На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Славянская доктрина

6 457 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    «Все мощно». Генерал ВСУ раскрыл, как Зеленского опозорили в Харькове МОСКВА, 18 мая — РИА Новости. Президент Украины...Он шёл на Одессу,...
  • Юрий Ильинов
    Когда и как ветераны спецоперации смогут стать новой элитой России Эксперт Сивков прокомментировал идею Путина о сме...Английский правдо...
  • Юрий Ильинов
    Военный эксперт задал неудобные вопросы по поводу обороны Крыма Соединенные Штаты в рамках анонсированного пакета по...«Отвратительно тр...

6 Теологический энциклопедический словарь

Азузастрит, возрождение (Azu-sa Street Revival).

Заброшенная методистская церковь на Азузастрит, 12 (ЛосАнджелес), в 1906 г. стала тем местом, где родилось современное пятидесятничество. У.Дж. Сеймур, кроткий чернокожий проповедник "церкви святости", основал Евангельскую миссию апостольской веры на Азузастрит.

Он стал обращать внимание на действие Св. Духа, что вызвало небывалый интерес в округе, а со временем - и во всем мире. До своего приезда в ЛосАнджелес Сеймур находился под влиянием Ч.Ф. Пархема, воспитывавшегося в среде методистови "церквей святости". В созданных им школах (Канзас и Техас) Пархем учил, что всем тем, кто обратился и хоть немного продвинулся к совершенной святости, о крой говорили Дж. Уэсли и американские "церкви святости", надо ожидать крещения "Св. Духом и огнем ". Кроме того, Пархем впервые предположил, что "говорение на языках" - особый знак Св. Духа. Как и многие методисты и члены "церквей святости" в кон. XIX в., особый упор он делал на дарыСв. Духа, в т.ч. на дар исцеления.

Духовное возрождение, начавшееся на Азузастрит в 1906 г., сразу привлекло внимание светской прессы, напр. "ЛосАнджелес тайме". Еще важнее было то, что тысячи гостей со всего мира посещали Азузастрит и возвращались на родину, провозглашая, что обращенному христианину необходимо крещение Св. Духом. Среди этих гостей были: Ф. Крофорд, основательницадвижения Апостольской веры на сев.-зап. Соединенных Штатов; миссионер Т.Б. Баррат, стоявший у истоков пятидесятничества в Скандинавии и странах Сев.-Зап. Европы; У.Х. Дерхэм из Чикаго, один из первых поборников пятидесятничества на Среднем Западе; Ю. ?. Белл из ФортУэрта, первый президент Ассамблей Божьих.

Собрания на Азузастрит, проходившие ежедневно три года подряд, сопровождались спонтанными молитвами и проповедями. Именно там были достигнуты невиданное доселе единство белых и черных и активное участие женщин. Тогдашние наблюдатели сравнивали феномен Азузастрит с Великим пробуждением в Уэльсе в 1904 и 1905 гг. и движением "Дождь поздний", имевшим влияние повсюду в США. Для 50 млн пятидесятников Азузастрит остается великим символом действия Св. Духа.

М.А. N0LL(nep. Ю.Т.) Библиография: V. Synan, The Holiness-Pen-lecoslal Movement in the United States: W. E. War-ner, ed., Touched by the Fire: Eyewitness Accounts of the Early Twentieth Century Pentecostal Revival; R.M.Anderson, Vision of the Desinherited: The Making of American Pentecostalism.

См. также: Пятидесятничество.

Айронсайд, Генри Аллен (Iron-side, Henry Allen, 1876-1951).

Популярный преподаватель Библии, евангелизатор, пастор и писатель. "Гарри" Айронсайд родился в Торонто (Канада); в 1886 г. его семья перебралась в Калифорнию. В 14 лет Айронсайд обратился и начал проповедовать. После короткого периода пребывания в Армии спасения вышел из нее, поскольку перестал разделять концепцию святости как " полного освящения ". Присоединился к Плимутским братьям, чем было положено начало в высшей степени успешному служению Айронсайда в качестве проповедника и учителя. По существу самоучка, Айронсайд пользовался высоким авторитетом как интерпретатор Библии на библейских конференциях и в различных институтах. В 1925-43 гг. он занимал должность приглашенного профессора в Далласской теологической семинарии, а в 1930-48 гг. служил пастором церкви Мемориал Мооди в Чикаго, за что подвергся резкой критике со стороны Плимутских братьев, - последние отвергали идею "служения в одиночку" и получения платы за проповедь Евангелия. Во время проповеднической поездки по Новой Зеландии Айронсайд умер от сердечного приступа и в янв. 1951 г. был похоронен в Окленде. Айронсайд известен не только в качестве странствующего проповедника, но и как плодовитый писатель. Он написал около ста книг и брошюр, посвященных, гл. обр., интерпретации Библии и пророчествам. Ведущий популяризатор диспенсационализма среди американских евангеликов; в основном следовал взглядам "Библии с перекрестными ссылками " (Scofteld Reference Bible) Скоуфилда.

ТР. Weber (пер. Ю.Т.) Библиография: E.S. English, Ordained of the Lord; ?. A. Ironside, The Mysteries of God. The Lamps of Prophecy, A Historical Sketch of the Brethren Movement, The Great Parenthesis and The Prophet Isaiah.

См. также: Диспенсация, диспенсационализм.

Акты о единообразии (Uniformity, Acts of)•

Четыре парламентских положения, призванных обеспечить теологическое и богослужебное единообразие в Англиканской церкви на основе "Книги общего богослужения ".

Актом от 1549 г. (при Эдуарде VI) "Книга общего богослужения", подготовленная Т. Кранмером и рядом других теологов, получила исключительный статус официального служебника для совершения литургии и всех богослужений Англиканской церкви. Принятый 21 янв. 1549 г., чтобы вступить в силу в день очередной Пятидесятницы (9 июня), Акт предусматривал соответствующие наказания за его непринятие и за критику "Книги"; на третий раз за это полагалось пожизненное заключение. Общественное богослужение должно было совершаться на английском языке; лишь университетские службы (за исключением мессы) разрешалось служить полатыни, погречески и поеврейски.

Акт от 1552 г. (при Эдуарде VI) отражал изменившуюся позицию Кранмера: " Книга общего богослужения " при обрела цвинглианскую направленность. Принятый 9 марта, чтобы вступить в силу в день Всех Святых, Акт предусматривал увеличение требований к мирянам и наказаний за их неисполнение, объявлял обязательным посещение всех общественных богослужений и, наоборот, налагал запрет на посещение несанкционированных собраний. Кроме того, уже не требовалось, чтобы священнослужители носили церковныеоблачения во время богослужений.

Акт от 24 июня 1559 г. (при Елизавете I) подтвердил статус "Книги общего богослужения" 1552 г. и аннулировал законодательство времен правления Марии Тюдор, когда была восстановлена римская богослужебная практика. Поправка к Акту от 1552 г. предусматривала ужесточение наказаний, равно как и возврат к церковным облачениям- в той мере, как они использовались на втором году правления Эдуарда VI. Этим Актом более века регулировался порядок богослужения и церковных наказаний в Англиканской церкви.

Актом от 1662 г. (при Карле II), после неудачи пуританской революции, англиканство утверждалось в качестве органического элемента всей системы Реставрации. Он предусматривал повсеместное внедрение частично переработанного елизаветинского служебника от 1559 г. Кроме того, Акт требовал, чтобы его одобрили публично, а также рукоположили в епископы всех, кто еще не прошел обряда, до наступления дня св. Варфоломея(24авг.). Поэтому Актстал причиной "Великого исключения" - почти 2 тыс. несогласных пресвитериан, конгрегационалистских и баптистских священнослужителей были удалены из Церкви, что положило начало англиканскому нонконформизму. Первое из серии репрессивных уложений, известных как "Кларендонский кодекс", Акт 1662 г. практически потерял силу в отношении диссентеров, после того как в 1689 г. увидел свет Акт о терпимости Вильгельма и Марии. Однако он попрежнему оставался в силе для англиканских священнослужителей, хотя в дальнейшем и подвергался изменениям.

n.a. Magnuson(пер. Ю.Т.) Библиография: Н. Davies, Worship and Theol-ogy in England From Cranmer to Hooker, 1534-1603 and Worship and Theology in England From And-rewes to Fox, 1603-1690; A. G. Dickens, The English Reformation; H. Gee, сотр., Documents Illustrative of English Church History; J. R. H. Moorman, A His-tory of the Church in England; С. E. Whiting, Studies in English Puritanism from the Restoration to the Rev-olution, 1660-1688.

Александер, Арчибальд (Alex-ander, Archibald, 1772- 1851).

Первый профессор Принстонской теологической семинарии; разработал основы принстонской теологии, господствовавшей там больше 100 лет. Начав свой путь странствующим проповедником, Александер стал президентом колледжа Хамден-Сидни (1796- 1807), пастором пресвитерианской церкви Пайнстрит в Филадельфии (1807-12), а в 1812 г. занял место профессора в Принстонской семинарии. Преемники Александера на кафедре - Ч. Ходж, А. А. Ходж и Б. Б. Уорфилд - по существу, только расширили, прояснили и углубили его основные идеи. Александер опирался на положения реформатской теологии, соответствующие вестминстерским стандартам, на концепции ортодоксальных протестантских богословов XVII в. и на принципы шотландской философии "здравого смысла". Библия для него- незаменимый источник учения и религиозной практики, а человеческий разум - мощное орудие, позволяющее показать истинность Библии и толковать ее. Религиозный опыт, обретенный под водительством Св. Духа, имеет, по Александеру, решающее значение для духовной жизни, однако такой опыт ни в коем случае не должен превратиться в "энтузиазм ". Александер не был экзегетом в полном смысле этого слова, подобно Ч. Ходжу; не был он и опытным полемистом против "Новой Англии" и других форм арминианства или успешным популяризатором, как А. А. Ходж, или искусным логиком, как Уорфилд. И все же благодаря своему жизненному опыту Александер отличался большей отзывчивостью и лучше знал человеческую природу, чем его эрудированные последователи.

MA.N0LL(nep. Ю.Т.) Библиография: Alexander, Evidences of the Authenticity. Inspiration, and Canonical Authority of the Holy Scriptures, Thoughts on Religious Expert-ence, and Outlines of Mural Science; J. W. Alexander, The Life of Archibald Alexander; J. A. MacKay, "Archibald Alexander (1772-185!): Founding Fu-therx, in Sons of the Prophets, ed. H.T. Kerr.

См. также: Старая принстонская теология.

Александер, Сэмюэл (Alexander, Samuel, 1859-1938).

Философ еврейского происхождения; родился в Сиднее (Австралия), образование частично получил в Оксфорде. В 1893-1924 гг.- профессор в Манчестере; тогда же им написаны основные философские труды.

Наиболее известны Гиффордские лекции Александера "Пространство - время и божество", в к-рых он сделал попытку примирить науку (философию науки) с современными идеями, в т.ч. с теорией эволюции и материализмом. В основу своей философии Александер положил взятое у Спинозы стати -ческое пантеистическое понятие богамира. При этом он так и не вышел за пределы пантеизма Спинозы, но придал ему динамический характер, увязав с концепцией "эмерджентной эволюции", крую и разработал вместе с другими философами.

" Эмерджентная эволюция " Александера в чемто близка " творческой эволюции" Бергсона. Наш мир, по Александеру, возник из более простой пространственно-временной матрицы. "Эмердженты" - новые результаты, не полностью предсказуемые исходя из предшествующих условий. Первоначальная реальность представляла собой "пространство-время", из крого "эмерджентно" возникла материя. С появлением определенных физикохимических образований зародилась жизнь. Определенная конфигурация жизненных условий породила сознание. Иерархия качеств порождает " божество ", являющееся высочайшим качеством Бога, "тело" Которого- вся вселенная. Т.о., в пантеизме Александераразличаются "божество" и "Бог". Качество "божества" продолжает эволюционировать вместе со вселенной; персоналистическая религия заключается в приближении мира к божеству- что означает победу добра над злом в земных делах человека.

К основным трудам Александера относятся: "Нравственность и прогресс" (1906); "Пространствовремя и божество" (1920); "Спиноза и время" (1921); "Красота и другие формы смысла" (1933).

H.F. V0S(nep. Ю.Т.)

Александр из Гэльса (Alexander of Hales, са 1170-1245).

Родился в ГэльсОуэне (Шропшир, Англия). Учился в Парижском университете, получил в 1221г. степень магистра теологии и тогда же начал преподавать. В 1236 г. вступил в орден францисканцев (основанный в 1209 г.), однако вплоть до 1241 г. не оставлял преподавания. Многогранная деятельность Александра из Гэльса оставила заметный след в теологии. Вопервых, он первым наладил контакты францисканцев с университетами и академической теологией; прежде к таким контактам орден не стремился. Вовто-рых, уже в начале своей карьеры вместо традиционных лекций о Библии начал читать курс лекций, посвященных "Сентенциям" Петра Ломбардского, после чего "Сентенции", к к-рым он написал комментарии, стали стандартным учебником по библейской тематике. Втреть-их, Александр из Гэльса, укорененный в августинской традиции, в известной мере признал, как важно теологически осмыслить недавно отк-рытую философию Аристотеля, и попытался найти ей место в своих теологических изысканиях. Хотя в этой сфере его труды носили фрагментарный характер, он проложил путь для того, чтобы христианская теология - в частности, Фома Аквинский - усвоила аристотелевскую философию. Что касается труда "Сумма теологии", к-рый обычно приписывали Александру изГэльса, доказано, что он включает материалы и других авторов, в т.ч. Бонавентуры, к-рый был его учеником.

N.V.Hope (пер. Ю.Т.) Библиография: М.С. Wass, The Infinity God and the Summa Fratris Alexandri; Ё. Gilson, History of Christian Philosophy in the Middle Ages.

Картина дня

наверх