На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Славянская доктрина

6 449 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Антонов заявил, что США перестали скрывать истинный смысл санкций против РФ ВАШИНГТОН, 24 апреля. /ТАСС/. Соединенные...Занимательная жиз...
  • Юрий Ильинов
    Защитный "купол" рухнул: "Красуха" слепит американские ДРЛО Западные специалисты признали, что их попытки создать над...Современное поле ...
  • Юрий Ильинов
    Zeit: Шольц считает, что у России нет оснований ссылаться на труды Канта БЕРЛИН, 23 апреля. /ТАСС/. Канцлер ФРГ Олаф ...Деда Байден: своб...

Вершина Белого движения

Самсонов Александр

Смута. 1919 год. Сентябрь—октябрь 1919 года были временем максимального успеха антисоветских сил. Красная Армия на большинстве фронтов и направлениях терпела поражение. Красные терпели поражение на Южном, Западном, Северо-Западном и Северном фронтах. На Восточном фронте в последнюю атаку пошли колчаковцы. Тяжелая ситуация была в Туркестане. 

 

Добровольцы, вступающие во взятый город





Советская Россия в кольце фронтов


Сентябрь и октябрь 1919 года были временем максимального успеха антисоветских сил. Красная Армия на большинстве фронтов и направлениях терпела поражение. В августе армия Деникина заняла Новороссию и Левобережную Малороссию (Победы армии Деникина в Новороссии и Малороссии). Почти всю Правобережную Малороссию отвоевали петлюровцы. Польские войска захватывали западнорусские земли, вышли на рубеж р. Березина. В начале сентября в наступление пошла литовская армия. 

Белая Северная армия Миллера в сентябре начала успешное наступление на Северном фронте. Северо-Западная армия Юденича в конце сентября — октябре вела наступление на Петроград, вела упорные бои на Пулковских высотах (Операция "Белый меч". Удар в сердце революции; "Петрограда не сдавать!"). На Восточном фронте в сентябре 1919 г. в своё последнее наступление пошла даже уже разбитая армия Колчака (Пиррова победа колчаковских армий на Тоболе). Колчаковцы смогли отразить наступление 5-й и 3-й красной армий, отбросить противника за Тобол.

Уральская армия под началом генерала Толстова смогла в сентябре организовать удачный рейд по тылам красных, белоказаки уничтожили в Лбищенске весь штаб 25-й стрелковой дивизии, который являлся одновременно и штабом всей войсковой группы Красной армии Туркестанского фронта, включая командира дивизии Чапаева. Вследствие чего войска Туркестанского фронта утратили управляемость, разложились и были деморализованы. Красные части поспешно отступили на исходные позиции, к Уральску. Уральское казачество отбило почти всю территорию, которую красные занимали в течение трёх месяцев. Белоказаки в октябре снова окружили и осадили Уральск. 

Северный фронт


Северный фронт создали британцы. Здесь, в отличие от Северо-Западного фронта, англичане поддерживали белых самым активным образом. В Архангельской области интервенты задержались дольше, чем в других губерниях России. Это было связано с наличием огромных запасов военных материалов в здешних портах, созданных ещё во время мировой войны, для захвата которых и высадились западные войска. Часть этих запасов планировали передать армии Колчака. При этом интервенты сосредоточились на тыловой, охранной службе. На передовую они не спешили. На передовой воевали в основном только иностранные добровольцы, к примеру, австралийцы. Их отряд был сформирован из охотников, которые хорошо освоились в русских лесах и болотах. Также формировались смешанные славяно-британские легионы. 

Все попытки наступательных операций в направлении на Котлас — Вятку, задуманные командующим союзными силами на Севере России генералом Э. Айронсайдом, к успеху не привели. Направление наступления на восток, по сути, вспомогательное, с самого начала успеха не сулило. Местность здесь была в основном безлюдной, материальных ресурсов для снабжения войск на местах не было. Огромная территория, небольшое количество коммуникаций и непролазная распутица до конца лета. А немногочисленные дороги, включая железные, были хорошо прикрыты с обеих сторон крепкими заставами и укреплениями, прорыв которых стоил больших потерь. Поэтому война на севере была в основном позиционной, без маневренных прорывов как на юге или востоке страны. 

Вершина Белого движения

 

Австралийские добровольцы на Русском Севере



 

Пленные красноармейцы под охраной американских военных, Архангельск



В январе 1919 года генерал-губернатором Северной области стал генерал-лейтенант Е. К. Миллер, с мая — командующим Северной армии (до этого командующим был генерал В. Марушевский). К тому времени численность Северной армии насчитывала около 9,5 тыс. человек. Её формирование шло медленно. Офицерское ядро было слабым и малочисленным (офицеров на Севере оказалось мало, большинство бежало на Юг России). В связи с крайне низким притоком добровольцев в армию была введена всеобщая воинская повинность, но и это слабо помогло. Принудительный характер мобилизации привёл к тому, что дисциплина в армии была слабой, процветало дезертирство, существовала возможность мятежей и перехода войск на сторону красных. Этому способствовал и тот факт, что в Северную армию включали пленных красноармейцев. Кроме того, британцы сначала не стали проводить жесткую политику в отношении пленных большевиков и красноармейцев. Многих прямо из тюрем направили добровольцами в формируемые полки, чем укрепили просоветские настроения в войсках.

Это привело к ряду восстаний на фронте – в Пинеге, 8-м Северном полку. В Двинском укрепрайоне поднял мятеж батальон 3-го Северного полка. Восстал Дайеровский батальон, где командование было смешанным (британские и русские офицеры), солдаты перебили своих офицеров. Поднял мятеж 5-й Северный полк на Онеге, часть офицеров солдаты увели к красным. Были и другие мятежи, или их попытки. Их подавили, но ситуация была напряженной. 

Также стоит отметить, что жители богатых сел Севера, с собственными рыбными промыслами, а также городов – Архангельска, Холмогор, Онеги, где процветала нелегальная пропаганда большевиков и легальная – эсеров, не желали воевать и не поддерживали интервентов и белогвардейцев. Население в целом относилось к иностранцам враждебно. Таким образом, социальная база белых на Севере России была слабой. 

Несмотря на все проблемы, к лету 1919 года Северная армия насчитывала 25 тыс. человек (большинство — пленные красноармейцы). Для подготовки офицерского состава были открыты британские и русские военные школы. В августе 1919 года пехотные части Северной армии состояли из шести стрелковых бригад. 



Тем временем положение на Северном фронте резко изменилось. Британская пресса жестко критиковала генерала Айронсайда, его обвиняли в гибели английских офицеров, в излишнем оптимизме по поводу настроений русского народа и русской армии. В парламенте появились требования вывести войска на родину. Да и основная декларируемая цель, соединение с армией Колчака на востоке, не была достигнута. Колчаковцы откатывались всё дальше на восток. План какого-либо соединения с армией Колчака стал неосуществим. В результате было принято решение эвакуировать войска с Севера России. В июле в Архангельск для решения этой задачи прибыл генерал Роулисон. 

 

Эвакуация союзных войск с Русского Севера



Британцы вместе с белогвардейцами провели последнюю успешную Двинскую операцию. А затем западники решили провести эвакуацию. В отличие от французов в Одессе британцы подготовились хорошо и основательно. Для обеспечения эвакуации прибыли отборные войска из шотландских стрелков. Вывоз войск обеспечивал целый флот. Также британцы предложили эвакуировать и Северную армию, вывезти её в Мурманск, или на другой фронт – Северо-Западный или Южный. В августе 1919 г. было проведено военное совещание Северной армии на тему эвакуации. 

Доводов «за» было много: путей отхода практически не было, в случае неудачи на фронте армия обрекалась на гибель; когда завершалась навигация, море замерзало, пройти было нельзя; у русских судов не было угля, а англичане его поставить не могли; тыл после ухода британцев оставался необеспеченным, у Северной армии не было даже своей тыловой службы; у командиров были сомнения в надежности войск. Поэтому почти все командиры полков высказались за уход вместе с британцами. Предлагался и компромиссный вариант: перебросить с помощью англичан наиболее надежную часть армии в Мурманск. Забрать все суда и запасы, эвакуировать лояльную часть населения. А дальше, опираясь на богатые мурманские склады, наступать на Петрозаводск, оказав помощь Северо-Западной армии Юденича в операциях против красного Петрограда. В случае неудачи из Мурманска можно было отступить – рядом Финляндия и Норвегия, незамерзающее море.

Штаб командующего предложил остаться. Мол, позиции крепкие, и политически будет правильно остаться в Архангельске. Ликвидация Северного фронта вызовет негативный для Белого движения резонанс. Отступать без сильного давления противника и угрозы поражения, при успехах на фронте (хоть и локальных), при поддержке части населения, казалось, нельзя. Кроме того, командование Северного фронта надеялось на успех белых армий на других фронтах. Это было время максимальных успехов белогвардейцев. Успешно наступала армия Деникина на Юге России, готовил удар по Петрограду Юденич, не был ещё разбит Колчак. Таким образом, было принято ошибочное решение остаться и сражаться одним. 

Вместо эвакуации белое командование решило организовать общее наступление. В Архангельске началось формирование отрядов ополчения Северной области, для охранной службы вместо уходящих англичан. Наступление Северной армии началось в начале сентября 1919 г. На удивление первоначально оно развивалось успешно. Белогвардейцы снова захватили Онегу с окрестностями. Продвинулись белые и на других направлениях. Взяли в плен тысячи красноармейцев. Красное командование в это районе не ждало активных действий Северной армии в момент эвакуации британцев. Предполагалось, наоборот, что белые после ухода покровителей уйдут в глухую оборону. Поэтому наступление противника прозевали. Кроме того, белогвардейцы были воодушевлены победами на других фронтах, надеялись, что их наступление станет частью общей победы. 

В это время британцы проводили эвакуацию и уничтожили огромное количество имущества и запасов, которые не могли вывезти. Топились и сжигались аэропланы, автомобили, боеприпасы, обмундирование, провиант. Всё это делалось средь бела дня, при свидетелях, вызывая тягостные ощущения у остающихся. На удивленные запросы местных властей британцы отвечали, что уничтожают излишки, что Северную армию снабдили с избытком, а лишнее уничтожается, чтобы не попало в руки большевиков, так как англичане не верят, что белогвардейцы удержатся без них. В ночь с 26 на 27 сентября 1919 года последние военные Антанты покинули Архангельск, а 12 октября они ушли и из Мурманска.

 

Командующий Северной армией Евгений-Людвиг Карлович Миллер



Туркестан: басмачи и повстанцы-крестьяне против красных


Большевикам приходилось туго и в Туркестане. Армия басмачей Мадамин-бека на пике своей активности достигала 30 тыс. бойцов и контролировала почти всю Ферганскую долину за исключением крупных городов и железных дорог. Второй мощной силой в Туркестане была Крестьянская армия под командованием Константина Монстрова. Первоначально она была образована из русских крестьян-переселенцев, которые создавали отряды самообороны для борьбы с хищными нападениями басмачей. На первых порах Крестьянская армия подчинялась командованию Ферганского фронта, сотрудничала с советской властью. В это время армия Монстрова получала от красных материальное снабжение, оружие и боеприпасы. Однако в результате проведения большевиками антикрестьянской земельной и продовольственной политики (хлебная монополия, продовольственная диктатура) и попыток отбирать землю русских переселенцев в пользу дехкан (среднеазиатских крестьян), отношение крестьянских вожаков к красным изменилось. К тому же красное командование, осознавая ненадежность крестьянского формирования, пыталось сначала вмешиваться во внутренние дела армии, а затем упразднить штаб и подчинить Крестьянскую армию себе. Это вызвало конфликт, штаб Крестьянской армии отказался подчиниться.

Одновременно один из лидеров ферганских басмачей, Мадамин-бек, старался переманить командиров Крестьянской армии на свою сторону. Он запретил подчиненным ему отрядам нападать на русские поселения и стал атаковать басмачей, которые отметились в актах террора против русских крестьян. Летом 1919 г. руководство Крестьянской армии заключило соглашение о ненападении с Мадамин-беком. Красное командование, узнав об этих переговорах, дважды пыталось разоружить Крестьянскую армию, отправив в Джалал-Абад (центр Крестьянской армии) несколько красных отрядов, но без успеха.

В июне 1919 года в Туркестанской советской республике была объявлена хлебная монополия. В ответ военный совет Крестьянской армии окончательно порвал с большевиками и поднял восстание. В августе в Джалал-Абаде прошло совещание представителей армии Колчака, руководителей Крестьянской армии и вождей басмачей. Крестьянская армия заключила антибольшевистский союз с Мадамин-беком. Объединенную армию Мадамин-бека и Монстрова в сентябре пополнили казаки, прибывшие из Семиречья. 

Кроме того, новый фронт возник в западной части Туркестана – в Хивинском ханстве. Там один из вождей басмачей, Джунаид-хан (Мухаммед-Курбан Сердар), сверг и убил Асфандияр-хана, на его место посадил марионетку — брата Асфандияр-хана, Саид Абдулла-хана (правил до 1920). Джунаид-хан, получив военную помощь от армии Колчака, начал войну против советского Туркестана. 

В начале сентябре объединенные антибольшевистские силы захватили город Ош. На сторону Крестьянской армии перешли некоторые красные отряды. Командующий Ферганским фронтом Сафонов попытался подавить восстание, но был разбит. После взятия Оша повстанцы развили наступление на города Андижан и Скобелев (ныне Фергана). Осада Андижана продолжалась до 24 сентября. Гарнизон Андижана, где было много интернационалистов, упорно сопротивлялся. Повстанцы смогли взять почти весь город, кроме крепости, где скрылись остатки гарнизона. 

Правда, успех восстания был недолгим. В это время красное командование, перебросило в Фергану подкрепления. На помощь с Закаспийского фронта прибыл Казанский сводный полк, переброшенный под Андижан 22 сентября. Также из Скобелева прибыл сводный отряд Сафонова. Красные рассеяли восставших под Андижаном. Крестьяне-повстанцы в массе своей начинают разбегаться по домам. Крестьянский гарнизон, который оставался в городе Ош, услышав о поражении под Андижаном, также разбежался. В конце сентября 1919 г. красные без особого сопротивления заняли Ош и Джелал-Абад. При этом повстанцы по-прежнему имели преимущество в большинстве сельских районах, а красные – в городах и железной дороге. Остатки Крестьянской армии и басмачей Мадамин-бека отошли в горные районы Ферганы, где в октябре создали Временное Ферганское правительство. Его возглавил Мадамин-бек, а Монстров был заместителем. В начале 1920 г., после ряда поражений Ферганское правительство» прекратило существование: Монстров сдался большевикам, Мадамин-бек перешёл на сторону красных в марте и был убит непримиримыми басмачами.

 

Командующий Крестьянской армией Константин Иванович Монстров.

Картина дня

наверх