Как на самом деле воевали ранние славяне
Осада. Ранние славяне VII в. Рисунок (не реконструкция) автора
После того как в двух предыдущих статьях на «ВО» мы рассмотрели вопрос о существовании у ранних славян княжеской и дружинной военной организации, мы опишем роль тайных союзов и племенного ополчения как основы военных сил VI—VIII вв. у славян.
Военно-гендерные объединения
Некоторые исследователи на основе данных фольклора считают, что «у славян значительную роль в ранней политической организации играли воинские братства» (Алексеев С. В.).
И с этим, возможно, сложно было бы спорить. Тайные мужские союзы, прежде всего военные союзы с жесткими инициациями, представлениями об воинах-оборотнях, воинах-диких животных имеют отражение в позднем фольклоре. Тем более что этнографы приводят широкий спектр таких тайных мужских организаций по всему миру, но прежде всего в Африке, классической стране тайных обществ, Австралии и Северной Америки (на примере индейцев).
Но в рамках отсутствия каких бы то ни было данных по поводу таких структур у славян в рассматриваемый период необходимо с осторожностью использовать сравнительно-исторический анализ и фольклорный материал.
Появление таких военизированных групп у южных славян можно связывать только с периодом формирования государственности (не ранее). Имея частично корни в более древнем периоде, «богатырский» или юнацкий эпос формировался здесь во время борьбы с турецкой агрессией и в последующее время.
Повторимся, продвижение антских племен, а ранее и словенских, осуществлялось исключительно в рамках единой племенной системы, именно её наличие и отсутствие распада родовой общины и не давало возникнуть надплеменным раннегосударственным институтам: то есть «люди» предпочитали племенную защиту иным системам.
Поэтому и говорить о том, что фольклор относительно тайных обществ берет свое начало именно в V—VII вв., не приходится. Напомню, что переход от родовой к территориальной общине в Древней Руси происходил с конца Х по ХII вв., как раз тогда, когда и у восточных славян был князь-оборотень, но это другая история.
Для рассматриваемого периода письменные источники никак не позволяют говорить о каком бы то ни было расслоении и социальном противостоянии в обществе, славяне везде выступают в рамках рода.
Обширный этнографический материал также свидетельствует об этом.
«При всем этом главным, определяющим фактором в развитии «тайных союзов» следует считать, — писал Ю. В. Андреев, — несомненно, имущественное неравенство, разлагающее первобытную общину, равно как и возникающие в ней зачатки эксплуатации человека человеком. В большинстве «тайных обществ» право вступления, а затем перехода из одной степени «посвящения» в другую, как правило, покупается, что, естественно, сильно ограничивает состав этих объединений, и особенно состав их правящей верхушки. Основной целью многих союзов является охрана частной собственности их членов. Поэтому зачастую они присваивают себе право табуации самых различных предметов, занимаются взиманием долгов у неисправных должников, пытаются регулировать цены на рынке и т. д.».
Повторимся, у нас нет никаких данных о подобных процессах в славянском обществе в рассматриваемый период, а значит, в создании данных структур не было никакой необходимости, всё племя и было войском, и противостоять тайные союзы никому не могли. У нас нет данных про некие воинские братства, независимые от общины и противостоящие ей, а выводы, сделанные на основе фольклорного материала, не дают нам права говорить об этом с уверенностью. Нет у нас надежного материала на этот счет и из ранней истории Древней Руси.
Бойнические (разбойники) братства — это институт периода начала расслоения в обществе, появление кабального рабства соплеменников (холопы), распада родовой общины и прежних родовых связей, появление изгоев как системы, чего не было при господстве рода. Эта ситуация для Древней Руси описана под 996 г., когда «сильно умножились разбои» и епископы советовали Владимиру применить силу, то есть мы видим, что происходит распад родоплеменных отношений, переход к общине соседской, и выделение новых категорий в обществе, в том числе и стоящих вне рода и противостоящих роду.
Можно лишь предполагать, что в рамках племенной военной организации славян и только в условиях постоянной нестабильности или в миграционный период, то есть в период реальной войны, происходили инициации. В противном случае их необходимость трудно объяснить для земледельческих народов, которыми являлись ранние славяне.
Путаница, которую вносит обширный материал из Африки, Северной Америки и Океании в вопросах тайных союзов, инициаций и пр. не всегда, как нам кажется, является репрезентативным для истории европейских народов.
Например, в Спарте и аналогичных городах-государствах Греции эти союзы использовались как инструмент постоянного террора против ахейского населения Пелопоннеса, превращенных в рабов фиска (илотов). Криптии – это государственный институт классового общества, «тайный союз» здесь выступает как часть государства, как в ХХ в. «эскадроны смерти» в Латинской Америке, а не противостоят ему, хотя, возможно, свое начало они берут из первобытных посвятительных инициаций юношей дорийцев.
Была попытка определить укрепления-городища, такие, как Зимно (поселение на р. Луга, приток Зап. Бука, Волынь, Украина) и Хотомеля (низовье реки Горыни, Брестская область, Беларусь), как центры сбора молодежных «мужских союзов» перед походами на юг. Хотомель стоял на возвышенности, защищенный земляным валом, а с запада и рвом. В Хотомели обнаружены остатки ламеллярного доспеха в слоях VII—IX в. А Зимно располагался на мысу высокого берега реки, был обнесен стеной из деревянных стояков и закрепленных в пазах горизонтальных бревнах, а также частоколом.
Но и в том, и другом случае на территории жилищ обнаружены дома семей, ремесленные мастерские, то есть никакими особенными центра сбора молодёжных отрядом они быть не могли (Казанский М.М.).
Возникновение «тайных обществ» в славянской среде VI—VIII вв. было лишено смысла, так как в рамках рода противоречий не возникало, а «мужские союзы» у всех указанных этнографами народов были механизмом эксплуатации (женщин и детей) и террора в борьбе за власть, противостояния по половозрастному или этническому принципу. Другой необходимости в их существовании не было.
Славянское сообщество не было столь милитаризировано, как германское, а тем более кочевые тюркские народы, не было и жесткого гендерного разделения, когда, как, например, у кочевников свободные мужчины, а не дружинники, совсем не занимались физическим трудом, отдаваясь исключительно охоте и войне. Сельское хозяйство требовало прежде всего мужского участия в производстве, война-набег в таком обществе была дополнительным, а не основным видом деятельности, и именно исходя из этого факта стоит рассматривать и вооружение, и боевые навыки.
Что же касается вопросов тотемизма, то следует понимать, что тотемы были не обязательно у «тайных обществ», скорее и прежде всего у племён, но, например, наряду с информацией о тотемах животных мы имеем достоверную информацию о тотемах-деревьях у восточных славян — береза, сосна – у сербов, дуб — повсеместно (Зеленин Д.К.) .
У Псевдо-Кесария читаем о словенах:
«Первые живут в строптивости, своенравии, безначалии… питаясь лисами, и лесными кошками, и кабанами, перекликаясь же волчьим воем».
Если это не художественное преувеличение, диссонирующее с сообщением информированного автора «Стратегикона», возможно, самого василевса Маврикия, о богатстве антов и славян плодами сельскохозяйственной деятельности, то, конечно, можно предположить, что славяне употребляют в пищу тотемных животных, как, впрочем, и наоборот, просто дичь, подстреленную в лесу.
То же можно сказать и об использовании волчьего воя, оставив в стороне тему заимствования такой переклички у тюрков. Как мы знаем, например, половецкий хан Боняк перекликался с волками, «спрашивал-гадал» их о предстоящей битве и её результатах.
Современник войн императора Ираклия и осады Константинополя 629 г. поэт Георгий Писида, называет славян волками. Рассказывая об осаде ромейской столицы, он писал: «…с другой же стороны внезапно выбежавшие волки-славяне». А архиепископ Фессалоники называл славян, которые осаждали его город, зверьми. Возможно, это просто художественное сравнение, а, возможно, речь идет о племенах, имеющих своим тотемом волка, но эта информация, как нам представляется, дает возможность предельно вольно трактоваться данные слова поэта. Например, считать, что он пишет о союзах волкодлаков (вурдалаков или «оборотней», вервольф – у германцев), или так не считать. Как и из стилистического сравнения Михаила Сирийца о том, что славяне зарычали, как лев на добычу, вряд ли можно сделать вывод о славянском льве-тотеме или племени «льве» (585 г.).
С другой стороны, есть мнение, что этноним западнославянского племени Wilzi происходит от старополабского — волки, по другой версии, от древнерусского — великаны, хотя больше наименований племен по тотему в этом регионе не встречается. Впрочем, по информации «Анналов королевства франков» собственно вильцы называли себя велатабами (Welatabi) или велетами.
Повторюсь, славянское ополчение легко могло перекликаться волчьим воем, как и использовать «привычные уху значения варварских кличей», о которых говорили осажденные славянами жители Фессалоники, но это всего лишь информация о боевых выкриках, не более того. Стоит сказать, что боевой клич или гиканье казаков при атаке удивляли и поражали их европейских противников в ХIХ – начале ХХ вв. Вот как пишет о «психической атаке» славян Маврикий Стратиг:
«Если же и придется им отважиться при случае на сражение, они с криком все вместе понемногу продвигаются вперед. И если неприятели поддаются их крику, стремительно нападают; если же нет, прекращают крик и, не стремясь испытать в рукопашной силу своих врагов, убегают в леса, имея там большое преимущество, поскольку умеют сражаться подобающим образом в теснинах».
Что же касается «боевых» половозрастных групп, то сравнительный анализ нам говорит о том, что в ходе миграции они естественно использовались, речь идет о юношах, которые, организовавшись в ватаги, могли, например, ходить в разведывательные походы:
«К тому же наиболее подготовленные юноши, используя подходящий момент, скрытно нападали на стартиотов, вследствие чего те, кто совершают поход против них, оказываются не в состоянии причинить вред своим противникам».
Участие юношей, молодых людей как застрельщиков на войне естественно, недаром богатыри южнославянского эпоса ведут свое название от юнаков, позднее это наименование имело просто значение богатыря, воина без указания на возраст:
Юнаку не жить без боя,
Не дело ходить за плугом
Тому, кто рожден юнаком,
Не дело сеять пшеницу
Тому, кто бился за волю.
Не дело ходить за плугом
Тому, кто рожден юнаком,
Не дело сеять пшеницу
Тому, кто бился за волю.
Конечно, ни о чем таком в период VI—VIII вв. говорить не приходится, в рамках родоплеменного строя или ранней т. н. военной демократии у славян ни о каком противопоставлении воина земледельцу, а молодых — старым говорить не приходится, это структура четкого вертикального подчинения, где каждый ее член имеет определенный функционал, как на войне, так и в мирной жизни. Это система, управляемая не экономическими отношениями, а кровнородственными связями.
Славянское общество этого периода (VI—VIII вв.) скорее богато плодами своего труда, нежели войны. «У них множество разнообразного скота и злаков, — пишет Маврикий, автор «Статигокона», — сложенных в скирды, особенно проса и полбы».
Воин-славянин VI в. Рисунок автора
Племенное ополчение
Источники нам сообщают о наличии народного собрания, советов старейшин или просто старейшинах и о военных вождях. У такого общества война — дело всех, даже стоящие за рамками его рабы, и то привлекаются к войне, недаром автор «Стартегикона» указывает, что не следует доверять перебежчикам от славян, даже если они ромеи, некогда попавшие к ним в плен, «переменившиеся со временем, забывшие о своих и отдавшие предпочтение благосклонности врагов».
Какова же была структура племенного ополчения?
Отступление. Когда речь идет об ополчении, в частности, городском ополчении Древней Руси, часто рисуется образ сложившийся в СССР под воздействием школы Б. Д. Грекова и представленный даже в современной школе, а именно: городское ополчение было такое, как в средневековой Европе, помогало профессиональным дружинником. Оставим пока в стороне это спорное историографическое утверждение, отметим, что даже в Древней Руси так называемое городское ополчение, а по сути, полки воев всей волости или земли, были основным войском городов или земли, где дружины резко уступали им по величине, а часто и по силе, и ополченцы не были обозными при «рыцарях». Но об этом я думаю, напишу позже. О рассматриваемом нами периоде Б.Д. Греков писал, признавая силу племенного ополчения:
«VI в. застает славян и антов в состоянии «военной демократии». В этом же веке славяне и анты сделали больше успехи в военном деле…»
Итак, в основе военной организации славян было войско-народ или племенное ополчение всех дееспособных мужчин.
Возвращаясь к вопросу дружины, стоит повториться, что мы совершенно не имеем данных относительно её в источниках.
А вот в научной литературе встречается мнение, что зачатки дружины как отрядов для выполнения определенных задач, существовали с «антского периода», но это были не профессиональные дружины (Седов В.В.).
Так, в 585 г., как сообщает Михаил Сириец, когда войско славинов (склавинов), то есть все мужское население, с аварским каганом было в походе против Византии, анты напали на их земли, полностью их разграбив.
Византийские пограничники, как сообщает Константин Багрянородный, перешли Дунай в Далмации и разграбили селения, «тогда как мужчины и юноши находились в военном походе».
Легендарный князь Кий совершает свой поход-поездку до Константинополя со всем своим родом, то есть всеми мужчинами-воинами.
Хорваты воют в Далмации с аварами, завоевывая себе родину, всем народом, во главе с родом пяти братьев.
Племена под предводительством Хацона (Хотимира или Хотуна) совершают переход на юг, где всё ополчение, вначале опустошает (освобождает) сельскую территорию, грабит острова и побережье, а потом занимает территории в Македонии и Греции. В конце концов, свидетельство русского летописца говорит: встал род на род.
Сами термины, связанные с армией, дошедшие до нас говорят об этом: вой – воин ополчения, воевода – вой, тот кто водит ополчение на войну, война, бойня, боярин – от бой, боя, вой – «командир» отряда ополченцев, собственно, и война, и войско – это столкновение воев и организация воев-общинников. Не стоит выискивать в термине «боярин» тюркские корни, болгарские «боилы» созвучны боярам, но носят самостоятельное происхождение. Иначе как объяснить этот термин на территории Древней Руси, задолго до заимствования письменности из Болгарии? Впрочем, посредством письменности, важные социальные институты и титулы не заимствуются. Также мы имеем такие термины, как «рать» и «ратники».
Итак, структура войск ранних славян – это племенное ополчение, вполне возможно, часто без наличия единого вождя в силу отсутствия необходимости в нем.
Боевые действия или сражения Раннего Средневековья у всех народов – это индивидуальные столкновения воинов, задача руководителя было довести войско до поля боя, выстроить его каким-то способом, например, «свиньей», строем, традиционным для германцев, и далее сражение шло практически само по себе, роль командира сводилась к тому, чтобы собственноручно подавать пример в бою. Отчасти исключением в этой ситуации были византийские армии, но и их полководцы стояли в боевых рядах и активно сражались. Исходя из славянской тактики засад и постоянного использования укреплений и убежищ (об этом — в дальнейших статьях), единое управление было излишне: каждый род жил и воевал самостоятельно. Для сравнения приведём сообщение Юлия Цезаря о германских племенах, находившихся на аналогичной стадии развития:
«Чем более опустошает известная община соседние земли и чем обширнее пустыня, её окружающие, тем больше для неё славы».
[Записки о галльской войне. VI .23.]
Такая структура лежит в основе славянского воинства не только в VI в., но и позднее, с начала распада родоплеменных отношений и перехода к территориальной общине, мало что поменялось в управлении воинством вместо или вместе с родовыми вождями: жупанами, панами, старцами, боярами появились князья, но отсутствие сильных славянских объединений, обособленность племенных образований, их постоянный поиск сиюминутной выгоды, а также давление со стороны соседей-противников, имевших более совершенную структуру для войны (ромеев, германские племена, протоболгар и авар), не способствовало развитию военной организации.
Когда я пишу «о поиске сиюминутной выгоды», здесь сложно понять, было ли это свойство нежеланием договариваться к общей выгоде, что отмечал Маврикий Стратиг, спецификой данного этапа развития родоплеменной организации или этнической особенностью славян.
Наблюдая некоторые черты такого поведения вплоть до наших дней, мы все склонны предполагать, что речь всё-таки идет о стадийности, и здесь уместно провести сравнительно-историческую параллель из истории этноса другой языковой группы — израильтян.
После вторжения в Ханаан и смерти грозного племенного вождя Иисуса Навина союз распался моментально, племена стали враждовать между собой, попадать в зависимость от ханаанцев, находясь на территории, где города оставались в руках туземцев.
Итак, для этого периода с уверенностью можно говорить именно о племенной военной организации или всеобщем вооружении общинников. Так, при осаде Фессалоники в начале VII в. славяне воевали,
«…имея с собой на суше свои роды вместе с их имуществом; они намеревались поселить их в городе после [его] захвата».
Племена, осаждавшие город, под предводительством Хацона, — это и есть весь народ, от мала до велика. Между прочим, это племенное ополчение обладало такими навыками, как морские походы и создание осадных машин (см. продолжение).
Сравнивая с германцами, приведу цитату из Тацита (50-е — 120 гг. н. э.), подчеркивающую ключевой стимул этих воинов:
«…но больше всего побуждает их к храбрости то, что конные отряды и боевые клинья составляются у них не по прихоти обстоятельств и не представляют собой случайных скопищ, но состоят из связанных семейными узами и кровным родством; к тому же их близкие находятся рядом с ними, так что им слышны вопли женщин и плач младенцев, и доля каждого эти свидетели — самое святое, что у него есть, и их похвала дороже всякой другой».
[Tacit. G. 46.]
Таким образом, для VI—VIII вв. можно говорить, что основной воинской единицей у славян было войско-племя, или род. Именно эта структура и была основной на войне, дошедшие источники не позволяют нам говорить ни о княжеских профессиональных дружинах, ни о «тайных воинских союзах» для этого периода как не соответствующих общественному устройству ранних славян.
Источники и литература:
Константин Багрянородный. Об управлении империей. Перевод Г.Г. Литаврина. Под редакцией Г.Г. Литаврина, А.П. Новосельцева. М., 1991.
Корнелий Тацит О происхождении германцев и местоположении германцев Перевод Бабичев А.С., ред. Сергеенко М. Е. //Корнелий Тацит. Сочинение в двух томах. С-Пб., 1993.
ПВЛ. Подготовка текста, перевод, статьи и комментарии Д. С. Лихачёва. СПБ., 1996.
ПСРЛ. Т.1. Лаврентьевская летопись. М.,1997.
Свод древнейших письменных известий о славянах. Т.II. М., 1995.
Сиротко Генчо Перевод под ред. Е. Книпович//Болгарская литература//Зарубежная литература средних веков. Составитель В.И. Пуришев. М., 1975.
Стратегикон Маврикия/ Перевод и комментарии В. В. Кучма. С-Пб., 2003. С.191.
Алексеев С. В. Славянская Европа V—VI веков. М., 2005.
Андреев Ю.В. Мужские союзы в дорийских городах-государствах (Спарта и Крит) СПб., 2004.
Плетнева Л.Г. История Спарты. Период архаики и классики. СПб., 2002.
Седов В. В. Славяне. Древнерусская народность. М., 2005.
Казанский М.М. О военной организации славян в V—VII веках: вожди, профессиональные воины и археологические данные // «Огнем и мечом» Stratum plus №5.
Зеленин Д.К. Тотемический культ деревьев у русских и белоруссов// Известия АН СССР. VII. №8. Л., 1933.
Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 2011.
Греков Б. Д. Киевская Русь. М7, 1953.
Седов В. В. Славяне. Древнерусская народность. М., 2005.
Рыбаков Б.А. Ранняя культура восточных славян// Исторический журнал. 1943. № 11-12.
Цезарь Гай Юлий Записки. Пер. М.М. Покровского под редакцией А.В. Короленкова. М., 2004.
Косидовский З. Библейские сказания. Сказание Евангелистов. М., 1990.
Die Slawen in Deutschland. Herausgegeben von J. Herrmann, Berlin.1985.
Была ли дружина у ранних славян?
Славянский воин на Востоке VII в. Реконструкция автора
Вступление
В предыдущей статье на «ВО» мы затронули тему собственно военной организации ранних славян в рамках родового строя, а также вопрос об отсутствие военной «аристократии» на данном этапе развития. Теперь мы обратимся к другим военным институтам: князю и дружине в период VI—VIII вв. Спорные вопросы этой проблематики будут рассмотрены в этой статье.
Военный предводитель
Собственно термин «князь», согласно общепринятому в науке взгляду, был заимствован протославянами у германцев, хотя восточногерманские племена (готы) не знали этого наименования. Идея о том, что термин этот славянского происхождения, распространения не получила («торчащий, выдающийся»).
Племена или союзы племен возглавляли чаще всего или прежде всего «цари»-жрецы (вождь, господин, пан, шпан), подчинение которым основывалось на духовном, сакральном начале, а не под воздействием вооружённого принуждения. Вождь племени Валинана, описанный арабом Масуди, Маджак, по мнению некоторых исследователей, как раз и был прежде всего таким сакральным, а не военным предводителем (Алексеев С. В).
Впрочем, нам известен первый «король» антов с говорящим именем Бож (Boz). Исходя из этимологии данного имени, можно предположить, что антский правитель прежде всего был верховным жрецом этого союза племен. А вот что писал по этому поводу автор ХII в. Гельмольд из Босау про западных славян:
«Король же находится у них в меньшем почете по сравнению с жрецом [бога Святовида. – В.Э.] почете».
Недаром в польском, словацком и чешском «князь» – это священник (knez, ksiąz).
Таким образом, первоначальной, главной ипостасью главы рода была жреческая функция как осуществление связи общества с богами.
Другой, можно сказать, естественной деятельностью была судебная власть, если в рамках рода, то это право имеет, так сказать, органический характер. Оно проистекает из права глав рода казнить и миловать. А вот с ростом количества родов возникают и племенные судьи, которыми могли являться всё те же главы старшего рода. В их функции входило решение проблем между членами одного племени, но разных родов.
Значительно позднее, в период возникновения польского государства, мы имеем сведения из «Дагоме кодекс», где основатель польского государства Мешко — «судья». На этот счет есть различные мнения. Нам представляется, что выводы, сделанные на сравнительном материале из библейской истории, наиболее ясно объясняют этот институт: согласно Библии, судья — это владыка, избранный Богом, но не «король». А судьи Ветхого Завета — это и есть старейшины-правители.
Самуил, к слову, и верховный жрец, и судья, но не военный предводитель (Горский К.).
То есть Мешко был прежде всего главой племенного союза полян (поляков), где в управлении ключевая функция и была судить и «рядить», кстати говоря, в тексте указаны четверо судей, которые управляют полянами (поляками). Военная функция все ещё оставалась вторична, но в условиях, когда Польша была на пороге раннегосударственного образования, вышла на передний план: военная власть стала публичной.
Стоит отметить, что жена Мешко, дочь маркраграфа Дитриха (965-985 гг.), названа в источнике термином «сенатор» (senatrix), и, если исходить из римской политической традиции, «сенатор» соответствует скорее не «судье», а старейшине (старик — senex), впрочем, как раз старейшина рода и исполнял роль «судьи».
Таким образом, изначально глава рода, а за ним и племенной организации обладал двумя важнейшими для родового общества функциями: жреца и судьи.
В условиях земледельческого общества важнейшей естественной функцией было понимание сельскохозяйственного цикла и «контроль» над стихией, ею мог обладать только «пожилой» человек, который просто имел больший естественный опыт, таким выступал старейшина или глава рода. Военная функция была вторична на данном этапе и становилась важной в случае внешней агрессии или миграции рода.
Впрочем, часто «верховные» жрецы могли выступать в роли и военного предводителя, не в силу «установившегося порядка», которого на данном этапе и не было, а в силу желания или возможностей, как писал Дж. Дж. Фрэзер:
«Заметив, что древние цари обычно были и жрецами, мы далеко не исчерпали религиозную сторону их функций. В те времена божественность окутывала царя, была не пустой фразой, а выражением твердой веры…Так, от царя часто ожидали воздействия в нужном направлении на погоду, чтобы зрели посевы и т.д.».
Аммиан Марцеллин наблюдал такую же ситуацию у племен бургундов (370 г.):
«Цари носят у них одно общее имя «гендинос» и по старинному обычаю теряют свою власть, если случится неудача на войне под их командованием, или постигнет их землю неурожай».
Таковыми изначально были функции и у царей (rex) Рима, скандинавских конунгов и древнегреческих базилевсов. Здесь же находится и последующий источник сакрализации власти.
У некоторых германских племен, о чем мы знаем из источников, в частности, у франков, готов в VI веке, а, возможно, и ранее, складывается представление о том, что королём всего народа должен быть представитель одного из знатных родов (Меровинги, Амалы), но на практике это было не всегда так, и выбор всего народа часто падал на вождей доблестных и воинственных, но не относящимся к указанным родам, например, готы в Италии в VI в. выбирали королей не обязательно из одного рода Амалов (Санников С.В.).
У славян в рассматриваемый период «князья», или, правильнее сказать, военные предводители, были необходимы только для отправления военных функций, переход к ним публичной власти не происходил. Как писал Цезарь о похожем состоянии германского общества:
«Когда община ведет оборонительную или наступательную войну, она выбирает для руководства ею особую власть с правом жизни и смерти. В мирное же время у них нет общей для всего племени власти, но старейшины областей и пагов творят суд среди своих и улаживают их споры».
Таким образом, можно сказать о том, что управление обществом осуществлялось на уровне рода — старейшинами. Объединение родов, да и племен могло происходить только на сакральной основе, а «князья» были лишь военными предводителями, иногда, возможно, одновременно и главами родов.
Если функция главы рода и военного вождя совпадала, то её носитель руководил сообществом, но если он был только военным предводителем, то вне военной экспедиции или угрозы такой вождь не имел публичной власти.
Славянский воин на Востоке VII в. Источники: 1. Фибула VII-VIII в., найденная в р-оне Звонецкого порога, Днепр, Украина. 2. Крайне редкое изображение доспеха на основе кольчуги. Серебряная византийская тарелка 629-630 гг., Кипр. 3. Таксофаретра, или единый комплекс для лука и стрел. Описан в «Стратегиконе» Маврикия. Изображение: костяная пластинка. Орлатское кладбище. I—V вв., Самарканд. 4. Наконечник пики. VI—VII вв., с. Тополи (Харьковская область, Украина). 5. Удила византийского круга. Испания, VII в. 6. Стремена. VII в., с. Тополи (Харьковская область, Украина)
Дружина
В данном случае, употребляя термин «дружина», мы говорим не о дружине вообще, а о военно-полицейском институте. Учитывая наличие его во всех славянских языках, надо понимать, что под дружиной понимался не только указанный институт. Так, думается, ватага молодежи одного возраста и из одного племени, предпринимавшая набег, поход-инициацию и т. п., тоже называлась дружиной, но для нас важна не всякая дружина, а таковая как институт оформления публичной профессиональной власти.
Такая дружина — это, во-первых, структура, отрицающая родовое устройство общества, в её основе лежит принцип не родовой, а личной преданности, во-вторых, она стоит в не общинной организации, она оторвана от неё социально и территориально (Горский А. А.).

Фибула VII-VIII в. найдена в р-оне Звонецкого порога, Днепр, Украина. Рисунок О. М. Приходнюка
Что касается периода VI—VIII в., то о наличии дружин нет никаких свидетельств в источниках. Несмотря на это, большое количество специалистов считает, что дружина у славянских племен была уже в VI (или даже V) веке.
Авторы советского периода исходили из удревления возникновения классового общества у славян, у восточных славян в частности. Поэтому и указывали, что все государственные институты, включая дружины, начали формироваться во время движения славян на юг и запад. Современные авторы тоже модернизируют ситуацию, используя, например, такие термины, как «властные центры» ранних славян, игнорируя реальную картину развития родоплеменных и догосударственных структур в их поступательном развитии.
При таких выводах не совсем понятно резкое отставание социальных институтов славян от их соседей с Запада, «отставание», объясняемое только тем, что славяне вступили позже на путь исторического развития и возникновение структур общества происходило постепенно.
Фрагмент. Серебряная византийская тарелка из цикла «Истории о Давиде». 629-630 гг. Кипр. Музей Метрополитен. Нью-Йорк. США. Фото автора
Повторюсь, в истории любого этноса встречается масса факторов, резко влияющих на их развитие, важнейшим из которых была война, но прежде всего в случае со славянами это вступление на путь исторического развития значительно позднее соседей и в условиях существенно более сложных по сравнению с ними.
В условиях родоплеменного строя, когда князь или вождь выступает лишь предводителем племенного ополчения в период набега или военной опасности, дружина не может существовать. Поэтому о ней и не сообщают исторические источники этого периода. Одно дело «дружина» для совместного единовременного похода, другое дело — структура, состоящая из профессиональных, то есть живущих только войной или княжеским содержанием воинов, находящихся под одной крышей и связанной клятвами верности со своим вождем.
Знаменательно, что у Цезаря в его записках о галльской войне дружину у германцев, в отличие от галлов («сольдурии»), невозможно разглядеть, а вот у Тацита она уже выступает отчетливо, а разница между жизнью авторов — всего 100 лет. Так, военный племенной предводитель херусков Арминий, сокрушивший в 9 в. римские легионы в Тевтонбургском лесу, был убит соплеменниками за посягательство на звание rex, то есть при попытке быть не только военным предводителем (кунингом), но и получить публичную власть.

Наконечник пики. VI—VII в., с. Тополи (Харьковская область, Украина). ГИМ. Москва. РФ. Фото автора
Дружина – неотъемлемый инструмент формирования протогосударственных отношений посредством насилия, но в условиях, когда славянское общество было неспособно нести дополнительную материальную нагрузку и само жило (выживало) посредством приобретения войной прибавочного продукта, дружина возникнуть не могла. Легендарный Кий (приблизительно VI в.) хотел основать новый город на Дунае, будучи в походе со всем своим родом (мужской частью), а не с дружиной. Это как раз и объясняет ситуацию, когда в войне гепидов и лангобардов на стороне гепидов в 547 (или 549) году воевал Ильдигес, потерявший лангобардский престол, с «множеством склавинов» из Панонии. После заключения перемирия он бежал к склавенам за Дунай, а впоследствии двинулся в поход на помощь готам Тотилы во главе 6 тысяч склавинов. В Италии они разбили отряды ромейского командира Лазаря, чуть позже Ильдигес, не соединившись с готами, ушел к склавинам.
Не приходится говорить, что людей, живших только войной, или дружинников в таком количестве быть не могло, но такое число могло дать только племенное ополчение. Снова приходит сравнение с походом «рода» Кия, тем более что «с готами он [Ильдигес. — В.Э.] не соединился, а перешел реку Истр и удалился снова к склавинам». Очевидно, со всем склавинским ополчением, участвовавшем в походе и, вероятно, выполнившим свою задачу по «обогащению» в раздираемой раздорами Италии, тем более что про столь большой контингент в Италии больше не упоминается. Для сравнения: в этот период, в 533 г., в походе в Африке у византийского полководца Велисария была тысяча герулов, Нарсес привел с собой в Италию 2 тыс. герулов, что существенно обескровило племя герулов. В 552 г. он же нанял для войны в Италии 5000 лангобардов, которые тоже вернулись к себе в Паннонию, и т. п.
Рассмотрим еще одну ситуацию, проливающую свет на род как структурную единицу славянского общества, в том числе и военную.
Юстиниан II в 80-е годы VII в. активно боролся со Склавиниями в Европе, после чего он организовал переселение славянских племён (одних по принуждению, других по соглашению) на территорию Малой Азии, в Вифинию, фему Опсикий, на важнейшую для империи границу с арабами. Здесь были созданы военные поселения во главе со славянским «князем» Небулом. Только «отборное» войско славян, без жен и детей, составляло 30 тыс. воинов. Наличие такой силы дало повод неуравновешенному Юстиниану II разорвать мир с арабами и начать боевые действия. В 692 г. славяне разбили войско арабов во Второй Армении, но те прибегли к хитрости и подкупили вождя славян, послав ему колчан, набитый деньгами, большая часть его войска (20 тысяч) перебежала к арабам, в ответ психически больной Юстиниан истребил оставшихся жён и детей славян. Бежавшие славяне были поселены арабами в Антиохии, создали новые семьи и совершали разрушительные набеги и походы в пределы Византии.
Я далек от утверждения, что «род» — это только мужская его часть, но произошедшее в Малой Азии говорит о том, что «род» мог быть создан и заново как в Антиохии, так и в новом городе на Дунае, как в случае с Кием, да, кстати, и в случае с «родом русским» первого века Русской истории.
В «Чудесах Св. Дмитрия Солунского» описывается большое войско, которое «целиком состояло из отборных и опытных воинов», «избранный цвет всего народа славян», «силой и смелостью» превосходившее воевавших когда-либо против них. Этот отряд из 5 тысяч отборных славянских воинов некоторые современные исследователи называют дружиной, с чем трудно согласиться (как с размером дружины, так и с существованием ее как института в это время, согласно доводам, приведенным выше).
Те данные, которые мы имеем о боевых действиях славян в VII в., никак нельзя интерпретировать как совместное применение дружин и ополчения: даже Само, который был избран «королем» большого протогосударственного объединения, направленного против серьезного и полностью милитаризированного общества авар, не имел дружины. Он имел 22 сына, но не один из них не наследовал «королевскую» власть, тем более, как можно предполагать, не имел дружины, с помощью которой могли побороться за власть.
Как письменные, так и тем более археологические источники этого периода не позволяют нам говорить о профессиональной дружине. И, как писал Иванов С.А., кстати, сторонник возникновения дружины в этот период:
«…но такой важный элемент образования государства, как дружина, нигде прямо не упоминается».
Что естественно, так как славяне стояли на догосударственной стадии развития.
Попытки интерпретировать эту структуры на основе наличия элементов богатого вооружения, указанных в источниках имен вождей и наемников, не имеют под собой основания (Казанский М. М.).
Удила византийского круга. Вестготы. Испания. VII в. Музей Метрополитен. Нью-Йорк. США. Фото автора
Что вполне очевидно, так как славянское общество не было раннегосударственным. Мнения по поводу наличия дружин в это время носят спекулятивный характер и ни на чем не основаны.
Следует отметить, что, как и в начале эпохи викингов, в военном плане ополченец мало отличался от дружинника, в отличие от расхожего современного представления о «суперпрофессиональных» дружинниках, так как жизнь свободного-воя была полна опасностей и, собственно, походила на постоянную то ли подготовку к войне, то ли уже войну: охота, земледелие в условиях возможных налетов и пр.
С возникновением дружины (не только военного, но и «полицейского» института, занимавшегося сбором дани) разница между дружинником и свободным общинником состояла в том, что дружинник только воевал, проводя время в праздности, а вой – и пахал и воевал.
И последнее, на что мы уже обращали внимание в статье на «ВО» «Славяне на Дунае в VI в.», по сообщению Прокопия Кесарийского, у славян «один только бог, творец молний, является владыкой над всеми», нет речи о Перуне как боге войны или дружинном боге, как это сталось в Х в. на Руси, когда Перун «прошел» определенную эволюцию развития.
Таким образом, можно констатировать, что в ранний период славянской истории в рамках социальной структуры можно наблюдать начало выделения военной знати, формирующейся в ходе набегов и походов, но ни об оформлении княжеской власти, тем более о дружинах говорить не приходится, так как это атрибуты сообщества, находящегося на стадии предгосударственной или раннегосударственной, чего нет у славян в этот период. Конечно, возможно, глава племени или рода мог иметь некий «двор» как прообраз дружины, но говорить о профессиональных дружинах в этот период преждевременно.
Другие структуры военной организации ранних славян мы рассмотрим в следующей статье.
Источники и литература:
Адам Бременский, Гельмольд из Босау, Арнольд Любекский Славянские хроники. М., 2011.
Аммиан Марцеллин Римская история. Перевод Ю.А. Кулаковского и А.И. Сонни. СПб., 2000.
Цезарь Гай Юлий Записки. Пер. М.М. Покровского под редакцией А.В. Короленкова. М., 2004.
Прокопий Кесарийский. Война с готами / Перевод С. П. Кондратьева. Т.I. М., 1996.
Феофан Византиец. Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. Приск Панийский. Сказания Приска Пенийского. Рязань. 2005.
Свод древнейших письменных известий о славянах. Т.II. М., 1995.
Алексеев С. В. Славянская Европа V—VI веков. М., 2005.
Горский А.А. Древнерусская дружина (к истории генезиса классового общества и государства на Руси). М., 1989.
Иванов С. А. Прокопий Кесарийский о военной организации славян// Славяне и их соседи. Вып.6. Греческий и славянским мир в среднее века и раннее новое время. М., 1996.
Казанский М.М. О военной организации славян в V—VII веках: вожди, профессиональные воины и археологические данные // «Огнем и мечом» Stratum plus №5.
Ковалев С.И. История Рима. Л., 1986.
Санников С.В. Образы королевской власти эпохи великого переселения народов в западноевропейской историографии VI века. Новосибирск. 2011.
Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. М., 1980.
Щавелева Н.И. Польские латиноязычные средневековые источники. Тексты, перевод, комментарии. М., 1990.
Этимологический словарь славянских языков, под редакцией О. Н. Трубачёва. Праславянский лексический фонд. Вып. 13, М., 1987.

Свежие комментарии