одной, они прибыли в Испанию из Восточного Средиземноморья. Другая утверждает, что, да, они пришельцы, но… из Северной Африки. Другие считают их потомками местных, еще более древних культур Эль-Аргар и Мотильяс. Самое просто объяснение, что они тоже кельты и… все. Иберы расселились вдоль средиземноморского побережья Испании. Их поселения встречаются в Андалусии, Мурсии, в Валенсии и в Каталонии. Они оказали влияние и на формирование культуры людей, обитавших в северо-центральной области Пиренейского полуострова, так называемых кельтиберов. Иберы владели навыками обработки бронзы, занимались земледелием и скотоводством. Известно также, что позднее у них появились города и развитое социальное устройство. Ну а металла они добывали так много, что торговали им с Финикией, Грецией и Карфагеном.


Иберийский рельеф, Мавзолей Позо Моро, VI век до н. э., показывающий хеттское влияние


Расцвет иберийской культуры на юге и востоке Пиренейского полуострова приходится на VI и III вв. до н.э. Известно, что в течение этого времени иберы вели оседлый образ жизни, жили группами в поселениях на вершинах холмов, которые обносили крепостными стенами, а дома у них были из камня и глины и крышами из тростника. Интересно, что иберы быстро освоили обработку железа, а в гончарном деле не знали себе равных, выделывая прекрасные расписные сосуды, хоть и совершенно непохожие на греческие. И хотя все иберы принадлежали к одной культуре, с политической точки зрения их общество было далеко не однородным, из-за чего в их среде случались частные междоусобицы. Такой образ жизни привел к тому, что иберы сделались очень воинственным народом, а крепостные укрепления стали неотъемлемой частью всех иберийских поселений!


Вот так сегодня выглядит то, что когда-то было поселениями древних иберийцев. И то, стены… конечно же, частично восстановлены

 

Нашествие карфагенян


В III в. до н.э. город Карфаген стал доминировать во всем западном Средиземноморье и также в Сицилии и на Пиренейском полуострове. Его интересы столкнулись с интересами другого государства – Рима, а результатом их противостояния стала сначала Первая, а затем и Вторая Пуническая война. Первая привела к потере Карфагеном Сицилии, Корсики и Сардинии, но он отыгрался, расширив свои владения в Испании. Очевидно, что это привело к столкновению с местными жителями и привело к тому, что греческие колонии Ампуриас и Росас стали искать покровительства Рима.

Каменные крепости древних иберов: хронология исторической драмы
«Воин из Мохенте». Статуэтка хранится в Музее доисторических времён Валенсии

 

Римское завоевание Иберии


В 218 году до н.э. в Ампуриасе высадились римские войска, которыми командовали Гней и Публий Корнелий Сципионы. Карфагеняне были разбиты, изгнаны с полуострова и лишились здесь всякого значения. Но и римляне тоже из Испании не ушли. Занятые ими территории они разделили на две провинции, дав им названия Ближняя Испания и Дальняя Испания. От иберов потребовали разоружиться, так как теперь защищать их должны были римские войска. Иберы ответили на это восстаниями в 197—195 гг. до н.э., но они были подавлены, а их укрепленные поселения, в том числе и в районе Льорета-дель-Мар, разрушены.

Иберия под римским владычеством


Интересно, что завоеватели, хоть и проводили жесткую налоговую политику, совсем не покушались на язык и культуру иберов, равно как и не принуждали их менять характер своей экономической деятельности. Процесс романизации, безусловно, место имел, особенно среди местной знати, но он не был насильственным. В результате в течение II в. до. н.э. иберы все больше и больше проникались римской культурой. Они перестали враждовать друг с другом, построили новые поселения, в частности Туро-Родо, сохраняли свой образ жизни и традиции, а керамических изделий начали производить даже значительно больше, так как очень часто именно ими они платили налоги Риму.


Карта расселения иберов в Испании


Со временем стали проявляться и последствия романизации. Так, иберы начали использовать для крыш черепицу, а не тростник, хранить урожай не в ямах, а в больших керамических амфорах, соответственно меновой характер обмена заменился денежным. Произошло распространение монет с символикой и надписями иберов, а также письменности, использовавшей латинский алфавит, тогда как само письмо было иберийским.

Немалую роль в распространении здесь «Римского мира» стала поддержка римлянами местных городов в Каталонии, в частности Бланеса, которым римляне даровали статус муниципия.

В первой половине I в. до н.э. процесс романизации ускорился. Экономика региона полностью слилась с экономикой Римской империи и одновременно произошла специализация и разделение в области сельского хозяйства. В частности, жаркая Испании стала местом производства «испанского вина», ценимого в винодельческой Италии за его отличные от местных вкусовые качества. Экспорт вина ускорил развитие местной экономики, а вместе с ней и римское влияние в Испании. В результате уже к началу первого тысячелетия нашей эры иберийская цивилизация как таковая практически перестала существовать, а земли, на которых она когда-то возникла, окончательно стали частью великой Римской империи.


Фальката (Национальный археологический музей, Мадрид)


Впрочем, Рим тоже кое-что получил в наследство от иберов. Так, знаменитый римский меч – гладиус был заимствован ими именно у иберов и вначале так и назывался «гладиус хиспаникус» (то есть «испанский меч»). Самый ранний и наиболее типичный вид такого меча имел длину около 75—85 см, длину клинка около 60—65 см, массу порядка 900—1000 г. При этом клинок имел характерную листообразную форму с выраженной талией вблизи рукояти, и напоминал именно остроконечный лист гладиолуса.


Римский гладиус I в. н.э. Длина 53,5 см, максимальная ширина клинка — 7 см. Археологический музей г. Страсбурга

 


Современная реплика гладиуса из Страсбурга


Известен испанским иберам был и такой меч, как фальката, в целом весьма широко распространенный в Средиземноморье. Однако показательно, что римляне дали ему специфическое название «испанская сабля» — «махаера хиспана», как и «испанское» название своему прямому мечу с листовидным клинком. То есть это со всей очевидностью говорит о массовом применении этих двух видов мечей именно в Испании, в то время как в других землях использовались и разные виды этого оружия.


Фальката IV в. до. н. э. (Археологический музей де Вильены, Аликанте)


Предания сообщают о высоком качестве иберийских мечей III в. до н. э., которые легко сгибались и распрямлялись без каких-либо последствий. Это указывает на то, что для их изготовления применялась закаленная сталь, которая могла пружинить, а не бронза или железо. Скорее всего к иберам этот меч первоначально попал через греков, но воинственным иберам он очень понравился, и среди них распространилась мода носить его в ножнах за спиной. Римлянам это показалось необычным, они дали этому оружию свое, «местное название», а затем они переняли у иберов и сам этот меч.



Монтбарбат. Крепость на перекрестке торговых дорог


В прошлом материале мы рассказывали о поселке иберов Монтбарбат, расположенном в северо-западной части городка Льорет-де-Мар. Поселение труднодоступно, так как находится на горе высотой 328 м. По сути это была своего рода сторожевая башня древних ибером: вид отсюда прекрасный и видно далеко. Отсюда можно было контролировать древнюю Гераклову дорогу с севера на юг, и путь по реке Тордера от побережья внутрь страны.

О поселении знали давно, но раскопки здесь начались лишь в 1978 году. На сегодня раскопали площадь в 5673 квадратных места и расчистили участок стены протяженностью 90 м, а также одну из двух найденных башен.


Реконструкция воина иберов V-IV до н. э. Ф. Чинера. (Музей предыстории Валенсии)


Выяснилось, что поселение было окружено стеной со всех сторон, а ее длина составляла 370 м. Толщина стены 1,2–1,5 м. Сложена она была из обтесанных камней, плотно пригнанных друг к друга и уложенных в два ряда. Пространство между ними заполнено галькой, смешанной с землей. Фундамента нет. Кладка стены велась прямо на каменное основание. Толщина стен башни такая же. Площадь ее внутри – 14,85 квадратных метров. Интересно, что выход из нее вел не на улицу, а в жилое помещение с очагом. Удалось раскопать также семь домов и резервуар для воды. Нашли также мастерские ремесленников, в которых также были резервуары для воды, слив и канализация. Очевидно, что здесь обрабатывали что-то скоропортящееся.


Внешний вид воина-ибера (Муниципальный археологический музей в Алькой, Валенсия)


Судя по находкам, здесь жили со второй четверти IV и до начала III в. до н.э. Это прежде всего черепки аттической чернолаковой керамики, которую позднее сменяет керамика греческой колонии Росас. Интересно, что население покидало Монтбарат постепенно. Никаких следов разрушений и пожаров нет. Но поселились его жители где-то поблизости, хотя это место и не найдено. Но есть следы керамики Средневековья и даже Нового времени. Значит, где-то неподалеку они и поселились, и жили здесь еще очень долго.


Всадники у иберов тоже уже были. Сосуд с изображением всадника с копьем (Муниципальный археологический музей в Алькой, Валенсия)

 

Пуич-де-Кастельет. Крепость на тридцать душ


Это поселение расположено в двух километрах севернее городской черты Льорет-де-Мар, на скалистом выступе высотой 197 м. Поселение также было обнесено стеной с башнями, причем внутри находилось всего лишь 11 жилищ. Все они примыкали к стенам, а в центре была площадь. Возникло оно во второй половине III в. до н.э.


Пуич-де-Кастельет: ноги по камням там бить не придется…


Нашли его еще в 40-е годы прошлого века и раскапывали с перерывами до 1986 года. Удалось выяснить, что длина стены поселения составляла 83 м. Башен было две, и обе проездные. Интересно, что из 11 домов жилых было лишь шесть, то есть всего в этой крепости проживало человек 30 не более, так как все остальные помещения использовались… под склады! Жилые помещения имели по две-три комнаты и в них были обнаружены очаги. Удивительно, что так мало людей проживало в столь хорошо укрепленном месте и, законный вопрос, а чем они здесь занимались? Найдены жернова – значит мололи зерно, грузы ткацких станов. И все-таки – не слишком ли «тверда» была твердыня для столь небольшого сообщества?

Туро-Родо. Крепость с видом на море


Ну а для любителей рыбалки и морского простора здесь же было и поселение Туро-Родо, прямо на территории городка Льорет-де-Мар, практически возле самого моря. Холм, где оно расположено, имеет высоту 40 метров. На севере он соединен с материком перешейком шириной около 50 метров. Со всех других сторон холм практически отвесно обрывался в сторону моря. С холма просматривался весь берег, что было очень удобно в смысле наблюдения за незваными гостями.


Самые крайние дома Туро-Родо находятся на самом краю обрыва!


Полностью его раскопали лишь в 2000-2003 гг. и выяснили, что люди жили здесь с конца III в. до н.э. и до первых десятилетий I в. н.э. Всю северную часть поселения защищала стена шириной 1,1 – 1,3 метра толщиной, построенная из камней, скрепленных обыкновенной длиной. Стена на удивление хорошо сохранилась на протяжении почти 40 метров, и опять же была двойной, а промежуток заполнен галькой. На территории поселения также обнаружено 11 жилищ: семь с одной стороны и четыре с противоположной, прямо на краю утеса. Все дома прямоугольной формы, крыты тростником. Окна маленькие. Комнат внутри две. Очаг обычно находится во второй, вход в которую, видимо, завешивался. В первой двери не было, и она именно через нее и освещалась. Поэтому там, скорее всего, и находились ткацкие станки.


Вот так поднимаются туда сейчас. Со стороны моря. Впрочем, есть и другой путь, не такой крутой!


Находки говорят о том, что население поселка ловило рыбу, занималось земледелием (выращиваем зерна) и ткачеством. С 60 г. до н.э. обитатели поселения стали его покидать, переселяясь в более многолюдные и цивилизованные места.

Картина дня

наверх