Разумеется, сегодня, чтобы стать совершеннолетним, тоже придется помучиться - одна добыча нормального, без уха на кадыке, снимка для паспорта чего стоит! Но в целом сегодня мы переходим в мир взрослых дядей вяло, пресно и без затей (хотя, конечно, очень зависит от того, что это за дяди). А вот раньше у разных народов инициация могла воплощать в себе самые садистские фантазии...
Дети вне ритуала
Логическая ошибка «после — значит вследствие» оказала огромное влияние на становление любой цивилизации. Когда ты не знаешь законов, по которым существует твоя вселенная, ты вынужден обо всем догадываться сам, методом проб и ошибок. Если вчера тебе удалось убить земляную крысу после того, как ты помочился на восток, — всегда мочись на восток. И ни в коем случае — на запад, ведь, когда ты в прошлый раз так поступил, тебя больно укусил стервятник.
Человек всегда параноидально подозревал, что в этом мире ничто не существует просто так, все связано невидимыми, но мощными связями, незримые страшные силы наблюдают за тобой из кустов, а пролет журавлей по небу и планет по Галактике регулируется усердием, с которым ты соблюдаешь правила — например, не ешь после шести репу.


В идеале существует только один совершенно правильный метод жить, спать, зевать, жениться и убивать водяных крыс, а отступление от ритуала — это дорога к хаосу и разрушению. Этнографы, наблюдавшие за жизнью очень диких племен, всегда с изумлением отмечали, что при кажущейся европейцам абсолютной свободе (ни фраков, ни браков, ни книжек по этикету) дикари часто ведут чрезвычайно однообразную жизнь, подчиненную множеству табу и ограничений.

Но есть категория населения, к которой это не относилось. Дети. Ребенок, особенно мальчик, в примитивном обществе совершенно свободен — просто потому, что детей много, они неразумны и за всеми не уследишь. В лучшем случае их можно кое-как уговорить не дразнить крокодилов, но ожидать от них следования ритуалу — утопия. Поэтому абсолютно во всех культурах возникла традиция инициации детей, когда те достигают возраста, в котором им уже придется соответствовать правилам и традициям, а также отвечать за свои поступки.
До инициации ребенок носит особые детские прически или одежды (или не носит никаких), он фактически не считается человеком, поэтому его ритуальные грехи не падают на голову всего племени, окружающие относятся снисходительно к его неразумности. Для того чтобы Маленький Змей, этот похититель чужих лепешек, стал существом, ответственным за свои поступки, ему придется родиться заново, уже по-настоящему.
Многоэтапное рождение
На самом деле ступеней инициации всегда было несколько. Традиционно этнографы выделяют четыре основные.
Инициация рождения
Понятно, что этот вытащенный только что черт знает откуда кусок пищащего мяса может принести кучу неприятностей племени. Он не член нашей стаи, его не защищает Великая Жаба, потому что она с ним незнакома, да и явился он из мира мрака и духов, будучи сам пока еще злым духом и наверняка прихватив с собой за компанию в наш добрый мир уйму всякой нечисти.
Именно поэтому в эру инфантицида (длилась примерно до VI века до нашей эры) первенцев юных матерей так часто убивали: считалось, что они злые духи огромной силы, раз им удалось прорваться в реальность по еще не хоженной дороге первыми. Также истреблению в разные эпохи в разных народах подлежали близнецы, альбиносы и младенцы, родившиеся с зубами, не говоря уже о детях с выраженными пороками внутриутробного развития.

Так что ребенка нужно было ритуально очистить, а пока людям, кроме специально обученных шаманов, просто опасно приближаться к этим крохотным вместилищам зла. Сохраняемая до сих пор в наших областях традиция не показывать совсем маленького ребенка (даже его фотографии) посторонним людям вызвана не тем обстоятельством, что ребенка могут сглазить, а тем, что изначально младенец был магически опасен для окружающих.

Младенца омывали, читали над ним заклинания, изгоняли из него злую силу (да-да, обряд крещения к нам тоже не с Луны свалился). Во многих традициях считалось необходимым нанести ему кровоточащую рану, чтобы духу было откуда выйти. У некоторых народов это превратилось в обрезание новорожденных, в других культурах младенцам наносили неглубокие ранения на лбу, груди или ладонях. В тех племенах, которым была понятна роль отцовства, также проводились ритуалы, подтверждавшие связь отца с новорожденным. Например, согласно Дж. Фрэзеру, у северных индейцев существовал обряд, когда отец имитировал роды и младенца протаскивали у него между ногами. Был также прекрасный обычай в Индии: детей ритуально рожали с помощью статуи йони — деревянного изображения огромного влагалища.
Инициация детства
Вторая инициация, тоже встречаемая во многих культурах, является самой поздней из всех. Это ритуал, связанный с переходом от младенчества к детству, и он отсутствует у самых примитивных народов. Обычно такой ритуал совершается в возрасте 3–5 лет, когда ребенок признается (в разных вариациях): полностью отлученным от груди; способным носить длинные рубашки или штанишки — как существо, уже умеющее управлять своими естественными потребностями; готовым есть любую взрослую пищу; пригодным к началу обучения.
Тут тоже читаются заклинания, ребенку дается взрослое или предвзрослое имя, на него торжественно надевают запретную раньше одежду, за него зачитывают первые строки священных книг или как-то еще помогают выполнить некую ритуальную норму. Скажем, зажечь или загасить огни на жертвеннике, выстрелить из лука, принять из рук отца кисть и тушечницу — существует множество традиций. В общем, это поздняя норма, сразу ставшая скорее семейным праздником, чем истинным ритуалом.

Скажите спасибо, что «деды» во время твоей службы плохо знали этнографию.
Инициация воина
А вот это уже серьезно. Именно данный тип инициации предназначался для того, чтобы сделать из мальчика мужчину. Преследовал обряд несколько целей одновременно: изъятие юноши из общества женщин и переход его к мужчинам; обучение юноши всем ритуальным обязанностям мужчины; испытание его мужества, самоконтроля и терпения — важных качеств для воина; снижение его сексуальных желаний, замедление вовлечения во взрослую половую жизнь.
Как ни странно, но именно четвертая цель была, пожалуй, самой важной. Совершать поклоны перед могилами предков и бросать копья в коров можно и без особых внешних воздействий. Но юнец в разгаре пубертата был головной болью для любой общины. Ромео, готовые непринужденно отдать жизнь за ночь с женой вождя или дочерью жрицы, малолетние насильники девственниц или не менее малолетние многодетные отцы были последним, что требовалось для комфортной жизни в обществе. Поэтому очень часто инициационные испытания приводили к тому, что юноша на продолжительное время вынужден был отказаться от любой сексуальной жизни.
На египетских фресках мы видим, как тринадцатилетним «мужчинам» наживую проводят обрезание. Обитатели Калимантана вшивали своим подросткам в пенис рыбьи кости, африканцы некоторых племен практиковали вытягивание пениса, привязывая к многострадальному органу каменные диски. Шрамирование, татуаж, натирание пениса едкими составами — вот обязательные этапы взросления во множестве культур. (Отметим, что инициация девушек часто была не менее травматична, а последствия некоторых ритуалов просто чудовищны.
Немалая часть египетских женских мумий имеет инфибуляцию — тип женского обрезания, при котором удаляли клитор и половые губы, а остальное наглухо зашивали, оставляя лишь маленькую дырочку для всяких нужд. Во время брачной ночи мужу приходилось ножом делать надрез, чтобы исполнить свой супружеский долг, а во время родов разрез расширяли и сшивали заново. Кстати, в 29 странах мира этот тип обрезания практикуют до сих пор — например, в Судане, Индонезии, Сомали).
Кроме издевательств над пенисами в меню также были длительные посты, ритуальные избиения и увечья, отрезание фаланг мизинцев на руках, разрывание ушей и ноздрей, выбивание зубов… В общем, скажи спасибо, что «деды» во время твоей службы в армии были недостаточно знакомы с трудами таких этнографов, как Арнольд ван Геннеп и Рене Генон, а то могли бы почерпнуть массу интереснейших идей из собранного учеными материала. С другой стороны, нам известны и менее кровавые обряды в более развитых цивилизациях. В Китае, Корее и Японии, скажем, ограничивались постом, молитвами и обстоятельным письменным экзаменом для мальчиков из среднего и высшего общества. Хотя есть основания полагать, что многие опухшие от свитков и премудростей соискатели звания «сюцай» предпочли бы, чтобы им без затей вставили в пенис рыбью кость. Да и наши мученики ЕГЭ, возможно, не отказались бы.
Инициация брака
Иногда третий этап инициации совмещался с четвертым, но чаще разрешение на вступление в брак требовало отдельных подвигов и ритуалов. Все эти сказки, в которых руку принцессы обещают смельчакам, готовым скакать по стеклянным горам и убивать драконов, заимствованы из инициационных брачных обрядов. В Африке, например, получить право на женитьбу можно было, только раздобыв шкуру леопарда. У индейцев племени черноногих жениться могли только убийцы — те, за кем числился хотя бы один проклятый кроу или подлый бледнолицый. Где-то права на брак добивались ловким воровством, кулачным боем или соревнованиями в беге; где-то требовалось обладать определенным количеством имущества. Контроль за численностью и качеством населения не дремал никогда.

Современные инициации
По мере усложнения общества и человеческих представлений о природе вещей важность ритуалов сошла на нет. Тебе уже не надо собственноножно присутствовать в Вестминстерском соборе на коронации, чтобы убедиться в легитимности королевы, — достаточно прочитать газету. Ты уже точно знаешь, что выкрашенные в брачную ночь белой краской яички не помогут тебе не зачать демона-людоеда, пусть зачинается то, что зачинается, — это проблема того заведения общего обязательного образования, куда демон отправится. И новогоднюю елочку мы больше не украшаем кишками ритуальной жертвы, так как возвращение солнца из мира зимнего мрака непременно состоится и без этого (по крайней мере, так говорят по телевизору). Ритуалы остались важной частью религиозной жизни, но и там их значимость неуклонно ослабевает.

Тем не менее ритуальчики и обрядики наполняют нашу жизнь — уже в качестве легкого суеверия, игры, общепринятой формальности. Торжественно вручить парню в смешной шляпке свидетельство об окончании школы или отлупить его до потери сознания плетью из кожи гиппопотама — такой выбор перед обществом не стоит. Почти не стоит. Есть, однако, уголки, где жестокие законы инициации по-прежнему функционируют.
Прописка в тюрьмах, издевательства над новичками в школах, особенно закрытых, чморенье «духов» в армии — это не просто свинство от скуки и безмозглости, а прорастание архаичных норм в искусственно сформированных по архаичному принципу обществах, обитатели которых в массе своей не слишком далеко ушли от первобытных племен.
Но есть группы, состоящие из людей взрослых и образованных, которые тоже требуют весьма жесткой инициации при вступлении. Отчасти к таким можно отнести некоторые монастыри и, скажем, сектантские общины, но наиболее полно мы видим вполне кровавые инициации в студенческих братствах и различных тайных и полутайных организациях, из которых самыми известными являются масонские. Вот там избиения, издевательства, голодовки, запугивание, беспрекословное подчинение старшим являются почти непременным испытанием для кандидатов.

О том, как работает этот механизм, когда-то рассказал MAXIM Дэн Рапопорт, прошедший жесткий кандидатский отбор в элитном студенческом братстве «Сигма Альфа Эпсилон»: «Несмотря на кажущуюся абсурдность и жестокость всех этих законов, они имели глубокий смысл. Нам устраивали трудности, чтобы сплотить нас, чтобы попадание в братство воспринималось как добытое дорогой ценой. Чтобы пережившие вместе эти ужасы действительно стали друг для друга как братья, как однополчане. Для многих эти пять месяцев оказывались единственным серьезным испытанием в их благополучной жизни. Нас было двенадцать человек, в итоге приняли четверых. И эти ребята остались моими лучшими друзьями на всю жизнь».
Несмотря на, казалось бы, абсурдную жестокость этих законов, они имели смысл.
В этологии существует термин «дорогое доказательство лояльности», когда за право войти в какую-то группу животные некоторых групповых видов подвергают свою жизнь риску (например, нарываются на взбучку от высокоранговых самцов или берут на себя рискованные обязанности часового во время по перехода по саванне). Также этим термином называют долгий период ухаживания у отдельных видов, когда самка подпускает к себе только самого настойчивого кавалера. Чем дороже оплачивается право пребывания в группе, тем выше ты ценишь привилегию находиться в ней, тем больше ты привязан к другим членам группы. Карточку клуба, за членство в котором ты заплатил деньги, не выкинешь из бумажника с той легкостью, с какой избавишься от карточки бесплатного клуба. Женщину, за которой безнадежно и яростно ухаживал полгода, ты, вероятнее всего, не оставишь после первого секса, так как потратил слишком много ресурсов на ее завоевание, теперь твое подсознание настойчиво требует от тебя сидеть рядом с ней и умолять ее выйти за тебя замуж.

Обряды инициации всегда как нельзя лучше использовали принцип «дорогого доказательства лояльности». Подростки, прошедшие совместный ад испытаний, оказывались более сплоченной группой, высоко оценивали свой новый статус и, что самое главное, ревностно, неукоснительно исполняли все ритуалы, которые к этому статусу прилагались. И Великая Жаба была довольна, и на запад никто не мочился.
По-взрослому
Бар-мицва
Тринадцатилетние иудеи получают все религиозные права и обязанности взрослых мужчин, а также пухлые конверты с деньгами от гостей и родственников: на бар-мицва принято дарить вполне серьезные суммы, которые когда-то должны были стать изначальным капиталом для нового мужчины, а сегодня чаще всего откладываются на его образование. У девочек есть аналогичный обряд — бат-мицва, он проходит более скромно, к тому же еврейка по религиозным нормам становится совершеннолетней раньше еврея, в 12 лет, так как девочки умнеют раньше.

Гэмпуку и Моги
Обряд надевания взрослой шапки на мальчика (гэмпуку) и взрослого пояса на девочку (моги) в древней Японии совершался с подростками 12–16 лет. Сегодня в этой стране оба обряда соединились в один официальный государственный праздник — День совершеннолетия. Во второй понедельник января вся молодежь, которой в прошлом году исполнилось 20 лет, одевается в национальные костюмы — кимоно, носки, сандалии-гэта (впрочем, для юношей допускается и европейский костюм), выходит на улицу, слушает речь мэра, совершает в храме молитвы, а вечером отрывается в ресторанах и караоке-барах, оплаченных частично родителями, частично городской казной.

Конфирмация
У католиков и некоторых протестантов требуется, чтобы, достигнув определенного возраста, человек, крещенный в младенчестве, уже сознательно признал себя христианином. Обычно конфирмация проводится массово (например, для учеников католических лицеев), но возможны и вполне частные конфирмации. Хотя обряд все же чаще совершается с группами подростков: проводить его может только епископ, так что организационно это весьма сложное мероприятие. Возраст конфирмантов — 13–14 лет. Девочек традиционно наряжают в белые платья, мальчиков запихивают в новые костюмы, затем исповедуют, причащают, мажут миром, дарят им молитвенники.

Калита
Сохранившийся до сих пор в сельской Украине обряд инициации парубков 16–18 лет. Девушки села совместно выпекают особый каравай-калиту и высоко его подвешивают — к потолку или к шесту. К калите на кочерге подвозят инициирующегося со связанными сзади руками, парень должен допрыгнуть до калиты и откусить от нее кусок. Не получилось — позор на его голову. Получилось — теперь он уже взрослый и может тусоваться со взрослыми же парнями, а также ухаживать за девушками.

Балы и кольца девственности в США
В очень протестантской сельской Америке распространены балы, на которых девочки и мальчики 13–16 лет дают публичный обет хранить девственность до брака и получают особое кольцо, которое и носят до помолвки. По понятным причинам родители на эти балы активнее тащат девочек, чем мальчиков. Так что кое-где балы трансформировались в традицию «обручения с папой»: девочка обещает, что ее единственным бойфрендом до брака будет ее папочка — именно ему она будет поверять все свои беды и обиды, а он будет ее верным рыцарем и другом. Разумеется, никакого инцеста, исключительно духовное единство.
Тайна древних висячих гробов на скалах
Ученые из Китая и Таиланда совместно провели генетический анализ человеческих останков, обнаруженных в загадочных наскальных висячих гробах на территории этих стран.
Они установили, что начало столь необычной похоронной традиции положил древний народ байюэ. Исследование опубликовано в журнале iScience, а коротко о нем рассказывает Archaeology News Network. Ученых заинтересовали истоки древней традиции хоронить умерших в гробах, подвешенных на скалах. Подобное до сих пор практикуется в Китае и странах Юго-Восточной Азии.
До сих пор достоверно не было известно, какой народ является автором этой своеобразной традиции. Чтобы найти ответ на этот вопрос, генетики провели анализ останков 41 человека, найденных археологами в 13-ти «подвесных» захоронениях на юге Китая и севере Таиланда. Возраст самых ранних из этих захоронений составляет около 2500 лет, самых поздних — порядка 600 лет. Анализ показал, что традиция зародилась в южном Китае. Именно там было зафиксировано наибольшее генетическое разнообразие древних людей, принявших этот обычай.
Гораздо позже ритуал проник на территорию современного Таиланда, а затем и в другие страны. Основываясь на полученных результатах, а также на известных археологических и исторических свидетельствах, ученые предположили, что этот обычай идет от плохо изученного народа байюэ. Известно, что эта древняя этническая группа населяла юго-восточное побережье Китая около 3600 лет назад. Также генетики помогли археологам установить, что обычай хоронить своих умерших родственников в висячих гробах широко распространился по Юго-Восточной Азии около 2000 лет назад.
ß
Кто такие сяосан или второстепенные жены в Китае, и Чем опасен для женщины такой статус

В современном Китае очень развит культ семьи. Простым гражданам и чиновникам высокого ранга предписано вести «правильный» образ жизни и создавать «ячейки общества». Правда, люди, занимающие высокое положение, далеко не всегда готовы свято чтить семейные устои. И тогда в их жизни появляются сяосан, второстепенные жёны. Но статус сяосан может быть опасен как для девушек, взявших на себя эту роль, так и для мужчин, которые приняли на себя обязательства по их содержанию.
Показатель статуса

Успешный китаец просто обязан иметь, помимо законной жены, ещё и сяосан, жену второстепенную, или, как привычнее для слуха россиян, любовницу. Это связано с особенностями бизнес-культуры страны. Мало того, чем успешнее человек, тем больше у него должно быть второстепенных жён. К примеру, бывший глава одной из самых крупных строительных корпораций Китая содержал 146 сяосан, но это, конечно, исключение, а не правило. Хотя «рекордсмен» Сюя Цияо реально гордился своими успехами. Характерен и тот факт, что провинциальные чиновники по количеству второстепенных жён с лёгкостью превосходят городских деятелей.
Сяосан стали появляться в то время, когда страна переживала бурный экономический рост. Этому способствовали традиции древности, когда мужчины, обладавшие властью и деньгами, просто обязаны были иметь наложниц. Как считают учёные, это даже может считаться некоторой национальной особенностью китайцев и к тому же соответствует концепции Конфуцианства. Но есть и другая сторона этого явления. Миграция населения из сёл в города позволила сформироваться «обновлённому» взгляду на представительниц древнейшей профессии.

Мода на второстепенных жен зародилась на юге Китая, когда сюда стали массово прибывать бизнесмены из Гонконга, Тайваня и Сингапура. Практически у каждого из них на родине оставались жёны, зато на новом месте жительства было множество юных красавиц, прибывших из далёких сёл и мечтавших закрепиться в городе. Естественно, среди них были и те, кто не пренебрегал возможностью доставить удовольствие богатому мужчине в обмен на подарки, деньги и аренду квартиры.
Знакомство с состоятельным мужчиной, наделённым деньгами и властью, сулит девушке всякие блага. Во-первых, «благодетель» непременно арендует для второстепенной жены квартиру, как правило, в хорошем районе. Во-вторых, ежемесячно она будет получать гонорар от 10 до 20 тысяч юаней. И в-третьих, в сумму ежемесячных выплат не входят получаемые ею подарки от покровителя, в том числе одежда, аксессуары и драгоценности. Но жизнь сяосан и её покровителя может быть совсем не безопасной.
Опасности «второстепенного» бытия

Первая и главная опасность для сяосан кроется, конечно, в статусе любовницы. Если официальная жена узнает о наличии второстепенной, последствия могут быть непредсказуемыми. При этом месть настигает, как правило, вовсе не изменника-мужа, а его юную любовницу. Сяосан часто страдают от побоев со стороны жён чиновников, а иногда их здоровью наносится необратимый вред. Но бывают и исключения из правил. Известен случай, когда жена и любовница чиновника не только были знакомы, но ещё дружили и даже помогали друг другу с детьми. Естественно, ещё и более юные конкурентки мечтают вытеснить с рынка старших «подруг», поэтому от них тоже можно ждать подвоха.

Высокая конкуренция на рынке позволяет мужчинам выбирать из множества юных и красивых женщин, а сяосан, достигших возраста 24-28 лет, безжалостно меняют на более молодых и ещё неизбалованных красавиц. Кстати, нередки случаи расправы и самих покровителей со своими второстепенными жёнами. Стоит им только начать устраивать конфликты на ровном месте, закатывать истерики или начать бесконечно жаловаться на «головную боль», кара настигает мгновенно. И самым безобидным исходом будет просто «увольнение». Но история знает немало случаев, когда вчерашний покровитель приказывает своим подчинённым попросту устранить сяосан.

Со своей стороны, второстепенные жёны, зная о том, что отношения с мужчиной не могут длиться вечно, стараются вести себя очень осмотрительно и заранее готовят почву для отступления, собирая компромат на покровителя. А потом охотно продают его спецслужбам, готовым заплатить за специфический материал. В Поднебесной даже появилось такое понятие как «борьба с коррупцией при помощи любовниц чиновников». При этом на самом деле немалое число преступлений, связанных с коррупцией в Китае, расследуется именно благодаря бывшим сяосан.

И китайские средства массовой информации утверждают, будто каждый из коррупционеров, которые были разоблачены, как правило, имели хотя бы по одной любовнице, но чаще их было несколько. Даже страх разоблачения и запрет на законодательном уровне не останавливают китайских мужчин в желании их обзаводиться наложницами.
ß
Заместитель командира полка Лев Львович
В воздухе
– Штурмана, проходим западный берег Сахалина…
– Штурмана, проходим восточный берег Сахалина…
– Штурмана, проходим траверз мыса Терпения…
– Спасибо, Лев, а то же мы без тебя и не узнаем, где летим. Прекращай уже рассказывать обо всем, что видишь. Молча держись за ведущим, не мешай работать.
– 150-й меридиан подскажите…
– Боже мой! Ну зачем он тебе нужен, этот меридиан?
– Ну я же истребителями управляю, подскажу им рубеж.
– Лев, мы же в радиомолчании летим… И куда истребители денут твой «рубеж»?
– А я на другом канале подскажу, никто не услышит.
– Ну да, кроме врага, который все каналы прослушивает, заодно и узнает, что с нами истребители летят.
– Ведущего вижу хорошо… Сейчас поближе подойду…
– Лев, ты кушать не хочешь?
– Нет, а что?
– Ну, может, ты все-таки поешь? Скушай яблочко, а мы в тишине посидим, отдохнем, пока твой рот будет занят делом. Устал я от твоего галдежа, а ведь только второй час полета пошел… Да после посадки я еще два часа твои разговоры из ушей буду вытряхивать.
– Ну, ты это… Кто здесь командир?
– Лев, «командир» – это ты, не сомневайся, ты же сидишь впереди и слева, у тебя и штурвал есть, а на нем и проклятая кнопка СПУ (самолетное переговорное устройство), но ты же уже достал всех своим галдежом! У тебя же какой-то словарный понос… Ну давай поспорим, что ты и десяти минут молча не просидишь?
– Ну давай поспорим, мне не слабо. На что спорим?
– На банку тушенки из бортпайка.
– Хорошо, засекай время.
– Включил секундомер!
Мы выполняем дивизионный вылет на «удар по АУГ». Мы – это 40 «бэкфайеров» и 12 Ту-16, и еще нам придали 2 Су-27. Всю группу ведет заместитель командира дивизии, ведущий группы нашего полка – заместитель командира полка Лев, которому доверили управление истребителями.
В экипаже Льва летим и мы с Мишкой, два штурмана полка. Такой уж у нас штатный экипаж – Лев, правак Витя и два Мишки сзади. Мы уже достаточно зрелые офицеры, нам с Витькой чуть побольше тридцати лет, Лев старше нас на два года, а Мишка – на три младше.
Нам очень редко удавалось летать своим экипажем, обычно мы все инструкторим по разным экипажам или сидим на КДП, но на дивизионный вылет надо лететь штатным «слетанным» экипажем, поэтому приходится терпеть весь этот бардак.
По жизни Лев не просто Лев, а Лев Львович, подполковник, отличный летчик, прекрасно знающий самолет и даже, как говорится, кавалер двух орденов Красной Звезды. Ну, как я его называю – дважды краснознаменный дважды Лев.
Перевелся Лев к нам из Дальней авиации, как он говорил – «из Минска». Но все мы знали, что не из самого Минска, а из гарнизона Мачулищи. И иногда, когда Лев уж очень хвастался, кто-нибудь его урезонивал:
– Да знаем мы твой боевой путь, из влагалища – в училище, из училища – в Мачулищи.
Особых подвигов Лев не совершал, просто очень удачно участвовал в практических пусках ракет, то есть не мешал своим штурманам пускать ракеты.
Но были пару моментов в летной карьере Льва, когда он с честью вышел из сложных ситуаций, так что свои ордена он носил по праву, и я во Льве был уверен на все 100 процентов. Случись что, не подведет.
Но это – в воздухе.
На земле
На земле ситуация несколько иная.
Лев – холерик. Даже не так, правильно – ХОЛЕРИК.
Он, как шарик ртути, абсолютно не умеет находиться в состоянии покоя. Все время куда-то бежит, что-то кричит, постоянно хочет действовать и каждый раз невпопад.
Во всем, что не касается самолета, у него поверхностные знания, и Лев все время пытается их применить как можно быстрее.
Решения Лев принимает быстро и неправильно, но это его не смущает. Если его не остановить, то водопад решений любого смоет за борт.
Мы все об этом знаем, уже привыкли к нему и не обращаем никакого внимания на попытки Льва чем-нибудь руководить, просто научились уворачиваться.
Как-то я сидел на командном пункте полка у брата. Ну, курили, болтали с нашим однокашником, который «стоял» оперативным дежурным.
Однокашник был рукодельником и предложил брату оборудовать КП системой табло, которые с момента «Тревоги» после нажатия кнопки будут загораться в определенной последовательности через необходимые промежутки времени, напоминая оперативному последовательность действий. Ну, типа – «Оповестить личный состав…»…
Тут на КП зашел штурман полка Саня, покурил, послушал наши планы и сразу же предложил:
– Самое первое табло надо обозвать так: «Льву не доводить!», а то он примчится самым первым, возьмет все в свои руки и запутает не столько противника, сколько нас и штаб дивизии.
Купил Лев машину, поставил около штаба и всем, кто проходил мимо, рассказывал, какой он ловкий водитель и как хорошо он изучил устройство своей «железной лошадки».
Прекрасно зная способности Льва что-то изучить, мы старались близко не подходить, чтобы он не замучил нас своими знаниями и не задавил своим умением водить машину.
Все это длилось не один день, и первым не выдержал наш родной правак Витек.
Он подошел к машине, открыл багажник, что-то осмотрел и покачал головой.
Лев тут же отреагировал:
– Что ты тут лазишь? Купи свою машину, там и открывай багажник.
– Лев, ты что, забыл, у меня же давно есть машина. Ты на чем раньше ездил, когда у тебя не было машины?
– А, ну да… Но моя – лучше!
– Никто не спорит, с тобой спорить бесполезно. А где твоя «запаска»?
Лев подошел к багажнику, внимательно осмотрел все внутри, «запаску» не увидел и очень огорчился:
– Нет «запаски». Наверняка, матросы сперли… Ну что теперь делать? Как без «запаски» по нашим дорогам?
– Да, дела… А зачем ты тут свою машину ставишь у всех на виду? Да и мешает она в штаб проходить. Давай так – я тебе помогу с «запаской», а ты поставишь машину туда, где все ставят.
– Ну давай, сейчас я быстро машину переставлю, а ты иди за «запаской».
Лев вскочил в машину, лихо развернулся и врезался в дерево. Не сильно врезался, слегка бампер помял.
Вовремя отпрыгнувший Витек несколько опешил от такого развития событий и выразил свое неудовольствие:
– Ну что ты творишь? Ты можешь что-нибудь делать осознанно?
– Не, ну а зачем они тут деревья понаставили?
– Они же не знали, что ты будешь тут на своей машине рассекать. И кто вообще продал тебе машину, не убедившись в том, что ты умеешь ею управлять?
– Завязывай уже, и так бампер поцарапал, иди за «запаской».
– Да не пойду я никуда. Вот смотри, Лев – самолет ты изучил прекрасно, а почему машину не изучаешь?
– Как это не изучаю? Да я все знаю, чего хочешь спроси.
– Да не буду я у тебя ничего спрашивать. Если бы ты свою машину изучил, ты бы знал, что твоя «запаска» крепится под днищем багажника, снаружи.
Уж и не знаю, как там Лев свою машину изучал, что с ней делал, но неприятности она притягивала постоянно.
Даже на общей автостоянке без участия владельца эта машина понесла урон.
Забрела на автостоянку корова, ходила, травку щипала, головой вертела и выбила рогом боковое стекло у машины Льва.
Очень Лев расстроился, и что самое обидное, не на кого было свалить вину за эту неприятность.
Но боевые прапорщики не бросили Льва в беде, и пока Лев делился своим горем с каждым, кого смог отловить в штабе, они вырезали кусок оргстекла и вставили вместо родного. Нормально так получилось, только немного мутноватое стекло.
В полете
А мы все летели к цели, и уже 5 минут в экипаже стояла долгожданная тишина.
Я даже начал волноваться за свою кошку, которой могла и не достаться тушенка из моего бортпайка, поэтому обратился к праваку:
– Вить, посмотри там на нашего командира, не случилось ли что?
– А что с ним может случиться, сидит мужественно, взгляд орлиный.
– Да он уже седьмую минуту молчит, на рекорд пошел, волнуюсь я…
Тут Лев не выдерживает:
– Да я и больше могу молчать!
– Все, Лев, проиграл ты свою тушенку! У меня три свидетеля.
– Ну ты, ты же сам, ты… это…
– Ничего не знаю, это ты должен был молчать, а не я. Но можешь гордиться результатом – семь минут молчал, это многого стоит. Витя, ты присматривай за ним, чтобы он с горя мою тушенку не сожрал.
Полет прошел нормально, враг был разбит, победа была за нами.
После заруливания и закатывания Лев выскочил из самолета и помчался искать машину, чтобы добраться до КДП.
Но пока он далеко не убежал, я ему напомнил:
– Лев! Ты куда мою тушенку потащил? Отдавай здесь, знаю я вас, летчиков.
– Ой, да на мою тушенку, на, подавись.
– Не твою, а мою, и не надо так орать, проиграл – отдавай.
Вот такой у меня был командир, у нас – экипаж, вот так мы летали...

Змей как символ
Змей как символ представлен в мифологии почти всех народов, и связывается с плодородием, землёй, женской производящей силой, водой, дождём, с одной стороны, и домашним очагом, огнём (особенно небесным), а также мужским оплодотворяющим началом — с другой. Свернувшаяся кольцами змея отождествляется с круговоротом явлений.
В высшей степени сложный и универсальный символ. Змея и дракон часто взаимозаменяемы, а в странах Дальнего Востока между ними не делается различия. Символическое значение змеи поливалентно. Она может быть и мужского пола, и женского, а также самовоспроизводиться. Как существо убивающее она означает смерть и уничтожение; как существо, периодически меняющее кожу, – жизнь и воскресение. Свернувшаяся кольцами змея отождествляется с круговоротом явлений. Это и солнечное начало, и лунное, жизнь и смерть, свет и тьма, добро и зло, мудрость и слепая страсть, исцеление и яд, хранитель и разрушитель, возрождение духовное и физическое. Фаллический символ, оплодотворяющая мужская сила, муж всех женщин, присутствие змеи почти всегда связывается с беременностью. Змея сопровождает все женские божества, в том числе Великую Мать, и часто изображается у них в руках или обвившейся вокруг них.

Нет материка, на котором некогда не царили бы «богини со змеями» или «богини-змеи», позже побеждённые и вытесненные более сложными и «дисциплинированными» божествами. Навскидку, если подумать, можно вспомнить не меньше трёх богинь, если вы внимательно учились в школе. Но почему этот образ настолько распространённый и древний? Есть несколько теорий.
Что может означать богиня со змеями
В разных школах психологии и психоаналитики образ змей в культуре и общем бессознательном интерпретируют по-разному. Для фрейдистов они однозначно ассоциируются с мужскими половыми органами и выражают, таким образом, стремление к доминированию и размножению, а также наивную фаллоцентричность архаичных культур. Но в таком случае богиня со змеями, будучи женщиной, показывает контроль над мужским началом как зарождение цивилизации, построенной на контроле простых животных импульсов – это образ грозной, контролирующей матери. Либо, в другом варианте, это образ женщины, присваивающей себе мужское начало, выражение власти — такой интерпретации могут придерживаться те, кто верит, что каждое общество прошло стадию матриархата.
Везде в мировых мифах и изображениях, Богиня-Созидательница сочеталась со Священным Змеем. Однако, несмотря на все усилия, учёные почти нигде не нашли тот самый матриархат — чистую власть матерей семейств без допуска к власти и экономическому контролю мужчин.
Несмотря на то, что многие народы в прошлом (или настоящем) практиковали матрилинейность — передачу собственности и имени по женской линии, матрилокальность – жизнь нескольких поколений в доме матерей, связанных общей матерью, и отмечали сильное социальное влияние пожилых женщин во многих культурах и поклонение женским божествам, которое постепенно сменялось бОльшим почитанием богов-мужчин.

Изображение змеи на могильном холме означало место захоронения героя и служило символом воскресения и бессмертия. Местами считается, что Космический Змей живет под землей и в конце концов уничтожит мир. Например, в Риме змеи связаны с богами-спасителями и божествами плодородия и целительства, вроде Салус. Змея в качестве атрибута Минервы (древнеримская богиня мудрости и войны, покровительница ремесленников, писателей, актёров, поэтов, художников, учителей, учащихся и врачей) выступает как символ мудрости. В Скандинавии змея Мидгард охватывает весь мир бесконечными извивами океанских глубин.
Змея Нидхогг (ужасный укус), живущая у корней космического дерева иггдразила и постоянно его грызущая, олицетворяет силы зла во Вселенной. В шумеро-семитской традиции вавилонская Тиамат, Безногая, Змея Тьмы, изображаемая также в виде дракона, представляет собой хаос, недифференцированность и неразделенность, коварство и порочность.
Наконец, самая непопулярная и оригинальная версия опирается на теорию Демоза, который считал, что на людей огромное впечатление производят месяцы, проведённые в утробе матери, когда внешних стимулов было не так много и самыми яркими образами была плацента, в подражание которой потом придумали мировое древо и солярные символы, и питающая пуповина, путь, по которому приходят все блага.
Её-то представители разных культур пытались найти потом в фаллосе (исходя из человеческого тела, он напоминает пуповину), высоких длинных палках или сооружениях, словно связывающих с небом, заменившим плаценту, нитях судьбы в женских руках… И, возможно, змеях, привязанных к женскому (материнскому) образу. После всех этих теорий смотришь на богинь со змеями совсем по-другому.
Официальная наука дает человечеству 200 000 лет, если говорить именно о homo sapiens. Последние 2020 мы верим в Иисуса Христа, Аллаха, Будду и других «современных» богов. Но до нашей эры жили тысячи поколений других людей, которые создавали себе идолов и объекты вероисповедания. Шумеры, египтяне, римляне, греки, славяне имели многобожие.
Друиды верили в магию символов и живых существ, индейцы разных племен полагались на божественное влияние природы, а персидский пророк Заратустра подарил человечеству зороастризм, основанный на постоянном сражении добра и зла. Во многих верованиях присутствовали животные начала, к примеру, египтяне и индусы часто изображали своих богов с головами зверей и птиц, почитая животных за их силу и мощь. Во многих уголках Земли, среди разных народов и культур есть боги, которые были связаны со змеями.
Змеи в мифологии древнего Египта
В древнем Египте существовало столько богинь, что невозможно всех перечислить. В Египте это была Богиня-Кобра; использование кобры в её обрядах и изображениях было настолько древним, что начертание рисунка кобры предшествовало имени богинь, и стало “иероглифический знаком для слова Богиня “Например, кроме Уаджет было еще несколько змей.

Одна из них — Меритсегер, кобра горы, обращенной к Долине царей. Еще одна богиня-змея — Рененутет, защитница царей и хранительница урожая. Ее культ возникает в эпоху пирамид, когда она была двойником Уаджет и сопровождала царей на небо. Во времена XVIII династии она стала богиней урожая.
Позже ее стали связывать с судьбой. В Птолемеевский период ее смешивали с Термутис, а потом отождествили с Исидой. Изображали ее в виде женщины со змеей на голове. Кроме всего прочего она следила и за плодородием египетской почвы; цари часто приносили ей в дар первые плоды урожая. Кстати, Исида также изображалась как Богиня-Змея.
Другие связывают змей со стихией воды, которая выражает женскую плодородную силу, и богиня со змеями, таким образом, становится богиней плодородия (тем более, что они часто имеют отношение к такому культу).

Третьи увидят в змеях знак мудрости, которая традиционно приписывается именно женщинам. Четвёртые — желание выразить природную силу как нечто опасное (ведь змей везде боятся).
Например, культ богини Гекаты, который пришёл в Грецию из Малой Азии, а позже был подхвачен завоевателями-кельтами. Богиня лунного света, преисподней, всего таинственного, магии и колдовства, внучка титанов. И, конечно, она изображается со змеями. Змеи уже давно связываются с хтоническими силами и незаурядной мудростью Иного мира.
Змеи в греческой мифологии
Хтоническим божеством в греческой мифологии была Ехидна, полудева-полузмея, дочь морских божеств Форкия и Кето, внучка богини земли Геи. Ехидна была прекрасна лицом и отвратительна в своей змеиной сущности, так как обитала под землей и похищала путников. Родила свирепых чудовищ: псов Орфа и Цербера, лернейскую гидру, химеру, Сфинкса, немейского льва. Это хтоническое божество было уничтожено героем Беллерофонтом.
Богиня со змеями — тип вотивных женских статуэток с пресмыкающимися в руках, датируемых примерно 1600 годом до н. э. Находки относятся к крито-минойской цивилизации и найдены в ранних слоях Нового Дворца в Кноссе.
Змея, как символ плодородия, характерна для культа богини деторождения Илифии (Эйлейфии) – в греческой мифологии богиня деторождения, дочь Зевса и Геры, спутница Артемиды, с которой Илифия часто отождествлялась. Змея, которую видел Полиид, несла целебную траву, способную воскрешать мертвых. Змея могла быть перевоплощением умершего, предка, призрака.
Ламия – персонаж древнегреческой мифологии, распространившийся в позднейших культурах, персонаж низшей мифологии народов Европы. В разных мифах упоминается, что ламии могут представлять собой не отдельное существо, а скопление движимых тёмной волей змей или насекомых.

В других мифах упоминается, что они всё-таки имеют лицо прекрасной женщины, иногда верхнюю часть тела, но низ может принадлежать змее или пауку.
Слово «lamia» использовалось в Вульгате (латинском переводе Библии) как эквивалент еврейского имени Лилит, которая была демоницей в еврейской мифологии, а в каббалистической теории — первая жена Адама.
Афина – древнегреческая богиня, покровительница ремесел, мудрости и военной стратегии. Ее образ не раз изменялся за долгое время, но одно оставалось постоянным — сова на руке и змея у ног.
Образ Афины, скорее всего, со временем был создан из образов нескольких женских божеств, от ливанского и критского до тех, которым поклонялись на материковой Греции. Чем дольше жила Афина, тем более цивилизованно она выглядела, но, какие бы боги не возвышались, ей продолжали поклоняться как одной из самых популярных богинь.

Образ Афины, скорее всего, со временем был создан из образов нескольких женских божеств, от ливанского и критского до тех, которым поклонялись на материковой Греции. Чем дольше жила Афина, тем более цивилизованно она выглядела, но, какие бы боги не возвышались, ей продолжали поклоняться как одной из самых популярных богинь.
Вероятно, изначально она даже не имела отношения к Зевсу — её популярность просто использовали жрецы, привязав её к его образу из идеологических соображений.
Чем больше проходило веков, тем более цивилизованным становился образ Афины, и уже мало кто вспоминал, что её одеяния сшиты из кожи поверженного титана (слишком кровожадно и неэлегантно звучит для античности классического периода). Однако сквозь века пронёсся один из образов Афины — змей у ноги.
Согласно мифам, это сын Афины от Гефеста, родившийся от того, что семя бога-кузнеца попало на ногу богини-воительницы. Иногда доспехи Афины упоминались как покрытые змеиной чешуёй. Кроме того, именно Афина украшает голову Медузы Горгоны змеями после того, как та переживает надругательство — и больше ни один мужчина не может к ней приблизиться (если только сама Афина ему не поможет.
Известно, что в Афинах не шею детям надевали золочёных змеек как защитный амулет и напрямую связывали его с богиней Афиной. По мифам, в которых сын богини представёт то змеем, то человеческим младенцам, Афина приставляла послушных ей змей охранять его. А вот на других детей — сыновей Лаокоона, как и на него самого, Афина наслала змей, чтобы покарать их.

На греческом острове Кефалония есть Панагия Федуса икона Божией Матери, название переводится как “Богородица Змеевая”. Остров по праву называют “островом чудес”, так как именно здесь на праздник Успения Пресвятой Богородицы происходят чудеса, известные во всем православном мире.
В этот день, в храм Успения Пресвятой Богородицы к Её чудотворной иконе Панагия Федуса, что в деревне Маркопуло, чудесным образом приползают ядовитые змеи, чтобы вместе со всеми верующими славить Божию Матерь.
Горгоны – в древнегреческой мифологии — змееволосые чудовища, дочери морского божества Форкия (Форкиса) и его сестры Кето: Эвриала, Сфено и Медуза.
Как гласит поздняя версия мифа, оформленная Овидием в «Метаморфозах», разгневанная Афина превратила Медузу и её сестёр в чудовищ после того, как Посейдон овладел Медузой в храме богини. По другой версии: Эвриала и Сфено решили стать чудищами сами из сострадания к судьбе сестры. Медуза была смертной (убита Персеем), Эвриала и Сфено — бессмертны.
Сёстры дракона Ладона, охранявшего сад с яблоками Гесперид, Фоосы (матери Полифема) и грай. Согласно Еврипиду, они охраняли Пуп Земли. На ларце Кипсела было изображено, как они преследуют на крыльях Персея.
Медуза – это одна из сестер Горгон, чудовищ, у которых вместо волос были ядовитые змеи. В поздней версии мифа, которую передал Овидий в произведении под названием «Метаморфозы», причиной появления мистических существ стала Афина.
Так как змеи являются символом силы, Горгона была очень сильна за счёт своих змеиных волос.

Дело в том, что разгневанная богиня организованной войны превратила Медузу и ее сестер в чудовищ после того, как повелитель морских волн, обратившийся в птицу, овладел Медузой в храме богини – там Медуза укрывалась от преследований Посейдона. До «перевоплощения» Медуза была привлекательной девушкой с красивыми волосами.
Из трех сестер только Медуза Горгона могла превращать все живое в камень. Она буквально зачаровывала собственным взглядом. Возможно, героиня древнегреческих мифов жила бы спокойной жизнью на крайнем Западе у берегов реки Океан и питалась людьми, однако Персей убил смертную Горгону.
У тех же греков была еще одна группа богинь, чьи головы украшали змеи – Эринии (у римлян их звали Фуриями), богини кары и отмщения, которые наказывали людей за преступления против естественного порядка: ложные клятвы, преступления против Богов, против родителей.
Змеи в кельтской мифологии
В мифологии кельтов Галлии Сирона – богиня целительства, имя которой означает “звезда”. Она научила богов и людей целительству и родила дочь Гигию, покровительствующую врачам. Её изображали со змеёй, обвившейся вокруг руки, подобно тому, как Гигия у греков изображается со змеёй, сползающей по её руке, чтобы сцедить свой яд в чашу. Сирона держит змею и миску с яйцами.

Кельтская богиня Бригид, как говорили, была связана со змеями. Будучи богиней дохристианской Ирландии, она появляется в ирландской мифологии как член Туата Де Дананн, дочь Дагда и жена Бреса, с которым у нее был сын по имени Руадан. Она связана с весенним сезоном, плодородием, исцелением, поэзией и кузнечным ремеслом.
Мифология скифов
Богиня Табити — покровительница домашнего очага и родовой общности. По словам Геродота, богиня Табити пользовалась наибольшим почитанием у скифов. Он называл её «царицей скифов», но сопоставлял при этом с греческой богиней Гестией. Как Богиня Огня, Табити была хозяйкой любого очага, считалось, что любой огонь, особенно домашний очаг, священны, потому что там живет Табити. Любое пиршество или праздник у скифов начиналось с кормления этой богини.

Апи – знаменитая скифская змееногая богиня, изображение которой нередко можно увидеть в кладах этих легендарных кочевников, тоже со временем претерпевала трансформации в образе, которые легко отследить, потому что скифы оставили множество её изображений.
В более ранних это женщина, у которой вместо ног — два (или больше) змеиных хвоста, в более поздних они превращаются в некие ленты, может быть, в стилизованные потоки воды. Тем более, что Апи, как богиня плодородия и жизни, была связана и с водой тоже. Она также известна как богиня-мать, породившей скифов, воплощение материнского образа. Иногда Апи также сжимает головы змей в руках.

После долгого тесного общения с греками скифы стали утверждать, что Апи родила свой народ после посещения Зевса либо же его сына Геракла. Кстати, таврические греки порой тоже использовали образ Апи — возможно, как декоративный, а может быть, они начали ей поклоняться, общаясь со скифами. В самом позднем, элинизированном своём виде образ Апи предстаёт во фракийском мавзолее. Он всё ещё узнаваем, но две волны образуют полы платья, а у самой богини теперь есть обычные человеческие ноги.
Змеи в африканской мифологии
Змея как символ жизни и смерти также присутствует в африканской мифологии. Боги-змеи играют главенствующую роль почти во всей Тропической Африке: у нилотов, нилотохамитов, банту и бантоидных народов (в частности, у ибо, иджо, ибибио), у эве, у лесных жителей Либерии и у многих других.
Но, как правило, трудно точно определить, является ли священная змея в данном случае условным образом какого-либо божества, или она служит обиталищем какого-то самостоятельного духа, или же в ней заключена душа умершего предка.
Символическое значение змеи в Африке подкрепляется тем обстоятельством, что она воплощает идею бессмертия, поскольку при линьке меняет кожу, т. е. оболочку физического существования.

Кстати, питона часто связывают с мужской оплодотворяющей силой, он часто приобретает фаллическое значение и, естественно, участвует в обрядах инициации. Так происходит – не говоря о некоторых нюансах – с Дангбе в святилищах Уида, с Да в Абомейе, с Эдио и Ошумаре в храмах йоруба, с гигантской змеей, представленной в алтарях, посвященных богине Ассие у бауле.
Так, недавно вышедшие замуж женщины народа нунума-груси могут зачать во время мистического контакта с змееобразным божеством, а у сенуфо беременных, проходящих обряд инициации, запирают в культовые помещения, стенки которых украшены изображениями змея Фуо, – это должно обеспечить им нормальные роды.
Ойя – Нигерийская богиня Ойя правит ветрами, ураганами и молниями, а также покровительствует битвам, любовной страсти и материнству.

Под её началом рынки, торговые площади и кладбища. В общем, это богиня почти такого же широкого спектра, как Афина. Среди её атрибутов — змея и молния, и иногда склоняются к мысли, что молния также представляет собой эволюцию образа змеи. Также она часто вооружена копьём или мачете.
Змеи в японской мифологии
Бэндзайтэн – Хотя синтоизм сам по себе очень близок к анимизму, очень архаичному типу религии, в самих японских богах не оставлено почти ничего архаичного, они очень очеловечены и упорядочены. Часть из них заимствованы и пришли вместе с индийскими и китайскими буддистами, как богиня Бндзайтэн, которая считается переосмыслением индийской богини Сарасвати. Бэндзайтэн — одна из семи божеств счастья.
В отличие от индийской Сарасвати, её голову обвивает змея — что даёт основание предполагать, что прообразом Бэндзайтэн была также и некая местная богиня, имеющая отношение к змеям. Бэндзайтэн использует змей как своих посланников, то есть повелевает ими. До четырнадцатого века эту богиню (точнее, её статуи) можно было также увидеть с оружием в руках — луком и мечом.

Некоторые старые статуэтки изображают Бэндзайтэн вооружённой.
В корейской мифологии Эобшин, богиня богатства, появляется как ушастая черная змея. Чилсоншин (эквивалент Эобшин с острова Чеджу) и ее семь дочерей – все змеи. Эти богини – божества садов, дворов и защиты дома. Согласно Чеджу Пунгторок, «люди боятся змей. Они поклоняются ей как богу … Когда они видят змею, они называют ее великим богом, и не убивают и не прогоняют». Змеи символизировали ценность потому, что они питались крысами и другими вредителями.
Змеи в китайской мифологии
Китайцы верили, что человечество и несколько богов произошло от богини-змеи с женской головой (или даже туловищем), по имени Нюйва. Людей она вылепила из глины, а других богов исторгла из клоаки (стоит надеяться, что это значит — родила, ведь клоаку змеи используют с разными целями). Нюйва спасала землю во время конца света, а ещё она покровительствует сватовству и браку — то есть, относится к богиням плодородия. Удивительно, но атрибутом Нюйва считается компас. Её вместе с братом-мужем, также змеебогом, изображали на могилах и очень долго в Китае стояли богатые храмы Нюйва.

А далеко в Австралии, Богиня аборигенов Уна, кто создала Землю, изображалась иногда как Три Сестры, держащие в руках радужного змея… А вот венесуэльский миф о сотворении мира, от племени Yaruros: «Сначала ничего не было. Затем Пуана-Змея, которая пришла первой, создала мир и всё в нем …. Кума была первым человеком, кто поселилась на Земле …. Всё произошло от Кумы и всё, что имеют Yaruros, было основано Ею». Кстати, на Южно-Тихоокеанских островах нет змей, но там мифологизируется угорь. В Океании змея – один из творцов мира. Присутствие змеи связывалось с беременностью. Местами считается, что Космический Змей живет под землей и в конце концов уничтожит мир.
Змеиные богини Месоамерики
Койольшауки – в мифологии ацтеков богиня Луны и (по некоторым версиям) Млечного Пути, сестра 400 богов южного звёздного неба Сенцонуицнауа. Владеет магической силой, способной нанести колоссальный вред. Богиня-воительница ацтеков, чьё имя значит “золотые колокольчики”, была убита собственным братом Уицилопочтли за попытку убить собственную мать, забеременевшую вне брака. Он разделил тело сестры на куски и голову закинул на небо, где она превратилась в луну. Поэтому изображения Койольшауки так различаются. Иногда это одна только голова, а иногда — женщина со шлемом на голове, со змеями на руках и вокруг талии. Грудь её обнажена, как у мужчины или дикарки, а на щеках — золотые бубенчики.

Кстати, мать Койольшауки зачала её от обсидианового ножа — популярного в Мезоамерике оружия, и зовут эту мать Коатликуэ, буквально – «Она в платье из змей», либо же Коатлантонан, «Наша змеиная мать». Её лицо обычно образуют головы двух змей (либо два потока крови в форме змей), и из змей состоит её юбка. В позднем государстве ацтеков, очень упорядоченном, ей отвели место покровительницы тех, кто разводит цветы. Просто идеально для богини, чья голова состоит из потоков крови.Голова Койольшауки, ставшая луной.
Змеи в австралийской мифологии
Австралийские племена не знают человекоподобных богов, но племя арабана (также Арабуна, Аррабунна, Аррабонна, Аруббинна) считает, что произошло от двух змей, коричневой и зелёной, которые путешествовали по пустыне и оставляли за собой вместо яиц души детей. Они однозначно определяют этих змей как «матерей». Арабана считают змей своим тотемом, но это не мешает им их есть и у них даже есть церемония, которая должна вызвать зарождение большого количества змей — чтобы потом их можно было съесть. В церемонии участвует непосредственный потомок одной из двух змей — ему самому змей есть нельзя, но он может, как считается, порождать новых змей. Его кожу прокалывают, чтобы показалась кровь. Ручейки крови на символическом уровне и превращаются в змей под землёй.
Заключение
Распространение Богини со змеями является глобальным. Когда мы видим по всему миру появление Богини и её Змей, мы видим глубокую силу, а также универсальность этого космологического символа, его неистребимость в человеческом разуме.
Например, Сабазий – верховный рогатый бог фракийцев и фригийцев, и, согласно Страбону, «некоторым образом он дитя» Матери богов. У него змея – главный атрибут. В его культе отправлявшая обряд жрица роняла под одеянием на землю золотую змею “как бога сквозь душу”. У шумерской богини злаков Нисабы (также Нидаба), покровительницы письма и науки, змеи вылезают из плеч, змея ассоциируется с богиней Земли, символ которой – змея, обвившая шест, и с ее сыном – умирающим богом, на изображениях которого часто из плеч с обеих сторон поднимается по змее. Змея на шесте, почитаемая как богиня исцеления, – часто повторяющийся символ в Ханаане и Филистии.
Но на Ближнем Востоке со змеей не все так просто. Например, в шумеро-семитской традиции вавилонская Тиамат, “Безногая”, “Змея Тьмы”, изображаемая также в виде дракона, представляет собой хаос, недифференцированность и неразделенность, коварство и порочность, уничтоженные Мардуком – богом Солнца и света.
В еврейской традиции змея олицетворяет зло, искус, грех, половую страсть, души осужденных в Шеоле. Медная змея Моисея – гомеопатический принцип, “подобное лечится подобным”: Левиафан – змей глубин. Бог Яхве метает “извитую змею” (или “быстрого скорпиона”) – молнию (Иов, 26:13). В каббале Адам Кадмон изображается в виде мужчины, держащего за шею выпрямленную змею.
И мы начинаем видеть, почему патриархальные религии, основанные на разрушении Богини/Змеи, тем не менее, использовали эти изображения, например, в библейской книге Бытия, где Ева, связанная со змеем, стала символом онтологического зла. Среди патриархальных евреев, змей изображался как Самаэль, брат первой “злой” женщины, Лилит.
Когда реформаторы Ветхого Завета, подобно Езекии, пошли вокруг, разрушая “медного змея” – культовые изображения, сделанные из латуни – как “языческую мерзость”, на самом деле они атаковали изначальную религию Богини, которой следовали все их соседи. Еврейские патриархи пытались уничтожить мировую изначальную, самую распространённую, и несокрушимую религию, клеймя её как “зло”, и изображая Богиню-Мать и ее волшебного Змея-любовника не как источник всей жизни, но “всего злодейства”.
Змея была в первую очередь символом вечной жизни (как луна), поскольку каждый раз, когда она сбрасывает свою кожу, она словно возрождается. Она представляет космическую преемственность в рамках естественного изменения – духовную преемственность в изменениях материальной жизни. Скользя, как это происходит, внутрь и наружу через отверстия и каверны земли, змея также символизирует подземный мир, обитель мёртвых, кто ждёт возрождения.
Её волнистость символизирует змееподобные земные течения подпочвенных вод. Змеиный путь на земле соответствовал земным потокам энергии; змеиный путь в небе был извилистым распространением звёзд в галактической спирали, или в Млечном Пути.
Загадочный камень Аль Наслаа
В Саудовской Аравии в оазисе Тамья провинции Табук находится таинственный мегалит, который озадачивает ученых уже много десятилетий. Чуть ли ни половина всех упоминаний о Аль Наслаа связываются с «действиями пришельцев разрезавших камень лазером». Камень Аль Наслаа имеет идеально ровную линию распила и вызывает удивление у всех исследователей – поверхности с обеих сторон идеально гладкие. Кто именно разрезал этот камень, и каким образом — остается загадкой, сообщает Час Пик. Песчаная скала, называемая Аль Наслаа, была открыта Чарльзом Хьювером в 1883 году. И с тех пор вокруг камня не утихают споры по поводу идеально ровного разреза, который разделяет его пополам.
Туристы недоумевают, когда видят этот камень. Обе части камня стоят на постаментах небольшого размера и непонятно, как им удается удерживать равновесие в течение такого длительного времени. К тому же, скала разрезана пополам, причем настолько ровно, как будто с помощью лазера. Места среза гладкие, без шероховатостей. Разрез был сделан в древние времена, когда ни о какой лазерной технологии не могло идти и речи. Части камня не двигаются, между ними всегда остается одинаковое расстояние.
Аль Наслаа является археологической ценностью, так как на нем имеются наскальные рисунки, некоторые считают, что это изображение лошади, а по мнению других это верблюд. Подобные скальные образования существуют и в Белой пустыне Египта. До сих пор неясно, является ли Аль Наслаа таким же природным образованием или это все же творение человеческих рук.
Гипотезы возникновения идеального разреза
Точного ответа на вопрос, кто, зачем и как смог так ровно распилить камень на две одинаковые части, до сих пор нет. В поисках ответа было выдвинуто множество теорий.
Версия №1
Одна из гипотез заключается в том, что Аль Наслаа был разрезан не человеческими руками, а в естественных условиях. По мнению ученых, много лет назад в земле происходили небольшие вибрации и в результате смещений земных пластов образовывались небольшие трещины на поверхности скалы. На протяжении веков эти трещины увеличивались, а затем произошел раскол. Однако это объяснение кажется верным далеко не всем, поскольку такой природный разрез вряд ли мог получиться настолько идеально гладким и ровным.
Версия №2
Некоторые ученые высказывают мнение, что тут постаралась природа и идеально ровная линия – это следствие выветривания. Но эта версия кажется несостоятельной, поскольку аналогичных образований в природе просто нет.
Версия №3
Согласно этой версии, когда-то в данном регионе существовала очень развитая цивилизация, о чем свидетельствуют странные рисунки, вырезанные на поверхности камня. Возможно, представители этой цивилизации обладали технологиями, которые позволили разрезать огромный камень пополам и сделать такой точный разрез. Ученым до сих пор не известно, какую технику они использовали и для чего этот Аль Наслаа разрезан пополам. По словам археологов, самые первые записи об оазисе Тамья относятся к VIII столетию до нашей эры, когда он назывался Тиамат. В этом городе также встречаются иероглифы, датируемые VI веком до нашей эры.
Версия №4
Существуют также предположения, что разрез – дело рук не природы или древней технологически развитой цивилизации, а творение инопланетных существ. В целом, в научных кругах не отвергают возможность того, что уникальный разрез имеет искусственное происхождение. На сегодняшний день ни одна из гипотез не имеет твердых доказательств. Остается только догадываться, с какой целью был сделан этот разрез. Также непонятно, Аль Наслаа — это отдельный объект или часть какого-то строения. Вдобавок неясно, куда бесследно пропала древнейшая развитая цивилизация, если она реально существовала. Пока вопросов больше, чем ответов…
Свежие комментарии