На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Славянская доктрина

6 457 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Когда и как ветераны спецоперации смогут стать новой элитой России Эксперт Сивков прокомментировал идею Путина о сме...Английский правдо...
  • Юрий Ильинов
    Военный эксперт задал неудобные вопросы по поводу обороны Крыма Соединенные Штаты в рамках анонсированного пакета по...«Отвратительно тр...
  • Юрий Ильинов
    Это все знают: смертная казнь. Увы, взяточники там не кончаются.Разбор завалов в ...

«Любая попытка поглотить Беларусь — это безответственная авантюра»

«Любая попытка поглотить Беларусь — это безответственная авантюра»

Повторится ли крымский сценарий с Белоруссией — объясняет политик, историк, профессор ВШЭ Владимир Рыжков. Беларусь не променяет суверенитет на российский газ, сказал президент Александр Лукашенко российским журналистам. Словно боится, что коллега Владимир Путин захочет решить проблему-2024, став главой нового объединенного государства.

Владимир Александрович, у Лукашенко есть основания опасаться за суверенитет Белоруссии?

— Сам факт такого заявления говорит о том, что какая-то напряженность существует. На 25 декабря запланирована встреча Путина и Лукашенко, и там будет, видимо, большой разговор. Всегда в конце года определяются параметры отношений наших стран, в том числе — параметры российской помощи Белоруссии. Объемы поставок нефти, цена на нефть, цена на газ и прочие дела. И Лукашенко уже много лет использует одну и ту же тактику: осенью он обостряет риторику.

Начинает, например, намекать, что его и на Западе могут полюбить…

— Да, если вы посмотрите историю, то каждую осень возникает если не конфликт, то острые дебаты, так это назову, между Белоруссией и Россией. Затем происходит встреча на высшем уровне — и все вопросы тихо-мирно решаются. Поэтому здесь два варианта. Первый — Лукашенко просто нагнетает ситуацию перед очередной решающей встречей, где будет определяться объем помощи. Второй — на самом деле идет какой-то зондаж со стороны Москвы по поводу более глубокой интеграции Белоруссии.

Помните, когда-то и с Украиной по осени всегда случались обострения, их даже называли «газовыми войнами»?

— Да-да, с Украиной тоже речь шла об объемах поставок газа, о цене газа, о цене транзита через Украину, и каждый раз это было такое осеннее обострение.

То есть Белоруссии в перспективе и развитие событий может грозить такое же, как было с Украиной?

— Я бы не стал сравнивать украинскую ситуацию с белорусской, они принципиально разные. Белоруссия не заявляет о намерении интегрироваться в Европейский Союз, не планирует вступить в НАТО, не говорит о своем прозападном курсе. А с Украиной вся острота возникла как раз тогда, когда власти страны, первым был Ющенко, начали достаточно резкую переориентацию на Запад. Белоруссия — участник Союзного государства, участник евразийской интеграции, она наш главный геополитический союзник, она не говорит о переориентации на Запад. Так что ситуации абсолютно разные. Здесь все-таки речь идет в наибольшей степени об объеме трансферта, который Белоруссия каждый год получает от России.

О каких суммах идет речь?

— По разным оценкам, это от $4 млрд до $7 млрд. На такие суммы мы ежегодно оказываем Белоруссии безвозмездную помощь. За последние 20 лет Белоруссия получила от России порядка $120 млрд. Это громадная помощь. Так что это такой финансово-экономический спор: сколько Белоруссия получит в 2019 году.

Белорусские власти, в частности — самого Лукашенко, такая зависимость от России не тяготит?

— А нет выбора. Беларусь, в отличие от, скажем, богатых Азербайджана или Туркменистана, не располагает природными ресурсами. У них главный доход идет от реэкспорта российских нефтепродуктов. Они перерабатывают их на своих НПЗ и продают в Европу. Еще у них есть довольно крупное производство минеральных удобрений, которое приносит им прибыли. И вся экономическая модель Белоруссии основана на работе на российский рынок.

После введения санкций у нас появились белорусские креветки. Ну и белорусский сыр, конечно.

— Это не только сельхозпродукция, но и всякие там тракторы «Беларусь», БелАЗы, МАЗы и так далее. Но этого не хватает для того, чтобы поддерживать платежный баланс. И им ежегодно нужна масштабная помощь. Конечно, это их тяготит. Ну а выбор какой? Если они останутся без российской помощи, страна просто обанкротится. Так что это жестокая необходимость, деваться им некуда.

Что значит — необходимость? Разве они не сами так привязали себя к России, не пытаясь развивать другие рынки?

— Развивать другие рынки — не такая простая задача. И мы видим пример Молдовы — одной из беднейших стран Европы. Есть пример Армении, которая не имеет выхода к морю, турецкая граница у нее заблокирована, с востока у них враждебный Азербайджан. И что делать? Теоретически можно порассуждать, что они могли бы эффективно развить рыночную экономику и процветать.

Например.

— Во-первых, не факт, что это получилось бы. Во-вторых, такая социально-экономическая модель уже сложилась: полная зависимость от России.

Разве она сама сложилась, а не от нежелания ее поменять? Вспомните пример Грузии: там тоже переживали, когда Россия запретила импорт «Боржоми» и грузинских вин, у них тоже других рынков не было. Но ничего — начали развивать и, в конце концов, у них экспорт в другие страны превысил экспорт в Россию до эмбарго.

— Да, я знаю эту ситуацию. Но Грузия — совсем другой случай. У них огромный сектор экономики — это туризм. Там есть что посмотреть, там тепло, мандарины, хинкали, вино. Белоруссия — довольно суровая в природном отношении страна: болота, озера. Смотреть там особо нечего. Сложно сравнивать ее с Грузией. Да и Грузия живет не так хорошо, как может показаться, это тоже бедная страна.

Тогда, может быть, Белоруссия и сама захочет полностью интегрироваться в Россию — так, как это сделал Крым?

— Нет-нет, это невозможно. У меня хорошие связи с белорусами, я отслеживаю ситуацию в этой стране, знаю соцопросы. Белорусы очень сильно привержены своему суверенитету, там подавляющее большинство населения выступает за государственный суверенитет. Даже оппозиция, которая терпеть не может Лукашенко, поддерживает его как гаранта суверенитета. Так что с Крымом тут принципиальная разница. В Крыму, судя по всему, действительно большая часть людей хотела в Россию. Можно обсуждать, насколько референдум был сфабрикован, сманипулирован, но большинство, похоже, действительно за интеграцию с Россия. Белоруссия — абсолютно другой случай, там большинство за суверенитет.

В Крыму люди действительно очень хотели присоединиться к России, я была там во время референдума и понимаю, почему. Все заборы были увешаны плакатиками со сравнением зарплат и пенсий в Украине (низких) — и в России (высоких), везде рассказывали, как каждый врач и учитель получит квартиру, и так далее.

— В Крыму реально при Украине жили плохо, она почти ничем Крыму не помогала.

Белоруссию тоже можно оклеить такими плакатиками.

— Там за постсоветские годы сложилась очень сильная национальная идентичность, в России этого недооценивают. Народ там не примет никакую форму вхождения в Россию. Это совершенно невозможно. К тому же есть Западная Белоруссия, есть польский сегмент и так далее. Если там провести более-менее честный референдум, то 70% белорусов выскажутся против.

Это авторитарная страна, какой надо референдум — такой и будет. И по телевизору людям можно вложить в голову все что угодно.

— Это правда. Но белорусская элита тоже не хочет интегрироваться в Россию. И Лукашенко не хочет. Белорусская элита тоже хочет, чтобы у них было свое государство, а не шесть областей России наравне с Тамбовской и Рязанской. Там есть национальный консенсус и в обществе, и в элитах, что союзное государство — да, евразийская интеграция — да, помощь от России — конечно, но ни в коем случае не потеря государственного суверенитета. Это для них абсолютно неприемлемо. Собственно, об этом Лукашенко и сказал.

Хорошенький суверенитет, когда полностью зависишь от соседа… Знаете, я тепло отношусь к Белоруссии, но не очень понимаю, почему я должна помогать ей материально. Разве это не мои деньги?

— Да, это наши с вами деньги. Это гигантские деньги — $120 млрд. Можно было бы пенсионный возраст не поднимать.

Именно. Может быть, России выгоднее самой перерезать эту пуповину и строить отношения как-то иначе?

— Нет, Россия этого сделать не может. Во-первых, есть аргументы военных. У нас интегрированная военная инфраструктура. То есть фактически Россия и Белоруссия представляют собой единый военный организм. Там есть радиолокационные станции, мы проводим совместные учения, фактически Белоруссия — это часть нашей глобальной обороны. Во-вторых, есть проблема Калининграда, где живет 900 тысяч российских граждан. Любые проблемы в белорусско-литовском транзитном коридоре недопустимы. Есть авиационная связь, но все серьезное перевозится по земле — поездами через Белоруссию и Литву. В-третьих, Белоруссия — это главный коридор для транзита импорта в Россию из Европы. По Минскому шоссе идут каждый день тысячи фур. Четвертая вещь — символическая: это наш стратегический союзник. А их у нас почти совсем не осталось. И даже символическая потеря такого союзника для нас неприемлема. Поэтому о «разрезании пуповины» речи не идет. Речь идет только о цене вопроса: сколько. Мы союзники, все остается как есть, вопрос — сколько и чего на следующий год. В долларах.

Не может же такая ситуация быть вечной.

— Почему?

Например, когда-нибудь в России правительство может смениться на более прагматичное, тогда Белоруссия останется у разбитого корыта в один день.

— Американцы на протяжении 50 лет дают примерно миллиард долларов Израилю на поддержание вооруженных сил. Многие десятилетия они дают миллиард долларов ежегодно Египту.

Одно дело — поддерживать что-то в стране, которая и сама неплохо справляется со своей экономикой. Совсем другое — просто содержать соседа.

— Вы и представить не можете, сколько мы содержим разных стран.

Сколько?

— Мы содержим Приднестровье. Долг Приднестровья по газу около $60 млрд. На миллиард-полтора долларов ежегодно мы оказываем помощь Армении. Мы гигантскую помощь оказываем Таджикистану и Киргизии. Ну, понятно — Крым. Сотни миллионов долларов мы тратим на Донбасс. Мы помогаем Венесуэле. Мы списываем многомиллиардные долги Кубе. Где-то в год объем нашей помощи друзьям — $25-30 млрд. Ежегодно. И это минимальная оценка. Из этой суммы всего $4-7 млрд — Белоруссия.

Очень жалко денег, потому что нас-то самих просят держаться, потому что денег нет.

— Что делать, это внешняя политика.

Что мы получаем взамен?

— Я уже сказал: символических союзников, сухопутные коридоры и так далее. Здесь прагматизм проявляют обе стороны. Но понятно, что Лукашенко хочет большего объема помощи. И Путин, естественно, предпочел бы тратить деньги внутри страны. У нас своих проблем хватает. Вот примерно об этом они и будут говорить на повышенных тонах 25 декабря. И будет принято какое-то соломоново решение.

Вы уверены, что таким «соломоновым решением» не станет «слияние в форме поглощения»?

— Любая попытка поглотить Беларусь — это безответственная авантюра. Если такая попытка будет предпринята, то издержки для России будут просто колоссальные. Мы получим и сопротивление белорусского общества, и эскалацию, и новые санкции против России. И это обойдется нам гораздо дороже, чем просто помощь Белоруссии.

Ну и что? С Грузией, с Украиной тоже можно было действовать деньгами, но мы, как известно, не боимся таких издержек.

— Лично я — боюсь. Но за Кремль я не поручусь.

Минск-Москва-2018: Лукашенко надеется на щедрость Кремля

Белорусскому батьке придется пойти на уступки России, чтобы избежать «голодных бунтов»

На фото: президент Белоруссии Александр Лукашенко во время встречи с президентом России Владимиром Путиным в Кремле
На фото: президент Белоруссии Александр Лукашенко во время встречи с президентом России Владимиром Путиным в Кремле
(Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС)

Во вторник, 25 декабря состоялась встреча президентов России и Белоруссии Владимира Путина и Александра Лукашенко, которая продолжалась около четырех часов. Несмотря на длительность переговоров и высказывания сторон о том, что они были конструктивными, очевидно, добиться конкретных результатов не удалось. Поэтому главы государств договорились провести еще одну встречу до Нового года.

«В первую очередь это связано с желанием президента России глубже вникнуть в суть проблем, чтобы найти пути их решения. Дата данной встречи будет согласована дополнительно с учетом графиков глав государств», — пояснила пресс-секретарь Лукашенко Наталья Эйсмонт.

Что касается тем, которые были затронуты на уже прошедших переговорах, стороны обсуждали вопросы дальнейшей интеграции государств, предстоящий налоговый маневр Российской Федерации в нефтяной сфере и цены на газ.

«Была достигнута договоренность о создании рабочей группы, которая будет взаимодействовать и состоять из представителей правительства. И эта рабочая группа будет готовить предложения по нашей дальнейшей интеграции и решению тех насущных вопросов, которые беспокоят правительства наших стран», — рассказал первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов.

Кремль сдал «русский алюминий» американцамКремль сдал «русский алюминий» американцам
Отказ российской власти от деприватизации предприятий олигархов приводит к потере контроля над отраслями

Все эти темы остаются достаточно проблематичными в отношениях двух стран. Москва недовольна тем, как проходит интеграция белоруской стороны, в частности, медлительностью партнеров в исполнении многих пунктов союзного соглашения. У Минска претензии чисто экономические и касаются цен на газ и нефтепродукты, которые получает Белоруссия. В частности, белорусское руководство считает, что слишком много платит за газ и цена должна быть снижена, хотя она и так намного меньше, чем контракты для европейских стран.

Еще одна проблема в отношениях — предстоящий налоговый маневр РФ. Дело в том, что сейчас поставки нефти и нефтепродуктов в Белоруссию не облагаются экспортной пошлиной, и потому страна получает их дешевле. Однако со следующего года экспортную пошлину снизят до нуля, взамен повысив налог на добычу природных ресурсов, а он уже будет закладываться в стоимость для Белоруссии. Минск считает, что эти выпадающие доходы Россия должна компенсировать, в Москве придерживаются иного мнения.

Неудивительно, что перед переговорами обстановка была напряженной. Лукашенко даже заявил, что не будет больше называть Россию «братским государством», так как якобы в Москве к власти пришли некие новые люди, которые не воспринимают это понятие. Тем не менее, как считает эксперт по проблемам российско-белорусских отношений Дмитрий Болкунец до Нового года стороны все-таки смогут о чем-то договориться, даже если это будет только временным решением. Прежде всего потому, что сейчас это как никогда в интересах самого Александр Лукашенко, Москве же больше не хочет выступать в роли безвозмездного спонсора.

— Несмотря на все негативные публикации о российско-белорусских отношениях я бы отметил и позитивные тренды, в первую очередь, в области торговли. Динамика торговли позитивная, во многом это обеспечивается за счет поставок энергоресурсов в республику. Для России Белоруссия — это один из приоритетных экономических партнеров. Важно напомнить, что Россия строит на территории Белоруссии атомную электростанцию, которая будет вводиться в эксплуатацию в следующем году. Это важный экономический посыл в сотрудничестве, который президенты наверняка обсуждали.

«СП»: — А о чем не удалось договориться, не зря ведь говорят о еще одной встрече до Нового года?

— Есть несколько основных моментов, о которых идет дискуссия. Самое главное — реализация соглашений, которые были подписаны между двумя странами, в том числе соглашение о создании Союзного государства 1999 года. Мы видим, что не все пункты этого договора были реализованы. Часть его положений находятся уже в введении ЕАЭС. РФ заинтересована в том, чтобы эти пункты выполнялись белорусской стороной.

Но партнеры по-разному видят некоторые положения этого договора и по-разному их интерпретируют. Например, это касается статьи о равных правах субъектов хозяйствования, которая трактуется по-разному. Думаю, на встрече президентов и ранее рабочих групп обсуждался вопрос о том, как трактовать те или иные пункты.

«СП»: — А в чем принципиальное различие?

— Например, Белоруссия требует цену в 70 долларов за тысячу кубометров газа, а не 130, как сейчас, на том основании, что 70 долларов платит Смоленская область. Но в Смоленской области цена формируется за счет особой внутренней модели субсидирования российских регионов, которая, естественно, не распространяется на Белоруссию. Белорусской стороне необходимо согласится с этим, и играть по тем правилам, которые сложились.

Россия тоже имеет свои экономические интересы, и Белоруссия не может покупать газ по такой же цене, что российские регионы. В противном случае, республика должна стать частью Российской Федерации. То же самое касается нефти. Лукашенко требует компенсировать ему выпадающие доходы от предстоящего налогового маневра. Но этот маневр проводится для модернизации российских НПЗ. Это внутренние дела самой РФ, и непонятно, почему она должна компенсировать соседнему государству эти убытки. Лукашенко ведь не просит компенсаций у Казахстана или у Польши.

Это экономический спор, которая белорусская сторона переносит в русло политики. Белоруссия сильно зависит от России в области поставок энергоресурсов, и любые проблемы, которые возникают в экономике республики, Лукашенко переносит на российский блок и пытается находить виновных за пределами страны.

«СП»: — Почему стороны так торопятся провести новую встречу?

— Уверен, что это инициатива белорусской стороны. Лукашенко идет на президентские выборы, и для него важно получить максимальные преференции от Москвы, добиться уступок по всем вопросам. У России сейчас развязаны руки, и она требует от Минска выполнения всех ранее подписанных соглашений. Поэтому Лукашенко взял паузу для того, чтобы подумать, как жить дальше.

Очевидно, что следующий год будет для него очень непростым. Но и Россия заинтересована в стабильном развитии Белоруссии, чтобы там не было революций и майданов. Поэтому Москва приложит максимум усилий, чтобы Белоруссия оставалась надежным партнеров РФ.

Утерли нос Западу: Цены на еду у нас растут в три раза быстрееУтерли нос Западу: Цены на еду у нас растут в три раза быстрее
Новогодний салат оливье для россиян становится слишком дорогим удовольствием

Хотя нельзя не упомянуть, что в последнее время в Белоруссии звучат разговоры о том, то есть угроза суверенитету республики со стороны России. Это очень странно слышать на 25-м году президентства Лукашенко. То есть четверть века такой угрозы не было, а сейчас она появилась. Эти предположения ничем не подкреплены. Россия не заявляла никаких территориальных претензий к Белоруссии, не предлагала ей войти в состав РФ.

Все эти разговоры о том, что Москва предлагает войти в ее состав шестью областями — это вброс из Минска, чтобы, во-первых, отправить посыл на Запад о том, что есть угроза оккупации или аннексии со стороны России. Эти тезисы постоянно публикуются в белорусских оппозиционных изданиях. Вторая задача таких обвинений — встряхнуть внутреннюю номенклатуру, а третья — попытаться набрать очки на Западе. Но Москва знает обо всех этих вбросах и на них не реагирует.

«СП»: — Удастся ли в итоге договориться о чем-то или стороны останутся при своем мнении?

— Практика показывает, что все сложные проблемы в отношениях двух стран разрешались после личных встреч президентов. Не исключаю, что в конце месяца, скорее всего, 31 декабря, они найдут общую формулу, которая устроит обе стороны.

«СП»: — Это очередной компромисс, например, Россия предоставит скидку на газ и нефть?

— Я практически уверен в том, что скидок по газу и по нефти больше не будет. Если финансовый вопрос будет стоять очень уж остро, Россия, скорее, выдаст какой-то кредит. Возможно, в конце года стороны договорятся о временном варианте.

Что касается газа, договор на его поставки уже подписан, и Москва будет руководствоваться им. Минск же требует установить цену на газ до 2025 года, но это невозможно, это фантастика. Это подчеркивает, что Лукашенко планирует свой президентский цикл на пять лет вперед и хочет выжать максимум из этих соглашений.

Похоже, что Александр Лукашенко собирается провести выборы президента осенью 2019 года. С посланием к народу он будет обращаться досрочно, в феврале 2019 года, и ему нужно что-то донести гражданам. Если он идет на выборы на пять лет и если предположить, что Владимир Путин покинет свой пост в 2024 году, получится, что Лукашенко пересидит уже третьего президента России. У меня есть большие сомнения в том, что Москва хотела бы, чтобы в Белоруссии и дальше оставался бессменный единоличный лидер. Не исключаю, что персональная поддержка Москвы Александру Лукашенко теперь будет минимальной, в отличие от прошлого, когда он получал максимальные поблажки.

Батька Лукашенко назло России лезет в пеклоБатька Лукашенко назло России лезет в пекло
Минск плетет настоящий заговор против Москвы, чтобы отстоять свою независимость

«СП»: — А что, если Минск начнет традиционно грозить «уйти от Москвы», если ему не предоставят требуемые уступки?

— Белоруссия никуда уйти от Москвы не сможет по экономическим причинам. Это стало бы огромной экономической и социальной катастрофой для страны. Как только какой-то политик предпримет подобные шаги, в стране начнутся голодные бунты. 90% всей нефтехимической продукции поставляется на российский рынок. Потеря этого рынка обернется огромной катастрофой для республики. Поэтому все разговоры о братьях или не братьях — это для внутренней публики, успокоения своего окружения и чиновников, а также части избирателей.

В Москве понимают, что это только риторика. Хотя обида со стороны российского руководства остается. Вести таким образом публичное выяснение отношений не очень корректно, особенно в условиях близких двусторонних отношений. Позволять себе регулярно оскорблять российское руководство, министров и чиновников, даже угрожать некоторым из них арестом (я говорю о том, когда Лукашенко весной этого года требовал арестовать главу Россельхознадзора Сергея Данкверта за то, что он блокирует поставки белорусской молочной продукции) недопустимо.

Я не помню других таких случаев, разве что кроме Украины, которая себя так вызывающе ведет. Когда белорусский президент переходит такие барьеры, думаю, ему потом предъявляют претензии, которые обсуждаются в закрытом формате, чтобы не нагнетать обстановку. Россия не заинтересована в конфликте, она заинтересована в нормальном развитии двусторонних отношений.

Что Россия получает от вложений в Венесуэлу?

В обмен на скромные кредиты и помощь в течение последнего десятилетия Россия получила во владение значительные доли, по крайней мере, в пяти нефтяных месторождениях Венесуэлы, которая обладает крупнейшими в мире запасами «чёрного золота». И это не считая двух месторождений природного газа в Карибском море. Более того, Венесуэла в обмен на 1,5 млрд. долл. отдала в залог «Роснефти» более 49,9% акций Citgo, госкомпании, работающей в Соединённых Штатах и имеющей, в частности, три нефтеперерабатывающих завода на побережье Мексиканского залива и сеть трубопроводов по всей стране.

Нужна ли нам Венесуэла?

Российские советники находятся при правительстве Венесуэлы, помогая вывести страну из состояния банкротства. В этом году они помогли организовать введение новой криптовалюты «Петро», чтобы сохранить возможность оплаты за нефть, избегая при этом санкций США, затрагивающих долларовые операции в стране.

Все ещё представляющие угрозу силы обороны Венесуэлы, когда-то являвшиеся исключительно американским клиентом, теперь оснащены российскими пушками, танками и самолётами. Их финансирование осуществляется за счёт предоплаты поставок нефти российским клиентам. В прошлом году Мадуро с издёвкой ответил президенту США Дональду Трампу на его угрозу использовать американские вооружённые силы: с помощью России мы превратились в неприступную крепость.


Путин «продвигает» Россию на всех континентах

Стоит напомнить, что при Владимире Путине Российская Федерация довольно быстро смогла значительно нарастить влияние на Ближнем Востоке. В каком-то смысле Москва за счёт помощи Сирии начала зарабатывать себе репутацию, которая может в перспективе даже превзойти авторитет СССР. Параллельно с этим РФ становится всё более важным торговым партнёром для целого ряда азиатских стран. Более того, Россия превращается в глобального поставщика крайне эффективных вооружений. Теперь же к этому можно добавить и рост влияния РФ в Латинской Америке.

Пока что у Москвы нет повода сомневаться в лояльности Каракаса. Венесуэла всячески демонстрирует готовность к более тесному сотрудничеству. Недавний полёт российских ракетоносцев, как и разговоры о новой базе для РФ на территории латиноамериканской страны – это явный сигнал к тому, что Кремль де-факто уже имеет в своём распоряжении политический форпост в Западном полушарии.

Кстати, США пока что ничего с этим сделать не могут. Санкции уже введены, причём как против Венесуэлы, так и против России. А ведь именно американские ограничительные меры в будущем будут выступать дополнительным стимулом к сближению Москвы и Каракаса независимо от того, будет ли у власти Мадуро или нет. Венесуэле объективно нужен партнёр, который готов вести дела, несмотря на давление со стороны США. Россия – это идеальный вариант, поэтому Каракас будет готов на многое ради такого выгодного сотрудничества с Москвой.

Андрей Трошкин: Политическая устойчивость регионов СФО накануне 2019 года

Чтобы исправить ситуацию с низкими рейтингами доверия, власти придется научиться прислушиваться к мнению граждан и работать усерднее

Сибирские регионы, как и большинство других, в 2019 год входят в условиях пониженного уровня доверия к власти. Снизившиеся после непопулярных реформ рейтинги Владимира Путина, Дмитрия Медведева и "Единой России" будут влиять на политическую стабильность регионов особенно тех, где предстоят выборы различного уровня. В Сибирском федеральном округе таких регионов немного. Практически все губернаторы были избраны в 2017 и 2018 году, также, как и большая часть законодательных собраний.

В 2019 году работа властей в Москве будет оцениваться по 15 параметрам Путина, по выполнению майских указов и рейтингами ведущих политологических рейтингов. А жители регионов будут оценивать эффективность власти по количеству денег у них в кошельке после всех коммунальных выплат и роста налогов, насколько чистым воздухом они дышат, по условиям, в которых они живут и по другим факторам. Чтобы исправить ситуацию с низкими рейтингами доверия, властям придется научиться считаться с народом и работать усерднее.

Условно сибирские регионы разбиты на три зоны. Тревожные регионы – в красной, стабильные – в жёлтой, авангард – зелёные.

Красная зона (Низкая стабильность)

Республика Хакасия

В новый год Хакасия входит в зоне низкой стабильности (самый тревожный сибирский регион), но в течение следующего года, если будут хорошие результаты, регион может показать рост. Наиболее сложная проблема для республики на сегодня – неудовлетворительное состояние экономики. Регион остается под внешним управлением и Валентину Коновалову необходимо решить эту проблему.

Смена губернатора прошла в острой конкурентной борьбе на волне мощного протеста. Безусловно, на это повлияло плачевное экономическое состояние региона и низкий уровень доверия к экс-главе Виктору Зимину. С одной стороны, приход нового губернатора и ротация в правительстве могут повлиять на устойчивость в положительную сторону. С другой стороны, недостаток опыта нового главы региона и кадровый дефицит снижают положительный эффект и не обеспечивают на текущем этапе роста политической устойчивости и более того, сохраняют риск усугубления ситуации.

Валентин Коновалов.

Еще важно то, что в результате выборов в Верховный Совет "Единая Россия" не смогла набрать большинства, а КПРФ в коалиции с ЛДПР теперь способны проводить необходимые законопроекты и инициативы. При должном уровне профессионализма депутатов оппозиционных фракций это может позитивно сказаться на политической устойчивости, если они не имеют высокого уровня компетенций и будут "тянуть одеяло на себя", то это приведет к негативным последствиям. Это же касается и новых лиц, которые приходят к руководству в регионе.

Иркутская область

В Иркутской области начинается длинный политический цикл в условиях конкуренции как минимум трех политических групп, которые достаточно хорошо обеспечены ресурсами для борьбы за власть. Муниципальные выборы пройдут в следующем году. Они определят стартовые позиции ключевых сил, заинтересованных в губернаторском кресле. Кроме того, предстоит битва за пост мэра Иркутска. Сергей Левченко, Сергей Сокол и Дмитрий Бердников – основные фигуры предстоящего политического процесса.

Сергей Левченко.

В Иркутской области нас ждет в 2019 году один из самых захватывающих и интересных избирательных процессов в стране, много компромата, "черного пиара" и громких уголовных дел. Пример того, что мы будет там наблюдать, был в уходящем году на выборах в Заксобрание в этом же регионе. Там "Единая Россия" потеряла большинство, но продолжает сохранять контроль за региональным парламентом за счет коалиции с ЛДПР, СР и ГП.

Регион будет находиться в зоне низкой стабильности весь следующий год и после того, как будет понятна новая политическая конфигурация, можно будет пытаться прогнозировать дальнейший уровень стабильности политической устойчивости.

Республика Алтай

Республика Алтай также находятся в зоне низкой стабильности. Ход избирательных процессов определит к концу 2019 года, как регион будет жить в дальнейшем. Предстоящие выборы главы региона и Государственного Собрания Республики Алтай ставят регион в центр внимания. Влияние избирательных процессов будет определять политическую устойчивость региона.

На сегодня "Единая Россия" имеет в регионе уверенное большинство, но из-за понижения доверия к власти, ее результаты могут серьезно ухудшиться. В выборах помимо системной оппозиции намерены принимать участие множество малых партий, что из-за их низкого кадрового потенциала приведет к скандалам и дальнейшей разбалансировке политической устойчивости.

Александр Бердников.

Еще один фактор, который снижает политическую устойчивость региона – желание Александра Бердниковапойти на новый срок. Он уже более 10 лет руководит регионом. Его замы фигурируют в громких коррупционных скандалах. Кроме того, ему уже 65 лет. Возраст выхода на почетную пенсию. Его участие в выборах может привести к ситуации, которая произошла в Хакасии. К тому же вероятна потеря контроля над Госсобранием. Главой может стать представитель оппозиционной силы. Вредят политической стабильности в регионе кланы, которые не намерены прощаться с властью, а при возможности желают расширить свое влияние.

Жёлтая зона (средняя стабильность)

Новосибирская область

Новосибирская область претендует на вхождение в зелёную зону (высокая стабильность), но пока сохраняется непонимание вокруг "пакта Травникова-Локотя-Шимкива" и выборов мэра Новосибирска, о высокой стабильности не может быть речи. У пакта есть противники в городе и как воспримут объяснение губернатора-единоросса, который поддерживает коммуниста Локотя не совсем ясно. В условиях отсутствия серьезных соперников Анатолий Локоть спокойно станет мэром Новосибирска, а если выборы будут выиграны в высоко конкурентной среде, как это было в 2014 году, можно будет смело констатировать наличие реальной демократической традиции в городе, а не ее имитацию.

Андрей Травников и Анатолий Локоть.

В целом ситуация в регионе под конец года стабильная. Андрей Травников без особых затруднений выполняет обязанности высшего должностного лица. Он пользуется доверием и поддержкой на федеральном уровне, что подтверждается вниманием президента к одному из базовых проектов – Академ 2.0. Он вошел в генеральный совет партии "Единая Россия" и в ближайшее время в Новосибирске ожидается долгожданная ротация руководящих партийных органов, в том числе и секретаря регионального политического совета партии. Вокруг концессий с участием "Группы Вис" прежней шумихи нет, так что их реализация вопрос времени. Возможно, в следующем году и будут попытки обострить эту тему под выборы мэра, но пока что все игроки удовлетворены текущим положением дел, а недовольные не способны обеспечить достаточного резонанса. Идет подготовка к Молодежному чемпионату мира по хоккею 2023 года, который примет Новосибирск в новом стадионе.

Постепенно обновляется управленческая команда губернатора. В регион приезжают менеджеры из Вологды. Правда, занимают они не самые высокие должности. Некоторые посты создают специально для товарищей губернатора. Но ключевые, по-прежнему, занимают местные кадры. В этом плане Травников верен своему слову и опирается на региональные элиты, как и говорил во время избирательной кампании. Новосибирская область начинает входить в большой политический цикл 2019-2020 гг. В 2019 будет избран мэр, а через год пройдут региональные выборы всех уровней: от муниципальных до депутатов Законодательного собрания.

Республика Тыва

Республика Тыва из-за своего отдаленного положения не является политически активным регионом. Сильное влияние на территорию оказывается министром обороны Сергеем Шойгу. Авторитет президента и министра обороны лично поддерживается главой региона Шолбан Кара-оолом. Он переизбрался в 2016 году и еще относительно молод. Главе региона 52 года.

Сергей Шойгу и Шолбан Кара-оол.

Все ключевые республиканские СМИ под контролем, а малочисленная оппозиция не имеет серьезных медиа-ресурсов. Да и в принципе, никаких ресурсов, потому и повлиять на устойчивость не в состоянии. Жесткая клановая структура региона не позволяет изменять политическую конъюнктуру без вмешательства федерального центра, который в настоящий момент не заинтересован в изменении ситуации в сторону демократизации политических процессов в республике. Выборы в Верховный Хурал, которые пройдут в следующем году, скорее всего, особо не повлияют на политическую устойчивость. В связи с этим Тыва будет в 2019 году находиться в состоянии "обособленного" середняка.

Алтайский край

Самые слабые позиции в жёлтой зоне сохраняются у Алтайского края. Политическая устойчивость характеризуется балансированием между желтой и красной зонами. Виктор Томенко показал худший результат на выборах губернатора в Сибири, причем конкурентное поле было полностью зачищено, а его соперниками были не самые сильные кандидаты.

Очень медленно происходит ротация политических элит, на которую надеялись с уходом предыдущего главы Александра Карлина. Формирующаяся команда Томенко вызывает много критики. Его тренд на открытость никого особо не вдохновил. Политическая жизнь Алтайского края идет также, как шла при ушедшем губернаторе. Нет, разочарование новым главой еще не произошло. Элиты предпочитают пока что обвинять в неэффективной работе окружение главы региона, а сам губернатор, по их мнению, не владеет в полной мере информацией о том, что происходит в крае.

Виктор Томенко.

Вхождение в генсовет "Единой России" подтверждает сохранение кредита доверия на федеральном уровне, но происходило это на фоне крупной коммунальной аварии в Барнауле, когда множество жителей города находились более суток без тепла в морозы под -30 градусов и в режиме ЧС в некоторых краевых городах. Политическую окраску эти бытовые происшествия получили из-за молчания губернатора, которое расценили как игнорирование проблемы.

В целом возникает ощущение, что губернатору Алтайского края Виктору Томенко тотально не везет. В регионе, где сохраняется высокая активность оппозиционных сил, нужно быть более хватким и решительным. Крупных выборов в 2019 году не планируется, так что у Томенко для овладения новыми управленческими компетенциями времени будет достаточно.

Зелёная зона (высокая стабильность)

Красноярский край

Губернатор Александр Усс, который избрался в уходящем году, не является внешним назначенцем, что заложило высокую политическую стабильность в регионе. Красноярские элиты давно добивались прихода "своего" на должность губернатора и удовлетворение этих ожиданий позитивно сказалось на устойчивости региона. Ключевые выборы в регионе прошли, так что следующий год должен быть спокойным. Администрация губернатора сформирована, дефицита кадров нет. У "Единой России" большинство и в Законодательном собрании, и в Красноярском горсовете, ключевые портфели также у единороссов. Усс продолжает оказывать влияние на законодателей, имея там огромный авторитет. До избрания губернатором он был председателем Заксобрания с 1998 года.

Александр Усс.

Несущим экономическим проектом является крупнейший в Сибири инвестиционный проект "Енисейская Сибирь", который охватывает три региона: Красноярский край, Хакасию и Тыву. Большие инвестиции получает Красноярск во время подготовки к Всемирной зимней универсиаде, которая пройдет в марте 2019 года.

Из проблем, которые актуальны для Красноярского края, отметим плохую экологическую обстановку, на улучшение которой потребуются серьезные инвестиции и несколько лет работы. Актуальна проблема с дольщиками. Под конец уходящего года они активизировались и в следующем году этот вопрос обещает оставаться в центре внимания.

Томская область

Устойчивость Томской области держится на преемственности и консенсусе элит. Эта "традиция" заложена во времена губернаторства Виктора Кресса. Тогда же и формировалась "корневая система" элит, которая до сих пор держит регион в своих руках. Ключевые экономические игроки встроены во власть на разных уровнях. Главной экономической силой является "Газпром", а губернатор Сергей Жвачкин является бывшим топ-менеджером корпорации. Нефтяники имеют портфели в администрации области, лесники – в парламенте. В Томске мэр – владелец крупнейшего регионального налогоплательщика. "Росатом" в закрытом городе Северск. Глава города Николай Диденко в хороших рабочих отношениях с Сергеем Кириенко.

Сергей Жвачкин.

"Единая Россия" имеет тотальное преимущество в регионе, серьезной оппозиции нет. КПРФ и СР встроены в вертикаль. Самые активные критики – ЛДПР (Алексей Диденко), но они также встроены в вертикаль через федеральный уровень. Есть слабая внесистемная оппозиция. Регион является стабильным в экономическом и политическом плане.

В последующие годы ситуация не изменится, выборы губернатора и мэра прошли недавно. Горсовет Томска будет избираться в 2020 году, Законодательная Дума в 2021 году. Из последних инициатив отметим отмену прямых выборов глав районных администраций, которую провели под новый год, без обсуждения инициативы с жителями области, с нарушениями регламентов. В целом эта идея прекрасно иллюстрирует, как обеспечивается политическая устойчивость региона.

Кемеровская область

События, которые предшествовали смене власти в Кемеровской области, прогремели на весь мир. Пожар в "Зимней вишне" не оставил вариантов для "вечного" Амана Тулеева и ему пришлось уйти в отставку. Сергей Цивилев, который занял его место, набрал традиционно высокий процент (более 80%), на выборах в Народный совет депутатов единороссы также вне конкуренции. Система, выстроенная Тулеевым, не даёт сбоя и обеспечивает очень высокий уровень управляемости и стабильности.

Сергей Цивилев.

На последнем федеральном съезде "Единой России" Цивилев стал не просто членом партии и членом генсовета, как его коллеги с Новосибирской области и Алтайского края. Его включили в высший партийный совет и в бюро высшего совета, где помимо него есть еще четыре губернатора, которые пользуются большим авторитетом на федеральном уровне. Это демонстрирует его особое место во властной вертикали. Региональные элиты приняли кремлевского ставленника без особых проблем, вопреки мнениям большинства экспертов. Жесткая дисциплина в Кузбассе остается ключевым инструментом обеспечения стабильности.

Поскольку Цивилев является угольщиком, то и основные успехи региона будут связаны с угольными разрезами. Увеличение объемов добычи и экспорта угля является основной экономической целью в последующие годы. Ключевые выборы в регионе прошли, так что ожидать разбалансировки не стоит. Из проблем можно ожидать экологические протесты, в том числе связанные с освоением новых мест добычи угля.

Омская область

Омская область стала третьим сибирский регион, в котором одержал победу кандидат от оппозиции, эсер Александр Бурков. В отличии от Иркутской области и Хакасии, он был согласован с Администрацией президента. Политтехнологическая модель, по которой он выдвигался, теперь берется за основу врио губернаторами в других регионах и скорее всего распространится на все, в которых будут выборы в 2019 году. Шел Бурков самовыдвиженец и в отличие от своих коллег по регионам, не поддерживал инициативы правительства. Например, пенсионную реформу. В результате, он набрал больше всех голосов в процентах по Сибири – более 82%.

В 2018 году ему удалось выбить для региона максимальную сумму федеральных дотаций, как и в 2017 году. Он продолжает демонстрировать высокий уровень лоббистского потенциала. Как известно, для Омской области финансовая проблема является ключевой.

Александр Бурков.

Еще одной проблемой был конфликт между элитными группами, которые претендовали на главное "кресло" региона. Буркову удалось привести её в тлеющее состояние и убрать обсуждение из публичного пространства. "Единая Россия" в регионе устойчива, с другими партиями ей удаётся договариваться. Разбалансировка возможна ближе к 2021 году, когда будет избираться региональное Заксобрание и Госдума.

Под конец года начались громкие перестановки в аппарате губернатора и среди министров. Вероятно, процесс будет продолжен в следующем году. Из несущих проектов, губернатору удалось включиться в график проведения Молодежного чемпионата мира по хоккею 2023 года, для чего будет введен в эксплуатацию стадион, а команда "Авангард", которая является гордостью омичей, вернется домой.

Главе региона предстоит решать финансовые проблемы, также на слуху будет и экологическое состояние региона. Как и для других сибирских городов, актуальна проблема дольщиков.

Картина дня

наверх