Кносский дворец и его нераскрытые тайны: где был Лабиринт и как погибла Атлантида
В 1900 году неподалеку от современного Гераклиона на Крите археолог Артур Эванс начинает раскопки и обнаруживает руины дворца. Он уверен, что это дворец царя Миноса и в его недрах — тот самый, знаменитый Лабиринт, в котором некогда был заточен Минотавр. И дворец, и всех его обитателей, уверен Эванс, постигла страшная судьба Атлантиды…
Раскопки длились долго — на Крите, как оказалось, цвела цивилизация, как минимум, на тысячу лет более древняя, чем греческая. Ее назвали минойской, в честь легендарного царя, но сейчас чаще называют все-таки крито-минойской. Она, и тут Эванс оказался совершенно прав, погибла от чудовищного наводнения.
Эта удивительная цивилизация была на диво миролюбивой — торговала, пользовалась щедрыми дарами природы, выращивала коров и быков. Но судя по отсутствию фортификационных сооружений на острове и изображений военного флота, не воевала. И с ней не воевали соседи.
На некоторых фресках мы видим отряды воинов, в том числе и чернокожих — Крит, вероятно, со странами на южном берегу Средиземного моря, общался достаточно много. Некоторые ученые уверены, что минойская цивилизация была матриархальной: найдено множество фигурок и изображений богинь. Вообще отношение к женщине здесь было почтительным: они были свободны, равны мужчинам, управляли общинами и даже могли иметь нескольких мужей.
Критская цивилизация была высокотехнологичнной, как минимум, в строительстве. Кносский дворец был оборудован великолепными коммуникациями: сложной и совершенной водопроводной системой с подачей во дворец питьевой воды, отличной канализацией с устройствами очистки. Были во дворце великолепные ванные комнаты. Да и сам дворец был отлично спроектирован — не зря же Эванс решил, что это и есть тот самый Лабиринт, который спроектировал и построил Дедал, придворный художник, архитектор и инженер Миноса.
На Крите были месторождения золота, серебра и меди. Обитатели острова их разрабатывали, изготавливали ювелирные изделия. Правда, и остальные ремесла — ткачество, оружейное дело, гончарное мастерство — были развиты не меньше. Греки, перенявшие у критян многие знания, все же не сразу достигли таких же высот в строительстве и архитектуре.
Считается, что жизнь на острове была достаточно спокойной и благополучной, оставляла время для творчества, любования природой. Основным источником вдохновения для художников было море — не зря же и фрески, и мозаики, и скульптуры изображают морских звезд, дельфинов, рыб, осьминогов. Даже в традиционных орнаментах видны морские волны.
Еще один постоянный источник вдохновения — бык. Вспомним, как описывал традицию поклонения быку Иван Ефремов в «Таис Афинской». Посмотрим на бесчисленные бычьи головы в интерьерах дворца. Бык — это было олицетворение первобытной силы и мощи, которым восхищался Крит.
Немало среди изображений и других животных — птицы, обезьяны, лошади и собаки. О есть и животные фантастические — грифоны, имеющие львиное тело, птичий клюв и крылья.
Немало изображений и с людьми — вот принц с лилиями, вот боксируют мальчики, вот в зале совершается таинственный ритуал. Вот мужчины и женщины отдают почести неизвестным божествам, вот дары, которые этим божествам приносят. И снова вокруг быки…
Одно время считалось, что тавромахия — это ритуал, предшествующий убийству и жертвоприношению быками. Но изящные танцы с этими огромными животными мало походят на кровавый ритуал. Люди на фресках прекрасны, изыскано нежны и красивы. Вот невесты Минотавра в жемчугах, вот танец с быком — скорее красивое состязание, чем нечто вроде современной корриды. Бык на острове, как мы уже знаем — символ плодородия и силы, супруг Великой богини, олицетворение мужского начала. Вероятно, для юноши превращение в Минотавра вовсе не было проклятием — скорее наоборот, он стал существом, которому поклонялись, обрел сотни наложниц… Кстати, в мифе нигде не сказано, что Минотавр ел тех, кого приводили к Лабиринту…
Но эта прекрасная жизнь внезапно и катастрофически прервалась. В конце XV века до н.э. произошло чудовищной силы извержение вулкана на Санторини. После него последовала череда землетрясений, по Средиземному морю прокатилось цунами, вулканический пепел покрыл все вокруг, черные тучи закрыли небо. Оставшиеся в живых люди приносили щедрые и страшные жертвы, молили богов о пощаде, но те оказались глухи к этим мольбам. Часть ученых считает, что эти события и стали основой легенд об Атлантиде.
И, как это часто бывает в истории, ослабленный Крит не смог оказать должного сопротивления, и на него с материка вторглись воинственные дикие племена с континента и прилежащих островов.
Вот так на самом деле выглядела фреска до реставрации.
Правда, все рассказанное — только реконструкции на основе археологических находок. Многие фрески, которым сейчас можно полюбоваться в Кносском дворце, восстанавливались буквально по крупицам, по найденной на полу дворца обвалившейся штукатурке или крохотным фрагментам мозаик. Реставраторам зачастую приходилось только догадываться о том, что должно быть изображено на фреске или мозаике. Поэтому не исключено, что древние «пазлы» сложены неверно и прекрасная средиземноморская Атлантида продолжает хранить свои тайны…
Свежие комментарии