На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Славянская доктрина

6 454 подписчика

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Уже фильтруют, уже высылают. Например, нелегалы ринулись в Херсонскую область, их и там достают. Кстати, и в Европе ф...Нотная тетрадь Та...
  • Татьяна Маштакова
    ТМ Как всё сложно : готовы ли наши спец службы к аналогичной работе, которую проделали силовики Китая. Разве есть хот...Нотная тетрадь Та...
  • Юрий Ильинов
    «Коварные планы гибридной войны»: как Запад планирует победить ядерную Россию Доктор военных наук Сивков раскрыл пла..."Парк Победа" : В...

Слушать чтобы слышать. Смотреть чтобы видеть

http://dmitriyraevskiy.livejournal.com/178965.html

Слушать чтобы слышать. Смотреть чтобы видеть
 

Люди обычно не слышат друг друга. Каждый слышит то, что хочет услышать. Человек слушает что-либо, а потом слушает это вторично, и каждый раз он находит что-то новое: это происходит потому, что человек слушает себя, а не то, что ему говорят.

Активное слушание происходит на уровне эмпатии – проникновения в мир человека и понимания этого мира. Мир состоит из интонаций, и важно не то, что человек говорит, а то, как он это делает. Одну и ту же фразу можно проговорить с разной интонацией. Часто своими интонациями мы обижаем других. Все ошибки, ссоры и обиды происходят из того, что интонация человека была ранящей, пренебрежительной или обидной.

Взаимоотношения в семье тоже происходят на уровне интонаций. Когда человек женится (или выходит замуж), он женится не на том, на ком женится, а на своих представлениях об этом человеке – отсюда зачастую и последующее разочарование: мы друг друга не слышим, не понимаем по-настоящему.

Слушать нужно учиться, и легче всего учиться у тех людей, которые этой способностью уже владеют.
Например, бывают просто талантливые педагоги, которым удается выправить ситуацию и с аутичными детьми, и с детьми с задержкой в развитии, работая над симптомами болезненной психики. Некоторые семейные консультанты, умеющие правильно слушать, могут выправить ситуацию со здоровьем тем, что увидит причину, затормозившую развитие, и неправильное отношение к развитию как родителей, так и ребенка. И поможет это увидеть родителям и ребенку. Они хотели одного, а получили другое: они хотели тонкости, а получили грубость, и в результате вообще вся семья закрылась в свою раковину и перестала воспринимать мир адекватно. Вот в этом причина. Что тут можно сделать?

Всё самое настоящее происходит на уровне ощущений – ценно не то, что ты логикой продумал и просчитал, а то, что ты ощутил, что пришло к тебе как понимание. И, понимая так, можно помочь и другим настроиться на более правильную «волну».

Человеческий мозг, рассудок, логика – очень несовершенный механизм, он обычно ошибается. Всем известный спор между Платоном и Аристотелем заключался в следующем: Аристотель говорил, что нужно всего достигать логикой, которую он сам же придумал и описал, а Платон говорил, что нужно идти от общего к частному, поняв все целиком, потом в этом понимании остается только заполнять неясные, недостающие детали, частности. В итоге, мир, мировоззрение людей, очень долго основывались на философии Аристотеля, а на сегодняшний день философия и современная психология пришли к тому, что прав был всё же Платон: нужно идти от общего к частному.

Надо понять ребенка целиком, а потом уже наблюдать и включать частные проявления в это общее понимание. Такое понимание приходит само, а не выстраивается логикой: логикой оперировал Аристотель, и описанное им мировоззрение привело к существующему состоянию мира, которое не нравится никому – люди не достигли ни счастья, ни взаимопонимания. Платон предлагал другое: пытаться понять, почему человек такой, что в его мире живет и действует на самом деле. И то понимание, которое ты ищешь, проступает. «Так он же тонкий! Надо дать ему понимание тонкости!» – так проступает, и вдруг ребенок расцветает на глазах: его поняли!

Вот так сначала нужно понять ребенка: что нужно для его развития, какую степени дисциплины и свободы он приемлет сейчас, чтобы начать развиваться, и дать ему ровно эту меру – не больше и не меньше, как лекарство. После этого ребенок развивается.

Есть и более тонкие, более сложные для понимания вещи. Например, можно научиться, глядя на ребенка, безмолвно, в несколько минут понять, что он из себя представляет. Не разговаривая с ним вообще. Эта способность и называется эмпатия, я о ней уже писал. Это термин, который обозначает способность человека проникнуть в свой собственный мир, во внутренний мир любого человека и понять его. Те люди, которые способны понять другого глубоко и практически без слов, являются эмпатами. Пока что их не так уж и много, ибо считается, что эмпатия – удел избранных. Но я с этим не согласен. Эмпатом является практически каждый человек, который умеет слушать и понимать другого. Этому навыку можно научиться.

Любой способностью, которой овладел один человек, может овладеть и другой, если будет этому учиться – так же, как мы все когда-то овладевали навыком езды на велосипеде: пока смотришь, как ездят другие, ездить не научишься; надо сесть самому и попробовать. Так же и с эмпатией: каждый человек может быть услышан, каждый может быть понят глубоко и без слов, но для этого надо понимать, как правильно слушать, чтобы слышать; уметь настроиться на «его волну», чтобы его «увидеть». Причем, это относится не обязательно к детям. Но именно так можно понять и мир ребенка.

Например, если бы школьные преподаватели научились бы эмпатии, то они сумели бы понять, почему талантливый ребенок часто не хочет учиться. Да, может, ему просто неинтересно! Этому ребенку всё понятно, он быстро «въезжает» в сложные темы и разрешает их без труда, то есть он просто недозагружен. Таких детей надо загружать заданиями олимпиад, дополнительными занятиями, посещением кружков. Эти дети часто получают «4» вместо «5», потому что им было настолько неинтересно на каком-то уроке, что даже внимание сосредоточить было лень… А к неинтересным вещам люди относятся невнимательно, а значит, начинают допускать в них ошибки. Преподаватели в школе не всегда это понимают, не всегда видят. Очень талантливых детей надо грузить, грузить, грузить…

Давайте учиться слушать так, чтобы слышать. И смотреть так, чтобы видеть. Эмпатия нам в помощь)

Картина дня

наверх