Для начала попробуем разобраться чем Творец отличается от Бога в Православии.
В христианстве существует устоявшееся представление об «именах Божиих», имеющее корни в Священном Писании, и в частности - Ветхом завете, где библеисты насчитывают около ста различных имён Бога.
В древности имени придавалось сакральное значение.
В исследовании «Священная тайна церкви», митрополит Илларион Алфеев, рассматривая историю развития учения об именах Божиих, и ссылаясь на мнения богословов (в частности, архимандрита Неофита Осипова, профессора Оскара Кульмана) пишет, что в ветхозаветной традиции имя почиталось не просто «названием» предмета или человека, но абсолютным выражением его сущности. Но, поскольку считается, что Бог в Своей сущности непознаваем, то каждое из имён – лишь попытка выразить некое свойство, присущее Творцу. Самыми распространёнными в Писании являются имена «Бог» и «Господь».Словом «Бог» было переведено на славянский язык еврейское «Элохим», то есть – божество.
В греческом переводе Библии, именуемом Септуагинтой, оно было переведено словом «Теос».
«Элохим», грамматически – это «боги», однако, слово употребляется по отношению к единому Творцу и в текстах соседствует с единственным числом других частей речи. Исследователи считают, что таким образом обозначалось величие Божие, а само имя выражало Бога как Создателя и Творца.
У слова «Господь» более сложная история.
Согласно Писанию, на горе Синай, помимо заповедей, Бог открыл Моисею и Своё имя.
В переводе на русский язык оно звучит как «Я есть сущий/ существующий» (Книга Исход, 3:14).
В древнееврейской письменности не обозначались гласные, потому на письме это имя состояло из четырёх согласных букв, которые в латинской транскрипции выглядят как YHWH. Это буквенное сочетание называют тетраграмматон.В иудаизме с ветхозаветных времён оно считалось священным и запрещалось для произношения вслух, исследователи полагают, что оно прочитывается примерно, как «Яхве».
Иудеями же во время храмовых молитв вместо него обычно употреблялось другое слово – «Адонаи», что и означает «Господь».
В греческом языке оно было переведено как «Кириос». Традиционно это имя выражало такие свойства Бога как милосердие и справедливость.
В христианской традиции отношение к имени иное, чем в ветхозаветной, а потому какой-либо существенной для жизни христианина сакральной разницы между употреблением понятий «Бог» и «Господь» нет.
А теперь вернемся к обещанной теме О «Свободе выбора».
Здесь я не стану ничего говорить от себя лично, а просто перепечатаю, текст из лекции митрополита Антония Сурожского, чтобы меня не заподозрили в свободном толковании Писания. А каждый из вас, я думаю, сам разберется и поймет то, что возможно до конца не понимал. Тем более, что понимаем мы все по-своему, даже читая одно и тоже. Понимаем ровно настолько, насколько позволяют нам собственные познания на сегодняшний момент времени. И так:
"Когда мы говорим, что Бог - это любовь, мы не имеем в виду, что Он - одна чувствительность и доброта. Мы ничего не знаем о той любви, которая есть Сам Бог. И всё-таки на вопрос, в чём проявляется Божья любовь, ответ мы знаем:
Он вызвал к существованию весь мир, и это поставило перед Ним серьезные и опасные проблемы. И самая опасная это - сотворение человека.
Если бы Бог создал человека наподобие механизма, который, будучи приведен в действие, отлаженно работал, то в этом не было бы любви, а была бы изобретательность, и, возможно, гениальность. Но в сотворении человека присутствует трагический момент:
Каждому человеку Бог дал свободу. Право быть собой по собственному выбору, и последствия этого выбора пали на все остальные Творения Божьи. Они повлияли на их ответ, и на их выбор, а также трагически отозвались для Самого Бога.
Право, данное человеку, принимать решения о себе, о своей судьбе, о своих отношениях с Богом, с самим собой и с ближними, неразрывно связано с Воплощением Сына Божьего, что означает, что Бог принял на Себя плату за предательство человеком своего "Я", за предательство им своего призвания, за предательство своего Создателя.
И результат этого - Воплощение Сына Божьего, который стал одним из нас (Иисус в физическом воплощении материального мира), ради нашего спасения.
Любовь, понятая так, - нечто совершенно иное, чем синтиментальная доброта или дружба. Она означает готовность Бога взять на Себя все последствия Своего творческого акта, но ещё и последствия того, каким образом всякое Творение Божье распорядится своей собственной жизнью. И такая любовь трагична. ..."
(всё таки не могу обойтись без своих собственных комментариев, и вам предлагаю, так же поступить после прочтения) - Обычно священники об этом умалчивают в своих проповедях, что в Боге присутствует трагедия. Иначе это будет воспринято верующими, как принижение Бога. Сделает Его уязвимым, а не великим и всемогущем.
"...Но мы забываем, что слава Божья сияет бесконечно ярче в Его самопожертвовании, чем если бы Он пребывал в невозмутимости безмятежного бытия, наблюдая со стороны трагедию "тварного" (материального) мира.
Вы можете спросить: "Разве возможно, чтобы человек стал причиной трагедии для Бога? Разве возможно, чтобы человек оказал воздействие на Бога, ранив Его своим решением?"
Ответ: Нет, не совсем так, и это делает ситуацию ещё серьёзнее, потому что трагедия присутствует в самом бытии Святой Троицы.
Сотни лет тому назад этот вопрос ставил перед собой святитель Григорий Богослов, и у него вопрос звучал так: "Почему Бог не арифметическая единица, а Троица?
И его ответ был такой:
"Если Бог - это Любовь, то Он не может быть единицей, потому что тогда Ему некого любить кроме Самого Себя. Если бы Он был двоицей, то двое любили бы друг друга, и ни для чего больше не было бы места. Но Бог - Троица, потому что присутствие третьего разрушает ложное единство, и не просто разрушает. Для того, чтобы один из троих мог безраздельно любить другого, третий должен согласиться отступить и оставаться в одиночестве. Но это относится к каждому Лицу Святой Троицы, и ко всем Трем Лицам одновременно.
Двое пребывают в нераздельном единстве, но каждый из них в свою очередь обращается к третьему, к тому, кто принес в жертву их единству само своё существование. И новая двоица, становится единой, в то время как третий готов отступить. Это и есть Бог, в котором любовь и смерть как бы одно и тоже, в Котором взаимная любовь означает обоюднуюю предельную жертвенность."
Надо понять, что человек познаёт эту Тайну изнутри своего собственного опыта.
Посмотрите на отношения матери, отца и ребёнка. Родители порой не только готовы пожертвовать, но на самом деле тем или другим образом жертвуют собой ради ребенка.
Семейные отношения - всего лишь образ, им нельзя всё объяснить, но даже в пределах нашего ограниченного опыта, нам известно, если двое любят друг друга, то любовь их объединяет в одно, и в тоже время, они любят третьего и служат ему.
Это и есть отражение Троицы в человеческом роде, отражение несовершенное, потому что мы слишком далеки от Её жертвенной, распятой и воскрешающей любви, и в то же время заложенного нам изначально, опыта отцовства, материнства или семейной жизни.
В материальном мире есть для этого достаточно примеров.
Во время войны командир послал на опасное задание своего сына, который был младшим офицером в его отряде. Шансов вернуться живым практически не было. Когда его спросили: - "Как вы могли послать собственного сына на смерть?" Отец ответил: "Я мог послать своего сына, но я не мог послать чьего-то сына".
В этом и есть отражение жертвенной любви Святой Троицы и, слава людей, способных так поступать
Свежие комментарии