На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Славянская доктрина

6 454 подписчика

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Уже фильтруют, уже высылают. Например, нелегалы ринулись в Херсонскую область, их и там достают. Кстати, и в Европе ф...Нотная тетрадь Та...
  • Татьяна Маштакова
    ТМ Как всё сложно : готовы ли наши спец службы к аналогичной работе, которую проделали силовики Китая. Разве есть хот...Нотная тетрадь Та...
  • Юрий Ильинов
    «Коварные планы гибридной войны»: как Запад планирует победить ядерную Россию Доктор военных наук Сивков раскрыл пла..."Парк Победа" : В...

Памятник дюку де Ришельё

Памятник дюку де Ришельё — бронзовый монумент в Одессе, как считается, посвящённый Арману Эмманюэлю дю Плесси, герцогу де Ришельё, открыт в 1828 году.
Но так ли это?
Арман Эммануэль дю Плесси Ришельё (Armand Emmanuel Sophie Septemanie de Vignerot du Plessis, 5eme duc de Richelieu; 1766 — 1822) — французский аристократ, после Великой Французской революции поступивший на русскую службу и в 1804—1815 годах занимавший должность генерал-губернатора Новороссии и Бессарабии. В России его называли Эммануил Осипович де Ришелье.
Последний представитель рода дю Плесси, 5-й герцог (дюк) де Ришельё (duc de Richelieu), прапраправнучатый племянник широко известного кардинала Ришельё. В 1783 году получил придворную должность — стал камергером короля Людовика XVI.
В годы Великой французской революции 1789 эмигрировал, сначала в Австрию, потом в Россию.
Поступил на российскую военную службу, участвовал во взятии Измаила (1790). 21 марта 1791 года удостоен ордена Святого Георгия 4-го класса «За отличную храбрость, оказанную при штурме крепости Измаила, с истреблением бывшей там армии» и именного оружия «За храбрость».
В 1792 году Ришельё предложил Екатерине II проект переселения французских эмигрантов на земли Приазовья, однако проект не получил развития, поскольку бежавшие аристократы попросту отказались селиться в неизвестной им провинции, далекой от Санкт-Петербурга и Москвы. Не получив поддержки своему проекту за границей, герцог некоторое время занимал место при губернаторе Волыни.
В 1796 году, после воцарения Павла I, подал в отставку, уехал в Вену.
17 сентября 1797 года императором Павлом I был назначен вторым шефом лейб-Кирасирского Его Величества полка. Находился на этой должности до 1 декабря 1800 года.
С 1803 года снова в России: Александр I, с которым он был в дружеских отношениях, назначил его градоначальником Одессы, в 1805 — генерал-губернатором Новороссийского края.
При поддержке императора в 1804 году герцог добился снятия с Одессы налогового бремени хотя бы на время: он сумел доказать целесообразность свободного транзита для всех товаров, привозимых морем в Одессу и даже направляемых в Европу.
«Ришелье добился разрешения на открытие (и, разумеется, открыл) коммерческое училище и гимназию. Следом стали появляться частные гимназии, «благородный институт» (будущий Ришельевский лицей), городская больница и театр, выстроенный по проекту архитектра Жана Тома де Томона. Дюк учреждает европейские финансовые институты – биржу, коммерческий банк, страховое общество.
В городе открываются иностранные консульства – Ришелье всячески заманивает предприимчивых людей со всех концов Европы.
На окраине селятся греки-огородники. Немец Миллер открывает шерстомойню. За порядком в городе следят отряды запорожских казаков.
Со временем в Одессе появились улицы с красноречивыми названиями – Молдаванка, Греческая, Польская, Болгарская, Еврейская. Бульвары – Итальянский и Французский. Переулки – Лютеранский и Армянский. Большая и Малая Арнаутские – арнаутами в те времена называли албанцев.
Здесь жили персы, египтяне и британцы.» (Милосердие.ru)
Семейная жизнь:
«Пятнадцати лет от роду Ришельё женили на 13-летней дочери герцога де Рошешуар, Розалии. Брак был весьма своеобразный. В вечер бракосочетания новобрачный отправился в свадебное путешествие один, или точнее — в сопровождении гувернёра. Путешествовал он полтора года, затем вернулся, сделал визит жене и опять уехал. Так продолжалось почти всю жизнь супругов. Эмиграция разлучила их на долгие годы. По словам их родных, герцог и герцогиня очень уважали друг друга. Но, кроме уважения, между ними ничего не было.»
Когда Бурбоны вернули себе трон, Дюк уехал во Францию, где стал премьер-министром в правительстве Людовика XVIII. Умер 16 мая 1822 года в возрасте 55 лет в Париже от кровоизлияния в мозг.
Об истории создания памятника:
Получив горестное известие из Парижа о кончине Ришельё, граф Ланжерон обратился с призывом к населению начать сбор средств на сооружение памятника. Заступивший в мае 1823 года на пост Новороссийского генерал-губернатора граф М. С. Воронцов заказал памятник известному скульптору И. П. Мартосу. Он стал одним из последних творений этого выдающегося русского мастера.
Памятник представляет собой бронзовую статую человека в римской тоге со свитком в руке и тремя латунными горельефами, символизирующими земледелие, торговлю и правосудие.
Заложен 30 июня 1827 года. Скульптура и горельефы отлиты в бронзе литейным мастером В. П. Екимовым в Петербурге.
Постамент выдающегося петербургского архитектора А. И. Мельникова и архитектора Ф. К. Боффо. Монумент в стиле классицизма, представляет собой поставленную на пьедестал бронзовую статую А.-Э. Ришельё. Квадратный в плане пьедестал с карнизом из розового полированного гранита с берега реки Южный Буг (около Вознесенска), подаренный херсонским помещиком Скаржинским, отделан мастером П. Дженари. Основанием пьедестала служит стилобат в форме усечённой пирамиды из местного известняка с четырьмя ступенями из гранита.
На гранях пьедестала в прямоугольных нишах установлены плиты и горельефы. На фасадной — латунная золочёная плита с надписью:
«ГЕРЦОГУ ЕММАНУИЛУ ДЕ РИШЕЛЬЕ, УПРАВЛЯВШЕМУ СЪ 1803 ПО 1814 ГОДЪ НОВОРОССІЙСКИМЪ КРАЕМЪ И ПОЛОЖИВШЕМУ ОСНОВАНІЕ БЛАГОСОСТОЯНІЮ ОДЕССЫ БЛАГОДАРНЫЕ КЪ НЕЗАБВЕННЫМЪ ЕГО ТРУДАМЪ ЖИТЕЛИ ВСЕХЪ СОСЛОВІЙ СЕГО ГОРОДА И ГУБЕРНІЙ: ЕКАТЕРИНОСЛАВСКОЙ ХЕРСОНСКОЙ И ТАВРИЧЕСКОЙ, ВОЗДВИГЛИ ПАМЯТНИКЪ СЕЙ ВЪ 1826 ГОДѣ ПРИ НОВОРОССІЙСКОМ ГЕНЕРАЛЪ-ГУБЕРНАТОРѣ ГРАФѣ ВОРОНЦОВѣ.»
На трёх боковых сторонах — бронзовые горельефные изображения, символизирующие торговлю, правосудие и земледелие.
Официальное объяснение почему нет портретного сходства Армана Ришелье со статуей:
«Памятник не похож на портрет Ришелье, так как Мартос, по мнению искусствоведов, был неважным портретистом и предпочитал копировать доступные скульптурные образцы.»
Но как же так? Ведь Мартос считается просто выдающимся скульптором своего воемени!
«Иван Петрович Мартос (1754—1835) — русский скульптор-монументалист украинского происхождения, один из крупнейших представителей русского классицизма.
Императоры Павел I, Александр I и Николай I постоянно поручали ему осуществление важных скульптурных предприятий; многочисленными работами Мартос составил себе громкую известность не только в России, но и в чужих краях.»
Если вы посмотрите на все работы, приписываемые Мартосу, то увидите, что они действительно хороши.
Так как же такой талантливый скульптор не смог даже нос Армана Ришелье воссоздать на статуе? Абсурд!
Конечно же эта статуя не имеет никакого отношения к Ришелье.
Многие считают, что это статуя римского императора Гая Юлия Цезаря Октавиана Августа.
Почему этих упоминаний нет в наших учебниках истории?
Известный русский историк, крупнейший специалист по истории Древней Руси, летописеведению, истории общественной мысли, автор многих книг по отечественной истории и методологии исторического познания.
2. II—III века. Иордан (VI в.) сообщает о борьбе готов в Прибалтике с ругами, которые были сильнее германцев «телом и духом» и тем не менее были побеждены готами.
3. Между 307—314 годами. В Веронском документе руги названы в числе римских федератов.
4. До 337 года. У византийского писателя первой половины XIV века Никифора Григоры упоминается русский князь, занимавший придворную должность при императоре Константине.
5. Вторая половина IV века. Иордан упоминает в составе державы Германарихарогов, а затем говорит о племени росомонов (или розомонов), вышедшем из повиновения.
6. Между 379—395 годами. Степенная книга (XVI в.) говорит о «брани с русскими вои» императора Феодосия. Сведение заимствовано, видимо, из жития упоминаемого здесь Ивана Пустынника Египтянина. Здесь же упоминается о нападении русов на «Селунский град». Известие восходит к Житию Дмитрия Солунского.
7. 434—435 годы. Руги появляются на реке Саве близ города Новиедуна (нынешняя Югославия), где приходят в столкновение с готами.
8. 454 год. Часть ругов примкнула к гуннам и вместе с ними потерпела поражение от гепидов и выступавших на их стороне племен, в том числе большей части ругов. Побежденные отступили из Подунавья к Днепру и Причерноморью, а частично отошли к Адриатическому побережью. Некоторые руги, по сообщению Иордана, получили места для поселений в городах, прилегающих к Константинополю.
9. 469 год. Руги терпят поражение от готов в борьбе за Паннонию.
10. 476 год. Одоакр (по Иордану — руг, по другим источникам — скирр) во главе войска, состоявшего из ругов, скирров, туркилингов, низверг последнего императора Западной Римской империи. В позднейшей традиции его называют русским князем, герулом с острова Рюген, славянским князем. Потомки его будут править в Штирии, а в XII веке также в Австрийском герцогстве. От Одоакра вели род и некоторые богемские фамилии.
11. 487 год. Одоакр захватил короля ругов Фелетея и его мать Гизу и казнил их в Равенне за попытку по наущению византийского императора Зенона вторгнуться в Италию.
12. 488 год. Одоакр разбил племянника Фелетея Фредерика а разорил его владения в Подунавье. Фредерик бежал к королю готов Теодориху.
13. 489 год. Теодорих выступил против Одоакра. Руги есть и в том и в другом войске.
14. 493 год. Теодорих вероломно убил Одоакра. Руги Фредерика участвовали в провозглашении Теодориха королем Италии.
15. Середина VI века. Руги (роги) на некоторое время захватили власть в Италии, возведя на королевский стол своего вождя Эрариха.
16. 568 год. Авары заняли Паннонию, а лангобарды прошли через Ругиланд в Северную Италию.
17. VI век. Сирийский автор Псевдозахарий упоминает народ рос в Причерноморье.
18. VI век. Историк начала XI века ас-Са’алиби в рассказе о постройке Хосровом I (531—579) Дербентской стены называет наряду с турками и хазарами русов.
19. VI век. Прикаспийский автор XV века Захир-ад-дин Мар’аши упоминает русов в районе Северного Кавказа.
20. 626 год. Византийский поэт Константин Манасси (XII в.) называет русских в числе осаждавших вместе с аварами Константинополь.
21. 643 год. Арабский автор ат-Табари (838—923) дважды называет русов как врагов мира, в особенности арабов.
22. 765 (или 773) год. Византийский хронист Феофано (ум. 817) упоминает русские хеландии (корабли). Норманисты греческое «та роусиа» читают как «красные».
23. 773—774 годы. Во французской поэме об Ожье Датчанине (XII—XIII вв.) упоминается русский граф Эрно, возглавлявший русский отряд, защищавший Павию — столицу лангобардов — от войска Карла Великого. В Северной Италии русы занимали район Гарды близ Вероны (скандинавы «Гардами» называли Восточную Русь).
24. Ок. 778 года. «Песнь о Роланде» (записи XII—XIV вв.) называет русов в числе противников франкского войска. Упоминаются также «русские плащи».
25. Конец VIII — начало IX века. В поэме Рено де Монтебан (конец XII — начало XIII в.) среди приближенных Карла Великого назван русский граф.
26. В поэме «Сэсн» (конец XII в.) русский великан Фьерабрас выступает на стороне Гитеклена-Видукинда Саксонского против Карла Великого. «Фьерабрас изРуссии» — исполин «с прекрасной гривой русых и курчавых волос, рыжеватой бородой и рубцеватым лицом».
27. В поэме «Фьерабрас» (вторая половина XII — начало XIII в.) — богатырь Фьерабрас, сын эмира Балана, — царь Александрии и Вавилона, а также правитель Кельна и Руси. Попав в плен, становится верным слугой Карла Великого.
28. В поэме «Флоован» 12 пэров Карла Великого, находясь в плену, избивают сарацинских предводителей и русского короля.
29. В поэме «Фольк из Кандии» (XII в.) Ганита Прекрасная получила в удел Русь и «аморавов». В отсутствие отца она сдает город франкам и принимает крещение.
30. Конец VIII века. В Житии Стефана Сурожского упомянут русский князьБравлин. Имя князя, возможно, происходит от Браваллы, при которой в 786 году произошла большая битва между данами и фризами. Фризы потерпели поражение, и многие из них покинули свою страну, переселяясь на восток.
31. Конец VIII века. Географ Баварский называет русов рядом с хазарами, а также неких росов (ротсов) где-то в междуречье Эльбы и Салы: Атторосы, Вилиросы, Хозиросы, Забросы.
32. VIII—IX века. Папы римские Лев III (795—816), Бенедикт III (855—858) и другие держатели римского стола направляли специальные послания «клирикам рогов». Очевидно, общины ругов (они были арианами) продолжали держаться обособленно от остальных христиан.
33. 839 год. Бертинские анналы сообщают о прибытии к Людовику I Благочестивому с послами византийского императора Феофила представителей народа рос, правитель которого носил титул кагана.
34. До 842 года. Житие Георгия Амастридского сообщает о нападении росов на Амастриду (Малая Азия).
35. Между 836—847 годами Ал-Хорезми в географическом сочинении упоминаетРусскую гору, с которой берет начало река Др. ус (Днепр?). Известие имеется также в трактате второй половины X века (Худуд ал-Алам), где уточняется, что гора находится к северу от «внутренних болгар».
36. 844 год. Ал-Якуби сообщает о нападении русов на Севилью в Испании.
37. 844 год. Ибн Хордадбех называет русов видом или родом славян (известны две редакции его труда).
38. 18 июня 860 года. Нападение росов на Константинополь.
39. 861 год. Константин-Кирилл Философ, будущий создатель славянской азбуки обнаружил в Крыму евангелие и псалтырь, написанные русскими письменами, и, встретившись с человеком, говорившим на этом языке, усвоил разговорный язык и расшифровал письменность.
40. IX век. По сообщению персидского историка Фахр ад-дина Мубаракшаха (XIII в.), у хазар было письмо, которое происходило от русского. Хазары заимствовали его от вблизи живущей «ветви румийцев» (византийцев), которых они называют руссами. В алфавите 21 буква, которые пишутся слева направо, без буквы алеф, как в арамейском или сирийско-несторианском письме. Это письмо было у хазарских иудеев. Руссами в данном случае, как полагают, названы аланы.
41. 863 год. В документе, подтверждающем прежнее пожалование, упомянутаРусарамарха(марка Русаров) на территории современной Австрии.
42. Ок. 867 года. Патриарх Фотий в окружном послании сообщает о крещенииросов (район жительства неизвестен).
43. Ок. 867 года. Византийский император Василий в письме к Людовику II, принявшему титул императора, применяет титул кагана, равный королевскому, по отношению к четырем народам: аварам, хазарам, болгарам и норманнам. Известие обычно связывают с упоминанием кагана у русов под 839 годом (см. указание 33), а также в ряде восточных и собственно русских источников.
44. Ок. 874 года. Ставленник Рима, константинопольский патриарх Игнатий направил епископа на Русь.
45. 879 год. Первое упоминание Росской епархии Константинопольского патриаршества, находившейся, видимо, в городе Росия в Восточном Крыму. Эта епархия существует до XII века.
46. 879 год. Крещение росов императором Василием (сообщение Иоанна Скилицы).
47. До 885 года. Хроника Далимила начала XIV века называет архиепископа Моравии Мефодия русином.
48. До 894 года. Чешская хроника Пулкавы конца XIV века включает в состав Моравии эпохи моравского князя Святополка (871—894) Полонию и Руссию.
49. Историк середины XV века, позднее папа Пий II, Эней Сильвий говорит о подчинении Риму Святополком Полонии, Хунгарии (позднейшей Венгрии, ранее области гунов) и руссанов — русов.
50. В «Хронике всего света» Мартина Вельского (XVI в.) и хронографе западнорусской редакции (XVI в.) сказано, что Святополк «держал русские земли». Святополк «с боярином русским» крестили чешского князя Борживоя.
51. Чешский хронист Хагеций (ум. 1552) напоминает, что Руссия прежде входила в состав Моравского королевства.
52. Ряд восточных авторов пересказывает сюжет о русах, живущих на острове «в три дня пути» (примерно 100 км), правитель которых назывался хаканом.
53. Конец IX — начало X века. Ал-Балхи (ок. 850—930) говорит о трех группахруси: Куйабе, Славии, Арсании. Ближайшая К Булгару на Волге — Куйаба, самая отдаленная — Славия.
54. Ок. 904 года. Раффельштеттенский торговый устав (Австрия) говорит о славянах, приходящих «из Ругии». Исследователи обычно выбирают между Ругиландом на Дунае, Ругией в Прибалтике и Киевской Русью.
55. 912—913 годы. Поход русов на Каспий со стороны Черного моря, отмеченный арабским ученым Масуди (сер. X в.) и другими восточными авторами.
56. 921—922 годы. Ибн Фадлан описал русов, которых он видел в Булгаре.
57. Ок. 935 года. Устав турнира в Магдебурге называет в числе участников Велемира, князя (принцепса) Русского, а также выступающих под знаменем герцога Тюрингии Оттона Редеботто, герцога Руссии и Венцеслава, князя Ругии. Документ опубликован в числе других магдебургских актов Мельхиором Гольдастом (XVII в.).
58. 941 год. Нападение росов или русов на Византию. Греческие авторы Феофан, Продолжатель Георгия Амартола и Симеон Магистр (все середина X в.) поясняют при этом, что росы — это «дромиты» (т. е. переселенцы, мигрирующие, непоседы), происходящие «от рода франков». В славянском переводе Хроники Георгия Амартола последняя фраза переведена как «от рода варяжска». Лангобард Лиудпранд (ок. 958) написал историю, в которой назвал русов «северным народом», которых греки «по внешнему виду называют русами» (т. е. «красными»), а обитатели Северной Италии «по их местоположению норманнами». В Северной Италии «норманнами» называли живущих севернее Дуная, в Южной Италии самих лангобардов отождествляли с северными венетами.
59. До 944 года. В еврейско-хазарской переписке X века упоминается «царь русовХлгу», который сначала напал на хазар, а затем, по их наущению, при Романе Лакапине (920—944) пошел на греков, где потерпел поражение от греческого огня. Стыдясь вернуться в свою страну, Халегву пошел в Персию (в другом варианте — Фракию), где и погиб вместе с войском.
60. 943—944 годы. Ряд восточных источников, близких к событиям, говорит о походе русовна Бердаа (Азербайджан).
61. 946 год. Этим годом датирован документ, в котором Балтийское море названо «морем ругов». Аналогичное название повторено в документе 1150 года.
62. Между 948—952 годами. Константин Багрянородный упоминает Русь«ближнюю» и «дальнюю», а также дает параллельное обозначение названий днепровских порогов по-русски и по-славянски.
63. 954—960 годы. Раны-руги выступают в союзе с Оттоном I, помогая ему в покорении восставших славянских племен. В результате были покорены все племена, жившие у моря «против Руси». Аналогичным образом Адам Бременский и Гельмольд определяют местоположение острова ругов как лежащего «против земли вильцев».
64. 959 год. Посольство к Оттону I «королевы ругов Елены» (Ольги), незадолго до этого крещенной византийским императором Романом, с просьбой прислать епископа и священников. Епископом на Русь назначен Либуций — монах майнцского монастыря. Но Либуций умер в 961 году. Вместо него назначен Адальберт, который и совершил в 961—962 годах поездку к ругам. Предприятие, однако, закончилось полной неудачей: руги изгнали миссионеров. Сообщение об этих событиях описано так называемым Продолжателем Регинона, за которым исследователи видят самого Адальберта. В других хрониках вместо Ругии называется Руссия.
65. Середина X века. Масуди упоминает Русскую реку и Русское море. В представлении Масуди, Русское море — Понт соединяются с заливом Океана (Балтийским морем), а русы называются островитянами, много вращающимися на кораблях.
66. Вторая половина X века. Составленный в Южной Италии еврейский сборник Иосиппон (Иосиф бен Горион) помещает русов сразу па берегу Каспийского моря, и по «Великому морю» — «Океану» рядом с англами и саксами. Смешению, видимо, способствовало упоминание в прикаспийских областях, помимо русов, также и народа «саксин» в ряде источников.
67. 965 год. Ибн Якуб посетил с дипломатическим поручением Германскую (Священную Римскую) империю и встречался с Оттоном I. В донесении о поездке (включенном в сочинение автора XI в. ал-Бекри) он дает описание славянских земель и называет русов, которые граничат на востоке с владениями польского князя Мешко, а также с запада на кораблях совершают нападения на пруссов.
68. 967 год. Папа Иоанн XIII специальной буллой, разрешавшей учреждение пражского епископства, запретил привлечение священников из русского и болгарского народа и богослужения на славянском языке. Документ воспроизводится в Хронике Козьмы Пражского (ок. 1125), а также Анналистом Саксоном (ок.1140).
69. 968 год. Адальберт утвержден магдебургским архиепископом. В грамоте напоминается, что он прежде ездил к ругам.
70. 969 год. Магдебургские анналы называют жителей острова Рюген русцами.
71. 968—969 годы. Ибн Хаукаль и другие восточные авторы говорят о разгромерусамиВолжской Болгарии и Хазарии, после чего войско русов ушло к Византии и в Андалузию (Испанию). В летописи эти события датированы 6472—6473 годами, которые по константинопольской эре должны обозначать 964—965 годы. Но в текстах X века часто употребляется другая космическая эра, на четыре года отличающаяся от константинопольской, а поэтому и летопись указывает на те же даты, что и восточные источники. Что касается походов в Испанию, речь могла идти о других русах.
72. 973 год. Ламберт Херсфельдский (XI в.) говорит о прибытии ко двору Оттона II в Кведлинбург в числе других и послов русов.
73. Ок. 990—992 годов. В документе «Дагоме юдекс» упомянуто место Руссе, смежное с Пруссией, а также указано, что граница Руси простирается до Кракова. Речь может идти о русинах, поселения которых в Карпатах примыкали непосредственно к Кракову.
74. 992 год. Хильдесгеймские анналы (XI в.) упоминают о предстоящей польскому князю Болеславу войне с русскими.
75. До 995 года. В саге об Олаве Трюггвасоне (списки XIII— XIV вв.) говорится о пребывании Олава на Руси при дворе Владимира. Упоминается его мать (или супруга) провидица Аллогия, очевидно, историческая Ольга. Такое написание имени княгини позволило антинорманистам прошлого столетия отвергнуть скандинавскую этимологию имени (от Хельги). По саге, Олав подсказал Владимиру мысль о принятии христианства, что служит практически единственным аргументом католических историков, пытающихся приписать Риму заслугу христианизации Руси.
76. 997 год. В некоторых списках Жития Адальберта, погибшего в Пруссии, убийцами названы рутены, а вместо Пруссии называется Руссия.
77. Ок. 1002 года. Комментатор Адама Бременского (ок.1075) говорит о подчинении Болеславом Храбрым в союзе с Оттоном III (ум. 1002) всей Славонии,Руссии и Пруссии. Славония — Западное Поморье или все земли балтийских славян.
78. 1008—1009 годы. Бруно Кверфуртский посетил Киев и дал описание поездки в письме к Генриху II. После поездки к печенегам он направился к пруссам и был убит на границе Пруссии и Руси. В житии Ромуальда, написанном в 1040 году Петром Дамиани, Бруно упомянут как миссионер, крестивший Русь.
Автор: Кузьмин Аполлон Григорьевич (1928 — 2004), доктор исторических наук, профессор.
ГУМИЛЁВ VS СУЛЕЙМЕНОВ
По сетям загулял новый фейк, в котором описывается как великий тюрколог Олжас Сулейменов посрамил древнерусистов, доказав двуязычие «Слова о полку Игореве». Редкостная хрень, но написано столь талантливо, что даже многие русские купились и перепостили.
Начнём с того, что Сулейменов никакой не тюрколог. И не историк. И не лингвист. По образованию он геолог и литератор. И уровень его «изысканий» соответствующий. Так сказать, бурит поэтическим слогом совершенно неведомые ему пласты истории и языка. Для научного сообщества с ним давно все ясно, причём ясно с самого начала – фрик. Лично я вообще не понимаю, как можно всерьёз воспринимать человека, который записывает в тюрки древних италийцев и субареев. Почему не папуасов, не онкилонов, не пиктов? В России есть аналогичный персонаж – профессор Чудинов, философ, вещающий о «славянской ведической цивилизации», которая, понятное дело, самая древняя из всех самых древних. (Кстати, ему тоже не дают покоя древние италийцы – нерасшифрованную письменность этрусков он запросто переводит как славянскую.) Но если Сулейменова удостоился ряда наград за якобы невообразимый вклад в тюркологию, то у нас просто сослаться на Чудинова или, скажем, оказаться с ним на одном фото – это зашквар. Возможно, разница связана с тем, что древнерусисты, со своей стороны, развенчали изыски Сулейменова в пух и прах, но тюркологи толком своего слова не сказали. В таком случае прислушаемся к мнению действительно великого тюрколога – Льва Николаевича.
Лев Гумилёв, из интервью «Прародина якутов. Где она?» (1989):
«— Как вы относитесь к книге Олжаса Сулейменова "Аз и Я" и как оцениваете ее научную значимость?
— Я был другом его отца, Омара Сулейменова, который открыл Джезказганское месторождение меди. Мы с ним лежали на одних нарах в лагере в Норильске. Омар был моим большим другом. Поэтому я отказался писать разгромную рецензию на книгу Олжаса Сулейменова, хотя лично я считаю, что научная ценность "Аз и Я" невелика. Скажите, могли бы вы убить сына своего друга?
— Нет. Я вообще не смог бы убить никого.
— Я тоже… Но, бывают случаи, когда врагов надо убивать. (А, Олжас, к тому же, отказывается от отца!). О. Сулейменов пишет, что мамелюки – это кыпчаки. В четырнадцатом веке черкесы вытеснили кыпчаков. Поэтому я считаю, что мамелюки не были кыпчаками».
С. Б. Нурмаганбетов вспоминает, что «затронув попутно книгу Сулейменова «Аз и Я», Лев Николаевич шутливо заметил, что Олжас Сулейменов там написал много глупостей, добавив: "Поэты не слишком умные люди – уж мне-то вы можете поверить"» (Нурмаганбетов С. Б. Ecce homo // «Живя в чужих словах…»: воспоминания о Л. Н. Гумилеве. СПб., 2006. С. 433.)
В статье «Спор с поэтом» Гумилёв отмечает, что «количество фактических ляпсусов в книге Сулейменова превышает число страниц (304)», и называет ее «поэтической мистификацией»; построения Сулейменова он оценивает как «эмоциональные фантасмагории», снисходительно добавляя, что поэт имеет «право на вымысел и безответственность суждений»; под конец указывает на «буйное воображение алма-атинского поэта».
Вы спросите: как воспринял Сулейменов критику Гумилёва в свой адрес? А вот как:
«— Вы общались с писателем и тюркологом Львом Гумилевым?
— Я увлекся тюркологией благодаря Гумилеву. Еще студентом-геологом прочел его книгу «Древние тюрки». Не помню, когда увидел в «Комсомольской правде» его интервью, где говорилось и о моем творчестве, и об отце. Корреспондент спросил его, как он относится к книге «Аз и Я». Лев Николаевич ответил, что относится отрицательно, но со статьей против не выступал и не выступит, потому что сидел с отцом автора. …
— В 1989 году осенью мне удалось быть в Ленинграде и встретиться с Львом Николаевичем. Мы были не одни, и потому подробно поговорить не удалось. Но я понял свою главную ошибку. В «Аз и Я» мною названы и процитированы многие историки и филологи, в том числе тюркологи. Но фамилии «Гумилев» нет. А он тогда был ученым-изгоем. На него не ссылались, не цитировали. И я ни разу не упомянул. Просто потому, что он «Словом» не занимался специально. Надо было в той книге признаться, что считаю его своим учителем. Сейчас в Астане есть Государственный евразийский университет имени Гумилева».
«— Вас долгое время упрекали в дилетантизме?
— От кого исходили эти упрёки? Как правило, от тех, кто боялся утратить монополию на написание древней истории. Я же помню, с чего начиналась моя травля.
— И с чего?
— Я написал книгу «Аз и Я», в которой чуть-чуть затронул академика Бориса Рыбакова, которого власть тогда считала главным археологом Советского Союза. А Рыбакову в то время в Кремле пообещали Ленинскую премию. Академик решил, что моя книга может всё сорвать, и он останется без награды. Поэтому Рыбаков пожаловался второму человеку в партии – Михаилу Суслову и попросил партфункционеров заткнуть мне глотку. Главный аргумент у академика был такой: мол, Сулейменов написал антирусскую книгу. Жалобе Рыбакова дали ход. И уже 13 февраля 1976 года в Москве на Волхонке в здании Отделения литературы и языка Академии наук СССР состоялось обсуждение моей книги. Цель у организаторов того мероприятия была одна – затоптать меня и мою работу.
— В чём Рыбаков ошибался?
— Да почти во всём. Я приведу такой пример. Я в ходе своих разысканий пришёл к выводу, что зеркало – славянское изобретение. Но с многими выводами Рыбаков не согласился. Он утверждал, что ни в одном славянском погребении до сих пор зеркала не попадались. Но, может, Рыбаков не там копал? Моё мнение: славяне в своё время обитали на Средиземноморье, а там как раз нередко находили и бронзовые зеркала. А что такое бронзовые зеркала? Это был знак Солнца. Вот где следовало искать ключ к этимологическим исследованиям.
Я вообще посоветовал бы нашим археологам повнимательней отнестись к находкам на Апеннинах. Там среди памятников, относящихся к первому тысячелетию до нашей эры, нашли не просто зеркала, а зеркала с подписями. Это были явно русские слова. Подписи свидетельствовали о том, что древнее население Апеннин почитало Солнце сына. У него был культ восходящего солнца. А что знают об этом современные религиоведы?! Да почти ничего. Но теперь появилась надежда, что этим займутся тюркослависты.
...
— Олжас Омарович, но ведь с вашей книгой «Аз и Я» был не согласен не только Рыбаков. Насколько я знаю, к ней сложно отнёсся и Лев Гумилёв. Другое дело, что Гумилёв в отличие от Рыбакова не стал против вас плести интриги. Уже осенью 1990 года Гумилёв рассказывал мне на московской квартире своей супруги, в Новогиреево, что в середине 70-х он отказался от публичной критики вас только из-за памяти о вашем отце, с которым он одно время сидел в Норильском лагере…
— Лев Николаевич Гумилёв – крупнейший учёный, и я очень чту это имя и за многое ему всегда был благодарен. Да, характер у Гумилёва был ещё тот. Я потом узнал, что он сильно на меня обиделся, что в одной из работ по «Слову о полку Игореве» я его не упомянул. Это его очень задело.
Уже в 2012 году, работая в Париже, я выступил с идеей отметить столетие Гумилёва в ЮНЕСКО. Но моё предложение было отвергнуто. Нашлись люди, которые стали утверждать, что Гумилёв якобы сильно раздут, это, мол, не та фигура. Кто-то даже приписал этому учёному антисемитизм.
А я всегда считал, что Лев Гумилёв – это большой поэт истории».
Эвона как! Создатель одной из двух крупнейших советских школ древнерусистики (другую возглавлял Дмитрий Лихачёв, тоже, кстати сказать, не оставивший камня на камне от опуса Сулейменова) академик Б. А. Рыбаков ошибался «почти во всем», а «большой поэт истории» Гумилёв, характер у которого «был ещё тот», не оценил «Аз и Я» просто потому что... обиделся за неупоминание себя любимого. Так вот где хунде грабен!
Олжас Сулейменов крупнейший знаток как древнерусского так и древнетюркского языка, и в этом его уникальность. Если Олжас-ага говорил и доказывал двуязычие Слова о полку Игореве, то я пошёл ещё дальше.
Не было отдельно никакой древнерусской и древнетюркской нации и соответственно их изолированных языков, а в те времена существовала единая славяно-тюркская нация со своим языком. В чём-то этот язык походил на русский, но чем-то отличался. Недаром в генетике русских и татар, по крайней мере поволжских, учёные не могут найти никаких различий в соответствующий период, а русский язык содержит до 70% тюркских слов. На старинных иконах мы не различаем вида воинов русских и татар, потому что это были представители одного народа. Ни один исследователь до Олжас-бея не смог адекватно и полностью перевести Слово с древнего языка на современный. Потому что не владели древнетюркским языком. Олжас-ага владел, и в этом его преимущество. А тот факт, что свои знания он приобрёл сам с помощью старицы свидетельствует только в его пользу. Не корысти ради, но только из любви к правде занялся он этим сложным и важным для всех нас - и русских и тюрок - вопросом. Надоели уже нам всем записные историки, которые из интереса льют воду на мельницу власти. К их числу относится кстати и Гумилёв.
Хотя отношения со сталинской властью у него не сложились, но он сделал всё что нужно ей. А что именно? Он загнал древних тюрков подальше с глаз долой на богом забытый Алтай и заставил их оттуда совершать своё восхождение. Между тем например Османы были первой нацией Европы, Европы слышите, центра мира, а не пришли с Алтая за тысячи километров непонятно как и за какое время. Таким образом тюрки как бы отодвигались со столбовой дороги истории подальше, на задворки этого мира. Что и требовалось власть имущим, так как освобождало арену исторического развития другим якобы более развитым и цивилизованным нациям. Самое большее на что тюрки были способны в этой версии это набег и временное господство, ныне почти забытое. В версии же Олжас-бея тюрки действуют и зарождаются в самом центре, болезненном сплетении современной цивилизации, что резко повышает их значение и влияние до сего дня.
Но это кое-кому естественно не нравилось, как в Европе так и в России. Олжас-бея стали клевать нещадно сначала так называемые академические учёные, а потом и партийная номенклатура. Почему, спрашивается, он чуть не лишился партбилета, если его идеи были столь несерьёзны? Нет, Олжас Сулейменов крупнейший славяно-тюркский исследователь, выдвинувший революционные идеи и открывший путь другим молодым исследователям, продолжившим и углубившим его путь. А то что, что он не профессионал, так и слава Богу!
-ö-ö-

Не все золото

Герметизм

Вторая половина XIX века может заслуженно считаться золотой эпохой тайных мистических организаций. Аристократия и интеллигенция всех сортов с радостью погружались в густой суп из мистических обрядов, ритуальных собраний и бесконечных интриг.

В общем-то, именно они и стали причиной стремительного развала герметического ордена Золотой Зари, общества не только могущественного, но и невообразимо популярного. А ведь ему прочили славу не хуже масонов.

Что собой представляет герметизм? Началось все с Гермеса. Да-да, того самого греческого бога-плута, торговца и посланца в крылатых сандалиях. Кроме всех прочих обязанностей, он также считался покровителем магов и алхимиков, да и в целом одним из первых божественных мудрецов.

 

Гермес убивает Аргуса
Гермес убивает Аргуса / Хендрик Голциус

 

И вот однажды, одна из его ипостасей, Гермес Трисмегист (с греческого — «трижды величайший»), убив служащего богине Гере великана Аргуса, решил переждать гнев всевластной богини в Египте. Быстро обучив местное, тогда еще необразованное население, письменности и законам, Трисмегист взял имя Тот и стал почитаем как хранитель мудрости.

Так и не осмелившись вернуться на родину, он взялся за написание ряда сочинений философски-магического содержания, в которых изложил свои взгляды на суть мироздания. Данные события были «задокументированы» в разные времена такими уважаемыми людьми, как Марк Туллий Цицерон, Луций Лактанций и Августин Аврелий.

 

Гермес Трисмегист
Гермес Трисмегист

 

Важнейшими из трудов Гермеса считаются: «Асклепий», «Изумрудная скрижаль» и «Герметический корпус» – общее название для четырнадцати (в другом издании – восемнадцати) небольших трактатов, объединенных общей темой. Именно они легли в основу герметизма – оккультного учения, посвятившего себя пристальному анализу текстов от самого бога мудрости.

Герметизм забыли на сотни лет, но затем им снова заинтересовались. В 1460 году монах по имени Леонардо, агент Козимо Медичи, вывез из Константинополя копии герметических трактатов. Впоследствии они были переведены с греческого на латынь и тут же оказались в центре пристального внимания всевозможных алхимиков и магов, жаждущих расшифровать древние знания.

Герметизм привлекал множество знаменитых людей – Парацельса, Джона Ди, Джордана Бруно. А в 1888 году в Великобритании был основан герметический орден Золотой Зари. В кратчайшее время Золотая Заря получила широкую известность, насколько это вообще возможно для тайного общества.

 

Изумрудная скрижаль
Изумрудная скрижаль / Генрих Кунрат

 

С 1888 по 1896 год были привлечены сотни адептов и основаны десять «храмов» – семь в Европе и три в США. Конечно, организация таких масштабов не могла возникнуть на пустом месте – просто семя упало в благодатную почву.

В 1850-х годах создано Французское Оккультное Возрождение, в 1848 году с легких рук сестер Фокс в США появился спиритизм, а за ним — ряд относительно небольших организаций медиумов и магов. В 1860-х набрало силу полузабытое масонство, отрастившее множество новых лож и собрав огромное число последователей.

Наконец, в 1875 небезызвестная Елена Блаватская и полковник Генри Олкотт основали в Нью-Йорке Теософическое общество, принимавшее в свои объятия как разочарованных традиционными религиями людей, так и искателей мистических таинств.

 

Елена Блаватская
Елена Блаватская

 

В общем-то, на этом история тайных организаций могла и закончиться, поскольку теософия удовлетворяла почти все запросы мистического и религиозного характера. Но Блаватская со своим неудержимым характером попросту не могла ограничиться лишь одной областью знаний, поэтому обратила взор на Восток и подалась в буддизм. А вслед за ней – и все Теософическое общество, к огромному недовольству почитателей западных традиций.

Переубедить основательницу теософии было нереально, так что несогласные с ней члены общества, в том числе весьма высокопоставленные, ушли в отставку. А мистические идеи, оставленные за бортом теософами, пригодились при создании Золотой Зари.

Во главе Золотой Зари встали трое – лондонский коронер Уильям Уэсткотт, доктор Уильям Вудман и оккультист Сэмюель Лиддел Мазерс. Первоначально, несмотря на общую магическую направленность, организация придерживалась исключительно теоретической базы.

На лекциях неофитам преподавали герметизм, Каббалу, астрологию, основы алхимии, геомантию и Таро – достаточно обширный, но при этом обычный набор мистических знаний. В 1891 году Вудман скончался, его место осталось незанятым, и власть в ордене опустилась на плечи оставшихся двух человек.

 

Сэмюель Лиддел Мазерс
Сэмюель Лиддел Мазерс

 

Мазерс, обожавший ритуализм, к тому времени разработал сложнейший обряд посвящения в степень Младшего Адепта. Звучит не особо серьезно, но на деле это была первая степень внутреннего круга – ордена Рубиновой Розы и Золотого Креста. Там уже не ограничивались теорией, а во всю шпарили практику, совершенствуясь в предсказаниях будущего, астральных путешествиях и «настоящей» алхимии.

Считалось, что существует еще и третий, абсолютно тайный орден, возглавляемый незримыми Владыками, не имеющими воплощения на физическом плане. Намеки на существование всеведущих божественных руководителей, безусловно, должны были утвердить последователей в уверенности выбранного ими пути.

Сейчас все эти рассуждения о бесконечных глубинах западного волшебства могут прозвучать как ненаучный бред, но в то время это работало очень неплохо. Среди членов Золотой Зари, возможно, хватало наивных людей, но дураков было мало: эзотерика бок о бок шла с философией, астрология – с астрономией, алхимия – со вполне реальной химией.

Герметизм

Во главе ордена стояли умнейшие персоны, знавшие, как привлечь сторонников. Ритуалы Мазерса были хитры, любопытны и многогранны, Уэсткотт же самолично расшифровал так называемый «Шифрованный манускрипт», основу всех традиций Золотой Зари.

Текст в свое время писал сам Кеннет Макензи, так же известный как автор Королевской Масонской Энциклопедии. Кроме этого Уэсткотт создал своему ордену «родословную», придумав письмо от некой фройлен Шпренгель, великого духовного лидера из Германии, якобы основательницы первого ордена Золотой Зари. Дым и зеркала, не более того, но народу определенно нравилось.

Безбедное существование общества почитателей магии Гермеса пошатнулось уже в 1895 году, когда Мазерс безобразно разругался с одним из главных спонсоров ордена – Анни Хорниман. Через два года организацию покинул Уэсткотт, так как английские власти прознали о его «тайной жизни» и пригрозили лишением должности.

Герметизм

Мазерс остался править чуть ли не единолично и справлялся с этим не лучшим образом, к примеру, разгласив тайну, что фройлен Шпренгель вовсе не существовало. Интриги и ссоры нарастали снежным комом, что и вылилось в окончательный раскол к началу XX века.

Ритуалы оказались забыты и переиначены, бывшие адепты спешно основывали собственные ордена, пытаясь нажиться на остатках популярности Золотой Зари, копируя привычную структуру и обряды.

К 1930-м годам от ордена осталась лишь бледная тень, а воспоминания, возможно, и вовсе бы канули в лету, если бы не труд Израиля Регарди. В 1937 он издал четыре тома «Золотой Зари», где тщательно описал большую часть ритуалов и лекций. Впоследствии его осуждали за разглашение тайны, но благодарили за сохранение знаний.

Герметизм

Неизвестно, написал труды по герметизму сам Гермес или какой-то талантливый аноним древности, и находилось ли в них истинное могущество. Орден Золотой Зари не смог потрясти основы мироздания с помощью забытых знаний, зато остался в истории как один из самых каноничных примеров магического тайного общества, расколовшегося из-за внутренних дрязг. Не исключено, что хитроумный греческий бог изначально все так и задумал.

-ö-ö-

Гластонберийский гигант: кому мог принадлежать 3-х метровый скелет

Фото: ancient-origins.net
На месте Гластонберийского аббатства теперь развалины и руины. А когда-то оно было одним из самых богатых и влиятельных монастырей в Англии.

В 1190 году на территории аббатства проходили археологические раскопки. Группа археологов была собрана по личному приказу короля Генриха II . Искали останки легендарного короля Артура, могилу которого якобы сумели обнаружить монахи.

Изучая древние манускрипты и летописи, монахи пришли к выводу, что на территории Гластонбери некогда находился мифический Авалон – земля Бессмертных. Место, куда увезли гроб с телом легендарного короля Артура.

Решив, что они ходят по территории Авалона, монахи заявили королю о том, что где-то на территории аббатства покоится знаменитый монарх. Начались раскопки.

Вскоре рабочие обнаружили под землей огромный крест, изготовленный из свинца, на котором была выбита надпись « HIC JACET SEPULTUS INCLYTUS REX ARTURUS IN INSULA AVALLONI ». «Здесь находится захоронение прославленного короля Артура на острове Авалон».

Гластонберийский гигант: кому мог принадлежать 3-х метровый скелет

Поняв, что они нашли нечто интересное, рабочие с азартом начали копать дальше. На глубине 4,5 метра они нашли большой массивный гроб, выдолбленный в стволе дуба.

Внутри гроба находились останки двоих людей. Один скелет достигал в длину почти 3 метра. Другие останки принадлежали человеку, обладавшему обычным ростом. Археологи решили, что нашли скелеты короля Артура и его супруги королевы Гвиневры.

Найденные останки были выставлены на всеобщее обозрение и на протяжении целого века являлись своего рода музейным экспонатом. Пока их не решили закопать обратно в землю. Церемонией перезахоронения останков руководил правящий в то время король Эдуард I .

Аббатство давно пришло в запустение. На его месте – руины. На месте, где были перезахоронены останки гиганта и его спутника или спутницы установлены плита и табличка с надписью, что там похоронен легендарный король Артур.

Гластонберийский гигант: кому мог принадлежать 3-х метровый скелет

Большинство историков считает, что данное захоронение – фальшивка. Останки могли быть просто выдумкой. Никто из современных ученых их не видел. Историю о трехметровом скелете вполне могли выдумать и представить за правду. Однако о том, что останки Гластонберийского гиганта – реальность, свидетельствуют записи британского ученого и церковного писателя Гиральда Камбрийского (1146 -1223 гг), который сам исследовал кости в 1194 году и признал их подлинными. Информация об этом имеется в его записях.

Отсутствие возможности изучить останки приводят к тому, что большинство ученых ставят под сомнение их подлинное существование. Записи Гиральда Камбрийского для них не авторитетны, ведь их нельзя ничем подкрепить? Нет останков, нет возможности проверить подлинность их существования, значит вся эта история – сплошная фальсификация.

Ученые считают, что изготовить, а затем закопать крест, могли те самые монахи, которые и рассказали королю Генриху II об Артуре. И сделали они это совсем неспроста. Легенды об Артуре в совокупности с крестом должны были принести аббатству славу и богатство в виде подношений от дворянства.

Что касается останков, то они вполне могли себе существовать. Можно представить, что их действительно нашли. В гробах из старого массивного дуба хоронили кельтов. Гробы выдалбливали из цельного ствола. Только, конечно же, их рост не доходил до 3-х метров.

На сегодняшний день существование скелета нельзя ни опровергнуть, ни подвергнуть сомнению. Возможно, археологи тогда действительно нашли скелет мужчины, только вот он был совсем не гигантом, а обладателем высокого роста. А древние англичане немного все приукрасили.

Был ли это действительно Артур – говорить нельзя, так как этот факт также нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Да к тому же существует версия, что король Артур – личность хоть и легендарная, но вымышленная.

-ö-ö-

Овца с характером собаки

Эмлин Робертс из уэльского городка Гвинедд утверждает, что одна из его овец убеждена в том, что она... собака. Она активно состязается с колли в прыжках через обруч, обожает гулять на поводке и приглядывает за пасущимися в округе утками. Но больше всего Роло любит смотреть по телевизору футбол после хорошего ужина. А вскоре Роло попробует себя в качестве атлета: в ближайшее время она дебютирует на собачьей выставке. Интересно, что свою кличку овца унаследовала от названия ее любимых конфет.

Робертс спас Роло в прошлом году на одной из близлежащих ферм, и первый год своей жизни ягненок провел с собаками, которых хозяин специально готовит к участию в выставках и, в частности, в соревнованиях на скорость и проворство. Наблюдая за тренировками шотландских овчарок, овца постепенно набиралась опыта, и теперь Робертс убежден в том, что его питомица куда более умна, чем среднестатистическое жвачное парнокопытное.

-ö-ö-

Правозащитники обвинили Лимонова в фашизме

Московское бюро по правам человека призывает правоохранительные органы России дать оценку высказываниям лидера Национал-большевистской партии Эдуарда Лимонова на предмет выявления в них признаков разжигания межнациональной розни.

Правозащитники обеспокоены тем, что НБП, пропагандируя социальную справедливость, создание парламентской республики и другие демократические ценности, продолжает озвучивать радикальные националистические взгляды. "Эдуард Лимонов как руководитель НБП давно известен своими взглядами национал-социалистического характера. В программных документах партии содержатся призывы к насильственному изменению существующего государственного строя и образованию "тотального" государства, основанного на господстве русской нации", - отмечает сайт Jewish.ru, поддерживаемый Федерацией еврейских общин России (ФЕОР).

В своих выступлениях Лимонов нередко допускает высказывания, оскорбляющие национальное достоинство граждан, например, "…установить власть РУССКИХ в РОССИИ - отвоевать наше жизненное пространство у наглых "черных" и "желтых" оккупантов…", - выдержки из "Краткого курса НБП" с сайта "НБП для тех, кому 16 и младше". Лимонов откровенно признается в своих идеологических симпатиях: "Пусть вас вдохновляют исторические примеры: история партии большевиков, история итальянских фашистов, германских национал-социалистов. Они смогли, сможем и мы. "Московский комсомолец", 15.02.2005).

Перечень примеров, избранных Лимоновым для политического подражания, говорит сам за себя: "Идеологией является и ряд избранных нами как маяки героев 20-го века… Наша идеология - это ярость Че и Красных бригад, острая мудрость Ленина, элегантное безумие Муссолини, скупая мужественность СС, выразительная страсть чекистов, трубка и сапоги Сталина, пенсне товарища Берия, мистицизм барона Унгера…" . Бюллетень НБП-Инфо № 1.

Кроме того, Лимонов провоцирует агрессию и национальную вражду в среде несовершеннолетних юношей и девушек и, более того, подвергает опасности их жизни (о последнем свидетельствует популярный лозунг НБП - "Да, смерть!"). Жестоко звучат выдержки из «Краткого курса НБП» с сайта "НБП для тех, кому 16 и младше": "Товарищи 16-летние! Вы думали, что НБП - это организация молодых людей от 20 лет? Нет, это не так. В наше время учащихся старших классов всё больше беспокоят проблемы Родины и Нации... Современная эРэФия, в которой правят евреи-олигархи и бандиты-кавказцы, в которой глава страны продаёт государственные территории, собственность Нации; или Другая Россия, могучая Евразийская держава, какой она была до развала в 1991 году. В гражданскую войну 16-летние командовали красными отрядами, и они смогли побороть белых генералов. В борьбе не главное тактика, главное стремление к победе и сила духа. Национал-Большевистская Партия - партия молодых революционеров, романтиков, мужественных бойцов за Родину. Именно молодые всегда были главной силой всех красных революций. Или мы, или никто. Если тебе 16 лет, и ты хочешь помочь Родине, не жди, помогай!".

Московское бюро по правам человека также отмечает, что заслуживает общественного осуждения и позиция ряда СМИ, к примеру, редакции популярного журнала GQ и других, предоставляющих трибуну лидеру НБП для пропаганды своих радикальных взглядов, провоцирующих в обществе насилие, жестокость, межнациональную рознь и вражду.

Картина дня

наверх