Дефицит в СССР пережил несколько пиков, обычно сопровождавшихся введением элементов нормированного распределения (карточная, талонная система). «воспроизводство и обострение дефицита было заложено в самой природе централизованного распределения, что делало перебои, кризисы и карточки в торговле хроническими»[9].
Первый пик был вызван индустриализацией, сворачиванием НЭПа и внедрением новой организации экономики[9][10]. Появился дефицит на многие товары массового спроса, в том числе пищевые продукты, и с конца 1928 года в городах вновь вводится многозвенная карточная система, то есть нормированное распределение по группам населения. При этом сохранялась свободная коммерческая продажа этих продуктов по очень высоким ценам[11][12][13]. Этот пик, как утверждала официальная идеология, постепенно сошёл на нет к концу 1930-х годов с подъёмом стахановского движения.
Отмена карточной системы в 1935 году сопровождалась одномоментным резким повышением государством цен, сократившим покупательский спрос. Ей предшествовала легализация в мае 1932 года колхозных рынков, на которых разрешили торговать и колхозникам, и частникам, а также массового создания подсобных хозяйств при предприятиях[14].
Считается, что поводом для этого послабления послужил бунт в городе Вичуга Ивановской области рабочих Объединённой мануфактуры им. Шагова, фабрики им. Красина и фабрики «Красный Профинтерн» по причине резкого снижения карточной нормы выдачи хлеба с 1 апреля 1932 года[15].
Второй пик был вызван Великой Отечественной войной[17] и закончился с завершением послевоенного восстановления экономики.
Третий пик товарного дефицита в СССР был вызван последствиями экономических реформ 1960-х годов (крах и свёртывание экономической политики Хрущёва, а затем «косыгинской реформы»)[18] и, в дальнейшем, после некоторой (связанной с высокими нефтяными ценами) стабилизации — в период Перестройки (особенно в последние, 1989—1991-й годы), когда в результате отмены монополии внешней торговли, расцвета спекулятивной кооперации на фоне резкого увеличения не обеспеченной товарами денежной массы дефицитными стали практически все пользующиеся хоть каким-либо спросом товары[19][20]
Несмотря на то, что брежневская эпоха характеризовалась замедлением темпов экономического развития и складыванием предпосылок экономического кризиса, его возникновение во многом имело искусственный характер. Это касается и антиалкогольной кампании, и понижения (понижения, а не падения) цен на нефть. Но решающий удар по советской экономике нанесла реформа 1987 года[21].
Когда в конце 1987 года Н. И. Рыжков представил на заседание Политбюро план развития народного хозяйства на 1988 год, он получил одобрение только после того, как «госзаказ по многим министерствам был снижен сразу на одну треть, а в некоторых отраслях — наполовину и более от общего объёма производства».
Это означало, что, начиная с 1988 года, предприятия получили возможность сократить объём выпускаемой ими «обязательной» продукции, а всю продукцию, произведённую сверх госзаказа, реализовать на рынке по «договорным ценам».
«По данным Госкомстата СССР, рентабельность товаров, реализуемых по договорным ценам, в 3 раза выше средней… и превышает 60 процентов к себестоимости. По шёлковым тканям она достигает 81 процента, бельевому трикотажу — 97 процентов и чулочным изделиям — 104 процента к себестоимости. В результате за счёт надбавок к розничным ценам на предприятиях Министерства лёгкой промышленности СССР в первом полугодии получено более половины прироста всей прибыли».
Следствием этого был не рост качества выпускаемой продукции, а рост цен. Вот что говорится по этому поводу в упомянутой справке: «Например, средняя розничная цена женского зимнего пальто в 1987 г. составляла 259 рублей против 181 рубля в 1980 г. и 120 руб. — в 1970 г. В Москве же практически отсутствуют в продаже женские зимние пальто дешевле 300 рублей. Московские швейные объединения „Салют“ и „Вымпел“ перешли на выпуск пальто по договорным ценам в размере 450—600 рублей, а на отдельные их виды — 650 рублей и выше».
Зато, отмечается в справке, «по данным Госкомстата СССР, в 1987 г. сократилось по сравнению с 1980 г. производство в натуральном выражении ряда товаров массового спроса: шерстяных тканей, пальто, плащей, брюк, женского бельевого трикотажа, радиоприёмников, холодильников, кинофотоплёнки, термосов, тетрадей школьных и др. На ряде предприятий сокращение объёмов производства в натуре достигает 20-25 процентов и более».
«В условиях товарного дефицита процесс „вымывания“ из ассортимента недорогих изделий принял массовый характер». Особенно это сказалось «на ассортименте товаров для детей, молодёжи и лиц старшего возраста»: «так например, объём производства пальто ценой до 100 рублей и костюмов до 80 рублей для лиц старшего возраста и курток для молодёжи ценой до 40 рублей сократился более чем в 2 раза, курток для лиц старшего возраста ценой до 40 рублей — более чем в 3 раза».
А затем с прилавков магазинов стали исчезать такие необходимые в повседневной жизни товары, как мыло, синтетические моющие средства, домашняя обувь, школьная форма, карандаши, зубные щётки, керосин, геркулес, макароны, мука и т. д., то есть то, на чём невозможно было сразу же получить крупную торговую прибыль.
— Островский А. В. "Глупость или измена? Расследование гибели СССР."[22]
В промежутках между этими пиками товарный дефицит продолжал существование, но не доходил до введения карточного распределения. Предвоенные годы целиком прошли под знаком борьбы Политбюро с массовым наплывом покупателей в крупные промышленные центры. До осени 1939 года «товарный десант» в крупные города не имел продовольственного характера. Жители сёл и небольших городов ездили по стране в поисках мануфактуры, обуви, одежды. С осени 1939 года стали расти очереди и за продуктами. Центром притяжения оставалась Москва. Московские очереди явно имели многонациональное лицо, по ним можно было изучать географию Советского Союза — по сообщениям НКВД, в конце 1930-х годов москвичи в московских очередях составляли не более трети.
В течение 1938 года поток иногородних покупателей в Москву нарастал, и к весне 1939 года положение в Москве напоминало стихийное бедствие. НКВД рапортовал: «В ночь с 13 на 14 апреля общее количество покупателей у магазинов ко времени их открытия составляло 30 000 человек. В ночь с 16 на 17 апреля — 43 800 человек и т. д.». У каждого крупного универмага стояли тысячные толпы[23].
Подобная ситуация повторилась и позже, в 1980-х годах («колбасные поезда» и т. п. явления).
Дефицит мог возникать не только по причине недопроизводства, но и из-за неорганизованности снабжения и распределения товаров, разгильдяйства на местах:
Склады переполнены товарами.
Основная товарная станция Ленинграда и станции складов клиентуры забиты товарами ширпотреба, которые систематически не вывозятся, так как Октябрьская дорога не даёт вагонов. Образовались огромные залежи товаров, предназначенных к отправке на село. По сводке на 30 ноября на Октябрьской дороге находилось свыше 800 вагонов товаров широкого потребления. Более свежими данными управление дороги не располагает. Однако по словам начальника грузовой части дороги Марголина положение на сегодня существенно не изменилось.
Склады Союзтранса (основного отправителя ленинградских товаров ширпотреба) настолько переполнены, что не в состоянии принимать товары, поступающие с фабрик. Ждут отправки десятки вагонов тетрадей, мыла, готовой одежды, обуви, спичек и папирос.
— «Правда» № 339 (5865) от 10 декабря 1933 г.[24]
В условиях перебоев в обеспечении определённым товаром, население начинало делать запасы, увеличивая закупки и тем самым усугубляя ситуацию с дефицитом.
В начале 60-х годов существовал дефицит хлеба и некоторых других видов продуктов питания, одной из причин которого была засуха. В 1963 году обсуждался вопрос о введении карточного распределения[25], а во многих регионах оно фактически было введено — мука и крупы выдавались жителям населённых пунктов по спискам раз в месяц в строго ограниченном количестве. Дефицит во многом был ликвидирован благодаря повышению розничных цен, в частности на хлебные изделия, мясо и масло.
Существует мнение, что глубина товарного дефицита в начале 60-х годов наглядно характеризуется документом о материальном поощрении первого космонавта Юрия Гагарина: наряду с его же денежным вознаграждением в размере 15 000 рублей ему и его родственникам были выданы десятки предметов одежды и другие товары[26].
Уровень товарного дефицита в различных местностях СССР сильно различался. Каждый населённый пункт СССР был отнесён к одной из четырёх «категорий снабжения» (особая, первая, вторая и третья). Преимущества в снабжении имели особый и первый списки, куда вошли Москва, Ленинград, крупные промышленные центры, национальные республики и курорты союзного значения. Жители этих городов должны были получать из фондов централизованного снабжения хлеб, муку, крупу, мясо, рыбу, масло, сахар, чай, яйца в первую очередь и по более высоким нормам. Потребители особого и первого списков составляли только 40 % в числе снабжаемых, но получали львиную долю государственного снабжения — 70—80 % поступавших в торговлю фондов. Хуже всего продуктами питания и промышленными товарами снабжалось население РСФСР, живущее в населённых пунктах, не попавших в особый или первый списки[27].
Во второй и третий списки снабжения попали малые и неиндустриальные города. Они должны были получать из центральных фондов только хлеб, сахар, крупу и чай, к тому же по более низким нормам, чем жители городов особого и первого списков. Остальные продукты следовало брать из местных ресурсов.
В данный момент у нас находится на централизованном снабжении 40,3 млн человек, считая вместе с семьями. Особый список — 10,3 млн человек, первый список — 11,8 млн человек, второй список — 9,6 млн, третий список — 8,6 млн.
— Год 1934-й[28]
Дефицит сырья и комплектующих в промышленности (и распределение их производителям по разнарядке) привёл к появлению особой касты снабженцев («толкачей»), могущих при помощи связей и подарков достать (выбить, протолкнуть) у поставщиков «буквально всё». Таковые очень ценились директорами предприятий.
Дефицит касался не только продовольственных, но и промышленных товаров. Здесь тоже существовала распределительная система. Многие дефицитные вещи (в том числе автомобили) разыгрывались в государственных лотереях.
Дефицит легковых автомобилей Править
Ярким примером хронически дефицитного советского потребительского рынка был строго фондированный рынок «частных» (автолюбительских) легковых автомобилей. Так, производство легковых автомобилей в СССР (см. Автомобильная промышленность СССР), хотя и возросло в 5,5 раз с 1965 по 1975 годы (с 0,22 до 1,2 млн, соответственно), потребительский рынок совершенно не насытило, а по мере роста продаж привело лишь к первой волне массовой автомобилизации. Тем более, что, например, во второй половине 1960-х до 55 % годового производства автомобилей «Москвич», едва достигавшего 100 тыс. в год, несмотря на наличие значительного неудовлетворённого потребительского спроса, шло на экспорт. Позже, в 1970—80-х, из СССР экспортировалось до 0,4 млн легковых автомобилей в год, из которых 3/4 составляли автомобили Lada производства АвтоВАЗа. При этом производство легковых автомобилей, достигшее в 1982 году пика в 1,3 миллиона машин в год, оставалось примерно на том же уровне (и даже несколько снижалось на излёте перестройки) вплоть до распада СССР в 1991 году и, разумеется, после.
Помимо «списочных» автомобильных очередей на предприятиях, имевших разную длительность от 2—3 до 10—12 лет (в зависимости от категории и статуса предприятия или учреждения, например, предприятия ВПК и партийные органы имели приоритет), совграждане могли достаточно быстро (за 1,5—3 года) и легально накопить на легковой автомобиль, став загранработниками, то есть работая или служа за границей на различных строительных и прочих объектах, ведшихся в 1960—1990 гг. СССР, но лишь с тем условием, чтобы затем приобрести советскую легковую машину непосредственно в СССР через систему магазинов «Внешпосылторга» за чеки Внешторгбанка.
Ещё не менее 10 % выпускавшихся в СССР легковых автомобилей (включая не менее 60 % престижных автомобилей марки «Волга» и практически 100 % внедорожников УАЗ) шли в госорганизации и могли быть выкуплены затем гражданами лишь в сильно подержанном или аварийном состоянии (после или вместо капремонта), да и то лишь в виде исключения. А номенклатурные «Чайки» и «ЗИЛы» не продавались «частникам» в принципе[29] (после списания их утилизировали). Поэтому перманентный дефицит на легковые автомобили сохранялся практически на протяжении всего послевоенного периода существования СССР.
Единственным реальным относительно массовым «рыночным» средством покупки легкового автомобиля в СССР оставался чёрный рынок, где цена на различные модели колебалась от 1,2 до 2-кратной от государственной (при этом в продажу попадали даже единичные экземпляры иномарок, включая старые трофейные), а наценка за наиболее престижную «Волгу» доходила до 2,5 номиналов практически вне зависимости от пробега. Кроме того, в разные исторические периоды (при разных генсеках) на продажу подержанных автомобилей властями (иногда совсем местного ранга) накладывались различные «социальные» ограничения — например, регулярно нарушалось право наследования автомобиля как имущества и родственников умершего владельца автомобиля заставляли продавать его, то есть фактически выкупать заново через комиссионный магазин (иногда запрещалось и это) [источник не указан 2657 дней], новый автомобиль нельзя было также продать ранее, чем через 2 или 3 года владения, а рядовых работников, уже имевших автомобиль, вне зависимости от сроков его эксплуатации, во многих организациях не ставили в очередь на новую машину.
В период 1983—1985 годов (до проведения в жизнь антиалкогольной кампании) дефицит на легковые автомобили стал ассортиментным: из-за падения престижа некоторых марок (как-то: «Москвич», Иж, ЗАЗ и ЛуАЗ), по причине низкого качества и завышенных госцен, во многих городах продавались без очереди и даже (но в очень редких случаях) в кредит. А на отдельные модели, вроде ЗАЗ-968М «Запорожец» и ВАЗ-2121 «Ниву», цену пришлось снижать, так как она оказалась выше спроса ориентированных на данные модели социальных слоёв потребителей (селян и пенсионеров).
Это объясняется тем, что в июле 1979 года в СССР произошло плановое разовое повышение розничных цен на легковые автомобили всех марок, которые (кроме престижной и остродефицитной «Волги») подорожали в среднем на 1000 руб., а на «Волгу» цена была увеличена сразу почти на 5000 руб. (до 15 300 руб. за седан ГАЗ-24 и 18 500 руб. за универсал ГАЗ-24-02), вследствие чего была нарушена «социальная» ценовая пропорция, позже отразившаяся на падении спроса даже на такой сверхдефицитный товар, как легковые автомобили, впрочем, только непрестижных «неэкспортных» марок.
С 1986 года и позже, по мере развития Перестройки и достижения апогея и так хронического товарного дефицита, автомобили всех без исключения марок стали высоко котироваться ещё и как высоколиквидное средство сохранения сбережений. Впрочем, с выходом в мае 1988 года закона «О кооперации в СССР», впервые за всю историю страны гражданам, состоявшим в кооперативах, было разрешено приобретать грузовые и грузопассажирские автомобили и автобусы, ранее считавшиеся средствами производства и бывшие безусловно запрещёнными к владению частными лицами. Однако, в силу вышеприведённых причин, это не сняло, а даже, напротив — усилило дефицитность авторынка.
Только после 1991 года, то есть распада СССР, приобретение гражданами любых типов автомобилей в частную собственность стало совершенно свободным.
Автомобилизация населения СССР/России авто/1000 ч. (человек)
1970 1985 1993 2000 2016
5,5ч. 44,5ч. 75,7ч. 132,4ч. 285ч.
Как видно из таблицы, с брежневских времён автомобилизация всё же шла, и довольно быстрыми темпами, однако сильно отставала от высокоразвитых стран.
Дефицит бытовой техники Править
Узнать больше
В этой статье не хватает ссылок на источники информации.
Несмотря на общее отставание советской бытовой техники от мировых образцов, некоторые модели бытовой техники первой необходимости — такие как стиральные машины, холодильники и телевизоры — производились в явно недостаточном количестве, вызывая порой ажиотажный спрос. На другие технические товары (магнитофоны, магнитолы, электроинструменты и т. п.) спрос был умеренный. Первые видеомагнитофоны имели заоблачные цены (средняя годовая зарплата работника) и были не очень востребованы. Позже, по мере удешевления, они стали предметом дефицита.
Особо надо сказать об электронике. Так, фактически единственная массовая модель производившегося в СССР бытового видеомагнитофона «Электроника ВМ-12» (более поздняя и совершенная модель «Электроника ВМ-18» широкого распространения уже не получила из-за конкуренции с импортными видеомагнитофонами), несмотря на очень высокую стоимость (1200 рублей, в то время ок. 10 месячных зарплат), после поступления в продажу сразу попала в разряд дефицитных товаров. В магазины крупных городов аппараты поставлялись ограниченными партиями, из-за чего из желающих купить видеомагнитофон выстраивались очереди, в некоторых городах даже вводили предварительную запись для льготников. Согласно этому виду реализации, желающий приобрести видеомагнитофон заранее оставлял в магазине заявку (как правило, открытку, со своим обратным адресом), и после того, как техника поступала в продажу, покупатель при предъявлении данной заявки, заверенной штампом магазина, не стоял в очереди, а приобретал аппарат сразу. Однако в ряде случаев даже имеющие на руках подобные заявки ждали поступления товара, порой по несколько месяцев.
Присутствовал дефицит и чистых видеокассет (в продаже они были только в крупных городах, в свободной торговле практически отсутствовали, исключение — комиссионные магазины и магазины торговли на чеки Внешпосылторга), — поэтому паспорт видеомагнитофона снабжался отрезными талонами, дающими право на покупку видеокассет.
Дефицит кормов в животноводстве Править
Продуктовый дефицит коснулся не только непосредственно питания людей, но и животноводства. В периоды острого дефицита на полноценные корма для скота, в СССР упор делался на заготовку веточных кормов. Так Президиум ЦК ВКП(б) и коллектив НК-РКИ СССР своим постановлением от 11 января 1932 года обязали все колхозы и совхозы, у которых имеется дефицит в грубых кормах, развернуть широкую заготовку хозяйственным способом веточного корма[30]. В 80-х годах, когда снова всплыла проблема кормления скота сельхозпредприятий, на массовую заготовку веточных кормов по разнарядке партийно-хозяйственных органов направлялись работники городских предприятий, учреждений и учебных заведений.
Для восполнения недостатка натуральных белковых препаратов в рационе сельскохозяйственных животных в СССР в 70-х годах на действующих предприятиях и вводящихся в строй специализированных крупных заводах организуется широкое производство по выпуску синтетических препаратов для скота — белково-витаминных концентратов (БВК), незаменимых аминокислот, кормовых антибиотиков и других. Добавление БВК в корма позволяло экономить фуражное зерно, а кормовые дрожжи, получаемые на основе гидролиза древесины, для экономии цельного молока вводили в рацион телят и поросят[31]. 24 января 1980 года принимается постановление Совета министров СССР «О мерах по улучшению использования обезжиренного молока, пахты и молочной сыворотки», предполагающее их использование в качестве заменителей цельного молока для нужд сельхозпредприятий по выкармливанию молодняка[32].
В 1980-х годах, в ряде регионов СССР к заготовке кормов стали привлекать автолюбителей. Владелец личного автомобиля для прохождения государственного технического осмотра, покупки запчастей или бензина должен был предъявить справку о сборе и сдаче государству установленного количества заготовленных собственноручно кормов. Такая система была крайне неэффективной: автолюбители заготавливали, в основном, сорную траву, растущую вдоль дорог. Пункты приёма были на стационарных постах ГАИ, откуда столь низкокачественные корма колхозы и совхозы не торопились забирать. В результате всё это засыхало или гнило в месте складирования.
Всё это привело к решению начать закупки фуражного зерна за рубежом, в основном в странах Северной Америки.
Дефицит информации Править
Основные статьи: Цензура в СССР, Вражеские голоса и Самиздат
См. также: Советское телевидение
Узнать больше
Этот раздел статьи ещё не написан.
Дефицит книг и печатной продукции Править
Дефицит на книги возник в первой половине 1960-х годов, одновременно с резким повышением благосостояния и культурного уровня советских граждан. Основными причинами книжного дефицита в СССР представлялось[33][неавторитетный источник?] следующее:
в 1960-х годах появилась мода на книги, особенно, престижных серий, наравне с такими предметами быта, как хрусталь, ковры и фарфор, свидетельствовали об уровне достатка владельца квартиры и его способности достать дефицит;
книги в СССР были очень дешёвые, соответственно быстрее раскупались;
большую часть книжного ассортимента составляли книги коммунистических писателей, которые зачастую не пользовались популярностью;
была не развита индустрия других развлечений;
неразвитость бумажной промышленности и параллельный ажиотаж на периодическую печать не позволяли резко нарастить выпуск книг;
определённые организационные изъяны в книготорговой сети. Они просто не поспевали за книжным бумом, который был беспрецедентным — он охватил довольно широкий круг художественной литературы;
Скудность произведений из-за цензуры.
Серьёзной причиной дефицитности значительной номенклатуры художественных изданий являлась также сознательная издательская политика государства, основанная на идеологических мотивах. В частности, марксистско-ленинская, партийная и пропагандистская литература издавалась огромными, никогда полностью не востребованными тиражами, весьма большое место занимало издание произведений «официальных» писателей (членов Союза писателей СССР и союзных республик и автономий), далеко не все из которых обладали художественными достоинствами, в то время как такие популярные во все времена жанры, как фантастика, детектив, приключенческая литература или авантюрный роман считались в той или иной степени коммерческой, низкопробной, развлекательной литературой («чтивом») и выпускались ограниченными, явно не отражающими спрос тиражами.
Кроме розничной продажи существовала подписка на готовящиеся к изданию дефицитные книги. Она осуществлялась на собрания сочинений известных и не очень авторов, на энциклопедии — примерно так же, как на дефицитные товары, но сроки получения в данном случае были меньше. Иной раз подписка на книги осуществлялась в форме лотереи при огромном скоплении желающих испытать судьбу.
С другой стороны, на национальных окраинах СССР (Средняя Азия, Молдавия, Прибалтика, Кавказ), особенно в сельской местности и в небольших городах, спрос на русскоязычную литературу, даже популярных жанров, был невысок; а так как нормативы снабжения книгами были практически одинаковы по всей территории Союза, то многие командированные и туристы, попав в такие места, находили там в свободной продаже дефицитные в других регионах книги.
Советский период характеризовался практически полной недоступностью для населения религиозной литературы по причине малых тиражей и незначительного числа изданий. Только в 1956 году в СССР была впервые издана Библия, тираж которой составил 25 тысяч экземпляров, из которого почти половина шла за границу. Официальной издание Русской православной церкви, крупнейшего религиозного объединения в стране, Журнал Московской Патриархии выпускался ежемесячно тиражом 25 тысяч экземпляров, а с 1984 года — 30 тысяч. Кроме того на территории УССР выпускался Православний вісник на украинском языке тиражом 10 тысяч экземпляров[34]. Также ежегодно выходили церковный календарь и сборник Богословские труды; тираж последнего при его основании в 1959 году определили в 1500 экземпляров, при этом почти 500 экземпляров были отправлены за границу[35]. При этом атеистическая литература издавалась миллионными тиражами и активно пропагандировалась.
Абонемент для покупки книг за макулатуру.
С 1974 года для подавления дефицита на книги стала выпускаться также специальная «макулатурная» серия книг классиков художественной литературы, которые продавались только «за талоны», полученные за сданную макулатуру (обычно 20 килограммов за книгу). В некоторых городах человек мог приобрести книгу тут же, в приёмном пункте макулатуры, из имеющегося в наличии ассортимента. Но их тоже не хватало на всех, выполнивших условие, поэтому на книги из этой серии сразу образовался дефицит, и при появлении книг в продаже появлялись очереди из желающих сдать макулатуру на книги. Все дефицитные книги с большой переплатой можно было достать у перекупщиков, именуемых в те времена спекулянтами. Кроме того, существовали элитные, не для всех доступные общества книголюбов, члены которого имели возможность получать талоны на дефицитные книги и покупать книги, обычно с «нагрузкой» из невостребованных книг, в специальных киосках. Образовавшись в 1974 году, Общество книголюбов на волне доступа к дефицитным книгам, стало одной из самых массовых общественных организаций, объединяющей в своих рядах более 16 миллионов человек[36][37].
Обладание хорошими книгами в красивых обложках в условиях дефицита стало также мерилом престижа и благосостояния. Об этом ярко свидетельствовало (а отчасти и пропагандировало) то, что в популярнейшей телевизионной игре Что? Где? Когда?, с момента её появления в сентябре 1975 года и до кончины СССР, в качестве приза неизменно оставались книги.
=0=0=
Предательство 1941: приказ не оборонять госграницу
Начало войны даже спустя почти 80 лет остается загадочным периодом в истории нашей страны. Новому поколению сложно разглядеть истину среди нагромождения многочисленных либеральных мифов и западных попыток переписать историю. Поэтому мы повторим в собирательном виде рассказы военных историков про самые первые дни Великой Отечественной войны.
В первые дни войны с 22 июня 1941 года фашисты танковыми клиньями ударили в направлении армий 8-й и 11-й («Предательство 1941: смута первых дней»), а также 4-й и 5-й («Предательство 1941: было или нет»). Попытаемся проследить, что стало с другими армиями в эти дни Великой Отечественной войны. И разобраться, почему же наряду с героизмом вышеуказанных армий историки пишут и об изменах, и о предательстве в те же самые дни.
Помимо 5-й армии ЮЗФ также историки указывают на героические усилия, которые предпринимали под Перемышлем отдельные подразделения Красной армии. Например, правофланговая 99 Краснознамённая дивизия 26-й армии.
Одна эта дивизия противостояла двум-трём немецким, теснившим её на этом самом участке.
Из книги Н.Н. Иноземцева «Фронтовой дневник» (2005):
«Доносятся отзвуки артканонады: это Краснознаменная 99-я дивизия удерживает Перемышль от трех немецких дивизий».
Более того, она отбросила фашистов назад, за речку Сан. И именно с этой русской/советской дивизией фрицы не могли поделать ровным счетом ничегошеньки. Независимо от той массивности натиска, который они попытались обрушить именно на этих красноармейцев. И даже не глядя на многочисленные воздушные атаки. Как свидетельствуют историки, в самый начальный период наступление фашистов против других подразделений (дивизий) этой армии не было осуществлено.
В первой части этого цикла («Предательство 1941: смута первых дней») мы сформулировали вопрос:
«Действительно ли Красная армия была во всём существенно слабее вермахта?»
И на этот вопрос своими действиями и реальным героизмом сформулировали ответ те её подразделения – наши армии и дивизии, на которые в самые первые дни Великой Отечественной войны пришёлся основной натиск и вся мощь гитлеровского наступления.
И ответ этот – однозначное
«Нет».
Никакого качественного превосходства над советскими военнослужащими вермахт не имел.
И именно этот ответ, как ничто иное, высвечивает всю контрастность ситуации в самом начале войны. Речь идёт о существенной поляризации, которую некоторые историки даже именуют серьёзной катастрофой.
Если отечественные вооруженные силы, на которые орда немцев навалились всей своею могущественностью, отражали бои успешно и героически, то каким образом сотни тысяч военнослужащих оказались в плену?
Как так случилось, что СССР утратил огромные территории, потерял танки и самолеты в огромном количестве?
Загадочная 12-я армия
Историки задаются следующими вопросами.
А как, например, воевала 12-я армия?
И так ли героически сражались с фашистами подразделения этой армии, которые или не попали под массированный удар первых дней войны, или, если и попали, то под атаки куда более меньшей силы?
Давайте рассмотрим как раз эту самую 12-ю армию. Ею руководил в то время генерал Павел Григорьевич Понеделин.
Данная армия располагалась на фронте от границы с Польшей (юг Львовской области), две дивизии (13 стрелковый корпус) прикрывали перевалы Карпат (граница с Венгрией). Дальше корпуса 12-й армии размещались до Буковины по длине пограничной линии с Румынией.
Специалисты указывают, кстати, что на 22 июня Венгрия не вмешалась в войну.
Из воспоминаний офицера погранвойск Михаила Григорьевича Паджева «Через всю войну» (Записки пограничника) (1972):
«Только на второй день после нападения Германии на СССР правительство Венгрии было «приглашено» принять участие в войне против Советского Союза.
Этим и объясняется, что на участке 94-го пограничного отряда, большинство застав которого располагалось на границе с хортистской Венгрией, в первые дни войны противник не предпринял активных действий, хотя его войска были сосредоточены на дорогах Ужокского, Верецкого и Вышковского перевалов.
Только спустя пять суток, когда немцы уже рвались ко Львову и Минску, венгерские войска перешли границу».
Этим и объясняется, что на участке 94-го пограничного отряда, большинство застав которого располагалось на границе с хортистской Венгрией, в первые дни войны противник не предпринял активных действий, хотя его войска были сосредоточены на дорогах Ужокского, Верецкого и Вышковского перевалов.
Только спустя пять суток, когда немцы уже рвались ко Львову и Минску, венгерские войска перешли границу».
Историки отмечают, что в первый день войны подразделения 12-й армии поднялись по тревоге и направились к обороне рубежей с оружием и боеприпасами.
В ходе передвижения к передовым позициям их настигли бомбардировки противника.
Однако авиасоединения, которые находились в ведении 12-ой армии, 22 июня воздушные рубежи не обороняли и немцев не бомбили, то есть не взлетали вообще. Им не было приказано защищать в небе свои армейские подразделения. Такой приказ в тот день не поступил ни от командующего армией, ни от армейского штаба. Или прикрытия с воздуха не затребовал командир (штаб) 13 стрелкового корпуса, чьи подразделения бомбил противник с воздуха?
Таким образом, когда войска 12-й армии вышли на полевые позиции, то они практически не подверглись ударам на земле: атак не было.
Тройное свидетельство
Историки упоминают про свидетельства от пограничников не одного, а сразу трёх погранотрядов (что охраняли советские рубежи к югу от Перемышля, а затем по Карпатским горам) о том, что первые пять дней (то есть с 22 июня и вплоть до истечения 26 июня) фашисты не предпринимали наступательных действий.
Означает ли это, что на всем этом протяженном участке фронта (многие сотни километров) на 13 стрелковый корпус, а также на дивизии его соседа с левого фланга – подразделений 26-й армии никаких ударов и натисков со стороны немецких захватчиков попросту не было?
Обратимся к документальным свидетельствам.
Вот что пишет об обстановке на 24 июня на данном участке фронта Н.Н. Иноземцев в своей книге «Фронтовой дневник» (2005).
«На границе пока ничего особенного нет. Изредка легкая перестрелка у пограничников, а так война ни в какой степени не чувствуется…
Наша дивизия занимает очень большой участок – 60 км по фронту.
Фактически мы составляем мелкие группы прикрытия на особо важных участках; сплошной линии обороны нет.
Но и немцы здесь, по-видимому, больших сил не имеют».
Наша дивизия занимает очень большой участок – 60 км по фронту.
Фактически мы составляем мелкие группы прикрытия на особо важных участках; сплошной линии обороны нет.
Но и немцы здесь, по-видимому, больших сил не имеют».
Речь идет об опубликованных дневниковых записях (дневники и письма) артиллериста Николая Николаевича Иноземцева. Он в первый день войны вместе с артиллерийской батареей 192 стрелковой дивизии по приказу был направлен на позиции. А уже через несколько дней им пришел непонятный приказ – отходить. Как красноармейцам пояснили – угроза обхода.
«Получили приказ немедленно сняться и двигаться через Стримы к Дрогобычу.
Приказ хоть и был довольно неожиданным, но мы знали, что под Львовом дела плохи и создается угроза окружения».
Приказ хоть и был довольно неожиданным, но мы знали, что под Львовом дела плохи и создается угроза окружения».
Отступают уже через трое с небольшим суток (в течение которых, по свидетельствам, никто на эти части не наступал и вовсе их не атаковал) – это (по воспоминаниям Иноземцева) 25 июня, а точнее в ночь на 26-е. От штаба ЮЗФ приказ на отступление 12-й армии не поступал. Зато был такой от штаба корпуса.
«Приказано двигаться горами, кратчайшим путем на Стримы, а затем к Бориславу».
«О немцах никаких сведений нет. Идет спокойная, нормальная жизнь…
Отступление идет по всему фронту».
Отступление идет по всему фронту».
«28 июня. В 5 часов дня получаем приказ о дальнейшем отходе».
По воспоминаниям пограничников с заставы на Верецком перевале, их сняли с заставы приказом штаба стрелкового корпуса. То есть письменный приказ был.
«К вечеру 26 июня по приказу командира 13-го стрелкового корпуса генерал-майора Н.К. Кириллова и наш 94-й погранотряд, так и не войдя в соприкосновение с противником, стал отходить от границы».
Любопытно, что с самого первого дня войны фашистам очень активно помогали украинские националисты, они вредили с тылу пограничникам, перерезая линии телефонной коммунникации.
«Бандиты из организации украинских националистов перерезали провода, повреждали телефонные узлы. Это мешало своевременно передавать необходимые распоряжения, уточнять обстановку на отдельных участках».
Немецкая листовка с надписью «Немецкая (читай: объединённоевропейская) армия обеспечит вам спокойную работу для прекрасного и светлого будущего. Трудитесь же, украинцы!» 1941 г.
Уже после войны нашлись документы, свидетельствовавшие о том, как вступали в бой и встречали врага пограничники соседних отрядов.
Вот что писал в донесении начальник штаба 93-го погранотряда (сосед с правового фланга) майор Целиков:
«С 22 по 26 июня 1941 года отряд продолжал охранять и оборонять 177-километровый участок границы.
Противник на охраняемом участке активных боевых действий не проявлял.
В ночь на 27 июня по приказу отряд отошел от границы».
Противник на охраняемом участке активных боевых действий не проявлял.
В ночь на 27 июня по приказу отряд отошел от границы».
Обстановка на участке соседа с левого фланга (95-го пограничного отряда):
«С 22 по 26 июня на участке отряда спокойно».
Третье свидетельство – генерал-полковника технических войск Советской армии, участника Великой Отечественной войны Павла Алексеевича Кабанова.
Он служил тогда командиром 5-й железнодорожной бригады Особого корпуса железнодорожных войск.
Изложил П.А. Кабанов свое свидетельство в его книге «Стальные перегоны» (1973). Тогда он по долгу службы взаимодействовал с 13 стрелковым корпусом.
«24 июня я снова был в Збараже».
В этот же день 24 июня 1941 года (рассказывает П.А. Кабанов) главный инженер корпуса полковник Ф.Н. Доронин вошел в управление и сообщил:
«Только что из Тернополя. Был там в штабе Юго-Западного фронта.
Вызывал меня начальник ВОСО округа полковник Коршунов.
Ваша бригада действует в зоне 12, 26-й армий.
За бригадой закреплены… пограничные участки: Госграница – Турка – Самбор и Госграница – Лавочне – Стрый.
Ваша задача охранять эти линии, а в случае отхода разрушить».
Вызывал меня начальник ВОСО округа полковник Коршунов.
Ваша бригада действует в зоне 12, 26-й армий.
За бригадой закреплены… пограничные участки: Госграница – Турка – Самбор и Госграница – Лавочне – Стрый.
Ваша задача охранять эти линии, а в случае отхода разрушить».
Через день (25 июня) начальнику Стрыйского отделения движения А.И. Богданову поступил приказ на эвакуацию, но это было похоже на провокацию. И Кабанов просит перепроверить источники данного распоряжения. Оказалось, что точно – провокация. Связи с вышестоящим начальством уже не было. И уверенности, что приказ получен именно от начальника дороги – тоже.
П.А. Кабанов:
«Нельзя вам уезжать. Подумайте: Стрый – узел, через него идут эшелоны со стороны Перемышля, Хирова и Самбора. Впереди нас – Самборское отделение. Все его люди – на месте.
Значит, оставим товарищей в беде».
Значит, оставим товарищей в беде».
И тогда
«Богданов навел необходимые справки, которые подтвердили мое предположение:
приказ начальника дороги на эвакуацию отделения сфабриковали вражеские лазутчики».
приказ начальника дороги на эвакуацию отделения сфабриковали вражеские лазутчики».
Немецкая листовка. 1941 г.
Бригада П.А. Кабанова в те дни курировала железнодорожные узлы юга Львовской области: Самбор, Стрый, Турка, Дрогобыч, Борислав. Согласно воспоминаниям, наутро 25 июня подразделение взрывников-железнодорожников, прибыв к месту расположения штаба 192 стрелковой дивизии (входила в состав 13-го стрелкового корпуса 12-й армии), хотели получить и выполнить распоряжения, что взрывать. Но они штаба там уже не обнаружили. А застали лишь красноармейцев, заканчивающих отход с ранее обороняемых позиций.
«На рассвете 25 июня П.А. Фролов с несколькими бойцами отправился на дрезине к Госгранице в расположение штаба 192-й горнострелковой дивизии. Нужно было получить задание от ее командования.
Повсюду войска снимались со своих позиций и уходили в сторону станции Турка.
Не оказалось на месте и штаба дивизии».
Повсюду войска снимались со своих позиций и уходили в сторону станции Турка.
Не оказалось на месте и штаба дивизии».
Полная безответственность?
В центре – пленённый генерал-майор П.Г. Понеделин, командующий 12-й армией. И слева: генерал-майор Н.К. Кириллов, командир 13 стрелкового корпуса. Умань, август 1941 года.
В боевом донесении 12-й армии, которое выложено в сети как оперативная сводка штаба 12-й армии № 04/оп к 7 часам 24 июня 1941 года «О положении войск армии», Понеделин сообщает:
«13-й стрелковый корпус – сведений не имеется».
В дополнение приведем еще один рассекреченный документ о ситуации с передачей сведений в 12-й армии Понеделина, обнародованный на сайте «Память народа», от 23 июля 1941 года:«Командиры соединений и частей и их штабы проявляют полную беспомощность и безответственность по обеспечению своевременной и исчерпывающей информацией по состоянию частей».
Приказ о покидании заставы и снятия, по сути, обороны госграницы, видимо, был ошибочным. Так как пограничники заставы, охраняющие ранее Верецкий перевал, после отхода вновь получают разрешение вернуться на заставу. Но теперь они встречают гитлеровцев уже на спуске с перевала.
Пограничники выбили фашистов с перевала. Но ведь фрицы туда попали легко и просто, с территории еще не вступившей в войну Венгрии, а также напрямую вследствии «ошибочного» приказа об отступлении, который пришел от комкорпуса.
Или это был не его приказ, а очередная диверсия украинских националистов?
Ну, и по поводу приказа из тогдашнего Кремля – не оставлять немцам ни дна ни покрышки.
Офицер-железнодорожник П.А. Кабанов вспоминает, что комбат доложил:
«Сто девяносто шестая дивизия… получила приказ отойти в район Дрогобыча.
Отряду минеров разрешено ставить полное заграждение на всем участке от Госграницы до Самбора».
Отряду минеров разрешено ставить полное заграждение на всем участке от Госграницы до Самбора».
И далее:
«Вчера отряд минеров получил от командира 192 стрелковой дивизии странное письменное разрешение и план на постановку заграждения».
«Почему странное?»
«Вместо того, чтобы разрушать крупные объекты, он предлагает разобрать два воинских тупика и разрушить линию связи, и то только от Госграницы до Турка».
В те самые дни, когда советские взрывники-железнодорожники уничтожали главные объекты и склады жизнеобеспечения, фашисты забрасывали эти же приграничные районы своими листовками с угрозами расправы, если что-то будет уничтожено до их прихода.

Гитлеровская листовка. 1941 г.
А ведь немцы, судя по листовкам, похоже, знали, что «их люди» там (намеренно) оставляют для них невредимыми важные сооружения и коммуникации…
В книге П.А. Кабанова есть еще один эпизод про неуничтоженные стратегически важные объекты.
«Я начальник склада,
– волнуясь, говорил интендант. –
Не могу подарить фашистам авиационный бензин. Понимаете, не могу!
Если меня за это не расстреляют, то я сам себе пущу пулю в лоб!»
– волнуясь, говорил интендант. –
Не могу подарить фашистам авиационный бензин. Понимаете, не могу!
Если меня за это не расстреляют, то я сам себе пущу пулю в лоб!»
На этот раз шла речь об огромном топливохранилище, который всё же взорвали, но исключительно благодаря требованию начальника этого склада, что грозил застрелиться, в случае отказа ликвидации этого объекта.
11 августа 2010 года газета «Красная Звезда» опубликовала статью С.Г. Покровского «Измена 1941 года», в которой указывается, что
«приказ штаба Юго-Западного фронта на отход 12-й и 26-й армий поступил. Он был выработан в штабе фронта в 21 час вечером 26 июня.
И в последующем был признан необоснованным.
По причине того, что войска левофланговых дивизий 26-ой армии и правофлангового 13 ск 12-й армии не подвергались давлению.
Поторопился штаб фронта.
Но при этом указал 13-ому стрелковому корпусу ровно те рубежи отхода, на которые корпус отошел по собственному разумению еще 24–25 июня».
И в последующем был признан необоснованным.
По причине того, что войска левофланговых дивизий 26-ой армии и правофлангового 13 ск 12-й армии не подвергались давлению.
Поторопился штаб фронта.
Но при этом указал 13-ому стрелковому корпусу ровно те рубежи отхода, на которые корпус отошел по собственному разумению еще 24–25 июня».
И если такой приказ от 26 июня 1941 года на оставление военнослужащими беспричинно и без давления какого-либо противника позиций в районах охраняемой государственной границы всё же существовал (а не был организованной диверсией украинских националистов), то почему не последовало никакой реакции?
И что отделяет такого рода якобы ошибочные приказы в военное время от понятия «измена Родине»?
Свежие комментарии