На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Славянская доктрина

6 449 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Защитный "купол" рухнул: "Красуха" слепит американские ДРЛО Западные специалисты признали, что их попытки создать над...Современное поле ...
  • Юрий Ильинов
    Zeit: Шольц считает, что у России нет оснований ссылаться на труды Канта БЕРЛИН, 23 апреля. /ТАСС/. Канцлер ФРГ Олаф ...Деда Байден: своб...
  • Юрий Ильинов
    Была ли страна, после предательства Горбачёва и Ельцина? Что толку искать, кто вывозил? Было бесхозное, вот и спёрли....Переговоров не бу...

«Доспехи Геракла». Красивейшие доспехи в истории

Вячеслав Шпаковский


Гравюра Этьена Делона (1518-1583) «Мастерской ювелира в Аугсбурге», Германия, 1576 год. Из книги Джона Ф. Хейворда, «Виртуозные ювелиры и триумф маньеризма», 1540-1620 гг. (Лондон: Сотби, 1976), иллюстрация 3. Вот так в то время работали эти мастера!



«Наконец-то все угомонились...»
(Король-призрак Эрик III Отчаянный. «Снежная королева» — советский фильм по мотивам сказки Ханса Кристиана Андерсена. Режиссёр — Геннадий Казанский, сценарист Евгений Шварц)


Музейные собрания рыцарских доспехов и оружия. Король Швеции Эрик XIV (1560-1568) не был «отчаянным», как известный у нас в стране сказочный персонаж, но вот «безумным» был он точно. Стремился к величию Швеции, но явно был болен шизофренией, и с годами болезнь его лишь только обострялась. Воевал в Европе, воевал с Россией, и пытался усовершенствовать вооружение своей армии и развивать военное искусство. Пытался упрочить свой престол и сватался к английской королеве Елизавете. Но неудачно. Развившаяся подозрительность привела к неоправданным убийствам и казням, а те вызвали недовольство среди народа и знати. В итоге Эрик был свергнут с престола и заключён под стражу в замок вместе с женой и детьми. И хотя содержание его было более чем льготным, сама мысль о том, что он, законный король, лишён трона родными братьями, не давала ему покоя. Был устроен заговор с целью его освобождения, но… закончился неудачей. Организаторы были казнены, а строгости заключения – усилены. В итоге он был отравлен миской горохового супа, что доказала криминалистическая экспертиза, проведённая уже в наши дни и обнаружившая в его костях значительное количество мышьяка, и умер в 1577 году. Его трагическая судьба вдохновляла шведских писателей, художников, поэтов и даже композиторов, а замковая тюрьма, где он содержался, стала музеем в 1985 году.


Портрет Эрика XIV, кисти фламандского художника Фервилта Доменика (1544-1565). Национальный музей, Стокгольм


Однако наиболее он, пожалуй, прославился вовсе не их заботами и даже не народной молвой, а трудами антверпенского ювелира Елизеуса Либертса, создавшего для него, без преувеличения, самые красивые и впечатляющие рыцарские доспехи «всех времён и народов», которые потребовались Эрику отнюдь не для войны, а… для сватовства к королеве Англии Елизавете I, а потом и к Кристине Гессенской. Гарнитур для всадника и коня получил название «Доспехи Геракла», потому что данный античный персонаж и его двенадцать подвигов были главной темой их оформления.


Возможно, именно так смотрелся бы сей достославный король в этих доспехах, если бы он их получил… Иллюстрация из книги Лилианы и Фреда Функенов «Энциклопедия вооружения и военного костюма. Средние века. Эпоха Ренессанса: Пехота. Кавалерия. Артиллерия. М.: Астрель, 2002, С. 107


Заказан он был в 1562 году, причём обе попытки соблазнить браком со своей особой означенных дам у Эрика провались из-за войны с Данией. Более того, не получил он и самих этих доспехов. Поскольку ювелир Либертс был захвачен в 1565 году во время своей поездки в Швецию по приказу датского короля Фредерика II вместе с этими доспехами, ставшими доброй военной добычей. Ему была предложена должность Главного Медальера датского королевства, и на этом посту он оставался в Дании вплоть до 1572 года. А гарнитур так и остался в Копенгагене до тех пор, пока Кристиан II Саксонский в 1604 году не купил его за 8800 гульденов у ювелира Генриха Кнопа для своего младшего брата, а затем курфюрста Саксонии Иоганна Георга I, вероятно, по случаю его свадьбы с Сибиллой Элизабет Вюртембергской 16 сентября 1604 года. Ну а после смерти курфюрста в 1611 году и вплоть до настоящего времени доспехи хранились в Оружейной палате города Дрездена и сегодня заслуженно считаются её украшением.


Так они выглядят сегодня в экспозиции Оружейной палаты Государственного художественного собрания Дрездена. 


Полный гарнитур включает шлем типа армэ, горжет, кирасу, наплечники, налокотники, наручи с перчатками, тассеты, набедренники, наколенники, наголенники и сабатоны. Вместе со всем этим в комплекте шёл и конский доспех, состоявший из шанфрона (налобника), пейтрали (нагрудника), кринета – пластинчатой защиты шеи, фланшарда – двух боковых пластин и накрупника. Седло, кстати, в этот гарнитур тоже входило.


Вид на этот гарнитур спереди. Какая шикарная конская маска с выпуклыми наглазниками, да ещё и с фигурными прорезями на них. Просто какое-то буйство фантазии. А главное – кругом золото, золото и ещё раз золото! 


Желая предстать перед королевой Елизаветой в роскошных доспехах и этим произвести на неё впечатление (а выделиться в толпе её придворных, тоже одетых в доспехи, было делом совсем не простым), Эрик XIV постарался заказать нечто совершенно роскошное и впечатляющее. И заказал! Все части доспехов по всей поверхности украшены пышным декором из листьев. Кроме того, поверхность металла украшена цветочными гирляндами, бабочками, птицами, змеями, дельфинами, фруктами, изображениями оружия, а также музицирующими путти, сфинксами, грифонами и масками, и вдобавок чеканными изображениями в круглых и овальных рамках. Всего восемь медальонов на рыцарском доспехе и четырнадцать на конских латах. И хотя доспехи всадника несут на себе мотивы из сказаний о Трое и Аргонавтах, а подвиги Геракла изображены лишь на конском доспехе, гарнитур тем не менее называется «Доспехами Геракла», видимо, из-за большего размера конских медальонов. В любом случае всё это должно было указывать на героические качества Эрика XIV и наглядно их демонстрировать. Кстати, узоры для доспехов были взяты из рисунков Этьена Делона (1518-1583) – известного французского рисовальщика-орнаменталиста, медальера, гравера и ювелира, чьи «мелкие орнаменты» очень ценились и широко использовались оружейниками для украшения самых роскошных доспехов того времени.


Снаряжение для коня было исключительно сложным и состояло из многих деталей, соединённых одна с другой на заклёпках. Общий вес конской брони достигал 31,762 кг. Тогда как доспехов для человека – 22,262 кг. 


Симметрично распределённые на конских доспехах овальные медальоны расположены почему-то не в хронологическом порядке совершения Гераклом своих подвигов, а изображают дихотомию двенадцати подвигов Геракла, которые он исполнил где-то силой, а отчасти и хитростью.


Геракл побеждает Критского быка. 


История подвигов начинается на левой стороне фланшарда, когда Геракл, будучи ещё ребёнком, задушил змей Геры. Борьба Геракла против Немейского льва показана на медальоне на правой стороне нагрудника. Так что последовательности событий на конском доспехе нет.


С каким это чудовищем расправляется здесь Геракл? А вот с таким, которому отдали царевну Гесиону, дочь троянского царя Лаомедонта. Отец вынужден был отдать её в жертву морскому чудовищу, которое наслал на город Посейдон, а Геракл его убил и спас девушку! 


Укрощение коней Диомеда происходит на верхней правой части накрупника, и там же похищение быков Гериона. Причём забавно, что на центральном медальоне конского нагрудника изображено почему-то изгнание кентавров: и эта история, связанная со свадьбой Пирифоя, царя лапифов, к каноническим подвигам Геракла никак не относится.


А вот это медальон, на котором мы видим Атланта и Геракла – последний вне всякого сомнения изображает самого короля Эрика, который с короной на голове прибивает звезду на небо в созвездии Льва – явный намёк на его коронацию в 1561 году! 

 


Это же изображение крупным планом. 


Изображение бога войны Марса на медальоне на правом наплечнике рыцарского доспеха должно символизировать силу, мужество и хитрость, а также намекает на популярную в то время «теорию» происхождения шведов от… троянцев, на стороне которых Марс как раз и сражался в Троянской войне.


В доспешный гарнитур для всадника и его коня обязательно входило ещё и седло. В коллекции Оружейной палаты Дрездена имеется много рыцарских сёдел, оформленных совершенно роскошным образом… 

 


При этом стилевое оформление седла (и стремян!) точно соответствовало оформлению доспехов всадника и конской брони! 


Крылатый конь Пегас на забрале шлема армэ должен обратить внимание на поэтический дар Эрика XIV, ведь он считался покровителем поэтов и риторов. Здесь мы видим прямой намёк на красноречие короля, так что размещение его на забрале возле рта совсем не случайно.


А вообще, в Оружейной палате Дрездена выставлено поразительно много прекрасно изготовленных доспехов, причём «всадники», в них облачённые, сидят на столь же прекрасных, ну прямо-таки словно живых конях! Вот, например, один из таких роскошных гарнитуров – парадные доспехи Христиана I Саксонского, работы мастера Антона Пеффенхаузера. И всё-таки доспехи короля Эрика XIV среди них, наверное, самые красивые! 


То есть доспех, как самого рыцаря, так и его коня, всеми доступными средствами визуализации образов намекал как на высокие, так и на сугубо королевские достоинства его обладателя. Но… именно с этим доспехом ему больше всего и не повезло. Обидно, что он его даже ни разу не увидел…

Картина дня

наверх